Факторы девиантного поведения подростков, воспитывающихся в детских домах
Международная
публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мищенко
О.
П. Факторы девиантного поведения подростков, воспитывающихся в детских домах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – № S4. – С.
21–25. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/75076.htm.
Аннотация. Исследование посвящено проблеме детерминации подростковых девиаций в детских домах. В статье рассматриваются сущность, психолого-педагогическое со-держание девиантного поведения, факторы, способствующие его возникновению у подростков, воспитывающихся в детских домах. Раскрыта роль особенностей психосоциального развития воспитанников детского дома в генезисе подростковых девиаций.
Ключевые слова:
депривация, подростки, девиантное поведение, детские дома, особенности психосоциального развития воспитанников детских домов
Текст статьи
Мищенко Оксана Петровна,старший преподаватель кафедры педагогики и психологии личностиФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова», г. Таганрогmishencko.oks@yandex.ru
Факторы девиантного поведения подростков, воспитывающихся в детских домах
Аннотация.Исследование посвящено проблеме детерминации подростковых девиаций в детских домах. В статье рассматриваются сущность, психологопедагогическое содержание девиантного поведения, факторы, способствующие его возникновению у подростков, воспитывающихся в детских домах. Раскрыта роль особенностей психосоциального развития воспитанников детского дома в генезисе подростковых девиаций.Ключевые слова: девиантное поведение, подростки, детские дома, депривация, особенности психосоциального развития воспитанников детских домов.Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
Массовая дезадаптация населения, явившаяся результатом развития кризисных процессов во всех сферах жизни общества,–тревожная реальность наших дней. «Дезадаптация –это результат внутренней или внешней (иногда комплексной) дегармонизации взаимодействия личности самой с собой и обществом, проявляющейся во внутреннем дискомфорте, нарушениях деятельности, поведения или взаимоотношений личности или такое поведение личности, которое дегармонизирует отношения в обществе, нанося моральный и материальный ущерб» [1].Разновидностью дезадаптации является девиантное поведение, которое традиционно рассматривается как «отдельные поступки или система поступков, противоречащих принятым в обществе правовым или нравственным нормам» [2].В условиях современной российской действительности самые различные формы девиантного поведения: алкоголизм, наркомания, проституция, бродяжничество, суицид, правонарушения и даже преступления,–все большее распространение получают среди детей и подростков. Особую актуальность проблема подростковойдевиантности приобретает в условиях детских домов. Девиантное поведение наблюдается примерно у 70% воспитанников сиротских учреждений, среди которых значительная часть подростки.Поведение представляет собой «присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней и внутренней активностью» [3]. Спецификой поведения человека является то, что оно социально, формируется и реализуется в социальной среде. Взаимодействие человека и среды представляет собой двусторонний процесс: с одной стороны, среда воздействует на человека, являясь важнейшим фактором его личностного развития, с другой стороны, человек, осваивая среду, преобразует ее в соответствии со своими индивидуальными особенностями и потребностями. Двусторонний характер взаимодействия человека и социальной среды составляет основу процесса его социализации, который включает две взаимосвязанные линии: адаптацию, как приспособление человека к среде в процессе усвоения им социальных норм и ценностей, и индивидуализацию как процесс обособления личности в социальной середе, проявления своей индивидуальности. Анализируя взаимосвязь адаптации и индивидуализации в целостном процессе социализации, Ю.А.Клейберг отмечает: «Усвоение индивидом культурных ценностей создает предпосылки адаптации его к социуму и оставляет значительное культурное пространство развития личности. Дезорганизация этого процесса, приводящая к деиндивидуализации, возникает вследствие «жесткости», «заданности» внутригрупповой структуры и «закрытости», ограниченности социальнокультурного пространства» [4].В соответствии с данными представлениями, девиантное поведение, проявляющееся в противодействии социальным нормам, может рассматриваться как следствие нарушения процесса социализации личности, обусловленного неблагоприятным взаимодействием личности со средой, в результате недостаточного или неадекватного учета в данной среде ее индивидуальности.Усугубление проблемы подростковой девиантности в детских домах в современной науке нередко связывается с явлением социального сиротства, получившим в последнее время широкое распространение в нашем обществе. Пополнение детских домов происходит за счет детей из неблагополучных семей, родители которых лишены родительских прав, осуждены, уклонялись или отказались от выполнения своих родительских обязанностей. Процесс социализации таких детей в семье, как правило, происходит в условиях аморальнокриминального окружения с риском психического или физического насилия, вовлечения в асоциальные виды деятельности, личностных деформацийи формирования девиантных форм активности. Ситуация осложняется тем, что многие из них поступают в детский дом в подростковом возрасте, уже имея значительный негативный социальный опыт и существенные искажения в системе ценностнонормативных представлений. Вместе с тем практика показывает, чтозначительную часть воспитанников с девиантным поведением составляют те подростки, которые с рождения или с ранних лет воспитывались в государственном учреждении. Подростковый возраст в науке традиционно рассматривается как период особой восприимчивости личности кразличного рода девиациям. Особенности развития на данном возрастном этапе, связанные с процессами взросления и созревания организма и психики, обуславливают предрасположенность подростков к девиантному поведению и определяют специфику его проявления. Деваиции поведения у подростков нередко представляют собой лишь гипертрофию особенностей их возрастного развития.Рассматривая проблему подростковой девиантности в условиях детских домов, будет недостаточно указать на особенности развития личности в данный возрастной период. Во многих исследованиях звучит мысль о том, что отклонения в развитии и поведении воспитанников детских домов не тождественны задержке психического развития и девиантности детей и подростков, воспитывающихся в семьях. Их развитие имеет ряд качественных особенностей, которые отмечаются на всех возрастных этапах. Различные аспекты проблемы специфических условий сиротского учреждения и их влияния на личностное развитие воспитанников представлены в исследованиях Л.С. Выготского, Л.И. Божович (особенности социальной ситуации развития воспитанников детских домов), И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной, В.С.Мухиной, А.М. Прихожан, А.Г. Рузской, Н.Н.Толстых (особенности психического развития воспитанников сиротских учреждений), М. Айнсворза, Дж. Боулби, Р. Спитц, А. Фрейд (теория привязанности), И. Лангмейера, З. Матейчика (теория психической депривации) и др. Проблема заключается в выявлении факторов институционального воспитания, обуславливающих подростковые девиации. Критическим фактором, определяющим специфику развитиявоспитанников детских домов, является замещение семьи учреждением. Детские дома представляют собой учреждения закрытого типа, характеризующиеся определенной сепарацией их воспитанников от общества. Условия учреждений итернатного типа и детских домов рассматриваются в исследованиях многих авторов как условия депривации.Депривация определяется как состояние, которое возникает в особых жизненных ситуациях, вследствие отсутствия возможности удовлетворения потребностей человека в результате его отделения от необходимых источников их удовлетворения в течение длительного времени[5]. В зависимости от того, чего именно лишен человек, выделяют различные виды депривации –двигательную, сенсорную, когнитивную, социальную, эмоциональную. Детские дома сочетают все эти виды: обеднение среды приводит к сенсорной депривации, уменьшение коммуникаций с окружающими –к социальной, уплощение эмоционального тона при взаимодействии с персоналом –к эмоциональной, жесткая формальная организация среды детского дома–к когнитивной. Анализ литературы (И. Лангмейер, З. Матейчик, 1984; В.Н. Ослон, А.Б. Холмогорова, 2001; И.В. Дубровина, А.Г. Рузская, 1990; И.А. Фурманов, Н.В. Фурманова, 2004) позволил выявить специфические условия жизни и воспитания в детских домах, способствующих возникновению подростковых девиаций: эмоциональная депривация;депривация неформального общения воспитанников:фиксированность жизни в одном коллективе,отсутствие естественногосоциального окружения, нормальных для обычного ребенка контактов (семья, друзья, соседи);постоянный контроль, формализм, ориентация на абсолютную дисциплину, подчинение и выполнение требований со стороны взрослых; «субкультурная изолированность» воспитанников детского дома; открыто отрицательное отношение окружающих, противопоставление воспитанниковдетям, проживающим в семьях;депривация потребности в приватности.Данные условия определяют особенности психосоциального развития воспитанников детских домов, поразному и в неодинаковой степени обнаруживающие себя на каждом возрастном этапе и выступающие основой для формирования готовности к совершению девиантных действий, поступков в подростковом возрасте. Проанализируем влияние обозначенных факторов на развитие личности, исходя из психологического содержания девиантного поведения.Девиантное поведение представляет собой единство мотивационноценностного и операционального компонентов. То есть девиантные проявления выражаются не только во внешней, поведенческой стороне, но и во внутренней, психологической. Под психологическими проявлениями девиантности традиционно понимают деформации мотивационноценностной сферы личности.Анализ литературы позволил нам сделать вывод о том, что соотношение психологического и поведенческого компонентов в генезисе форм девиантного поведения может быть может быть различным: девиантные поступки и действия личности могут быть непосредственным результатом искажений в мотивационноценностной сфере, и наоборот, отклонения от социальных норм, возникающие более или менее регулярно в поведении человека в силу различных обстоятельств постепенно приводят к деформации соответствующих личностных структур.Психологический компонент девиантности рассматривался нами с учетом специфики подросткового возраста. Асоциальные мотивы в данный возрастной период неустойчивы и слабо дифференцированы. В связи с этим С.