О внедрении арт-терапевтической программы психолого-педагогической коррекции тревожности старших дошкольников

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Смолина М. Н. О внедрении арт-терапевтической программы психолого-педагогической коррекции тревожности старших дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S1. – С. 111–115. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75023.htm.
Аннотация. В статье раскрыто исследование необходимости внедрения программ коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста, показаны валидные и надежные методы такого исследования, предложена арт-терапевтическую про-грамму психолого-педагогической коррекции тревожности старших дошкольников.
Раздел: Комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Смолина Марина Николаевна,студентка факультета психологии ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинскsmolina2016@inbox.ru

О внедрении арттерапевтической программы психологопедагогической коррекции тревожностистарших дошкольников

Аннотация. В статье раскрыто исследование необходимости внедрения программ коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста, показанывалидные и надежные методы такого исследования, предложена арттерапевтическую программу психологопедагогической коррекции тревожности старших дошкольников.Ключевые слова: внедрение, старший дошкольник, тревожность, мотивационная сфера, психологопедагогическая коррекция, программа.Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

В старшем дошкольном возрасте (5,5–7 лет) отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечнососудистой, эндокринной, опорнодвигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка в период от 5,5 до 7 лет свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки, связанные с систематическим школьным обучением. Старшие дошкольники перестают быть наивными и непосредственными, как раньше, становятся менее понятными для окружающих. Причиной таких изменений является дифференциация (разделение) в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни. Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего социального «Я», формирование внутренней социальной позиции. В ранние периоды развития дети еще не отдают себе отчета в том, какое место они занимают в жизни. Поэтому осознанное стремление измениться у них отсутствует. Важнейшим изменением в мотивационной сфере старших дошкольников выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением целей. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства, ранее отсутствовавшие или наблюдавшиеся в зачаточном состоянии. К изменениям в эмоциональной сфере приводит установление иерархии мотивов. Выделение основного мотива, которому подчинена целая система других, стимулирует устойчивые и глубокие переживания, эмоциональную неустойчивость, тревожность (В.И. Долгова, Г.Ю. Гольева, А.И. Захаров, А.М.Прихожан, Т.Л. Шишова [3, 5, 7, 8]).Названные работы помогли нам не толькоосвоить теоретические предпосылки исследования эмоциональную неустойчивости и тревожность, но и отобрать необходимые для изучения состояния проблемы методы: методику «Тест тревожности»(Р.Тэммл,М. Дорки, В. Амен), рисуночный тест «Кинетический рисунок семьи», методику «Кактус».В нашем эксперименте участвовало 34 старших дошкольника, посещающих МАДОУ ЦРР ДС №408. 17 человек в одной группе, 17 в дошкольников посещают другую группу. 19 девочек и15 мальчиков. Все дошкольники развиваются соответственно возрастным критериям.Группы по количественному составубольшие, поэтому в нём существуютгруппировки по месту проживания детей и общим интересами. Дети относятся друг к другу положительно, готовы прийти на выручку. Мальчики и девочки дружат между собой, исключение составляет один мальчик, который иногда становится объектом неприязни некоторых учеников. Руководитель группы делает многое, чтобы сплотить коллектив.В групповых же соревнованиях главным стержнем служат интересы группы, а успех или неудачу делят все вместе, сила и количество негативных экспрессии снижается, ведь на общем фоне группы личные удачи и неудачи менее заметны.Уровень умственного развития в группах достаточно высокий. Дошкольники переживают удачи и неудачи своего коллектива. При проведенииобщественных мероприятий стараются держаться вместе. В группе отсутствует ярко выраженный лидер. Любой из дошкольников в определённой ситуации может им стать и повести за собой остальных. Большинство детей групп открыты и легки в общении, но есть закрытые, тревожные и недоверчивые дети. За небольшим исключением класс неконфликтен, дети легко идут на контакт с педагогами, вовлекаются в различные виды деятельности.Результаты изучения дошкольников по методике «Тест тревожности». Для определения детей с высокой тревожностью и выделения их в группу для прохождения коррекции был проведен «Тест тревожности» В. Амена, М. Дорки. Результаты диагностики заносились в специальные протоколы и подвергались количественному и качественному анализу. На основании протоколабыл вычислен индекс тревожности (ИТ1). Процентное соотношение индексов тревожности по уровням можно представить графически (см.рис.1).Тест тревожности В. Амена, М. Дорки (n=34).

Рис.1.Распределение индексов тревожности участников эксперимента по уровням тревожности

3%70,5%26,5%0102030405060708090100Количество человек,%уровень тревожностинизкийсреднийвысокийИз рис.1видно, что: у 9 участников (26,5% выборки) высокий уровень тревожности, так какиндекс тревожности (ИТ1) выше 50%. Качественный анализ ответов детей показал, что в ситуациях обладающих высоким проективным значением –это одевание, укладывание спать в одиночестве, еда в одиночестве,ребенок и мать с младенцем, умывание, собирание игрушек,дети с высоким ИТ1делали чаще отрицательный эмоциональный выбор.У24 человек(70,5%выборки) –средний уровень тревожности, так какиндекс тревожности (ИТ1) от 20%до 50%. Отрицательный выбор –одеваться грустно, а не весело, не может надеть сандаль, не нравится умываться; положительный выбор–сейчас оденется и пойдет гулять, надевает новые туфельки.У 1 человека (3%выборки) низкий, так какиндекс тревожности (ИТ1) ниже 20%.Смысл почти всех ответов таков: «егозаставляют убирать игрушки, а ему(ей) не хочется», что определило подавляющие большинство отрицательных выборов. Положительные выборы таковы: 2 ответа «не знаю»у детей в группах с высоким и средним ИТ1, дети с низким ИТ1: «мама похвалит», «не знаю» –2 ответа, «она любит играть», «чисто в доме будет»,«интересно собирать».Именно эти ситуации вызывают негативные эмоцииу большинства детей, как с высокимтак и со средним и низким индексом тревожности.Для определения уровня тревожности детей дошкольного возраста использовали методику «Кинетический рисунок семьи».Детям предлагалось нарисовать свою семью. После завершениярисунка выясняется, кто нарисован; чем занимаются персонажи; им весело или грустно, почему; кто придумал то, чем они занимаются; кто самый счастливый, веселый и т. д.(в случае отказа расспросы прекращаются). Процентное соотношение участников экспериментапо уровням тревожности (см.рис.2):«Кинетический рисунок семьи»(n=34).

Рис.2. Процентное распределение участников эксперимента по уровням тревожности

«Кинетический рисунок семьи»

Из рис.2 видно, что у 9 человек (26%выборки) –высокий уровень тревожности–присутствовали признаки негативных переживаний–это и наличие штриховки, сильного нажима, изображение персонажей со спины, отсутствие улыбок, эмоциональные дистанции (большое расстояние между персонажами), занижение изображения себя, отдаление себя от остальных.Качественный анализ показал, что у 15%59%26%0102030405060708090100Количество человек,%уровень тревожностинизкийсреднийвысокийчеловек (59%выборки) –средний уровень тревожности, так кактакие проявления встречались редко. В единичном случае, как правило, врисунках этих детей размеры персонажей пропорциональны. В двух случаях ребенок первым изображал себя, что говорито том, что ребенок чувствует свою значимость по сравнению с остальными членами семьи, в другом случае ребенок тоже изображал первымсебя и очень большим, что свидетельствует о демонстрации ребенка и о высокой самооценки.У 5человек (15%выборки) –низкий уровень тревожности, так какрисунки носили позитивный характер, полностью отсутствовали признаки тревожности.Для определения эмоциональноволевой сферы ребенка мы использовали графическую методику «Кактус». На листе белой бумаги детям предлагалось нарисовать кактус. После завершения рисунка детям задавались вопросы:Этот кактус домашний или дикий? Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?Кактус растет один или с какимто растением пососедству? Кактусу нравится, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)?

Процентное соотношение признаков тревожности можно представить графически (см.рис.3):Графическая методика «Кактус»(n=34).

Рис.3.Процентное распределение участников эксперимента по уровням тревожности

Из рис.3 видно, что: У 8 человек (22,5%выборки) –высокий уровень тревожности, так какрисунки детей носили агрессивный характер –это изображение кактуса с большими иголками, тщательно прорисованными изаштрихованными,наличие сильного нажима. Непропорциональные размеры горшка и кактуса, кактус нарисован очень маленького размера. После завершения рисунка детям задавались вопросы: «Какой кактус дикий или домашний», чаще всего дети отвечали, что кактус дикий и растет в пустыне один, и дружить с другими кактусами не хочет. У 18 человек (55%выборки) –средний уровень тревожности. Качественный анализ показал, что дети рисовали сразу несколько кактусов, что они дружат между собой, за ними ухаживают.Наличие штриховки, сильного нажима, непропорциональности встречалось 22,5%55%22,5%0102030405060708090100Количество человек,%уровень тревожностинизкийсреднийвысокийкрайне редко. У 8 человек (22,5%выборки) –низкий уровень тревожности, так какрисунки участников эксперимента носили положительный характер, отсутствовали признаки негативных переживаний.Анализ результатов констатирующего эксперимента выявил, что основное количество негативных выборов дети делали приработе с ситуациями несущими высокую проективную нагрузку (ситуация ревности, потребность в родительском присутствии, боязнь наказания, потребность в родительском внимании, потребность в общении со сверстниками). Именно эти ситуации вызывают негативные эмоции у большинства детей, как с высоким, так и со средним, и низким индексом тревожности. Выявленные проблемы помогли нам далее составить арттерапевтическую программу психологопедагогической коррекции тревожности старших дошкольников, при составлении программы мы учитывали закономерности внедрения инновационных технологий (В.И.Долгова, О.А.Шумакова[2, 4]).При всем многообразии различных форм арттерапевтической работы и значительных различиях между отдельными группами детей, имвсем присущи некоторые общие особенности, которые необходимо учитывать (М.Бетенски, Д.Маклаган[1, 6]). Одна из этих особенностей заключается в том, что дети в большинстве случаях затрудняются в вербализации своих проблем и переживаний. Невербальная экспрессия, в том числе изобразительная, для них более естественна. Это тем более значимо в тех случаях, когда у ребенка имеются те или иные речевые нарушения. Следует принимать во внимание и то, что дети более спонтанны и менее способны к рефлексии своих чувств и поступков. Их переживания «звучат» в изображениях более непосредственно, не пройдя «цензуры» сознания. Поэтому их переживания, запечатленные в изобразительной продукции, легко доступны для восприятия и анализа.Условия проведения занятий. Программа содержит целенаправленные занятия по коррекции тревожности у детей дошкольного возраста. Вся программа длится 2месяца, по 2 занятия в неделю. Продолжительность каждого занятия –20–25 минут. Занятия проводились в специальном оборудованном кабинете, гденаходятся различные игрушки, материалы для рисования и поделок, аудиокассеты с записями спокойной и ритмичной музыки. Цель: психопрофилактика и псикоррекция тревожности детей старшего дошкольного возраста (6–7 лет).Этапы коррекционной программы:Ориентировочный этап.1.Установление положительного эмоционального контакта с детьми.2.Ориентировка детей в правилах и нормах поведения на занятиях.3.Знакомство с детьми и установление первичных взаимоотношений.4.Диагностика поведения и деятельности детей;Этап объектирования трудностей развития и психотравмирующих ситуаций.1.Актуализация и реконструкция психотравмирующих ситуаций.2.Объектирование отрицательных тенденций личностного развития ребенка.3.Диагностика особенностей поведения ребенка в межличностном общении, в конфликтных ситуациях.4.Эмоциональное отреагирование ребенком чувств и переживаний, связанных с прошлым опытом взаимодействия. Конструктивноформирующий этап.1.Преодоление повышенной тревожности, страхов, фобических реакций.2.Формирование способности к произвольной регуляции своей деятельности.Развитие способности к эмпатии.4.Развитие способности к осознанию себя и своих способностей, преодоление неуверенности в себе, повышение самооценки.Обобщающезакрепляющий этап.1.Перенос полученных навыков по преодолениюстрахов в реальную жизнь.2.Перенос нового, положительного опыта в практику реальных взаимоотношений ребенка в семье и детском саду.3.Закрепление адекватных способов коммуникации и поведения ребенка.Каждое игровое занятие состоит из следующих этапов [26, с.47]:1.Приветствие. В начало занятия входит приветствие, которое выполняет функцию установленияэмоциональнопозитивного контакта.2.Разминка. Задача разминки –поднять мышечный тонус. «разогреть» внимание и интерес ребенка к совместному занятию, настроить его на активную работу и контакт со взрослыми. Для этого ыполняются упражнения –эмоционально подвижные.3.Основная часть. В основную часть занятия могут быть включены психогимнастические упражнения. Любое физическое движение в психогимнастике выражает какойлибо фантазийный образ, насыщенный эмоциональным содержанием. Тем самым объединяется деятельность ряда психических функций: мышления, эмоций, моторики.В сюжет каждого занятия обязательно включаются упражнения на эмоции и эмоциональный контакт. Эти упражнения направлены на развитие способности у детей понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно проживать. В эту часть занятия так же включаются игры направленные непосредственно на коррекцию тревожности.Дети подготавливаются к открытому выражению своих эмоций, активному общению, освобождается от напряженности, скованности.4.Заключительная часть. Эта часть занятия направлена на закрепление положительного эффекта, который стимулирует и упорядочивает психическую и физическую активность детей, на приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия, настроения.5.Окончание. Эта часть –плавный переход из «мира игры»в «мир реальности». Занятие завершается ритуалом прощания: улыбнись, потянись, подуй (в ладошки) и похлопай.Помимо коррекционной работы по снижению тревожности старших дошкольников проводилась работа с родителями и педагогами детей (Т. Л.Шишова[8]).В первую очередь проводилось предварительное занятие с родителями дошкольников, участвующих в эксперименте –цель которого, обоснование актуальности и важности формирования эмоционального благополучия и влияние его на личностное и психическое развитие ребенка.В ходе этого занятия выявились запросы родителей на коррекцию, ознакомление с правилами. Этапами прохождения программы. После принятия решения об участии в программе, проводилась минилекция на тему происхождения тревожности, о возможной проекции собственной тревожности родителей на ребенка, о влиянии психоэмоционального состояния родителей наформирование тревожности ребенка.Далее проводились консультации родителей и педагогов по закреплению у детей навыков, полученных на коррекционных занятиях.В ходе проведения коррекционноразвивающих занятий по снижениютревожности у старших дошкольников использовались различные упражнения, направленные на различные цели:Психогимнастические упражнения направлены на включение ребенка в процесс совместной работы.2.Релаксационные упражнения направлены на снятие мышечного эмоционального напряжения.3.Проективныеупражнения направлены на воспроизведение своей тревожности, именно эти упражнения несут основную коррекционную и диагностическую миссию. Проективная нагрузка заключается в том, что в ходе воспроизведения своей тревоги дети изображают и видят, что они могут изменяться и с ними можно бороться. А диагностическая нагрузка заключается в том, что экспериментатор может проследить количество и качество этих страхов и тревоги.4.Различные упражнения на формирование способов реагирования на ситуацию, тревожащую ребенка.ВыводыВнедрение арттерапевтической программы психологопедагогической коррекции тревожности старших дошкольников обеспечивает:снижение уровня тревожности, повышение уверенности ребенка в себе; развитие его компенсаторных возможностей; развитие эмоциональноволевой сферы; развитие коммуникативных навыков;психопрофилактику и создание условий, благоприятствующих личностномуи интеллектульному развитию ребенка, взаимопониманию с родителями, осознанию индивидуальных и возрастных особенностей ребенкаи освоению способов самостоятельной коррекции тревожности; созданию режима преемственности в системе детский сад –семья по воспитанию и обучению детей.

