Создание условий для интерактивного взаимодействия в совместной деятельности

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Вараксин В. Н. Создание условий для интерактивного взаимодействия в совместной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S4. – С. 6–10. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75073.htm.
Аннотация. В статье рассматривается сущность создания условий для интерактивного взаимодействия в совместной деятельности преподавателя и студентов. Рассматривается, как интерактивные формы взаимодействия способствуют организации эффективного диалога, где и совершается процесс межличностного общения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Вараксин Владимир Николаевич,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии личности ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова», профессор Российской Академии Естествознания, г. Таганрогvnvaraksin@yandex.ru

Создание условий для интерактивного взаимодействия в совместной деятельности

Аннотация.В статье рассматривается сущность создания условий для интерактивного взаимодействия в совместной деятельности преподавателя и студентов. Рассматривается, как интерактивные формы взаимодействия способствуют организации эффективного диалога, где и совершается процесс межличностного общения.Ключевые слова:интерактивное взаимодействие, совместная деятельность, диалоговое общение, психологический климат, общение.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Создание условий для интерактивного взаимодействия зависит от содержательных компонентов общения, которые возникают при непосредственной организации совместной деятельности. Интерактивное взаимодействие отличается высокой степенью межличностной согласованности и оказывает активное влияние на всех участников взаимодействия и конкретно на каждую личность.Рассматривая совместную деятельность, возникающую при организации психологопедагогического тренинга, переходящую в межличностное взаимодействие, которое в свою очередь при определённых условиях вступает в деловое единство всех участников, требующее создания условий для интерактивного взаимодействия необходимо иметь в виду, что интерактивное взаимодействие руководителя тренинга и его участников направлено на создание условий совместной деятельности, имеющее психологопедагогическое содержание. Это в свою очередь подтверждает актуальность рассматриваемой темы и обеспечивает успешное решение всех запланированных задач, а условия, в которых развиваются все события тренинга, обеспечивают эффективную психологическую атмосферу, способствующую духовному единению участников совместной деятельности.Исходя из вышесказанного, можно сформулировать цели интерактивного взаимодействия, которые могут иметь следующий вид:групповое сплочение;обмен опытом, идей, взглядов;создание эффективных условий для организации диалога;создание комфортной психологической атмосферы;создание условий для формирования профессиональных навыков и умений;подготовка коллективного решения.Основной проблемой интерактивного взаимодействия являются условия, которые создаются межличностными отношениями в каждой малой группе. Чтобы избежать проблемы неподготовленных к межличностному общению индивидов нужно создать для них условия, в которых произойдёт обмен действий, направленных на выявление знаний и смыслов каждого субъекта общения, оценить его действия и поступки, провести аналог между своими ценностями и вступить в межличностный контакт с целью привлечения к совместной деятельности.«В нашем современном воспитании мы пытаемся привить индивиду способность актуализировать различные содержательносмысловые взгляды на субъективные образы внешнего мира, поскольку такая способность служит инструментом для определения уровня его идентичности и способствует личностному развитию» [1].Поскольку результатом межличностного взаимодействия предполагается изменение поведения и деятельности людей, задействованных в совместной деятельности, что является следствием последовательных шагов, которые способствуют изменению реакции участников взаимодействия друг на друга. Контактируя с другими личность, приобретает опыт общения, который затем использует в последующем межличностном взаимодействии. В зависимости от приобретённого опыта, личность готова к взаимодействию в любом качестве. В положительном качестве, или в отрицательном, и то и другое может для неё принести удовольствие или негативные переживания. Конечно, с таким опытом можно предвидеть последующие межличностные взаимоотношения, которые будут обусловлены особым направлением, содержанием, глубиной, продолжительностью и активностью такого взаимодействия. Создание комфортной психологической атмосферы заключается в доверии друг к другу и руководителю тренинга, при этом у всех участников должно присутствовать ощущение защищённости и стабильности, а проявление готовности справиться даже с самой трудной ситуацией говорит об общем оптимизме. В команде осуществляется поддержка друг друга, доброе отношение и общение выражается симпатией между участниками тренинга, появляется уверенность и бодрость, внимание и теплота межличностных отношений. При положительной психологической атмосфере у всех участников появляется готовность идти на компромисс, но при этом остаётся желание к профессиональному и интеллектуальному росту, участники проявляют творческие способности при решении поставленных задач и проявляют инициативу в диалогическом общении.Создание условий для формирования профессиональных навыков и умений возникает при положительном психологическом климате в группе, появляется активное желание к получению навыков и умений. В этом случае руководитель тренинговой программы включает в межличностное общение развивающие, проблемные, исследовательские и поисковые формы и методы организации совместной деятельности направленной на получение новых знаний. Наиболее активно и доверительно происходит диалогическое общение.Когда происходит общение в виде диалога, то участники «примеряют» такое общение насебя и тем самым непроизвольно обобщают свои действия и поступки, делая их общими, коллективными. Таким образом, действия, общающихся участников диалога становятся коллективными, они позволяют выполнять совместную деятельность как свою личную. В качествепримера, можно привести высказывания исследователя межличностных взаимоотношений А.В. Киричука, который предлагает рассматривать «диалогические взаимоотношения, как субъектсубъектными и субъектобъектными» [2].В интерактивном взаимодействии с его диалогичными взаимоотношениями возникает своеобразный коллективный субъект, внутреннее содержание которого наполняется содержанием каждого участника диалога, процесс интерактивного взаимодействия уникален своими взаимоотношениями, которые становятся общедоступными для каждого участника диалога. Если диалогическое общение использовать в качестве обучающего элемента, то создание атмосферы свободного диалога в коллективе предусматривает совместную деятельность, в которую вовлечены все участники межличностного взаимодействия, психологическое влияние происходит более эффективно и усиливает восприятие предлагаемой информации. Следовательно, интерактивное общение можно характеризовать следующими аспектами:индивидуальный вклад каждого участника диалогового общения способствует созданию условий для обмена знаниями, идеями, способами деятельности и мнением других участников общения;процесс взаимодействия способствует вовлечению всех участников в обсуждение и познание обсуждаемого;диалоговое общение способствует принятию общих, но значимых для каждого участника общения задач;в процессе диалогового общения формируется уважение к мнению других, участники учатся слушать, слышать и делать выводы по поводу услышанного;в процессе диалогового общения исключается доминирование одного над другими и не бывает одного мнения, только коллективное;диалоговое общение способствует формированию критического мышления на основе анализируемой информации;в процессе интерактивного общения участники общения могут менять свою точку зренияв зависимости от доказательных аргументов противоположной стороны, также дать оценку и выразить своё мнение относительно информации своих оппонентов;в процессе интерактивного общения участники ощущают свою интеллектуальную состоятельность и успешность;основным результатом интерактивного общения является умение профессионально общаться в дискуссиях любого масштаба, а также получать удовлетворённость от совместной деятельности.Таким образом, диалоговое общение является основой интерактивного взаимодействия, что в свою очередь создаёт комфортные условия объединения участников для выполнения совместной деятельности и межличностного взаимопонимания всех участников интерактивного процесса. Заметно, что диалогичность общения способствует эффективному взаимодействию участников общения. Разумеется, что интерактивные формы взаимодействия способствуют организации эффективного диалога, где и совершается процесс межличностного общения.В процессе интерактивного общения с помощью ролевых игр, создаются условия для моделирования сложных жизненных ситуаций с дальнейшим формированием навыков выхода из них. В процессе интерактивного общения решаются вопросы, которые возникают при анализе тех ситуаций, которые задаёт руководитель, а участники, анализируя их, активизируют мыслительную деятельность.Мыслительная деятельность происходит с помощью разговорной речи, участник интерактивного общения, формулируя свою мысль вслух, формулирует её и для собственного понимания, выстраивая её в соответствующей логической последовательности. Если в процессе оформления своих мыслей возникает проблема, то участники интерактивного общения пытаются предложить свои пути выхода или решения, возникшей проблемы, опираясь при этом на собственный опыт и знания. В результате такого общения происходитразвитие мыслительного процесса и поиск решения назревшей задачи.Рассматривая мышление отдельно от речи нельзя сказать, что мышление отдельно взятого индивида будет более существенным, чем мышление индивида, выражающего свои мысли с помощью речи, поскольку один раз произнесённая с помощью слов мысль становится уже достоянием всех и естественно в первую очередь индивида сформулировавшую её. В этом случае он может ещё раз вернуться к такой мысли переформулировать её, обдумать составляющие компоненты, входящие в первоначальный вариант и тем самым дополнительно совершая экскурс в мыслительную деятельность, совершенствует первоначальную идею. Следовательно, если создать для студентов условия с интерактивным общением, то они будут вовлечены не только в познавательную деятельность, но и в мыслительную деятельность, где будет осуществляться рефлексия полученных знаний и умений. Руководитель интерактивного общения осуществляет поддержку при обмене информацией, анализируя действия участников, выявляет многообразие точек зрения, приводит в качестве примера свой личный опыт, поддерживая тем самым активность общения. Подводя итоги интерактивного взаимодействия, соединяет теорию и практику, пытаясь при этом упростить процесс восприятия, поддерживает активность студентов и создаёт условия для проявления студенческой инициативы, побуждает участников интерактивного общения к самостоятельному поиску информации и к самоанализу своего выступления.Известно, что процесс восприятия напрямую зависит от активности студентов, при неинтересной постановке лекционного материала не может возникнуть глубокое восприятие необходимой информации. При организации интерактивного общения происходит и активизация восприятия, поскольку слушатели превращаются в активных собеседников, высказывающих свои предположения по поводу информации, а педагог должен руководить этим процессом, направляя и корректируя высказывания студентов, поддерживая в необходимых случаях и осуществляя свободу выбора и высказываний, участвующих в диалоге.Совместная деятельность при этом становится важным элементов поддержки неуверенных в своих силах слушателей, которые наблюдая за своими более смелыми сверстниками, тоже начинают робко проявлять инициативность, поддержка в этот момент преподавателем их высказываний придаёт им уверенность, которая впоследствии служит одним из важных факторов формирования личности.

Таким образом, создавая условия для интерактивного общения и выполнения совместной деятельности в процессе межличностного взаимодействия, руководитель должен учитывать, что этот процесс является важнейшим условием становления личности. Участвуя в интерактивном общении личность, приобретает опыт решения разных жизненных проблем, приобретает профессиональные умения и навыки участия в диалоге, приобретает навыки критического мышления, а также опыт ответственности за свои действия и поступки в реализации диалогового общения.

Ссылки на источники1.Вараксин В.Н. Ценностносмысловые ориентации современной молодёжи // Концепт. 2013. Спец. выпуск №7.ART 13566. –URL: http://ekoncept.ru/2013/13566.htm. –Гос. рег. Эл № ФС 7749965.–ISSN 2304120X(дата обращения 13.12.2014г.).2.Киричук А.В. Формирование творческой позиции будущего специалиста // Психологическая наука: проблемы и перспективы: тезисы научного сообщения Всесоюзной конференции.–Киев, 1990. –Ч.3.

Vladimir Varaskin,

Candidate of Pedagogical Science, Assistant Professor of the Department of pedagogy and psychology of personality,State Pedagogical Institute named after A.P.Chekhov, Professor of the Russian Academy of Natural Sciences, Taganrog

vnvaraksin@yandex.ru

Creation of conditions for interactive collaboration in joint activitiesAbstract.In article the essence of creation of conditions for interactive interoperability in joint activity of the teacher and students is considered. It is considered, how interactive forms of interoperability assist the organization of effective dialogue where process of interpersonal dialogue is made.Keywords:interactivity, collaboration, communication, dialog psychological climate, communication.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»