А. Беличева считает целесообразным не замыкаться на изучении мотивационной сферы, а исходить из анализа уровня общего развития подросткаи предлагает критерии для его определения. При исследовании психологического компонента девиантности важным представляется учет таких критериев как [6]:способность в соответствии с нормами морали и права оценивать поступки свои и окружающих;навыки самоанализа; способность уважать нормы и интересы коллективной жизни; волевые качества; развитие полезных знаний, умений, навыков и интересов; положительно ориентированные жизненные и профессиональные планы.Анализ особенностей психосоциального развития подростков, воспитывающихся в детских домах, выявил недостатки по каждому из выше обозначенных критериев. Способность в соответствии с нормами морали и права оценивать поступки свои и окружающих у воспитанников детских домов не развивается в связи с деформацией их нормативных представлений.Индивидуальные социальнонормативные представления присущи каждому человеку, они выступают регулятором его поведения, критерием оценивания актов своего поведенияи других людей. Индивидуальная система норм человека при этом в целом или частично может совпадать с общественными нормами, а может противоречить им. Одним из основных механизмов формирования нормативных представлений личности в онтогенезе является усвоение детьми моделей поведения значимых взрослых. В условиях детского дома действие данного механизма нарушено как результат эмоциональной депривации. Основным следствием эмоциональной депривации исследователи называют нарушение привязанности у воспитанников. Между нарушением привязанности и усвоением социальных норм в детском возрасте существует тесная связь.Дети, растущие в семье, стараются соответствовать моделям поведения, которых с их стороны ожидают родители, стремясь сохранить эмоциональную близость с ними. В случае нарушения правил поведения родители создают физическую или эмоциональную дистанцию, иэти меры обычно действуют эффективно: стараясь вернуть расположение родителей, дети демонстрируют одобряемое поведение. Дети с нарушением привязанности не имеют потребности в позитивной оценке своих поступков со стороны взрослого, нередко намеренно избегают близости с ним, демонстрируя неодобряемые паттерны поведения. Они сами интуитивно устанавливают границы собственного «поведенческого поля», при этом у них нарушено равновесие между одобряемыми и не одобряемыми сторонами поведения [7]. Рассматривая проблему превращения существующих в обществе социальных норм в личные нормативные представления и убеждения, исследователи отмечают, что под влиянием субъективных и объективных факторов человек усваивает и признает ориентиром своей жизни те нормы, которые осознаны им как необходимые, ценные и полезные для него самого, для общества, коллектива, социальной группы.Существенным фактором, определяющим формирование системы нормативных представлений у воспитанников детских домов, является их безусловная принадлежность к одной достаточно узкой группе сверстников, которой они не могут предпочесть какуюлибо другую группу, как это может ребенок из семьи, и из которой одновременно не могут быть исключены [8]. Фиксированность жизни в одном коллективе и отсутствие нормальных для обычного ребенка контактовсоздает условия для формирования у воспитанников понимания особой общности детдомовских детей, объединенной по признаку социальнопсихологического неблагополучия, субкультуры, с особой нормативностью поведения: одни правила для «детдомовцев», совершенно другие –для «чужих». Внутри своей общности воспитанники живут по групповому нравственному нормативу, ориентируясь на групповую совесть и поруку, от «чужих» они готовы защищать друг друга и все вместе извлекать личные выгоды [9]. Эта установка подкрепляется настороженным, а нередко открыто отрицательным отношением окружающих, противопоставлением воспитанниковдетям, проживающим в семьях. Дистанцирование в отношениях с обеих сторон создает внутренние условия, которые становятся благоприятной почвой для правонарушений.Ситуация осложняется пополнением детских домов за счет детей из неблагополучных семей, ужеимеющих существенные деформации в системе ценностнонормативных представлений. Ограниченность социальных связей воспитанников, их субкультурнаяизолированность и психологическое отчуждение в отношениях с открытым обществом в свою очередь обуславливают их особую подверженность негативным влияниям.Формирование способности уважать нормы и интересы коллективной жизни у воспитанников детского дома в условиях постоянной регламентации поведения и жесткого дисцилинирования происходит на уровне конформного приспособления к официальным нормам детского дома с характерным стремлением обойти их, не вызывая санкций со стороны взрослых. Необходимость постоянно приспосабливаться приводит к снижению у воспитанников детского дома активного отношения к жизни и способствует формированию такой устойчивой черты как конформность. Развивающаяся конформность личности обуславливает восприимчивость подростков к негативному влиянию. Постоянный контроль, формализм отношений со стороны взрослых, их ориентация на абсолютную дисциплину, подчинение и выполнение требований обуславливает низкую личностную значимость волевых качеств для воспитанников детского дома. В исследованиях А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых было выявлено, что у воспитанников не только не формируется в достаточной степени стремление к самостоятельности, ответственности