Методические приёмы по развитию психических процессов на уроках изобразительного искусства

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Щепин Д. С. Методические приёмы по развитию психических процессов на уроках изобразительного искусства // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S18. – С. 141–145. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75266.htm.
Аннотация. В статье рассмотрены приёмы по развитию психических и физических процессов на уроках изобразительного искусства для учащихся начальных и средних классов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Щепин Денис Сергеевич,студент факультета технологии и дизайнаФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. КировShepin_denis@mail.ru

Методические приёмы по развитию психических процессов на уроках изобразительного искусства

Аннотация.В статье рассмотрены приёмы по развитию психических и физических процессов на уроках изобразительного искусства для учащихся начальных и средних классов. Ключевые слова:методические приёмы, психические процессы, развивающие задачи.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Уроки изобразительного искусства в школе являются уникальной возможностью для развития различных психических процессов учащихся. На основе изученной педагогической литературы и программ, опыта работы педагогов были составлены методические приёмы по развитию психических процессов. В Таблице 1 представлены «Методические приёмы по развитию психических процессов на уроках изобразительного искусства для начального и среднего звена». Представлена информация о том, какими методическими приёмами развивать у учеников определённый вид психического процесса с учетом возраста. При составлении таблицы были использованы рабочие программы Б.М.Неменского, В.С.Кузина, Н.М.Сокольниковой, Т.Я.Шпикаловой.Таблица 1 Методические приёмы по развитию психических процессов на уроках изобразительного искусства для начального и среднего звена

Развитие вниманияВнимание –это направленность и сосредоточенность сознания, предполагающее повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. Внимание направлено на развитие:сосредоточенности и направленности психической деятельности на определённом объекте;выбора объекта внимания сознательно, преднамеренно;способность одновременно удерживать в поле сознания объекты различных деятельностей; возможность осознанного переключения с одного объекта на другой [3].Вид вниманияПриёмы для развития внимания 14 классовПриёмы для развития внимания 59 классовПроизвольное внимание

Закрытыми глазами назвать и описать все предметы натюрморта, форму, цвет, который предстоит нарисовать[8].

Усложнить предыдущее задание: закрытыми глазами назвать все предметы натюрморта, который предстоит нарисовать, назвать форму, фактуру, цвет, размер [8]. Раскрасить и дорисовать вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина [9].

Опосредственное внимание Рисовать одновременно обеими руками. Причем одновременно начиная и заканчивая [2].При рисовании натюрморта выделить, какой предмет на главном плане, а какой на заднем. Уметь определять плотность предметов[7].Дано: изображенная по клеточкам фигура. Задание: срисовать предложенную фигуру по клеточкам, по окончании проговорить с ребёнком, как он это рисовал [5].Дано: пластилин или глина, стеки, каркас.Задание: работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко выраженным характером [9].

Задание: прорисовать достаточно сложные, но повторяющиеся узоров на листе бумаги красками, карандашами [8].Задание: изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил линейной перспективы [5]. Развитие мышленияМышление –это высшая ступень человеческого познания, процесса отражения объективной действительности; способность человека мыслить. Мышление направлено на развитие:знаний, которые не могут дать органы чувств;соотношение определенных ощущений и восприятий;открытие чегото нового;Вид мышленияПриёмы для развития мышления 14 классовПриёмы для развития мышления 59 классовНагляднообразное Дано: картинка с абстрактным изображением.Задание: нарисовать как можно больше ассоциаций на каждую картинку [7].Задание: воспроизведение сложного рисунка с узорами рисунка относительно симметричной оси [9].Дано: несколько палочек. Задание: составить заданную фигуру из этих палочек [4].

СловеснологическоеДано: лист бумаги, краски, отрывок из художественной литературыЗадание: нарисовать иллюстрацию к литературному произведению [8].Задание: проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки, экслибриса, разворота журнала, сайта [8].Дано: серия картинок, определяющаяся по общему признаку и одна лишняяЗадание: нарисуй лишнюю картинку[5].

Развитие воображенияВоображение (фантазия) психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Воображение направлено наразвитие:способности человека к построению новых образов путем переработки психических компонентов;созданию именно нового, еще не существовавшего предмета;созданию образов, отвечающих внутренним потребностям личности.Вид воображенияПриёмы для развития воображения 14 классовПриёмы для развития воображения 59классовПроизвольное Задание: придумать наряд, прическу предложенному детям персонажу [5].

Задание: выполнение набросков, эскизов, учебных и творческих работ с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках [2].

Дано: гуашь, кисти, бумага.Задание: создать натюрморт, который можно было бы назвать «натюрмортавтопортрет» [4]. Дано: детям предлагается капнуть любую краску на середину листа и сложить лист пополам. Задание: увидеть в своей кляксе, на что (кого) она похожа [8].

Воссоздающее Дано: на листке бумаги изображены хаотично разбросанные части фигур. Задание: нарисовать предмет, на который похож этот набор фигур [9]. Дано: на листке бумаги изображены различные части фигур. Задание: подумать, как можно дорисовать эти фигуры, чтобы превратить в подарки для твоих друзей [7]. Дано: наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур: несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.Задание: разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какоето изображение, приклеить его на лист бумаги [1].На основе одного элемента или фигуры предлагается дорисовать другие или же создать целый образ, который будет кардинально отличаться от заданного [1].

Дано: детям предлагается обвести красками собственную ладошку и раскрасить ее [9].Задание: пофантазировать «Что это может быть?» Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек [5].Задание: придумать сюжет по мотивам предложенной детям сказки [8].Развитие восприятияВосприятие –это процесс отражения человеком предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие направлено на развитие:творчески думающей, социальноактивной личности;двигательных и речевых механизмов;сенсорных (чувствительных) механизмов;способности воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира. Вид восприятияПриёмы для развития восприятия 14 классовПриёмы для развития восприятия 59 классовТактильное

Дано: детям предлагаются прямоугольные кусочки различных материй: бархат, сатин, шелк, ситец, и т. П.

Задача: изучить фактуру каждого кусочка и приклеить на листке бумаги по группам похожие по фактуре ткани [5].Дано: детям предлагаются прямоугольные кусочки различных материй: бархат, сатин, шелк, ситец, и т. п. Задача: изучить фактуру каждого кусочка и составить коллажпейзаж [7].Зрительное Дано: Детям предлагаются карточки с рисунками, состоящими из геометрических фигур. Задание: определите, сколько на карточках треугольников, квадратов, кругов, ромбов и т.д. [9]. Дано: ткань, клей, карандаш, гуашь, бумага. Задание: рисунокпортрет интерьера одного из общественных мест [4].

Дано: набор геометрических фигур. Задание: назвать все нарисованные предметы и подобрать к ним обобщающее слово и зарисовать [7].

СлуховоеЗадание: ребенок на слух должен воспроизвести на листе бумаги то, что скажет учитель (в центре

круг, слева квадрат, выше круга –треугольник и т.д.) [9]. Задание: ребенок на слух должен воспроизвести на листе бумаги то, что скажет учитель (в центре –круг, слева –квадрат, выше круга –треугольник и т.д.) [2].

Задание: нарисовать точно такую же предложенную фигуру по клеточкам, по окончании проговорить с ребёнком, как он это рисовал [8]. Посещение музеев изобразительного искусства [2]. Развитие памятиПамять –одна из функций психического аппарата, благодаря которой осуществляется сохранение и воспроизведение полученных человеком в процессе жизни впечатлений. Память направлена на развитие способности запоминать, хранить, воспроизводить, забывать и узнавать в сознании прежние впечатления.Вид памятиПриёмы для развития памяти 14 классовПриёмы для развития памяти 59 классовСловеснологическая Дано: учитель с детьми изучают определенный предмет (часы, ключ и т.д.), обсуждают его.Задание: нарисовать этот предмет с точностью до мелочей [9]. Дано: на доске крупными буквами написать любое слово. Задание: нарисовать предметы, которые вызывают ассоциацию предложенного слова [5].Образная Дано: краски, бумага.Задание: изображение различных осенних состояний в природе (ветер, тучи, дождь, туман, солнце) [4]. Дано: бумага, уголь, краски, карандаш, гелиевые ручки.Задание: изображение с натуры и по памяти отдельных предметов, растений, животных, птиц, человека, пейзажа, натюрморта, интерьера, архитектурных сооружений [5].

Дано: бумага, краски, карандаш.Задание: создать автопортрет близкого человека [7]. Двигательная Дано: ткань, игла с нитью.Задание: отработка швов «вперед иголку», «тамбурный», «через край» [3].Дано: карандаш, лист бумаги, гипсовое наглядное пособие.Задание: изображение фигуры в тоновом решении, отработка штриха [2].

Благодаря этой таблице педагог с лёгкостью выполнит развивающую задачу на уроках изобразительного искусства. Опираясь на таблицу, даётся примерное планирование темы урока, который предлагается провести. Л.А.Неменская рекомендует: «следует предупредить педагога, что они разработаны с учётом способностей среднего ученика. Возможно, познакомившись с учащимися поближе, талантливый педагог разработает для каждого ребёнка абсолютно индивидуальные задания, которые будут соответствовать именно его уровню подготовки и интеллектуальныхвозможностей» [6]. Использовать методические приёмы преподавателю при подготовке к урокам следует именно как рекомендации, фундамент, на котором будет строиться «здание урока» со своей неповторимой «архитектурой», со своим индивидуальным подходом.

Ссылкина источники1.ГалагжинаЕ.С.,Кащаева Г. С. Начальная школа. 1 класс. Изобразительное искусство:рабочие программы. –М.: Планета, 2013. –88с.

2.КузинВ.С.,Ломов С. П., Шорохов Е. В. и др. Изобразительное искусство. 5–9 класс: программа для общеобразовательных учреждений. –М.: «Дрофа», 2007. –46 с.3.Лебедева Л. А. Развитие мелкой моторики руки у младших школьников // Начальная школа. –2012. –№ 10. –С. 44–48.4.ЛободинаН.В. Изобразительное искусство. 4 класс:поурочные планы по программе. –Волгоград: Издво «Учитель», 2006. –251с. 5.НеменскийБ.М.,Горяева Н. А., Неменская Л. А., Питерских А. С. Изобразительное искусство и художественный труд. 1–9 классы. –М.: Просвещение, 2011. –140с. 6.Неменская Л.А. Уроки изобразительного искусства:поурочные разработки. –Киров: Издво ВятГГУ, 2006. –С. 141. Программы четырехлетней начальнойшколы / под ред. Н. Ф. Виноградова. –М.:ВентанаГраф, 2004. –144 с.8.Рабочие программы по изобразительному искусству. 5–7 классы / под ред. И.В. Булановой, Н.М.Рыжкова. –3е изд. –М.: Планета, 2013. –48с.9.РябшинаТ.Н.Новыематериалыдляуроковизобразительногоискусства //Первоесентября.–2002.–№20(260).–С.15–17.

Denis Shchepin,Student,Technology and DesignDepartment, Vyatka State Universityof Humanities, KirovShepin_denis@mail.ruInstructional techniquesfor development ofmental processesat fine arts lessonsAbstract.The paperdiscussestechniquesfor the development ofmentaland physical processesat fine arts lessonsforprimary and secondarychildren.Keywords:instructional techniques, mental processes, developmental tasks.

Рекомендованокпубликации:

Г.Н.Некрасовой,докторомпедагогических наук, членом редакционной колллегиижурнала «Концепт»