Формирование надпредметных результатов гимназистов в ходе экскурсий и образовательных экспедиций (из опыта работы классных руководителей)

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Пупышева Л. Н. Формирование надпредметных результатов гимназистов в ходе экскурсий и образовательных экспедиций (из опыта работы классных руководителей) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S2. – С. 41–45. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75059.htm.
Аннотация. Внеурочная деятельность может рассматриваться как одна из форм развития уважения школьников к Родине. В статье обобщается инновационный опыт проектной деятельности общеобразовательной организации по формированию надпредметных результатов в ходе экскурсий на различных уровнях общего образования; дается анализ работы по комплексному патриотическому воспитанию обучающихся.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Пупышева Людмила Николаевна,заместитель директора по учебновоспитательной работе МОАУ «Гимназия имени Александра Грина», г. Кировschoolk3@mail.ru

Формирование надпредметных результатов гимназистов в ходе экскурсий и образовательных экспедиций(из опыта работы классных руководителей)

Аннотация. Внеурочная деятельность может рассматриваться как однаиз форм развития уважения школьников к Родине. В статье обобщается инновационный опыт проектной деятельности общеобразовательной организации по формированию надпредметных результатов в ходе экскурсий на различных уровнях общего образования; дается анализ работы по комплексному патриотическому воспитанию обучающихся.Ключевые слова:краеведение, надпредметные результаты, внеурочная деятельность, исследовательская и проектная деятельность. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В МОАУ «Гимназия имени Александра Грина»накоплен интересный опыт работы по краеведению во внеурочной деятельности. Все мероприятия проекта «Вятский край. Краеведение»условно делятся на три группы, в которыхгимназисты:выступают в роли потребителей краеведческой информации (уроки,кружки, факультативы);продолжаютученическую деятельность, начатую на занятиях кружков, факультативов, уроках;гимназисты применяюткраеведческие знания и умения. Д.С. Лихачев отмечал, точувство Родины нужно заботливо выращивать, и, если не будет корней в родной местности, в родной стороне, то будет много людей, похожих на растение перекатиполе [1]. Все начинается с начальной школы, где классные руководители организуют внеурочную деятельность детей, используя ресурс экскурсий и образовательных экспедиций по родному Вятскому краю, успешно формируютнадпредметные результаты. Начиная с первого класса, классные руководителивместе с родительским комитетом, планируют внеклассную работу с детьми, определяя места для экскурсионных поездок. Начинаетсязнакомство младших школьников с традициямии нравственноэтическимиценностями через целевые прогулки, выходы и выезды по городу, району, области, стране постепенно. Так, в первом классе гимназистыпосещают библиотеки, музеи, театры родного города. Во втором классе расширяют круг выездов до границ области, практикуют выезды в город Котельнич с посещением музеев и Динопарка, в город Слободской, в село Рябово Зуевского района, намалую родину выдающихся русских художников Виктора Михайловича и Аполлинария Михайловича Васнецовых. В третьем и четвертом классахвыезжают в другие города нашей страны, такие, как СанктПетербург, Москва, Нижний Новгород, Великий Устюг. Главный ожидаемый результат таких мероприятий заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей:красоты, добра, истины, творчества, гражданственности, патриотизма[2]. Естественно,во время экскурсий ученики самостоятельно приобретают новые знания о Вятском крае, когда в процессе поездки они делают «открытия для себя». Формируются личностные результаты:основы гражданской и региональнойидентичности личности; воспитываютсячувства гордости и уважения к культурному наследию своей области.В основной школе ребятатоже отдают предпочтение активному образу жизни, любят походы и экскурсии. Особое место классные руководители и учителяпредметники 5–7хклассов отводят экскурсиям по святым местам Вятки. Классный руководитель 7гокласса Ж.Г. Касимова считает, что Вятка –одно из самых удивительных мест России. И учащиеся должны знать о ней все. Воспитание с опорой на краеведение осуществляется ей по авторской программе «Ступени духовного роста», в которую включён раздел «Тропами предков». Эта программа позволяют учащимся быть не просто пассивными слушателями, но и самим принимать активное участие в занятиях. Привлекательной формой для ребят являются экспедиции и походы по Вятской земле. Походы планируются как пешеходные, так и выездные. Например, в 56 классе ребятам были предложены следующие пешеходные прогулки: «Вятский Арбат», «История Раздерихинского оврага», «Святыня Вятской земли», «Купеческая Вятка», «Дорога в космос»,ЗАО «Сувенир»(производство матрешки), аэропорт,Дымковская игрушка,ГТРК «Вятка», музей «Плацдарм».Вместе с родителями были совершены интересные выездные экспедиции:экскурсия по старому Слободскому тракту, «Великорецкий крестный ход», «Васнецовское кольцо», посещение конефермы в КировоЧепецке, экскурсионный тур в Рябово. Посещены все памятные храмы и соборы города. Во время каждого походаобращаетсявнимание ребят на красоту окружающего пейзажа, особенности архитектуры. Все это открываетмир прекрасного, ведет к пониманию и умению ценить свое, родное, местное.Детям в подростковом возрасте необходимо выезжать, знакомиться с заповедными местами Вятки, напрактике изучать их географические, исторические, этнокультурные достопримечательности. Свои впечатления учащиеся записывают в классный дневник, пишут сочинения и путевые заметки, которые оформляются в классныеученические сборники и печатаются силами родителей. Кроме этого появляются замечательные презентациии видео из фотографий, привезенных с экскурсий и поездок, сделанные руками подростков. Так во внеурочной деятельности продолжают формироваться коммуникативные и информационныеумения.В 8–9хклассах большое внимание уделяется исследовательской и проектной деятельности учащихся в научном гимназическом обществе «Парус». Образовательные экспедиции в этих классах носят целевой характер. Если это поездка в СанктПетербург, то ставится цель, узнать был ли в этом городе А.Грин, вятский писательромантик, имя которого носит Гимназия. Составляется план экспедиции. Собирается информация. По приезде домой участники экспедиции проводят обсуждение, делают выводы. Так поездка вИндию группы учащихся Гимназии имела цель познакомиться с образовательнойшкольной системой этой страны, Море воспоминаний, положительных эмоций и приобретение богатого социального опыта связано сэтой поездкойв марте 2013 года. Учащиеся познакомились с традициямии обычаями индийских семей, посещали занятия в Деликолледже города Индор, принимали активное участие на уроках географии, истории, химии, английского языка, в мастерклассе в стиле Варли. А после возвращения создали фильм о своей поездке и выступили перед коллективом учащихся с отчетом. Источником знаний о жизни и творчестве А. Грина стали поездки в Феодосию на международные гриновские чтения. Ученики Гимназии не только выступают там с исследовательскими работами по творчеству Грина, но и обогащаются новыми идеями, новыми знаниями, переоткрывающими для них уже известные факты.Так юные туристыкраеведы становятся исследователями, у них формируются исследовательские и проектные умения.В старших 10–11хклассах экскурсий и поездок меньше (ребята готовятся к экзаменам и поступлению в вузы), но они более целенаправленные. Чтобы иметь языковую практику по английскому языку группа гимназистов с педагогомотправилась в страны Скандинавии. Путешествие на пароме в Хельсинки и Стокгольм позволило учащимся познакомиться с традициями иобычаями Финляндии и Швеции. Гимназисты посетили сенатскую площадь с Кафедральным лютеранским собором Святого Николая, зданием Сената и памятником российскому императору Александру II Финляндии, Успенский собор, кафедральный собор православной церкви Финляндии, крупнейший православный храм Северной Европы, церковь Темппелиаукио, вырубленную в скале.Восхитились красотой Королевскогодворца –действующая резиденция шведской королевской семьи–а также церковью Риддархольмена, церковь в историческом центре Стокгольма, усыпальница шведских монархов до 1950 года. И конечно, пробовали себя в диалогах, общаясьс иностранными туристами.Классный руководитель Г.Н.Воронова, работающая в классе с углубленным изучением истории, в образовательных экспедициях расширяет спектр исторических знаний гимназистов.Неоднократноона возила учащихся в СПетербург, гдеони посетили Эрмитаж, Екатерининский дворец, Петропавловскую крепость, Русский музей, храмы СПетербурга, учебные заведения СПетербурга. Учащиеся в сопровождении Г.Н. Вороновой побывала в Москве,Нижнем Новгороде,Евпатории, Феодосии.Таким образом, педагог постоянно создает условия для активной познавательной деятельности учащихся в краеведческих экспедициях.В 2014 году учащиеся Гимназии в рамках Федеральной программы побывали в спортивнооздоровительном лагере «Горный. Гимназисты изучили Гриновские места Крыма: музей в Феодосии и Старом Крыму, посетили могилу Александра Степановича, систематизировали и обобщили много краеведческого материала о Грине. Погружение в историческую эпоху, присутствие на местах исторических событий осуществлялось в Севастополе: Сапунгора, Малахов курган, панорама Крымской войны, Владимирский собор с усыпальницей адмиралов. Учащиеся прикоснулись к историческим экспонатам в пещерном городе и в Бахчисарае, посетили Воронцовский дворец, Массандровский дворец,замок Ласточкино гнездо, доммузей Максимилиана Волошина,поднимались на потухший вулкан КараДаг. Вся экскурсионная деятельность в лагере повысила культурный уровень гимназистов и, конечно, формировала личностные ценности и смыслообразованияв душе каждого ребенка.Таким образом, анализ деятельности образовательного учреждения на позволяет утверждать, что педагоги Гимназии в тесном сотрудничестве с родителями и учащимися активно используют экскурсионный краеведческий ресурскак одно из направлений дополнительного образованиядляформировании надпредметных результатов.

Ссылки на источники1.Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном/Сост. и общая ред. Г. А. Дубровской. –Изд. 3е. –М.: Дет. лит., 1989. –238 с: фотоил. ISBN 50800206872.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»[Электронный ресурс]. –Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/6683

Lyudmila Pupysheva,

Deputy director for teaching and educational work, Alexander Green gymnasium, Kirovschoolk3@mail.ruFormation of Hyperobjective Results of Gymnasium Students during Excursions and Educational Expeditions (Based on Tutors’ Experience)Abstract.Extracurricular activities may be regarded as a form of developing students’ respect for the motherland. The article summarizes the innovative project experience of the educational organization aimed at forming hyperobjective resultsduring excursions at various levels of secondary education. It analyzes the work on integrated patriotic education of students.Key words:local history, hyperobjective results, extracurricular activities, research and project work.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Бажиным К. С., кандидатом педагогических наук, директором института педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет»