Математика в экономическом университете: проблемы и пути их решения

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Юдин С. В., Степанов В. Г., Степанова Т. В., Румянцева И. И., Юрищева Н. А., Якушин Д. И. Математика в экономическом университете: проблемы и пути их решения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S6. – С. 16–20. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75100.htm.
Аннотация. В статье рассмотрены проблемы преподавания математических дисциплин в экономических университетах. Проведен анализ состояния подготовки абитуриентов в последние годы на основе исследований PISA и доклада ЮНЕСКО об образовании в мире. Показано, что в условиях недостаточного финансирования образования в Российской Федерации и низкого уровня подготовки абитуриентов по основным предметам необходимо оптимизировать учебные программы и использовать новые образовательные технологии. Предложено использовать свободное программное обеспечение, предназначенное для проведения математических и эконометрических расчетов, уникальную систему генерации контрольных работ и тестов, новый язык программирования, оптимизированный для использования студентами экономических специальностей, углубленное изучение табличного процессора Microsoft Excel.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Юдин Сергей Владимирович,доктор технических наук, профессор, профессор кафедры общих математических и естественнонаучных дисциплин ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова», Тульский филиал, г. Тулаsvjudin@rambler.ru

Юрищева Наталья Александровна,менеджер по проектам консалтинговой фирмы INFORTGroup,cт. лаборант кафедры общих математических и естественнонаучных дисциплин ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова», Тульский филиал, г. Тула Nataliayrishcheva@mail.ru

Якушин Дмитрий Иванович,кандидат технических наук, доцент кафедры общих математических и естественнонаучных дисциплин ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова», Тульский филиал, г. Тулаyd220174@yandex.ru

Румянцева Инна Ивановна,кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры общих математических и естественнонаучных дисциплин ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова», Тульский филиал, г. Тулаinivna@mail.ru

Степанов Вадим Григорьевич,кандидат экономических наук, доцент, директор по исследованиям и разработкам, руководитель проектовINFORT Group, заведующий кафедрой общих математических и естественнонаучных дисциплин ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова», Тульский филиал, г. Тулаsvg@infortgroup.ru

Степанова Татьяна Викторовна,руководитель консалтинговой фирмы INFORT Group, старший преподаватель кафедрыобщих математических и естественнонаучных дисциплин ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова», Тульский филиал, г. Тулаstv@infortgroup.ru

Математика в экономическом университете: проблемы и пути их решения

Аннотация.В статье рассмотрены проблемы преподавания математических дисциплин в экономических университетах. Проведен анализ состояния подготовки абитуриентов в последние годы на основе исследований PISAи доклада ЮНЕСКО об образовании в мире. Показано, что в условиях недостаточного финансирования образования в Российской Федерации и низкого уровня подготовки абитуриентов по основным предметамнеобходимо оптимизироватьучебные программы и использовать новые образовательные технологии.Предложено использовать свободное программное обеспечение, предназначенное для проведения математических и эконометрических расчетов, уникальную систему генерации контрольных работ и тестов, новый язык программирования, оптимизированный для использования студентами экономических специальностей, углубленное изучение табличного процессора MicrosoftExcel.Ключевые слова: образование, качество обучения, учебные программы, финансирование, образовательные технологии.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Свыше 10 лет в высшем образовании используются подходы управления качеством, основанные на международных стандартах серии ИСО 9000 и методах всеобщего менеджмента качества (Total Quality Management–TQM) [1, 2, 3, 4]. В соответствии с отмеченным подходом разрабатываются соответствующие системы менеджмента качества в университетах. Следует, однако, заметить, что как в высшем образовании, так и в других сферах деятельности, основой системы менеджмента качества (СМК) является набор требований к документообороту и практически отсутствуют требования собственно к качеству процесса.Авторы убеждены, что основой СМК должны служить требования к образовательному процессу, а именно, качеству лекций, методических и контрольноизмерительных материалов, методически грамотной структуры учебной программы. Квалификация профессорскопреподавательского состава должна определяться объективной комиссией из числа людей, имеющих опыт практического преподавания, качество учебнометодических материалов должно проверяться опытными методистами (профессорами и доцентами в соответствующей области). Ничего этого, к сожалению, при проверке деятельности вуза не наблюдается. Тем не менее, без учета этих показателей только лишь на основе качества оформления документов делается вывод о соответствии учебного заведения требованиям Министерства образования и науки РФ.Разумеется, количество квадратных метров, приходящихся на одного студента, имеет большое значение, но отсутствие педагогов высокой квалификации и неудовлетворительное качество учебной программы делает все остальные показатели ничтожными.Частично эти вопросы рассматривались в работах [5, 6, 7].Рассмотрим, например, программу подготовки бакалавров по направлению 080100.62«Экономика», профиль «Финансы и кредит». В табл. 1 указаны исходные для последующего анализа данные.Таблица 1Распределение дисциплин по семестрам

№ п/пНазваниеСеместр№ предмета, необходимого

для изучения данного1Математика1, 2

2Теория вероятностей и математическая статистика313Статистика: Теория статистики, экономическая статистика2, 31, 24Эконометрика31, 2, 3

Студенты набора 2011 года и ранее не имели в программе параллельного изучения взаимозависимых дисциплин.Студенты набора 2013 года параллельно изучают «Статистику», «Математику», «Теорию вероятностей и математическую статистику», «Эконометрику».Естественно, что подобные накладки приводят к тому, что студенты не могут разобраться в основных теоретических положениях таких наук, как «Статистика: Теория статистики и экономическая статистика» и «Эконометрика». Они могут лишь вызубрить определения, методы проведения расчетов, но не разобраться в основных идеях.Это совершенно недопустимо,поскольку знание математики современными выпускниками школ неудовлетворительно [5]. Как отметил К.Р. Дзиов [8],в условиях ограниченности количества учебных часов перед высшей школой встает важная проблема отбора необходимых и достаточных знаний. Эта проблема не имеет простых решений.В докладе ЮНЕСКО по мониторингу ОДВ за 2013/2014 год [9] указывалось, что на цели образования необходимо использовать не менее 6% ВНП или не менее 20% бюджета. В то же время числа, приведенные в Основных направлениях бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов [10] дают следующую картину, приведенную в табл. 2 и табл. 3.Таблица 2Доходы бюджета (млрдруб.)

Показатель2013 г.%% ВВП2014 г.%% ВВП2015 г.%% ВВП2016 г.%% ВВП2017 г.%% ВВПДоходы2439936,62636736,92791736,72977036,23168835,3

Таблица 3Финансирование образования в РФ

Показатель2014 год2015 год2016 год2017 годМлрд руб.%% к итогу%% к ВВПМлрдруб.%% к итогу%% к ВВПМлрдруб.%% к итогу%% к ВВПМлрдруб.%% к итогу%% к ВВПРасходы, всего27057100,037,929557100,038,931282100,037,833003100,036,8Образование3085,911,44,33282,411,14,33503,911,24,23748,211,44,2

Можно заметить, что финансирование образование, согласно рекомендациям ЮНЕСКО [9], составляет не более 71% от необходимого, если смотреть по доле ВВП, или не более 57%, если смотреть по доле к расходам бюджета. Отсюда следует, что работники высшей школы не могут рассчитывать на повышение финансирования и, соответственно, на повышение квалификации управляющего персонала, в том числе, методистов министерства и университетов. Это дает основание утверждать, что задача повышения качества образования полностью ложится на плечи профессорскопреподавательского состава, что, с одной стороны, должно быть, но с другой стороны, по нашему мнению, система управления образованием препятствует, несмотря на закон об образовании, творческой работе сотрудников.По данным исследования Организацией Экономического Сотрудничества и Развития (Organisation for Economic Cooperation and Development) рейтинга знаний 15летних школьников из 57 стран мира за 2009 год [11] и 2012 годы [12] для России были получены неутешительные результаты. Часть приведенных в докладах данных приведена в табл. 4.Таблица 4Место Российской Федерации в рейтинге PISAпо трем показателям

Год2009

2012

Читательская грамотность41–4338–42Математическая грамотность38–3931–39Естественнонаучная грамотность30–4034–38

Можно отметить, что качество школьной подготовки является неудовлетворительным. Особенно резкий спад был замечен в 2001–2003 годах [5].Студенты плохо понимают сложные тексты, многие страдают отсутствием логического мышления, имеют крайне неудовлетворительный уровень математической и естественнонаучной подготовки. Это утверждение доказывается и тем фактом, что удовлетворительная оценка по математике на ЕГЭ установлена в 20 баллов, по русскому языку –24.Минимальные пороги для поступления в вузы: русский язык –36, математика –27, физика –36, иностранные языки –22.Эти числа дают основание утверждать, что студентов первого курса необходимо заново учить:грамотности,так какнеобходимо изучать сложные научные тексты;логическому мышлению, без чего невозможно изучение любых дисциплин;элементарной математике, так как студенты не владеют основными методами расчетов, устным счетом, не знают и не понимают теорем;иностранному языку, особенно английскому, так какни один специалист не может считаться компетентным, если он не может читать и понимать иностранные источники по специальности;физике (или основам современного естествознания), так как даже экономист обязан понимать общие концепции мироздания, уметь отличать псевдонаучные теории.В декабре 2013 года была принята Концепция развития математического образования в Российской Федерации [13]. Цель этой концепции –вывести математическое образование на лидирующее положение в мире в ближайшие годы.Авторы данной работы предлагают напервом этапе реализации изменить подход к обучению студентов математическим дисциплинам на основе широкого использования информационных технологий.Сотрудниками кафедры Общих математических и естественнонаучных дисциплин (ОМиЕНД) Тульского филиала РЭУ им.Г.В. Плеханова разработан ряд методических материалов, которые могут помочь в решении этой задачи.Приведем краткое описание авторских разработок.Первое. Генераторы заданий по всем разделам математики, содержащие более 600 типов задач. Впервые они были разработаны в 90х годах XXвека для студентов Тульского государственного университета и адаптированы для студентов экономических специальностей в 2005–2008 годах. Отладка соответствующих программ, общий объём которыхсоставляет свыше 20 тысяч строк, заняла свыше пяти лет. Столь длительный срок отладки связан с наличием во многих задачах ветвлений, меняющих саму методику решения.Каждому студенту генерируется индивидуальный вариант с уникальными числовыми данными, количество вариантов исчисляется миллионами. Даже при совпадении типа задачи в разных вариантах студенты получают иной набор числовых данных.Второе.Генератор экзаменационных билетов, база данных которого включает в себя свыше 1000 тестовых вопросов, на которые следует ответить «Да» или «Нет»; свыше 400 определений и теорем, которые необходимо сформулировать; все множество задач из контрольных работ с упрощенными вариантами (как правило, билет содержит 15 тестовых вопросов, 4 вопроса на формулировку определений и теорем, 5 задач) [14];Третье. Методические указания по выполнению практических (лабораторных) работ по эконометрике, основанных на уникальных возможностях табличного процессора MicrosoftExcel[14]. В методических указаниях рассмотрены примеры решения основных типов эконометрических задач на доступном для студентов IIкурса уровне. Четвертое. Методические указания по выполнению математических расчетов в среде Maxima[14]. Программа Maxima предназначена для проведения математических расчетов любого уровня сложности. Она может выполнять аналитические преобразования, находить неопределенные интегралы и производные, аналитически решать алгебраические и дифференциальные уравнения, проводить статистический анализ, решать задачи, используя численные методы. Построение графиков функций, арифметические вычисления –все это и еще многое другое доступно этой программе [14]. Разумеется она уступает по функциональности таким пакетам, как Maple, Mathematica, MathCad. Ее достоинство в том, что она распространяется по лицензии GNUGPLи за ее использование не взимается плата в отличие от указанных выше пакетов, стоимость которых превосходит 40000 руб. Пятое. Методические указания по использованию программы gretl[14]. Gretl расшифровывается как GNURegression, EconometricsandTimeseries(регрессия, эконометрика и временные ряды). Она предназначена для решения статистических, эконометрических задач и анализа временных рядов. По функциональности она не уступает таким мощным пакетам, как STATISTICAи SPSS. Дополнительно с gretlпоставляются базы данных с большим количеством примеров. Шестое.При обучении студентов методам решения экономических задач на кафедре широко применяется язык программирования ALLite, не требующий установки, функционирующий в среде MicrosoftWord, позволяющий производить необходимые расчеты слабо подготовленным студентам [15]. Ведутся также работы по структурированию и оптимизации учебной программы по математическим дисциплинам и применению информационных технологий для экономических расчетов. Для обучения студентов методам анализа сложных экономических систем с точки зрения теории систем массового обслуживания [СМО] предполагается в дальнейшем использовать студенческую бесплатную версию системы имитационного моделирования ExtendLT[16], позволяющую визуально представлятькак отдельные СМО, так и их сети, наблюдать за происходящими процессами, получать всю необходимую статистику.В заключение можно сказать, что предложения сотрудников кафедры ОМиЕНД и разработанные ими материалы могут помочь как опытным преподавателямметодистам, так и начинающим ассистентам и доцентам в преподавании математических и экономикоматематических дисциплин.

Ссылки на источники1.Концепция всеобщего качества (TQM) как национальная идея России. –URL: http://www.elitarium.ru/2006/04/14/koncepcija_vseobshhego_kachestva_tqm_kak_nacionalnaja_ideja_rossii.html

(дата обращения 04.01.2015).2.Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: учеб.–М.: ИНФРАМ, 2008. –212 с.3.ГОСТ ISO90002011. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь (ISO9000:2005, IDT). –М.: Стандартинформ, 2012. –32 с. 4.ГОСТ ISO90012011. Системы менеджмента качества. Требования (ISO9001:2008, IDT). –М.: Стандартинформ, 2012. –36 с.5.Юдин С.В. Обеспечение качества подготовки бакалавров при изучении математики // Современные научные исследования. Вып. 2 // Концепт. –2014. ART54370. –URL: http://ekoncept.ru/2014/54370.htm?view–Гос. рег. Эл № ФС 7749965. –ISSN2304120X

(дата обращения 04.01.2015).–

6.Добряков А. А., Печников В. П. О гармонизации логической структуры образовательныхстандартов // Наука и образование.–№ 1. –2014. –URL: http://technomag.bmstu.ru/doc/676435.html. –Гос. рег. Эл № ФС 7748211. –ISSN19940408.

(дата обращения 04.01.2015). –DOI: 10.7463/0114.0676435. 7.Капустина Л. В., Попова Е. В. Высшее образование и рынок труда: необходимость перемен // Концепт. –2014. –№ 06 (июнь). –ART14143. –0,4 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2014/14143.htm.–Гос. рег. Эл № ФС 7749965. –ISSN2304120X

(дата обращения 04.01.2015).8.Дзиов А.Р. Содержание высшего профессионального образования в условиях перехода к инновационному развитию // Современные проблемы науки и образования. –2011. –№ 3. –URL: www.scienceeducation.ru/974690

(дата обращения 03.01.2015). 9.Всемирный доклад по мониторингу ОДВ. Преподавание и обучение: Обеспечение качества для всех. –Париж: UNESCO, 2014. –62 с. –URL: http://unesdoc.unesco.org/images/0022/002256/225654r.pdf

(дата обращения 03.01.2015). 10.Основные направления бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов. –URL: http://www.minfin.ru/common/upload/library/2014/07/main/ONBP_20152017.pdf

(дата обращения 03.01.2015). 11.PISA2009 Results. –URL: http://www.centeroko.ru/pisa09/pisa09_res.htm

(дата обращения 06.01.2015). 12.PISA2012 Results. –URL: http://www.oecd.org/pisa/keyfindings/pisa2012resultsoverview.pdf(дата обращения 06.01.2015). 13.Концепция развития математического образования в Российской Федерации. –URL: http://минобрнауки.рф/документы/3894/файл/2730/Концепция развития математического образования в РФ.pdf

(дата обращения 03.01.2015). 14.Сайт профессора Юдина С.В. Методическая работа. –URL: http://svjudin.jimdo.com/

(дата обращения 06.01.2015).15.Степанов В.Г. Информационные технологии управления в торговле: Алгоритмы и методы решения задач на компьютере. Язык программирования ALLITE. –Тула: Издво «Эконом», 2013. –297 с.16.ExtendSim: Simulation Software Overview. –URL: https://www.extendsim.com/sols_simoverview.html/

(датаобращения07.01.2015).

Sergey Yudin,Doctor of Engineering, professor, professor of the department of the General mathematical and naturalscience disciplines Plekhanov Russian University of Economics, Tula branch, Tulasvjudin@rambler.ruNatalia Yrishcheva, Project manager of INFORT Groupconsulting, Sn. laboratory of the department of the General mathematical and naturalscience disciplines Plekhanov Russian University of Economics, Tula branch, TulaNataliayrishcheva@mail.ruDmitry Yakushin,Candidate of Technical Sciences, associate professor of the department of the General mathematical and naturalscience disciplines Plekhanov Russian University of Economics, Tula branch, Tulayd220174@yandex.ruInnaRumyantseva,

Candidate of Technical Sciences, associate professor, associateprofessor of the department of the General mathematical and naturalscience disciplines Plekhanov Russian University of Economics, Tula branch, Tulainivna@mail.ruVadim Stepanov,Candidate of Economic Sciences, associate professor, director of research and to developments, project manager of INFORTGroupconsulting, head of the department of the General mathematical and naturalscience disciplines Plekhanov Russian University of Economics, Tula branch, Tulasvg@infortgroup.ruTatyana Stepanova,head of INFORTGroupconsulting, senior teacher of the department of the General mathematical and naturalscience disciplines Plekhanov Russian University of Economics, Tula branch, Tulastv@infortgroup.ruMathematics at economic university: problems and ways of their decisionAbstract. In article problems of teaching of mathematical disciplines at economicuniversities are considered. The analysis of a state of preparation of entrants last years on the basis of researches PISA and the report of UNESCO on formation in the world is carried out. It is shown that in the conditions of an insufficient financing of education in the Russian Federation and low level of preparation of entrants in the basic subjects, it is necessary to optimize curriculums and to use new educational technologies.It is offered to use the free software designed for carrying out mathematical and econometrics calculations, unique system of generation of examinations and tests, the modern language of programming optimized for use by students of economic specialties, profound studying of tabular processor Microsoft Excel.Keywords: education, quality of training, curriculums, financing, educational technologies.

Рекомендовано к публикации:

Юдиным С. В., доктором технических наук, профессором ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова», Тульский филиал