Учебное занятие для 8-го класса «Особенности рельефа Кировской области. Факторы образования морфоструктур и морфоскульптур»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Балахнина О. Б. Учебное занятие для 8-го класса «Особенности рельефа Кировской области. Факторы образования морфоструктур и морфоскульптур» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S2. – С. 11–15. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75053.htm.
Аннотация. В статье на примере урока по курсу «Природа Вятского края» демонстрируется технология формирования региональной идентичности у учащихся восьмых классов общеобразовательной организации; методы осознания региональной принадлежности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Балахнина Ольга Борисовна,учитель биологии и географии МОАУ «Гимназия имени Александра Грина», г. Кировschoolk3@mail.ru

Учебное занятие для 8гокласса «Особенности рельефа Кировской области.Факторы образования морфоструктур и морфоскульптур»

Аннотация.В статье на примере урока по курсу «Природа Вятского края» демонстрируется технология формирования региональной идентичности у учащихся восьмых классов общеобразовательной организации; методы осознания региональной принадлежности.Ключевые слова:личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные учебные действия; предметные результаты обучения, рельеф Кировской области.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Тема занятия: определение особенностей рельефа Кировской области. Типзанятия: урок изучения нового материала и первичного закрепления.Дидактическая цель: создать условия для применения знаний и практических умений в знакомой и новой ситуации.Задачи:Образовательная: способствовать формированию знаний об особенностях рельефа, а также о факторах формирования морфоструктур и морфоскульптур на территории Кировской области.Развивающая: способствовать формированию умений определятьособенностях рельефа Кировской области, характеризовать отдельные его элементы (черты), устанавливать причинно –следственные связи и связи между науками о природе, делать вывод, работать с понятийным аппаратом.Воспитательная: способствовать формированию познавательного интереса, навыков самостоятельной работы с источниками географической информации, географического мировоззрения.Методы и приёмы обучения: практический, исследовательский, наглядный, эвристическая беседа.Выбор методов и приёмов обучения обусловлен темой занятия ипоставленными целями. Формулировка целеполагания имотивации позволяет активизировать внимание учащихся с первых минут урока, понять почему изучение природы территории начинается всегда с изучения особенностей её поверхности.Составление общего описания рельефа и заполнение таблицы способствует широкому использованию разных источников географической информации.Изложениеинформации о морфоскульптурах Кировской области в виде презентации, рассказ учителя,заполнение предложенной таблицы, использование презентации и фотоматериалов позволяет использовать все каналы восприятия учащихся.Изучение рельефа родного края дополняет раздел «Рельеф России» курса географии 8гокласса «Природа России» и способствует реализации одного из принципов географической науки «От глобального к региональному и локальному», что формирует у учащихся, основы географической культуры и грамотности.Вывод по уроку и домашнее задание помогает увидеть проблему антропогенного воздействия на изменение поверхности территории нашего края с экологической точки зрения, Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная.Оборудование: атлас Кировской области, настенная географическая карта Кировской области и физическая карта России, атлас «География России», презентация, фотоматериалы.Планируемые метапредметные результаты:Личностные:определение внутренней позиции обучающегося по вопросамформирования рельефа Кировской области;формирование основ географической культуры и грамотности;

понимание актуальностиизучения особенностей рельефа территории как основы природы.Регулятивные:контроль и оценка своих действийпри работе с картой атласа, условными обозначениями, при заполнении таблиц, при работе с понятийным аппаратом;адекватное восприятие проблемы изменения рельфа территории в течение времени, приводящее в дальнейшем к изменению других компонентов природы и природных комплексов в целом.Познавательные:восприятиеи анализ информации о рельефе Кировской области;осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, атласов;установление причинноследственных связей в изучении данной проблемы.Структура урока:оргмомент;целеполагание и мотивация;актуализация;первичное усвоение материала;осознание и осмысление учебной информации;первичное закрепление учебного материала;информация о домашнем задании;рефлексия (подведение итогов).

Ход занятияОргмомент:Учитель определяет готовность к познавательной работе. Учащиеся проверяют готовность рабочего места.Создание благоприятных психолого –педагогических условий на уроке.Целеполагание и мотивация:Для создания рабочей атмосферы на занятии учитель приводит следующие слова: географы называют рельеф «каркасом природы», поэтому, чтобы лучше понять особенности природы любой территории, начинать ее изучение следует с рельефа.Актуализация знаний и умений:Учитель предлагает вспомнить что такое рельеф. Способы изображения рельфа на физических картах, абсолютная высота, относительная высота, эндогенные и экзогенные процессы рельефообразования, тектоника, геология, экология.

Первичное усвоение материала:Учащиеся под руководством учителя составляют общее описание рельефа Кировской области по физической карте России и по физической карте Кировской области.Территория Кировской области–это северовосточная часть Русской равнины с холмистым рельфом.Высоты изменяются от 56 до 337 м над уровнем моря при амплитуде абсолютных высот 281 м.На территории Кировской области можно выделить три крупные формы рельефа: на севере гряда Северных Увалов, на юге Вятский Увал, на северовостоке Верхнекамская возвышенность (самая высокая и наиболее древняя).Наиболее обширные возвышенности и низменности были заложены в позднем палеозое и мезозое.Главная роль в оформлении ведущих черт рельефа принадлежит тектонике. Неровности рельефа, созданные тектоникой, впоследствии подвергались выравниванию.Осознание и осмысление учебной информации:Сформулировать определения понятиям Морфоструктура и Морфоскульптура.Морфоструктура –это крупные элементы рельефа, сформировавшиеся под влиянием эндогенных (внутренних) процессов, тектонической деятельности, представленные возвышенностями и низменностями[1].Среди возвышенностей наиболее обширными являются Северные Увалы, Вятский Увал, Вятскокамская, а среди низменностей –ВерхнеВятская, КировоКотельничская, Ветлужская, ЯраноКокшагская, Кильмезская.Дать краткое описание возвышенностей по атласу Кировской области, данные занести в таблицу.

Название возвышенностиГеографическоеположениеВысотыГорные породыВремя образованияСеверные УвалыНа севере области, около 60с.ш.Преобладающие 200–220м, максимальная отметка 251мМоренные суглинки, флювиогляциальные пески.Мезозойская и перская системы, неогенчетвертичноеВерхнекамская возвышенность



Вятский Увал





Северные Увалы

Вятский Увал[3]

Верхнекамская возвышенность

Морфоскульптура –это элементы рельефа, сформировавшиеся под влиянием экзогенных (внешних) процессов, представленные речными долинами, оврагами, балками, моренными грядами и холмами, зандровыми равнинами, карстовыми пещерами, эоловыми равнинами, дюнами[2].Все эти формы рельефа созданы под влиянием внешних (экзогенных) процессов или процессов выветривания.Первичное закрепление учебного материала:Работа с понятиями.Реки в процессе своей деятельности вырабатывают отрицательные формы рельефа, называемые речными долинами. В нашей области речные долины в основном древние –доледникового возраста.

Овраги и балки–это эрозионные формы рельефа, образованные дождевыми и талыми снеговыми водами. От балки овраг отличается меньшими размерами, а на склонах и днище оврага, даже если он задернован, отсутствует почвенный покров зонального типа. Овраги наносят ущерб сельскому хозяйству.

Самая древняя и развитая овражнобалочная сеть на возвышенностях центральной части Вятского Увала.Зандровые равнины–сложены водноледниковыми песками и супесями. На территории области таковыми являются ВерхнеВятская, КировоКотельничская, ЯраноКокшагская, Кильмезская низины. Зандровые равнины заняты лесами и болотами и некоторых регионах называются полесьями.Карстомназывают процессы, возникающие в растворимых горных породах под совокупным действием поверхностных и подземных вод с образованием пустот и просадкой грунта. Карст характерен для центральной и южной частей области, где близко к поверхности подходят карбонатные породы, податливые к растворяющей деятельности воды.На территории области находятся три карстовыхрайона: Ивкинский, НемдинскоВятский (правобережный) для него характерны небольшие полости –пещеры, ЛевобережноВятский (Медведский).

Утёс ЧасовойЗараменская пещера на р.Немде

Утёс Часовой –это форма поверхностного карста, так называемые эрозионнокарстовые останцы. Высота 8 метров. Расположен на правом берегу реки Немды в окрестностях деревни Чибулат.Зараменская пещера –в нижнем течении реки Немды протяжённостью 10 метров [4].Эоловые равнины и дюны –это формы рельфа образовавшиеся в результате деятельности ветра. Равнины образуются путём выдувания песков из долин, а дюны –это песчаные холмы, различной формы и величины, имеющие параболическую форму. Вогнутая сторона дюн в нашей области чаще обращена к югу, она имеет пологий склон и указывает на образование их южными ветрами.

Информация о домашнем задании: 1.На контурной карте Кировской области отметить морфоструктуры (подписать их), подписать географические объекты (номенклатуру урока).2.Ответить на вопрос: как человек изменяет поверхность территории и какие формы рельефа при этом образуются.Рефлексия (подведение итогов):Рельеф Кировской области достаточно разнообразен, что обусловлено воздействием эндогенных и экзогенных факторов.Рельеф любой территории может изменяться во времени, под влиянием не только природных факторов, но и в результате хозяйственной деятельности человека. Приведите примеры уникальных форм рельефа, которые являются не только природными достопримечательностями Вятского края, но и являются объектами научных исследований.

Ссылки на источники1.URL: http://zemlja.clow.ru/texts/1640.htm,свободный.2.URL: http://encdic.com/geology/Morfoskulptura9038,свободный.3.URL: http://yandex.ru/images?uinfo=sw1920sh1080ww1324wh938pd1wp16x9_1920x1080,свободный.4.URL: http://letopisi.org/,свободный.

Olga Balakhina,

Scienceteacher,Alexander Grin Gymnasium, Kirovschoolk3@mail.ruCurricular Activity for the 8 Form“Peculiarities of Kirov Region’s Relief. Factors of Formation of the Landstructure and Mortspript”

Abstract. In this article the teacher shows the technology of formation of the regional identity of 8thstudents form of the educational organization learning the course subject “Nature of VyatkaRegion”, methods of Motherland,perception of regional identity. Key words:personal, regulatory, cognitive, communicative learning activities, the relief of Kirov Region, subjectspecific learning outcomes.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Бажиным К. С., кандидатом педагогических наук, директором института педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет»