Формирование региональной идентичности гимназистов и проблемы ее исследования

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Амосова Е. А., Козлова Л. Н. Формирование региональной идентичности гимназистов и проблемы ее исследования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S2. – С. 6–10. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75052.htm.
Аннотация. Формирование региональной идентичности подростков и молодежи рассматривается как одно из условий развития территорий Российской Федерации. В статье обосновывается роль краеведения как ресурса формирования гражданской идентичности; анализируются структурные компоненты региональной идентичности: когнитивный (познавательный), эмоционально-ценностный (аксиологический), деятельностный (поведенческий); приводятся возможности дополнительных образовательных программ «Литература Вятского края», «История Вятского края», «Природа Вятского края», «Искусство Вятского края»; предлагается модифицированный опросник для школьников по определению уровня сформированности региональной идентичности.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Амосова Екатерина Александровна,заместитель директора по учебновоспитательной работе МОАУ «Гимназия имени Александра Грина», г. Кировrina.amosova.4715@mail.ru

Козлова Людмила Николаевна,учитель русского языка и литературы МОАУ «Гимназия имени Александра Грина», г.Кировschoolk3@mail.ru

Формированиерегиональной идентичности гимназистов ипроблемы ее исследования

Аннотация.Формирование региональной идентичности подростков и молодежи рассматривается как одно из условий развития территорий Российской Федерации. В статье обосновывается роль краеведения как ресурса формирования гражданской идентичности; анализируются структурные компоненты региональной идентичности: когнитивный (познавательный), эмоциональноценностный (аксиологический), деятельностный (поведенческий); приводятся возможности дополнительных образовательных программ «Литература Вятского края», «История Вятского края», «Природа Вятского края», «Искусство Вятского края»; предлагается модифицированный опросник для школьников по определению уровня сформированности региональной идентичности.

Ключевые слова:гражданственность, региональная идентичность, внешняя и внутренняя региональная идентификация, показатели сформированности региональной идентичности личности. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Краеведение в настоящее время получило новый импульс, связанный с усилением региональной политики, с социальным и экономическим развитием территорий. Региональные факторы приобретают приоритетное значение в экономике, в жизникаждого человека. Рост значения регионов в составе национального государства и наднациональных объединений как субъектов политического процесса выдвигает региональную идентичность как важную точку отсчета в динамике современного мира.В личностных результатах новых стандартов школьного образования прописаны требования по формированию гражданской и региональной идентичности, что предъявляет повышенное внимание к изучению краеведения как важного ресурса. Именно поэтому в Гимназии был разработан проект«Вятский край. Краеведение», способствовавший формированию гражданственности и региональной идентичности обучающихся, в интеграции формального, неформального и информального образования.Человек будущего –это не только человек мира, а в первую очередь человек, который чувствует свою сопричастность со своей малой родиной, с общностью исторических судеб, свойственной только группе своих земляков, с особенностями культуры Вятского края (материальной и духовной), воспринимает географическое единство территории, на которой родился и проживает. Эти элементы идентичности заложены в дополнительных образовательных программах по краеведению: «Литература Вятского края», «История Вятского края», «Природа Вятского края», «Искусство Вятского края».Мы прекрасно знаем, какое огромное значение для воспитания юной души, ее духовнонравственной составляющей имеют памятники истории, культуры, культурные ансамбли, историкогеографическая среда, превращающаяся в историкогеографический образ, экономический уклад, обычаи и традиции. Именно они влияют на поведение людей, бытовую и общественную сторону их жизни. Жизнь вятского народа–это жизнь наших предков, а отечественная история и история Вятского края –основа нашей национальной и региональной идентичности, культурноисторического кода.Региональная идентичность–часть социальной идентичности личности. Вструктуре региональной социальной идентификации присутствуют два основных компонента–знания, представления об особенностях собственной «территориальной» группы и осознаниесебя её членом, и оценка качеств собственной территории, значимость ее в мировой и локальной системе координат. Что же нужно осознать юному гимназистугражданину своей страны, чтобы понять, где ему продолжать обучение, где работать и жить дальше? Каковы этнические, социально–экономические, демографические и иные особенности его родного региона? Как помочь ему решит проблему осознанного выбора места для продолжения образования и дальнейшей жизни?Проблему формирования гражданственности и региональной идентификации обучающихся помогают решить ресурсы краеведения, в частности краеведческие программы, разработанные учителями Гимназии, охватывающие разные области краеведения Вятского края.Изучение историкокультурных условий родного края даёт возможность учителю преподавать историю и историческое краеведение на богатом конкретном материале, позволяет ему увязать общеисторические закономерности развития страны с особенностями развития родного края, а ученикам более глубоко осознать это. Важным психологическим компенсатором оказывается «идентичность места»: она может поддерживать необходимые для самоидентификации человека эмоциональные или иные символические опоры, а локальная идентичность –это самоотождествление человека со своей малой родиной, с местом проживания. Географическое краеведение помогает ученикам осмыслить свою причастность к Вятскому краю.В курсе географии родного края особое место отводится изучению природных ресурсов, проблемам их рационального и бережного использования, территориальной организации хозяйства. Подчёркивается специфика проявления общих экономикогеографических закономерностей на территории Вятского региона. С целью профориентации учащихся подробно рассматривается вопрос о трудовых ресурсах, профессиях, местных промыслах. Краеведческий материал при изучении курса «Природа Вятского края» предполагает работу на пришкольном участке, в летнем экологическом лагере. Выполнение школьниками летних заданий, включающих проведение, описание и оформление результатов наблюдений в природеза жизнью растений и животных, выращивание растений, способствует усвоению учащимися знаний о местной флоре и фауне, о биологических особенностях, экономическом и культурном значении типичных представителей природы своего края. Формирует у гимназистов надпредметные умения в практической деятельности.Программа «Искусство Вятского края» позволит совершать экскурсии по памятным местам края, в краеведческий музей, «заочные экскурсии»; походы и экспедиции по историческим местам, связанным с жизнью и деятельностью замечательных земляков, знакомиться с лучшими образцами народного искусства и фольклора, овладевать навыками художественного творчества. На основе этого формируются представления об уникальности и самобытности региона.«Литература Вятского края»–курс, который представляет оригинальный подбор литературного материала, отражающего народный взгляд на мир, то, что является истоками и основами литературы Вятки и национальной культуры в целом, духовнонравственными истоками, расширит читательский кругозор, поможет раскрыть ценностные сущности реального мира для гимназистов. Региональная идентичность может быть рассмотрена в очень широком диапазоне: от символического освоения пространства до региональной культуры, от ценностной основы закрепления социальной общности до использования региональной уникальности. Таким образом, введение национальнорегионального компонента содержания образования через дополнительные образовательные программы краеведения помогают гимназисту познать природу, население, экономику того края, где он живет, сформировать чувство личной причастности к происходящим в регионе событиям, воспитать истинного патриота и гражданина. Увидеть всю красоту своей малой Родины, осмыслить зависимость производственной деятельности человека от местной природы, ее ресурсов; принять активное участие в социально значимой деятельности по улучшению среды своего обитания, осознать свою региональную идентичность.