К вопросу создания инновационной инфраструктуры в регионе
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ромицына
Г.
А. К вопросу создания инновационной инфраструктуры в регионе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – № S9. – С.
71–75. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/75158.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы формирования региональных инновационных систем на примере Тульского региона. Показана роль малого и среднего бизнеса как проводника новых технологий и инноваций.
Ключевые слова:
инновации, инновационная инфраструктура, интеллектуальная собственность, инновационный путь развития, малые инновационные предприятия
Текст статьи
Ромицына Галина Афанасьевна,кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и банковского делаТульского филиала ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет им.Г.В.Плеханова», г. Тулаgalinaromicyna@mail.ru
К вопросу создания инновационной инфраструктуры в регионе
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы формирования региональных инновационных систем на примере Тульского региона. Показана роль малого и среднего бизнеса как проводника новых технологий и инноваций.Ключевые слова:инновации, инновационная инфраструктура, инновационный путь развития, интеллектуальная собственность, малые инновационные предприятия.
Раздел: (04) экономика.
На протяжении последнего десятилетия одним из приоритетныхнаправленийразвитиякакэкономикиРоссиивцелом,такиееотдельныхрегионов,являетсяинновационныйпутьразвития.Передачафедеральнымцентромзначительнойчастиправисоответствующейдолиответственностизаэффективноерегулированиеифинансированиеинновационнойдеятельностинарегиональныйуровеньуправлениясоздаетобъективныепредпосылкиформированиярегиональныхинновационныхсистем,обеспечивающихсозданиеусловийиреализациюмеханизмовуправленияразвитиемпромышленногокомплексаврегионахнаосновеинновацийкакглавногофактораихконкурентоспособности.Однако на сегодняшний день в России и регионах отсутствует функционирующая система показателей оценки инновационного потенциала. Следовательно, проблема создания регионального механизма инновационного развития, позволяющего генерировать, воспроизводить и использовать научнотехнические знания с целью повышения темпов социальноэкономического развития и качества жизни населения не перестает быть актуальной. Под инновационной деятельностью принятопонимать процесс, направленный на реализацию результатов научных исследований и разработок в новый или усовершенствованный продукт, в технологию и используемый в практической деятельности. А инновации, прежде всего, выступают в качестве инструментов, позволяющих повысить конкурентоспособность системы, в том числе региональной экономики, так как именно получение конкурентного преимущества и является основной движущей силой для инновационной деятельности. Прежде всего, следует сказать, что экономика, которая выбирает инновационный путь развития, не сможет обойтись без основных проводников новых технологий и инноваций, которыми являются малые инновационные предприятия(МИП). Успех государственной инновационной политики во многом определяется состоянием и уровнем развития малого инновационного предпринимательства, которое служит каналом трансфера знаний и технологий потребителю. Особая роль принадлежит той части малых предприятий, которые занимаются созданием инновационного продукта и доведением научнотехнических новшеств до возможности их коммерческого использования. Следует отметить, что миссией малого и среднегобизнеса в развитии экономики является не только использование уже известных продуктов, технологий, созданных ранее, так как этот путь имеет объективные экономические ограничения и главным его недостатком является только количественное увеличение производимого ими продукта, не обладающего новыми потребительскими свойствами. Эту стадию своего развития последние четверть векапроходит российское малое предпринимательство, она эффективна на определенном этапе становления рыночной экономики и необходима, поскольку решает многие социальноэкономические проблемы переходного общества. Однако дальнейшее развитие должно идти по пути формирования предприятий экономики знаний, создания нового не производимого ранеепродукта, так как этот процесс бесконечен и ограничен только генерированием новых знаний.Должна быть выработанагосударственная политика, направленнаянаускоренное развитие инновационно–ориентированного предпринимательства. Для этого необходимо устранение барьеров между создателями нового продукта и малыми инновационными предприятиями, которые доведут этот продукт до потребителя.Этот исключительно важный для инновационного обновления экономикиэтапв развитии малого бизнеса в России находится в зачаточном состоянии, так как для его полной реализации пока не созданы необходимые условия.В настоящее время в совокупном объеме расходов на инновации в России,доля затрат на коммерциализацию новых продуктов составляет не более одного процента.Доля России на международном рынке наукоемкой продукции очень мала: по разным оценкам–от 0,35% до 1%. Объемы торговли технологиями также не вызывают оптимизма. В ее структуре преобладают инжиниринговые услуги (85% экспорта и 53% импорта), на долю патентов, лицензий и ноухау приходится лишь 3% суммарного объема экспорта и 7%–импорта. По показателю же изобретательской активности, измеряемому количеством заявок на патенты (включая поданные за рубежом) в расчете на 10 тыс. населения, Россия находится на среднем уровне (2,62), опережая Чехию, Польшу, Венгрию (0,6–0,7), но существенно отстает от государствлидеров–(4,5–5,5). Доля России в общем количестве патентных заявок, подаваемых за год иностранными заявителями в государствах ОЭСР, не превышает 0,5% [5].В итоге оригинальные технологические разработки уходят за рубеж, там внедряются в производство и возвращаются в Россию в виде товара под иностранным брендом и уже по другой, более высокой цене. Основная проблемадля малых инновационных предприятий–это проведение первоначальной технической и коммерческой экспертизы разработки, оценка полезности технологии для потребителя. В связи с этим возникает неопределенность в оценке сроков реализации проекта и бюджета.Другая,не менее сложная проблема–это привлечение средств на доработку и продвижение технологии на рынок.
Коммерциализация объектов интеллектуальной собственности –это взаимовыгодные (коммерческие) действия всех участников процесса преобразования результатов интеллектуального труда в рыночный товар. Основными способами коммерциализации объектов права интеллектуальной собственности являются:использование объектов права интеллектуальной собственности в собственном производстве;внесение прав на объекты права интеллектуальной собственности в уставной капитал предприятия;передача (продажа) прав на объекты права интеллектуальной собственности.Непосредственно цикл коммерциализации объектов интеллектуальной собственности включает несколько этапов [3, с.120]:созданиеинтеллектуального ресурса (новации), которое должно осуществляться за счет государственного финансирования и бизнеса;внедрениеновации в производство, т.е. создание интеллектуального товара, которое также осуществляется за счет и государства, и бизнеса;массовое производствоинтеллектуального товара за счет инвестирования и реинвестирования;продвижениеинтеллектуального товара и услуг на рынок для осуществления сделок куплипродажи, с помощью которых наилучшим способом удовлетворяются потребности покупателей. При этом нужно учитывать, что до третьейстадии доходит не более 20–25% интеллектуального ресурса. Государство должно взять на себяриски, в отличие открупных малые предприятия более подвержены риску, поэтому обычно ихназывают «рисковыми». Такое положение кроме всего прочего обусловлено высокой зависимостью малых предприятий отизменения внешней среды. Обуровне риска инновационной деятельности свидетельствует тот факт, что всреднем изкаждых десяти малых предприятий успеха добиваются лишь одно–два. Необходимо задействовать самый широкий спектр форм и методов ресурсной поддержки малых инновационных предприятий, которые относятся к категории промышленных инноваторов.
Сегодня в России на МИП приходится чуть больше одного процента от общего количества субъектов малого предпринимательства, в то время какв Евросоюзе более 60%. Мировое сообщество делало ставку на перманентную модернизацию экономики, на инновационное развитие ужес 80 годов прошлого века. В развитых странахМИПнаходятся на острие научнотехнического прогресса. Даже в тех отраслях, где риск и неопределенность получения результатов максимальны,малыйинновационныйбизнес, потребляя от 2 до 5% общего объема затрачиваемых на НИОКР средств, обеспечивает примерно половину всех крупнейших технологических нововведений. Так, и в США, и в Западной Европемалыйбизнес является лицензиаром почти 50% нововведений на мировом рынке. В механизме реализации поддержки инновационных предприятий значительная роль в странах запада отводилась местному самоуправлению, которая заключалась в возможности предоставления дополнительных льгот участникам проектов, включая освобождение от местных налогов, предоставление офисных и производственных помещений. В Тульской области, как и во всех регионах России, данное направление работы начиналось с создания правового поля для деятельности малого и среднего бизнеса. За последние десять лет были реализованы4 Целевые программы, которые поставленные в них задачи выполнили, о чем свидетельствуют нижеприведенные данные. На начало 2014 г. в Тульской области насчитывалось более 5 тысяч действующих малых предприятий, охватывающих практически все виды экономической деятельности. Количество экономически активных малых предприятий увеличилось по сравнению с 2008 г.на 43%,по сравнению с 2000 г. в2,7 раза.
Приведенные данные свидетельствуют о достаточнодинамичном развитии предприятий малого бизнеса в регионе. Однако до поставленной цели (к 2020 г. довести занятость в малом и среднем бизнесе до 60–70% активного населения области,увеличить долю малых и средних предприятий в РВП –до43%)потребуется достаточно много времени и проведения эффективной работы на уровне государства, региона и муниципалитетов. При этом особое внимание следует уделять поддержке промышленных малых предприятий, именно они являются основой инновационного развития.Обращаем внимание на то, что приведенные показатели по динамике развития малого предпринимательства в Тульской области не выделяют МИП, такая статистика отсутствует в имеющейся в свободном доступе информации. Почему необходима всемерная поддержка развития малого предпринимательствас позицииинновационного развития? Предприятие, производящеетовар, услугу, рано или поздно подходит к проблеме создания инновационной продукции. Причин для этого много: ценовая и товарная конкуренция, ограниченный рынок сбыта,спад или неудовлетворенный спрос на продукцию, то есть возникающая ситуация объективно подводит их к началу инновационной деятельности или предприятие разоряется (прекращает свою деятельность), что подтверждено практикой. Нужно иметь в виду, что защита новации(объекта интеллектуальной собственности) для малого предприятия связана с большими трудностями и затратами.Это, прежде всего, дорогостоящие услуги патентного поверенного, включающие патентный поиск, оформление заявки, формулы изобретения (полезной модели), реферата, подготовки чертежей, далее, оплата прохождения указанныхдокументов в ФИПСе,необходимость профессиональных знаний в области правовой защиты интеллектуального капитала и т.д., а главные затраты, как уже было ранее отмечено, внедрение и массовое производство. Определенный опыт поддержки малого инновационного бизнеса накоплен в ряде российских городов, признанных самыми привлекательными для бизнеса журналом «Forbes», это: Краснодар, Казань, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, РостовнаДону и др.Предоставляемые малому бизнесу различного родальготы, развитаяинновационная инфраструктура позволяют получать и адекватную отдачу –налоговые поступления, рост занятости и товарооборота.
Инновационная инфраструктура–это совокупность всех подсистем, обеспечивающих доступ к различным ресурсам (активам) и/или оказывающих услуги участникам инновационной деятельности. Обычно выделяются следующие виды (подсистемы) инновационной инфраструктуры: финансоваяразличные типы фондов (бюджетные, венчурные, страховые, инвестиционные), а также другие финансовые институты, например,фондовый рынок, особенно в части высокотехнологичных компаний; производственнотехнологическая(или материальная)технопарки, инновационнотехнологические центры, бизнесинкубаторы, центры трансфера технологий и т.п.; информационнаясобственно базы данных и знаний, центры доступа, а также аналитические, статистические, информационные и т.п. центры (т.е. организации, оказывающие услуги); кадроваяобразовательные учреждения по подготовке и переподготовке кадров в области научного и инновационного менеджмента, технологического аудита, маркетинга и т.д.; экспертноконсалтинговаяорганизации, занятые оказанием услуг по проблемам интеллектуальной собственности, стандартизации, сертификации, а также центры консалтинга как общего, так и специализирующегося в отдельных сферах (финансов, инвестиций, маркетинга, управления и т.д.). Сегоднятакая поддержка вдвойне важна, так какрасширение санкций против России создает трудностикак в привлечении стартового капитала, так и во внедрении инновационных технических решений.
Ссылки на источники1.Медведева Т. В. Комплексный механизм повышения инвестиционной привлекательности Тульской области//Вестник Тульского филиала Финуниверситета. –Тула: Издво ТулГУ.–2014. –№1. –С. 146–148.2.Мухин В. И. Управление интеллектуальной собственностью: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент». –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. –335 с.3.О Программе социальноэкономического развития Тульской области до 2015 года: доклад директора департамента экономического развития и внешних экономических связей Тульской области Д. В. Тихонова. –URL: http://www.admportal.tula.ru/4.Основные направления развития малого, среднего предпринимательства и потребительского рынка в Тульской области на 2012–2016 гг. –URL: http://innovbusiness.ru/
Galina Romitsyna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Finance and banking, Plekhanov Russian University of Economics, Tulagalinaromicyna@mail.ru To the creation of innovation infrastructure in the regionAbstract.The article considers the problem of formation of regional innovation systems on the example of the Tula region. The role of small and medium business as a conductor of new technologies and innovations.Keywords:innovation, innovation infrastructure, innovation way of development, intellectual property, small innovative enterprises.
Рекомендовано к публикации:
ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
К вопросу создания инновационной инфраструктуры в регионе
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы формирования региональных инновационных систем на примере Тульского региона. Показана роль малого и среднего бизнеса как проводника новых технологий и инноваций.Ключевые слова:инновации, инновационная инфраструктура, инновационный путь развития, интеллектуальная собственность, малые инновационные предприятия.
Раздел: (04) экономика.
На протяжении последнего десятилетия одним из приоритетныхнаправленийразвитиякакэкономикиРоссиивцелом,такиееотдельныхрегионов,являетсяинновационныйпутьразвития.Передачафедеральнымцентромзначительнойчастиправисоответствующейдолиответственностизаэффективноерегулированиеифинансированиеинновационнойдеятельностинарегиональныйуровеньуправлениясоздаетобъективныепредпосылкиформированиярегиональныхинновационныхсистем,обеспечивающихсозданиеусловийиреализациюмеханизмовуправленияразвитиемпромышленногокомплексаврегионахнаосновеинновацийкакглавногофактораихконкурентоспособности.Однако на сегодняшний день в России и регионах отсутствует функционирующая система показателей оценки инновационного потенциала. Следовательно, проблема создания регионального механизма инновационного развития, позволяющего генерировать, воспроизводить и использовать научнотехнические знания с целью повышения темпов социальноэкономического развития и качества жизни населения не перестает быть актуальной. Под инновационной деятельностью принятопонимать процесс, направленный на реализацию результатов научных исследований и разработок в новый или усовершенствованный продукт, в технологию и используемый в практической деятельности. А инновации, прежде всего, выступают в качестве инструментов, позволяющих повысить конкурентоспособность системы, в том числе региональной экономики, так как именно получение конкурентного преимущества и является основной движущей силой для инновационной деятельности. Прежде всего, следует сказать, что экономика, которая выбирает инновационный путь развития, не сможет обойтись без основных проводников новых технологий и инноваций, которыми являются малые инновационные предприятия(МИП). Успех государственной инновационной политики во многом определяется состоянием и уровнем развития малого инновационного предпринимательства, которое служит каналом трансфера знаний и технологий потребителю. Особая роль принадлежит той части малых предприятий, которые занимаются созданием инновационного продукта и доведением научнотехнических новшеств до возможности их коммерческого использования. Следует отметить, что миссией малого и среднегобизнеса в развитии экономики является не только использование уже известных продуктов, технологий, созданных ранее, так как этот путь имеет объективные экономические ограничения и главным его недостатком является только количественное увеличение производимого ими продукта, не обладающего новыми потребительскими свойствами. Эту стадию своего развития последние четверть векапроходит российское малое предпринимательство, она эффективна на определенном этапе становления рыночной экономики и необходима, поскольку решает многие социальноэкономические проблемы переходного общества. Однако дальнейшее развитие должно идти по пути формирования предприятий экономики знаний, создания нового не производимого ранеепродукта, так как этот процесс бесконечен и ограничен только генерированием новых знаний.Должна быть выработанагосударственная политика, направленнаянаускоренное развитие инновационно–ориентированного предпринимательства. Для этого необходимо устранение барьеров между создателями нового продукта и малыми инновационными предприятиями, которые доведут этот продукт до потребителя.Этот исключительно важный для инновационного обновления экономикиэтапв развитии малого бизнеса в России находится в зачаточном состоянии, так как для его полной реализации пока не созданы необходимые условия.В настоящее время в совокупном объеме расходов на инновации в России,доля затрат на коммерциализацию новых продуктов составляет не более одного процента.Доля России на международном рынке наукоемкой продукции очень мала: по разным оценкам–от 0,35% до 1%. Объемы торговли технологиями также не вызывают оптимизма. В ее структуре преобладают инжиниринговые услуги (85% экспорта и 53% импорта), на долю патентов, лицензий и ноухау приходится лишь 3% суммарного объема экспорта и 7%–импорта. По показателю же изобретательской активности, измеряемому количеством заявок на патенты (включая поданные за рубежом) в расчете на 10 тыс. населения, Россия находится на среднем уровне (2,62), опережая Чехию, Польшу, Венгрию (0,6–0,7), но существенно отстает от государствлидеров–(4,5–5,5). Доля России в общем количестве патентных заявок, подаваемых за год иностранными заявителями в государствах ОЭСР, не превышает 0,5% [5].В итоге оригинальные технологические разработки уходят за рубеж, там внедряются в производство и возвращаются в Россию в виде товара под иностранным брендом и уже по другой, более высокой цене. Основная проблемадля малых инновационных предприятий–это проведение первоначальной технической и коммерческой экспертизы разработки, оценка полезности технологии для потребителя. В связи с этим возникает неопределенность в оценке сроков реализации проекта и бюджета.Другая,не менее сложная проблема–это привлечение средств на доработку и продвижение технологии на рынок.
Коммерциализация объектов интеллектуальной собственности –это взаимовыгодные (коммерческие) действия всех участников процесса преобразования результатов интеллектуального труда в рыночный товар. Основными способами коммерциализации объектов права интеллектуальной собственности являются:использование объектов права интеллектуальной собственности в собственном производстве;внесение прав на объекты права интеллектуальной собственности в уставной капитал предприятия;передача (продажа) прав на объекты права интеллектуальной собственности.Непосредственно цикл коммерциализации объектов интеллектуальной собственности включает несколько этапов [3, с.120]:созданиеинтеллектуального ресурса (новации), которое должно осуществляться за счет государственного финансирования и бизнеса;внедрениеновации в производство, т.е. создание интеллектуального товара, которое также осуществляется за счет и государства, и бизнеса;массовое производствоинтеллектуального товара за счет инвестирования и реинвестирования;продвижениеинтеллектуального товара и услуг на рынок для осуществления сделок куплипродажи, с помощью которых наилучшим способом удовлетворяются потребности покупателей. При этом нужно учитывать, что до третьейстадии доходит не более 20–25% интеллектуального ресурса. Государство должно взять на себяриски, в отличие открупных малые предприятия более подвержены риску, поэтому обычно ихназывают «рисковыми». Такое положение кроме всего прочего обусловлено высокой зависимостью малых предприятий отизменения внешней среды. Обуровне риска инновационной деятельности свидетельствует тот факт, что всреднем изкаждых десяти малых предприятий успеха добиваются лишь одно–два. Необходимо задействовать самый широкий спектр форм и методов ресурсной поддержки малых инновационных предприятий, которые относятся к категории промышленных инноваторов.
Сегодня в России на МИП приходится чуть больше одного процента от общего количества субъектов малого предпринимательства, в то время какв Евросоюзе более 60%. Мировое сообщество делало ставку на перманентную модернизацию экономики, на инновационное развитие ужес 80 годов прошлого века. В развитых странахМИПнаходятся на острие научнотехнического прогресса. Даже в тех отраслях, где риск и неопределенность получения результатов максимальны,малыйинновационныйбизнес, потребляя от 2 до 5% общего объема затрачиваемых на НИОКР средств, обеспечивает примерно половину всех крупнейших технологических нововведений. Так, и в США, и в Западной Европемалыйбизнес является лицензиаром почти 50% нововведений на мировом рынке. В механизме реализации поддержки инновационных предприятий значительная роль в странах запада отводилась местному самоуправлению, которая заключалась в возможности предоставления дополнительных льгот участникам проектов, включая освобождение от местных налогов, предоставление офисных и производственных помещений. В Тульской области, как и во всех регионах России, данное направление работы начиналось с создания правового поля для деятельности малого и среднего бизнеса. За последние десять лет были реализованы4 Целевые программы, которые поставленные в них задачи выполнили, о чем свидетельствуют нижеприведенные данные. На начало 2014 г. в Тульской области насчитывалось более 5 тысяч действующих малых предприятий, охватывающих практически все виды экономической деятельности. Количество экономически активных малых предприятий увеличилось по сравнению с 2008 г.на 43%,по сравнению с 2000 г. в2,7 раза.
Приведенные данные свидетельствуют о достаточнодинамичном развитии предприятий малого бизнеса в регионе. Однако до поставленной цели (к 2020 г. довести занятость в малом и среднем бизнесе до 60–70% активного населения области,увеличить долю малых и средних предприятий в РВП –до43%)потребуется достаточно много времени и проведения эффективной работы на уровне государства, региона и муниципалитетов. При этом особое внимание следует уделять поддержке промышленных малых предприятий, именно они являются основой инновационного развития.Обращаем внимание на то, что приведенные показатели по динамике развития малого предпринимательства в Тульской области не выделяют МИП, такая статистика отсутствует в имеющейся в свободном доступе информации. Почему необходима всемерная поддержка развития малого предпринимательствас позицииинновационного развития? Предприятие, производящеетовар, услугу, рано или поздно подходит к проблеме создания инновационной продукции. Причин для этого много: ценовая и товарная конкуренция, ограниченный рынок сбыта,спад или неудовлетворенный спрос на продукцию, то есть возникающая ситуация объективно подводит их к началу инновационной деятельности или предприятие разоряется (прекращает свою деятельность), что подтверждено практикой. Нужно иметь в виду, что защита новации(объекта интеллектуальной собственности) для малого предприятия связана с большими трудностями и затратами.Это, прежде всего, дорогостоящие услуги патентного поверенного, включающие патентный поиск, оформление заявки, формулы изобретения (полезной модели), реферата, подготовки чертежей, далее, оплата прохождения указанныхдокументов в ФИПСе,необходимость профессиональных знаний в области правовой защиты интеллектуального капитала и т.д., а главные затраты, как уже было ранее отмечено, внедрение и массовое производство. Определенный опыт поддержки малого инновационного бизнеса накоплен в ряде российских городов, признанных самыми привлекательными для бизнеса журналом «Forbes», это: Краснодар, Казань, Самара, Екатеринбург, Новосибирск, РостовнаДону и др.Предоставляемые малому бизнесу различного родальготы, развитаяинновационная инфраструктура позволяют получать и адекватную отдачу –налоговые поступления, рост занятости и товарооборота.
Инновационная инфраструктура–это совокупность всех подсистем, обеспечивающих доступ к различным ресурсам (активам) и/или оказывающих услуги участникам инновационной деятельности. Обычно выделяются следующие виды (подсистемы) инновационной инфраструктуры: финансоваяразличные типы фондов (бюджетные, венчурные, страховые, инвестиционные), а также другие финансовые институты, например,фондовый рынок, особенно в части высокотехнологичных компаний; производственнотехнологическая(или материальная)технопарки, инновационнотехнологические центры, бизнесинкубаторы, центры трансфера технологий и т.п.; информационнаясобственно базы данных и знаний, центры доступа, а также аналитические, статистические, информационные и т.п. центры (т.е. организации, оказывающие услуги); кадроваяобразовательные учреждения по подготовке и переподготовке кадров в области научного и инновационного менеджмента, технологического аудита, маркетинга и т.д.; экспертноконсалтинговаяорганизации, занятые оказанием услуг по проблемам интеллектуальной собственности, стандартизации, сертификации, а также центры консалтинга как общего, так и специализирующегося в отдельных сферах (финансов, инвестиций, маркетинга, управления и т.д.). Сегоднятакая поддержка вдвойне важна, так какрасширение санкций против России создает трудностикак в привлечении стартового капитала, так и во внедрении инновационных технических решений.
Ссылки на источники1.Медведева Т. В. Комплексный механизм повышения инвестиционной привлекательности Тульской области//Вестник Тульского филиала Финуниверситета. –Тула: Издво ТулГУ.–2014. –№1. –С. 146–148.2.Мухин В. И. Управление интеллектуальной собственностью: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент». –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. –335 с.3.О Программе социальноэкономического развития Тульской области до 2015 года: доклад директора департамента экономического развития и внешних экономических связей Тульской области Д. В. Тихонова. –URL: http://www.admportal.tula.ru/4.Основные направления развития малого, среднего предпринимательства и потребительского рынка в Тульской области на 2012–2016 гг. –URL: http://innovbusiness.ru/
Galina Romitsyna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of Finance and banking, Plekhanov Russian University of Economics, Tulagalinaromicyna@mail.ru To the creation of innovation infrastructure in the regionAbstract.The article considers the problem of formation of regional innovation systems on the example of the Tula region. The role of small and medium business as a conductor of new technologies and innovations.Keywords:innovation, innovation infrastructure, innovation way of development, intellectual property, small innovative enterprises.
Рекомендовано к публикации:
ГоревымП. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»