Преодоление заикания у подростков и взрослых с использованием аппаратов типа «АИР»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Миссуловин Л. Я., Юрова М. С. Преодоление заикания у подростков и взрослых с использованием аппаратов типа «АИР» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S23. – С. 46–50. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75287.htm.
Аннотация. В статье в теоретическом и практическом аспекте рассматриваются современные представления о проблеме преодоления заикания у подростков и взрослых с использованием аппаратов типа «АИР». Авторами раскрываются основные теоретические положения и принципы, положенные в основу системы логопедической работы, направленной на устранение заикания у подростков и взрослых в условиях логотерапевтического центра.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
МиссуловинЛ. Я., Юрова М. С. Преодоление заикания у подростков и взрослых с использованием аппаратов типа «АИР» // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №23.–ART753. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/753.htm. –ISSN 2304120X. 1

ART75287УДК376.37

Миссуловин Леон Яковлевич,

заслуженный работник здравоохранения Российской Федерации, доктор психологических наук, профессор кафедры логопедииАОУ ВПО «Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина», г.СанктПетербургbapda@mail.ru

Юрова Мария Сергеевна,учительлогопед логопедического центра «Кабинет речевой терапии» ГБОУ школа № 536 Московского района СанктПетербурга, г. СанктПетербургbapda@mail.ru

Преодоление заикания у подростков и взрослых с использованием аппаратов типа «АИР»

Аннотация.В статье в теоретическом и практическом аспекте рассматриваются современные представления о проблеме преодолениязаикания у подростков и взрослыхс использованием аппаратов типа «АИР».Авторами раскрываются основные теоретическиеположения и принципы, положенные в основу системы логопедической работы, направленной на устранение заикания у подростков и взрослых в условиях логотерапевтического центра.Ключевые слова. Заикание, эффект Ли, коррекция заикания, нарушения речи, логопедия, АИР.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В ходе постоянных поисков новых, болееэффективных средств преодоления заикания был разработан аппарат «АИР2». Рассмотрим краткую историю его изобретения, которая начинается с открытия «эффекта Ли». Бернард Ли был инженером и служил на подводной лодке США. Работая с радиоаппаратурой, он случайно воспроизвёл собственную речь в замедленном темпе, получив таким образом эффект эха. Ему стало трудно говорить, так как в речи появились запинки. Он обратил на это внимание, и решил получить противоположный результат, проверив полученный эффект на человеке, который говорил быстро и с заиканием. Речь у этого человека в результате использованной аппаратуры стала более медленной, внятной, и количество речевых судорог значительно уменьшилось. Полученный эффект вошел в литературу под названием «Эффекта Бернарда Ли» [1–3].Примерно в эти же годы, аналогичный эффект был получен польским физиком Б. Адамчик. Страдая тяжёлым заиканием, он попробовал говорить в шурт колодца, и получил эффект эха. Б. Адамчик почувствовал, что говорит без заикания. Результатом заинтересовалась кафедра физики Варшавского университета, на которой он работал в качестве ассистента. Указанная тема была введена в план научной работы кафедры. Б. Адамчик успешно завершил эту работу, результаты были внедрены не только в некоторые лечебные учреждения Польши, но и в Лодзи несколько уличных телефонных автоматов были оборудованы приборами для получения эффекта эха. Этими аппаратами с успехом пользовались некоторые заикающиеся [4]. В дальнейшем, аналогичные результаты были получены М.Е. Хватцевым, который испольМиссуловинЛ. Я., Юрова М. С. Преодоление заикания у подростков и взрослых с использованием аппаратов типа «АИР» // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №23.–ART753. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/753.htm. –ISSN 2304120X. 2

зовал стационарный магнитофон, оборудованный для получения отставленной по времени и возвращённой речи [5].Последующие разработки указанной темы, проводились на базе ленинградского объединения «ЭЛЕКТРОН» группой инженеров, в которую входил Л.Я. Миссуловин как специалист по заиканию и разработчик методики применения в логопедической практике сконструированного аппарата исправления речи «ЭХО».Значительным недостатком аппарата «ЭХО» был его довольно большой размер (15x12 см), достаточно длинный провод, к которому была прикреплена заушина с телефоном, то есть, и аппарат, и провод больной при всём желании замаскировать не мог. Также, в связи с очень тонкой магнитной лентой, которая часто рвалась, аппарат был не надёжен в повседневной практике [6, 7].Впоследствии, на основе аппарата «ЭХО», была создана его новая, усовершенствованная модель «АИР2».Эта модель была уже меньше в размерах, и более удобной, но, микрофон, крепящийся на шее, и большая заушина тоже не могли быть замаскированы под одеждой, и некоторые заикающиеся стеснялись его применять вне лечебного учреждения.Позднее, аппарат «АИР2» был вновь усовершенствован, и его новая модельбыла внедрёнав производство и продавалась населению. Микрофон уже находился внутри небольшого, аккуратного корпуса аппарата, не было громоздких заушин, улучшилось качество плёнки и воспроизводимого звука. Повышенный интерес к новому аппарату, облегчающему речь заикающихся, дал возможность группе соавторов получить советское авторское свидетельство и патенты в трёх странах: в США, Франции и Канаде (Pat. 4464119, USA, 1981 и др.).Действие аппарата «АИР2» основано на использовании эффекта задержанной речи (эффект Lee). Время задержки можетбыть установлено в интервале от 50 до 250мс. И подбирается для каждого пациента индивидуально. Заикающийся, применяя аппарат АИР2, слышит в наушнике свою речь с некоторым запаздыванием, в результате чего коррегируется темп и ритм речи больного, что приводит к значительному снижению речевой судорожности.В отличие от эхомагнитофонов, использованных В. Adamczyk и М.Е.Хватцевым аппарат АИР2 может применятся в разных ситуациях общения [6, 7].В настоящее время поиски электронной аппаратуры, в которой используется «эффект Бернарда Ли» для помощи заикающимся активно продолжается. Сэтой целью используется компьютер (как стационарный, так и переносный (ноутбук), а также зарубежные коллеги предлагают ряд технических устройств для лечения заикания: аппарат SpeechEasy («Лёгкая речь»), Voice Amp601(Голос в хоре), StatterStop (Заикание стоп), SmollTalk (маленькая, замедленная речь) и др. Указанные выше технические устройства можно подразделить на три основных группы: аппараты, основанные на эффекте Бернарда Ли. При этом имя инженера Ли, открывшего эффект задержанной и возвращённой собственной речи, в основном не указывается. Вторая группа устройств также основана на принципе несколько задержанной и хоровой речи. К третьей группе можно отнести аппарат MotivAider, что в дословном переводе обозначает мотивпомощник. Это приспособление подаётсигналы, указывающие пациенту, что он «запнулся», как бы, напоминая ему, что он должен говорить в заданном режиме. Устройство Мотив –Айдер по сути дела копирует аппарат американского профессора Калифорнийского университета Вебстера, который был предложеннесколько десятков лет назад. Предлагаемая аппаратура, стоимость которой варьируется от 60 долларов США до 5 000 долларов, как правило, авторами преподносится как панацея при леМиссуловинЛ. Я., Юрова М. С. Преодоление заикания у подростков и взрослых с использованием аппаратов типа «АИР» // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №23.–ART753. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/753.htm. –ISSN 2304120X. 3

чении заикания, и «открытие», полностью игнорирующее историю создания технических устройств и методик их применения, что можно расценивать, в определённой мере, как плагиат, не смотря на существующее международное законодательство по охране авторских прав. Наиболее эффективным средством является обычный мобильный телефон на базеiPhone или Android. Как показывает практика, в мобильные телефоны, установлена специальная программа, предусматривающая собственную возвращённую и задержанную речь в диапазоне до 500 мс. Задержка речи подбирается заикающимся индивидуально с учётом наиболеевыраженного улучшения речи, а также в отличие от предыдущих электронных моделей в программу закладывается изменение речи по высоте тона. Разработчиками аппарата «АИР2» было показано, что улучшению речи более способствуют низкие обертоны голоса. Эту функцию также регулируют заикающиеся.Использование телефона с целью улучшения речи имеет значительные преимущества и в психологическом плане.Нам не редко при применении аппарата «АИР2» приходилось слышать от заикающихся подростков и взрослых, что они стесняются применять аппарат в учебных учреждениях, при выступлении в различного рода аудиториях и пр., так как аппарат трудно замаскировать. По внешнему виду он напоминает аппарат для тугоухих, и мнительный человек начинает переживать не только в связи с имеющимся у него заиканием, но и от того, что окружающие могут его воспринимать и как плохо слышащего человека. Мобильный телефон с программой отставленной и возвращённой речи эту проблему полностью снимает, и значительно расширяет возможности использовать аппарат –телефон в ситуациях, вызывающих страх речи (в частности, почти полностью снимается проблема, связанная с трудностями во время телефонных разговоров). Широкое использование мобильных телефонов и без указанной выше программы значительно облегчаетв ситуации телефонного диалога речь заикающихся, так как больной звонит близким людям, разговаривать с которыми он не боится, а отвечая на звонок, он видит, кто звонит ему. Установить данную программу в свой смартфон пациенты могут самостоятельно, зайдя в стандартное приложение смартфона «Play Маркет», и набрав в поиске название одной из программ, описанных в первой главе. Для этого потребуется относительно небольшое свободное место на карте памяти в размере примерно от 98 до 660 КБ. Заикающийся может выбрать для себя подходящую программу, с более понравившимся интерфейсом и качеством воспроизводимого звука. Исходя из ряда преимуществ можно рекомендовать совместное использование эффекта эхо с понижением высоты голоса. Для особенно тревожных личностей возможно применение беспроводной гарнитуры в разных ситуациях общения.В логотерапевтическом центре, на базе которого проводилась настоящая работа, курс лечения длится 3,5–4 месяца (3 посещения в неделю) и начинается с подготовительного периода. Указанный метод основан на работе В.М.Шкловского «Комплексная система логопедических занятий и психотерапии при логоневрозах» [8] и дополнен Л.Я.Миссуловиным, который применил ряд приёмов, разработанных им на основе наблюдений и исследований, проведённых в процессе многолетней работы [7]. Применение смартфона с установленной программой DAF является актуальным на всех этапах комплексного лечения заикания.МиссуловинЛ. Я., Юрова М. С. Преодоление заикания у подростков и взрослых с использованием аппаратов типа «АИР» // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №23.–ART753. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/753.htm. –ISSN 2304120X. 4

На подготовительном этапе смартфон с программой DAF применяется у тех отдельных пациентов, которые затрудняются спроизнесением речевых образцов (счёт от одного до десяти, дни недели, названия месяцев).Заикающимся даётся психологическая установка на аппарат как на средство автоматизации небыстрой речи, и внушается отсутствие чувства неловкости при его использовании,испытываемое некоторыми пациентами.На этом этапе рекомендуется использование аппарата в течении 5–7 минут, с задержкой речи в 100–120 мс (учитывая индивидуальные особенности заикающегося). Аппарат периодически отключается, и больному предлагают поддерживать нужный темп самостоятельно.Для того чтобы речь пациента оставалась хорошо модулированной, плавной и ненапряженной, логопед постоянно следит за её выразительностью.На этапе автоматизации навыков улучшенной речи пациентов, использующих аппарат после режима молчания в условиях кабинета на первых 2–3 занятиях выделяют в отдельную группу, для того, чтобы они привыкли к аппарату в более спокойной обстановке. Затем, пациентов вводят в общую группу. Задержка речи для каждого пациента подбирается индивидуально, с учётом наибольшей эффективности.Если при произнесении первого слова возникает судорога, то больным на занятиях рекомендуют перед началом фразы сосчитать до трёх, для того, чтобы перед фразой возник эффект эха.Далее, даются задания произнести заранее подготовленные вопросы, позднее предлагается чтение небольших отрывков из художественных произведений. Подбираются не сложные в грамматическом отношении тексты.Позднее, даются темысообщений, которые пациенты должны сделать без подготовки.Аппарат в процессе занятий всё чаще и чаще отключается, так как главная цель–научить больного пользоваться хорошей речью без аппарата.Для больных с выраженными тоническими судорогами перед занятием проводятся сеансы аутогенной тренировки, а на занятии применяетсяприём моноритмической речи.Функциональные тренировки с применением смартфона с программой DAF вреальной жизни начинаются примерно за месяц до конца курса лечения. В отличие от другой эхоаппаратуры смартфон применяется пациентами без смущения, так как он воспринимается окружающими как обычный мобильный телефон. При удачной тренировке аппарат отключается, при затруднениях–увеличивается время задержки. Такие занятия длятся до получаса, если у больного не возникло чувство усталости и напряженности. Заикающихся учат использовать аппарат самостоятельно, с целью применения в ситуациях речевого общения, вызывающих эмоциональное напряжение.Использование аппаратуры, работающей по принципу возвращённой и отставленной на определённое количество мс. речи, что приводит к замедлению речевого темпа заикающихся, имеет большое значение в понимании определённых механизмов заикания. Положительные результаты, связанные с применением указанной аппаратуры, чётко свидетельствуют, что замедление темпа речи снижает речевую судорожность, то есть в клинических проявлениях заикания на первое место выдвигается нарушение темпоритмической системы, которое при определённых условиях вызывает речевые судороги.

МиссуловинЛ. Я., Юрова М. С. Преодоление заикания у подростков и взрослых с использованием аппаратов типа «АИР» // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №23.–ART753. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/753.htm. –ISSN 2304120X. 5

Ссылки на источники1.Lee B. S. // J. Acoust. Soc. Am. –1950. –V. 22.2.Lee B. S. // J. Speech Hearing Dis. –1951. –V. 16.3.Lee B. S. Artificial stuffer // J. Speach Hear. Dasord. –1951. –V. 16.4.Adamczyk В. Psychotheraoeutische Factoren der Behaundlung des Stotterns mit den “Echometrie“// Folia phioniatr. –1969. –21. –№ 4.5.Хватцев М. Е. Логопедия. –М., 1959.6.Миссуловин Л. Я. Применение аппарата «Эхо» при устранении заикания: метод.рек. –Л., 1979.7.Миссуловин Л.Я. Патоморфоз заикания. Изменение картины возникновения и течения заикания, особенности коррекционной работы:учеб.пособие. –СПб.: Издво Союз, 2002. –320 с. –(Коррекционная педагогика).8.Шкловский В.М. Комплексная система логопедических занятий и психотерапии при логоневрозах.–Л.: ЛГУ,1967.

Leon Missulovin,

Honored worker of health care of the Russian Federation, Doctor оf Psychological Sciences, Professor of department of logopedics,Leningrad State University of A.S. Pushkin, St. Petersburgbapda@mail.ruMaria Yurova,

teacherlogopedist, Logopedic center Kabinet rechevoy terapii, SEI school №536 of Moskovsky district of St. Petersburg, St. Petersburgbapda@mail.ruOvercoming stuttering in adolescents and adultsusing devices such as“AIR”Abstract.In article in theoretical and practical aspect modern representations on a problem overcoming of stutter at teenagers and adults with use of "ACORUS" devices are considered. Authors the main reveal theoretical the provisions and the principles which are been the basis for system of the logopedic work directed on elimination of stutter at halfsprouts and adults in the conditions of the logoterapevtichesky center.Keywords:stutter, Li's effect, correction of stutter, violation of the speech, logopedics, ACORUS.

Рекомендованокпубликации:

Некрасовой Г. Н.,докторомпедагогических наук, членомредакционной коллегии журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived13.04.15Получена положительная рецензияReceived a positive review15.04.15ПринятакпубликацииAccepted for publication15.04.15ОпубликованаPublished04.06.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©МиссуловинЛ. Я., Юрова М. С., 2015www.ekoncept.ru