Однако существует проблема исследования идентичности. Данный феномен ускользает от традиционных способов научного анализа, нет стандартных методов ее измерения. Нет разработанных критериев и показателей.Поэтому мы считаем, что проблему исследования идентичности уместнее рассматривать с точки зрения понятия и его структурных компонентов. Понятие «идентичность» имеет несколько значений, важнейшие из которых –взаимосвязанные категории «специфика» и «самосознание». Соответственно, региональная идентичность –это местные специфика и самосознание.Необходимо четко разграничивать понятия внешней и внутренней идентификации. Если речь идет о внешней региональной идентификации, то ее можно обозначить как процесс распознавания региональной идентичности извне (в более широком социальном пространстве), суть внутренней идентификации заключается в самостоятельном установлении и присвоении субъектом (жителем региона) собственных социальных свойств и особенностей региона (исторических, политических, экономических, культурных и т. д.). Если опираться на мнение основоположника теории социальной идентификации А. Тэшфела[1]том, что социальные миры влияют на индивидуальный способ видения мира субъектом, то можно провести следующую параллель. Региональная идентичность устанавливается как результат двух процессов: объединения и различения. Истинное значение региональной идентичности связано со всеми сходствами и различиями, объединениями и противопоставлениями общественной жизни. В региональной идентичности можно выделить следующие структурные компоненты: когнитивный (познавательный), эмоциональноценностный, (аксиологический),деятельностный (поведенческий). Исходя из представленного содержания компонентов, можно определить показатели сформированности региональной идентичности личности. Для когнитивного (познавательного) компонента они будут следующими:наличие знаний об регионально интегрирующих и регионально дифференцирующих признаках родного народа;представление о своей региональной принадлежности;знание особенностей регионального (народного, местного) языка;наличие знаний о происхождении и основных этапах развития родного края;знание культуры и традиций Кировской области;знание региональных символов;знание знаменитых и значимых для Вятки людей;знание истории и культуры всех национальностей региона, области;наличие представления о территории и границах, географических особенностях;знание региональных праздников. Для эмоциональноценностного компонента можно выделить следующие показатели: эмоционально положительное принятие своей региональной принадлежности;принятие системы ценностей, выраженных в собирательном образе вятского человека;положительное отношение к народному (в том числе и диалектному) языку;уважительное отношение к представителям других народов и конфессий, проживающим в регионе;уважение к истории и культуре Вятского края, его культурным и историческим памятникам;эмоциональные переживания, связанные с жизнедеятельностью Кировской области, их устойчивость, глубина;проявление интереса к своему краю/области.Показатели сформированности деятельностного (поведенческого) компонента: понимание народного языка Вятского края, любование богатством и мудростью слова; присвоение присущих лучшим представителям Вятского края особенностей поведения (доброта, скромность, трудолюбие и другое); положительные действия (поддержка, одобрение, помощь) по отношению к людям труда и представителям других национальностей, проживающих на территории;участие в общественных мероприятиях города и области;участие в труде во благо процветания края и для личностной самореализации;участие в охране и восстановлении окружающей природы;проявление гражданских патриотических инициатив.На основе содержания структурных компонентов для гимназистов была составлена анкета –опросник, проведена пробная самодиагностика в 6,7,8хклассах, которая показала, что некоторые вопросы опросника в когнитивном компоненте и эмоциональноценностном компоненте оказались трудными для восприятия и понимания. Самыми понятными вопросами для детей были вопросы в деятельностном компоненте. Таким образом, пробная диагностика уровня региональной идентичности выявила проблемы восприятия и понимания в первых двух компонентах для учащихся основного уровня образования. Опросник был предложен для рассмотрения педагогам предметных кафедр Гимназии, которые внесли свои предложения, устраняющие проблемы восприятия и понимания, часть вопросов была сформулирована подругому, часть заменена.В 10х классах был предложенопросник, (составленный на основе материалов Г.В. Солдатовой и С.В. Рыжова) [2], выявляющий типы этнической идентичности. Определялисьтипы этнической идентичности: 1.Этнонигилизм. 2.Этническая индифферентность. 3.Норма (позитивная этническая идентичность). 4.Этноэгоизм. 5.Этноизоляционизм. По уровню выраженности соответствующего типа этнической идентичности и при сравнении результатов по всем шкалам можно выделить у опрашиваемого один или несколько доминирующих типов. Результаты опроса показали, что в 10хклассах уровень выраженности соответствует 4 баллам. Это норма (позитивная этническая идентичность).Следовательно, для формирования региональной идентичности остается важным изучение краеведения, содержание курсов которого помогают формировать личностные и надпредметные результаты. Следует продолжить также работу над совершенствованием опросника самодиагностики для учащихся основного уровня образования.

