Организация самостоятельной работы студентов как фактор подготовки будущих педагогов-психологов к работе по реализации задач здоровьесберегающего образования
Международная
публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Болдырева-Вараксина
А.
В. Организация самостоятельной работы студентов как фактор подготовки будущих педагогов-психологов к работе по реализации задач здоровьесберегающего образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – № S4. – С.
1–5. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/75072.htm.
Аннотация. В статье раскрывается сущность организации самостоятельной работы студентов по тематике здоровьесберегающего образования. Приводятся примеры наиболее часто применяемых форм самостоятельной деятельности, их структура и оценка.
Ключевые слова:
здоровьесбережение, самостоятельная работа, анализ, мыслительная деятельность, методических рекомендаций
Текст статьи
БолдыреваВараксина Анна Владимировна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии личностиФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова», г. Таганрогaboldyrevavaraksina@yandex.ru
Организация самостоятельной работы студентов как фактор подготовки будущих педагоговпсихологов к работе по реализации задач здоровьесберегающего образования
Аннотация.В статье раскрывается сущность организации самостоятельной работы студентов по тематике здоровьесберегающего образования. Приводятся примеры наиболее часто применяемых форм самостоятельной деятельности, их структураи оценка. Ключевые слова:самостоятельная работа, здоровьесбережение, методические рекомендации, анализ, мыслительная деятельность.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Учебный план бакалавриата предполагает достаточно объёмную самостоятельную работу студентов как дневной, так и заочной формы обучения. Некоторые темы учебных дисциплин полностью вынесены на самостоятельное изучение, иные–предполагаютуглубленное изучение в рамках самостоятельной работы студентов. Соответственно, задача преподавателя –грамотно спланировать её, разработав ёмкое и всестороннее содержание, которое бы в полной мере соответствовало учебному плану и способствовало решению поставленных образовательных целей и задач. Содержание самостоятельной работы студентов представлено в УМК по каждой учебной дисциплине.Самостоятельная работа студентов предполагает разные виды мыслительной деятельности: поисковую, сравнительную, аналитическую, творческую, репродуктивную. Она ориентирована на постановку индивидуальных образовательных целей в рамках общей траектории образовательного маршрута и их достижение, предполагает выполнение разных видов заданий, активизирующих имеющиеся у студентов знания, умения и навыки, и накопление новых знаний, формирование новых умений и навыков.В ходе профессионального обучения будущие педагогипсихологи в числе прочего готовятся решать задачи здоровьесбережения, ибо одной из главных целей современного образования является сохранение и укрепление физического, психического и психологического здоровья подрастающего поколения. Изучение дисциплин психологопедагогического цикла в полной мере способствует этому. Рассмотрим на примере некоторых из них роль самостоятельной работы студентов в подготовке к работе по реализации задач здоровьесберегающего образования. Обратимся к дисциплинам Б.3.В.ДВ.2.2 «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии» и Б3.В.ДВ.6.2 «Психологомедикопедагогический консилиум в сфере образования» профиля «Психология образования» по направлению подготовки 050400 «Психологопедагогическое образование».Перечислим традиционно предлагаемые студентам для самостоятельного выполнения виды работ:Поиск источников по самостоятельно определённой студентом или заданной преподавателем теме/проблематике. Чтение и конспектирование литературы по заданной преподавателем теме или проблематике. Изучение отечественных и международных документов, регламентирующих работу в системе образования (Законы, Положения, Постановления,Конвенции ит.п.) или обеспечивающих деятельность учреждений образования (Уставы ДОУ, школ, бланки для работы ПМПк и т. п.). Сравнительный анализ документов, регламентирующих и обеспечивающих работу общеобразовательных и коррекционноразвивающих учреждений (Положения о дошкольном/школьном общеобразовательном учреждении, Положения о специальном (коррекционном) дошкольном/школьном учреждении, Положение о классах коррекционноразвивающего образования (КРО) в системе общего образования, Программы общего образования и Программы КРО, Программы КРО и Программы специального образования, Положение о ПМПк образовательного учреждения и т. п.). Сравнительный анализ отечественных и международных документов по правам инвалидов. Изучение психологопедагогического наследия (чтение первоисточников –трудов Л. С. Выготского, В. П. Кащенко, В. А. Сухомлинского, В. Н. СорокаРосинского, С. Т. Шацкого, П. П. Блонского, А. С. Макаренко, Л. В. Занкова, В. В. Давыдова), трудов современных авторов (В. Ф. Базарный, А. И. Бороздин, Г. Ф. Кумарина, Э. Н. Вайнер, В. И. Слободчиков, А. В. Шувалов, В. Л. Андрианов, Н. Я. Семаго). Изучение методических материалов (РООИ Перспектива, федеральный проект «Доступная среда» и т. п. ) по инклюзивному образованию, реализуемому в РФ в рамках федерального проекта «Доступная среда» (данный проект отвечает идеям гуманизации образования и здоровьесбережения подрастающего поколения). Доклады, рефераты:Просмотр видеоматериалов научнопопулярного, художественного, публицистического, методического характера по теме здоровьесбережения в системе общего, инклюзивного и коррекционного образования (нацелен на расширение профессионального кругозора, повышение компетентности в прикладных вопросах психологии и педагогики, активизацию самостоятельной аналитической деятельности и формирование определённой мировоззренческой позиции, отвечающей идеям гуманизации образования и здоровьесбережения в образовании (документальные фильмы из цикла «Право на надежду» РООИ «Перспектива»; художественные фильмы «День восьмой», «Форрест Гамп», «Человек дождя», «Дура», «Пролетая над гнездом кукушки»; видеозапись уроков в коррекционных школах для детей с интеллектуальным недоразвитием (умственной отсталостью), проблемами речевого развития,ЗПР, нарушениями функций опорнодвигательного аппарата, нарушениями слуха, нарушениями зрения, инклюзивных школ и ДОУ; мастерклассы В.Ф. Базарного, М.М. Безруких, Г.Ф. Кумариной и другихпо здоровьесберегающему образованию).Чтение художественной литературы по проблемам здоровьесбережения и инклюзии в образовании (Н.Л. Белопольская «Салонный дебил XXIвека», Л.Е.Улицкая «Короткое замыкание», А. Маршалл «Я умею прыгать через лужи», М.Шривер «Что случилось с Тимми?», Я.Л. Вишневский “Anorexia nervosa»и др.).Написание эссе (по итогам самостоятельного чтения, просмотра видеоматериалов, углубленного изучения какойлибо проблемы).Предваряет данный тип работы инструктаж студентов об алгоритме её выполнения, он сопровождается изучением приведённой ниже памятки, специально разработанной в этих целях.Памятка:Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей.Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.Структура эссе:Титульный лист.
Введение–суть данной темы, состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически.При работе над введением могут помочь ответы на следующие вопросы: «Надо ли давать определения терминам, прозвучавшим в теме эссе?», «Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?», «Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем?».Основная часть–теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса.Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание эссе, и это представляет собой главную трудность.В зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на основе следующих категорий:Причина –следствие, общее –особенное, форма –содержание, часть –целое, постоянство –изменчивость.Заключение–обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д. Подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл и значение изложенного в основной части.Как подготовить и написать эссе?
Качество любого эссе зависит от трех взаимосвязанных составляющих, таких как:исходный материал, который будет использован (конспекты прочитанной литературы, лекций, записи результатов дискуссий, собственные соображения и накопленный опыт по данной проблеме); качество обработки имеющегося исходного материала (его организация, аргументация и доводы); аргументация (насколько точно она соотносится с поднятыми в эссе проблемами). Процесс написания эссе можно разбить на несколько стадий: обдумывание –планирование –написание –проверка –правка.Важнейшие критерии оценки работы:Представление собственной точки зрения.Самостоятельность в подборе фактического материала.
Аргументация фактами.Рассмотрение примеров и фактов во взаимосвязи взаимообусловленности, отбор наиболее существенных из них.Теоретическое обоснование.
