Занятия по развитию творческого воображения старшеклассников на материале музееведения
Международная
публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Мышева
Т.
П. Занятия по развитию творческого воображения старшеклассников на материале музееведения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – № S4. – С.
26–30. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/75077.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам организации занятий по развитию творческого воображения на музейном материале. Автор предлагает использование регионального компонента, не только способствующего развитию творческого воображения учащихся, но и усиливающего процесс патриотического воспитания личности.
Ключевые слова:
музей, региональный компонент, творческое воображение, музееведение, социокультурная образовательная деятельность, музейная экспозиция
Текст статьи
Мышева Татьяна Петровна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии личности ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова», г. ТаганрогMyshevaTP@yandex.ru
Занятия по развитию творческого воображения старшеклассников на материале музееведения
Аннотация.Статья посвящена вопросам организации занятий по развитию творческого воображения на музейном материале. Автор предлагает использование регионального компонента, не только способствующего развитию творческого воображения учащихся, но и усиливающего процесс патриотического воспитания личности.Ключевые слова: творческое воображение, музей, музееведение, региональный компонент, социокультурная образовательная деятельность, музейная экспозиция.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
В основе нашего исследования лежит определениепонятия «творческое воображение», данное Л. С. Выготским: «Творческое воображение–создание нового, оригинального образа, идеи. Оно проникает как анализ (разложение) и синтез (соединение) накопленных человеком знаний. Результат творческого воображения может быть материализован» [1, 20].Аудитория старшеклассников является своеобразным стимулом для переоценки сложившихся представлений о сущности образовательной деятельности музея, о способах общения с ней. Она открывает пространство для эксперимента и творчества –поиска новых форм и методик. Поэтому можно утверждать, что музей очень многим обязан учащимся.Главная цель занятий, проводимых в музее с учащимися –это знакомство с духовной предметной культурой, расширение и углубление знаний о музейном предмете, развитие творческое воображение. Как показывает практика, знания, приобретенные непосредственно в среде бытования предмета (в нашем случае музее) являются наиболее стойкими и разносторонними и могут быть использованы в различных условиях.Организация воспитания старшеклассников музейными средствами опирается на изучение опыта музейных и школьных педагогов, работающих над развитием у старшеклассников творческого воображения.Разработанная система руководства процессом воспитания эстетической активности старшеклассников на занятиях по изучению музейного материала строится именно с учетом требования педагогического эксперимента в условиях специально организованной деятельности.Исходным принципом планирования является существующее в психологии положение о том, что условным движущим фактором развития личности в целом является ее собственная активность. Поэтому совершенно очевидно, что перцептивное развитие учащегося, развитие его творческого воображения возможно в педагогически организованной среде, в процессе обучения и воспитания в условиях его собственной эстетической активности [2].С этой целью и используется программа факультативного спецкурса «Музееведение», разработанная кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры педагогики и психологии личности Т.П.Мышевой [3].Объем программы факультативного спецкурса «Музееведение» включает знания как историкотеоретического материала, так и конкретных умений инавыков, необходимых для проведения разнообразных форм социокультурной образовательной деятельности на музейном материале.Программа рассчитана на учебный год обучения и состоит из двух основных разделов: «Обучение учащихся основным понятиям музееведения и музейной педагогики, научнофондовой и экспозиционной работе музея», «Совершенствование учащимися знаний о региональном музейном компоненте». Данная программа реализовывается в рамках факультативного спецкурса «Музееведение» в школах города Таганрога. Структура программы подчинена следующим задачам:1.Предварительно выявить предпочтения конкретной аудитории в области музееведения и его регионального компонента, что учитывается при реализации всего комплекса спецкурса «Музееведение».2.После вводной части (анкетирование, письменные работы, устные собеседования) программа первого полугодия обучения предусматривает изучение раздела «Обучение учащихся основным понятиям музееведения и музейной педагогики, научнофондовой и экспозиционной работе музея». Учащиеся знакомятся с основными вехами истории музееведения, музейной педагогики и культурнообразовательной деятельности музея в социокультурном контексте.Музееведение следует представить старшеклассникам в качестве научной общественной дисциплины, рассматривающей музей как социокультурный институт, наделенный определенными социокультурными образовательными функциями.Теоретический раздел дисциплины призван познакомить учащихся с историей возникновения и развития музея, показать взаимосвязь науки и музея, музея и просвещения. Изучаются особенности возникновения и развития российского музея; теория и практика музейного дела; музей рассматривается как научноисследовательское учреждение, деятельность которого есть не что иное, как особый вид человеческого труда, представляющий совокупность процессов добывания, распространения и применения таких знаний, которыми общество ранее не располагало. Старшеклассниками изучаются основные положения научнофондовой работы –комплектование, учет и хранение музейных фондов. Особое внимание учеников в данном разделе привлекает знакомство с фондами краеведческого и литературного музеев имени А. П. Чехова, а также вопросы сохранности подлинных предметов, принадлежавших писателю. Учащиеся знакомятся с основными принципами и методами построения музейной и выставочной экспозиции, им даются основные понятия экспозиции.Главным аспектом на теоретическом этапе является динамика образовательных моделей музея и его социокультурная образовательная деятельность; музей рассматривается в пространстве культуры и педагогического поиска; даются теоретические аспекты музейной педагогики; рассматривается психологопедагогическая специфика работы на музейной экспозиции с разновозрастной аудиторией; дается анализ моделей системы взаимодействия музея, школы и вуза. В ходе лекционных занятий рассматривается практическая деятельность школьных музеев и их связь с городскими музеями, в частности с Чеховским комплексом музеязаповедника города Таганрога.3.Во втором полугодии изучается раздел «Совершенствование учащимися знаний о региональном музейном компоненте». Цель раздела–развитие эстетического восприятия старшеклассниками музейного материала на основе понимания пространственновременной реальности музейного искусства и обогащение их умением воспринимать и оценивать музейные тексты в рамках диалога культур; развитие творческого воображения и креативных умений учащихся на музейном материале; совершенствование ими знаний регионального музейного компонента. Главный акцент здесь делался на особенностях регионального музейного компонента.Учащиеся знакомятся с собраниями основных городских музеев: «Краеведческого», «Литературного комплекса имени А.П. Чехова» и «Художественного музея».Основное внимание уделяется специфике работы в условиях различных вариантов музейных экспозиций. В частности, выделяются те, пространство которых связано с именем нашего земляка, великого русского писателя А.П. Чехова, родившегося и проведшего в Таганроге 17 лет своей жизни.Важный момент данного раздела–овладение старшеклассниками музейноэкскурсионным делом; навыками словесного описания; сравнительного анализа различных видов искусства: живописи, скульптуры, архитектуры. Решение этой задачи достигается путем выполнения учащимися творческих заданий, требующих умения выделить художественную специфику произведения искусства, специфику основных (подлинных) музейных предметов, выразительные качества их языка при описании и особенности их воздействия на зрителя. Особое внимание концентрируется на методике подготовки и проведения экскурсий для разновозрастной категории слушателей. Данный раздел предназначается для закрепления теоретических знаний, полученных старшеклассниками на лекциях и практических занятиях по музееведению, музейному делу и музейной педагогике, а также для овладения основами методики экскурсионной работы в музее. Практические и семинарские занятия проводятся с учащимися в музеях в течение всего семестра.Что касается практических занятий, то они представляют собой прослушивание экскурсий на музейных объектах с последующим их обсуждением. В ходе обсуждения обращается внимание на последовательность, логичность и доходчивость словесной подачи материала, связанность общей проблемы с анализом отдельных музейных произведений, на методические особенности ведения экскурсий (продолжительность выступления, последовательность движения экскурсии и т.п.). Здесь же изучается раздел «Знакомство с работой культурнообразовательного отдела музея, направленной на выполнение разнообразных форм социокультурной образовательной деятельности». Это завершающая стадия обучения. Целевое назначение раздела –изучение концептуальных основ социокультурной образовательной деятельности и самостоятельное ее проектирование.Учащиеся знакомятся с такими направлениями работы отдела как: научноисследовательская работа (постановка на вторую ступень учета определенное количество единиц хранения; работа по темам исследования: «Экономическое развитие Таганрога», «Таганрогские детали в творчестве А.П.Чехова»; работа в архивах, составление картотек, научных справок, паспортов); научнометодическая работа (участие в методическом Совете музея, подготовка и проведение семинаров по повышению квалификации); экспозиционновыставочная работа (создание выставок, консультации по персоналиям и т.д.); организационная работа (связь со СМИ, с учебнометодическими отделами институтов, проведение экскурсий, вечеров, кружков и т.д.). На семинарах, проводимых сотрудниками музеев, старшеклассники знакомятся с различными формами педагогической работы в музее: спецификой проведения экскурсий для разновозрастных групп учащихся, лекционных циклов, работой творческих студий и кружков искусствоведческого направления. Учащиеся имеют возможность принять самостоятельное участие в этой работе под руководством штатных сотрудников. Они готовят и проводят экскурсии на объектах разного профиля; участвуют в проведении тестирования и психологических экспериментов, в подготовке и ведении кружковых занятий, в разработке наглядных пособий и т.п. Старшеклассники готовят программу «Вокруг А.П. Чехова», куда входят следующие проекты: «Негромкий Чеховский голос», «К Чехову с любовью»; социальная программа на тему «Твори добро во благо», включающая проекты: «Всей семьей в музей», «Воспоминания о прошлом веке: возьми с собой все лучшее» и т.д. На заключительных занятиях факультативного спецкурса «Музееведение» каждый учащийся представляет отчетную письменную работу в виде реферата (объемом 10–15 страниц печатного текста стандартного формата без учета справочного аппарата и иллюстраций). На основе полученных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных на занятиях в музее, учащимися разрабатываются планыконспекты экскурсий по избранным ими темам. Итоговым контрольным мероприятием по «Музееведению» является зачет, который выставляется в обычные сроки полугодия на основании: 1) посещения теоретических занятий; 2) посещения и активного участия в практических занятиях; 3) представленияписьменной работы –реферата [4]. Опишем более подробно проводимые практические занятия по третьему разделу программы: «Знакомство с работой культурнообразовательного отдела музея, направленной на выполнение разнообразных форм социокультурной образовательной деятельности». Используются традиционные методы исследования: наблюдение, беседа, создание проблемных эстетических ситуаций. Цель –развитие творческого воображения и креативных умений у старшеклассников.Работа с учащимися основывается на том, что развитие свойств личности происходит в деятельности, сопровождающейся осознанной мотивацией, которая возникает на основе глубокого понимания цели деятельности и уяснения обстоятельств реализации этой цели и средств.Опираясь на исследования Т.Н. Панкратовой и Т.В. Чумаловой (Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики. М., 2002), в своей опытной работе мы используем проблемные эстетические ситуации, в ходе выполнения которых учащиеся пользуются разными формами социокультурной образовательной деятельности музея [5].Ситуации различаются по характеру объекта и по степени его сложности; в них предусматриваются разные условия выбора, обнаруживаются разные показатели музейнообразовательной компетентности учащихся. Во всех ситуациях общим является:1)они (ситуации) создаются последовательно, по мере накопления учащимися знаний и впечатлений;2)каждая ситуация помогает обнаружить музейнообразовательную компетентность учащихся на музейном материале. А вся работа представляется не как отдельный и случайный акт,а как система воздействий, направленных на создание контакта между учеником и объектом (музеем и его деятельностью).С этой целью создаются проблемные ситуации в урочной и внеурочной деятельности старшеклассников.В задачу входит: а) выяснить основные компоненты ситуации; б) обнаружить условия возникновения ситуации в учебном и внеучебном процессе; в) проследить изменения в музейнообразовательной компетентности учеников на музейном материале.В создаваемых ситуациях можно наблюдать за проявлением заинтересованности учащихся 1) свободного выбора; 2) заданного объекта; 3) обоснованного оценочного выбора при наличии различных мнений об объекте.Каждая серия ситуаций включает задания различных видов и разной степени сложности, входивших в урок и во внеурочную деятельность старшеклассников: выбор музейного объекта; составление отзыва о посещении музея; анализ прослушанной экскурсии; участие в музейной социокультурной образовательной деятельности; составление пояснительной записки, структуры и тематикоэкспозиционного плана своей мини экспозиции; подготовка тематических экскурсий; сбор музейного материала и его атрибуция; критический анализ и интерпретация музейных предметов; оформление мини экспозиций [5].Любое задание преследует цель–изучить динамику музейнообразовательной компетентности учащихся, развить творческое воображение учащихся. В начале, старшеклассникам предлагается выбрать для посещения желаемый музейный объект. Одни ученики выбирают «Таганрогский Художественный музей», мотивируя это тем, что здесь много редких и красивых художественных произведений, другие–«Краеведческий музей», объясняя свой выбор содержащимся здесь интересным материалом края, третьи–«Домик А.П. Чехова» и «Лавку Чеховых», говоря о том, что ничто не раскрывает Чехова–человека лучше, как те места, где он родился и вырос. Ситуация приоткрывает избирательность восприятия разнопрофильных музеев. Необходимо глубже разобраться, что лежит в ее основе. С этой целью продолжаем беседу на объектах во внеурочное время. В результате узнаем, что часть учащихся с увлечением выражают свое отношение к «Художественному музею». Они полагают, что музейный материал представленный в экспозиции смотрится интересно, легко, выразительно и познавательно. Таким образом, их выбор обусловлен эмоциональным откликом на содержание экспозиции. Учащиеся делают свой выбор, опираясь на содержание; эмоциональную выразительность и значимость объекта. Анализ показывает, что старшеклассники определяют для себя наиболее ценные свойства объекта, вызвавшего у них эмоциональный отклик. Из мотивировок учащихся видно, что в их оценочных суждениях отражается: их интерес, отношение к объекту и чувства, которые стимулируют готовность учеников к получению музейнообразовательных знаний, умений и навыков в области музееведения и музейной педагогики с целью включения их в культурнообразовательную деятельность. Данный вид занятий помогает старшеклассникам в реализации цели информационноразвивающего этапа модели: совершенствование учениками знаний регионального музейного компонента и накопление теоретических знаний по музейной педагогике в процессе интенсивной познавательной деятельности.В ситуации свободного выбора, создаваемой на следующем занятии, также наблюдается возросшая активность учеников.Старшеклассникам предлагается выбрать одно из двух стихотворений А.С.Пушкина: «У лукоморья» и «Истомина» для создания образа в рисунке с помощью музейных средств, то есть передать их основную идею. Цель данного задания состоит в проявлении полученных теоретических знаний по музейному делу и креативных умений (в том числе и творческого воображения). Учащиеся создают рисунки на основании того, как они понимают воссозданный поэтом образ. Одни выбирают стихотворение «У лукоморья» и рисуют дуб и привязанного к нему кота, другие выбирают стихотворение «Истомина» и рисуют балерину, или отражают в рисунке музу поэта в образе горящей свечи, гусиного пера и маленького томика стихов. По сути дела у всех учащихся хорошо развито воображение. Но ближе всех к правильной образной подаче произведениянаходятся те учащиеся, которые, грамотно применяют полученные теоретические знания в области экспозиционной подачи материала. Своими рисунками они показывают, что не любое произведение можно передать экспозиционным путем, и особенно то, которое описывает движение. Поэтому необходимо найти другой приём экспозиционного решения, и этот приём ими удачно найден. Он нейтрален, но верен, ибо передает творческий процесс поэта: момент написания стихотворения «Истомина» (горящая свеча, гусиное перо, томик стихов). Остальные ученики рисуют то, что слышат, не проявив при этом ни малейшего элемента творчества и знаний. Таким образом, учащимся ещё раз напоминают о том, что не весь текстовой материал можно переложить на экспозицию. Однако можно констатировать тот факт, что ситуация свободного выбора вызывает живой интерес: «Сколько мысли вкладывал поэт в это стихотворение, чтобы оно получилось таким впечатляющим. Я хочу отразить это в рисунке» (Татьяна С.). «Мой рисунок отражает момент написания стихотворения «Истомина»: горящая свеча, лист бумаги, гусиное перо–все таинственное и поэтичное. Рождается легкий образ балерины, сказочный, воздушный, волшебный» (Наталья Р.). «Хочется рисовать сказочных героев: таинственных бродящих леших, русалок на деревьях, происходящие кругом чудеса» (Марина С.).Ответы свидетельствуют о том, что одни учащиеся делают выбор, опираясь на полученные ранее впечатления, знания, другие –на эмоциональную выразительность. Для развития креативных умений, творческого воображения и для закрепления знаний старшеклассникам предлагают прислушаться к говорящим названиям старых таганрогских улиц и попытаться расшифровать их значение: Греческая, Петровская, Конторская, Итальянский переулок, Полицейская улица и др.Правильные расшифровки. Конторская улица –здесь располагались основные конторы города Таганрога по торговле и промышленности (АлександрР.). На Греческой улице строились дома богатых грековторговцев (Татьяна Р.). Итальянский переулок был местом проживания богатых меценатовитальянцев (Виталий С.).Петровская улица связана с именем основателя нашего города–Петром I (Наталья Р.), Полицейская улица была воплощением порядка, так как здесь размещался полицейский участок (Сергей Ц.) и т. д. Анализ высказываний учащихся показывает, что старшеклассники определяют для себя наиболее значимые свойства объекта, вызвавшего у них стремление получить эстетическое удовольствие от возможности почерпнуть новые знания по истории Таганрога и от возможности общения со старыми улицами города, несущими интересную информацию о его прошлом. Из ответов учеников можно также сделать вывод о том, что в их оценочных суждениях отражен процесс творческого подхода к выполнению данного задания, который реализует их стремление к участию в проведении социокультурной образовательной деятельности на музейном материале. Проделанная работа ориентирует учеников на развитие креативных умений на музейном материале.Чтобы судить о музейнообразовательной компетентности учащихся на музейном материале, важно проанализировать ее не только в урочное время, но и во внеурочное.С этой целью во время самостоятельного посещения музея учащимися им предлагается выполнить следующее задание: «Пусть каждый найдет здесь для себя чтото новое с точки зрения историка, литератора, искусствоведа, критика, способного впитывать новые знания и анализировать их». Ученики поставлены в ситуацию выбора интересных музейных предметов. Они находят их в экспозиции, обсуждают, зарисовывают, фотографируют. В этой ситуации ясно видно их стремление получить эстетическое удовольствие, проявить творческие возможности в процессе выполнения задания, стремление получить новые знания в момент общения с музейными предметами. Здесь проявляются избирательность, эстетические оценки, обнаруживается стремление к общению с прекрасным, и что особенно ценно, рождается творческий подход в отношении к прекрасному. «Я никогда не знал, что музейные экспонаты способны нести такую богатую информацию о жизни и творчестве великого писателя А.П. Чехова. В музее много вещественного материала. Он принадлежал самому Чехову. Это великое счастье прикоснуться к реликвиям прошлых лет» (Александр Р.). «Был страшно удивлен размером Чеховского пиджака. Оказывается, писатель был субтильным и имел 44йразмер одежды. Светлые садовые перчатки Чехова говорят о нем как о большом франте, щепетильно относящемся к своему внешнему виду» (Татьяна Р.). «Поражает грамотная подача экспозиционного материала, который расположен комплексно и хронологически последовательно. Каждая выставленная вещь, документ и подобранный текстовой материал отражают суть показанных тематических комплексов» (Маргарита А.). Все учащиесяэкскурсанты возвращаются с богатой информацией и массой впечатлений, которыми обмениваются после экскурсии. В музее они сталкиваются с материалом, стимулирующим творческие процессы, в которых отражается стремление передать свои мысли красивым, грамотным языком, выделяя и содержание, и форму подачи экспозиционного материала в соответствии с возникающим собственным замыслом. Учитывая это, в ситуации свободного выбора дается задание написать экскурсиюсочинение, в котором объектом эстетического познания должна стать интересная информация, связанная с историей родного города и его жителями. («Путешествие в мир Таганрогского прошлого», «Пребывание Александра I в Таганроге», «Интересный момент из жизни семьи Чеховых в доме Моисеева–«Лавка Чеховых» и др.). В таких сочинениях можно явственно увидеть объект эстетического интереса учеников, глубину получаемых ими знаний в процессе самостоятельной деятельности и умение творчески подходить к излагаемому материалу, используя грамотный язык выразительности как средства музейного общения. Не подлежит сомнению и тот факт, что процесс восприятия музея и его экспонатов сопровождается не только фиксированием их отдельных физических качеств (форма, цвет, линия, отношения между ними и др.), но и определенным отношением к ним, выражаемым в удовольствии или неудовольствии, в чувстве наслаждения; возникновении желания узнать как можно больше информации, связанной с увиденными вещами. Чтобы постигнуть прекрасное в музее, учащийся должен понять его «язык» так же, как это необходимо при анализе художественных произведениях. Чем глубже и полнее раскрываются в сочинениях качественные характеристики музея и его музейных предметов, тем выше оценивается умение расшифровывать музейную эстетическую информацию, умение выделять фактические, информативные стороны в наблюдаемых экспонатах. Приведем примеры фрагментов сочинений старшеклассников. Побывав в Александровском зале Краеведческого музея, Екатерина Ч. пишет в своем сочинении следующее: «Александровский зал просто великолепен. Он прекрасно передает время правления Императора, обстановку его дворца, то есть, то богатство и роскошь, которые окружали царствующую особу. Выставленные вещи говорят о том, что они замечательны своим прошлым. И это прошлое связанно с именем Александра I, который остаток своих дней провел в Таганроге». И далее продолжает уже другой ученик Александр П. «Жизнь Императора складывалась так, что он на пути своей деятельности постоянно встречал разочарование и неудовлетворенность. Именно эти разочарования приводили его в полное равнодушие к мирским делам. К этому времени и относятся те дни, которые Император провел в Таганроге. В первый раз Александр I посетил Таганрог в 1818 году, когда путешествовал по югу России. Город произвел на Императора приятное впечатление, тем более что это было весною, когда город находился в весеннем цветении. 1го сентября 1825 года Император предпринимает вторую попытку посещения нашего города, но уже совместно со своей супругой Елизаветой Алексеевной. Елизавете Алексеевне город тоже пришелся по душе с его постройками, обычаями, душевностью, радушием. Однако последний приезд Александра был связан с омрачающими событиями, с его смертью. Незадолго до смерти Императора, в Таганрог приехал новороссийский генералгубернатор Воронцов, который предложил Государю побывать в Крыму, где, по его словам, много сделано в его правление. Предложение было настойчиво повторено, и император, сказав, что соседям нужно жить в дружбе, согласился ехать. Перед отъездом случилось характерное в жизни Александра 1го обстоятельство: он сел писать письмо (за тот столик, который мы видели в музее) своей матери Марии Федоровне; было четыре часа дня, но надвинулась темная, осенняя тучаи в комнате стало темно. Государь потребовал свечи, но так как скоро опять стало светло, то камердинер Анисимов спросил, не прикажет ли Государь убрать свечи. «А для чего?» спросил Государь. «Для того, Ваше Величество, что на Руси днем со свечами писать не хорошо». «Разве в том чтонибудь заключается? –заметил Государь: скажи правду, верно, ты думаешь, что, увидев с улицы свечи, подумают, что здесь покойник»? «Точно так, Государь, по замечанию русских», «Если так, сказал с улыбкой Государь,–то возьми свечи». Данный эпизод оказался роковым для Александра 1го, нашедшего свою смерть в нашем городе» [6, 135]. Итак, музей открывается учащимся. Замечая его красоту, информативность, старшеклассники раскрывают необычайный мир прошлого, его культуру и своеобразие. Опора на своеобразные ассоциации пробуждает воображение учащихся, дает возможность развитию креативного подхода к изучению музейного предмета, «поднимает» на поверхность увиденные и закрепленные в памяти исторические образы. Это определяет характер эмоционального отклика, который выражается в эстетической характеристике объекта и в исторической информации, связанной с ним. Проникновение в воспринимаемое содержание музейного объекта, предмета, обогащенное образностью, свидетельствуют об избирательном эмоциональнооценочном отношении к нему, о готовности учащихся общаться с культурой прошлого с помощью музейной вещи.Эмоционально перегруженные объекты или явления, какими обычно выступают люди их лица даже их взгляд, являются труднопереносимыми для человека[7].С целью проверки результативности программы факультативного спецкурса «Музееведение», проводится анкетный опрос старшеклассников. Вопросы анкеты открытого типа и касаются места спецкурса «Музееведение» в системе общеобразовательных школьных дисциплин; роли его в расширении их общей культуры; целесообразности включения данного спецкурса в программу обучения в школе.Анализ ответов дает следующую картину: все опрашиваемые считают этот спецкурс: «необходимым для работы со школьниками», так как они овладевают «умением пользоваться музейным материалом для проведения воспитательных мероприятий», «получением основ музейного образования», «умением методически правильно подбирать материал для экскурсий, составлять сценарии музейных праздников», «умением проводить интересные экскурсии, основанные на региональном музейном компоненте» и т.д.Анкетным опросом выявляется также положительное отношение старшеклассников к специализации в связи с обогащением их музейной культурой. Наиболее характерные мотивировки связаны с:а)возможностью почерпнуть новые знания («узнаем много нового, ранее нам неизвестного»; «мы становимся образованнее в области музейного дела и краеведческого материала, что необходимо для каждого человека»);б)развитием интереса к музею («у меня изменилосьотношение к музею в положительную сторону»; «если до изучения данного спецкурса совсем не понимала значимости регионального компонента, так как раньше в школе на это не делалось ударение, то сейчас с удовольствием отмечаю весомость своих полученных знаний» и т.д.);в)развитием эстетического вкуса («не знала, что простой документальный материал можно подать художественно красиво»; «услышала на занятиях использование красивого, грамотного, выразительного, музейного языка общения» и т.д.);г)обогащением операционных возможностей в социокультурной образовательной деятельности музея («научилась понимать и анализировать музейные тексты»; «могу передать полученные знания учащимся в школе» и т.д.).Опрос старшеклассников позволяет также судить о том, применяются ли полученные по специализации знания и умения.Из числа опрошенных многие (92% старшеклассников) утвердительно отвечают на данный вопрос: «Да, конечно, как можно обойтись без музея и его воспитательной деятельности?»; «Знания, полученные при изучении этого курса, помогают при проведении праздников и утренников» и т.д.Выявленные положительные ответы позволяют утвердиться в правильности теоретического и практического содержания спецкурса «Музееведение» и указывают на целесообразность включения его в общую подготовку старшеклассников. Об этом свидетельствуют такие данные анкетного опроса и бесед с учащимися: «Считаю, что данная специализация необходима, так как музей и его культура играют большую роль в жизни человека» (Елена К.). «Специализация нужна для нашейдальнейшей работы, так как моя дальнейшая деятельность будет связана с деятельностью учителя, которому необходимо знать региональный компонент, что невозможно без достаточных знаний этого курса» (Олег Г.). Таким образом, можно отметить, что старшеклассники проявляют заинтересованное отношение к спецкурсу «Музееведение». Они находят его вполне уместным и даже необходимым в системе обучения в школе.Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:1.Разработанная система занятий по музееведению, выбранные формы и виды заданий к ним себя оправдывают, способствуя развитию творческого воображения старшеклассников.Выстроенная четко система занятий, включающая в себя различные формы и виды работы, учитывают возрастные особенности старшеклассников.
Ссылки на источники1.Выготский Л.С. Воображение и творчество в школьном возрасте. –М.:Госиздат, 1930. –79с.2.Немов Р.С. Психология: в 2 ч. Ч.1. –М.: Владос,1998.–632 с.3.Мышева Т.П. Музейная педагогика в современном социокультурном образовательномконтексте.–Таганрог: Издво Таганрог. гос. пед. инта, 2008. –145с. 4.Мышева Т.П. Развитие музейнообразовательной компетентности студентов на материале регионального компонента. –Таганрог: Издатель Ступин А.Н.–216с.5.Панкратов, Т. Н., Чумалова Т.В. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников:первые шаги в мир культуры: учеб.метод.пособие.–М.: ВЛАДОС, 2002.–133с. 6.Филевский П.П. История города Таганрога. –М., 1898. –289с.7.Вараксин В.Н., БолдыреваВараксина А.В. Коррекция неадекватных реакций и форм поведения детей и подростков // Концепт. –2013. –Спецвыпуск №7.ART 13566. –URL: http://ekoncept.ru/2013/13566.htm. –Гос. рег. Эл № ФС 7749965. –ISSN2304120X(дата обращения 21.12.2014г.).
Tatiana Mysheva,
Candidate of Pedagogical Sciences, Docent of the Department of pedagogy and psychology of personality,State Pedagogical Institute named after A.P.Chekhov, TaganrogMyshevaTP@yandex.ruStudies on the development of creative imagination of the students on the material of museologyAbstract.The article is devoted to the organization of classes for the development of creative imagination on Museum material. The author proposes the use of the regional component, contributing not only to the development of creative imagination of students, but also increase the process of Patriotic education of the individual.Keywords:creative imagination, Museum, museology, the regional component, socialcultural, educational activities, and the Museum exposition.
Рекомендовано к публикации:
Вараксиным В. Н., кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры педагогики и психологии личности ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова», профессором Российской Академии Естествознания
Занятия по развитию творческого воображения старшеклассников на материале музееведения
Аннотация.Статья посвящена вопросам организации занятий по развитию творческого воображения на музейном материале. Автор предлагает использование регионального компонента, не только способствующего развитию творческого воображения учащихся, но и усиливающего процесс патриотического воспитания личности.Ключевые слова: творческое воображение, музей, музееведение, региональный компонент, социокультурная образовательная деятельность, музейная экспозиция.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
В основе нашего исследования лежит определениепонятия «творческое воображение», данное Л. С. Выготским: «Творческое воображение–создание нового, оригинального образа, идеи. Оно проникает как анализ (разложение) и синтез (соединение) накопленных человеком знаний. Результат творческого воображения может быть материализован» [1, 20].Аудитория старшеклассников является своеобразным стимулом для переоценки сложившихся представлений о сущности образовательной деятельности музея, о способах общения с ней. Она открывает пространство для эксперимента и творчества –поиска новых форм и методик. Поэтому можно утверждать, что музей очень многим обязан учащимся.Главная цель занятий, проводимых в музее с учащимися –это знакомство с духовной предметной культурой, расширение и углубление знаний о музейном предмете, развитие творческое воображение. Как показывает практика, знания, приобретенные непосредственно в среде бытования предмета (в нашем случае музее) являются наиболее стойкими и разносторонними и могут быть использованы в различных условиях.Организация воспитания старшеклассников музейными средствами опирается на изучение опыта музейных и школьных педагогов, работающих над развитием у старшеклассников творческого воображения.Разработанная система руководства процессом воспитания эстетической активности старшеклассников на занятиях по изучению музейного материала строится именно с учетом требования педагогического эксперимента в условиях специально организованной деятельности.Исходным принципом планирования является существующее в психологии положение о том, что условным движущим фактором развития личности в целом является ее собственная активность. Поэтому совершенно очевидно, что перцептивное развитие учащегося, развитие его творческого воображения возможно в педагогически организованной среде, в процессе обучения и воспитания в условиях его собственной эстетической активности [2].С этой целью и используется программа факультативного спецкурса «Музееведение», разработанная кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры педагогики и психологии личности Т.П.Мышевой [3].Объем программы факультативного спецкурса «Музееведение» включает знания как историкотеоретического материала, так и конкретных умений инавыков, необходимых для проведения разнообразных форм социокультурной образовательной деятельности на музейном материале.Программа рассчитана на учебный год обучения и состоит из двух основных разделов: «Обучение учащихся основным понятиям музееведения и музейной педагогики, научнофондовой и экспозиционной работе музея», «Совершенствование учащимися знаний о региональном музейном компоненте». Данная программа реализовывается в рамках факультативного спецкурса «Музееведение» в школах города Таганрога. Структура программы подчинена следующим задачам:1.Предварительно выявить предпочтения конкретной аудитории в области музееведения и его регионального компонента, что учитывается при реализации всего комплекса спецкурса «Музееведение».2.После вводной части (анкетирование, письменные работы, устные собеседования) программа первого полугодия обучения предусматривает изучение раздела «Обучение учащихся основным понятиям музееведения и музейной педагогики, научнофондовой и экспозиционной работе музея». Учащиеся знакомятся с основными вехами истории музееведения, музейной педагогики и культурнообразовательной деятельности музея в социокультурном контексте.Музееведение следует представить старшеклассникам в качестве научной общественной дисциплины, рассматривающей музей как социокультурный институт, наделенный определенными социокультурными образовательными функциями.Теоретический раздел дисциплины призван познакомить учащихся с историей возникновения и развития музея, показать взаимосвязь науки и музея, музея и просвещения. Изучаются особенности возникновения и развития российского музея; теория и практика музейного дела; музей рассматривается как научноисследовательское учреждение, деятельность которого есть не что иное, как особый вид человеческого труда, представляющий совокупность процессов добывания, распространения и применения таких знаний, которыми общество ранее не располагало. Старшеклассниками изучаются основные положения научнофондовой работы –комплектование, учет и хранение музейных фондов. Особое внимание учеников в данном разделе привлекает знакомство с фондами краеведческого и литературного музеев имени А. П. Чехова, а также вопросы сохранности подлинных предметов, принадлежавших писателю. Учащиеся знакомятся с основными принципами и методами построения музейной и выставочной экспозиции, им даются основные понятия экспозиции.Главным аспектом на теоретическом этапе является динамика образовательных моделей музея и его социокультурная образовательная деятельность; музей рассматривается в пространстве культуры и педагогического поиска; даются теоретические аспекты музейной педагогики; рассматривается психологопедагогическая специфика работы на музейной экспозиции с разновозрастной аудиторией; дается анализ моделей системы взаимодействия музея, школы и вуза. В ходе лекционных занятий рассматривается практическая деятельность школьных музеев и их связь с городскими музеями, в частности с Чеховским комплексом музеязаповедника города Таганрога.3.Во втором полугодии изучается раздел «Совершенствование учащимися знаний о региональном музейном компоненте». Цель раздела–развитие эстетического восприятия старшеклассниками музейного материала на основе понимания пространственновременной реальности музейного искусства и обогащение их умением воспринимать и оценивать музейные тексты в рамках диалога культур; развитие творческого воображения и креативных умений учащихся на музейном материале; совершенствование ими знаний регионального музейного компонента. Главный акцент здесь делался на особенностях регионального музейного компонента.Учащиеся знакомятся с собраниями основных городских музеев: «Краеведческого», «Литературного комплекса имени А.П. Чехова» и «Художественного музея».Основное внимание уделяется специфике работы в условиях различных вариантов музейных экспозиций. В частности, выделяются те, пространство которых связано с именем нашего земляка, великого русского писателя А.П. Чехова, родившегося и проведшего в Таганроге 17 лет своей жизни.Важный момент данного раздела–овладение старшеклассниками музейноэкскурсионным делом; навыками словесного описания; сравнительного анализа различных видов искусства: живописи, скульптуры, архитектуры. Решение этой задачи достигается путем выполнения учащимися творческих заданий, требующих умения выделить художественную специфику произведения искусства, специфику основных (подлинных) музейных предметов, выразительные качества их языка при описании и особенности их воздействия на зрителя. Особое внимание концентрируется на методике подготовки и проведения экскурсий для разновозрастной категории слушателей. Данный раздел предназначается для закрепления теоретических знаний, полученных старшеклассниками на лекциях и практических занятиях по музееведению, музейному делу и музейной педагогике, а также для овладения основами методики экскурсионной работы в музее. Практические и семинарские занятия проводятся с учащимися в музеях в течение всего семестра.Что касается практических занятий, то они представляют собой прослушивание экскурсий на музейных объектах с последующим их обсуждением. В ходе обсуждения обращается внимание на последовательность, логичность и доходчивость словесной подачи материала, связанность общей проблемы с анализом отдельных музейных произведений, на методические особенности ведения экскурсий (продолжительность выступления, последовательность движения экскурсии и т.п.). Здесь же изучается раздел «Знакомство с работой культурнообразовательного отдела музея, направленной на выполнение разнообразных форм социокультурной образовательной деятельности». Это завершающая стадия обучения. Целевое назначение раздела –изучение концептуальных основ социокультурной образовательной деятельности и самостоятельное ее проектирование.Учащиеся знакомятся с такими направлениями работы отдела как: научноисследовательская работа (постановка на вторую ступень учета определенное количество единиц хранения; работа по темам исследования: «Экономическое развитие Таганрога», «Таганрогские детали в творчестве А.П.Чехова»; работа в архивах, составление картотек, научных справок, паспортов); научнометодическая работа (участие в методическом Совете музея, подготовка и проведение семинаров по повышению квалификации); экспозиционновыставочная работа (создание выставок, консультации по персоналиям и т.д.); организационная работа (связь со СМИ, с учебнометодическими отделами институтов, проведение экскурсий, вечеров, кружков и т.д.). На семинарах, проводимых сотрудниками музеев, старшеклассники знакомятся с различными формами педагогической работы в музее: спецификой проведения экскурсий для разновозрастных групп учащихся, лекционных циклов, работой творческих студий и кружков искусствоведческого направления. Учащиеся имеют возможность принять самостоятельное участие в этой работе под руководством штатных сотрудников. Они готовят и проводят экскурсии на объектах разного профиля; участвуют в проведении тестирования и психологических экспериментов, в подготовке и ведении кружковых занятий, в разработке наглядных пособий и т.п. Старшеклассники готовят программу «Вокруг А.П. Чехова», куда входят следующие проекты: «Негромкий Чеховский голос», «К Чехову с любовью»; социальная программа на тему «Твори добро во благо», включающая проекты: «Всей семьей в музей», «Воспоминания о прошлом веке: возьми с собой все лучшее» и т.д. На заключительных занятиях факультативного спецкурса «Музееведение» каждый учащийся представляет отчетную письменную работу в виде реферата (объемом 10–15 страниц печатного текста стандартного формата без учета справочного аппарата и иллюстраций). На основе полученных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных на занятиях в музее, учащимися разрабатываются планыконспекты экскурсий по избранным ими темам. Итоговым контрольным мероприятием по «Музееведению» является зачет, который выставляется в обычные сроки полугодия на основании: 1) посещения теоретических занятий; 2) посещения и активного участия в практических занятиях; 3) представленияписьменной работы –реферата [4]. Опишем более подробно проводимые практические занятия по третьему разделу программы: «Знакомство с работой культурнообразовательного отдела музея, направленной на выполнение разнообразных форм социокультурной образовательной деятельности». Используются традиционные методы исследования: наблюдение, беседа, создание проблемных эстетических ситуаций. Цель –развитие творческого воображения и креативных умений у старшеклассников.Работа с учащимися основывается на том, что развитие свойств личности происходит в деятельности, сопровождающейся осознанной мотивацией, которая возникает на основе глубокого понимания цели деятельности и уяснения обстоятельств реализации этой цели и средств.Опираясь на исследования Т.Н. Панкратовой и Т.В. Чумаловой (Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики. М., 2002), в своей опытной работе мы используем проблемные эстетические ситуации, в ходе выполнения которых учащиеся пользуются разными формами социокультурной образовательной деятельности музея [5].Ситуации различаются по характеру объекта и по степени его сложности; в них предусматриваются разные условия выбора, обнаруживаются разные показатели музейнообразовательной компетентности учащихся. Во всех ситуациях общим является:1)они (ситуации) создаются последовательно, по мере накопления учащимися знаний и впечатлений;2)каждая ситуация помогает обнаружить музейнообразовательную компетентность учащихся на музейном материале. А вся работа представляется не как отдельный и случайный акт,а как система воздействий, направленных на создание контакта между учеником и объектом (музеем и его деятельностью).С этой целью создаются проблемные ситуации в урочной и внеурочной деятельности старшеклассников.В задачу входит: а) выяснить основные компоненты ситуации; б) обнаружить условия возникновения ситуации в учебном и внеучебном процессе; в) проследить изменения в музейнообразовательной компетентности учеников на музейном материале.В создаваемых ситуациях можно наблюдать за проявлением заинтересованности учащихся 1) свободного выбора; 2) заданного объекта; 3) обоснованного оценочного выбора при наличии различных мнений об объекте.Каждая серия ситуаций включает задания различных видов и разной степени сложности, входивших в урок и во внеурочную деятельность старшеклассников: выбор музейного объекта; составление отзыва о посещении музея; анализ прослушанной экскурсии; участие в музейной социокультурной образовательной деятельности; составление пояснительной записки, структуры и тематикоэкспозиционного плана своей мини экспозиции; подготовка тематических экскурсий; сбор музейного материала и его атрибуция; критический анализ и интерпретация музейных предметов; оформление мини экспозиций [5].Любое задание преследует цель–изучить динамику музейнообразовательной компетентности учащихся, развить творческое воображение учащихся. В начале, старшеклассникам предлагается выбрать для посещения желаемый музейный объект. Одни ученики выбирают «Таганрогский Художественный музей», мотивируя это тем, что здесь много редких и красивых художественных произведений, другие–«Краеведческий музей», объясняя свой выбор содержащимся здесь интересным материалом края, третьи–«Домик А.П. Чехова» и «Лавку Чеховых», говоря о том, что ничто не раскрывает Чехова–человека лучше, как те места, где он родился и вырос. Ситуация приоткрывает избирательность восприятия разнопрофильных музеев. Необходимо глубже разобраться, что лежит в ее основе. С этой целью продолжаем беседу на объектах во внеурочное время. В результате узнаем, что часть учащихся с увлечением выражают свое отношение к «Художественному музею». Они полагают, что музейный материал представленный в экспозиции смотрится интересно, легко, выразительно и познавательно. Таким образом, их выбор обусловлен эмоциональным откликом на содержание экспозиции. Учащиеся делают свой выбор, опираясь на содержание; эмоциональную выразительность и значимость объекта. Анализ показывает, что старшеклассники определяют для себя наиболее ценные свойства объекта, вызвавшего у них эмоциональный отклик. Из мотивировок учащихся видно, что в их оценочных суждениях отражается: их интерес, отношение к объекту и чувства, которые стимулируют готовность учеников к получению музейнообразовательных знаний, умений и навыков в области музееведения и музейной педагогики с целью включения их в культурнообразовательную деятельность. Данный вид занятий помогает старшеклассникам в реализации цели информационноразвивающего этапа модели: совершенствование учениками знаний регионального музейного компонента и накопление теоретических знаний по музейной педагогике в процессе интенсивной познавательной деятельности.В ситуации свободного выбора, создаваемой на следующем занятии, также наблюдается возросшая активность учеников.Старшеклассникам предлагается выбрать одно из двух стихотворений А.С.Пушкина: «У лукоморья» и «Истомина» для создания образа в рисунке с помощью музейных средств, то есть передать их основную идею. Цель данного задания состоит в проявлении полученных теоретических знаний по музейному делу и креативных умений (в том числе и творческого воображения). Учащиеся создают рисунки на основании того, как они понимают воссозданный поэтом образ. Одни выбирают стихотворение «У лукоморья» и рисуют дуб и привязанного к нему кота, другие выбирают стихотворение «Истомина» и рисуют балерину, или отражают в рисунке музу поэта в образе горящей свечи, гусиного пера и маленького томика стихов. По сути дела у всех учащихся хорошо развито воображение. Но ближе всех к правильной образной подаче произведениянаходятся те учащиеся, которые, грамотно применяют полученные теоретические знания в области экспозиционной подачи материала. Своими рисунками они показывают, что не любое произведение можно передать экспозиционным путем, и особенно то, которое описывает движение. Поэтому необходимо найти другой приём экспозиционного решения, и этот приём ими удачно найден. Он нейтрален, но верен, ибо передает творческий процесс поэта: момент написания стихотворения «Истомина» (горящая свеча, гусиное перо, томик стихов). Остальные ученики рисуют то, что слышат, не проявив при этом ни малейшего элемента творчества и знаний. Таким образом, учащимся ещё раз напоминают о том, что не весь текстовой материал можно переложить на экспозицию. Однако можно констатировать тот факт, что ситуация свободного выбора вызывает живой интерес: «Сколько мысли вкладывал поэт в это стихотворение, чтобы оно получилось таким впечатляющим. Я хочу отразить это в рисунке» (Татьяна С.). «Мой рисунок отражает момент написания стихотворения «Истомина»: горящая свеча, лист бумаги, гусиное перо–все таинственное и поэтичное. Рождается легкий образ балерины, сказочный, воздушный, волшебный» (Наталья Р.). «Хочется рисовать сказочных героев: таинственных бродящих леших, русалок на деревьях, происходящие кругом чудеса» (Марина С.).Ответы свидетельствуют о том, что одни учащиеся делают выбор, опираясь на полученные ранее впечатления, знания, другие –на эмоциональную выразительность. Для развития креативных умений, творческого воображения и для закрепления знаний старшеклассникам предлагают прислушаться к говорящим названиям старых таганрогских улиц и попытаться расшифровать их значение: Греческая, Петровская, Конторская, Итальянский переулок, Полицейская улица и др.Правильные расшифровки. Конторская улица –здесь располагались основные конторы города Таганрога по торговле и промышленности (АлександрР.). На Греческой улице строились дома богатых грековторговцев (Татьяна Р.). Итальянский переулок был местом проживания богатых меценатовитальянцев (Виталий С.).Петровская улица связана с именем основателя нашего города–Петром I (Наталья Р.), Полицейская улица была воплощением порядка, так как здесь размещался полицейский участок (Сергей Ц.) и т. д. Анализ высказываний учащихся показывает, что старшеклассники определяют для себя наиболее значимые свойства объекта, вызвавшего у них стремление получить эстетическое удовольствие от возможности почерпнуть новые знания по истории Таганрога и от возможности общения со старыми улицами города, несущими интересную информацию о его прошлом. Из ответов учеников можно также сделать вывод о том, что в их оценочных суждениях отражен процесс творческого подхода к выполнению данного задания, который реализует их стремление к участию в проведении социокультурной образовательной деятельности на музейном материале. Проделанная работа ориентирует учеников на развитие креативных умений на музейном материале.Чтобы судить о музейнообразовательной компетентности учащихся на музейном материале, важно проанализировать ее не только в урочное время, но и во внеурочное.С этой целью во время самостоятельного посещения музея учащимися им предлагается выполнить следующее задание: «Пусть каждый найдет здесь для себя чтото новое с точки зрения историка, литератора, искусствоведа, критика, способного впитывать новые знания и анализировать их». Ученики поставлены в ситуацию выбора интересных музейных предметов. Они находят их в экспозиции, обсуждают, зарисовывают, фотографируют. В этой ситуации ясно видно их стремление получить эстетическое удовольствие, проявить творческие возможности в процессе выполнения задания, стремление получить новые знания в момент общения с музейными предметами. Здесь проявляются избирательность, эстетические оценки, обнаруживается стремление к общению с прекрасным, и что особенно ценно, рождается творческий подход в отношении к прекрасному. «Я никогда не знал, что музейные экспонаты способны нести такую богатую информацию о жизни и творчестве великого писателя А.П. Чехова. В музее много вещественного материала. Он принадлежал самому Чехову. Это великое счастье прикоснуться к реликвиям прошлых лет» (Александр Р.). «Был страшно удивлен размером Чеховского пиджака. Оказывается, писатель был субтильным и имел 44йразмер одежды. Светлые садовые перчатки Чехова говорят о нем как о большом франте, щепетильно относящемся к своему внешнему виду» (Татьяна Р.). «Поражает грамотная подача экспозиционного материала, который расположен комплексно и хронологически последовательно. Каждая выставленная вещь, документ и подобранный текстовой материал отражают суть показанных тематических комплексов» (Маргарита А.). Все учащиесяэкскурсанты возвращаются с богатой информацией и массой впечатлений, которыми обмениваются после экскурсии. В музее они сталкиваются с материалом, стимулирующим творческие процессы, в которых отражается стремление передать свои мысли красивым, грамотным языком, выделяя и содержание, и форму подачи экспозиционного материала в соответствии с возникающим собственным замыслом. Учитывая это, в ситуации свободного выбора дается задание написать экскурсиюсочинение, в котором объектом эстетического познания должна стать интересная информация, связанная с историей родного города и его жителями. («Путешествие в мир Таганрогского прошлого», «Пребывание Александра I в Таганроге», «Интересный момент из жизни семьи Чеховых в доме Моисеева–«Лавка Чеховых» и др.). В таких сочинениях можно явственно увидеть объект эстетического интереса учеников, глубину получаемых ими знаний в процессе самостоятельной деятельности и умение творчески подходить к излагаемому материалу, используя грамотный язык выразительности как средства музейного общения. Не подлежит сомнению и тот факт, что процесс восприятия музея и его экспонатов сопровождается не только фиксированием их отдельных физических качеств (форма, цвет, линия, отношения между ними и др.), но и определенным отношением к ним, выражаемым в удовольствии или неудовольствии, в чувстве наслаждения; возникновении желания узнать как можно больше информации, связанной с увиденными вещами. Чтобы постигнуть прекрасное в музее, учащийся должен понять его «язык» так же, как это необходимо при анализе художественных произведениях. Чем глубже и полнее раскрываются в сочинениях качественные характеристики музея и его музейных предметов, тем выше оценивается умение расшифровывать музейную эстетическую информацию, умение выделять фактические, информативные стороны в наблюдаемых экспонатах. Приведем примеры фрагментов сочинений старшеклассников. Побывав в Александровском зале Краеведческого музея, Екатерина Ч. пишет в своем сочинении следующее: «Александровский зал просто великолепен. Он прекрасно передает время правления Императора, обстановку его дворца, то есть, то богатство и роскошь, которые окружали царствующую особу. Выставленные вещи говорят о том, что они замечательны своим прошлым. И это прошлое связанно с именем Александра I, который остаток своих дней провел в Таганроге». И далее продолжает уже другой ученик Александр П. «Жизнь Императора складывалась так, что он на пути своей деятельности постоянно встречал разочарование и неудовлетворенность. Именно эти разочарования приводили его в полное равнодушие к мирским делам. К этому времени и относятся те дни, которые Император провел в Таганроге. В первый раз Александр I посетил Таганрог в 1818 году, когда путешествовал по югу России. Город произвел на Императора приятное впечатление, тем более что это было весною, когда город находился в весеннем цветении. 1го сентября 1825 года Император предпринимает вторую попытку посещения нашего города, но уже совместно со своей супругой Елизаветой Алексеевной. Елизавете Алексеевне город тоже пришелся по душе с его постройками, обычаями, душевностью, радушием. Однако последний приезд Александра был связан с омрачающими событиями, с его смертью. Незадолго до смерти Императора, в Таганрог приехал новороссийский генералгубернатор Воронцов, который предложил Государю побывать в Крыму, где, по его словам, много сделано в его правление. Предложение было настойчиво повторено, и император, сказав, что соседям нужно жить в дружбе, согласился ехать. Перед отъездом случилось характерное в жизни Александра 1го обстоятельство: он сел писать письмо (за тот столик, который мы видели в музее) своей матери Марии Федоровне; было четыре часа дня, но надвинулась темная, осенняя тучаи в комнате стало темно. Государь потребовал свечи, но так как скоро опять стало светло, то камердинер Анисимов спросил, не прикажет ли Государь убрать свечи. «А для чего?» спросил Государь. «Для того, Ваше Величество, что на Руси днем со свечами писать не хорошо». «Разве в том чтонибудь заключается? –заметил Государь: скажи правду, верно, ты думаешь, что, увидев с улицы свечи, подумают, что здесь покойник»? «Точно так, Государь, по замечанию русских», «Если так, сказал с улыбкой Государь,–то возьми свечи». Данный эпизод оказался роковым для Александра 1го, нашедшего свою смерть в нашем городе» [6, 135]. Итак, музей открывается учащимся. Замечая его красоту, информативность, старшеклассники раскрывают необычайный мир прошлого, его культуру и своеобразие. Опора на своеобразные ассоциации пробуждает воображение учащихся, дает возможность развитию креативного подхода к изучению музейного предмета, «поднимает» на поверхность увиденные и закрепленные в памяти исторические образы. Это определяет характер эмоционального отклика, который выражается в эстетической характеристике объекта и в исторической информации, связанной с ним. Проникновение в воспринимаемое содержание музейного объекта, предмета, обогащенное образностью, свидетельствуют об избирательном эмоциональнооценочном отношении к нему, о готовности учащихся общаться с культурой прошлого с помощью музейной вещи.Эмоционально перегруженные объекты или явления, какими обычно выступают люди их лица даже их взгляд, являются труднопереносимыми для человека[7].С целью проверки результативности программы факультативного спецкурса «Музееведение», проводится анкетный опрос старшеклассников. Вопросы анкеты открытого типа и касаются места спецкурса «Музееведение» в системе общеобразовательных школьных дисциплин; роли его в расширении их общей культуры; целесообразности включения данного спецкурса в программу обучения в школе.Анализ ответов дает следующую картину: все опрашиваемые считают этот спецкурс: «необходимым для работы со школьниками», так как они овладевают «умением пользоваться музейным материалом для проведения воспитательных мероприятий», «получением основ музейного образования», «умением методически правильно подбирать материал для экскурсий, составлять сценарии музейных праздников», «умением проводить интересные экскурсии, основанные на региональном музейном компоненте» и т.д.Анкетным опросом выявляется также положительное отношение старшеклассников к специализации в связи с обогащением их музейной культурой. Наиболее характерные мотивировки связаны с:а)возможностью почерпнуть новые знания («узнаем много нового, ранее нам неизвестного»; «мы становимся образованнее в области музейного дела и краеведческого материала, что необходимо для каждого человека»);б)развитием интереса к музею («у меня изменилосьотношение к музею в положительную сторону»; «если до изучения данного спецкурса совсем не понимала значимости регионального компонента, так как раньше в школе на это не делалось ударение, то сейчас с удовольствием отмечаю весомость своих полученных знаний» и т.д.);в)развитием эстетического вкуса («не знала, что простой документальный материал можно подать художественно красиво»; «услышала на занятиях использование красивого, грамотного, выразительного, музейного языка общения» и т.д.);г)обогащением операционных возможностей в социокультурной образовательной деятельности музея («научилась понимать и анализировать музейные тексты»; «могу передать полученные знания учащимся в школе» и т.д.).Опрос старшеклассников позволяет также судить о том, применяются ли полученные по специализации знания и умения.Из числа опрошенных многие (92% старшеклассников) утвердительно отвечают на данный вопрос: «Да, конечно, как можно обойтись без музея и его воспитательной деятельности?»; «Знания, полученные при изучении этого курса, помогают при проведении праздников и утренников» и т.д.Выявленные положительные ответы позволяют утвердиться в правильности теоретического и практического содержания спецкурса «Музееведение» и указывают на целесообразность включения его в общую подготовку старшеклассников. Об этом свидетельствуют такие данные анкетного опроса и бесед с учащимися: «Считаю, что данная специализация необходима, так как музей и его культура играют большую роль в жизни человека» (Елена К.). «Специализация нужна для нашейдальнейшей работы, так как моя дальнейшая деятельность будет связана с деятельностью учителя, которому необходимо знать региональный компонент, что невозможно без достаточных знаний этого курса» (Олег Г.). Таким образом, можно отметить, что старшеклассники проявляют заинтересованное отношение к спецкурсу «Музееведение». Они находят его вполне уместным и даже необходимым в системе обучения в школе.Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:1.Разработанная система занятий по музееведению, выбранные формы и виды заданий к ним себя оправдывают, способствуя развитию творческого воображения старшеклассников.Выстроенная четко система занятий, включающая в себя различные формы и виды работы, учитывают возрастные особенности старшеклассников.
Ссылки на источники1.Выготский Л.С. Воображение и творчество в школьном возрасте. –М.:Госиздат, 1930. –79с.2.Немов Р.С. Психология: в 2 ч. Ч.1. –М.: Владос,1998.–632 с.3.Мышева Т.П. Музейная педагогика в современном социокультурном образовательномконтексте.–Таганрог: Издво Таганрог. гос. пед. инта, 2008. –145с. 4.Мышева Т.П. Развитие музейнообразовательной компетентности студентов на материале регионального компонента. –Таганрог: Издатель Ступин А.Н.–216с.5.Панкратов, Т. Н., Чумалова Т.В. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников:первые шаги в мир культуры: учеб.метод.пособие.–М.: ВЛАДОС, 2002.–133с. 6.Филевский П.П. История города Таганрога. –М., 1898. –289с.7.Вараксин В.Н., БолдыреваВараксина А.В. Коррекция неадекватных реакций и форм поведения детей и подростков // Концепт. –2013. –Спецвыпуск №7.ART 13566. –URL: http://ekoncept.ru/2013/13566.htm. –Гос. рег. Эл № ФС 7749965. –ISSN2304120X(дата обращения 21.12.2014г.).
Tatiana Mysheva,
Candidate of Pedagogical Sciences, Docent of the Department of pedagogy and psychology of personality,State Pedagogical Institute named after A.P.Chekhov, TaganrogMyshevaTP@yandex.ruStudies on the development of creative imagination of the students on the material of museologyAbstract.The article is devoted to the organization of classes for the development of creative imagination on Museum material. The author proposes the use of the regional component, contributing not only to the development of creative imagination of students, but also increase the process of Patriotic education of the individual.Keywords:creative imagination, Museum, museology, the regional component, socialcultural, educational activities, and the Museum exposition.
Рекомендовано к публикации:
Вараксиным В. Н., кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры педагогики и психологии личности ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова», профессором Российской Академии Естествознания