Подготовка будущих педагогов-психологов к здоровьесберегающей деятельности в школе-интернате санаторного типа

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Жилина Л. Я. Подготовка будущих педагогов-психологов к здоровьесберегающей деятельности в школе-интернате санаторного типа // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S4. – С. 16–20. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75075.htm.
Аннотация. На примере дисциплин психолого-педагогического цикла автор показывает, какие компетенции, знания, умения и навыки позволят будущему педагогу-психологу решать задачи здоровьесбережения в школе-интернате санаторного типа.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Жилина Людмила Яковлевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии личности ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова», г. Таганрогludmila.zhilina@mail.ru

Подготовка будущих педагоговпсихологов к здоровьесберегающей деятельности в школеинтернате санаторного типа

Аннотация.На примере дисциплин психологопедагогического цикла автор показывает, какие компетенции, знания, умения и навыки позволят будущему педагогупсихологу решать задачи здоровьесбережения в школеинтернате санаторного типа.Ключевые слова:здоровьесберегающаядеятельность, компетенции, дисциплины психологопедагогического цикла.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Современный этап развития общества характеризуется привлечением ресурсов психологической науки и практики к решению задачи сохранения физического и психологического здоровья подрастающего поколения. Опыт показывает, что соматически ослабленным детям, прошедшим курс лечения в санаториях, не имеющих школ, по возвращении приходится наверстывать программный материал. В результате они вновь испытывают психофизиологическое перенапряжение, которое во внешнем плане выражается в нервнопсихических реакциях, конфликтах с учителями и сверстниками, а во внутреннем проявляется в дегармонизации личности самой с собой, снижении самооценки, что также сказывается на психологическом состоянии школьников. Мы уже не раз обращали внимание на то, что учебновоспитательный процесс в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, нуждается в реформировании.Как показало исследование А.В.Двадненко, одним из основных путей оптимизации учебновоспитательного процесса школыинтерната санаторного типа является оптимизация структуры и содержания ее базисного учебного плана. Основными условиями его эффективной реализации являются: исключение второстепенных предметов; сокращение временного параметра урока и общего объема учебной нагрузки; отказ от домашних заданий; сокращение числа контрольных работ при увеличении доли самостоятельных и творческих видов деятельности; углубление интеграции, индивидуализации и дифференциации обучения. Важнейшим путем оптимизации учебновоспитательного процесса в школах санаторного типа, является внедрение в него здоровьесберегающих технологий [1]. В этой связи особая роль отводится подготовке школьных психологов, овладение ими необходимыми компетенциями. Готовность к здоровьесберегающей деятельности предполагает собой сознательно формируемое личностью состояние, при которой она обладает всеми необходимыми качествами, знаниями, умениями и навыками, позволяющими ей настроиться, мобилизоваться на деятельность по сохранению и укреплению своего собственного здоровья, так и здоровья окружающих [2,с. 99]. А.С. Москалева утверждает, что выпускника вуза можно назвать готовым к здоровьесберегающей деятельности, когда он демонстрирует следующие качества и умения: признает ценность здоровья для себя и других, включая профессиональную деятельность; испытывает позитивные эмоции по отношению к здоровьесберегающей деятельности; в системе его мотивов мотивация на здоровье, здоровый образ жизни является одной из ведущих;обладает знаниями о способах и технологиях создания здоровьесберегающей среды, сохранения здоровья, но и применяет их в своей обычной жизнедеятельности и профессиональной деятельности;владеет методами, методиками, технологиями сбережения своего собственного здоровья и здоровья окружающих; умеет планировать здороьесберегающую деятельность по отношению к себе и своим подопечным; способен составить программу, организовать и провести мероприятия оздоровительного, профилактического характера;умеет и способен анализировать деятельность субъектов образовательного процесса с позиций здоровьесбережения [2, с. 99]. Содержание дисциплин, связанных с профессиональной подготовкой будущих педагогов психологов по реализации задач здоровьесбережения ориентировано на решение конкретных психодиагностических, консультативных, коррекционных, профилактических задач. При изучении дисциплин, связанных с подготовкой бакалавров,будущих педагоговпсихологов (направление подготовки050400.62 «Психологопедагогическое образование»,профиль «Психология образования») к реализации задач здоровьесбережения в образовательных учреждениях, предусмотрено использование возможностей учебных дисциплин психологопедагогического цикла:Клиническая психология детей и подростков (Б3.Б.2.7).

