Формирование психологической устойчивости будущих социальных педагогов в процессе обучения в вузе
Выпуск:
ART 75269
УДК
37.013.42
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Дарвиш
О.
Б. Формирование психологической устойчивости будущих социальных педагогов в процессе обучения в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – № S19. – С.
11–15. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/75269.htm.
Аннотация. В статье представлены результаты исследования по формированию психологической устойчивости студентов педвуза. Профессиональная подготовка в процессе обучения будущих социальных педагогов способствует развитию их психологической устойчивости.
Ключевые слова:
психологическая устойчивость, юношеский возраст, обучение в вузе, социальные педагоги
Текст статьи
Дарвиш О. Б. Формирование психологической устойчивости будущих социальных педагогов в процессе обучения в вузе// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №19.–ART75269. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75269.htm.–Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 1
ART75269УДК37.013.42
Дарвиш Олеся Борисовна,
кандидат психологических наук,доктор психологии, доцент кафедры психологии ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаулdarvish2772@mail.ru
Формирование психологической устойчивости будущих социальных педагогов в процессе обучения в вузе
Аннотация. В статье представлены результаты исследованияпо формированию психологической устойчивости студентов педвуза. Профессиональная подготовка в процессе обучения будущих социальных педагогов способствует развитию их психологической устойчивости.Ключевые слова: психологическая устойчивость, обучение в вузе, юношеский возраст, социальные педагоги.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
В настоящее время отмечается повышенная напряженность процесса реализации человеком трудовой деятельности, повышается требовательность к своевременности и эффективности принятия человеком решений. Одним из напряженных видов профессиональной деятельности является труд работников образования, что, в свою очередь, предъявляет повышенные требования к такой ее характеристике как психологическая устойчивость. Поэтому важной задачей на современном этапе развития образования является формирование психологической устойчивости будущих педагогов в условиях профессиональной подготовки в вузе.Наше исследование проводилось со студентами бакалавриата направления «Психологопедагогическое образование»–будущими социальными педагогами. В своей работе мы опираемся на понимание устойчивости В.Е.Клочко, рассматриваемой в качестве открытой психологической системы как интегрирующего фактора, с которым связан выбор соответствующих решений и формирование наиболее адекватных стратегий поведения [1]. Психологическая устойчивость–это качество личности, отдельными аспектами которого являются стойкость, уравновешенность, сопротивляемость. Оно позволяет личности противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранять здоровье и работоспособность в различных испытаниях. Психологическая устойчивость не является качеством, которое прямо связано с возрастными изменениями. Юноши и девушки, обучающиеся в вузе, существенно различаются между собой уровнем и объемом психологической устойчивости, обладающей разной степенью устойчивости в тех или иных ситуациях. Отмечаются индивидуальные различия в устойчивости к различным типам трудных ситуацийи возникающему под их воздействием стрессу. Менее устойчивые юноши и девушки не используют полностью своих возможностей в обучении, хуже адаптированы к требованиям вуза, в связи с чем они становятся более склонными к невротизации и различным нарушениям поведения. Этому процессу могут противодействовать целенаправленные воспитательные воздействия. Своевременная и качественная диагностика и коррекционные меры могут воспрепятствовать возникновению нежелательДарвиш О. Б. Формирование психологической устойчивости будущих социальных педагогов в процессе обучения в вузе// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №19.–ART75269. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75269.htm.–Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 2
ных тенденций в развитии личности, а также появлениюразличных форм отклоняющегося поведения.Проблема психологической устойчивости личности имеет большое практическое значение, поскольку устойчивость охраняет личность от дезинтеграции и личностных расстройств, создает основу внутренней гармонии, полноценного психического здоровья, высокой работоспособности. Дезинтеграцию личности понимают как потерю организующей роли высшего уровня психики в регуляции поведения и деятельности, распад иерархии жизненных смыслов, ценностей, мотивов, целей. Психологическая устойчивость индивидуума непосредственно определяет его жизнеспособность, психическое и соматическое здоровье.Психологическая устойчивость –это характеристика личности, состоящая в сохранении оптимального функционирования психики в условиях фрустрирующего истрессогенного воздействия трудных ситуаций. Она не является врожденным свойством личности, а формируется одновременно с ее развитием и зависит от типа нервной системы человека, его опыта, профессиональной подготовки, навыков и умений поведения и деятельности, уровня развития познавательных структур личности. Среди компонентов психологической устойчивости выделяют: эмоциональный, волевой, интеллектуальный (познавательный), мотивационный и психомоторный. Показателем психологической устойчивости является не стабильность как таковая, а вариативность, которая рассматривается как гибкость, быстрота приспособляемости к постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности.Формирование психологической устойчивости, на наш взгляд поможет выявить факторы стрессоустойчивости, факторы развития личности, условия стабильности и нестабильности, найти методы работы со студентами по формированию их психологической устойчивости. Одним из направлений по формированию психологической устойчивости будущих социальных педагогов является создание образовательной среды как культурнообразовательного пространства с приоритетом нравственных ценностей и обладающей такими качественными характеристиками, как целостность, автономность и открытость. Образовательная среда характеризуется как совокупность социальных, культурных, а также специально организованных в образовательном учреждении психологопедагогических условий, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит становление личности.Многие исследователи при изучении социокультурной образовательной среды применяют теорию систем, подчеркивая, что человек рассматривается как сложная, открытая, саморазвивающаяся система. Способность сохранять сопротивляемость в среде с определенными параметрами, в том числе и с травмирующими воздействиями, рассматривается учеными как психологическая безопасность на разных уровнях: общества, локальной среды обитания (семья, ближайшее окружение), а также личности. Под психологической безопасностью понимается состояние образовательной среды, свободноеот проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующей удовлетворению потребностей в личностнодоверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психологическую устойчивость включенных в них участников [2].Становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я»–центральное психологическое новообразование юношеского возраста [3, с. 155]. Проблема формирования личности в юношеском возрасте обусловлена необходимостью решения задач социального и личностного самоопределения в этот период. Устремленность в будущее становится основной направленностью личности, а проблема Дарвиш О. Б. Формирование психологической устойчивости будущих социальных педагогов в процессе обучения в вузе// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №19.–ART75269. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75269.htm.–Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 3
дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания интересов и планов юношей и девушек. Период обучения в вузе это этап формирования самосознания, собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы и любви, могут быть первостепенными. Перед юношами и девушками стоят задачи: построение новых отношений с окружающими, выбор области профессиональных интересов, автономизация от семьи. Потребность определить свое место в мире взрослых и ощутить себя самостоятельной и отдельной от Других личностью зачастую становится предпосылкой проблем в юношеском возрасте. И для того, чтобы преодолеть определенные проблемы и стрессы, связанные с предстоящей профессиональной деятельностью, необходимо обладать определенными качествами, стрессоустойчивостью.Трудные ситуации нельзя исключить ни из процессов социализации и воспитания, ни из жизни в целом. Поэтому у будущих социальных педагогов необходимо формировать психологическую устойчивость к трудностям, возникающим в различных видах деятельности. Однако при постановке перед юношами и девушками задач следует обращать внимание на то, чтобы они соответствовали их возможностям, находились в зоне их ближайшего развития.
Психологическая устойчивость –это характеристика личности, состоящая в сохранении оптимального функционирования психики в условиях фрустрирующего и стрессогенного воздействия в трудныхситуациях. Психологическая устойчивость не является врожденным свойством личности, а формируется одновременно с ее развитием и зависит от типа нервной системы человека, его опыта, профессиональной подготовки, навыков и умений поведения и деятельности, уровня развития познавательных структур личности. Показателем психологической устойчивости является быстрота приспособляемости к постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности.Ученые, исследуя личностные характеристики социальных педагогов, определяют их индивидуальнопсихологические особенности и специальные способности, отражают профессиональные знания, умения и навыки, а также личностные особенности, мотивы, ценности и установки, необходимые для эффективной работы специалиста. Однако отсутствуют научные разработки о формировании модели профессиональной деятельности в векторе развития и саморазвития, самосовершенствования, что обеспечивает подлинно творческое исполнение профессиональной деятельности и развитие личности средствами профессии. В концепции профессионального развития личности, составляющей теоретикометодологическую основу, учеными определены интегральные характеристики личности–направленность, компетентность и гибкость, обеспечивающие эффективность профессиональной деятельности.В русле концепции направленность социального педагога рассматривается как система ценностных ориентаций, задающая иерархическую структуру доминирующих мотивов личности, побуждающих социального педагога к ее утверждению в профессиональной деятельности и общении. Компетентность социального педагога определяется как гармоничное сочетание специальных профессиональных знаний и умений, навыков педагогического общения, а также приемов и средств саморазвития, самосовершенствования, самореализации Компетентность включает в себя следующие подструктуры: деятельностную (междисциплинарные знания, умения, навыки и индивидуальные способы самостоятельного и ответственного осуществления социальнопедагогической деятельности); коммуникативную (знания, умения, навыки и способы творческого осуществления профессионального общения); личДарвиш О. Б. Формирование психологической устойчивости будущих социальных педагогов в процессе обучения в вузе// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №19.–ART75269. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75269.htm.–Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 4
ностную (потребность в саморазвитии, а также знания, умения, навыки самосовершенствования).Гибкость социального педагога понимается как сложное многомерное психическое образование, сочетающее в себе содержательные и динамические характеристики, обусловливающие способность педагога легко отказываться от несоответствующих ситуации и задаче способов поведения. Выделяются три ее вида: эмоциональная, интеллектуальная и поведенческая .Помимо перечисленных интегральных характеристик личности социального педагога, является социальный интеллект Данное качество выделяется во многих исследованиях как необходимое в социальнопедагогической деятельности и рассматривается как категория, определяющая линию поведения человека ивыражающая отношение к окружающему миру, труду, другим людям, к самому себе, а также тесно взаимосвязанная с направленностью личности, что проявляется в активном избирательном отношении личности к требованиям реального мира и, таким образом, оказывает влияние на деятельность человека.Условием развития интегральных характеристик личности, способствующих формированию психологической устойчивости, является повышение уровня самосознания.В рамках теоретического анализа научной литературы нами была изучена специфика социальнопедагогической деятельности, выделены интегральные характеристики личности и комплексные способности социального педагога, обеспечивающие успешность профессиональной деятельности, определены психологические и организационнопедагогические условия их развитияВ ходе исследования проводилась работа направленная на развитие мотивационных процессов студентов, познание личностных особенностей, развитие рефлексии Основное воздействие было направлено на мотивационную включенность студентов в систематическое приобретение специальных и психологических знаний, установление внутригрупповых отношений. Особое внимание уделяется развитию гуманистической направленности студентов, создаются условия для развития их деятельностной, коммуникативной компетентности, а также потребности в самопознании и саморазвитии. С этой целью используются учебные дисциплины: «Введение в специальность», «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Теория и практика общения», «Методика и технологияработы социального педагога», «Психологопедагогический практикум», «Психодиагностика» и др., используются активные формы обучения. Со студентами проводится социальнопсихологический тренинг групповой сплоченности, направленный на повышение компетентностив общении, групповую сплоченность, а также активизацию мотивационной направленностистудентов на деятельность, общение, самопознание и саморазвитие.Деятельность преподавателей направлена на развитие деятельностной, коммуникативной и личностной компетентности студентов, а также их гибкость в эмоциональном и поведенческом проявлениях.Со студентами проводится социальнопсихологический тренинг коммуникативной компетентности, направленный на совершенствование межличностного взаимодействия гибкости впостроении и осуществлении практической деятельности. Тренинговая работа проводится в группах с использованием методов, активизирующих познавательные и творческие процессы и направленных на повышение уровня психологической устойчивости.Особое внимание формированию психологической устойчивости будущих социальных педагогов уделяется в процессе проведения педагогической практики, где студенты получают возможность апробировать и реализовать знания и умения в Дарвиш О. Б. Формирование психологической устойчивости будущих социальных педагогов в процессе обучения в вузе// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №19.–ART75269. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75269.htm.–Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 5
различных повседневных профессиональных ситуациях, самостоятельно и осознанно регулировать возможность овладения педагогической деятельностью и воплощения в ней своего психологического потенциала. Уделяется внимание осознанию студентами особенностей построения социальнопедагогической деятельности в рамках субъект–субъектного взаимодействия. Программа педагогической практики предполагает возможность не только наблюдать за деятельностью социального педагога образовательного или социальнопедагогического учреждений, но и реализовать свою собственную программу направленную на развитие личности детей и подростков. Ценность такого вида обучения заключается в систематизации знаний студентов, в формировании педагогического мышления, в разработке индивидуальной программы социальнопедагогической деятельности, что способствует успешному решению социальнопедагогических проблем и задач. формированию устойчивого интереса к будущей профессиональной социальнопедагогической деятельности, осознанному отношению и пониманию и ее ценностных приоритетов. При подготовке социальных педагогов мы формируем у будущих специалистов системы образования непроизвольные эмоциональные реакции в сложных ситуациях в сознательно регулируемые, используя при этом аутогенную тренировку, приемы психологической саморегуляции; отработку приемов стимулирования положительных мотивов поведения, самоуправления, самоконтроля экспрессивных действий, осмысливания эмоциональных переживаний в различных обстоятельствах, самоанализ поведения.Особенность образовательных технологий используемых нами в образовательном процессе, становится их гуманистическая направленность, в их основу положены субъектсубъектные взаимодействия участников педагогического процесса, которое позволяет представить возможность будущему социальному педагогу обратиться к собственной личности другим субъектам образовательного пространства.Профессиональная деятельность в условиях вуза строиться на разработанной индивидуальной рефлексивной модели, психологической базы которой является «Яконцепция». Включенный в деятельность будущий социальный педагог получает возможность постоянно оценивать себя на каждом этапе деятельности, анализировать свои отношения с коллегами, профессиональные личностные возможности. Организованный таким образом образовательный процесс в вузе позволяет формировать устойчивость реагирования на внешние воздействия, избирательно относиться к внешним влияниям, сопоставлять мнение и поступки других людей, а также собственные поступки с усвоенными нормами и принципами и в соответствии с ними намечать и реализовывать определенную линию поведения. В результате исследования установлена зависимость эффективности деятельности в трудных ситуациях от уровня психологической устойчивости и профессионального мастерства.
Ссылки на источники1.Клочко В. Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). –Томск: ТГУ, 2005. –174 с.2.Баева И. А. Безопастность образовательной среды, психологическая культура и психологическое здоровье школьников.–СПб.: Питер, 2008. –236 с. 3.Дарвиш О. Б. Возрастная психология: учеб. пособие. –2еизд., перераб. идоп.–Барнаул: АлтГПА, 2010.–243с.
Дарвиш О. Б. Формирование психологической устойчивости будущих социальных педагогов в процессе обучения в вузе// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №19.–ART75269. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75269.htm.–Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 6
Olesya Darvish,
Candidate of Psychological Sciences, Professor, Doctor of Psychology, Altai State Pedagogical University, Barnauldarvish2772@mail.ruThe formation of psychological stability of future social teachers in the learning process at the UniversityAbstract. The article presents the results of a study on the formation of mental stability training University students. Training in the process of training of future social workers are encouraged to develop their psychological stability.Keywords: resilience, higher education, youth age, social pedagogues.
Рекомендованокпубликации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакциюReceived06.04.15Получена положительная рецензияReceived a positive review08.04.15ПринятакпубликацииAccepted for publication08.04.15ОпубликованаPublished29.04.15
© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Дарвиш О. Б., 2015www.ekoncept.ru
ART75269УДК37.013.42
Дарвиш Олеся Борисовна,
кандидат психологических наук,доктор психологии, доцент кафедры психологии ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный педагогический университет», г. Барнаулdarvish2772@mail.ru
Формирование психологической устойчивости будущих социальных педагогов в процессе обучения в вузе
Аннотация. В статье представлены результаты исследованияпо формированию психологической устойчивости студентов педвуза. Профессиональная подготовка в процессе обучения будущих социальных педагогов способствует развитию их психологической устойчивости.Ключевые слова: психологическая устойчивость, обучение в вузе, юношеский возраст, социальные педагоги.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
В настоящее время отмечается повышенная напряженность процесса реализации человеком трудовой деятельности, повышается требовательность к своевременности и эффективности принятия человеком решений. Одним из напряженных видов профессиональной деятельности является труд работников образования, что, в свою очередь, предъявляет повышенные требования к такой ее характеристике как психологическая устойчивость. Поэтому важной задачей на современном этапе развития образования является формирование психологической устойчивости будущих педагогов в условиях профессиональной подготовки в вузе.Наше исследование проводилось со студентами бакалавриата направления «Психологопедагогическое образование»–будущими социальными педагогами. В своей работе мы опираемся на понимание устойчивости В.Е.Клочко, рассматриваемой в качестве открытой психологической системы как интегрирующего фактора, с которым связан выбор соответствующих решений и формирование наиболее адекватных стратегий поведения [1]. Психологическая устойчивость–это качество личности, отдельными аспектами которого являются стойкость, уравновешенность, сопротивляемость. Оно позволяет личности противостоять жизненным трудностям, неблагоприятному давлению обстоятельств, сохранять здоровье и работоспособность в различных испытаниях. Психологическая устойчивость не является качеством, которое прямо связано с возрастными изменениями. Юноши и девушки, обучающиеся в вузе, существенно различаются между собой уровнем и объемом психологической устойчивости, обладающей разной степенью устойчивости в тех или иных ситуациях. Отмечаются индивидуальные различия в устойчивости к различным типам трудных ситуацийи возникающему под их воздействием стрессу. Менее устойчивые юноши и девушки не используют полностью своих возможностей в обучении, хуже адаптированы к требованиям вуза, в связи с чем они становятся более склонными к невротизации и различным нарушениям поведения. Этому процессу могут противодействовать целенаправленные воспитательные воздействия. Своевременная и качественная диагностика и коррекционные меры могут воспрепятствовать возникновению нежелательДарвиш О. Б. Формирование психологической устойчивости будущих социальных педагогов в процессе обучения в вузе// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №19.–ART75269. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75269.htm.–Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 2
ных тенденций в развитии личности, а также появлениюразличных форм отклоняющегося поведения.Проблема психологической устойчивости личности имеет большое практическое значение, поскольку устойчивость охраняет личность от дезинтеграции и личностных расстройств, создает основу внутренней гармонии, полноценного психического здоровья, высокой работоспособности. Дезинтеграцию личности понимают как потерю организующей роли высшего уровня психики в регуляции поведения и деятельности, распад иерархии жизненных смыслов, ценностей, мотивов, целей. Психологическая устойчивость индивидуума непосредственно определяет его жизнеспособность, психическое и соматическое здоровье.Психологическая устойчивость –это характеристика личности, состоящая в сохранении оптимального функционирования психики в условиях фрустрирующего истрессогенного воздействия трудных ситуаций. Она не является врожденным свойством личности, а формируется одновременно с ее развитием и зависит от типа нервной системы человека, его опыта, профессиональной подготовки, навыков и умений поведения и деятельности, уровня развития познавательных структур личности. Среди компонентов психологической устойчивости выделяют: эмоциональный, волевой, интеллектуальный (познавательный), мотивационный и психомоторный. Показателем психологической устойчивости является не стабильность как таковая, а вариативность, которая рассматривается как гибкость, быстрота приспособляемости к постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности.Формирование психологической устойчивости, на наш взгляд поможет выявить факторы стрессоустойчивости, факторы развития личности, условия стабильности и нестабильности, найти методы работы со студентами по формированию их психологической устойчивости. Одним из направлений по формированию психологической устойчивости будущих социальных педагогов является создание образовательной среды как культурнообразовательного пространства с приоритетом нравственных ценностей и обладающей такими качественными характеристиками, как целостность, автономность и открытость. Образовательная среда характеризуется как совокупность социальных, культурных, а также специально организованных в образовательном учреждении психологопедагогических условий, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит становление личности.Многие исследователи при изучении социокультурной образовательной среды применяют теорию систем, подчеркивая, что человек рассматривается как сложная, открытая, саморазвивающаяся система. Способность сохранять сопротивляемость в среде с определенными параметрами, в том числе и с травмирующими воздействиями, рассматривается учеными как психологическая безопасность на разных уровнях: общества, локальной среды обитания (семья, ближайшее окружение), а также личности. Под психологической безопасностью понимается состояние образовательной среды, свободноеот проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующей удовлетворению потребностей в личностнодоверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психологическую устойчивость включенных в них участников [2].Становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я»–центральное психологическое новообразование юношеского возраста [3, с. 155]. Проблема формирования личности в юношеском возрасте обусловлена необходимостью решения задач социального и личностного самоопределения в этот период. Устремленность в будущее становится основной направленностью личности, а проблема Дарвиш О. Б. Формирование психологической устойчивости будущих социальных педагогов в процессе обучения в вузе// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №19.–ART75269. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75269.htm.–Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 3
дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания интересов и планов юношей и девушек. Период обучения в вузе это этап формирования самосознания, собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы и любви, могут быть первостепенными. Перед юношами и девушками стоят задачи: построение новых отношений с окружающими, выбор области профессиональных интересов, автономизация от семьи. Потребность определить свое место в мире взрослых и ощутить себя самостоятельной и отдельной от Других личностью зачастую становится предпосылкой проблем в юношеском возрасте. И для того, чтобы преодолеть определенные проблемы и стрессы, связанные с предстоящей профессиональной деятельностью, необходимо обладать определенными качествами, стрессоустойчивостью.Трудные ситуации нельзя исключить ни из процессов социализации и воспитания, ни из жизни в целом. Поэтому у будущих социальных педагогов необходимо формировать психологическую устойчивость к трудностям, возникающим в различных видах деятельности. Однако при постановке перед юношами и девушками задач следует обращать внимание на то, чтобы они соответствовали их возможностям, находились в зоне их ближайшего развития.
Психологическая устойчивость –это характеристика личности, состоящая в сохранении оптимального функционирования психики в условиях фрустрирующего и стрессогенного воздействия в трудныхситуациях. Психологическая устойчивость не является врожденным свойством личности, а формируется одновременно с ее развитием и зависит от типа нервной системы человека, его опыта, профессиональной подготовки, навыков и умений поведения и деятельности, уровня развития познавательных структур личности. Показателем психологической устойчивости является быстрота приспособляемости к постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности.Ученые, исследуя личностные характеристики социальных педагогов, определяют их индивидуальнопсихологические особенности и специальные способности, отражают профессиональные знания, умения и навыки, а также личностные особенности, мотивы, ценности и установки, необходимые для эффективной работы специалиста. Однако отсутствуют научные разработки о формировании модели профессиональной деятельности в векторе развития и саморазвития, самосовершенствования, что обеспечивает подлинно творческое исполнение профессиональной деятельности и развитие личности средствами профессии. В концепции профессионального развития личности, составляющей теоретикометодологическую основу, учеными определены интегральные характеристики личности–направленность, компетентность и гибкость, обеспечивающие эффективность профессиональной деятельности.В русле концепции направленность социального педагога рассматривается как система ценностных ориентаций, задающая иерархическую структуру доминирующих мотивов личности, побуждающих социального педагога к ее утверждению в профессиональной деятельности и общении. Компетентность социального педагога определяется как гармоничное сочетание специальных профессиональных знаний и умений, навыков педагогического общения, а также приемов и средств саморазвития, самосовершенствования, самореализации Компетентность включает в себя следующие подструктуры: деятельностную (междисциплинарные знания, умения, навыки и индивидуальные способы самостоятельного и ответственного осуществления социальнопедагогической деятельности); коммуникативную (знания, умения, навыки и способы творческого осуществления профессионального общения); личДарвиш О. Б. Формирование психологической устойчивости будущих социальных педагогов в процессе обучения в вузе// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №19.–ART75269. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75269.htm.–Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 4
ностную (потребность в саморазвитии, а также знания, умения, навыки самосовершенствования).Гибкость социального педагога понимается как сложное многомерное психическое образование, сочетающее в себе содержательные и динамические характеристики, обусловливающие способность педагога легко отказываться от несоответствующих ситуации и задаче способов поведения. Выделяются три ее вида: эмоциональная, интеллектуальная и поведенческая .Помимо перечисленных интегральных характеристик личности социального педагога, является социальный интеллект Данное качество выделяется во многих исследованиях как необходимое в социальнопедагогической деятельности и рассматривается как категория, определяющая линию поведения человека ивыражающая отношение к окружающему миру, труду, другим людям, к самому себе, а также тесно взаимосвязанная с направленностью личности, что проявляется в активном избирательном отношении личности к требованиям реального мира и, таким образом, оказывает влияние на деятельность человека.Условием развития интегральных характеристик личности, способствующих формированию психологической устойчивости, является повышение уровня самосознания.В рамках теоретического анализа научной литературы нами была изучена специфика социальнопедагогической деятельности, выделены интегральные характеристики личности и комплексные способности социального педагога, обеспечивающие успешность профессиональной деятельности, определены психологические и организационнопедагогические условия их развитияВ ходе исследования проводилась работа направленная на развитие мотивационных процессов студентов, познание личностных особенностей, развитие рефлексии Основное воздействие было направлено на мотивационную включенность студентов в систематическое приобретение специальных и психологических знаний, установление внутригрупповых отношений. Особое внимание уделяется развитию гуманистической направленности студентов, создаются условия для развития их деятельностной, коммуникативной компетентности, а также потребности в самопознании и саморазвитии. С этой целью используются учебные дисциплины: «Введение в специальность», «Общая психология», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Теория и практика общения», «Методика и технологияработы социального педагога», «Психологопедагогический практикум», «Психодиагностика» и др., используются активные формы обучения. Со студентами проводится социальнопсихологический тренинг групповой сплоченности, направленный на повышение компетентностив общении, групповую сплоченность, а также активизацию мотивационной направленностистудентов на деятельность, общение, самопознание и саморазвитие.Деятельность преподавателей направлена на развитие деятельностной, коммуникативной и личностной компетентности студентов, а также их гибкость в эмоциональном и поведенческом проявлениях.Со студентами проводится социальнопсихологический тренинг коммуникативной компетентности, направленный на совершенствование межличностного взаимодействия гибкости впостроении и осуществлении практической деятельности. Тренинговая работа проводится в группах с использованием методов, активизирующих познавательные и творческие процессы и направленных на повышение уровня психологической устойчивости.Особое внимание формированию психологической устойчивости будущих социальных педагогов уделяется в процессе проведения педагогической практики, где студенты получают возможность апробировать и реализовать знания и умения в Дарвиш О. Б. Формирование психологической устойчивости будущих социальных педагогов в процессе обучения в вузе// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №19.–ART75269. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75269.htm.–Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 5
различных повседневных профессиональных ситуациях, самостоятельно и осознанно регулировать возможность овладения педагогической деятельностью и воплощения в ней своего психологического потенциала. Уделяется внимание осознанию студентами особенностей построения социальнопедагогической деятельности в рамках субъект–субъектного взаимодействия. Программа педагогической практики предполагает возможность не только наблюдать за деятельностью социального педагога образовательного или социальнопедагогического учреждений, но и реализовать свою собственную программу направленную на развитие личности детей и подростков. Ценность такого вида обучения заключается в систематизации знаний студентов, в формировании педагогического мышления, в разработке индивидуальной программы социальнопедагогической деятельности, что способствует успешному решению социальнопедагогических проблем и задач. формированию устойчивого интереса к будущей профессиональной социальнопедагогической деятельности, осознанному отношению и пониманию и ее ценностных приоритетов. При подготовке социальных педагогов мы формируем у будущих специалистов системы образования непроизвольные эмоциональные реакции в сложных ситуациях в сознательно регулируемые, используя при этом аутогенную тренировку, приемы психологической саморегуляции; отработку приемов стимулирования положительных мотивов поведения, самоуправления, самоконтроля экспрессивных действий, осмысливания эмоциональных переживаний в различных обстоятельствах, самоанализ поведения.Особенность образовательных технологий используемых нами в образовательном процессе, становится их гуманистическая направленность, в их основу положены субъектсубъектные взаимодействия участников педагогического процесса, которое позволяет представить возможность будущему социальному педагогу обратиться к собственной личности другим субъектам образовательного пространства.Профессиональная деятельность в условиях вуза строиться на разработанной индивидуальной рефлексивной модели, психологической базы которой является «Яконцепция». Включенный в деятельность будущий социальный педагог получает возможность постоянно оценивать себя на каждом этапе деятельности, анализировать свои отношения с коллегами, профессиональные личностные возможности. Организованный таким образом образовательный процесс в вузе позволяет формировать устойчивость реагирования на внешние воздействия, избирательно относиться к внешним влияниям, сопоставлять мнение и поступки других людей, а также собственные поступки с усвоенными нормами и принципами и в соответствии с ними намечать и реализовывать определенную линию поведения. В результате исследования установлена зависимость эффективности деятельности в трудных ситуациях от уровня психологической устойчивости и профессионального мастерства.
Ссылки на источники1.Клочко В. Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). –Томск: ТГУ, 2005. –174 с.2.Баева И. А. Безопастность образовательной среды, психологическая культура и психологическое здоровье школьников.–СПб.: Питер, 2008. –236 с. 3.Дарвиш О. Б. Возрастная психология: учеб. пособие. –2еизд., перераб. идоп.–Барнаул: АлтГПА, 2010.–243с.
Дарвиш О. Б. Формирование психологической устойчивости будущих социальных педагогов в процессе обучения в вузе// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №19.–ART75269. –0,4п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75269.htm.–Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 6
Olesya Darvish,
Candidate of Psychological Sciences, Professor, Doctor of Psychology, Altai State Pedagogical University, Barnauldarvish2772@mail.ruThe formation of psychological stability of future social teachers in the learning process at the UniversityAbstract. The article presents the results of a study on the formation of mental stability training University students. Training in the process of training of future social workers are encouraged to develop their psychological stability.Keywords: resilience, higher education, youth age, social pedagogues.
Рекомендованокпубликации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакциюReceived06.04.15Получена положительная рецензияReceived a positive review08.04.15ПринятакпубликацииAccepted for publication08.04.15ОпубликованаPublished29.04.15
© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Дарвиш О. Б., 2015www.ekoncept.ru