Использованиетерминов.Использование цитат.Представление различных точек зрения.Самостоятельность и индивидуальность.Логичность.Использование приемов сравнения и обобщения.Грамотность.Оценка75–100 баллов: работа представляет собой оригинальное исследование, либо развернутый ответ. Задачи сформулированы четко, непротиворечиво и реалистично, основное содержание включает логически завершенное решение поставленных задач, заключение адекватно отражает итог проделанной работы. Текст построен последовательно, изложение доступно, отсутствуют злоупотребления научным жаргоном. Автор владеет материалом. 50–74 баллов: вработе присутствуют смысловые скачки, нарушения последовательности изложения, злоупотребления научным жаргоном.25–49 баллов: работа содержит слабо обоснованные утверждения, присутствуют несоответствия между поставленными задачами, содержанием анализа и выводами. Слабо выдержана общая структура, изложение непоследовательно, поставленные задачи решены частично. Непоследовательно сформулированы ответы на поставленные вопросы. 0–14 баллов:работа не представляет собой оригинального исследования, поставленные задачи не решены, либо поставлены некорректно. Автор демонстрирует неспособность последовательно отвечать на заданные вопросы.Помимо указанных выше, можно рекомендовать студентам следующие виды работ:Выполнение тезисов с опорой на первоисточник, лекции либо по заданной проблематике.Разработка тестовых вопросов с опорой на лекционныйкурс.Разработка методических рекомендаций родителям, педагогам по проблемам создания и соблюдения режима здоровьесбережения в рамках семейного воспитания и в образовательном учреждении.Подбор коррекционноразвивающих упражнений, разработка планов коррекционноразвивающих занятий, составление коррекционноразвивающих программ в рамках психологопедагогического сопровождения развития ребёнка, подбор диагностического инструментария и разработка диагностических программ для детей разного возраста, имеющих различные психологопедагогические диагнозы.Поиск и самостоятельная разработка иллюстративного материала к циклу лекций и к практическим занятиям в виде таблиц, схем, диаграмм, картинного материала, цитат, презентаций и т.п. (такой вид работы позволяет проанализировать, систематизировать, обобщить изучаемый материал, выявить и представить наглядно, в максимально компактном, но ёмком виде его концептуальные основы, а также способствует развитию мыслительных операций, формированию навыков научной деятельности).Анализ урока с позиций здоровьесбережения (урок может быть проведён самостоятельно или посещён в ходе практики, просмотрен на видеозаписи самостоятельно или в рамках практического занятия). Студентам предлагается следующая схема анализа урока (автор М.В. Аносова):Чтобы проанализировать урок с точки зрения здоровья школьников, присутствующим на уроке экспертам целесообразно обратить внимание на следующие аспекты урока:1)гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.п. Утомляемость школьников и риск аллергических расстройств во многом зависят от соблюдения указанных условий;2)число видов учебной деятельности, используемых учителем: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и т.д. Норма –47 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников.Частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости;3)средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма –710 минут;4)число использованных учителем видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма –не менее трех за урок. Чередование видов преподавания –не позже чем через 10–15 минут;5)использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Это методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др.;6)умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для инсценирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т.е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач;7)позы учащихся и их чередованиев зависимости от характера выполняемой работы. Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены. Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере;8)физкультминутки и физкультпаузы, которые являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма –на 15–20 минут урока по 1 минуте из 3х легких упражнений с 3–4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять;9)положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Умение учителя выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма;10)наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т. п. Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения, используемые учителем;11)благоприятный психологический климат на уроке, который также служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье;12)преобладающее выражение лица учителя. Урок неполноценен, если на нем не было эмоциональносмысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, афоризмов с комментариями, музыкальных минуток и т. д.;13)момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма –не ранее чем за 5–10минут до окончания урока;14)темп и особенности окончания урока. Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками;15)интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока. Стоит обратить внимание и на состояние учителя [1].Анализ урока лучше начать с позитивных моментов, с того, что понравилось, что показалось интересным, оригинальным. При выявлении и описании недостатков следует избегать безапелляционных формулировок, переходов к характеристике личностных особенностей учителя.Личность, вступая во взаимодействие с группой, погружается в неё всей своей сущностью, а не отдельной стороной. Социальная группа также как и личность, взаимодействуя с множеством, раскрывает все стороны своего влияния, монолитность её зависит от количества и силы связей между элементами и сочетаемости их свойств, то есть от законов её структуры [2].В ходе организации самостоятельной работы студентов приветствуются не только продуктивные виды деятельности, но и работа репродуктивного характера, например, выполнение работы в строгом соответствии с заданным планом, выполнение работы по образцу, по аналогии. К данным видам деятельности можно отнести заполнение бланков ПМПк ОУ, составление типового календарнотематического плана деятельности педагогапсихолога образовательного учреждения и т.п.Резюмируя изложенное, подчеркнём, что актуальность подготовки будущих педагоговпсихологов к здоровьесберегающему образованию обусловлена современными приоритетами отечественного образования, и необходимость обеспечения такой подготовки не вызывает сомнений. В силу того, что самостоятельная работа студентов весомо представлена в учебном плане бакалавриата, значительная её часть должна быть построена с учётом формирования профессиональных компетенций в сфере здоровьесбережения. Тому в полной мере способствует специфика преподаваемых психологопедагогических дисциплин, в частности, рассмотренных выше.
Ссылки на источники1.Аносова М.В. Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения //Всероссийский форум «Школа –территория здоровья» / Всероссийский съезд «Здоровое поколение –здоровая Россия». –URL:http://www.zpzr.ru/healthcare_education/4169.html(дата обращения 20.12.2014г.).2.Вараксин В.Н. Ценностносмысловые ориентации современной молодёжи // Концепт. 2013. Спецвыпуск №7.ART 13566.–URL: http://ekoncept.ru/2013/13566.htm. –Гос. рег. Эл № ФС 7749965. –ISSN 2304120X(дата обращения 20.12.201г.).
Anna BoldyrevaVaraksina,
Candidate of Pedagogical Science, Assistant Professor of the Department of pedagogy and psychology of personality,State Pedagogical Institute named after A.P.Chekhov, Professor of the Russian Academy of Natural Sciences, Taganrogaboldyrevavaraksina@yandex.ruThe organization of independent work of students as the factor of preparation of the future teacherspsychologists to work on realization of problems health saving up formationsAbstract.In article the essence of the organization of independent work of students on subjects health saving upformations reveals. Examples most often, applied forms of independent activity, structure and an assessment are resulted. Keywords:Independent work, health saving up, methodical recommendations, the analysis, cogitative activity.
Рекомендованокпубликации:
Вараксиным В. Н., кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры педагогики и психологии личности ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова», профессором Российской Академии Естествознания
Организация самостоятельной работы студентов как фактор подготовки будущих педагоговпсихологов к работе по реализации задач здоровьесберегающего образования
Аннотация.В статье раскрывается сущность организации самостоятельной работы студентов по тематике здоровьесберегающего образования. Приводятся примеры наиболее часто применяемых форм самостоятельной деятельности, их структураи оценка. Ключевые слова:самостоятельная работа, здоровьесбережение, методические рекомендации, анализ, мыслительная деятельность.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Учебный план бакалавриата предполагает достаточно объёмную самостоятельную работу студентов как дневной, так и заочной формы обучения. Некоторые темы учебных дисциплин полностью вынесены на самостоятельное изучение, иные–предполагаютуглубленное изучение в рамках самостоятельной работы студентов. Соответственно, задача преподавателя –грамотно спланировать её, разработав ёмкое и всестороннее содержание, которое бы в полной мере соответствовало учебному плану и способствовало решению поставленных образовательных целей и задач. Содержание самостоятельной работы студентов представлено в УМК по каждой учебной дисциплине.Самостоятельная работа студентов предполагает разные виды мыслительной деятельности: поисковую, сравнительную, аналитическую, творческую, репродуктивную. Она ориентирована на постановку индивидуальных образовательных целей в рамках общей траектории образовательного маршрута и их достижение, предполагает выполнение разных видов заданий, активизирующих имеющиеся у студентов знания, умения и навыки, и накопление новых знаний, формирование новых умений и навыков.В ходе профессионального обучения будущие педагогипсихологи в числе прочего готовятся решать задачи здоровьесбережения, ибо одной из главных целей современного образования является сохранение и укрепление физического, психического и психологического здоровья подрастающего поколения. Изучение дисциплин психологопедагогического цикла в полной мере способствует этому. Рассмотрим на примере некоторых из них роль самостоятельной работы студентов в подготовке к работе по реализации задач здоровьесберегающего образования. Обратимся к дисциплинам Б.3.В.ДВ.2.2 «Коррекционная педагогика с основами специальной психологии» и Б3.В.ДВ.6.2 «Психологомедикопедагогический консилиум в сфере образования» профиля «Психология образования» по направлению подготовки 050400 «Психологопедагогическое образование».Перечислим традиционно предлагаемые студентам для самостоятельного выполнения виды работ:Поиск источников по самостоятельно определённой студентом или заданной преподавателем теме/проблематике. Чтение и конспектирование литературы по заданной преподавателем теме или проблематике. Изучение отечественных и международных документов, регламентирующих работу в системе образования (Законы, Положения, Постановления,Конвенции ит.п.) или обеспечивающих деятельность учреждений образования (Уставы ДОУ, школ, бланки для работы ПМПк и т. п.). Сравнительный анализ документов, регламентирующих и обеспечивающих работу общеобразовательных и коррекционноразвивающих учреждений (Положения о дошкольном/школьном общеобразовательном учреждении, Положения о специальном (коррекционном) дошкольном/школьном учреждении, Положение о классах коррекционноразвивающего образования (КРО) в системе общего образования, Программы общего образования и Программы КРО, Программы КРО и Программы специального образования, Положение о ПМПк образовательного учреждения и т. п.). Сравнительный анализ отечественных и международных документов по правам инвалидов. Изучение психологопедагогического наследия (чтение первоисточников –трудов Л. С. Выготского, В. П. Кащенко, В. А. Сухомлинского, В. Н. СорокаРосинского, С. Т. Шацкого, П. П. Блонского, А. С. Макаренко, Л. В. Занкова, В. В. Давыдова), трудов современных авторов (В. Ф. Базарный, А. И. Бороздин, Г. Ф. Кумарина, Э. Н. Вайнер, В. И. Слободчиков, А. В. Шувалов, В. Л. Андрианов, Н. Я. Семаго). Изучение методических материалов (РООИ Перспектива, федеральный проект «Доступная среда» и т. п. ) по инклюзивному образованию, реализуемому в РФ в рамках федерального проекта «Доступная среда» (данный проект отвечает идеям гуманизации образования и здоровьесбережения подрастающего поколения). Доклады, рефераты:Просмотр видеоматериалов научнопопулярного, художественного, публицистического, методического характера по теме здоровьесбережения в системе общего, инклюзивного и коррекционного образования (нацелен на расширение профессионального кругозора, повышение компетентности в прикладных вопросах психологии и педагогики, активизацию самостоятельной аналитической деятельности и формирование определённой мировоззренческой позиции, отвечающей идеям гуманизации образования и здоровьесбережения в образовании (документальные фильмы из цикла «Право на надежду» РООИ «Перспектива»; художественные фильмы «День восьмой», «Форрест Гамп», «Человек дождя», «Дура», «Пролетая над гнездом кукушки»; видеозапись уроков в коррекционных школах для детей с интеллектуальным недоразвитием (умственной отсталостью), проблемами речевого развития,ЗПР, нарушениями функций опорнодвигательного аппарата, нарушениями слуха, нарушениями зрения, инклюзивных школ и ДОУ; мастерклассы В.Ф. Базарного, М.М. Безруких, Г.Ф. Кумариной и другихпо здоровьесберегающему образованию).Чтение художественной литературы по проблемам здоровьесбережения и инклюзии в образовании (Н.Л. Белопольская «Салонный дебил XXIвека», Л.Е.Улицкая «Короткое замыкание», А. Маршалл «Я умею прыгать через лужи», М.Шривер «Что случилось с Тимми?», Я.Л. Вишневский “Anorexia nervosa»и др.).Написание эссе (по итогам самостоятельного чтения, просмотра видеоматериалов, углубленного изучения какойлибо проблемы).Предваряет данный тип работы инструктаж студентов об алгоритме её выполнения, он сопровождается изучением приведённой ниже памятки, специально разработанной в этих целях.Памятка:Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей.Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.Структура эссе:Титульный лист.
Введение–суть данной темы, состоит из ряда компонентов, связанных логически и стилистически.При работе над введением могут помочь ответы на следующие вопросы: «Надо ли давать определения терминам, прозвучавшим в теме эссе?», «Почему тема, которую я раскрываю, является важной в настоящий момент?», «Какие понятия будут вовлечены в мои рассуждения по теме?», «Могу ли я разделить тему на несколько более мелких подтем?».Основная часть–теоретические основы выбранной проблемы и изложение основного вопроса.Данная часть предполагает развитие аргументации и анализа, а также обоснование их, исходя из имеющихся данных, других аргументов и позиций по этому вопросу. В этом заключается основное содержание эссе, и это представляет собой главную трудность.В зависимости от поставленного вопроса анализ проводится на основе следующих категорий:Причина –следствие, общее –особенное, форма –содержание, часть –целое, постоянство –изменчивость.Заключение–обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д. Подытоживает эссе или еще раз вносит пояснения, подкрепляет смысл и значение изложенного в основной части.Как подготовить и написать эссе?
Качество любого эссе зависит от трех взаимосвязанных составляющих, таких как:исходный материал, который будет использован (конспекты прочитанной литературы, лекций, записи результатов дискуссий, собственные соображения и накопленный опыт по данной проблеме); качество обработки имеющегося исходного материала (его организация, аргументация и доводы); аргументация (насколько точно она соотносится с поднятыми в эссе проблемами). Процесс написания эссе можно разбить на несколько стадий: обдумывание –планирование –написание –проверка –правка.Важнейшие критерии оценки работы:Представление собственной точки зрения.Самостоятельность в подборе фактического материала.
Аргументация фактами.Рассмотрение примеров и фактов во взаимосвязи взаимообусловленности, отбор наиболее существенных из них.Теоретическое обоснование.
Использованиетерминов.Использование цитат.Представление различных точек зрения.Самостоятельность и индивидуальность.Логичность.Использование приемов сравнения и обобщения.Грамотность.Оценка75–100 баллов: работа представляет собой оригинальное исследование, либо развернутый ответ. Задачи сформулированы четко, непротиворечиво и реалистично, основное содержание включает логически завершенное решение поставленных задач, заключение адекватно отражает итог проделанной работы. Текст построен последовательно, изложение доступно, отсутствуют злоупотребления научным жаргоном. Автор владеет материалом. 50–74 баллов: вработе присутствуют смысловые скачки, нарушения последовательности изложения, злоупотребления научным жаргоном.25–49 баллов: работа содержит слабо обоснованные утверждения, присутствуют несоответствия между поставленными задачами, содержанием анализа и выводами. Слабо выдержана общая структура, изложение непоследовательно, поставленные задачи решены частично. Непоследовательно сформулированы ответы на поставленные вопросы. 0–14 баллов:работа не представляет собой оригинального исследования, поставленные задачи не решены, либо поставлены некорректно. Автор демонстрирует неспособность последовательно отвечать на заданные вопросы.Помимо указанных выше, можно рекомендовать студентам следующие виды работ:Выполнение тезисов с опорой на первоисточник, лекции либо по заданной проблематике.Разработка тестовых вопросов с опорой на лекционныйкурс.Разработка методических рекомендаций родителям, педагогам по проблемам создания и соблюдения режима здоровьесбережения в рамках семейного воспитания и в образовательном учреждении.Подбор коррекционноразвивающих упражнений, разработка планов коррекционноразвивающих занятий, составление коррекционноразвивающих программ в рамках психологопедагогического сопровождения развития ребёнка, подбор диагностического инструментария и разработка диагностических программ для детей разного возраста, имеющих различные психологопедагогические диагнозы.Поиск и самостоятельная разработка иллюстративного материала к циклу лекций и к практическим занятиям в виде таблиц, схем, диаграмм, картинного материала, цитат, презентаций и т.п. (такой вид работы позволяет проанализировать, систематизировать, обобщить изучаемый материал, выявить и представить наглядно, в максимально компактном, но ёмком виде его концептуальные основы, а также способствует развитию мыслительных операций, формированию навыков научной деятельности).Анализ урока с позиций здоровьесбережения (урок может быть проведён самостоятельно или посещён в ходе практики, просмотрен на видеозаписи самостоятельно или в рамках практического занятия). Студентам предлагается следующая схема анализа урока (автор М.В. Аносова):Чтобы проанализировать урок с точки зрения здоровья школьников, присутствующим на уроке экспертам целесообразно обратить внимание на следующие аспекты урока:1)гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.п. Утомляемость школьников и риск аллергических расстройств во многом зависят от соблюдения указанных условий;2)число видов учебной деятельности, используемых учителем: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и т.д. Норма –47 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников.Частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости;3)средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма –710 минут;4)число использованных учителем видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма –не менее трех за урок. Чередование видов преподавания –не позже чем через 10–15 минут;5)использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности. Это методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки) и др.;6)умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для инсценирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т.е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач;7)позы учащихся и их чередованиев зависимости от характера выполняемой работы. Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены. Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере;8)физкультминутки и физкультпаузы, которые являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма –на 15–20 минут урока по 1 минуте из 3х легких упражнений с 3–4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять;9)положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Умение учителя выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма;10)наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т. п. Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения, используемые учителем;11)благоприятный психологический климат на уроке, который также служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье;12)преобладающее выражение лица учителя. Урок неполноценен, если на нем не было эмоциональносмысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования поговорок, афоризмов с комментариями, музыкальных минуток и т. д.;13)момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма –не ранее чем за 5–10минут до окончания урока;14)темп и особенности окончания урока. Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками;15)интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока. Стоит обратить внимание и на состояние учителя [1].Анализ урока лучше начать с позитивных моментов, с того, что понравилось, что показалось интересным, оригинальным. При выявлении и описании недостатков следует избегать безапелляционных формулировок, переходов к характеристике личностных особенностей учителя.Личность, вступая во взаимодействие с группой, погружается в неё всей своей сущностью, а не отдельной стороной. Социальная группа также как и личность, взаимодействуя с множеством, раскрывает все стороны своего влияния, монолитность её зависит от количества и силы связей между элементами и сочетаемости их свойств, то есть от законов её структуры [2].В ходе организации самостоятельной работы студентов приветствуются не только продуктивные виды деятельности, но и работа репродуктивного характера, например, выполнение работы в строгом соответствии с заданным планом, выполнение работы по образцу, по аналогии. К данным видам деятельности можно отнести заполнение бланков ПМПк ОУ, составление типового календарнотематического плана деятельности педагогапсихолога образовательного учреждения и т.п.Резюмируя изложенное, подчеркнём, что актуальность подготовки будущих педагоговпсихологов к здоровьесберегающему образованию обусловлена современными приоритетами отечественного образования, и необходимость обеспечения такой подготовки не вызывает сомнений. В силу того, что самостоятельная работа студентов весомо представлена в учебном плане бакалавриата, значительная её часть должна быть построена с учётом формирования профессиональных компетенций в сфере здоровьесбережения. Тому в полной мере способствует специфика преподаваемых психологопедагогических дисциплин, в частности, рассмотренных выше.
Ссылки на источники1.Аносова М.В. Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения //Всероссийский форум «Школа –территория здоровья» / Всероссийский съезд «Здоровое поколение –здоровая Россия». –URL:http://www.zpzr.ru/healthcare_education/4169.html(дата обращения 20.12.2014г.).2.Вараксин В.Н. Ценностносмысловые ориентации современной молодёжи // Концепт. 2013. Спецвыпуск №7.ART 13566.–URL: http://ekoncept.ru/2013/13566.htm. –Гос. рег. Эл № ФС 7749965. –ISSN 2304120X(дата обращения 20.12.201г.).
Anna BoldyrevaVaraksina,
Candidate of Pedagogical Science, Assistant Professor of the Department of pedagogy and psychology of personality,State Pedagogical Institute named after A.P.Chekhov, Professor of the Russian Academy of Natural Sciences, Taganrogaboldyrevavaraksina@yandex.ruThe organization of independent work of students as the factor of preparation of the future teacherspsychologists to work on realization of problems health saving up formationsAbstract.In article the essence of the organization of independent work of students on subjects health saving upformations reveals. Examples most often, applied forms of independent activity, structure and an assessment are resulted. Keywords:Independent work, health saving up, methodical recommendations, the analysis, cogitative activity.
Рекомендованокпубликации:
Вараксиным В. Н., кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры педагогики и психологии личности ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова», профессором Российской Академии Естествознания