за свое поведение, умение самостоятельно организовывать свою жизнь, саморегуляция и внутренний самоконтроль, но и в качестве ценности выделяется прямо противоположное –признание необходимости внешнего контроля [10]. Преобладание у подростков, воспитывающихся в детских домах ориентации на внешний контроль в регуляции своего поведения, на внешнюю ситуацию и на оценки окружающих в самооценке своей личности, обуславливает недостаточную самокритичность и проблемыв формировании навыков самоанализа. Способность критически относится к собственной деятельности, к деятельности других людей формируется в процессе онтогенеза. Однако при неблагоприятно сложившейся социальной ситуации развития ребенка возможны отклонения в развитии личности. Несформированность внутреннего психического плана действий, собственной мотивации, преобладание ориентации на внешнюю ситуацию у воспитанников детских домов приводит кнеумению осуществлять операции оценивания, составляющие основу самокритичности и самоанализа.Развитие полезных знаний, умений, навыков и интересов у воспитанников ограниченно рамками детского дома. Заорганизованность различным видам деятельности, кружковой работой, мероприятиями в детском доме не позволяет воспитаннику сделать самостоятельный выбор, проявлять инициативу. Результаты исследований особенностейсферы самосознания воспитанников детских домов, проведенные отечественными учеными (А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, Т.И. Юферева), показали, что интересы и увлечения занимают не существенное место в образе «Я» подростков и отличаются узостью [11].Жизненные и профессиональные планы воспитанников детских домов характеризуются неопределенностью. Вместе с тем, обращенность в будущее в отечественной науке рассматривается как одно из важнейших психологических новообразований подросткового возраста. В исследованиях временной перспективы подростков, воспитывающихся в детских домах, было обнаружено, что в сравнениисо сверстниками, растущими в семье, у них преобладают мотивы периода актуальной жизнедеятельности или ближайшего будущего, а мотивы отдаленной перспективы оказываются практически невыраженными [12]. Профессиональное самоопределение воспитанников обусловлено системой общественного воспитания [13]. В условиях распределительной системы, действующей в детских домах, возможности профессионального выбора у них снижаются. Теоретический анализ проблемы показал, что предрасположенность воспитанников детских домов подросткового возраста к девиантному поведению является результатом действия целого ряда «факторов риска»: физиологических, социальных, психологических. К числу таких факторов относятся неблагополучие в семьях, из которых поступают воспитанники в детский дом; психическая патология у многих воспитанников; комплексная депривация; особенности системы воспитания в детском доме.Специфическими условиями жизни и воспитания в детских домах, способствующих возникновению подростковых девиаций, являются эмоциональная депривация;депривация неформального общения воспитанников: фиксированность жизни в одном коллективе, отсутствие естественного социального окружения, нормальных для обычного ребенка контактов (семья, друзья, соседи);постоянный контроль, формализм, ориентация на абсолютную дисциплину, подчинение и выполнение требований со стороны взрослых; «субкультурная изолированность» воспитанников детского дома; открыто отрицательное отношение окружающих, противопоставление воспитанниковдетям, проживающим в семьях;депривация потребности в приватности.Данные факторы обусловливают некоторые особенности психосоциального развития личности вне системы детскородительских связей, выступающие основой для формирования психологического компонента девиантности в подростковом возрасте.
Ссылки на источники1.Молодцова Т.Д.Психология, диагностика и коррекция детских трудностей. –Ростов н/Д.: Изд. Ростовского университета, 2005.2.Психология: словарь/ под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.–М., 1990.3.Там же.Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учеб.пособие для вузов. –М., 2001.5.Лангмейер И., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте.–Прага, 1984.6.Беличева С.А. Основы превентивной психологии.–М., 1993.7.Психическое развитие воспитанников детского дома / под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской.–М., 1990.8.Там же.9.Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Проблемы сиротства в России: социальноисторический и психологический аспекты // Семейная психология и семейная терапия. –2001. –№ 11. –С. 5–36.10.
Психическое развитие воспитанников детского дома.11.
Там же.12.
Там же.13.Фурманов И.А.,Фурманова Н.В. Психология депривированного ребенка. –М., 2004.
Oksana Mishencko,
Senior Lecturerof Department of pedagogy and psychology of personality, State Pedagogical Institute named after A.P.Chekhov, Taganrogmishencko.oks @yandex.ruFactorsof deviant behaviorof adolescentsliving in orphanagesAbstract.The studydeals with the problemof determinationof adolescentdeviancein orphanages. The article deals withthe essence, psychological and pedagogicalcontentdeviant behavior, factors that contribute toits occurrencein adolescentsliving in orphanages. The role ofpsychosocial developmentfeatures ofchildren's homein the genesis ofadolescentdeviance.Keywords:deviant behavior, teenagers, children's homes,deprivation,particularlypsychosocial development ofchildren in orphanages.
Рекомендовано к публикации:
Вараксиным В. Н., кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры педагогики и психологии личности ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова», профессором Российской Академии Естествознания
Факторы девиантного поведения подростков, воспитывающихся в детских домах
Аннотация.Исследование посвящено проблеме детерминации подростковых девиаций в детских домах. В статье рассматриваются сущность, психологопедагогическое содержание девиантного поведения, факторы, способствующие его возникновению у подростков, воспитывающихся в детских домах. Раскрыта роль особенностей психосоциального развития воспитанников детского дома в генезисе подростковых девиаций.Ключевые слова: девиантное поведение, подростки, детские дома, депривация, особенности психосоциального развития воспитанников детских домов.Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.
Массовая дезадаптация населения, явившаяся результатом развития кризисных процессов во всех сферах жизни общества,–тревожная реальность наших дней. «Дезадаптация –это результат внутренней или внешней (иногда комплексной) дегармонизации взаимодействия личности самой с собой и обществом, проявляющейся во внутреннем дискомфорте, нарушениях деятельности, поведения или взаимоотношений личности или такое поведение личности, которое дегармонизирует отношения в обществе, нанося моральный и материальный ущерб» [1].Разновидностью дезадаптации является девиантное поведение, которое традиционно рассматривается как «отдельные поступки или система поступков, противоречащих принятым в обществе правовым или нравственным нормам» [2].В условиях современной российской действительности самые различные формы девиантного поведения: алкоголизм, наркомания, проституция, бродяжничество, суицид, правонарушения и даже преступления,–все большее распространение получают среди детей и подростков. Особую актуальность проблема подростковойдевиантности приобретает в условиях детских домов. Девиантное поведение наблюдается примерно у 70% воспитанников сиротских учреждений, среди которых значительная часть подростки.Поведение представляет собой «присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней и внутренней активностью» [3]. Спецификой поведения человека является то, что оно социально, формируется и реализуется в социальной среде. Взаимодействие человека и среды представляет собой двусторонний процесс: с одной стороны, среда воздействует на человека, являясь важнейшим фактором его личностного развития, с другой стороны, человек, осваивая среду, преобразует ее в соответствии со своими индивидуальными особенностями и потребностями. Двусторонний характер взаимодействия человека и социальной среды составляет основу процесса его социализации, который включает две взаимосвязанные линии: адаптацию, как приспособление человека к среде в процессе усвоения им социальных норм и ценностей, и индивидуализацию как процесс обособления личности в социальной середе, проявления своей индивидуальности. Анализируя взаимосвязь адаптации и индивидуализации в целостном процессе социализации, Ю.А.Клейберг отмечает: «Усвоение индивидом культурных ценностей создает предпосылки адаптации его к социуму и оставляет значительное культурное пространство развития личности. Дезорганизация этого процесса, приводящая к деиндивидуализации, возникает вследствие «жесткости», «заданности» внутригрупповой структуры и «закрытости», ограниченности социальнокультурного пространства» [4].В соответствии с данными представлениями, девиантное поведение, проявляющееся в противодействии социальным нормам, может рассматриваться как следствие нарушения процесса социализации личности, обусловленного неблагоприятным взаимодействием личности со средой, в результате недостаточного или неадекватного учета в данной среде ее индивидуальности.Усугубление проблемы подростковой девиантности в детских домах в современной науке нередко связывается с явлением социального сиротства, получившим в последнее время широкое распространение в нашем обществе. Пополнение детских домов происходит за счет детей из неблагополучных семей, родители которых лишены родительских прав, осуждены, уклонялись или отказались от выполнения своих родительских обязанностей. Процесс социализации таких детей в семье, как правило, происходит в условиях аморальнокриминального окружения с риском психического или физического насилия, вовлечения в асоциальные виды деятельности, личностных деформацийи формирования девиантных форм активности. Ситуация осложняется тем, что многие из них поступают в детский дом в подростковом возрасте, уже имея значительный негативный социальный опыт и существенные искажения в системе ценностнонормативных представлений. Вместе с тем практика показывает, чтозначительную часть воспитанников с девиантным поведением составляют те подростки, которые с рождения или с ранних лет воспитывались в государственном учреждении. Подростковый возраст в науке традиционно рассматривается как период особой восприимчивости личности кразличного рода девиациям. Особенности развития на данном возрастном этапе, связанные с процессами взросления и созревания организма и психики, обуславливают предрасположенность подростков к девиантному поведению и определяют специфику его проявления. Деваиции поведения у подростков нередко представляют собой лишь гипертрофию особенностей их возрастного развития.Рассматривая проблему подростковой девиантности в условиях детских домов, будет недостаточно указать на особенности развития личности в данный возрастной период. Во многих исследованиях звучит мысль о том, что отклонения в развитии и поведении воспитанников детских домов не тождественны задержке психического развития и девиантности детей и подростков, воспитывающихся в семьях. Их развитие имеет ряд качественных особенностей, которые отмечаются на всех возрастных этапах. Различные аспекты проблемы специфических условий сиротского учреждения и их влияния на личностное развитие воспитанников представлены в исследованиях Л.С. Выготского, Л.И. Божович (особенности социальной ситуации развития воспитанников детских домов), И.В. Дубровиной, М.И. Лисиной, В.С.Мухиной, А.М. Прихожан, А.Г. Рузской, Н.Н.Толстых (особенности психического развития воспитанников сиротских учреждений), М. Айнсворза, Дж. Боулби, Р. Спитц, А. Фрейд (теория привязанности), И. Лангмейера, З. Матейчика (теория психической депривации) и др. Проблема заключается в выявлении факторов институционального воспитания, обуславливающих подростковые девиации. Критическим фактором, определяющим специфику развитиявоспитанников детских домов, является замещение семьи учреждением. Детские дома представляют собой учреждения закрытого типа, характеризующиеся определенной сепарацией их воспитанников от общества. Условия учреждений итернатного типа и детских домов рассматриваются в исследованиях многих авторов как условия депривации.Депривация определяется как состояние, которое возникает в особых жизненных ситуациях, вследствие отсутствия возможности удовлетворения потребностей человека в результате его отделения от необходимых источников их удовлетворения в течение длительного времени[5]. В зависимости от того, чего именно лишен человек, выделяют различные виды депривации –двигательную, сенсорную, когнитивную, социальную, эмоциональную. Детские дома сочетают все эти виды: обеднение среды приводит к сенсорной депривации, уменьшение коммуникаций с окружающими –к социальной, уплощение эмоционального тона при взаимодействии с персоналом –к эмоциональной, жесткая формальная организация среды детского дома–к когнитивной. Анализ литературы (И. Лангмейер, З. Матейчик, 1984; В.Н. Ослон, А.Б. Холмогорова, 2001; И.В. Дубровина, А.Г. Рузская, 1990; И.А. Фурманов, Н.В. Фурманова, 2004) позволил выявить специфические условия жизни и воспитания в детских домах, способствующих возникновению подростковых девиаций: эмоциональная депривация;депривация неформального общения воспитанников:фиксированность жизни в одном коллективе,отсутствие естественногосоциального окружения, нормальных для обычного ребенка контактов (семья, друзья, соседи);постоянный контроль, формализм, ориентация на абсолютную дисциплину, подчинение и выполнение требований со стороны взрослых; «субкультурная изолированность» воспитанников детского дома; открыто отрицательное отношение окружающих, противопоставление воспитанниковдетям, проживающим в семьях;депривация потребности в приватности.Данные условия определяют особенности психосоциального развития воспитанников детских домов, поразному и в неодинаковой степени обнаруживающие себя на каждом возрастном этапе и выступающие основой для формирования готовности к совершению девиантных действий, поступков в подростковом возрасте. Проанализируем влияние обозначенных факторов на развитие личности, исходя из психологического содержания девиантного поведения.Девиантное поведение представляет собой единство мотивационноценностного и операционального компонентов. То есть девиантные проявления выражаются не только во внешней, поведенческой стороне, но и во внутренней, психологической. Под психологическими проявлениями девиантности традиционно понимают деформации мотивационноценностной сферы личности.Анализ литературы позволил нам сделать вывод о том, что соотношение психологического и поведенческого компонентов в генезисе форм девиантного поведения может быть может быть различным: девиантные поступки и действия личности могут быть непосредственным результатом искажений в мотивационноценностной сфере, и наоборот, отклонения от социальных норм, возникающие более или менее регулярно в поведении человека в силу различных обстоятельств постепенно приводят к деформации соответствующих личностных структур.Психологический компонент девиантности рассматривался нами с учетом специфики подросткового возраста. Асоциальные мотивы в данный возрастной период неустойчивы и слабо дифференцированы. В связи с этим С.А. Беличева считает целесообразным не замыкаться на изучении мотивационной сферы, а исходить из анализа уровня общего развития подросткаи предлагает критерии для его определения. При исследовании психологического компонента девиантности важным представляется учет таких критериев как [6]:способность в соответствии с нормами морали и права оценивать поступки свои и окружающих;навыки самоанализа; способность уважать нормы и интересы коллективной жизни; волевые качества; развитие полезных знаний, умений, навыков и интересов; положительно ориентированные жизненные и профессиональные планы.Анализ особенностей психосоциального развития подростков, воспитывающихся в детских домах, выявил недостатки по каждому из выше обозначенных критериев. Способность в соответствии с нормами морали и права оценивать поступки свои и окружающих у воспитанников детских домов не развивается в связи с деформацией их нормативных представлений.Индивидуальные социальнонормативные представления присущи каждому человеку, они выступают регулятором его поведения, критерием оценивания актов своего поведенияи других людей. Индивидуальная система норм человека при этом в целом или частично может совпадать с общественными нормами, а может противоречить им. Одним из основных механизмов формирования нормативных представлений личности в онтогенезе является усвоение детьми моделей поведения значимых взрослых. В условиях детского дома действие данного механизма нарушено как результат эмоциональной депривации. Основным следствием эмоциональной депривации исследователи называют нарушение привязанности у воспитанников. Между нарушением привязанности и усвоением социальных норм в детском возрасте существует тесная связь.Дети, растущие в семье, стараются соответствовать моделям поведения, которых с их стороны ожидают родители, стремясь сохранить эмоциональную близость с ними. В случае нарушения правил поведения родители создают физическую или эмоциональную дистанцию, иэти меры обычно действуют эффективно: стараясь вернуть расположение родителей, дети демонстрируют одобряемое поведение. Дети с нарушением привязанности не имеют потребности в позитивной оценке своих поступков со стороны взрослого, нередко намеренно избегают близости с ним, демонстрируя неодобряемые паттерны поведения. Они сами интуитивно устанавливают границы собственного «поведенческого поля», при этом у них нарушено равновесие между одобряемыми и не одобряемыми сторонами поведения [7]. Рассматривая проблему превращения существующих в обществе социальных норм в личные нормативные представления и убеждения, исследователи отмечают, что под влиянием субъективных и объективных факторов человек усваивает и признает ориентиром своей жизни те нормы, которые осознаны им как необходимые, ценные и полезные для него самого, для общества, коллектива, социальной группы.Существенным фактором, определяющим формирование системы нормативных представлений у воспитанников детских домов, является их безусловная принадлежность к одной достаточно узкой группе сверстников, которой они не могут предпочесть какуюлибо другую группу, как это может ребенок из семьи, и из которой одновременно не могут быть исключены [8]. Фиксированность жизни в одном коллективе и отсутствие нормальных для обычного ребенка контактовсоздает условия для формирования у воспитанников понимания особой общности детдомовских детей, объединенной по признаку социальнопсихологического неблагополучия, субкультуры, с особой нормативностью поведения: одни правила для «детдомовцев», совершенно другие –для «чужих». Внутри своей общности воспитанники живут по групповому нравственному нормативу, ориентируясь на групповую совесть и поруку, от «чужих» они готовы защищать друг друга и все вместе извлекать личные выгоды [9]. Эта установка подкрепляется настороженным, а нередко открыто отрицательным отношением окружающих, противопоставлением воспитанниковдетям, проживающим в семьях. Дистанцирование в отношениях с обеих сторон создает внутренние условия, которые становятся благоприятной почвой для правонарушений.Ситуация осложняется пополнением детских домов за счет детей из неблагополучных семей, ужеимеющих существенные деформации в системе ценностнонормативных представлений. Ограниченность социальных связей воспитанников, их субкультурнаяизолированность и психологическое отчуждение в отношениях с открытым обществом в свою очередь обуславливают их особую подверженность негативным влияниям.Формирование способности уважать нормы и интересы коллективной жизни у воспитанников детского дома в условиях постоянной регламентации поведения и жесткого дисцилинирования происходит на уровне конформного приспособления к официальным нормам детского дома с характерным стремлением обойти их, не вызывая санкций со стороны взрослых. Необходимость постоянно приспосабливаться приводит к снижению у воспитанников детского дома активного отношения к жизни и способствует формированию такой устойчивой черты как конформность. Развивающаяся конформность личности обуславливает восприимчивость подростков к негативному влиянию. Постоянный контроль, формализм отношений со стороны взрослых, их ориентация на абсолютную дисциплину, подчинение и выполнение требований обуславливает низкую личностную значимость волевых качеств для воспитанников детского дома. В исследованиях А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых было выявлено, что у воспитанников не только не формируется в достаточной степени стремление к самостоятельности, ответственности за свое поведение, умение самостоятельно организовывать свою жизнь, саморегуляция и внутренний самоконтроль, но и в качестве ценности выделяется прямо противоположное –признание необходимости внешнего контроля [10]. Преобладание у подростков, воспитывающихся в детских домах ориентации на внешний контроль в регуляции своего поведения, на внешнюю ситуацию и на оценки окружающих в самооценке своей личности, обуславливает недостаточную самокритичность и проблемыв формировании навыков самоанализа. Способность критически относится к собственной деятельности, к деятельности других людей формируется в процессе онтогенеза. Однако при неблагоприятно сложившейся социальной ситуации развития ребенка возможны отклонения в развитии личности. Несформированность внутреннего психического плана действий, собственной мотивации, преобладание ориентации на внешнюю ситуацию у воспитанников детских домов приводит кнеумению осуществлять операции оценивания, составляющие основу самокритичности и самоанализа.Развитие полезных знаний, умений, навыков и интересов у воспитанников ограниченно рамками детского дома. Заорганизованность различным видам деятельности, кружковой работой, мероприятиями в детском доме не позволяет воспитаннику сделать самостоятельный выбор, проявлять инициативу. Результаты исследований особенностейсферы самосознания воспитанников детских домов, проведенные отечественными учеными (А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, Т.И. Юферева), показали, что интересы и увлечения занимают не существенное место в образе «Я» подростков и отличаются узостью [11].Жизненные и профессиональные планы воспитанников детских домов характеризуются неопределенностью. Вместе с тем, обращенность в будущее в отечественной науке рассматривается как одно из важнейших психологических новообразований подросткового возраста. В исследованиях временной перспективы подростков, воспитывающихся в детских домах, было обнаружено, что в сравнениисо сверстниками, растущими в семье, у них преобладают мотивы периода актуальной жизнедеятельности или ближайшего будущего, а мотивы отдаленной перспективы оказываются практически невыраженными [12]. Профессиональное самоопределение воспитанников обусловлено системой общественного воспитания [13]. В условиях распределительной системы, действующей в детских домах, возможности профессионального выбора у них снижаются. Теоретический анализ проблемы показал, что предрасположенность воспитанников детских домов подросткового возраста к девиантному поведению является результатом действия целого ряда «факторов риска»: физиологических, социальных, психологических. К числу таких факторов относятся неблагополучие в семьях, из которых поступают воспитанники в детский дом; психическая патология у многих воспитанников; комплексная депривация; особенности системы воспитания в детском доме.Специфическими условиями жизни и воспитания в детских домах, способствующих возникновению подростковых девиаций, являются эмоциональная депривация;депривация неформального общения воспитанников: фиксированность жизни в одном коллективе, отсутствие естественного социального окружения, нормальных для обычного ребенка контактов (семья, друзья, соседи);постоянный контроль, формализм, ориентация на абсолютную дисциплину, подчинение и выполнение требований со стороны взрослых; «субкультурная изолированность» воспитанников детского дома; открыто отрицательное отношение окружающих, противопоставление воспитанниковдетям, проживающим в семьях;депривация потребности в приватности.Данные факторы обусловливают некоторые особенности психосоциального развития личности вне системы детскородительских связей, выступающие основой для формирования психологического компонента девиантности в подростковом возрасте.
Ссылки на источники1.Молодцова Т.Д.Психология, диагностика и коррекция детских трудностей. –Ростов н/Д.: Изд. Ростовского университета, 2005.2.Психология: словарь/ под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского.–М., 1990.3.Там же.Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: учеб.пособие для вузов. –М., 2001.5.Лангмейер И., Матейчик З. Психическая депривация в детском возрасте.–Прага, 1984.6.Беличева С.А. Основы превентивной психологии.–М., 1993.7.Психическое развитие воспитанников детского дома / под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской.–М., 1990.8.Там же.9.Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Проблемы сиротства в России: социальноисторический и психологический аспекты // Семейная психология и семейная терапия. –2001. –№ 11. –С. 5–36.10.
Психическое развитие воспитанников детского дома.11.
Там же.12.
Там же.13.Фурманов И.А.,Фурманова Н.В. Психология депривированного ребенка. –М., 2004.
Oksana Mishencko,
Senior Lecturerof Department of pedagogy and psychology of personality, State Pedagogical Institute named after A.P.Chekhov, Taganrogmishencko.oks @yandex.ruFactorsof deviant behaviorof adolescentsliving in orphanagesAbstract.The studydeals with the problemof determinationof adolescentdeviancein orphanages. The article deals withthe essence, psychological and pedagogicalcontentdeviant behavior, factors that contribute toits occurrencein adolescentsliving in orphanages. The role ofpsychosocial developmentfeatures ofchildren's homein the genesis ofadolescentdeviance.Keywords:deviant behavior, teenagers, children's homes,deprivation,particularlypsychosocial development ofchildren in orphanages.
Рекомендовано к публикации:
Вараксиным В. Н., кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры педагогики и психологии личности ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова», профессором Российской Академии Естествознания