Ссылки на источники1.Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арттерапии. –М.: Издво ЭКСМОПресс, 2002. –256 с. 2.Долгова В.И. Инновационная культура: сущность и составляющие // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2001. № 2. С.2334.3.Долгова В.И., Гольева Г.Ю. Эмоциональная устойчивость как ключевая компетенция. –Челябинск: Издво «АТОКСО» , 2010. –184 с.4.Долгова В.И., Шумакова О.А. Психологические закономерности формирования инновационной культуры//Мир науки, культуры, образования. 2009. № 1. С. 206209.5.Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. –СПб.: СОЮЗ, 2000. –448с.6.Маклаган Д. Образ в арттерапии: от символа к эстетическим качествам // Исцеляющее искусство. –№ 1 –2001. –С.22 –387.Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. –Воронеж: Модек, 2000. –178 с.8.Шишова Т. Л. Родители и дети. Конфликт или союз? –М.: Зерна –Книга, 2012. –336 с.

Marina Smolina,student of Psychology Department, Chelyabinsk StateHydrated Pedagogical University, Chelyabinsk

smolina2016@inbox.ruOn the implementation of the art therapy program psychologicalpedagogical correction anxiety older preschoolersAbstract. In the article the study revealed the need to introduce Programs correction anxiety in children of preschool age, showing valid and reliable methods of this research, the proposed art therapeupolitical program of psychologicalpedagogical correction anxiety older preschoolers.Keywords:implementation, senior preschooler, anxiety, motivational sphere, psychologicalpedagogical correction program.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук