Развитие коммуникативной компетенции у младших школьников посредством курса внеурочной деятельности «Литература Вятского края»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Витвицкая Е. Ю. Развитие коммуникативной компетенции у младших школьников посредством курса внеурочной деятельности «Литература Вятского края» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S2. – С. 16–20. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75054.htm.
Аннотация. Содержание Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования устанавливает требования к метапредметным результатам освоения образовательной программы, составляющим основу умений учиться. В качестве ключевого определяется наличие сформированных коммуникативных универсальных учебных действий. В статье рассматривается технология развития коммуникативной компетенции младших школьников на примере курса «Литература Вятского края».
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Витвицкая Елена Юрьевна,заместитель директора по учебновоспитательной работе,учительлогопедМОАУ «Гимназия имени Александра Грина», г. Кировschoolk3@mail.ru

Развитие коммуникативной компетенцииу младших школьников посредством курса внеурочной деятельности «Литература Вятского края»

Аннотация.Содержание Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования устанавливает требования к метапредметным результатам освоения образовательной программы, составляющим основу умений учиться. В качестве ключевогоопределяетсяналичие сформированных коммуникативных универсальных учебных действий. В статье рассматривается технология развития коммуникативной компетенции младших школьников на примере курса «Литература Вятского края».Ключевые слова:универсальные учебные действия, коммуникативная компетенция, компоненты речевой деятельности, коррекция нарушений звукопроизношения, чтения и письма.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает требования к метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, включающим коммуникативные универсальные учебные действия (УУД), которые, наряду с регулятивными и познавательными УУД,обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться [1]. Коммуникативная компетенция‬умение, способность решать задачи общения, реализовать цели общения посредством данного языка [2]. Требования стандарта начального общего образованиявключаютумения активного использования речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий… для решения коммуникативных и познавательных задач, умение «осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации», «готовность слушать собеседника и вести диалог,излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих»[3].

Коммуникативная функция присуща языку и речи, основному средству человеческого общения. Кречевым навыкам в психолингвистике относят навыки смыслового анализа предмета речи и определения смысловых элементов содержания речевого высказывания; навыки речевого общения; навыки диалогической речи; навыки монологических высказываний, в том числе навыки пересказа, составления рассказаописания, рассказасообщения и др. А.А. Леонтьев писал, что сформировать речевой навык‬это значит обеспечить, чтобыобучающийся правильно построил и реализовал высказывание, при этом для полноценного общения необходимо уметь использовать речевые навыки для того, чтобы самостоятельно выражать свои мысли, намерения, переживания… [4].О.И. Золотова отмечает, что современные младшие школьники в разной степени испытывает трудности вовладении коммуникативной деятельностью, причинами которых могут быть снижение уровня читательской культуры, словарного запаса, низкий уровень речевого развития, речевые нарушения. Это могут быть особенности и неречевого развития: заниженная самооценка, эмоциональная неустойчивость, замкнутость. Это отражается на качестве речевых умений, способностей к конструктивному диалогу, социальной самореализации [5].Поэтому задачами коммуникативного развития являются развитие речи иречевых навыков, формирование речевых средств, в том числе обогащение словарного запаса, формирование словообразовательных, лексикограмматических навыков, а также использование речевых навыковв ситуациях различного коммуникативного поведения.Развитию коммуникативной компетенции младших школьников способствует курс внеурочной деятельности «Литература Вятского края». Учебнометодический комплект разработан и апробирован авторским коллективом под руководством директора Гимназии Е.В. Юдиной и научным руководством Л.А. Чуриной, заведующей кафедрой социальногуманитарного образования Института развития образования Кировской области, кандидата педагогических наук. Задачами курса являются:создать условия для формирования читательской компетенции младших школьников через изучение литературного наследия Вятского края; развивать устную и письменную речь, словарный запас обучающихся, сформировать основы их речевой и коммуникативной культуры; содействовать формированию умений анализировать художественный текст, сформировать на практическом уровне знания отдельных теоретиколитературных понятий; развивать творческие, познавательные способности учеников; сформировать основы проектных и исследовательских умений; информационных умений, поиска и работы с информацией [6].Реализация курса способствует повышению уровня читательской культуры младших школьников: желанию и умениям читать книги вятских писателей и поэтов, полно воспринимать и анализировать литературные произведения, учиться нравственным поступкам. Подбор произведений расширяет круг знаний о природе и жизни людей в Вятском крае, знакомит с различными жанрами литературных произведений. В содержание курса включены не только традиционно изучаемые в начальной школе сказки, пословицы, загадки, но и потешки, небылицы, прибаутки, сказания, народные песни [7]. Использование системнодеятельностного подхода при реализации курса способствует формированию основ коммуникативной компетенции в единстве всех видов речевой деятельности ‬слушания, говорения, чтения, письма;поиску и работе с источниками информации; формированию языкового чутья и чувства слова [8].

