Направления работы инновационных площадок факультета технологии и дизайна ВятГГУ

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Некрасова Г. Н., Крысова В. А. Направления работы инновационных площадок факультета технологии и дизайна ВятГГУ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S18. – С. 66–70. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75251.htm.
Аннотация. В статье раскрыты темы опытно-экспериментальной работы инновационных площадок факультета технологии и дизайна.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
КрысоваВикторияАнатольевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии и методики преподавания технологииФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г.Кировtid@vshu.kirov.ru

Некрасова Галина Николаевна,докторпедагогических наук, профессоркафедры технологии и методики преподавания технологииФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г.Кировtechno@vshu.kirov.ru

Направления работы инновационных площадок факультета технологии и дизайна ВятГГУ

Аннотация. В статье раскрыты темы опытноэкспериментальной работы инновационных площадок факультета технологии и дизайна.Ключевые слова:художественное образование, технологическая подготовка, дополнительное образование детей.Раздел:(01) педагогика; историяпедагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Факультет технологии и дизайна на протяжении многих лет сотрудничает с профильными образовательными учреждениями общего и дополнительного образования,занимающимися художественнотехнологической подготовкой школьников. Наиболее тесное взаимодействиефакультет ведет с Центром детского творчества с изучением прикладной экономики города Кирова, Домом детского творчества «Вдохновение» и «Художественнотехнологическим лицеем» г. Кирова. Именно на базе этих образовательных учреждений в октябре и декабре 2014 г. были открыты инновационные площадки.Желание сотрудничать, развиваться в постоянно меняющихся условиях образовательной среды, внедрять новые перспективные направления художественнотехнологической подготовки школьников определили темы опытноэкспериментальной работы на этих площадках. Рассмотрим более подробно направления работы на каждой инновационной площадке.Инновационная площадкана базе образовательногоучрежденияМОАУ ДОД «Центр детского творчества с изучением прикладной экономики» города Кирова.Основная цель сотрудничества –создание интегрированной педагогической среды по решению проблем подготовки и сопровождения педагогических кадров в области художественнотехнологического образования школьников.Внастоящий период развития Российской образовательной системы актуальными задачами являются активное взаимодействие между вузами и образовательными учреждениями; подготовка квалифицированных кадров для современной школы и организаций дополнительного образования и развития детей. Совместная деятельность социальных партнеров должна в большей степени обеспечить потребности постоянно меняющихся условий образовательной среды.Исходя из этого,тема опытноэкспериментальной работына базе образовательного учреждения МОАУ ДОД «Центр детского творчества с изучением прикладной экономики» города Кироваопределена как «Проблемы художественнотехнологической подготовки в образовательных организациях». Научный руководитель от учебнообразовательного учреждения–Ивкина Наталья Юрьевна, заместитель директора.Инновационная площадкана базе образовательногоучрежденияМОАУ ДОД «Дом детского творчества «Вдохновение» г. Кирова. Основная цель сотрудничества –создание системы организации проектной деятельности обучающихся с целью их профессионализации на занятиях в учреждениях дополнительного образования детей.В настоящий период развития Российской образовательнойсистемы актуальными задачами являются активное взаимодействие между вузами и образовательными учреждениями по подготовке школьников к осознанному выбору профессии.Система дополнительного образования детей позволяет осуществлять раннюю профессионализацию школьников. Среди различных форм взаимодействия имеется наиболее эффективная для вовлечения школьников в профессиональные пробы. Такой деятельностью является проектная деятельность, позволяющая вовлечь школьников в активное знакомство спрофессиями. В образовательных организациях системы дополнительного образования детей, гдеактивно развивается художественнотворческое направление,это профессии, связанные с художественной деятельностью. Совместная работа социальных партнеров будет способствовать созданию и реализации новых форм работы со школьниками по их ранней профессионализации. Социальноепартнерство ВятГГУ и МОАУ ДОД ДДТ «Вдохновение», в большей степени, позволит обеспечить потребности постоянно меняющейся образовательной среды и реализацию задач, поставленных в Концепции развития дополнительного образования (утверждена распоряжением правительства 4 сентября 2014 г.№ 1726р).

Все вышеизложенное определило тему опытноэкспериментальной работы на базе образовательного учреждения МОАУ ДОД «Дом детского творчества «Вдохновение» г. Кирова»–«Проектная деятельность как средство профессионализации в системе учреждений дополнительного образования детей». Научный руководитель от учебнообразовательного учреждения–Широкова Светлана Владимировна, заместитель директора по учебновоспитательной работе.Инновационная площадкана базе образовательногоучрежденияМБОУ «Художественнотехнологический лицей» г. Кирова. Основная цель сотрудничества –создание современной методической системы для предметной художественнотехнологической подготовки школьников в рамках урочной и внеурочнойдеятельности на основе метапредметного подхода.В настоящее время центральной задачей обучения становится формирование метазнаний и метаспособов. Метапредметный подход заложен в основу новых федеральных государственных образовательных стандартов и предполагаетобеспечение не только целостности развития учащегося, но и преемственности всех ступеней образовательного процесса. При этом осуществляется попытка эффективного соединения двух образовательных пространств –урочной и внеурочной деятельности. В условиях выстраивания новой системы образования, ориентированной на оптимизацию учебного процесса и повышение его эффективности через метапредметный подход, школа поставлена перед необходимостью активного внедрения современных технологий, в том числе при взаимодействии с вузами. Взаимодействие вуза со школой рассматривается как основа профильного обучения, целью которого является непосредственная подготовка учащихся к учебе в вузе по выбранной специальности. Данная работа может осуществляться в нескольких направлениях с учетом метапредметного подхода в рамках урочной и внеурочной деятельности.

Все это определило тему опытноэкспериментальной работына базе МБОУ «Художественнотехнологический лицей» г. Кирова–«Метапредметный подход в проектировании уроков и внеурочной деятельности в рамках художественнотехнологической подготовки школьников». Научный руководитель от учебнообразовательного учреждения–Зефирова Ирина Васильевна, заместитель директора по учебновоспитательной работе.Направления работы определялись с учётом интересов и потребностей образовательного учреждения, но все они направлены на совершенствование системы художественнотехнологического образования, на создание единого профессионального сетевого сообщества учителей технологии, изобразительного искусства, педагогов дополнительного образования, на повышение интереса школьников и осознанного ими выбора профессий художественнотехнологической направленности.В процессе совместной работы планируется–проведениеприкладныхисследованийпо разработке предметных методик художественнотехнологической направленности с учетом требований новых федеральных государственных образовательных стандартов и направлений работы образовательных учреждений (данное направление работы будет реализовано через совместное определение тематик курсовых и дипломных работ);–формирование виртуального банка современных методических материалов с целью эффективного использования при проектировании уроков и внеурочной деятельностив рамках художественнотехнологической подготовки школьников (содержание виртуальных банков определяется потребностями и спецификой учебного процесса образовательного учреждения);–создание информационнометодического пространства для педагогов дополнительного образования, учителей изобразительного искусства и технологии в области разработки системы профессиональных проб для обучающихся в рамках их художественнотехнологического образования (это является одной из основных задач в направлении профориентационной работы со школьниками);–обобщение и распространение инновационного педагогического и творческого опыта через совместную организацию и участие в круглых столах, конференциях, конкурсах, фестивалях, выставках и т.д.;–оказание учебнометодической и научной поддержки всем участникам образовательного процесса.Активное участие в реализации совместных задач принимают аспиранты кафедры технологии и методики преподавания технологии. На базе данных инновационных площадок они проводят апробацию научнометодических разработок по своим научнымисследованиям.Качество и формы сотрудничества можно проследить на примере отдельных мероприятий, которые были совместно организованы или инновационные площадки приняли активное участие в их реализации.2930 января 2015г. состояласьМежрегиональная научнопрактическая конференция «Развитие системы художественного образования: опыт, проблемы, перспективы».Более 20 учителей и педагогов дополнительного образования в области художественных дисциплин поделились своим педагогическим опытом через выступления или опубликование статей. В рамках этой конференции 30 января 2015 г. состоялосьподведение итогов конкурса детских творческих работ «Отзвуки минувшей войны», посвященного 70летию Победы в Великой Отечественной войне.В конкурсе приняли участие более 50 школьников.

Активное сотрудничество идёт в рамкахучастия школьниковво Всероссийском заочном конкурсе научноисследовательских и творческих работ «Первые шаги в науке: инновации и творчество».В этом году участие приняли 27 школьников от 11 до 16 лет. При этом наибольшую активность проявили учащиеся именно инновационных площадок.29 января 2015 г. на базе художественнотехнологического лицея состоялосьоткрытие персональной выставки выпускников художественнотехнологического лицея и факультета технологии и дизайна с целью показать преемственность художественного образования и знакомства школьников со сферами профессиональной реализации после завершения обучения в области дизайна и изобразительного искусства. Активная работа ведется по проведениюсовместных творческихпроектов, таких каквыставкаконкурс «Я землю Вятскую люблю», фестиваль «Фантазия и образ», конкурс сувениров «Морозко», конференция «Мир творческих профессий» и др. Во взаимодействии творческих групп, в составкоторых входят студенты, преподаватели, учащиеся, учителя и педагоги,создается современная художественная творческая среда, направленная на профессиональное развитие всех участников. Таким образом, реализация инновационных проектовпозволит выстроить эффективную модель сетевого взаимодействия между Вятским государственным гуманитарным университетом и профильными образовательными учреждениями общего и дополнительного образования, усовершенствовав тем самым процесс профессиональной ориентации учащихся в системе дополнительного образования детей города, региона с включениемихв общие интеграционные процессы российского образования.

Viktoriya Krysova,Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of Technology and Methods of Teaching Technology, Vyatka State Universityof Humanities, Kirovtid@vshu.kirov.ruGalina Nekrasova,Doctor of Pedagogic Sciences, Professor at the chair of Technology and Methods of Teaching Technology, Vyatka State University of Humanities, Kirovtechno@vshu.kirov.ruDirections of innovative platformsofTechnology and DesignDepartment in Vyatka State University of HumanitiesAbstract.The paperdeals with experimental work of innovation platforms of Technology and DesignDepartment in Vyatka State University.Keywords:art education, technological training, additional education of children.

Рекомендованокпубликации:

Г.Н.Некрасовой,докторомпедагогических наук, членом редакционной колллегиижурнала «Концепт»