Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ивасева О. В., Косенко Г. В. Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S7. – С. 36–40. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75112.htm.
Аннотация. Автор в результате изучения теоретических аспектов исследуемой проблемы обосновывает возможности применения средств физической культуры в развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в практической деятельности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ивасева Ольга Владимировна,кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры физической культуры и естественнонаучных дисциплинфилиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственныйуниверситет», г. СлавянскнаКубаниolga.ivaseva@mail.ru

Косенко Галина Васильевна,магистрант Iгода обучения, направление подготовки: 44.04.01 «Педагогическое образование»,филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г.СлавянскнаКубаниkossa3@yandex.ru

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры

Аннотация.Авторв результате изучения теоретических аспектов исследуемой проблемыобосновывает возможности применения средств физической культуры в развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в практической деятельности.Ключевые слова:эмоциональноеразвитие, эмоциональноволевая сфера, мотивы поведения, физическое воспитание, двигательная активность, подвижная игра.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Проблема эмоционального развития дошкольников всё чаще привлекает внимание исследователей в области педагогики и психологии. Дети дошкольного возраста не всегда умеютвыражать свои чувства, эмоциональные переживания без специального обучения и воспитания, так какнравственноинтеллектуальные чувства, соответствующие взрослому человеку, не даны ребёнку в готовом виде от рождения. Способность произвольно управлять своими действиями и эмоциями формируется на протяжении всего дошкольного детства. Развитие личности ребенкадошкольника тесно связано с формированием эмоциональноволевой сферы, включающейинтересы и мотивы поведения, что, в свою очередь, определяется социальным окружением и реализацией типичных для данной ступени развития отношений ребенка со взрослымии сверстниками.При специально организованной взрослыми деятельности дети учатся испытывать определенные чувства, связанные с восприятием произведений искусства, музыки, интересной деятельности. В процессе выполнения совместных физических упражнений, трудовых действий, проведения разнообразных игр формируется эмоциональное единство группы дошкольников. Любые качественно разнообразные чувства и эмоции могут быть положительными илиотрицательными, в зависимости от сложившейся ситуации. Однако дети относятся к жизненным ситуациям с оптимизмомв силуприсущего им жизнерадостноговосприятия действительности. В процессе образовательной деятельности гармоничное развитие личности ребенкадошкольника без физического воспитания невозможно. Двигательная активность−естественная потребность ребенка в движении, удовлетворение которой способствует повышению физической, умственнойи психическойработоспособности, является важнейшим условием формирования основных структур и функций организма.Среди факторов, оказывающих влияниена формирование личности (социальных, культурных, и др.), физическая культура занимает одно из важных мест. Она выполняет уникальную роль комплексного развития всех аспектов целостной личности: психического, физического, интеллектуального, эстетического, нравственного,постепенно подготавливая ребенка к включению в систему социальных отношений. Результативность физического воспитания достигается благодаря использованию всей системы средств: физических упражнений, оздоровительных сил природы, гигиенических факторов. Однако основным средством физического воспитания детей являются физические упражнения.Подбор средств и методов физического воспитания определяется возрастными особенностями детей, системой форм физического воспитания, используемых в образовательном учреждении. Для решения поставленных задач возможно использованиеразличных физических упражнений, последовательность применения которых соответствует общепринятой структуре. Каждая форма физического воспитания определяет определенный набор средств, включающих физические упражнения, а именно: строевые, общеразвивающие, гимнастические упражнения, подвижные игры, элементы легкой атлетики (прыжки, метания), спортивных игр.

Основная форма преподнесения учебного материала –игровая.так как в поведении детейпостоянно обнаруживаются игровые мотивы, которые связаны с интересом к процессу игры и переплетаются со стремлением действовать подобновзрослым. В период дошкольного детства игра способствует развитию мотивационной сферы ребенка. Игровая деятельность является не только элементом культуры, но иважнейшим средством воспитания детей. В процессе игры со сверстниками дошкольники учатся подчинять свое поведение определенным правилам, что способствует формированию волевых усилий. Как отмечал Л.С. Выготский, в игре ребенок учится действовать в познаваемой, т. е. мысленной, а не видимой ситуации, опираясь на внутренние тенденции и мотивы, а не на мотивы и побуждения, которые идут от вещи. Этим облегчается переход от мотивов, имеющих форму аффективно окрашенных непосредственных желаний, к мотивамнамерениям, связанным с самоконтролем [ВыготскийЛ. С. Психология развития ребёнка. М.: Эксмо, 2005.512 с.].В процессе физического воспитания дошкольника следует создавать такие условия, в которых его физические возможности полностью раскроются. Этому может способствовать индивидуальный подход к детям, критерии его − состояние здоровья, уровень физической подготовленности и двигательной активности, учет особенностей психоэмоциональной сферы личности ребёнка. Эмоциональный фон занятия является важным фактором. Он возникает с момента ожидания детьми занятия физической культуры и существует на всем его протяжении. Из этого следует, что постоянной заботой руководителя по физическому воспитанию является создание и поддержание радостного настроя дошкольников.Игровая деятельность интегрирована во все виды обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Занятия в игровой форме имеют место в любом направлении образования детей в условиях детского образовательного учреждения. Но физическое воспитание –особый вид деятельности, где деятельностный подход занимает не только важное, но первостепенное место.Выполнение физических упражнений сопровождается насыщенными эмоциональными переживаниями, вызванными борьбой за лучший результат. Ребенок в процессе физического воспитания овладеваетразнообразными двигательными жизненно важными умениями и навыками. Подвижная игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его моральноволевых качеств. Эмоции и чувстваинтенсивнее развиваются в игре, насыщенной различными переживаниями. В процессе игровой деятельностиформируются все стороны личности дошкольника, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития, к обучению в школе.Значение игры в формировании эмоциональной сферы ребенка заключается в том, что он приучается действоватьсоответственнообщественным и нравственным обязанностям, которые положено выполнять в соответствии свозложенной на себя ролью. В игровой ситуации ребенку легче управлять своим поведением и состоянием. Стремление к игре интуитивно и связано с потребностью человека в движении,с тренировкой мышц и внутренних органов, а также с получением внешней информации. Игра выступает желанным спутником ребёнка вего физической подготовке, что вполне объяснимо, если учесть психофизическую природу этого вида деятельности.Использование приемов подражания и имитации, образных сравнений соответствует психологическим особенностям дошкольников, повышает эмоциональный фон физкультурного занятия, способствует развитию мышления, воображения, творческих способностей, познавательной активности облегчает процесс запоминания при освоении физических упражнений. Наиболее существенными и характерными особенностями игры являются: коллективность, активность,непрерывно меняющиеся условия деятельности; разнообразие чувств и переживаний в меняющейся игровой деятельности; наличие соревновательных моментов; относительно самостоятельное управление играющими интенсивностью своих действий; обязательность цели и правил в игре, направляющих действия и в известной мере влияющих на поведение участников. Собственно подвижные игры представляют собой созидательную инициативную деятельность, направленную на достижение условнойцели, добровольно принятой или установленной самими играющими. Игровая направленность пронизывает все формы физического воспитания. Подвижные игры, воздействующие на психоэмоциональную сферу ребенка и развитие его коммуникативных способностей, разнообразны и вариативны. В физкультурной деятельности используют игры сюжетные и бессюжетные, игры с правилами и игровые упражнения, игры разной интенсивности. Это позволяет включать ихв различные формы урочной и внеурочной деятельности, использовать в любой части занятия, в зависимости от решаемых с помощью игры задач.Желание быть похожим на взрослого руководит малышомв ролевой игре. Правила и двигательные действия подвижной игры также создают и закрепляюту играющих представления о поведении в реальной жизни, о существующих в обществе отношениях между людьми. Проведение сюжетных подвижных игр направлено на решение задач не толькоукрепления здоровья детей, повышения функциональныхвозможностей организма, умственной и физической работоспособности; формирования опорнодвигательного аппарата, правильной осанки; совершенствования двигательных навыков, воспитания физических качеств; но и развития психических функций и эмоциональной сферы; музыкальноритмических способностей, воспитания интереса и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями гармоничное развитие личности. Достижение цели требует от играющих активных двигательных действий, выполнение которых зависит от творчества и инициативы самих играющих. Подвижная игра, являясь комплексным физическим упражнением, воздействующим одновременно на большое количество мышц, в то же время способствует развитию эмоциональной сферы ребенка.Так, например, комплекс общеразвивающих упражнений, представленный подбором игровых упражнений, неся в себе оздоровительную направленность, способствует развитию различных групп мышц, положительно воздействуяна функции опорнодвигательного аппарата ребенка, также способствует развитию его эмоциональной сферы, так как все упражнения комплекса выполняются в одном для всех детей ритме и темпе, формируя волевые качества, и выполняются эмоционально,в соответствии с игровым сюжетом, либо ассоциациями: «солнышко светит», «птичка машет крыльями», «воробышек чирикает», «мышка крадется», «мишка косолапый идет» и др. Для развития координационных способностей, умения действоватьпо сигналу, а, значит, внимания, памяти могут быть использованы такие игры, как: «Зеваки», «Слушай хлопки», «В магазине зеркал», «Пожалуйста».Для развития координации, точности, синхронности движений, коллективного взаимодействия, а также положительных эмоций, внимания применимы: «Скучно, скучно так сидеть», «Иголка и нитка», «Коршун и цыплята».С целью развития внимания, памяти, умения действовать по сигналу: «Лисонька, где ты?», «Кто подходил», «Сова», «Белые медведи», «Пустое место» и др. Большое место в процессе физического воспитания дошкольников отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей. Она дает возможность проявления их индивидуальных двигательных способностей. Самостоятельная деятельность является важным источником активности и саморазвития ребенка, однако действия детей во многом зависят от условий, создаваемых взрослыми. При правильном руководстве самостоятельной деятельностью можно в значительной мере влиять на разнообразие игр, движений, не подавляя при этом инициативы самого ребенка, не снижая эмоциональной насыщенности.Таким образом, в физкультурной деятельности детей объективно создаются условия для решения нескольких групп задач: с одной стороны, дети,развиваясь физически, включаются в практическую деятельность, получают навыки самостоятельных действий; с другой –углубляя свое познание окружающей действительности, получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, если она правильно организована и каждое упражнение имеет игровую направленность. Физическое воспитание в детском образовательном учреждении направлено на укрепление и сохранение здоровья детей, способствует оптимизации процессавсесторонней физической подготовки, совершенствования функций организма, а также формированию социально значимых черт характера, при этом положительно влияя на развитие эмоциональноволевой сферы дошкольника.

Список литературы1.Алямовская В. Г., ПетроваС. Н. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста.–М.: «Издательство Скрипторий 2000», 2002. –80 с.2.БадулинаО. И. Педагогические основы эмоционального благополучия дошкольников: автореф. дис. канд. пед. наук.–М., 1998. –22 с.

3.ГалановА.С. Психическое и физическое развитие ребенка от трех до пяти лет:пособие для работников дошкольных образовательных учреждений и родителей. –М.:Аркти, 2003.–96 с.4.Дереклеева Н. И. Двигательные игры, тренинги и уроки. –М.:Вако, 2004.–150 с.5.ИвасеваО. В. Методологические основы формирования ценностного отношения к физической культуре у детей дошкольного возраста // Пути решения актуальных проблем педагогической деятельности в образовательных учреждениях региона: сб.материалов регион.науч.практ.конф.кафедры общей и профессиональной педагогики филиала ФГБОУ ВПО «КубГУ» в г. СлавянскенаКубани, 7–10 апреля 2012 г. / отв. ред. В.Ф.Морскова. − Вып. 4. –СлавянскнаКубани: ИЦ филиала ФГБОУ ВПО «КубГУ» в г. СлавянскенаКубани, 2013. –С. 83–86.6.КалининаP. P. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. –СПб.: Речь, 2002.–160 с.7.МинаеваВ.М. Психологические особенности эмоционального развития ребёнка в дошкольном учреждении. –М., 2000.8.ОбразцоваТ. Н. Психологические игры для детей / Т. Н. Образцова. М.: ООО «Этрол», ООО «Лада», 2005.–192 с. 9.Панфилова, М. А. Игротерапия общения.–М.: Айрис Пресс, 2000.–164 с. 10.ХухлаеваО. В., Хухлаев О. Е., Перевушина И. Н. Маленькие игры в большое счастье. Как сохранить психическое здоровье дошкольника. –М.: АпрельПресс, ЭКСМОПресс, 2001. –224 с.11.ЧернецкаяЛ. В. Психологические игры и тренинги в детском саду:учеб. пособиедля вузов. –Ростов н/Д.: Феникс, 2001. –178 с. 12.ШироковаГ. А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста.–Ростов н/Д.: Феникс, 2005.–299 с.

Olga Ivaseva,

Candidate of Pedagogical Sciences, the senior teacher of department of physical culture and naturalscience disciplines,Kuban State University,branch in SlavyanskonKuban, SlavyanskonKubanolga.ivaseva@mail.ruGalina Kosenko,

undergraduate of the I year of training, direction of preparation: 44.04.01 "Pedagogical education", OOP "Management of the Educational Organization", Kuban State University,branch in SlavyanskonKuban, SlavyanskonKubankossa3@yandex.ruThe development of the emotional sphere of preschool children by means of physical cultureAbstract. The author, as a result of studying of theoretical aspects of the studied problem, proves possibilities of application of means of physical culture in development of the emotional sphere of children of the advanced preschool age in practical activities.Keywords:emotional development, emotional and strongwilled sphere, motives of behavior, physical training, physical activity, mobile game.

Рекомендовано к публикации:

Анисимовой Т. С., доктором исторических наук, профессором кафедры общей и профессиональной педагогики ФГБОУ ВПО филиал «КубГУ» в г. СлавянскенаКубани