Учебное занятие для 6-го класса «Вятский край в древности»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Маркова Н. Е. Учебное занятие для 6-го класса «Вятский край в древности» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S2. – С. 36–40. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75058.htm.
Аннотация. В статье на примере урока исторического краеведения демонстрируется технология формирования региональной идентичности у учащихся шестых классов общеобразовательной организации; показаны методы развития положительного отношения к Отечеству, осознания региональной принадлежности.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Маркова Наталья Евгеньевна,учитель истории, обществознания и исторического краеведения МОАУ «Гимназия имени Александра Грина», г. Кировschoolk3@mail.ru

Учебное занятие для 6го класса «Вятский край в древности»

Аннотация.В статье на примере урока исторического краеведения демонстрируется технология формирования региональной идентичности у учащихся шестых классов общеобразовательной организации; показаны методы развития положительного отношения к Отечеству, осознания региональной принадлежности.Ключевые слова:личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные учебные действия; предметные результаты обучения, археологические памятники Вятского края.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Тип: урок изучения нового материала и первичного закрепления. Дидактическая цель: создать условия для усвоения и осмысления нового материала средствами технологии проблемного изложения.Образовательная: сформировать представления о важнейших археологических памятниках на территории Вятского края и их роли в изученииистории края, сформировать представления о том, как складывались территория и народонаселение нашего края в древности, выявить особенности их формирования.Развивающая: формировать и развивать учебноисследовательские умения учащихся, критическое мышлениечерез работу с исторической картой, с иллюстрациями, через постановку и поиск ответов на проблемные вопросы.Воспитательная: формировать такие ценности как любовь к родному краю, уважение к другим народам, уважение к памятникам истории.Форма работы:индивидуальная, фронтальная, групповая.Методы обучения: репродуктивный, частичнопоисковый, проблемный.Основные понятия: палеолит, бронзовый век, железный век, археологическая культура, ананьинская культура, вещественные (материальные) источники, культурный слой, археологический памятник, раскопки, селище, городище, могильник, курган.Планируемые результаты: Личностные УУДформирование положительного отношения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей региональной принадлежности, знание истории своего народа, Вятского края.Регулятивные УУД: умение выдвигать версии решения проблемы, поставленной на уроке; выбирать из предложенных учителем вариантов решения проблемы; осознавать конечный результат своего выбора;умение оценивать степень успешности своей учебной деятельности на уроке (тестрефлексия).Познавательные УУД:умение устанавливать причинноследственные связи, строить логические цепи рассуждений;умение строить умозаключение и делать выводы.Коммуникативные УУД:умение развёрнуто обосновывать и аргументировать собственные суждения;умение слышать суждения других учащихся;умение свободной работы с исторической картой и иллюстративным материалом.Планируемые предметные результаты:иметь целостное представление об историческом развитии Вятского края в древнейшую эпоху;уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историкогеографические объекты Вятского края;уметь соотносить исторические события в Вятском крае с общими явлениями и процессами мировой истории в древнейший период;указывать хронологические рамки и особенности древнейших периодов на территории Вятского края (каменный век, бронзовый век, ранний железный век);характеризовать археологические памятники древнейшейистории Вятского края.Перечень оборудования: историческая карта (атлас), раздаточный иллюстративный материал, мультимедийная презентация, мультимедийный проектор, компьютер.Ход занятия.I.Оргмомент

II.Актуализация и целеполаганиеУчитель:Составьте план урока исходя из темы. Какие вопросы мы должны обязательно рассмотреть, чтобы достигнуть цели урока?Ученики:Сегодня на уроке мы должны ответить на вопросы:Когда и где возникли первые поселения.Как жили люди на территории Вятского края в древности.Учитель: Составляем план урока.Ученики:предлагают пункты плана, учитель записывает их на доске. Затем обсуждение совместно с учителем, уточняют формулировки пунктов плана в соответствии с темой и целью урока.Учитель:Что нам необходимо, чтобы раскрыть тему урока, достигнуть поставленной цели: узнать о том, каким был наш край в древнейшие времена?Ученики: Чтобы получить нужную нам информацию и достигнуть поставленной цели, нам нужны источники.Учитель:Если мы ставим цель изучить очень древний период в истории края, на какие источники должны опираться? Почему?Ученики:Прежде всего, мы будем опираться на вещественные источники, так как изучаем историю нашего края в дописьменный период.Учитель:Что из себя представляютисточники, которые нам сейчас нужны?Ученики:Это археологические находки.План урока1.Заселение территории края в древности.2.Археологические находки на территории Вятского края.3.Значение археологических памятников для изучения истории края.Ученики: записывают план урока в тетрадь.

III. Изложение нового материала

Учитель: О далеком прошлом, когда еще не было письменности, нам рассказывают археологические находки, которые ученые извлекают из культурного слоя (открывает слайд презентации).Культурныйслой–название слояземли на местах человеческих поселений, содержащего следы или остатки деятельности человека. Раскопки–вскрытие земли для исследования находящихся в культурном слоеархеологических памятников. Делать вскрытие земли приходится потому, что земельный покров нарастает. Основными причинами этого нарастания являются:1.Накопление мусора в результате человеческой деятельности;2.Перенос частиц грунта ветром;3.Естественное накопление органических веществ в почве (например, в результате гниения листьев);4.Осаждение космической пыли.Процесс раскопок очень трудоёмок, поэтому зачастую производят вскрытие лишь части памятника; многие раскопки длятся десятилетиями. Механизация применяется лишь для удаления грунта, не относящегося к культурному слою. При обнаружении вещей, погребений или их следов вместо лопат применяются ножи, пинцеты и кисточки. Для сбережения находок из органических веществ используется консервация их прямо в раскопе, обычно с помощью залития их гипсом или парафином. Пустоты, оставшиеся в земле от полностью разрушившихся предметов, заливают гипсом, чтобы получить слепок исчезнувшей вещи.Результатом раскопок являются найденные археологические памятники (открывает слайд презентации):Археологический памятник–объект материальной культуры, несущий в себе информацию о прошлом. Материальная культура –то, что создано человеком. Памятник –то, что хранит информацию о прошлом.Типы археологических памятников:Городище –укрепленное поселение. Селище–древнее неукреплённое поселение. Селище обычно не заметно на местности.Могильник –погребальный комплекс каменного века .Курган –насыпь над древней могилойУченики: записывают новые понятия в словарь.Учитель:В 2012 г. в Котельничском районе было найдено древнее городище (приложение № 2).Вятская земля имеет богатую историю. Она стала заселяться еще в глубокой древности, 50 тыс. лет назад. На территории области известны археологические находки эпохи палеолита, бронзового века и раннего железного века.

Что это за исторические периоды? (открывает слайд презентации):Палеолит(палеос –древний, литос–камень)–это каменный век, исторический период, когда люди пользовались каменными орудиями труда. Бронзовый век–исторический период, когда люди научились изготавливать бронзовые орудия труда. Железный век–исторический период, следовавший за бронзовым веком, когда люди научились изготавливать железные орудия труда. Используя атлас, определите хронологические рамки этих периодов на территории Вятского края.Ученики:VIII–IIIтыс. до н.э.–каменный век, IIIIтыс. до н. э. –бронзовый век, VIIв. до н.э. –Vв. н. э. –ранний железный век.Учитель: Какой период длился дольше всего? Почему?Ученики: Каменный век длился дольше всего, так как знания и умения накапливались постепенно. Чем больше узнавал человек, тем быстрее шло развитие общества.Учитель: На что ориентируется наука, давая названия этим историческим периодам?Ученики: На орудия труда, которые умели изготавливать люди.Учитель: Орудия труда –основной признак археологической культуры (открывает слайд презентации):

–это археологические памятники, которые относятся к одной территории и эпохе и имеют общие черты.В VII в. до н.э.в бассейне Вятки начался железный век. Ранний железный век здесь представлен ананьинской археологической культурой.Ананьинцы–предки современных марийцев, удмуртов и комикоренного населения нашего края. Посмотрите на изображение реконструированного облика ананьинца(открывает слайд презентации):

.

IV. Осознание и осмысление учебной информацииРабота с картойПамятники ананьинской культуры известны в большом количестве на нижней и средней Вятке и ее притоках. Откройте атласы и найдите необходимую карту. Сколько памятников отмечено на карте?Ученики: 69 памятников на отмечено карте.Учитель: Перед вами примеры некоторых памятников ананьинской культуры VII–IIIвв. до н. э.(открывает слайд презентации):

Хлыновское (Вятское) городищег. Киров, центр городаНаговицинское (Филейское) городищег. Киров,северная часть городаИстобенское городищеОричевский район, с. ИстобенскПижемское городищеОколо г. Советска

Слободской район, С. НикульчиноСкорняковское городищеКотельнич

Учитель:показывает памятники ананьинской культуры на карте Кировской области (открывает слайд презентации): Учитель: Вы можете видеть фотографию места, гденаходилось Наговицинское городище. Это территориятрамплина в северной части города Кирова. Здесь установлен памятный камень(открывает слайд презентации):

Все перечисленные городища были укреплены высокими земляными валами, глубокими рвами, сооружаемыми в целях зашиты от нападения врагов. Вот изображение реконструированного поселения ананьинцев (открывает слайд презентации):

Учитель:О чем свидетельствуют эти сооружения?Ученики: О войнах, происходивших между племенами и народами.

V. Закрепление учебного материалаРабота с иллюстрациями в группахУчитель: На месте древних поселений археологи находят множество древних предметов. Сегодня на уроке мы с вами попробуем себя в качестве археологов и будем исследоватьизображенияархеологических находок, обнаруженных на территории нашего края. Ваша задачаизвлечь из них максимум исторической информации.Класс делится на группы. Каждая группа получает задание и иллюстративный материал (приложение № 1). После обсуждения ответов в группе, учащиеся отвечают в классе. Время регламентирует учитель.Ученики: Найденные археологами предметы могут рассказать об основных занятиях и религиозных верованиях людей, живших на территории нашего края в бронзовом и раннем железном веках. Главными занятиями ананьинцевбыли земледелие, домашнее скотоводство и охота на пушного зверя. На нашей территории обнаружены памятники глубокой старины: каменные сверленые, костяные, бронзовые и ранней эпохи железа орудия труда, военное оружие, предметы быта и домашнего обихода, включая круглодонную и плоскодонную керамику–глиняную посуду, а также украшения. Находки свидетельствуют о достаточном высоком уровне развития ремесла и торговли. Ананьинцыуспешно торговали с греческими городами–колониями Северного Причерноморья. На экспорт шли драгоценные меха, а обратно–оружие, украшения и предметы ремесленного производства.

VI.Подведение итогов занятияУчитель:Какой была цель нашего урока?Ученики:Узнать о том, каким был наш край в древнейшие времена.Учитель:Удалось ли нам достичь поставленной цели? О чем мы узнали?Ученики:мы узнали когда, где и как жили люди на территории Вятского края в древнейшие времена.Обсуждение вопросов с классом:1.Когда и где возникли первые поселения на территории Вятского края?2.Что такое археологический памятник? Виды памятников?3.О чем нам могут рассказать археологические памятники?4.С какими народами наш край имелкультурные контакты в древности? На чем были основаны эти контакты?

VII. Домашнее заданиеПосетить Краеведческий музей города Кирова и написать сочинение «Интересные экспонаты древнейшейистории Вятки»

VIII. РефлексияСамоанализ (1 минута). Ученики отвечают на вопросы теста, после урока учитель анализирует результаты, использует их для разработки дальнейших уроков.Какая форма работы на уроке вам понравилась больше:1.С картой2.С иллюстрациямиБеседа с учителемКакая работа показалась вам сложной:1.С картой2.С иллюстрациями3.Беседа с учителем

Ссылки на источники1.Историкоэтнографический атлас Кировской области. –М: Издво ДИК, 1998.2.Энциклопедия земли Вятской: в 10 т.–Киров, 1994–2008.

3.Википедия. Свободная энциклопедия.–URL: ru.wikipedia.org, свободный.4.Страна Вятская. –URL: http://www.vstrana.ru, свободный.5.ГТРК Вятка. –URL: http://www.gtrkvyatka.ru, свободный.

Приложение 1Задание для первой группы

1.Какие предметы, найденные археологами, здесь изображены?2.О чем могут рассказать эти находки?

Ананьинская культура: 1 –каменнаянамогильная плита с изображением боевого топора и кинжала; 2 –бронзовый пояс с бляхамиподвесками; 3, 4 –железный и бронзовый наконечники копий; 5, 6, 8 –бронзовые наконечники стрел; 7 –железный наконечник стрелы; 9 –костяной наконечник стрелы; 10 –бронзовый топор‘кельт'; 11–биметаллический кинжал; 12 –бронзовый клевец (холодное оружие в виде клюва, скомбинирован с молотком); 13 –железный кинжал; 14 –керамический сосуд; 15 –бронзовый браслет; 16 –бронзовая секира (парадная, для сопровождения вождя); 17 –бронзовая уздечная бляха в виде свернувшегося хищника.

Задание для второй группы

1.Какие предметы, найденные археологами, здесь изображены?2.О чем могут рассказать эти находки?

Задание для третьей группы

1.Как эти предметы могли попасть на Вятку?2.Что можно сказать о культурных связях населения нашего края с соседними народами на основе этих находок?

IV–Vвв. Рыцарский шлем готовгуннов. Первомайский и Суворовский могильники около города Слободского

Пряжка скифская IIIVв., найдена на Вятке у Буйского перевоза

В 1927 г. в Кировской области было найдено блюдо с изображением царя Шапура II на охоте (Иран,IVв.)

Приложение 2Материал для учителя7 августа 2012 года вКировской области завершились археологические раскопки. Здесь историки изучали Скорняковское городище, которое относится к Ананьинской археологической культуре–восьмойтретий век до нашей эры. Древнее поселение было обнаружено в конце XIX века, но раскопки еще не проводились.Заржавевший нож и древняя керамика –эти находки стали основными на Скорняковском городище. На черепках –простейший узор–небольшие точки, которые древние люди наносили тонкой палочкой. Для городища раннего железного века характерна была лепная керамика, то есть без использования гончарного круга.Помимо керамики археологи находят много костей животных. Значит здесь могло быть не только поселение, но и святилище. Все это окружал крупный оборонительный вал. Найденные наконечники стрел подтверждают –когдато он подвергался серьезным обстрелам. Сегодня древнему археологическому памятнику угрожает уже совсем другой враг. Скорняковское городище постепенно уходит под воду, грунт сползает в реку Вятку: в 2008 году площадь памятника составляла 16 метров, в 2012 году уже 13 метров. Спасая то, что осталось от древней культуры, ученые работают по 12 часов в день. Это самая крупная экспедиция в регионе за последние полвека. После обработки всех находок будет организована большая передвижная выставка, а затем её экспонаты передадут в Котельнический краеведческий музей.



Natalia Markova,

History Teacher,Alexander Grin Gymnasium, Kirovschoolk3@mail.ruCurricular Activity for the 6 Form“Vyatka region in ancient times”Abstract.In the article on the example of the lesson historical studies the teacher shows the technology of regional identity formation of students in the sixth grade of General of the organization; methods of developing positive attitudes towards their homeland, awareness of regional facilities.Key words:regional identity, internal and external regional identity, indicators of formation of personal regional identity, archaeological monuments of the Vyatka region.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Бажиным К. С., кандидатом педагогических наук, директором института педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет»