Толерантность военнослужащих срочной службы, некоторые аспекты исследования

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Спицына О. А. Толерантность военнослужащих срочной службы, некоторые аспекты исследования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S12. – С. 36–40. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75190.htm.
Аннотация. В течение трех лет проводилось теоретическое и экспериментальное исследование особенностей проявления толерантности у военнослужащих срочной службы, в ходе которого нам удалось выявить данные особенности и занимаемое место в иерархии отношении в воинском коллективе военнослужащих, имеющих разный уровень толерантности.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Спицына О. А. Толерантность военнослужащих срочной службы: некоторые аспекты исследования // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №12.–ART75190. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75190.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 1

ART75190УДК 159.9

Спицына Оксана Александровна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и педагогической психологииФГБОУ ВПО « ШГПИ», г.Шадринск

Толерантность военнослужащих срочной службы: некоторые аспекты исследования

Аннотация.Втечение трех лет проводилось теоретическое и экспериментальное исследование особенностей проявления толерантности у военнослужащих срочной службы, в ходе которого нам удалось выявить данные особенности и занимаемое место в иерархии отношении в воинском коллективе военнослужащих, имеющих разный уровень толерантности.Ключевые слова: толерантность, военнослужащие, нормы и принципы.Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Ученые всевозможных направлений человекознания во все времена стремилась установить пути определения нейтральных, благожелательных, неагрессивных, доброжелательных отношений между различными людьми, элементами социальной структуры,общностями и конфессиями, государствами, цивилизациями. Нельзя сказать, что от многовековых усилий по утверждению цивилизованных взаимоотношений между непохожимидруг на друга людей стало значительно меньше враждебности и агрессивности, тем не менее, некоторые нормы и принципы, носящие человечный характер, получили поддержку общественного мнения, зафиксированы в правительственных законодательствах, международных договорах, декларациях мирового сообщества. Таковым является принцип толерантности ‬труднодостижимый и в то же время нерушимый образец и желаемая норма морали нормального человеческого общества.В последнее время рядом международных институтов межгосударственного взаимодействия (ООН, ЮНЕСКО) и национальных нормативных правовых актов в качестве важнейшей социальной ценности провозглашена толерантность, которая означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур современного мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Однако широкое введение данного понятия в политикоправовую, культурологическую и иные процессы современной психологической практики,а также в профессиональную деятельность различных социальных групп требует углубленной теоретикометодологической драгированности его смысла и содержания, рассмотрения в координации с правовыми, политическими, культурологическими, военносоциальными вопросами психологической практики, поскольку возможны перегибы с употреблением понятия не по назначению[1].Научное содержание и нормативнорегулирующий статус толерантности в полной мере не драгирован. До сегодняшнего дня остается не исследованным в достаточной степени вопрос границ и допустимости форм толерантного поведения и деятельности. Ряд авторов и политических деятелей рекомендует понимать толерантность как терпимое отношение к некоторым проявлениям в социальной жизни. Известный опыт столкновения интересов разнообразных социальных групп, государств по различному кругу вопросов (экономических, культурологических, религиозных, Спицына О. А. Толерантность военнослужащих срочной службы: некоторые аспекты исследования // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №12.–ART75190. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75190.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 2

военностратегических и др.), разнообразие форм интолерантного взаимодействия (от публичной полемики до ведения войн), а также отсутствие согласованных критериев соблюдения, либо отхода от провозглашаемых норм толерантности снижают направляющее воздействие на ситуацию со стороны институтов обеспечения мира, устойчивости, безопасности, правового порядка, по причине отсутствия четко оговоренных и прописанных критериев оценки толерантности/интолерантности [2].Реализациялегитимных усилий по сохранению канонов толерантности происходит через арену деятельности определенных людей, объединенных по профессиональным обязанностям,‬сотрудников органов внутренних дел, специальные службы, военнослужащих и др. Результативная деятельность этих служб в обозначенной сфере предполагает присутствие у этих субъектов соответствующих психологических качеств. Осознание природы этих качеств, количественныхи качественных показателей их проявления в ходе выполненияпрофессиональных обязанностей, путей их формирования на настоящий момент ощутимо затруднено, потому какотсутствуют специальные исследования. Понятие «толерантность» в психологии и «толерантностьвоеннослужащих» в психологическом знании пока драгированы не достаточно, что затрудняет выстраивание современной схемы функционирования профессиональнойвоенной деятельности и конкретных показателей толерантного поведения субъектов.Если понятие «толерантность» в военнопрофессиональной деятельности затрагивается в научных исследованиях, то толерантность среди военнослужащих срочной службы, которые не являются профессиональными военными,‬тема на сегодняшний день малоизученная. Наша заинтересованность в ней обусловлена тем, что она позволит выявить влияние уровня сформированности толерантности у молодых людей, призванных на срочную службу в армию, на психологическое состояние, определяющее адекватное поведение, внутренний психологический комфорт. К числу основных, определяющих психологических феноменов в воинском коллективе относятся микроклимат в коллективе, идеи, направленность и устои. Отношения между военнослужащими срочной службы являются одним из основных составляющих впсихологии коллектива военнослужащих. На их основе складываются и проявляются многие другие социальнопсихологические феномены. Взаимоотношения в воинском коллективе выступают в двух основных формах. Вопервых, это официальные, формальные отношения. Они определяются соподчиненной структурой отделения, которая четко распределяет в нем функции каждой единицы, объем прав, обязанностей и ответственности. Формальные взаимоотношения являются внешними по отношению к солдатам, так как они изначально задаются посредством законов, уставов, инструкций и распоряжений.Анализ психологических исследований, посвященных характеристикам возрастных особенностей юношеского возраста, к которым относятся военнослужащие срочной службы, свидетельствует, что к 18 годам у молодого человека уже сформированы некоторые черты характера, выработаны определенные динамические стереотипы поведения и взаимоотношения с окружающими, а значит, сформирован и определенный уровень толерантности: высокий, средний или низкий. Условия военной службы требуют пересмотра многих сформированных черт, а это достаточно сложный и болезненный процесс психологической перестройки и ломки характера.Важнейшей особенностью взаимоотношений внутри воинского коллектива является то, что эмоциональный компонент играет в их формировании весьма заметную роль. Этого нет в других видах отношений, таких, как производственные, политические и т.д.Содержание, степень выраженности эмоций и чувств, которые военСпицына О. А. Толерантность военнослужащих срочной службы: некоторые аспекты исследования // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №12.–ART75190. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75190.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 3

нослужащие могут переживать по отношению друг к другу, чрезвычайно разнообразны. Это и глубокое чувство уважения, готовность пожертвовать ради друга всем, и безразличие,ненависть. Все многообразие эмоций и чувств, связанных с межличностными отношениями, можно охарактеризовать по различным признакам, основной из которых‬в каком направлении воздействуют эмоции и чувства на отношение к сослуживцу: в положительном или отрицательном. С этой точки зрения эмоции и чувства можно разделить на две большие группы. В первую очередь в них входят эмоции и чувства, способствующие взаимодействию военнослужащих. Это, прежде всего, чувства симпатии и уважения к другому, положительные эмоции, возникающие как следствие высокой оценки его нравственных, деловых и других качеств, что характерно для толерантного отношения. Во вторую группу входят эмоции и чувства, препятствующие позитивному взаимодействию военнослужащих. К ним относятся чувства антипатии, презрения, и прочие негативные эмоции, возникающие как следствие низкой оценки нравственных, деловых и других личностных характеристик сослуживца (интолерантность). В процессе совместной жизни и деятельности для военнослужащих важна предсказуемость результатов и направленности деятельности и поступков сослуживцев. Так как в воинском коллективе все его члены в той или иной степени взаимозависимы друг от друга, такая предсказуемость является одним из важных факторов достижения индивидуального успеха отдельным солдатом, разрешает ему чувствовать себя в коллективе уверенно, помогает решению задач, стоящих перед всем коллективом в целом. Поэтому, определяющей функцией межличностных взаимоотношений есть прогноз на их основе деятельности и поведения сослуживцев. Предположим, что один военнослужащий оценивает другого как порядочного человека и хорошего специалиста, в этом у него формируется к этому солдату соответствующее отношение. При попадании этих солдат в ситуацию, которая требует совместных усилий в деятельности и поведении, они осуществляют прогноз возможных действий друг друга на основе тех межличностных отношений, которые у них сформировались ранее. Если воин рассчитывает на то, что он будет сотрудничать с сослуживцем, то он ставит одни цели совместной деятельности. Если же воин прогнозирует, что взаимодействие по своему характеру будет, скорее всего, соперничеством или даже противоборством, то он будет рассчитыватьна достижение других целей. Наблюдения показывают, что успешность прохождения молодыми людьми срочной службы в армии отчасти зависит от уровня сформированности толерантности. Высокий уровень позволяет внутренне подготовиться к предстоящим изменениям, связанным с армейской службой, и в дальнейшем прослужить без значительного нервнопсихического напряжения. Таким образом, толерантное отношение друг к другу в воинском коллективе, которое может проявляться в уважении, сглаживании конфликтов, сдержанности, высокой оценке нравственных и деловых качеств товарищей, сопереживании, помогает военнослужащим чувствовать себя достаточно уверенно в коллективе и не испытывать сильных психологических стрессов, связанных со спецификой военной среды.Однако, высокий уровень сформированности толерантности‬это идеал и желаемая норма взаимоотношений. На практике таких отношений между людьми в коллективах, подобных военому, добиться очень трудно, требуется время и твердость в линии поведения. Опыт показывает, что в военном коллективе в системе неформальных отношений место лидера, зачастую занимает человек, обладающий физической силой, с помощью которой он и завоевывает авторитет. Такие военнослужащие, к сожалению, чаще всего интолерантны: они проявляют агрессивность, Спицына О. А. Толерантность военнослужащих срочной службы: некоторые аспекты исследования // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №12.–ART75190. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75190.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 4

конфликтность, не толерантны к более слабым, либо имеющим взгляды, отличные от их собственных, дружески расположены лишь к тем, кто так же авторитетен и силен, или разделяет их точку зрения.В описываемом исследовании опытно ‬экспериментальная работа проводилась в войсковой частиг. Лесной Свердловской области.В ней приняли участие 75 военнослужащих срочной службы. Военнослужащие, изъявившие желание служить в подразделении специального назначения и прошедшие тест на физическую выносливость, были отобраны из основного призыва.Особенностями прохождения службы в данном подразделении являются: 1)повышенные физические нагрузки;2)разведывательная деятельность по предотвращению террористических актов на территории важного государственного объекта; 3)постоянная готовность к выезду в командировки по выполнению служебнобоевых задач, в том числе и в «горячие точки».Основным понятием нашего исследования является толерантность, которая рассматривается как реализуемая готовность к осознанным личностным действиям, направленным на достижение гуманистических отношений между людьми и группами людей, имеющими различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, предпочтения, стереотипы поведения, основа которой‬коммуникативная компетентность субъектов взаимодействия [3].Поэтому центральное место в исследовании занимают вопросы изучения толерантностивоеннослужащих. Учитывая особенности прохождения службы военнослужащими, в соответствии с задачами исследования, мы сосредоточили свое внимание в большей степени на трех направлениях:изучение толерантности как ценности;изучение адекватности представлений военнослужащих о толерантности;изучение особенностей проявления толерантности в поведении.Начиная исследование толерантности поведения военнослужащих, мы исходили из подходов к определению толерантности О.А. Спицыной, через категорию активного отношения к другому, который позволил нам выделить пять основных форм проявления толерантности в поведении:активность;осознанность, т.е.способность к рефлексии;уважение;принятие другого;самообладание.Рассмотренные формы толерантного поведения имеют как общие моменты: активность, способность к рефлексии, принятие другого, так и различные особенности.С этой целью нами была использована методика самоописания факторов у обследуемых категорий военнослужащих «Образ меня в жизни»,нами была выявлена частотность встречаемости категорий толерантного поведения. Наиболее часто встречающимися были категории:потребность в общении‬62%;позитивная оценка других людей‬59%;самообладание‬46%;отражение уникальности других людей‬24%.Негативное отношение к другому встречается в 3% работ и выражено менее всего.Спицына О. А. Толерантность военнослужащих срочной службы: некоторые аспекты исследования // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №12.–ART75190. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75190.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 5

Обращает на себя внимание тот факт, что больше всего у военнослужащих срочной службы выражены категории «потребность в общении» (62%), «позитивная оценка других» (59%), которые в совокупности с категорией «уникальность других людей» (24%) раскрывают отношение к другому, связанное с принятием и пониманием.При анализе результатов мы использовали неслучайные связи между характеристиками. Такая их особенность определялась с помощью процедуры анализа зависимости элементов содержания Ч.Осгуда.Результаты показали, что неслучайным является совместное присутствие следующих характеристик, объединенных в комплексы:а)комплекс «собственная уникальность‬позитивная самооценка‬понимание уникальности другого человека ‬позитивная оценка другого»; б)комплекс «собственная уникальность‬позитивная самооценка‬свобода выбора и ответственность за него‬понимание уникальности другого человека»; в)комплекс «собственная уникальность ‬собственная активность ‬позитивная самооценка ‬уверенность в себе‬потребность в общении». У 41% выборки категории «собственная уникальность» и «собственная активность» объединены в комплекс «позитивнаяоценкасебя‬уверенностьвсобственныхсилах‬потребность в общении». Эта активность является источником положительного отношения к другим людям и желания общаться с ними. При этом уникальность других людей в сознании не отражена. По результатам контентанализа анализа методики «Образ меня в жизни» 54% опрошенных военнослужащих срочной службы проявляют толерантное поведение. У 46% респондентов блок характеристик, раскрывающих толерантное отношение и поведение, не обладает смысловой нагруженностью, что не позволяет намотнести их к военнослужащим срочной службы с выраженным толерантным поведением. Толерантность в поведении военнослужащих срочной службы по оценкам экспертов выражена на 4,13 по 5балльной шкале; сами военнослужащие срочной службы оценивают свой уровень толерантности в поведении несколько выше‬4,19; уровень толерантности в поведении других людей‬сослуживцев‬выражен на 4,16. Анализ данных позволяет утверждать, что уровень толерантности в поведении военнослужащих срочной службы соответствует четвертому уровню по П. Ф. Комогорову, то есть уровню достаточной толерантности. Все опрашиваемые военнослужащие срочной службы в числе доминирующих выделяют следующие ценности: любовь, наличие хороших и верных друзей, свободу (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках), образованность. Такая согласованность данных позволяет говорить о том, что военнослужащие срочной службы достаточно адекватны в оценивании себя, осознают свое отношение к другим людям, которое соответственно и проявляют в своем поведении.Таким образом, чем больше склонен человек к видению, осознанию своей толерантности, тем больше он видит проявления, характеристики толерантного поведения у других людей. Военнослужащим срочной службы свойственно не только осознавать уровень собственного толерантного отношения к другим людям и проявлять его в поведении, но и понимать, видеть особенности толерантного поведения других. Адекватное оценивание себя, особенностей своего поведения, возможность осознавать, видеть, понимать проявления толерантности характеризуют выраженность у военнослужащих срочной службыспособности к рефлексии, которая является важным компонентом толерантного поведения.Следующим этапом мы исследовали адекватность представлений военнослужащих срочной службыо толерантности личности, используя опросник «Черты толерантной личности»: практически все черты толерантной личности понимаются воСпицына О. А. Толерантность военнослужащих срочной службы: некоторые аспекты исследования // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №12.–ART75190. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75190.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 6

еннослужащими срочной службы как важные и значимые. Наиболее важными качествами для всех военнослужащих срочной службы являются снисходительность, способность прощать, способность к сопереживанию, чуткость.

Толерантность как ценность не рассматривается как доминирующая в структуре личностных ценностей большинством испытуемых. Это может быть связано с возрастными особенностями испытуемых (именно в юношеском возрасте толерантность не является определяющей ценностью) или с особенностями менталитета военнослужащих срочной службы. Для 26% респондентов ранг ценности толерантности достаточно высок и занимает в списке 3‬4ю позиции. Кроме того, противоположная толерантности по смыслу ценность ‬непримиримость к недостаткам в себе и других ‬является аутсайдером у этих респондентов и по всей выборке в целом.Наблюдение, проводимое нами в течении трех лет, утверждает нас в мнении, что военнослужащие, имеющие высокий или средний уровень сформированности толерантности, оказываются в середине между самыми сильными и самыми слабыми. Они толерантны и к тем, и к другим, четко понимают, что все люди разные, как внешне, так и внутренне, с разными точками зрения, отличными друг от друга и имеют полное право на это, избегают возникновения конфликтных ситуаций, точнее не являются их инициаторами, но способны спокойно сформулировать и аргументированно отстоять имеющуюся у них точку зрения, четко понимают и успешно осваивают должностные обязанности и не подводят своих сослуживцев в совместной деятельности, потому как не испытывают иллюзий и ложных ожиданий. Такие военнослужащие не испытывают повышенной тревожности, негативных переживаний, паники. Эта позиция позволяет молодым людям «не сломаться», «сохранить лицо».

Ссылки на источники1.КибакинМ. В. Социальная терпимость российских военнослужащих: методология исследования, состояние, механизм формирования: дис.… дра социол. наук: 22.00.08. ‬М., 2004.‬439 c. 2.Агапова Е.М., Проблемы формирования толерантного сознания у молодежи //Наука и практика.‬2010. ‬№1(42)‬С. 9‬12.3.Спицына О.А. К вопросу о проблеме формирования межличностной толерантности // Актуальные проблемы оптимизации образовательного процесса в современных условиях: материалы педагогических чтений. ‬Шадринск, 2005. ‬С. 65‬69.

Oksana Spitsyna,

Candidate of Psychological Sciences, Associate professor of developmental psychology and educational psychology, Shadrinsk State Pedagogical Institute, ShadrinskTolerance conscripts, some aspects of the studyAbstract.During the three years was carried out theoretical and experimental study of the peculiarities of manifestation of tolerance among conscripts, during which we were able to identify these features and ranks in the hierarchy of respect in a military collective military personnel with different levels of tolerance.Key words:tolerance, military, norms and principles.

Рекомендованокпубликации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived20.02.2015Получена положительная рецензияReceived a positive review22.02.2015ПринятакпубликацииAccepted for publication22.02.2015ОпубликованаPublished08.04.2015

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Спицына О. А., 2015www.ekoncept.ru