Проблемы патриотического воспитания студенческой молодежи

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Русинова М. М. Проблемы патриотического воспитания студенческой молодежи // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S4. – С. 31–35. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75078.htm.
Аннотация. Современный этап развития российского общества выдвигает новые подходы к воспитанию патриотизма у современной молодежи. В связи с этим одной из задач системы высшего профессионального образования становится усиление внимания к патриотическим ценностям молодежи.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Русинова Маргарита Маратовна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии личности ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова», г. Таганрогmargaritarusinova@yandex.ru

Проблемы патриотического воспитания студенческой молодежи

Аннотация. Современный этап развития российского общества выдвигает новые подходы к воспитанию патриотизма у современной молодежи. В связи с этим одной из задач системы высшего профессионального образования становится усиление внимания к патриотическим ценностям молодежи.Ключевые слова: воспитательный процесс, патриотизм, высшее профессиональное образование, студенческая молодежь.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Изменения, происходящие в российском социокультурном пространстве в последние десятилетия, отразилисьна всех сферах жизнедеятельности. Переход к гражданскому обществу обозначил ряд наиболее актуальных стратегических задач, в том числе и касающихся проблем воспитания гражданственности и патриотизма в современных условиях.В Доктрине информационной безопасности Российской Федерации сохранение и укрепление традиций патриотизма названо одной из составляющих национальных интересов государства в информационной сфере.В Указе Президента от 20.10.2012 № 1416 «О совершенствовании государственной политики в областипатриотического воспитания» вместе «Положением об Управлении Президента Российской Федерации по общественным проектам» отмечается необходимость укрепления духовнонравственных основ российского общества, совершенствования работы по патриотическому воспитанию молодежи.Патриотическому воспитанию молодых граждан России уделяется особое внимание и в готовящемся документе «Основы государственной молодёжной политики Российской Федерации до 2025 года».Социальная ответственность граждан России за обеспечение ее безопасности является основой консолидации общества, укрепления государства и напрямую зависит от целенаправленной работы по патриотическому воспитанию молодежи, призванной играть ключевую роль в судьбе страныВ Государственной программе патриотического воспитания граждан подчеркивается, что патриотизм призван дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России единого гражданского общества.В проекте федерального закона «О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации» патриотическое воспитание определялось как система мер, направленных на формирование у граждан Российской Федерации высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины [1].Предполагается, что конечным результатом реализации всех предложенных мер должна стать положительная динамика роста патриотизма в стране, возрастание социальной и трудовой активности граждан, особенно молодежи, их вклада в развитие основных сфер жизни и деятельности общества и государства, преодоление экстремистских проявлений отдельных групп граждан и других негативных явлений, возрождение духовности, социальноэкономическая и политическая стабильность и укрепление национальной безопасности.В последнее десятилетие проблема патриотизма рассматривается государством в контексте национальной безопасности России. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (2009) отмечается, что патриотизм является предпосылкой для надежного предотвращения внутренних и внешних угроз национальной безопасности, динамичного развития и превращения Российской Федерации в одну из лидирующих держав по уровню технического прогресса, качеству жизни населения, влиянию на мировые процессы.Актуальность проблемы патриотического воспитания студенческой молодежи определяется во многом и тем, что, на сегодняшний день значительно ослабло воспитательное воздействие социальных институтов российской культуры, искусства и образования на формирование патриотических идей и взглядов. Равнодушие, цинизм, неуважительное отношение к государству, падение престижа военной службы, утрата чувств патриотизма в молодежной среде и обществе в целом и другие негативные явления, распространившиеся в современном обществе, создают множество прецедентов для деформации, что затрудняет позитивную социализацию подрастающего поколения.Ярким подтверждением этому является тот факт, что в вузах страны сохраняется устойчивая тенденция к снижению ценности военной службы у юношей, отмечается деградация традиционного для российского менталитета патриотического сознания у значительного числа представителей учащейся молодежи.Причины этих явлений во многом кроются в смене общественных ценностей, нравственных ориентиров, приоритетов и их носителей, разрушении идеологии . Все это стало причиной понижения воспитательного воздействия таких ведущих институтов воспитания как семьи, учреждений образования, культуры на формирование патриотических качеств учащихся.Патриотическое воспитание –составная часть всестороннего, в большей степени нравственного, воспитания. Часть при этом неразрывно связана с целым, как отдельный элемент со всей системой. Поэтому, говоря о патриотическом воспитании студентов, следует помнить о том, что оно осуществляется в общей системе нравственного воспитания, на основе формирования моральных ценностей личности. Этот процесс осуществляется путем формирования нравственного образа жизни: в процессе труда в личных и общественных интересах, достойного поведения в обществе, уважительного и требовательного отношения к членам своего коллектива, готовности в оказании помощи своим товарищам по работе или учебе, проявления преданности и принципиальности, выработки дисциплинированности, ответственности, активной жизненной позиции, воспитания в духе гражданского долга, чести и совести.В связи с этим перед системой высшего профессионального образования и педагогической наукой встает задача усилить внимание к патриотическим ценностям молодежи, найти и внедрить в практику новые методы и средства к их развитию у студентов вузов в процессе профессиональной подготовки.Социологи отмечают, что в настоящее время смена общественных ценностей, нравственных ориентиров, приоритетов и их носителей, разрушение идеологии стали причиной понижения воспитательного воздействия таких ведущих институтов воспитания как семьи, учреждений образования, культуры на формирование патриотических качеств учащихся. Равнодушие, цинизм, неуважительное отношение к государству, падение престижа военной службы, утрата чувств патриотизма в молодежной среде и обществе в целом и другие негативные явления, распространившиеся в современном обществе, создают множество прецедентов для деформации личности, что затрудняет позитивную социализацию подрастающих поколений.Исследования в этой области свидетельствуют о том, что в настоящее время мировоззрение студентов отличается прагматичным отношением к образованию, направленным на приобретение престижной специальности, как средству достижения материальных благ и приобретения высокого социального статуса. Это сопровождается потребительским и пассивным отношением к культуре, приверженностью западным идеалам материального благополучия, карьерного роста и социальной успешности. При этом, именно в студенческие годы происходит формирование ценностной и профессиональной ориентации личности.По мнению С.Н.Иконникова и В.Т.Лисовского,в социальной структуре общества студенчество –социальная группа, по своему общественному положению ближе всего стоящая к интеллигенции и предназначенная в будущем к занятию высококвалифицированным трудом в различных отраслях науки, техники, управления, культуры [2].Студенчество является одной из самых активных социальных групп населения, обладающей высоким интеллектуальным потенциалом. Однако, неопределенность в будущем, обусловленная трудностями в нахождении последующего места работы по приобретенной специальности, падение престижа многих профессий, предстоящая служба в армии, подталкивают молодых людей к мысли о возможности легкого заработка, о поиске вариантов избежать службы в армии и т. д.Результаты опроса Института социологии РАН (2009) свидетельствуют, что среди молодежи 55% тех, кто готов переступить через моральные нормы для достижения личного успеха; 30% до 50% молодежи не считают неприемлемым обогащение за счет других, хамство, пьянство, аборты, супружескую измену, проявление нетерпимости к людям других национальностей и др. [3]Главенствующее место в воспитании гражданственности и патриотизма, как и других составляющих базовой культуры личности, отводится системе образования. В российской педагогике цели и задачи гражданского воспитания нашли отражение в трудах В.Г.Белинского, А.И.Герцена, Н.А.Добролюбова, А.Н.Радищева, К.Д.Ушинского, Н.Г.Чернышевского, а затем в работах А.Макаренко, В.Сухомлинского и др.Замечательные слова К.Д.Ушинского, записанные в его дневнике: «Сделать как можно больше пользы моему Отечеству –вот единственная цель моей жизни, и к нейто я должен направлять все свои способности», определяют направление его профессиональной, творческой деятельности и являются хорошим девизом в воспитании современной студенческой молодежи.Работа по патриотическому воспитанию молодежи, необходимо начинать с восстановления и развития, с учетом новых реалий, цельной системы патриотического воспитания.«Формирование современной личности происходит в условиях информационного прессинга средств массовой информации. Визуальные образы создаваемые телевизионными каналами, различными компьютерными сайтами, а также в виде разнообразной, в большинстве своём низкосортной, видеопродукции, заменили передачу культурного наследия из рук в руки от старшего поколения, младшему, через произведения искусства, книги» [4].Несомненно, что в процессе гражданскопатриотического воспитания молодежи должны быть использованы различные педагогические средства, выступающие во взаимосвязи и усиливающие друг друга. В этой системе самым важным звеном должно быть патриотическое сознание, которое следует обогащать позитивной информацией. Для воспитания патриотизма решающее значение имеют и патриотические общественно полезные дела.Несмотря на указанные негативные явления, современное студенчество вносит существенный вклад в различные региональные проекты, принимая в них самое активное участие. Эта работаосуществляется на интегративной основе совместно с органами власти, департаментом молодежи, волонтерскими организациями, детскими оздоровительными центрами и др. Другим важным направлением работы по праву считается изучение героического прошлого, которое воспитывает у студентов причастность к делам предков, заставляет задуматься о защитниках Веры и Отечества, об их патриотических делах.Высшее учебное заведение представляет собой специально созданную среду для формирования не только специалистов, но и граждан –патриотов. Опыт работы по патриотическому воспитанию студентов в Таганрогском институте показывает, что решающее значение в процессе патриотического воспитания имеют патриотические общественно полезные дела. Студенты принимают самое активное участие в волонтерской деятельности. Летом 2014 г.студенты нашего вуза работали волонтерами в лагере беженцев из восточной Украины, регулярно оказывается помощь воспитанникам детских домов Таганрога. Ежегодно будущие учителя участвуют в акции «Под флагом добра», в праздничных мероприятиях, посвящённых Дню города, Дню Победы, Дню народного единства, Дню славянской письменности, Дню освобождения г. Таганрога, в Фестивале патриотической песни ТИ имени А.П.Чехова а также в городском (зональном, областном) этапах фестиваля патриотической песни «Гвоздики Отечества» и др.Современному информационному обществу свойственны новые воспитательные парадигмы, одной из которых является гражданственнопатриотическое воспитание, выступающее как процесс, базирующийся на таких ценностях как гражданственность и патриотизм.Высшее учебное заведение продолжает оставаться специально созданной средой для формирования не только специалистов, но и граждан –патриотов; средой, нацеленной на позитивную социализацию подрастающего поколения.

Ссылки на источники1.Медведев Д. А. Проект федерального закона «О патриотическом воспитании граждан Российской Федерации», 2011.2.Иконникова С.Н., Лисовский В.Т. Некоторые проблемы воспитания студенческой молодежи // Молодежь и образование.–М., 1972.3.Проблемы духовнонравственного состояния общества и подрастающего поколения / брошюра составлена Комиссией Общественной палаты РФ по социальной и демографической политике, Комитетом Государственной Думы РФ по вопросам семьи, женщин и детей, Общественным советом Центрального федерального округа.–М., 2009.4.Вараксин В.Н. Защита развивающейся личности в условиях тотального информационного прессинга// Известия ТРТУ №2 (57). –Таганрог,2006.

Margarita Rusinova,

Candidate of Pedagogical Science, Assistant Professor of the Department of pedagogy and psychology of personality,State Pedagogical Institute named after A.P. Chekhov, Taganrogmargaritarusinova@yandex.ruThe problem of patriotic upbringing of student youthAbstract.The evolution of Russian community at present stage proposes a new approach in patriotic upbringing of modern young generation. In this case a greater attention must be paid to the youth patriotic values by the authorities of the Highest Vocational Education system.Keywords:bringingup process; patriotism; Highest Vocational Education; the student youth.

Рекомендовано к публикации:

Вараксиным В. Н., кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры педагогики и психологии личности ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический институт имени А. П. Чехова», профессором Российской Академии Естествознания