Ссылки на источники

1.Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: учеб. пособие для вузов. –М.: Аспект Пресс, 2002.–287 с.2.Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Прокофьева Т.Ю., Кравцова О.А. Психодиагностика толерантности личности.–М.: Смысл,2008.–172 с.

ПРИЛОЖЕНИЕАнкета для опроса учащихся 7–9хклассов(выборочно можно и для других ступеней образования)Iчасть 1)Назовите фамилии, имена и отчества Вашихпредков (в 2мили 3мпоколении), живших на вятской земле дедушки, бабушкипрадедушки, прабабушкипрапрадедушки, прапрабабушки2)Что памятного от Ваших предков осталось в семье?





3)Какие знаменитые землякивятчане прославили Кировскую область?в спортев культуре (литература, искусство, образование, история) в науке и технике, военном деле4)Какие народы (национальности) издавна живут в Кировской области? (не менее 3)





Что изображено на гербе Кировской области?





6)Перечислите музеи г. Кирова (не менее3)





7)Напишите, в каких городах Кировской областиплетут кружева –изготовляют меховые изделия –выпускают удобрения –8)Назовите реки области (не менее 3)





9)Назовите охраняемые растения области (не менее 3).





10)Продолжите: С.М. Киров –это

11)Назовите цвета флага Кировской области

IIчасть1)Считаете ли Вы себя местным жителем?данетне определился2)Если бы у вас была возможность выбирать, в каком городе жить, то Вы бы выбрали г. Киров?данетне определился3)Чем вятские люди отличаются от жителей других мест (не менее 3 качеств)?





4)Вспомните и напишите вятскую пословицу или поговорку. Что в ней особенного?

Какие, по Вашему мнению, образы, символы, мифы, традиционные вятские народные праздники создают неповторимый образ Кировской области? (не менее 3)





IIIчасть1)Согласны ли Вы с утверждением: «Нужно сделать всё возможное для сохранения местных различий в говорах, одежде, особенностях поведения, питания и т.д.»? да, потому чтонет, потому чтоне определился, потому что2)Согласны ли Вы с утверждением: «нужно сделать всё возможное, чтобы сохранить различия в архитектуре, внешнем облике городов области»?да, потому чтонет, потому чтоне определился, потому что3)Одобряете ли Вы деятельность в Кировской области по защите окружающей среды и культурного наследия?да, потому чтонет, потому чтоне определился, потому что4)Согласны ли Вы со следующими поговоркамиутверждениями: а) «Где бы ни жить, только б сыту быть»да, потому чтонет, потому чтоне определился, потому чтоб) «Где кто родился, там и пригодился»да, потому чтонет, потому чтоне определился, потому что5)Принимаете ли Вы участие в традиционных праздниках, организуемых в Кирове?да, потому чтонет, потому чтоне определился, потому что6)Читаете ли Вы местную прессу?да, потому чтонет, потому чтоне определился, потому что7)Являются ли для Вас значимыми передачи местного телевидения? да, потому чтонет, потому чтоне определился, потому чтоХотели ли бы Вы увековечить память о своих земляках, предках, о своей фамилии?да, потому чтонет, потомучтоне определился, потому что

Подведениеитогов в баллах1ячасть–максимальныйбалл –29 (по 1 баллуза каждый пункт ответа).2ячасть –максимальныйбалл –11 (по 1 баллу за каждыйответ«да и нет» вопросов 1–2) и по 1 баллу за последующие ответы.3ячасть –максимальныйбалл –27 (3 балла за каждый мотивированный ответ толькоиз «да», «нет»).Критерии До 49 баллов –недостаточный уровень сформированности региональной идентичности. 50–59 баллов –достаточный уровень сформированности региональнойидентичности.60–67 баллов –высокий уровень сформированности региональной идентичности.

Ekaterina Amosova,

Deputy director for teaching and educational work, Alexander Grin gymnasium, Kirov

rina.amosova.4715@mail.ruLyudmila Kozlova,Teacher of the highest category, Alexander Grin gymnasium, Kirov schoolk3@mail.ruFormation of Regional Identity of Gymnasium Students and Problems of Its ResearchAbstract.Formation of regional identity of teenagers and young people is regarded as one of the conditions of developing territories of the Russian Federation. The article explains the role of local history as a resource for the formation of civic identity; it analyzes the structural components of regional identity: cognitive, emotional and evaluative (axiological), and behavioral. The authors discuss possibilities of additional educational programmes "Literature of the Vyatka region", "History of the Vyatka region", "The nature of the Vyatka region", "The Art of the Vyatka region". The modified questionnaire is offered to determine the level of formation of students’ regional identity.Key words:citizenship, regional identity, internal and external regional identity, indicators of formation of personal regional identity.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Бажиным К. С., кандидатом педагогических наук, директором института педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет»