Использование ресурсов краеведения в программе воспитания и развития классного руководителя для формирования личностных результатов
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Касимова
Ж.
Г. Использование ресурсов краеведения в программе воспитания и развития классного руководителя для формирования личностных результатов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – № S2. – С.
31–35. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/75057.htm.
Аннотация. Задача формирования личностных результатов школьников рассматривается как одна из ключевых в процессе образования. В статье обобщается опыт работы классного руководителя по проектированию программы воспитания учеников на основе краеведческого материала, обеспечивающей осознание ими собственной значимости, формирование эмоционально-ценностного отношения к малой родине, к истории предков, их традициям, семье.
Ключевые слова:
воспитание, внеурочная деятельность, краеведение, личностные результаты, воспитательная программа
Похожие статьи
Текст статьи
Касимова Жанна Георгиевна,учитель русского языка и литературы МОАУ «Гимназия имени Александра Грина», г.Кировzhannakasimova@yandex.ru
Использование ресурсов краеведения впрограмме воспитания и развития классного руководителя для формирования личностных результатов
Аннотация.Задача формирования личностных результатов школьников рассматривается как одна из ключевых в процессе образования. В статье обобщается опыт работы классного руководителя по проектированию программы воспитания учеников на основе краеведческого материала, обеспечивающей осознание ими собственной значимости, формирование эмоциональноценностногоотношенияк малой родине, к истории предков, их традициям,семье.Ключевые слова:воспитание, краеведение, личностные результаты, внеурочная деятельность, воспитательная программа. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Любовьк родному краю, знание его истории основа,на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура как растение: у нее не только ветви,но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней. Д. С. Лихачёв
В период модернизации системы образования возникает множество вопросов, связанных с современными проблемами воспитания подрастающего поколения.Задача школы воспитание человекаостаётся во все времена актуальной.В настоящее время термин «воспитание» имеет у разных авторов различные значения. На наш взгляд, определение «воспитание», данное известным ростовским ученым, академиком Е. В. Бондаревской, является наиболее полным: «…процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности,культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении»[1].Опираясь намнение Е.В. Бондаревской«Воспитание ребенка как человека культуры»[2],воспитание рассматривается, с одной стороны, как целенаправленнаядеятельность педагогов по созданию условий для саморазвития личности, с другой как восхождение личности к ценностям, смыслам, обретение ею ранее отсутствующих свойств, качеств, жизненных позиций. Поэтому главным субъектомвоспитательного процесса является личность ребенка, сам же процесс предстает в форме последовательных позитивных изменений, результатом которых является личностный рост ребенка. Духовнонравственное развитие и воспитание учащихся, возрождение духовности, обращение к национальнонравственным и культурноэстетическим традициям являются первостепенными задачами современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Современный национальный воспитательный идеал это высоконравственный,творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Исходя из социального заказа,была разработана программа работыклассного руководителяпо духовнонравственному воспитанию«Ступени духовного роста» (57еклассы),способствующаяформированиюцелостной картиныкультурной, исторической, экономической и литературной жизни региона и помогающая осуществитьцели, поставленныев Стандарте нового поколения, Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России. Воспитательнаяпрограмма «Ступени духовного роста» решает двепроблемы:недостаточного уровня знаний учащихся освоем регионе;отсутствиянаучно обоснованной региональной программы по разным направлениямкраеведения, создающей условия для духовнонравственного развития и воспитания обучающихся с учётом культурноисторических, этнических, социальноэкономических, демографических и иных особенностей региона.Таким образом,новшество данной программызаключаетсявтом, что формированиегражданственности и региональной идентичности, духовнонравственного развития личности ученикаосуществляется ресурсами краеведения. Осуществляется интеграционно, не только в рамках воспитательной системы Гимназии, но и в рамках воспитательной программы класса. Это делает процесс воспитания оптимальным, дает возможность конкретно учесть персонифицированность каждого ребенкадля роста и развития его личности. Цель программы «Ступени духовного роста» создание условий для гармоничнодуховнойориентации ребёнка в окружающем мире, привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурноисторических традицийрегиона и России.Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллективнотворческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний об истории и культуре родного края из разных источников информации, творческая переработка информации и создание самостоятельных исследований, проектов; осуществление связи с образовательные учреждения дополнительного образования. В программе четыре основных раздела непосредственно связаны с Вятским краем. Это«Истоки», «Вятский характер», «Культура Вятского народа» и «Ценности Вятского народа». Содержание программыэто «погружение»в историю и культуру вятскогонарода. Это обращение к событиям, явлениям, проблемам через знакомство с выдающимися личностями Вятского края: писателями, поэтами,художниками, учеными, спортсменами. Такой «персонифицированный»подход позволяетусилить эмоциональнообразную составляющую воспитания. Конечным результатом реализациипрограммыдля классного руководителяявляется создание системы работы, направленной наразвитиеконкретного ученика. Планируемые результаты внедрения программы формирование личностных результатов, которыенаправлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов,выработкусвоей жизненной позиции в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего, формирование основ гражданскойи региональной идентичности личности.Творческая деятельность учеников создает возможность для самореализации природных задатков и коррекции определенных видов деятельности, что не только повышает самооценку ученика, но и влияет на его успешность в учебе. В течениетрех лет в рамках реализации содержания программы ребята не простополучалиопределенный багаж знаний, но и были этнографами, исследователями, экологами, писателями, художниками. Каждый реализовал свои интересы и способности в том или ином виде деятельности, получив при этом общественное признание.Качественным показателемслужит участиеребят класса в конкурсах ипроектах духовнонравственного направления. Наиболее интересными являются следующие исследования: «Истоки. История фамилий учащихся 6В класса», «Национальные имена. Возрождение», «Феномен юродствана Руси и в Вятке», « Староверы на Руси и в наше время», «Тряпичная кукла как духовное наследие народа»,«Концепт «Семья» в языковом сознании человека», «Святой Илья Муромец». Таким образом,программа классного руководителя «Ступени духовного роста» помогаеткаждому участнику воспитательного процесса осознать свое место в мире людей, собственную значимость, выработать эмоциональноценностное отношение к малой родине, к истории предков, их традициям, семье. Данная программа способствует также формированию универсальныхучебных действийво внеурочной классной деятельности под руководством классного руководителя в содружестве с родителями.
Ссылки на источники1.Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования.Ростов н/Д.: Издво Ростов.пед. унта, 2000.С. 5874.2.Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М.: ТЦ Сфера, 2003. С. 5161.
Jeanne Kasimova,
Teacher of Russian and Literature,Alexander Grin gymnasium, Kirov
schoolk3@mail.ruUsing the Resources of Local History in the Programme of Tutors Education for the Formation of Personal ResultsAbstract.Formation of students‱ personal results is regarded as one of the key problems in the process of education. The article summarizes the tutor‱s experience in designing the educational programme based on the local history material which provides students with awareness of selfimportance, and forms emotional and value attitude to their native land, the history of their ancestors, their traditions and families.Key words:education, local history, personal results, extracurricular activities, educational programme.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Бажиным К. С., кандидатом педагогических наук, директором института педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет»
Использование ресурсов краеведения впрограмме воспитания и развития классного руководителя для формирования личностных результатов
Аннотация.Задача формирования личностных результатов школьников рассматривается как одна из ключевых в процессе образования. В статье обобщается опыт работы классного руководителя по проектированию программы воспитания учеников на основе краеведческого материала, обеспечивающей осознание ими собственной значимости, формирование эмоциональноценностногоотношенияк малой родине, к истории предков, их традициям,семье.Ключевые слова:воспитание, краеведение, личностные результаты, внеурочная деятельность, воспитательная программа. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Любовьк родному краю, знание его истории основа,на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Культура как растение: у нее не только ветви,но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы рост начинался именно с корней. Д. С. Лихачёв
В период модернизации системы образования возникает множество вопросов, связанных с современными проблемами воспитания подрастающего поколения.Задача школы воспитание человекаостаётся во все времена актуальной.В настоящее время термин «воспитание» имеет у разных авторов различные значения. На наш взгляд, определение «воспитание», данное известным ростовским ученым, академиком Е. В. Бондаревской, является наиболее полным: «…процесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности,культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении»[1].Опираясь намнение Е.В. Бондаревской«Воспитание ребенка как человека культуры»[2],воспитание рассматривается, с одной стороны, как целенаправленнаядеятельность педагогов по созданию условий для саморазвития личности, с другой как восхождение личности к ценностям, смыслам, обретение ею ранее отсутствующих свойств, качеств, жизненных позиций. Поэтому главным субъектомвоспитательного процесса является личность ребенка, сам же процесс предстает в форме последовательных позитивных изменений, результатом которых является личностный рост ребенка. Духовнонравственное развитие и воспитание учащихся, возрождение духовности, обращение к национальнонравственным и культурноэстетическим традициям являются первостепенными задачами современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Современный национальный воспитательный идеал это высоконравственный,творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Исходя из социального заказа,была разработана программа работыклассного руководителяпо духовнонравственному воспитанию«Ступени духовного роста» (57еклассы),способствующаяформированиюцелостной картиныкультурной, исторической, экономической и литературной жизни региона и помогающая осуществитьцели, поставленныев Стандарте нового поколения, Концепции духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России. Воспитательнаяпрограмма «Ступени духовного роста» решает двепроблемы:недостаточного уровня знаний учащихся освоем регионе;отсутствиянаучно обоснованной региональной программы по разным направлениямкраеведения, создающей условия для духовнонравственного развития и воспитания обучающихся с учётом культурноисторических, этнических, социальноэкономических, демографических и иных особенностей региона.Таким образом,новшество данной программызаключаетсявтом, что формированиегражданственности и региональной идентичности, духовнонравственного развития личности ученикаосуществляется ресурсами краеведения. Осуществляется интеграционно, не только в рамках воспитательной системы Гимназии, но и в рамках воспитательной программы класса. Это делает процесс воспитания оптимальным, дает возможность конкретно учесть персонифицированность каждого ребенкадля роста и развития его личности. Цель программы «Ступени духовного роста» создание условий для гармоничнодуховнойориентации ребёнка в окружающем мире, привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурноисторических традицийрегиона и России.Особенностью данной программы является организация индивидуальной и коллективнотворческой деятельности учащихся по приобретению новых знаний об истории и культуре родного края из разных источников информации, творческая переработка информации и создание самостоятельных исследований, проектов; осуществление связи с образовательные учреждения дополнительного образования. В программе четыре основных раздела непосредственно связаны с Вятским краем. Это«Истоки», «Вятский характер», «Культура Вятского народа» и «Ценности Вятского народа». Содержание программыэто «погружение»в историю и культуру вятскогонарода. Это обращение к событиям, явлениям, проблемам через знакомство с выдающимися личностями Вятского края: писателями, поэтами,художниками, учеными, спортсменами. Такой «персонифицированный»подход позволяетусилить эмоциональнообразную составляющую воспитания. Конечным результатом реализациипрограммыдля классного руководителяявляется создание системы работы, направленной наразвитиеконкретного ученика. Планируемые результаты внедрения программы формирование личностных результатов, которыенаправлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов,выработкусвоей жизненной позиции в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего, формирование основ гражданскойи региональной идентичности личности.Творческая деятельность учеников создает возможность для самореализации природных задатков и коррекции определенных видов деятельности, что не только повышает самооценку ученика, но и влияет на его успешность в учебе. В течениетрех лет в рамках реализации содержания программы ребята не простополучалиопределенный багаж знаний, но и были этнографами, исследователями, экологами, писателями, художниками. Каждый реализовал свои интересы и способности в том или ином виде деятельности, получив при этом общественное признание.Качественным показателемслужит участиеребят класса в конкурсах ипроектах духовнонравственного направления. Наиболее интересными являются следующие исследования: «Истоки. История фамилий учащихся 6В класса», «Национальные имена. Возрождение», «Феномен юродствана Руси и в Вятке», « Староверы на Руси и в наше время», «Тряпичная кукла как духовное наследие народа»,«Концепт «Семья» в языковом сознании человека», «Святой Илья Муромец». Таким образом,программа классного руководителя «Ступени духовного роста» помогаеткаждому участнику воспитательного процесса осознать свое место в мире людей, собственную значимость, выработать эмоциональноценностное отношение к малой родине, к истории предков, их традициям, семье. Данная программа способствует также формированию универсальныхучебных действийво внеурочной классной деятельности под руководством классного руководителя в содружестве с родителями.
Ссылки на источники1.Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования.Ростов н/Д.: Издво Ростов.пед. унта, 2000.С. 5874.2.Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М.: ТЦ Сфера, 2003. С. 5161.
Jeanne Kasimova,
Teacher of Russian and Literature,Alexander Grin gymnasium, Kirov
schoolk3@mail.ruUsing the Resources of Local History in the Programme of Tutors Education for the Formation of Personal ResultsAbstract.Formation of students‱ personal results is regarded as one of the key problems in the process of education. The article summarizes the tutor‱s experience in designing the educational programme based on the local history material which provides students with awareness of selfimportance, and forms emotional and value attitude to their native land, the history of their ancestors, their traditions and families.Key words:education, local history, personal results, extracurricular activities, educational programme.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»;Бажиным К. С., кандидатом педагогических наук, директором института педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет»