«Командный подход» к воспитательной деятельности в школе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Змиева С. И. «Командный подход» к воспитательной деятельности в школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S19. – С. 16–20. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75270.htm.
Аннотация. Описан опыт реализации социальным педагогом программы «Я + Мы!» в начальной школе в условиях внедрения ФГОС. Представлена технология коллективного творческого дела.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Змиева С. И. «Командный подход» к воспитательной деятельности в школе // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №19.–ART75270. –0,2п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75270.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 1

ART75270УДК37.013.42

Змиева Светлана Ивановна,

старшийпреподаватель АКИПКРО, аспирантФГБОУ ВПО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаул

«Командный подход» квоспитательной деятельности в школе

Аннотация. Описан опыт реализации социальным педагогом программы «Я + Мы!» в начальной школе в условиях внедрения ФГОС. Представлена технология коллективного творческого дела.Ключевые слова: детский коллектив, программа развития, подготовка социального педагога, Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Программа развития детского коллектива «Я + МЫ» является по своему характеру развивающеобучающей и направлена на формирование творчески развитой личности каждого члена коллектива, на выявление способностей к самовыражению через различные формы коллективнотворческой деятельности, начиная с первого класса.Для реализации Программы не требуется изысканиядополнительных ресурсов, достаточно рационально использовать имеющуюся в распоряжении образовательного учреждениябазу.Важное место в начальной школе отводится формированию классного коллектива –процессу, который проходит два основных периода.

Этапы формирования классного коллектива в начальной школе

ПериодСрокСущность происходящегоАдаптационныйпериод1 классЗакладывается фундамент, который позволит всему тому, что будет построено, быть устойчивым и нерушимымДеловойпериод2–4 классыСтроится то самое здание, внешний вид и функциональность которого будет зависеть от архитектора и самих строителей

Деловой период –то время, когда реализуются планы коллектива, преодолеваются трудности, оттачиваются отношения. Требуется кропотливая работа не только классного руководителя, но и самих ребят. Особое внимание в это время имеет СОуправление и САМОуправление коллектива, что закладывает основу для дальнейшего саморазвития каждой личности.В зависимости от решаемых задач, охватывающих все сферы «проживания» детей в коллективе вся воспитательная работа строится по следующим направлениям:1.Гражданин «МЫ –граждане России».2.Интеллект «МЫ –успешные ученики».3.«МЫ –товарищи».4.Нравственность «МЫ –культурные люди».5.Общение «Мы творческие Личности».6.Досуг «МЫ и досуг».7.Здоровье «Мы –здоровые люди».8.Семья «МЫ и семья».Змиева С. И. «Командный подход» к воспитательной деятельности в школе // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №19.–ART75270. –0,2п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75270.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 2

В основе Программы развития детского коллектива «Я + МЫ» лежит методика КТД, разработанная доктором педагогических наук, профессором Игорем Петровичем Ивановым, единой целью которого становится раскрытие и развитие творческих силчеловека в конкретных делах и поступках на общую радость и пользу.Что значит КТД?–Это: Дело, так каконо несет в себе заботу об окружающих людях, о коллективе, друг о друге;Коллективное Дело, таккакосуществляется посредством совместных усилий всех членов коллектива –воспитанников и воспитателей, т.е.является общей заботой;Творческое Дело, так какпредполагает непосредственный поиск лучших решений жизненно важной задачи, задумывается, планируется, реализуется, оценивается сообща.Виды КТД, используемые в Программе:Организаторские (газета –молния, день рождения коллектива, чередование традиционных поручений).Познавательные(вечер разгаданных и неразгаданных тайн, литературнохудожественные конкурсы, турнир знатаков, школа –дом знаний).Трудовые (трудовой десант, фабрика Деда Мороза, «Снежная сказка»).Условием успешного проведения КТД предполагает пошаговое выполнение определенных операций: Шаг 1–Предварительная работаОпределяется роль данного КТД в решении конкретных воспитательных задач, готовятся варианты, которые будут предложены на выбор воспитанникам.Шаг 2–Коллективное планирование КТД.Оно осуществляется на сборе старте, который решает такие задачи:Для кого провести это дело,Как лучше его провести,Кому участвовать,Кто войдет в совет дела,Кто будет руководить,Где и когда провести.Шаг3–Коллективная подготовка дела.Уточняется планирование, организуется выполнение плана, поощряется инициатива каждого участника.Шаг 4–Проведение КТД.Главная задача воспитателя –помочь незаметно преодолеть трудности при отклонении от плана, при явных ошибках учащихся, а главное возбуждать и укреплять мажорный тон, дух бодрости, уверенности в своих силах, стремление преодолевать любые трудности.Шаг 5–Коллективное подведение итогов КТД:Для этого проводится сбор –огонек, в ходе которого участники КТД отвечают на следующие вопросы:Какими мы были?Что было? Почему?Что надо сделать, чтобы было лучше.Шаг 6–Ближайшие последствия КТДИдетпереосмысление результатов КТД, задумываются новые КТД.Змиева С. И. «Командный подход» к воспитательной деятельности в школе // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №19.–ART75270. –0,2п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75270.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 3

Таким образом, хорошая работа зависит от:Знания ребят.Знания особенностей коллектива.Знания основ организаторской работы.Знания возрастной психологии.Умения организовать.Механизмы реализации ПрограммыУроки самосовершенствования «Тропинка к коллективу».«Портфолио» класса.Участие в КТД, творческих конкурсах, соревнованиях;Работа классного актива.Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования.Занятия в воскресной школе при храме Иоанна Предтечи.Принципы построения воспитательной работы в классеПринцип открытостиКлассный руководитель планирует жизнь в классе совместно с ученическим коллективом.Принцип привлекательностиКлассный руководитель должен увлекать учащихся конечным результатом выполнения дела.Принцип деятельностиЖелание учащихся участвовать во всех мероприятиях в классе.Принцип свободы участияПредставление возможности выбора заданий, дел, мероприятийс учетом своих интересов, личных качеств и возможностей.Принцип обратной связи.Совместно с воспитанникамиклассный руководительобсуждает, что получилось и что не получилось.Принцип сотворчестваОбъединение двух понятий–«сотрудничества» и «творчества», т.е.совместноеосуществлениезадуманного.Принцип успешностиИвзрослому,и ребенку необходимо представлять конечный результат и понимать значимость и успешность получаемого результата.Ожидаемые результатыВ результате реализации Программы к концу 4го класса (выпускники начальной школы) мы должны получить два самыхдействительно ожидаемых продукта –среду, в которой будет и дальше функционировать детский коллектив и сам КОЛЛЕКТИВ, имеющий несколько значимых качественных характеристик.

Список литературы1.Александрова Е. А.Миры и меры ребенка в образовании с позицийнового стандарта // Народное образование.–2013.–№ 1.–С. 205–213.2.Григорьев Д.В.Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. –М.: Просвещение, 2010.3.Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России. –М.: Просвещение, 2009.4.Концепция художественного образования в Российской Федерации. –М.: Просвещение, 2002.5.Логвинова И.М.Как формировать основную образовательную программу образовательного учреждения. Начальная школа. –М.: Просвещение, 2010Змиева С. И. «Командный подход» к воспитательной деятельности в школе // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №19.–ART75270. –0,2п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75270.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 4

6.Оценка достижения планируемых результатов начального общего образования. –М.: Просвещение, 2009.7.Планируемыерезультатыначального общего образования.–М.: Просвещение, 2009.8.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / сост. Савинов. –М.: Просвещение, 2010.9.Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (Начальное образование).–М.: Просвещение, 2009 .10.Свиридов А. Н. ФГОС начальной школы: коллизия преемственности и социализации // Народное образование. –2011. –№ 6. –С. 64–71.11.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Приказ Минобрнауки от 06.10.2009, № 373.12.Закон от 29 12.2012 № 273ФЗ «Об образовании Российской Федерации».

Svetlana Zmieva,

AKIPKRO teacher, a graduate student,Altai State Pedagogical University, Barnaul“Team approach”to educational activity at schoolAbstract.The experience of the implementation of a social worker of the "H + We!" In an elementary school in the conditions of implementation of the GEF.The technology of collective creative affairs.Keywords: children's group, program development, training of social teachers.

Рекомендованокпубликации:

Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук;Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived06.04.15Получена положительная рецензияReceived a positive review08.04.15ПринятакпубликацииAccepted for publication08.04.15ОпубликованаPublished29.04.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Змиева С. И., 2015www.ekoncept.ru