Дефектология(Б3.Б.2.8).Психологопедагогическая диагностика (Б3.Б.4.2).

Возрастнопсихологическое консультирование (Б3.В.ОД.2.1).Психологическая помощь соматически ослабленным детям и подросткам (Б3.В.ОД.2.2).Психологопедагогическое консультирование (Б3.В.ОД.2.3).Психологопедагогическая диагностикадошкольников и младших школьников (Б3.В.ОД.2.4).Психологопедагогическая диагностика подростков и старшеклассников (Б3.В.ОД.2.5).Работа педагогапсихолога в образовательных, социальных и медицинских учреждениях (Б3.В.ОД.2.6).Психологопедагогическая коррекция отклонений поведения трудного подростка (Б3.В.ОД.2.7).Психологопедагогический практикум (Б3.В.ОД.2.8).Общая психокоррекция (Б3.В.ОД.2.9).Психологическая служба в образовании (Б3.В.ОД.2.10).Коррекционная педагогика с основами специальной психологии (Б3.В.ДВ.2).Психологомедикопедагогический консилиум в сфере образования (Б3.В.ДВ.6).Основы психотерапии (Б3.В.ДВ.8).Семейное психологическое консультирование (Б3.В.ДВ.11) и др.Рассмотрим роль дисциплин психологопедагогического цикла в подготовке будущих педагоговпсихологов к работе по реализации задач здоровьесберегающего образования в школеинтернате санаторного типа на примере некоторых из них. Дисциплина Клиническая психология детей и подростков (Б3.Б.2.7.) относится к базовой части профессионального цикла. Для ее освоения студенты используют знания, умения и компетенции, приобретенные в процессе изучения следующих учебных курсов: Общая и экспериментальная психология (Б3.Б.2.1.).Психология развития (Б3.Б.2.6).Работа педагогапсихолога в образовательных, социальных и медицинских учреждениях(Б3.В.ОД.2.6).

Изучение Клинической психологии детей и подростков является необходимой основой для последующего изучения дисциплин профессионального цикла: Психология девиантного поведения (Б3.В.ДВ.2).

Конфликтология(Б3.В.ДВ.10).Психологическая помощь соматически ослабленным детям и подросткам (Б3.В.ОД.2.2).

Процесс изучения Клинической психологии детей и подростков направлен на формирование следующих компетенций: способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях (ОПК1);готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционноразвивающие задачи (ПКПП2);способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей (ПКПП5).В результате изучения дисциплины студент должен знать: основные понятия клинической психологии детей и подростков, ее прикладные задачи и вклад в развитие теории психологии; историю зарубежной и отечественной клинической психологии как базовой дисциплины для развития других прикладных областей психологии;цели и задачи, стоящие перед клинической психологией детей и подростков;основные виды и психологические механизмы нарушений психической деятельности и изменений личностной сферы при психических, поведенческих и соматических заболеваниях;основные виды отклоняющегося поведения, биопсихосоциальные механизмы их формирования, способы психологической коррекции и профилактики;основные направления деятельности клинического психолога: психологическая диагностика, психологическая коррекция (психотерапия), психологическое консультирование, социальная реабилитация больных, массовые психопрофилактические исследования; основные методические подходы (экспериментальнопсихологический и клиникопсихологический) и методы клинической психологии;стандартные методы диагностики возрастных особенностей детей, методы коррекционноразвивающей работы, которые можно рекомендовать педагогам и родителям;основные проблемы возрастного развития детей и подростков, интересующие педагогов и родителей, и стратегии психологического консультирования, применимые при решении этих проблем.Уметь:применять все вышеперечисленные знания с учетом возрастной специфики, имея основные представления о детской и подростковой клиническойпсихологии; применять базовые клиникопсихологические знания в практической работе с различными возрастными, социальными, нозологическими группами детского и подросткового контингента, пропагандировать знания в области психогигиены, психологической коррекции и профилактики;пропагандировать знания в области психогигиены, здорового образа жизни и профилактики состояний нервнопсихической дезадаптации;применять знания клинической психологии детей и подростков для решения научных и практических задач в других прикладных областях психологии;применять методы диагностики возрастных особенностей детей, составить рекомендации педагогам и родителям по использованию методов коррекционноразвивающей работы;популяризировать психологическую информацию по вопросам возрастного развития детей и подростков.Владеть:основными понятиями клинической психологии детей и подростков, представлениями об основных современных ее проблемах и направлениях развития (включая проблемы адаптации проблемы адаптации личности к болезни, качества жизни, связанного со здоровьем, превенции и коррекции социальнострессовых расстройств); методологией и технологией различных видов психологического вмешательства (психологическое консультирование, индивидуальная, групповая, семейная психотерапия, психосоциальная и нейрореабилитация); приемами работы со специальной литературой, информационной поисковой работы и приемами критического анализа научной информации;методикой организации диагностического обследования детей разного возраста, подростков;методами группового возрастнопсихологического консультирования и лекционнопросветительской работы.методологией планирования, проведения и обработки результатов психологического исследования в клинике и в массовых психопрофилактических исследованиях различных групп детского и подросткового контингента.В ходе изучения дисциплины студент знакомится с соотношением клинической и медицинской психологии, предметом, отраслями и задачами клинической психологии; количественными и качественными методами психодиагностики, используемые в клинической психологии детей и подростков; принципами организации и проведения патопсихологического эксперимента; закономерностями нормы и отклонений в психическом развитии детей и подростков;вариантами развития при различных видах дизонтогенеза;учится составлять патопсихологическую характеристику нарушения психических функций у детей и подростков; учитсяосуществлять сбор, первичную обработку, интерпретацию результатов патопсихологического эксперимента; формулировать патопсихологическое заключение по результатам клиникопсихологического обследования детей и подростков; рефлексировать, оценивать результаты собственной учебнопрофессиональной деятельности; разрабатывать психологопедагогические рекомендации по оптимизации психического здоровья детей и подростков; овладеваетпатопсихологическими и стандартизированными методиками клиникопсихологического обследования детей и подростков.Не менее важным является курсПсихологическая помощь соматически ослабленным детям и подросткам (Б3.В.ОД.2.2).Целями освоения этой учебной дисциплины являются:развитие профессиональной компетентности, обеспечивающей повышение адаптивных ресурсов соматически ослабленных детей и подростков, охраны здоровья, диагностики, коррекции и реабилитации; подготовка к практической деятельности в области психотерапии и коррекции при психосоматических заболеваниях и расстройствах. Учебная дисциплина Психологическая помощь соматически ослабленным детям и подросткам относится к вариативной части (Б.3.2.) профессионального цикла (Б.3.) и направлена на формирование следующих компетенций:способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития (ОПК1).готов применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов (ОПК11);способен использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства (ОПК12); готовприменять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционноразвивающие задачи (ПКПП).В результате изучения дисциплины студент должен знать:особенности физического и психического развития соматически ослабленных детей и подростков, основные виды и психологические механизмы нарушений психической деятельности и изменений личностной сферы при психических, поведенческих и соматических заболеваниях;основные международные и отечественные документы о правах ребенкаи правах инвалидов;основные факторы, детерминирующие индивидуальное здоровье;стандартные методы диагностики особенностей соматически ослабленных детей и подростков, методы коррекционноразвивающей работы, которые можно рекомендовать педагогам и родителям.Уметь:дифференцировать особенности физического и психического развития соматически ослабленных детей и подростков; применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов;применять базовые знания в практической работе с различными возрастными, социальными, нозологическими группами детского и подросткового контингента, пропагандировать знания в области психогигиены, здорового образа жизни и профилактики состояний нервнопсихической дезадаптации;применять методы диагностики особенностей детей, с ослабленным здоровьем, составить рекомендации педагогам и родителям по использованию методов коррекционноразвивающей работы.Владеть:умением учитывать особенности физического и психического развития соматически ослабленных детей и подростков;навыками работы с основнымимеждународными и отечественными документами о правах ребенка и правах инвалидов;технологиями, направленными на сохранение здоровья и профилактику психических и соматических заболеваний;использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства;методикой организации диагностического обследования соматически ослабленных детей и подростков.Непосредственно с проблемой здоровьесбережения связан учебный курс Работа педагогапсихолога в образовательных, социальных и медицинских учреждениях(Б3.В.ОД.2.6).В результате изучения указанной дисциплины студент должен знать:цели и задачи, стоящие перед педагогомпсихологом в образовательных, социальных и медицинских учреждениях с учетом их специфики;основные виды и психологические механизмы нарушений психической деятельности и изменений личностной сферы при психических, поведенческих и соматических заболеваниях;иметь представления об основных проблемах развития современных детей и подростков, включая проблемы адаптации личности к болезни, качества жизни, связанного со здоровьем, превенции и коррекции социальнострессовых расстройств;основные виды отклоняющегося поведения, биопсихосоциальные механизмы их формирования, способы психологической коррекции и профилактики;основные направления деятельности педагогапсихолога: психологическая диагностика, психологическая коррекция (психотерапия), психологическое консультирование, социальная реабилитация больных, массовые психопрофилактические исследования;основные методологические подходы, методы и формы деятельности педагогапсихолога. Уметь:применять все вышеперечисленные знания и умения с учетом возрастной специфики, имея основные представления о детской и подростковой клинической психологии;

применять базовые психологические знания в практической работе с различными возрастными, социальными, нозологическими группами детского и подросткового контингента, пропагандировать знания в области психогигиены, здорового образа жизни и профилактики состояний нервнопсихической дезадаптации;применять знания смежных дисциплин для решения научных и практических задач в других прикладных областях психологии.Владеть:приемами работы со специальной литературой, информационной поисковой работы и приемами критического анализа научной информации;методологией планирования, проведения и обработки результатов психологического исследования в клинике и в массовых психопрофилактических исследованиях различных групп детского и подросткового контингента;методологией и технологиями различных видов психологического вмешательства (психологическое консультирование; индивидуальная, групповая, семейная психотерапия;психосоциальная реабилитация).Таким образом, указанные выше дисциплины психологопедагогического цикла позволят сформировать у будущих педагоговпсихологов необходимые знания, умения и навыки, способствующие реализации задач здоровьесбережения в образовательных оздоровительных учреждениях для детей, нуждающихся в длительном лечении.

Ссылки на источники1.Двадненко А.В. Оптимизация учебновоспитательного процесса в школахинтернатах санаторного типа: автореф. дис. … канд. пед. наук.‬М., 2011.2.Москалева А.С. Практика социальных педагогов как средство формирования готовности к здоровьесберегающей деятельности//Педагогическое образование в России. ‬2010. ‬№ 1.‬С.97‬101.

Ludmila Zhilina,Candidate of Pedagogical Science, Assistant Professor of the Department of pedagogy and psychology of personality,State Pedagogical Institute named after A.P.Chekhov, Taganrog

ludmila.zhilina@mail.ruPreparing future educational psychologists to health saving activities in a sanatorium boarding schoolAbstract.The author shows what competenciesobtained bystudying of psychopedagogical disciplineswill allow the future psychologists of education to solve the problems of health savinginsanatoriumboarding schools.

Keywords:competences, health saving activities, discipline of psychopedagogical cycle.

Рекомендовано к публикации:

Вараксиным В. Н., кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры педагогики и психологии личности ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова», профессором Российской Академии Естествознания