Инновационные приоритеты развития науки, бизнеса и образования

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Миргородская О. Н., Ванюшкина В. В. Инновационные приоритеты развития науки, бизнеса и образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S16. – С. 21–25. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75224.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются приоритетные направления модернизации отечественной системы образования. В связи с этим в данной работе обосновывается необходимость интеграционного взаимодействия вузов и бизнеса. Авторами уделено внимание преимуществам сетевого взаимодействия вузов и создания базовых кафедр высших учебных заведений на предприятиях.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ванюшкина В. В., Миргородская О. Н. Инновационные приоритеты развития науки, бизнеса и образования // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №16.–ART75224. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75224.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 1

ART75224УДК 334.012:378

Ванюшкина Вера Владимировна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры коммерции и логистикиФГБОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», г. РостовнаДонуvvvjob@bk.ru

Миргородская Ольга Николаевна,кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга и рекламы ФГБОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)», г. РостовнаДонуOlyana_mon@mail.ru

Инновационные приоритеты развития науки, бизнеса и образования

Аннотация.В статье рассматриваются приоритетные направления модернизации отечественной системы образования.В связи с этим в данной работе обосновывается необходимость интеграционного взаимодействия вузов и бизнеса. Авторами уделено внимание преимуществам сетевого взаимодействия вузов и создания базовых кафедр высших учебных заведений на предприятиях.

Ключевые слова: качество образования, интеграция образования, науки и бизнеса, сетевое взаимодействия вузов, непрерывное профессиональное образование, интеллектуальная безопасность.Раздел: (04) экономика.

Ещё не было такого периода в развитииотечественной высшей школы, который был бы таким насыщенным с точки зрения перемен, как начало XXIвека. Происходящие в настоящее время изменения в сфере высшего образования выводят его на качественно новый уровень. Направления, которые в сложившихся условиях реформирования системы образования стали приоритетными, помогут реализовать в дальнейшем выбранный вектор в вопросе модернизации высшего образования в России. Это станет возможным только при условии активизации инновационных процессов, позволяющих улучшить технологию обучения и проконтролироватьрезультат, что приведет к обновлению типов учебнометодических средств и направлений их использования, повысит средства визуализации знаний, индивидуализированного контроля, программированного обучения и тренинга.В современных условиях одним из ключевых факторов развития экономики является процесс интеграции науки, образования и инновационной деятельности. Этот вопрос активно обсуждался на десятом съезде Российского союза ректоров, в том числе меры, направленные на укрепление материальнотехнической базы вузов и поддержку науки в высшей школе. В.В. Путин в своем выступлении подчеркнул особую важность и принципиальное требование для вузов в вопросе налаживания прямых контактов с будущими работодателями выпускников: «Надо признать, претензий к уровню высшего образования, к содержанию образовательных программ, к качеству преподавания пока ещё много, да вы и сами об этом знаете. Не каждый вуз готов работать посовременному, учить так, чтобы у выпускника оставались не только диплом, но и нужные знания и профессиональные навыки, которые он может использовать в своей практической деятельности после окончания высшего учебного заведения» [1].Ванюшкина В. В., Миргородская О. Н. Инновационные приоритеты развития науки, бизнеса и образования // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №16.–ART75224. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75224.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 2

Проблемы неудовлетворенности качеством образования и перечнем образовательных программ, по которым происходит подготовка кадров, со стороны бизнеса существуют уже давно и отмечаются различными авторами [2,3]. В настоящее время состояние трудового потенциала России не адекватно вызовам современного этапа ее экономического развития.Именно поэтому требованием, продиктованным временем, становится взаимодействие бизнеса и образования. Первостепенным вопросом преодоления разрыва между специалистами, выпускаемыми вузами, и запросами экономики, выступает привлечение предприятий (работодателей) к образовательной деятельности. Такая работа современного вуза становится наиболее существенным фактором роста его конкурентных преимуществ, финансовых возможностей, повышения имиджа среди заинтересованных сторон. Взаимодействие образования и бизнесаневозможно без выработки конкретных механизмов, функционирование которых должно быть обеспечено нормативноправовой базой.В 2013 году Министерством образования и науки Российской Федерациибыл издан Приказ «Об утверждении Порядка создания профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы» [4]. Данный документ расширил возможности высших учебных заведений по организации стажировок для учащихся. До этого момента создать базовую кафедру на предприятии можно было лишь в научных организациях. Теперь же к ним добавились профильные предприятия. Структурные подразделения, обеспечивающие практическую подготовку обучающихся, осуществляющие деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, создаются для укрепления связки «бизнесвуз». При этом реализация образовательной организацией части образовательной программы соответствующего профиля, направленной на формирование, закрепление знаний и развитие умений и компетенций, включает возможность проведения всех видов учебных занятий и осуществления научной деятельности. Новая законодательная инициатива уточняет правила создания таких структурных подразделений:а)соответствие реализуемой образовательной программы профилю деятельности организации;б)наличие имущества, необходимого для достижения целей деятельности структурного подразделения;в)обеспечение проведения практики, практических занятий, семинаров, лабораторных практикумов и иных видов учебной деятельности, предусмотренных учебным планом, в структурном подразделении;г)обеспечение организацией условий для подготовки обучающимися выпускных квалификационных работ и иных видов работ, предусмотренных образовательной программой, в том числе участие в формировании тем выпускных квалификационных работ и иных работ, обеспечение научного руководства и участие в рецензировании выпускных квалификационных работ и иных работ, безвозмездное предоставление обучающимся доступа к информации, необходимой для подготовки выпускных квалификационных работ;д)создание безопасных условий обучения;е)соблюдение специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья [5].Ванюшкина В. В., Миргородская О. Н. Инновационные приоритеты развития науки, бизнеса и образования // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №16.–ART75224. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75224.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 3

Повышениеконкурентных преимуществ высших учебных заведений может быть достигнутоза счет формирования стратегических партнерских отношений с бизнесом (предприятиями –потребителями услуг вуза). Актуальность данной проблемы очевидна, так как на сегодняшний день одним из традиционных способов взаимодействия бизнеса и образования является прохождение студентами вузов практики на предприятиях. Такая форма взаимодействия не всегда в полной мере может удовлетворитьинтересы обучающихся и предприятий. У обучающихся старших курсов обычно снижается уровень посещаемости занятий. Они отдают предпочтение практическим занятиям и сочетанию учёбы с работой (нередко не по профилю подготовки).Решением этой проблемы может стать создание системы сотрудничества вуза с основными базами практики, способными обеспечить обучающихся профильной работой.Подобнаясхемавзаимодействия бизнеса и вузавыгодна всем.Организация,где стажируются обучающиеся, получает возможностьоценить уровень квалификации бакалавровв конкретной работе. Вузы получают возможность развить практические навыки у обучающихся.Обоюдная заинтересованность в интеграции вуза с бизнесом, и в первую очередь с реальным сектором экономики, может способствовать болеедетальному планированию учебного процесса и перспективной направленности профессиональной подготовки обучающихся с учётом кадровых потребностей бизнеса. В результате эффективной формы интеграционного взаимодействия высшие учебные заведения и предприятия могут получить взаимовыгодные интересы. Это находит отражение в договорах о совместной деятельности. Развитие системы образования в нашей стране свидетельствует о необходимости преемственности досоветского, советского и постсоветского опыта в части взаимодействия бизнеса и образования. Это позволит профессионально организовать производственную практику обучающихся на собственной материальнотехнической базе предприятияпартнера; создаст условия для привлечения специалистовпроизводственников к проведению учебных занятий; обеспечит возможность перспективного планирования и трудоустройства выпускников. Такая масштабная задача предопределяет необходимость разработки новых норм инормативов, особых видов договоров, которые повышают качество взаимодействия и обеспечат возможность оценки эффективности партнёрских отношений. Отдельные вузы уже имеют большие перечни фирмпартнеров, а многие фирмы уже обдумывают совместно с высшими учебными заведениями,как уменьшить разрыв между теорией и практикой. Партнёрство между бизнесом и образованием должно привести к соответствию выпускаемых бакалавров, магистров и специалистов потребностям экономики.Реализация направленияинтеграции образования, науки и бизнеса имеет ряд особенностей. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года подчеркивается, что «Противодействия угрозам экономической безопасности силы обеспечения национальной безопасности во взаимодействии с институтами гражданского общества нацелены на поддержку государственной социальноэкономической политики, направленной на... усиление интеграции науки, образования и производства» [6]. Это подчеркивает необходимость совершенствования государственной инновации и промышленной политики. Правительство РФ утвердило Правила предоставления субсидий на государственную поддержку развития кооперации российских вузов и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства. Для реального сектора экономики становится возможным развивать производство, при взаимодействии с высшей школой. Ванюшкина В. В., Миргородская О. Н. Инновационные приоритеты развития науки, бизнеса и образования // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №16.–ART75224. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75224.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 4

Высшее образование в свою очередь получает возможность дополнительного дохода и государственной поддержки в развитии инновационной инфраструктуры. Это решает проблему закрытости системы образования, раскрывает ее воздействиямизвне, способствует непрерывному обновлению технологий обучения и содержанию образования. Среди выделенных приоритетных направлений модернизации российского образования особое место занимает и переход к системе непрерывного профессионального образования. Данная системасостоит из трех основных параметров: переход от системы управления вузами к системе управления отдельными программами с отказом от аккредитации вузов в пользу аккредитации образовательных программ, создание независимых центров оценки качества образования, введение кредитномодульной системы образовательных программ.Это позволит обучающемуся самому выбирать, какие дисциплины изучать и в каком объёме, и как следствие выбирать образовательные модули, не в одном, а сразу в нескольких вузах.Непрерывное профессиональное образование позволяет молодежи быть готовымик преобразованиям, которыепроисходят в экономике и профессиональной жизни. Непрерывное образование представлено такими формами образования, как непрерывное, пожизненное, начальное, дополнительное, последипломное, профессиональное и др.Непрерывная система образования осуществляет такую систему взаимосвязанных друг с другом учреждений, которая создает пространство образовательных услуг, обеспечивающих взаимосвязь и преемственность программ, способных удовлетворить запросы и потребности населения.В условиях крутого перелома во всех сферах жизнедеятельности включая и область высшего образования, актуализируется роль сетевого взаимодействия вузов. Охарактеризовать механизм сетевого взаимодействия применительно к сфере образования, целесообразно используя кластерный подход. Это обусловлено тем, что в данном случае мы имеем дело с достаточно сложной и развитой организационной формой. Традиционно кластер рассматривается как способ ускорения экономического развития, и в виде формы сетевой организации в масштабе региона [7]. Кластеры используются в региональной экономике, для развития инновации в отраслевом разрезе. Заслуживает внимание определение кластера –как сверхсложной системы. Это многопрофильные межотраслевые комплексы разных по природе структур, в которых используется формальная и неформальная взаимосвязь. В кластере уживаются экономические и неэкономические образования [8]. Данное определение больше подходит к образовательной сфере.Исходя из выше изложенного, можно заключить, что под сетевым взаимодействием вузов понимается формирование сложной системы, в которой объединены не только вузы, но и реальный сектор экономики; использование формальных и неформальных взаимосвязей и сетевого взаимодействия участников основывается как на экономических, так и на неэкономических отношениях.Кластерные формы в сфере образования возникают не по воле конкретного законодателя, а при взаимодействии и анализе хозяйственных систем. Формирование образовательного кластера должно происходить в рамках партнерства между федеральными органами, которые диктуют требования профессиональных стандартов, учебными заведениямии предприятиями (работодателями). Такой подход обеспечивает конкурентные преимущества не только отдельно взятому вузу, но и всем участВанюшкина В. В., Миргородская О. Н. Инновационные приоритеты развития науки, бизнеса и образования // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №16.–ART75224. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75224.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 5

никам этой цепи. В этом случае система детерминант конкурентных преимуществ включает людские факторы, инфраструктуру, научноисследовательский потенциал.В рамках прошедшей в октябре 2014 года Международной научнопрактической конференции«Управление логистическими системами: глобальное мышление эффективные решения», организованной Ростовским государственным экономическим университетом (РИНХ), были затронуты темы сетевого и кластерного подхода развития вузов в субъектах РФ. Инновационные формы взаимодействия, по мнению участников конференции, снижают степень риска, укрепляют имидж, обеспечивают рост качества за счет синергетического эффекта. Преимущества сетевого взаимодействия и развития межвузовской кооперации начинают приобретать реальные черты на государственном уровне.В соответствии с принятой Государственной программой «Развитие образования» на 2013–2020 годы и основным мероприятием этой программы (1.6 «Модернизация образовательных программ профессионального образования, обеспечивающая гибкость и индивидуализацию процесса обучения с использованием новых технологий») предполагается к 2020 году обеспечение потребности экономики России в кадрах высокой квалификации по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития, а также изменение структуры образовательных программ профессионального образования с учётом потребностей развития экономики. В связи с этим развитие дистанционных образовательных технологий, обеспечение академической мобильности потребуют скорейшейразработки и внедрения новых финансовоэкономических механизмов, обеспечивающих создание и функционирование системы сетевого взаимодействия по предоставлению образовательных услуг профессионального образования [9].Исходя из сведений о показателях (индикаторах) программы «Развитие образования» на 2013–2020 годы в целом планируется положительная динамика реализации мероприятий программы (см. таблицу).

Сведения о показателях (индикаторах) Государственной программыРоссийской Федерации «Развитие образования»на 2013–2020 годы (выдержка из программы)

№Показатель (индикатор) (наименование)Единица измеренияЗначение показателей

2012 год2014 год2016 год2018 год2020 годГосударственная программа Российской Федерации «Развитие образования»на2013–2020 годы1Удельный вес численности выпускников образовательных организаций профессиональногообразования очной формыобучения, трудоустроившихся в течение одного года после окончания обучения по полученной специальности (профессии), в общей их численности

процентов42,2

46,751,155,6602Охват населения программами дополнительного профессионального образования (удельный вес численности занятого населения ввозрасте 25–65 лет, прошедшегоповышение процентов2637414955Ванюшкина В. В., Миргородская О. Н. Инновационные приоритеты развития науки, бизнеса и образования // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №16.–ART75224. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75224.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 6

квалификации и (или) переподготовку, в общейчисленности занятого в экономике населения данной возрастной группы)Программа 1 «Развитие профессионального образования»1Структура подготовки кадров по профессиональным образовательным программам (удельный вес численности выпускников, освоивших профессиональные образовательные программы соответствующего уровня, в общей численности выпускников):





а)образовательные программы среднего профессионального образования (программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, специалистов среднего звена)процентов3937353230б)образовательные программы высшего образования–программы бакалавриатапроцентов1223,545,746,446,3в)программы высшего образования–программы специалитетапроцентов46,535,123,613,96,7г)программы высшего образования–программы магистратурыпроцентов1,83,95,9810д)образовательные программы высшего образования–программы подготовки кадров высшей квалификациипроцентов0,50,520,550,580,6

В соответствии с Перечнем ведомственных целевых программ и основных мероприятий Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы в результате реализации основного мероприятия «Формирование современной структуры сети образовательных организацийпрофессионального образования, отражающей изменения в потребностях экономики и запросах населения и поддерживающей единое образовательное пространство» ожидается достаточное развитие сети ведущих вузов страны, достижение соответствия структуры профессионального образования потребностям современной экономики, реализация всеми вузами программ развития, оптимизация сети филиалов федеральных государственных организаций высшего образования.Предоставляемые образовательные услуги должны быть востребованы рынком труда, для этого вуз должен обеспечивать своевременное совершенствование качества учебного и воспитательного процесса. Взаимоотношение с внешней средой должно быть достигнуто путем информирования общества и потенциальных потребителей о мероприятиях, достижениях и работе вуза.Сетевое взаимодействие вузов позволит наиболее эффективно добиваться результатов, а именно выполнит «прорыв» во внедрении новых технологий в разработку и реализацию совместных образовательных программ по подготовке кадров высокой квалификации.Решение проблем, связанных с формированием современной системы непрерывного профессионального образования, повышение качества профессионального образования, обеспечение доступности качественного общего образования, повышение инвестиционной привлекательности сферы образования позволит повыситьконкурентоспособность системы образования. Интеграционные процессы в высшей школе и перемены в системе факторов её Ванюшкина В. В., Миргородская О. Н. Инновационные приоритеты развития науки, бизнеса и образования // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №16.–ART75224. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75224.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 7

развития стали причинным основанием нового вида конкуренции в образовательной сфере. Этот видконкуренции во главу угла ставит социальные аспекты образовательного процесса и способствует повышению конкурентных преимуществ не только вуза, но и укреплению интеллектуальной безопасности страны в целом.В литературных источниках понятие «интеллектуальная безопасность» имеет достаточно широкое толкование: от восприятия её как способа защиты продуктов умственной деятельности, до отождествления с интеллектуальной собственностью. Применительно к оценке повышения конкурентных позиций вуза, с нашей точкой зрения более созвучен подход профессора И.Д.Афанасенко, который даёт расширенное толкование этому понятию. Выделяя новые задачи вузовской науки, он определяет интеллектуальную безопасность общества как «способность страны обеспечить производство новых научных знаний в количестве, необходимом для решения текущих и стратегических задач развития своего общества»[10].В настоящее время угрозу интеллектуальной безопасности России представляют: моральная и материальная недооценка государством труда ученых и специалистов с высшим образованием; занижение социальной значимости ученых и специалистов с высшим образованием в обществе; не престижность профессий, связанных с наукой, и отсутствие материальнотехнической базы; не желание молодых людей заниматься фундаментальной наукой, связанное с низкой оценкой стоимости труда ученых; снижение качества защищаемых дипломных и выпускных работ, диссертаций на соискание ученых степеней; не желание или невозможность ученых и специалистов с высшим образованием работать по профилю подготовки; «утечка мозгов» за рубеж; старение и нехватка научных кадров и кадров с высшим образованием. Указанные угрозы интеллектуальной безопасности являются причиной снижения конкурентных преимуществ российских вузов и требуют пристального внимания к этой проблеме со стороны науки, бизнеса и образовательного сообщества.

Ссылки на источники1.Путин В.В. Вступительное слово на пленарном заседании Х съезда Российского союза ректоров, 30.10.2014г. –URL:http://www.kremlin.ru/transcripts/468922.Бондаренко В.А., Никитенко И.Д., Хамидов Н.Н. Маркетинг услуг высшего и делового образования: реалии, проблемы и перспективы развития: монография. –Ростовн/Д.:Издво «Наукапресс», 2006. –200 с. 3.Осовцев В., Сердюк Р. Тенденции в системе высшего образования России и прогнозирование их последствий с позиций маркетинга // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. –2014. –№ 1. –С.77–80.4.Приказ Минобрнауки России от 14.08.2013№ 958,г. Москва.5.Приказ Минобрнауки России от 14.08.2013№ 958,г. Москва.6.Указ Президента РФ от 12.05.2009 №537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» //Российская газета. –2009. –19мая.7.Цихан Т.В. Кластерная теория экономического развития // Теорияи практика управления. –2003.–№5.8.Афанасенко И.Д., Борисова В.В. Логистика в системе совокупного знания. –СПб.: Издво СПбГЭУ, 2013. –395с.9.Постановление Правительства РФ от 15.04.2014№295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Развитие образования”на 2013–2020 годы».–URL: http://www.pravo.gov.ru 24.04.201410.Афанасенко И.Д. Россия в пути. Избранное. –СПб.: Издво СПб ГУЭФ, 2011.–495 с.

Vera Vanyushkina, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department ofCommerce and Logistics,Rostov State University of Economics, RostovonDonvvvjob@bk.ruВанюшкина В. В., Миргородская О. Н. Инновационные приоритеты развития науки, бизнеса и образования // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №16.–ART75224. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75224.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 8

Olga Myrgorodskaya, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Marketing and Advertising, Rostov State University of Economics, RostovonDonOlyana_mon@mail.ruInnovative development priorities of science, business and educationAbstract.The article considers priority areas of the national education system modernization. Therefore, this paper makes the case for integration cooperation of universities and business. The authors paid attention to the benefits of networking and creating basic departments of the higher educational institutions in enterprises.Key words: the quality of education, the integration of education, science and business, a network of interaction of universities, continuing professional education, intellectual security.

Рекомендованокпубликации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived11.03.2015Получена положительная рецензияReceived a positive review11.03.2015ПринятакпубликацииAccepted for publication13.03.2015ОпубликованаPublished10.04.2015

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Ванюшкина В. В., Миргородская О. Н.,2015www.ekoncept.ru