Анализ качества опросников «Самодиагностика уровня креативности» и «Креативность в профессиональной деятельности»
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Поздняков
С.
А.,
Васильченко
Р.
Э. Анализ качества опросников «Самодиагностика уровня креативности» и «Креативность в профессиональной деятельности» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – № S7. – С.
6–10. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/75106.htm.
Аннотация. Статья посвящена разработке инструментария измерения уровня креативности студентов, изложены результаты эксперимента по анализу разработанных опросников на основе теории измерения латентных переменных. Основным результатом являются рекомендации по коррекции наборов пунктов опросника.
Ключевые слова:
корреляционный анализ, диагностика креативности, модель раша, латентная переменная, анализ качества опросника
Текст статьи
Поздняков Станислав Александрович,
кандидат технических наук, доцент кафедры математики, информатики и методики их преподавания,заведующий аспирантурой ФГБОУ ВПО филиала ФГБОУВПО «Кубанский государственный университет», г. СлавянскнаКубаниpozdnyakov_sta@mail.ru
Васильченко Роман Эдуардович,магистрант Iгода обучения,направление подготовки44.04.01 «Педагогическое образование»,ООП«Управление образовательной организацией»,филиала ФГБОУВПО «Кубанский государственный университет», г. СлавянскнаКубаниgugromos@mail.ru
Анализ качества опросников «Самодиагностика уровня креативности» и «Креативность в профессиональной деятельности»
Аннотация.Статья посвящена разработке инструментария измерения уровня креативности студентов, изложены результаты эксперимента по анализу разработанных опросников на основе теории измерения латентных переменных. Основным результатом являются рекомендации по коррекции наборов пунктов опросника.Ключевые слова:диагностика креативности, модель Раша, латентная переменная, корреляционный анализ, анализ качества опросника.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Вопросами изучения и измерения креативности занимались многие исследователи, среди которых наибольшую известность получили Дж. Гилфорд, Е Торранс, ЕФромма, А Маслоу, Х. Айзенк, Дж. Рензулли, Дж. Брунер, среди отечественных исследователей можно выделить Е. Е. Туник, Н. Б. Шумакову, Д. Б. Богоявленскую, О.М. Дьяченко и др. Вместе с темстоит заметить, что до сих пор не существует общепринятой комплексной методики, позволяющей провести диагностику креативности мышления на линейной шкале.На основе опросников для определения уровня креативности [1, 2] и опросника креативности Девиса [3] были составлены 2 опросника «Самодиагностика уровня креативности» и «Креативность в профессиональной деятельности».Цель исследования состоит в анализе качества разработанных опросников на основе теории измерения латентных переменных [4, 11]. Эти измерения могут быть использованы для решения многих задач, прежде всего для:получения практически значимых рекомендаций по коррекции набора пунктов опросников;измерения уровня креативности личности;измерения взаимосвязи каждого индикатора с интегральным показателем.Для анализа качества разработанных меток проводился опрос, в котором приняли участие 94 студента Iкурса центра среднего профессионального образования ФГБОУ ВПО «КубГУ» филиал в г. СлавянскнаКубани всех направлений.Измерение исследуемых показателей проводилось в рамках теории измерения латентных переменных на основе дихотомической модели Раша. Эта модель позволяет измерить на одной и той же интервальной шкале (в логитах) уровень креативности по результатам опроса и информативность индикаторных переменных [1113]. Наиболее полно информация об этой модели измерения представленана сайте www.rasch.org[6]. В качестве программного средства используется диалоговая система измерения латентных переменных RUMM (Rasch Unidimensional Measurement Models), разработанная под руководством проф. Д. Эндрича [10].Для начала, рассмотрим результаты анализа опросника «Самодиагностика уровня креативности». Уровень креативности личности определяется операционально с помощью набора индикаторных переменных. Разработанный опросник состоит из 30 индикаторных переменных, респондентам предлагается по 2 варианта ответа (градации) на каждый пункт опросника [4, 8].Перед прохождением опросника респондентам была предложена следующая инструкция: «Уважаемый респондент, приглашаем к участию в исследовании! Выберете один вариант ответа на каждый вопрос». В табл.1 приведен набор индикаторных переменных опросника «Самодиагностика уровня креативности».Таблица 1Набор индикаторных переменных
№ п/пИндикаторная переменнаяВарианты ответаi1
Я не предпочел бы работу, в которой все четко определенода/нетi2
Люблю и понимаю абстрактную живописьда/нетi3
Мне не нравится регламентированная работада/нетi4
Не люблю посещать музеи, так как они все одинаковыда/нетi5
Люблю фантазироватьда/нетi6
Разнообразные увлечения делают жизнь человека богачеда/нетi7
Один и тот же спектакль можно смотреть много раз, главное игра актеров, новая интерпретацияда/нетi8
Я предпочел бы быть закройщиком, а не портнымда/нетi9
Мне больше нравится процесс деятельности, чем ее конечный результатда/нетi10
Даже в отлаженном деле пытаюсь творчески изменить чтотода/нетi11
Сомневаюсь даже в том, что для других очевиднода/нетi12
Абстрактные картины дают большую пищу для размышленийда/нетi13
Я не хотел бы подчинять свою жизнь определенной системеда/нетi14
Мне нравится работа дизайнерада/нетi15
Не люблю ходить одним и тем же путемда/нетi16
Я думаю, что я аккуратенда/нетi17
Я люблю знать, что делается во всех помещениях зданияда/нетi18
В детстве я любил посещать новые места вместе с родителями, а не одинда/нетi19
Если бы я имел сладости, то стремился их все сохранить у себяда/нетi20
Я очень волнуюсь, если работа, которую я делаю, не лучшая, не может быть мною сделана наилучшим образомда/нетi21
Я хочу понять, как все происходит вокруг, найти причинуда/нетi22
В детстве я не был особенно популярен среди сверстниковда/нетi23
Я иногда поступаю подетскида/нетi24
Когда я чтолибо хочу сделать, то ничего не может меня остановитьда/нетi25
Я предпочитаю работать с другими и не могу работать одинда/нетi26
Если даже яуверен, что прав, я стараюсь менять свою точку зрения, если со мной не соглашаются другиеда/нетi27
Я буду значимым и известным, когда вырастуда/нетi28
Я предпочитаю знакомые игры, чем новыеда/нетi29
Я люблю исследовать, что произойдет, если я чтолибо сделаюда/нетi30
Когда я играю, то стараюсь как можно меньше рисковатьда/нетСтоит отметить, что полученные результаты опроса оказались неадекватны модели измерения. Адекватность данных модели измерений определялась на основе статистики Хиквадрат следующим образом. Прежде всего, вычисляются все параметры выше приведенной модели измерения. Затем на основе вычисленных параметров определяются ожидаемые (модельные значения) ответов респондентов. Степень близости полученных экспериментальных данных и ожидаемых ответов определяется на основе критерия Хиквадрат. Эмпирический уровень значимости статистики Хиквадрат оказался равным 0,00014, что намного ниже критического значения (0,05).Необходимо отметить, что латентная переменная «уровень креативности» иинформативность индикаторных переменных измеряется на одной и той же интервальной шкале (рис. 1).
Рис.1.Соотношение между «уровнем креативности» и индикаторными переменными
В верхней части рис.9 находится гистограмма, показывающая распределение 94 респондентов по уровню креативности, в нижней части рисунка показано распределение индикаторных переменных на той же самой шкале. Здесь persons соответствуют респондентам, а items индикаторным переменным.Исходя из представленной на этом рисунке информации, можно сделать следующие выводы:уровень креативности по результатам опроса представляет собой нормальное распределение, диапазон варьирования уровня небольшой3логит (от 1,4 до +1,6 логит);набор индикаторных переменных распределен по равномерному закону. Индикаторные переменные варьируются в диапазоне 4,8 логит (от 2,8 до +2 логит);между двумя этими наборами (уровнем креативности личности и индикаторными переменными) существует смещение различие между соответствующими средними равно 0,553 логит.Далее, рассмотрим результаты анализа опросника «Креативность в профессиональной деятельности». Уровень креативности в профессиональной деятельности личности, также как и в первом случае, определяется операционально с помощью набора индикаторных переменных. Разработанный опросник состоит из 31 индикаторной переменной, респондентам предлагается по 3 варианта ответа (градации) на каждый пункт опросника [4, 8].Перед прохождением опросника респондентам была предложена следующая инструкция: «Уважаемый респондент, приглашаем к участию в исследовании! Выберете один вариант ответа на каждый вопрос». В табл.2 приведен набор индикаторных переменных опросника «Креативность в профессиональной деятельности».Таблица 2
Набор индикаторных переменных
№ п/пИндикаторная переменнаяВарианты ответаi1
Я ценю критичность часто/иногда/редкоi2
Я боюсь отличаться от других часто/иногда/редкоi3
Я чувствую себя некомфортно в ситуациях неопределенности часто/иногда/редкоi4
Мне нравятся новые лица, места часто/иногда/редкоi5
Я нуждаюсь в постоянном ощущении порядка в моей жизни часто/иногда/редкоi6
Я чувствую себя неловко, когда люди проявляют свои чувства часто/иногда/редкоi7
Я получаю удовольствие играя роли часто/иногда/редкоi8
Я достигаю большего, когда следую правилам часто/иногда/редкоi9
Я позволяю своим чувствам руководить мною часто/иногда/редкоi10
Мне нравится, когда меня считают независим часто/иногда/редкоi11
Мне нравится заглядывать далеко вперед часто/иногда/редкоi12
Когда проблема возникает, я становлюсь объективным и аналитичным часто/иногда/редкоi13
Мне необходимы все факты, чтобы принять решение часто/иногда/редкоi14
Я рассчитываю на свои прошлые знания сходных проблем часто/иногда/редкоi15
Я ненавижу работать над деталями часто/иногда/редкоi16
Секрет успеха в укомплектованном штате персонала часто/иногда/редкоi17
Статистические данные и диаграммы дают искаженную картину часто/иногда/редкоi18
К проблемам следует подходить одним и тем же образом часто/иногда/редкоi19
Меня воспринимают как человека, решающего проблемы оригинально часто/иногда/редкоi20
У меня есть трудности с обнаружением проблем часто/иногда/редкоi21
Я использую специальные техники для решения проблем часто/иногда/редкоi22
Я впадаю в уныние, если проблема кажется слишком сложной часто/иногда/редкоi23
Когда другие не берутся за решение, я делаю это, если смогу часто/иногда/редкоi24
Я люблю читать инструкции, прежде, чем начать чтолибо новое часто/иногда/редкоi25
Я верю, что процесс нахождения решения творческий часто/иногда/редкоi26
На работе (учебе,дома) границы моих полномочий точно определенычасто/иногда/редкоi27
Когда соревнование между коллегами (по учебе или работе) воспринимается как здоровое явлениечасто/иногда/редкоi28
Я бы мог охарактеризовать свое окружение как дружелюбное и ориентированное на сотрудничествочасто/иногда/редкоi29
Организационные процедуры убивают идеичасто/иногда/редкоi30
Я могу свободно рассказывать о своих идеях, не опасаясь, что надо мной будут смеятьсячасто/иногда/редкоi31
Новые идеи должны быть подробно описанычасто/иногда/редко
Стоит отметить, что полученные результаты опроса также оказались неадекватны модели измерения. Эмпирический уровень значимости статистики Хиквадрат оказался равным 0,00002, что намного ниже критического значения (0,05), что также свидетельствует о несовместимости некоторых индикаторных переменных с другими.Необходимо отметить, что латентная переменная «Креативность в профессиональной деятельности» и информативность индикаторных переменных измеряется на одной и той же интервальной шкале (рис. 2).
Рис.2.Соотношение между «уровнем креативности» и индикаторными переменными
В верхней части рисунка 2 находится гистограмма, показывающая распределение 94 респондентов по уровню креативности в профессиональной деятельности, в нижней частирисунка показано распределение индикаторных переменных на той же самой шкале. Здесь persons соответствуют респондентам, а items индикаторным переменным.Исходя из представленной на этом рисунке информации, можно сделать следующие выводы:уровень креативности в профессиональной деятельности респондентов по результатам опроса представляет собой нормальное распределение, диапазон варьирования уровня небольшой1,8логит (от 0,4 до +1,4 логит);набор индикаторных переменных распределен по равномерному закону. Индикаторные переменные варьируются в диапазоне 3 логит (от 1,4 до +1,6 логит);между двумя этими наборами (уровнем креативности в профессиональной деятельности респондентов и индикаторными переменными) существует смещениеразличие между соответствующими средними равно 0,238 логит.Применение статистических методов при обработке материалов психологических исследований дает большую возможность извлечь из экспериментальных данных полезную информацию. Одним из самых распространенных методов статистики является корреляционный анализ.Корреляционный анализ это проверка гипотез о связях между переменными с использованием коэффициентов корреляции, двумерной описательной статистики, количественной меры взаимосвязи (совместной изменчивости) двух переменных. Таким образом, это совокупность методов обнаружения корреляционной зависимости между случайными величинами или признаками. Основное назначение корреляционного анализа выявление связи между двумя или более изучаемыми переменными, которая рассматривается как совместное согласованное изменение двух исследуемых характеристик. Для линейной корреляционной связи можно выделить два основных направления: положительное («прямая связь») и отрицательное («обратная связь»).Сила связи напрямую указывает, насколько ярко проявляется совместная изменчивость изучаемых переменных. В психологии функциональная взаимосвязь явлений эмпирически может быть выявлена только как вероятностная связь соответствующих признаков [9].В табл.3 приведен фрагмент матрицы полученныхзначений уровня сформированности исследуемых показателей по результатам опросников «Самодиагностика уровня креативности» и «Креативность в профессиональной деятельности».Таблица 3Фрагмент матрицы значений показателей опросников
Идентификатор респондентаЗначение показателя «Самодиагностика креативности» (логиты)Значение показателя «Креативность в профессиональной деятельности» (логиты)ID1
0,3400,280ID2
0,5950,340ID3
0,4960,063ID4
0,9410,142ID5
0,1860,074………ID88
0,8200,005ID89
0,0330,349ID90
1,5770,636ID91
0,3400,074ID92
0,4960,491ID93
1,5770,563ID94
0,1860,866
В результате расчетов, коэффициент корреляции между множествами, представленными в табл. 3, получился равным 0,377. Данное значение коэффициента свидетельствует о наличии слабой положительной корреляции. Это означает, что при росте интегрального показателя «самодиагностика креативности» происходит увеличение значения показателя «креативность в профессиональной деятельности». Также наличие слабой корреляции свидетельствует о том, что разработанные опросники направлены на выявление уровня сформированности разных аспектов общего показателя «креативность».Подводя итоги анализа качества опросников «Самодиагностика уровня креативности» и «Креативность в профессиональной деятельности», можно отметить следующее:1)на основе методики измерения латентных переменных на интервальной шкале проанализировано качество опросников;2)полученные результаты опроса оказались неадекватны модели измерений. Определены виды неадекватности индикаторных переменных модели измерения;3)по результатам анализа рекомендуется скорректировать пункты опросника на предмет большей выраженности градации вариантов ответов, а также уменьшения возможности проявления субъективности мнения респондента;полученные результаты опросов взаимосвязаны, присутствует слабая положительная корреляция;5)разработанные опросники целесообразно применять в комплексе для выявления уровня креативности личности.
Ссылки на источники1.Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности/ под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой и В. М. Снеткова. СПб.:Речь, 2003. С. 293298.2.ИльинЕ. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.:Питер, 2012 г. С. 341345.3.МотковО. И. Психология самопознания личности: практ.пособие. М., 1993. С. 7374.4.Маслак А. А.,АнисимоваТ. С., Осипов С.А.Исследование точности модели Раша на основе имитационного моделирования // Сборник трудов участников XI конференциивыставки «Информационные технологии в образовании».Ч. V. М.:МИФИ, 2001. С. 3840.5.МаслакА. А. Измерение латентных переменных в социальных системах. СлавянскнаКубани: Изд.центр КубГУ в г. СлавянскенаКубани, 2012. 432 с.6.Institute for Objective Measurement, Inc.:официальныйсайт. URL: http://www.rasch.org (датаобращения: 24.11.2014).7.ПоздняковС. А.,ГорбачевМ.Н. Анализ качества опросника «Удовлетворенность населения качеством предоставляемых жилищнокоммунальных услуг» // Материалы XVII (0102 февраля 2012 г.), XVIII (2526 июня 2012 г.) Всероссийских (с международным участием) научнопрактических конференций / отв. ред. А.А. Маслак; филиал КубГУ в г. СлавянскенаКубани. СлавянскнаКубани:Изд.центр филиала КубГУ в г. СлавянскенаКубани, 2012. С. 109123.8.ПоздняковС. А. Исследование точности измерения латентных переменных в образовании. СлавянскнаКубани: Изд. центр СГПИ, 2007. 118 с.9.ШишлянниковаЛ. М.Применение корреляционного анализа в психологии //Психологическая наука и образование. 2009.№1.URL:http://psyjournals.ru/psyedu/2009/n1/Shishlyannikova.shtml (дата обращения: 11.01.2015).10.Getting Started RUMM 2010. Rasch Unidimensional Measurement ModelsPert: RUMM Laboratory Ltd, 2001. 87 p.11.RaschG. Probabilistic models for some intelligence and attainment tests (Expanded edition, with foreword and afterword by Benjamin D. Wright). Chicago: University of Chicago Press, 1980. 199 p.12.WrightB.D.,MastersG.N. Rating Scale Analysis. Chicago: MESA PRESS, 1982. 206 p.13.WrightB.D.,StoneM.H. Best Test Design. Chicago: MESA PRESS, 1979. 222 p.
Stanislav Pozdnyakov,
Candidate of Technical Sciences, the Associate Professor of mathematics, informatics and technique of their teaching, the manager of postgraduate study,Kuban State University,branch in SlavyanskonKuban, SlavyanskonKubanpozdnyakov_sta@mail.ruRoman Vasilchenko,
undergraduate of the I year of training,direction of preparation: 44.04.01 “Pedagogical education”, OOP “Management of the Educational Organization”,Kuban State University,branch in SlavyanskonKuban, SlavyanskonKubangugromos@mail.ruQuality analysisquestionnaire “Measuring levels of creativity”and“Creativityin professional activities”Abstract.This paperis devoted tothe development of toolsmeasuring the level ofcreativityof students, experimental results are presentedon the analysis ofquestionnairesdevelopedbased on the theoryof measurementof latent variables. The main result isthe recommendationfor the correction ofsetsof itemsof the questionnaire.Keywords:diagnostics creativity,Rasch model, latent variable, correlation analysis, the qualityanalysis of the questionnaire.
Рекомендовано к публикации:
Анисимовой Т. С., доктором исторических наук, профессором кафедры общей и профессиональной педагогики ФГБОУ ВПО филиал «КубГУ» в г. СлавянскенаКубани
кандидат технических наук, доцент кафедры математики, информатики и методики их преподавания,заведующий аспирантурой ФГБОУ ВПО филиала ФГБОУВПО «Кубанский государственный университет», г. СлавянскнаКубаниpozdnyakov_sta@mail.ru
Васильченко Роман Эдуардович,магистрант Iгода обучения,направление подготовки44.04.01 «Педагогическое образование»,ООП«Управление образовательной организацией»,филиала ФГБОУВПО «Кубанский государственный университет», г. СлавянскнаКубаниgugromos@mail.ru
Анализ качества опросников «Самодиагностика уровня креативности» и «Креативность в профессиональной деятельности»
Аннотация.Статья посвящена разработке инструментария измерения уровня креативности студентов, изложены результаты эксперимента по анализу разработанных опросников на основе теории измерения латентных переменных. Основным результатом являются рекомендации по коррекции наборов пунктов опросника.Ключевые слова:диагностика креативности, модель Раша, латентная переменная, корреляционный анализ, анализ качества опросника.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Вопросами изучения и измерения креативности занимались многие исследователи, среди которых наибольшую известность получили Дж. Гилфорд, Е Торранс, ЕФромма, А Маслоу, Х. Айзенк, Дж. Рензулли, Дж. Брунер, среди отечественных исследователей можно выделить Е. Е. Туник, Н. Б. Шумакову, Д. Б. Богоявленскую, О.М. Дьяченко и др. Вместе с темстоит заметить, что до сих пор не существует общепринятой комплексной методики, позволяющей провести диагностику креативности мышления на линейной шкале.На основе опросников для определения уровня креативности [1, 2] и опросника креативности Девиса [3] были составлены 2 опросника «Самодиагностика уровня креативности» и «Креативность в профессиональной деятельности».Цель исследования состоит в анализе качества разработанных опросников на основе теории измерения латентных переменных [4, 11]. Эти измерения могут быть использованы для решения многих задач, прежде всего для:получения практически значимых рекомендаций по коррекции набора пунктов опросников;измерения уровня креативности личности;измерения взаимосвязи каждого индикатора с интегральным показателем.Для анализа качества разработанных меток проводился опрос, в котором приняли участие 94 студента Iкурса центра среднего профессионального образования ФГБОУ ВПО «КубГУ» филиал в г. СлавянскнаКубани всех направлений.Измерение исследуемых показателей проводилось в рамках теории измерения латентных переменных на основе дихотомической модели Раша. Эта модель позволяет измерить на одной и той же интервальной шкале (в логитах) уровень креативности по результатам опроса и информативность индикаторных переменных [1113]. Наиболее полно информация об этой модели измерения представленана сайте www.rasch.org[6]. В качестве программного средства используется диалоговая система измерения латентных переменных RUMM (Rasch Unidimensional Measurement Models), разработанная под руководством проф. Д. Эндрича [10].Для начала, рассмотрим результаты анализа опросника «Самодиагностика уровня креативности». Уровень креативности личности определяется операционально с помощью набора индикаторных переменных. Разработанный опросник состоит из 30 индикаторных переменных, респондентам предлагается по 2 варианта ответа (градации) на каждый пункт опросника [4, 8].Перед прохождением опросника респондентам была предложена следующая инструкция: «Уважаемый респондент, приглашаем к участию в исследовании! Выберете один вариант ответа на каждый вопрос». В табл.1 приведен набор индикаторных переменных опросника «Самодиагностика уровня креативности».Таблица 1Набор индикаторных переменных
№ п/пИндикаторная переменнаяВарианты ответаi1
Я не предпочел бы работу, в которой все четко определенода/нетi2
Люблю и понимаю абстрактную живописьда/нетi3
Мне не нравится регламентированная работада/нетi4
Не люблю посещать музеи, так как они все одинаковыда/нетi5
Люблю фантазироватьда/нетi6
Разнообразные увлечения делают жизнь человека богачеда/нетi7
Один и тот же спектакль можно смотреть много раз, главное игра актеров, новая интерпретацияда/нетi8
Я предпочел бы быть закройщиком, а не портнымда/нетi9
Мне больше нравится процесс деятельности, чем ее конечный результатда/нетi10
Даже в отлаженном деле пытаюсь творчески изменить чтотода/нетi11
Сомневаюсь даже в том, что для других очевиднода/нетi12
Абстрактные картины дают большую пищу для размышленийда/нетi13
Я не хотел бы подчинять свою жизнь определенной системеда/нетi14
Мне нравится работа дизайнерада/нетi15
Не люблю ходить одним и тем же путемда/нетi16
Я думаю, что я аккуратенда/нетi17
Я люблю знать, что делается во всех помещениях зданияда/нетi18
В детстве я любил посещать новые места вместе с родителями, а не одинда/нетi19
Если бы я имел сладости, то стремился их все сохранить у себяда/нетi20
Я очень волнуюсь, если работа, которую я делаю, не лучшая, не может быть мною сделана наилучшим образомда/нетi21
Я хочу понять, как все происходит вокруг, найти причинуда/нетi22
В детстве я не был особенно популярен среди сверстниковда/нетi23
Я иногда поступаю подетскида/нетi24
Когда я чтолибо хочу сделать, то ничего не может меня остановитьда/нетi25
Я предпочитаю работать с другими и не могу работать одинда/нетi26
Если даже яуверен, что прав, я стараюсь менять свою точку зрения, если со мной не соглашаются другиеда/нетi27
Я буду значимым и известным, когда вырастуда/нетi28
Я предпочитаю знакомые игры, чем новыеда/нетi29
Я люблю исследовать, что произойдет, если я чтолибо сделаюда/нетi30
Когда я играю, то стараюсь как можно меньше рисковатьда/нетСтоит отметить, что полученные результаты опроса оказались неадекватны модели измерения. Адекватность данных модели измерений определялась на основе статистики Хиквадрат следующим образом. Прежде всего, вычисляются все параметры выше приведенной модели измерения. Затем на основе вычисленных параметров определяются ожидаемые (модельные значения) ответов респондентов. Степень близости полученных экспериментальных данных и ожидаемых ответов определяется на основе критерия Хиквадрат. Эмпирический уровень значимости статистики Хиквадрат оказался равным 0,00014, что намного ниже критического значения (0,05).Необходимо отметить, что латентная переменная «уровень креативности» иинформативность индикаторных переменных измеряется на одной и той же интервальной шкале (рис. 1).
Рис.1.Соотношение между «уровнем креативности» и индикаторными переменными
В верхней части рис.9 находится гистограмма, показывающая распределение 94 респондентов по уровню креативности, в нижней части рисунка показано распределение индикаторных переменных на той же самой шкале. Здесь persons соответствуют респондентам, а items индикаторным переменным.Исходя из представленной на этом рисунке информации, можно сделать следующие выводы:уровень креативности по результатам опроса представляет собой нормальное распределение, диапазон варьирования уровня небольшой3логит (от 1,4 до +1,6 логит);набор индикаторных переменных распределен по равномерному закону. Индикаторные переменные варьируются в диапазоне 4,8 логит (от 2,8 до +2 логит);между двумя этими наборами (уровнем креативности личности и индикаторными переменными) существует смещение различие между соответствующими средними равно 0,553 логит.Далее, рассмотрим результаты анализа опросника «Креативность в профессиональной деятельности». Уровень креативности в профессиональной деятельности личности, также как и в первом случае, определяется операционально с помощью набора индикаторных переменных. Разработанный опросник состоит из 31 индикаторной переменной, респондентам предлагается по 3 варианта ответа (градации) на каждый пункт опросника [4, 8].Перед прохождением опросника респондентам была предложена следующая инструкция: «Уважаемый респондент, приглашаем к участию в исследовании! Выберете один вариант ответа на каждый вопрос». В табл.2 приведен набор индикаторных переменных опросника «Креативность в профессиональной деятельности».Таблица 2
Набор индикаторных переменных
№ п/пИндикаторная переменнаяВарианты ответаi1
Я ценю критичность часто/иногда/редкоi2
Я боюсь отличаться от других часто/иногда/редкоi3
Я чувствую себя некомфортно в ситуациях неопределенности часто/иногда/редкоi4
Мне нравятся новые лица, места часто/иногда/редкоi5
Я нуждаюсь в постоянном ощущении порядка в моей жизни часто/иногда/редкоi6
Я чувствую себя неловко, когда люди проявляют свои чувства часто/иногда/редкоi7
Я получаю удовольствие играя роли часто/иногда/редкоi8
Я достигаю большего, когда следую правилам часто/иногда/редкоi9
Я позволяю своим чувствам руководить мною часто/иногда/редкоi10
Мне нравится, когда меня считают независим часто/иногда/редкоi11
Мне нравится заглядывать далеко вперед часто/иногда/редкоi12
Когда проблема возникает, я становлюсь объективным и аналитичным часто/иногда/редкоi13
Мне необходимы все факты, чтобы принять решение часто/иногда/редкоi14
Я рассчитываю на свои прошлые знания сходных проблем часто/иногда/редкоi15
Я ненавижу работать над деталями часто/иногда/редкоi16
Секрет успеха в укомплектованном штате персонала часто/иногда/редкоi17
Статистические данные и диаграммы дают искаженную картину часто/иногда/редкоi18
К проблемам следует подходить одним и тем же образом часто/иногда/редкоi19
Меня воспринимают как человека, решающего проблемы оригинально часто/иногда/редкоi20
У меня есть трудности с обнаружением проблем часто/иногда/редкоi21
Я использую специальные техники для решения проблем часто/иногда/редкоi22
Я впадаю в уныние, если проблема кажется слишком сложной часто/иногда/редкоi23
Когда другие не берутся за решение, я делаю это, если смогу часто/иногда/редкоi24
Я люблю читать инструкции, прежде, чем начать чтолибо новое часто/иногда/редкоi25
Я верю, что процесс нахождения решения творческий часто/иногда/редкоi26
На работе (учебе,дома) границы моих полномочий точно определенычасто/иногда/редкоi27
Когда соревнование между коллегами (по учебе или работе) воспринимается как здоровое явлениечасто/иногда/редкоi28
Я бы мог охарактеризовать свое окружение как дружелюбное и ориентированное на сотрудничествочасто/иногда/редкоi29
Организационные процедуры убивают идеичасто/иногда/редкоi30
Я могу свободно рассказывать о своих идеях, не опасаясь, что надо мной будут смеятьсячасто/иногда/редкоi31
Новые идеи должны быть подробно описанычасто/иногда/редко
Стоит отметить, что полученные результаты опроса также оказались неадекватны модели измерения. Эмпирический уровень значимости статистики Хиквадрат оказался равным 0,00002, что намного ниже критического значения (0,05), что также свидетельствует о несовместимости некоторых индикаторных переменных с другими.Необходимо отметить, что латентная переменная «Креативность в профессиональной деятельности» и информативность индикаторных переменных измеряется на одной и той же интервальной шкале (рис. 2).
Рис.2.Соотношение между «уровнем креативности» и индикаторными переменными
В верхней части рисунка 2 находится гистограмма, показывающая распределение 94 респондентов по уровню креативности в профессиональной деятельности, в нижней частирисунка показано распределение индикаторных переменных на той же самой шкале. Здесь persons соответствуют респондентам, а items индикаторным переменным.Исходя из представленной на этом рисунке информации, можно сделать следующие выводы:уровень креативности в профессиональной деятельности респондентов по результатам опроса представляет собой нормальное распределение, диапазон варьирования уровня небольшой1,8логит (от 0,4 до +1,4 логит);набор индикаторных переменных распределен по равномерному закону. Индикаторные переменные варьируются в диапазоне 3 логит (от 1,4 до +1,6 логит);между двумя этими наборами (уровнем креативности в профессиональной деятельности респондентов и индикаторными переменными) существует смещениеразличие между соответствующими средними равно 0,238 логит.Применение статистических методов при обработке материалов психологических исследований дает большую возможность извлечь из экспериментальных данных полезную информацию. Одним из самых распространенных методов статистики является корреляционный анализ.Корреляционный анализ это проверка гипотез о связях между переменными с использованием коэффициентов корреляции, двумерной описательной статистики, количественной меры взаимосвязи (совместной изменчивости) двух переменных. Таким образом, это совокупность методов обнаружения корреляционной зависимости между случайными величинами или признаками. Основное назначение корреляционного анализа выявление связи между двумя или более изучаемыми переменными, которая рассматривается как совместное согласованное изменение двух исследуемых характеристик. Для линейной корреляционной связи можно выделить два основных направления: положительное («прямая связь») и отрицательное («обратная связь»).Сила связи напрямую указывает, насколько ярко проявляется совместная изменчивость изучаемых переменных. В психологии функциональная взаимосвязь явлений эмпирически может быть выявлена только как вероятностная связь соответствующих признаков [9].В табл.3 приведен фрагмент матрицы полученныхзначений уровня сформированности исследуемых показателей по результатам опросников «Самодиагностика уровня креативности» и «Креативность в профессиональной деятельности».Таблица 3Фрагмент матрицы значений показателей опросников
Идентификатор респондентаЗначение показателя «Самодиагностика креативности» (логиты)Значение показателя «Креативность в профессиональной деятельности» (логиты)ID1
0,3400,280ID2
0,5950,340ID3
0,4960,063ID4
0,9410,142ID5
0,1860,074………ID88
0,8200,005ID89
0,0330,349ID90
1,5770,636ID91
0,3400,074ID92
0,4960,491ID93
1,5770,563ID94
0,1860,866
В результате расчетов, коэффициент корреляции между множествами, представленными в табл. 3, получился равным 0,377. Данное значение коэффициента свидетельствует о наличии слабой положительной корреляции. Это означает, что при росте интегрального показателя «самодиагностика креативности» происходит увеличение значения показателя «креативность в профессиональной деятельности». Также наличие слабой корреляции свидетельствует о том, что разработанные опросники направлены на выявление уровня сформированности разных аспектов общего показателя «креативность».Подводя итоги анализа качества опросников «Самодиагностика уровня креативности» и «Креативность в профессиональной деятельности», можно отметить следующее:1)на основе методики измерения латентных переменных на интервальной шкале проанализировано качество опросников;2)полученные результаты опроса оказались неадекватны модели измерений. Определены виды неадекватности индикаторных переменных модели измерения;3)по результатам анализа рекомендуется скорректировать пункты опросника на предмет большей выраженности градации вариантов ответов, а также уменьшения возможности проявления субъективности мнения респондента;полученные результаты опросов взаимосвязаны, присутствует слабая положительная корреляция;5)разработанные опросники целесообразно применять в комплексе для выявления уровня креативности личности.
Ссылки на источники1.Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности/ под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой и В. М. Снеткова. СПб.:Речь, 2003. С. 293298.2.ИльинЕ. П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб.:Питер, 2012 г. С. 341345.3.МотковО. И. Психология самопознания личности: практ.пособие. М., 1993. С. 7374.4.Маслак А. А.,АнисимоваТ. С., Осипов С.А.Исследование точности модели Раша на основе имитационного моделирования // Сборник трудов участников XI конференциивыставки «Информационные технологии в образовании».Ч. V. М.:МИФИ, 2001. С. 3840.5.МаслакА. А. Измерение латентных переменных в социальных системах. СлавянскнаКубани: Изд.центр КубГУ в г. СлавянскенаКубани, 2012. 432 с.6.Institute for Objective Measurement, Inc.:официальныйсайт. URL: http://www.rasch.org (датаобращения: 24.11.2014).7.ПоздняковС. А.,ГорбачевМ.Н. Анализ качества опросника «Удовлетворенность населения качеством предоставляемых жилищнокоммунальных услуг» // Материалы XVII (0102 февраля 2012 г.), XVIII (2526 июня 2012 г.) Всероссийских (с международным участием) научнопрактических конференций / отв. ред. А.А. Маслак; филиал КубГУ в г. СлавянскенаКубани. СлавянскнаКубани:Изд.центр филиала КубГУ в г. СлавянскенаКубани, 2012. С. 109123.8.ПоздняковС. А. Исследование точности измерения латентных переменных в образовании. СлавянскнаКубани: Изд. центр СГПИ, 2007. 118 с.9.ШишлянниковаЛ. М.Применение корреляционного анализа в психологии //Психологическая наука и образование. 2009.№1.URL:http://psyjournals.ru/psyedu/2009/n1/Shishlyannikova.shtml (дата обращения: 11.01.2015).10.Getting Started RUMM 2010. Rasch Unidimensional Measurement ModelsPert: RUMM Laboratory Ltd, 2001. 87 p.11.RaschG. Probabilistic models for some intelligence and attainment tests (Expanded edition, with foreword and afterword by Benjamin D. Wright). Chicago: University of Chicago Press, 1980. 199 p.12.WrightB.D.,MastersG.N. Rating Scale Analysis. Chicago: MESA PRESS, 1982. 206 p.13.WrightB.D.,StoneM.H. Best Test Design. Chicago: MESA PRESS, 1979. 222 p.
Stanislav Pozdnyakov,
Candidate of Technical Sciences, the Associate Professor of mathematics, informatics and technique of their teaching, the manager of postgraduate study,Kuban State University,branch in SlavyanskonKuban, SlavyanskonKubanpozdnyakov_sta@mail.ruRoman Vasilchenko,
undergraduate of the I year of training,direction of preparation: 44.04.01 “Pedagogical education”, OOP “Management of the Educational Organization”,Kuban State University,branch in SlavyanskonKuban, SlavyanskonKubangugromos@mail.ruQuality analysisquestionnaire “Measuring levels of creativity”and“Creativityin professional activities”Abstract.This paperis devoted tothe development of toolsmeasuring the level ofcreativityof students, experimental results are presentedon the analysis ofquestionnairesdevelopedbased on the theoryof measurementof latent variables. The main result isthe recommendationfor the correction ofsetsof itemsof the questionnaire.Keywords:diagnostics creativity,Rasch model, latent variable, correlation analysis, the qualityanalysis of the questionnaire.
Рекомендовано к публикации:
Анисимовой Т. С., доктором исторических наук, профессором кафедры общей и профессиональной педагогики ФГБОУ ВПО филиал «КубГУ» в г. СлавянскенаКубани