Формирование когнитивных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Матвеева М. В. Формирование когнитивных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S23. – С. 41–45. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75286.htm.
Аннотация. Реализация индивидуально-образовательных маршрутов при обучении учащихся с ограниченными возможностями здоровья позволяет решить проблемы развития личности ребенка, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования. В результате работы с индивидуально-образовательными маршрутами отмечается положительная динамика в формировании когнитивных способностей.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Матвеева М. В. Формирование когнитивных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №23.–ART75286. –0,2п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75286.htm. –ISSN 2304120X. 1

ART75286УДК376.3

Матвеева Марина Викторовна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционной педагогики и коррекционной психологии АОУ ВПО «Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина», г. СанктПетербургzavkab@mail.ru

Формирование когнитивных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе

Аннотация.Реализация индивидуальнообразовательных маршрутов при обученииучащихся с ограниченными возможностями здоровья позволяет решить проблемы развития личности ребенка, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования. В результате работы с индивидуальнообразовательными маршрутами отмечается положительная динамика в формировании когнитивных способностей.Ключевые слова:когнитивные способности, дети с ограниченными возможностями здоровья, педагогическая поддержка, педагогическая культура, индивидуальный образовательный маршрут, общеучебные умения.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

На сегодняшний день в связи с реализацией национальной политики в сфере образования, школы находятся в поиске новых подходов, форм, средств обучения детей с ограниченными возможностями здоровья [1–3].Самая главная задача, стоящая перед общеобразовательной школой, –это формирование когнитивных способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья. Современная литература по данной проблеме исследования называет следующие причины учебных затруднений детей с ограниченными возможностями здоровья: неумение учиться;отсутствие интереса к учёбе;неуверенность в своих силах.Чтобы преодолеть эти затруднения, нужно ориентироваться на возможности младшего школьника, опираться на значимые для него стимулы. Следовательно, ученику нужна педагогическая поддержка. Педагогическая поддержка –это педагогическая культура, призванная помочь ребёнку в успешном продвижении по своей индивидуальной траектории развития.Можно выделить три составляющие этой культуры: образовательная (обеспечение стандарта образования и высокого уровня знаний);психологическая, основанная на развитии мотивацииучения;личностноориентированная.Для реализации педагогической культуры необходимо составление индивидуального образовательного маршрута для каждого учащегося с ограниченными возможностями здоровья, что способствует ликвидации пробелов знаний у младших школьников, испытывающих трудности в обучении.Индивидуальный образовательный маршрут представляет собой различные варианты возможностей образовательной деятельности учащихся с ограниченными Матвеева М. В. Формирование когнитивных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №23.–ART75286. –0,2п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75286.htm. –ISSN 2304120X. 2

возможностями здоровья, составленной на основе их образовательныхи профессиональных интересов, уровня успеваемости, предшествующих результатов обучения, состояния здоровья, и фиксирующей образовательные цели и результаты. Индивидуальный образовательный маршрут способствует формированию у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья навыков планирования своей деятельности, выбора средств достижения цели, способности брать на себя ответственность за последствия деятельности, коррекции нарушений развития.Индивидуальный образовательный маршрут состоит:в предоставлении возможности учащимся развиваться в своем персональном темпе, исходя из собственных образовательных способностей и интересов;в определении цели и задач образования учащегося с ОВЗ независимо от состояния здоровья, наличия физических недостатков;в отборе содержания образования, форм и способов образовательной деятельности, построении графика образовательного процесса;в осуществлении профессионального самоопределении младших школьников и выборе им дальнейшего жизненного пути, в расширении возможностей социализации;в реализации коррекционной медикопсихологопедагогической помощи учащемуся с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей его психофизического развития.Основными этапами реализации индивидуального образовательного маршрута являются: диагностический, аналитикоисследовательский, организационно –проектировочный, коррекционный и итоговый. Диагностический этап работы предполагает проведение различных контрольных работ, анкетирование, наблюдение. В результате чего учитель получает материал для исследования и планирования дальнейшей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.Аналитикоисследовательский этап даёт информацию о типичных ошибках, возможных причинах их возникновения, индивидуальных затруднениях, учебной мотивации. Учитель имеет возможность сопоставить результаты обученности на данном этапе с реальными учебными возможностями учащихся с ограниченными возможностями здоровья. На организационнопроектировочном этапе учитель ведёт поиск путей педагогической коррекции и составляет индивидуальнообразовательный маршрут каждого учащегося с ограниченными возможностями здоровья, а также пояснения для родителей. Индивидуальнообразовательный маршрут ученика представляет собой характеристику осваиваемых ребёнком единиц образования в соответствии с индивидуальными особенностями своего развития.Коррекционный этап предполагает работу учителя, ученика и родителей непосредственно по индивидуальнообразовательному маршруту, где определены темы для ликвидации пробелов, указано, какие знания, умения, навыки приобретёт ребёнок в результате освоения данной темы, а также какие общеучебные умения и навыки ему необходимы. Способы работы с учеником разнообразны: индивидуальные задания, организация парной и групповой работы, работа с консультантами, выбор «своего»домашнего задания, темы творческой работы. Формы контроля усвоения знаний учитель выбирает в соответствии с индивидуальными и личностными особенностями ребёнка.Матвеева М. В. Формирование когнитивных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №23.–ART75286. –0,2п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75286.htm. –ISSN 2304120X. 3

В результате ликвидации пробелов в знаниях, умениях и навыках ребенка с ограниченными возможностями здоровья учитель выставляет отметку о выполнении и знакомит с ней родителей младшего школьника.Таким образом, обеспечение в школе реализации индивидуальнообразовательных маршрутов учащихся –это попытка решения проблемы развития личности, её готовности к выбору, определению цели и смысла жизни через содержание образования. Это попытка увидеть учебный процесс с позиции ученика.В результате работы с индивидуальнообразовательными маршрутами заметна положительнаядинамика в формировании когнитивных способностей: повышается уровень общеучебных умений и навыков (логических и коммуникативных), знаний и умений целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебнопознавательной деятельности.

Ссылки на источники1.Воспитание и педагогическаяподдержка детей в образовании: материалылы Всероссийской конференции/ под ред. О.С. Газмана. –М.: УВЦ «Инноватор», 1996. –76 с.2.Матвеева М.В. К вопросу о создании системы интегрированного обучения в условиях сельской местности// Специальное образование: материалы международной научной конференции. 21–23апреля 2010 г. СанктПетербург. –СПб., 2010. –С.317–319.3.Матвеева М.В. Планирование дифференцированной коррекционноразвивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной сельской школы // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина: научный журнал. Серияпедагогика.–СПб., 2011. –№1. –Т. 3. –С. 45–58.

Marina Matveeva,

Candidate оf Pedagogical Sciences, Associate Professor of correctional pedagogics and correctional psychology,Leningrad State University of A.S. Pushkin, St. Petersburgzavkab@mail.ruFormation of the cognitive abilities of childrenwith disabilities in general education schoolsAbstract.Realization of individual and educational routes when training pupils allows to solve problems of development of the identity of the child, her readiness for a choice, definition of the purpose and meaning of life through the content of education with limited opportunities of health. As a result of work with individual and educational routes positive dynamics in formation of cognitive abilities is noted.Keywords:сognitive abilities, children with limited opportunities of health, pedagogical support, pedagogical culture, an individual educational route, alleducational abilities.

Рекомендованокпубликации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived13.04.15Получена положительная рецензияReceived a positive review15.04.15ПринятакпубликацииAccepted for publication15.04.15ОпубликованаPublished04.06.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Матвеева М. В., 2015www.ekoncept.ru