Формы и виды учебной деятельности по курсу «Литература Вятского края» способствуют активному формированию коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников через использование монологической и диалогической форм речи с применением речевых средств, адекватных речевой ситуации ‬в парной и групповой работе на занятиях, при чтении по ролям, на экскурсиях, в процессе бесед, сюжетноролевых игр, творческих конкурсов, фестивалей, викторин, посредством презентации творческих достижений, встреч с известными вятскими писателями и поэтами, в читательских конференциях, конкурсах исследовательских и проектных работ, инсценировках. Проведение внеурочных мероприятий курса: праздника вятского фольклора, праздника народной игрушки, литературнокраеведческого вечера «Праздник русской каши» развивают речевые и коммуникативные навыки младших школьников, формируютопыт коммуникационного поведения. При этом повышается самооценка, преодолевается замкнутость, формируется положительная эмоциональная мотивация к общению, способность к конструктивному диалогу.Курс внеурочной деятельности «Литература Вятского края» дает широкие возможности для развития речи младших школьников, индивидуального и дифференцированного подходов, в том числе к детям с нарушениями речи, что повышает возможности формирования их коммуникативной компетентности. Задания в рабочих тетрадях, хрестоматиях составлены таким образом, что они способствуют формированию читательской и коммуникативнойкомпетенций, речевых умений, творческих способностей на речевом материале, расширяют словарный запас учащихся. В сундучке «Вятский говорок» дети знакомятся с вятскими словами. В рабочих тетрадях представлена работа с пословицами, поговорками, чистоговорками, загадками, кроссвордами, с антонимами, синонимами; задания на составление словосочетаний, предложений, текстов.Развитие коммуникативных возможностей у младших школьников с недостатками речевого развития тесно связано с целенаправленной работой по формированию и развитию таких компонентов речевой деятельности, как звуковая сторона речи, звукослоговая структура слова, лексикограмматический строй, связная речь. На занятиях данного курса есть возможность осуществлять единый логопедический режим при чтении текстов рабочих тетрадей, хрестоматий вслух, декламации стихотворений учащимися с целью автоматизации звуков речи, поставленных и дифференцированных на логопедических занятиях. Задания в рабочих тетрадях: прочитай слова «по кругу», прочитай словосочетания, составь слова, допиши и прочитай слова, «собери» слова; чтение текстов в хрестоматиях способствуют устранению нарушений чтения. Интерес для коррекции нарушений звукопроизношения, чтения и письма представляют задания: «Какой звук встречается чаще других?», «Собери слова из букв», «Какие буквы потерялись?», «Составь слова из слогов», парами», «Каждой группе слов дай общее название», «Найдите лишнее слово», «Узнай значение слов», «Как в сказке звучат ласково слова? Напиши», «Собери слово и прочитай словосочетания», «Прочитай скороговорку», «Закончи цитатный план рассказа и перескажи», «Найди ключевые слова в тексте и используй их при пересказе» и др. Проставлено ударение в малоупотребительных, устаревших словах и дается их толкование («Сундучок слов»), предлагается объяснить смысл пословиц («Кузовок пословиц»). Для развития мелкой пальцевой моторики руки включены задания на рисование,иллюстрирование, раскрашивание («Ставни»). Есть задания на правильное построение и реализацию собственныхвысказываний обучающихся, на использование речевых навыков для самостоятельного выражения своих мыслей: закончить фразу, заполнить пропуски слов в тексте, ответить на вопросы, привести примеры, продолжить пословицу, сочинить стихотворение, составить рассказ, сказку, презентацию, написать отзыв по произведению, придумать задания для викторины, коллективное составление книжки и т. д. Таким образом, курс внеурочной деятельности «Литература Вятского края» способствует речевому развитию, повышению уровня читательской культуры, развитию речевых средств, устранению речевых нарушений младших школьников. Вместе с применением речевых умений в ситуациях, реализующих коммуникативное поведение младших школьников, курс содействуетразвитию коммуникативной компетенции у младших школьников в целом.

Ссылки на источники1.Федеральный государственный стандарт начального общего образования.‬URL: http://минобрнауки.рф/документы/92/, свободный.2.Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.‬URL: http://psychology_pedagogy.academic.ru/8082/Коммуникативная_компетенция, свободный3.Федеральный государственный стандарт начального общего образования4.ЛеонтьевА.А.Основы психолингвистики: учеб.для студ. высш. учеб. завед. ‬4е изд., испр.‬М.: Изд.центр Академия, 2005. ‬288с. 5.Золотова О.И.Развитие коммуникативной компетентности учащихся в урочное и внеурочное время.‬URL: http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98670034, свободный.6.ЧуринаЛ.А., Юдина Е.В. и др. Программы дополнительного образования «Литература Вятского края»: 1‬4 классы, 5‬11 классы. ‬Киров: ООО «АльфаКом», 2011.‬104 с. 7.Там же.8.Там же.

ElenaVitvitskaya,

Teacher Speech Therapist, Deputy director for teaching and educational work, Alexander Grin gymnasium, Kirovschoolk3@mail.ruDevelopment of Communicative Competence of Primary School Children through the Course of Extracurricular Activities “Literature of the Vyatka Region”Abstract.The contentof the federal state educational standard for primary education sets out requirements for metaobjective results of educational programmes that form the basis of learning skills. The key attention is paid to the presence of universal communicative learning activities. The article discusses the technology of developing communicative competence of primary school students at the example of the educational course "Literature of the Vyatka region". Key words:universal learning activities, communicative competence, components of speech activity, correction of mistakes in pronunciation, reading and writing.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Бажиным К. С., кандидатом педагогических наук, директором института педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет»