Диагностика креативности детей старшего дошкольного возраста на примере воспитанников д/с №79 г. Новороссийска

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Топчиева В. И., Корочанская Т. В. Диагностика креативности детей старшего дошкольного возраста на примере воспитанников д/с №79 г. Новороссийска // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S7. – С. 31–35. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75111.htm.
Аннотация. В связи с гуманизацией обучения, воспитания и развития каждого ребенка все более актуальной становится проблема раннего раскрытия творческого потенциала дошкольника. Для обоснования теоретической значимости проблемы креативности детей была подобрана и проведена методика на выявление уровня креативности у детей старшего дошкольного возраста, результаты которой изложены в данной работе.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Топчиева Вера Ивановна,кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и методики преподавания филиала ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет», г. СлавянскнаКубаниverasgpi@mail.ru

Корочанская Татьяна Викторовна,магистрант Iгода обучения, направление подготовки: 050100«Педагогическое образование», ООП «Управление образовательной организацией»,филиала ФГБОУВПО «Кубанский государственный университет», г. СлавянскнаКубаниEurohitparade@mail.ru

Диагностика креативности детей старшего дошкольного возраста на примере воспитанников д/с №79 г. Новороссийска

Аннотация. В связи с гуманизацией обучения, воспитания и развития каждого ребенка все более актуальной становится проблема раннего раскрытия творческого потенциала дошкольника. Для обоснования теоретической значимости проблемы креативности детейбыла подобрана и проведена методика на выявление уровня креативности у детей старшего дошкольного возраста, результаты которой изложены в данной работе.Ключевые слова:креативность, диагностика, творчество, обучение, мышление, развитие, мотивация.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Актуальность темы продиктована требованиями общества, предъявляемыми к личности человека, ребенка. Отличительный признак творческой деятельности детей–субъективная новизна продукта деятельности. По своему объективному значению «открытие» ребенка может быть и новым, необычным, но, в то же время, выполняться по указке учителя, по его задумке, с его помощью, а потому не являться творчеством. И в то же время ребенок может предложить такое решение, которое уже известно, использовалось на практике, но додумался до него самостоятельно, не копируя известное.Развитие творческого мышления неотделимо от формирования исполнительских умений и навыков. Чем разностороннее и совершеннее умения и навыки учащихся, тем богаче их фантазия, реальнее их замыслы, тем более сложные математические задания выполняют дети.Воспитатель, стремящийся к развитию креативности дошкольников, должен, прежде всего, обеспечивать условия благоприятные для творчества воспитанников в группе, т. е. облегчать и стимулировать появление вопросов, новых ракурсов, идей.Сложившиеся к настоящему времени психологические подходы к данной проблеме имеют разные основания в определении сущности понятия «креативность»:рассмотрение креативности как свойства всей личности;понимание креативности как особенности интеллекта, уровня или свойства мышления, как способности, как потребности личности в поисковопреобразовательной деятельности индивида при условии активного взаимодействия с микросредой.Деятельность педагога по реализации системы творческих заданий можно разделить на четыре направления, каждое из которых обеспечивало продвижение в развитии креативных способностей дошкольников в соответствии с выделенными уровнями сложности системы творческих заданий.Первое направление–реализация системы творческих заданий, ориентированных на познание объектов, ситуаций, явлений, способствовало накоплению творческого опыта познания действительности через изучение объектов, ситуаций, явлений на основе выделенных признаков (цвет, форма, размер, материал, назначение, время, расположение, часть–целое); рассмотрение их в противоречиях, обусловливающих их развитие; моделирование явлений, учитывая их особенности, системные связи, количественные и качественные характеристики, закономерности развития систем.Второе направление–реализация системы творческих заданий, ориентированных на создание новых объектов, ситуаций, явлений, обеспечивало развитие умений создания оригинальных творческих продуктов на основе получения качественно новой идеи субъекта творческой деятельности; ориентирования при выполнении творческого задания на идеальный конечный результат развития системы; переоткрытия уже существующих объектов и явлений с помощью элементов диалектической логики.Третье направление–реализация системы творческих заданий, ориентированных на преобразование объектов, ситуаций, явлений, способствовало приобретению творческого опыта в осуществлении фантастических (реальных) изменений внешнеговида систем (формы, цвета, материала, расположения частей и др.); изменению внутреннего строения систем; учету при рассмотрении системы свойств, ресурсов, диалектической природы объектов, ситуаций, явлений.Четвертое направление–реализация системы творческих заданий, ориентированных на использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, обеспечивало накопление учащимися опыта творческого подхода к использованию уже существующих объектов, ситуаций, явлений. Выполнение заданий данной группы позволило учащимся рассматривать объекты ситуации, явления с различных точек зрения; находить фантастические применения реально существующим системам; осуществлять перенос функций в различные области применения; получать положительный эффект путем использования отрицательных качеств систем, универсализации, получения системных эффектов.Таким образом, задача данного исследования–выявление эффективности комплекса мероприятий, направленного на развитие креативности детей старшего дошкольного возраста.Гипотеза исследования: развитие креативности детей старшего дошкольного возраста будет эффективнее при использовании разработанного комплекса мероприятий, содержательной основой которых являются творческие игровые задания, сказочные и жизненные ситуации, творческие игры и упражнения, с использованием методов активизации творчества, приоритета поисковоисследовательских методов над репродуктивными, отсутствии регламентации деятельности, включения детей в процесс преодоления проблем, поиск нестандартных решений, вариативность творческих заданий.Для обоснования теоретической значимости проблемы креативности детей, была подобрана и проведена методика на выявление уровня креативности у детей старшего дошкольного возраста (Тест дивергентного (творческого) мышления Ф.Вильямса). Исследование проводилось на базе МБДОУ «Детский сад № 79» г.Новороссийска. Всего в исследовании приняло участие 20 детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет), из которых по мере выявления уровня креативности была выделена подгруппа из 10 детей (экспериментальная), куда входили как креативные (3 ребенка), так и обычные дети (7 детей). С остальными 10 детьми (контрольная группа) после выявления контингента креативных дошкольников не проводилось никаких дополнительных мероприятий.Детям предлагались незаполненные бланки тестовой тетради, необходимые для проведения тестирования. Тестовая тетрадь состоит из трех отдельных листов, стандартного формата А4, на каждом листе бумаги изображено по 4 квадрата, внутри которых имеются стимульные фигуры. Под квадратами стоит номер фигуры и место для подписи. Тестирование проводилось в течение 25 минут. Перед началом тестирования была дана инструкция к тесту дивергентного мышления: «Вам предлагается 12 рисунков. Постарайтесь нарисовать настолько необычную картинку, которую никто другой не сможет придумать. Работая в квадратиках по порядку, не прыгайте беспорядочно с одного квадратика на другой. Создавая картинку, используйте линию или фигуру внутри каждого квадрата, сделайте ее частью вашей картины. Вы можете рисовать в любом месте внутри квадрата, в зависимости от того, что вы хотите изобразить. Можно использовать разные цвета, чтобы рисунки были интересными и необычными. После завершения работы над каждым рисунком подумайте над интересным названием и запишите его в строчке под картинкой (или скажите мне). Ваше название должно рассказать о том, что изображено на картинке, раскрыть ее смысл».Описываемые далее четыре когнитивных фактора дивергентного мышления тесно коррелируют с творческим проявлением личности (правополушарный, визуальный, синтетический стиль мышления). Они оцениваются вместе с пятым фактором, характеризующим способность к словарному синтезу (левополушарный, вербальный стиль мышления). В результате получаем пять показателей, выраженных в баллах:беглость (Б),гибкость (Г),оригинальность (О),разработанность (Р),название (Н).1.Беглость –продуктивность, определяется путем подсчета количества рисунков, сделанных ребенком, независимо от их содержания.Основание: творческие личности работаю продуктивно,с этим связанна более развитая беглость мышления. Диапазон возможных баллов от 1 до 12 (по одному баллу за каждый рисунок).2.Гибкость –число изменений категории рисунка, считая от первого рисунка.Четыре возможные категории:живое (Ж) –человек, лицо, цветок, дерево, любое растение, плоды, животные, насекомое, рыба, птица и т. д.;механическое, предметное (М) –лодка, космический корабль, велосипед, машина, инструмент, игрушка, оборудование, мебель, предметы домашнего обихода, посуда и т. д.;символическое(С) –буква, цифра, название, герб, флаг, символическое обозначение и т. д.;видовое, жанровое (В) –город, шоссе, дом, двор, парк, космос, горы и т. д.Творческие личности чаще предпочитают менять чтолибо, вместо того чтобы инертно придерживаться одногопути или одной категории. Их мышление не фиксировано, а подвижно. Диапазон возможных баллов от 1 до 11, в зависимости от того, сколько раз будет меняться категория картинки, не считая первой.3.Оригинальность –местоположение (внутри –снаружи относительно стимульной фигуры), где выполняется рисунок. Каждый квадрат содержит стимульную линию или фигуру, которая будет служить ограничением для менее творческих людей. Наиболее оригинальны те, кто рисует внутри и снаружи дано стимульной фигуры. Менее креативные личности обычно игнорируют замкнутую фигуру –стимул и рисуют за ее пределами, т. е. рисунок будет только снаружи. Более креативные люди будут работать внутри закрытой части. высоко креативные люди будут синтезировать, объединять, и их не будет сдерживать никакой замкнутый контур, т. е. рисунок будет как снаружи, так и внутри стимульной фигуры.1 балл –рисунок только снаружи.2 балла –рисунок только внутри.3 балла –рисунок как снаружи, так и внутри.Общий балл по оригинальности (О) равен сумме баллов по этому фактору по всем рисункам.4.Разработанность –симметрия –ассиметрия, где расположены детали, делающие рисунок ассиметричным.0 баллов –симметрично внутреннее и внешнее пространство.1 балл –ассиметрично вне замкнутого контура.2 балла –ассиметричновнутри замкнутого контура.3 балла –ассиметрично полностью: различны внешние детали с обеих сторон контура и ассиметрично изображение внутри контура.Общий балл по разработанности (Р) –сумма баллов по фактору разработанности по всем рисункам.5.Название –богатство словарного запаса (количество слов, использованных в названии) и способность к образной передаче сути изображенного на рисунках (прямое описание или скрытый смысл, подтекст).0 баллов –название не дано1 балл –название, состоящее из одного слова без определения2 балла –словосочетание, несколько слов, которые отражают то, что нарисовано на картинке.3 балла –образное название, выражающее большее, чем показано на рисунке, т. е. скрытый смысл.Общий балл за название (Н) будет равен сумме балловпо этому фактору, полученных за каждый рисунок.В результате получены следующие результаты (см. табл.1).Таблица 1Результаты теста дивергентного (творческого) мышления Ф. Вильямса

И. Ф.ребенкаБ.Г.О.Р.Н.СуммаВова А.12б.5б.32б.22б.12б.83б.Катя К.12б.7б.32б.10б.12б.73б.Костя С.12б.8б.24б.11б16б.71б.Лена Б.10б.5б.20б.10б.10б.55б.Наташа К.12б.7б.28б.11б.16б.74б.Лиза Р.12б.10б.25б.23б.11б.81б.Степа О.12б.7б.30б.20б.12б.81б.Илья Ч.12б.7б.32б.17б14б.85б.Семен П.12б.7б.32б.29б.15б.95б.Алина Ш.12б.7б.33б.26б.12б.90б.Лиза К.12б.5б.32б.22б.12б.83б.Кристина М.12б.7б.32б.10б.12б.73б.Данил К.12б.8б.24б.11б16б.71б.Женя О.11б.5б.20б.8б.11б.54б.Никита С.12б.7б.28б.11б.16б.74б.Влад П.12б.10б.26б.24б.12б.84б.Максим Б.12б.7б.30б.20б.12б.81б.Антон М.12б.7б.32б.17б14б.85б.Даша В.12б.7б.32б.30б.16б.97б.Петя К.12б.7б.31б.24б.11б.85б.

Максимально возможный общий суммарный показатель за вест тест –131. Уровень: высокий 88–100б., средний 56–87б., низкий менее 55б.Из результатов, видно, что 2 ребенка имеют низкий уровень креативности, 15 –средний уровень, 3 –высокий.Для дальнейшей работы была создана экспериментальная группа, состоящая из 10 детей различных уровней креативности: 2 ребенка –высокий уровень, 7 –средний, 1 –низкий. Остальные10 детей входили в состав контрольной группы. Полученные данные и их сравнение, дали возможность говорить о низком уровне креативности у детей старшего дошкольного возраста. Следовательно, имелись достаточные основания для проведения комплекса мероприятий, направленного на повышение уровня креативности детей. Была проведена серия занятий, направленных на повышение уровня креативности (22 занятия).Организация работы с дошкольниками предполагала занятия в форме интерактивных игримпровизаций. Процесс импровизации включает стадии: озарения, мгновенного осмысления, публичного воплощения, осмысления. Участники выходят за рамки создаваемых ситуаций, диктуя законы импровизации –совместно придумывая, что будет дальше.Каждое занятие придерживается определенной структуры:Вводная часть (ритуал приветствия, разминка). Основные процедуры: ритуал приветствия, игры с именами.Основная часть. Основные процедуры: решение проблемных ситуаций, изобразительная деятельность, придумывание сказок, загадок и т.д.Игра повышенной двигательной активности, релаксационные дыхательные и мышечные упражнения.Заключительная часть (рефлексия занятия, ритуал прощания). Основные процедуры: эмоциональная оценка деятельности, общая играпрощание, при необходимости –домашнее задание.Если материал занятия усваивались трудно, то занятие повторялось 1–2 раза, но с заданиями, аналогичными основному занятию. Например, на первом занятии педагог рассказывал. На втором же занятии он выступал как уже партнер (совместная деятельность). На третьем –дети действовали самостоятельно, а взрослый –организатор среды.Для развития креативности предполагалось привлечение дошкольников к участию в конкурсах, викторинах, инсценировках и других формах интеллектуальных и творческих соревнований, а также проведение игр и упражнений на развитие творческого мышления. Для этого были подобраны игры нового типа: творческие, развивающие игры, которые при всем своем разнообразии объединены под общим названием не случайно, они все исходят из общей идеи и обладают характерными творческими способностями.Результат проведения повторного теста с детьми дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах представлен в табл. 2 и 3.Таблица 2Результаты теста дивергентного (творческого) мышления Ф. Вильямса (экспериментальная группа)

И. Ф.ребенкаБ.Г.О.Р.Н.СуммаВова А.12б.10б.30б.27б.15б.94б.Катя К.12б.8б.30б.24б.13б.87б.Костя С.12б.9б.32б.30б.17б.100б.Лена Б.12б.8б.32б.22б12б.85б.Наташа К.12б.7б.33б.29б.16б.97б.Лиза Р.12б.10б.30б.27б.15б.94б.Степа О.12б.8б.30б.23б.12б.85б.Илья Ч.11б.10б.31б.20б14б.86б.Семен П.12б.9б.32б.30б.17б.100б.Алина Ш.12б.7б.33б.29б.16б.97б.

Таблица 3Результаты теста дивергентного (творческого) мышления Ф. Вильямса (контрольная группа)

И. Ф.ребенкаБ.Г.О.Р.Н.СуммаЛиза К.12б.5б.32б.22б.12б.83б.Кристина М.12б.7б.32б.10б.12б.73б.Данил К.12б.8б.24б.11б16б.71б.Женя О.11б.5б.20б.8б.11б.54б.Никита С.12б.7б.28б.11б.16б.74б.Влад П.12б.10б.26б.24б.12б.84б.Максим Б.12б.7б.30б.20б.12б.81б.Антон М.12б.7б.32б.17б14б.85б.Даша В.12б.7б.32б.30б.16б.97б.Петя К.12б.7б.31б.24б.11б.85б.Таблица 4Результаты исследований уровня креативности у детей старшего дошкольного возраста

УровниЭкспериментальная группаКонтрольная группаКоличестводетей%Количество детей%Высокий550110Средний550880Низкий0–110

Полученные результаты свидетельствуют о том, что показатели в контрольной группе остались прежними, а в экспериментальной значительно изменились: количество дошкольников с высоким уровнем креативности –5 человека, что составляет 50%, со средним –5 человека, что составляет 50%, а детей с низким уровнем креативности не выявлено.Результаты сравнительного анализа констатирующего и контрольного этапов эксперимента отражены в табл.5.Таблица 5Сравнительный анализ результатов констатирующегои контрольного этапов эксперимента (%)

УровниЭкспериментальная группаКонтрольная группаКонстатирующий этап (%)Контрольный этап (%)Констатирующий этап (%)Контрольный этап (%)Высокий20501010Средний70508080Низкий10–1010

Сравнительный анализ показывает, что в экспериментальной группе после проведенного комплекса мероприятий произошло повышение уровня креативности. Количество дошкольников с высоким уровнем креативности увеличилось на 30%, со средним уровнем креативности уменьшилось на 10%, детей с низким уровнем не выявлено.В контрольной группе показатели остались прежними: количество дошкольников с высоким уровнем креативности составляет 10% (1 ребенок), количество дошкольников со средним уровнемкреативности составляет 80% (8детей), дошкольников с низким уровнем креативности –10% (1 ребенок). Таким образом, можно сделать вывод, что после проведенного комплекса мероприятий, направленного на развитие креативности детей старшего дошкольного возраста есть положительные результаты. Данный комплекс мероприятий может быть использован педагогами в качестве методического пособия в практической работе с детьми дошкольного возраста.В заключениехочется отметить, что учитель, развивающий, креативность дошкольников проходит, через сложный, а подчас и длительный процесс создания условий, необходимых для успешного развития творческого потенциала детей, наибольшее значение из которых имеют:1)восприятие ребёнка как личности, вне зависимости оттого, что и как он делает, безусловное уважение и принятие его таким, какой он есть;внимательное и чуткое отношение ко всем проявлениям творческой активности дошкольника;3)предоставление ребёнку психологической свободы: свободы выбора, свободы в выражении своих чувств и переживаний, в возможности самому принимать решения;4)повышение и укрепления самооценки дошкольников;5)организация системы обучения или создание креативной воспитательнообразовательнойсреды ДОУ.

Ссылки на источники1.АбдулинаО. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. –М., 1990. –141 с.2.АкимоваМ. К.,Козлова В. Т. Способности и одаренность // Рабочая книга школьного психолога; под ред. И. В. Дубровиной.–М.: Международная педагогическая академия, 1995.–376 с.3.БогоявленскаяД. Б. Психология творческих способностей.–М.: Академия, 2002.–371 с.4.Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика. –СПб., 2005.5.Бурменская Г. В., Слуцкой В. М. Одаренные дети. –М., 1991.Богоявленская М. Е. Природа проблем одаренных // Одаренный ребенок. –2004. –№ 4. –С. 58–60.6.Гришина Н. Ю. Ситуация успеха в действии // Одаренный ребенок. –2005. –№1. –С. 66–76.7.Доровский А. И. Некоторые аспекты перевода потенциальной одаренности в явную// Одаренный ребенок. –2005. –№1. –С. 28–29.8.Креативный ребенок: диагностика и развитие творческих способностей. Ростовн/Д, 2004.9.Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе. –М., 2000. –С. 227–229.

Vera Topchiyeva,

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of history and a technique of teaching,Kuban State University, branch in SlavyanskonKuban, SlavyanskonKuban

verasgpi@mail.ruTatyana Korochanskaya,

undergraduate of the I year of training, direction of preparation:050100 –pedagogical education,OOP “Management of the Educational Organization”, Kuban State University, branch in SlavyanskonKuban, SlavyanskonKubanEurohitparade@mail.ruDiagnostics of creativity of children of the advanced preschool age on the example of pupils of kindergarten No. 79 of NovorossiyskAbstract.Due to the humanization of training, education and development of each child more and more actual is a problem of early disclosure of creative potential of the preschool child. For justification of the theoretical importance of a problem of creativity of children, the technique on identification of level of creativity at children of the advanced preschool age which results are stated in this work was picked up and carried out.Keywords:creativity, diagnostics, creativity, training, thinking, development,motivation.

Рекомендовано к публикации:

Анисимовой Т. С., доктором исторических наук, профессором кафедры общей и профессиональной педагогики ФГБОУ ВПО филиал «КубГУ» в г. СлавянскенаКубани