Формирование произвольной регуляции деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР)
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Хвостова
О.
А. Формирование произвольной регуляции деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – № S23. – С.
76–80. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/75293.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы определения саморегуляции, описываются основные качества произвольной регуляции деятельности, ее функциональные звенья. Приводятся результаты научных исследований о возрастных особенностях данной способности как у детей с нормальным речевым развитием, так и у детей с речевой патологией.
Ключевые слова:
деятельность, саморегуляция, общее недоразвитие речи, произвольная регуляция деятельности
Текст статьи
Хвостова О. А. Формирование произвольной регуляции деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР)// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №23.–ART75293. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75293.htm. –ISSN 2304120X. 1
ART75293УДК376.37
Хвостова Ольга Андреевна,
ассистент кафедры логопедииАОУ ВПО «Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина», г. СанктПетербургolga.hvostova@mail.ru
Формирование произвольной регуляции деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР)
Аннотация.В статье рассматриваются вопросы определения саморегуляции, описываются основные качества произвольной регуляции деятельности, ее функциональные звенья. Приводятся результаты научных исследований о возрастных особенностях данной способности как у детей с нормальным речевым развитием, так и у детей с речевой патологией.Ключевые слова:деятельность, саморегуляция, произвольная регуляция деятельности, общее недоразвитие речи. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Дошкольный возраст заканчивается обучением в школе. Одним из сложнейших школьных навыков является письмо. Письмо для младших школьников представляет сложноорганизованную деятельность. Как любая деятельность, письменная речь обладает качествами, присущими сложным формам сознательной психической деятельности, имеет свою структуру: фаза мотивов, намерений, замыслов; фаза программирования деятельности («образ результата»), включающую представления о способах ее реализации; фаза реализации программы деятельности с помощью определенных операций; фаза сличения полученных результатов сисходным «образом результата» [1]. Известно, что дошкольники с ОНР составляют группу риска в отношении возникновения дисграфии. Нарушение их языкового развития и пути его коррекции широко освещены в специальной литературе. Однако до настоящего времени недостаточно рассмотрен такой важный аспект готовности детей с ОНР к овладению письмом как способность к осуществлению произвольной регуляции деятельности.Рассмотрим сначала, как трактуются в психологической литературе понятия, обозначающие данную способность: «самоконтроль», «саморегуляция», «произвольная регуляция». Под саморегуляцией понимается «целесообразная активность по организации и управлению поведением, деятельностью, психическими состояниями и процессами» [2, 3]. Также различаются понятия «саморегуляция» и «самоконтроль». «Саморегуляция» является более широким понятием, так как включает в себя осознанные и неосознанные процессы регуляции, тогда как «самоконтроль» обозначает только осознанные механизмы управления собственным поведением [2, 3].Е.Д.Хомская включает в понятие «произвольная регуляция психической деятельности» такие системные качества высших психических функций, как произвольность, опосредованность речью, осознанность. Произвольность высших психических функций означает возможность сознательного управления ими (или отдельными их фазами, этапами); наличие программы, в соответствии с которой протекает та или иная психическая функция (выработанная самостоятельно или данная в виде инструкции); постоянный контроль за ее выполнением (за последовательностью операций и результатами промежуточных фаз) и контроль за окончательным результаХвостова О. А. Формирование произвольной регуляции деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР)// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №23.–ART75293. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75293.htm. –ISSN 2304120X. 2
том деятельности (для которого необходимо сличение реального результата с предварительно сформированным «образом результата»). Произвольное управление психическимифункциями предполагает наличие соответствующего мотива, без которого ни одна сознательная психическая деятельность невозможна [4]Е.Д. Хомская отмечает важнейшую роль речи в осуществлении произвольной регуляции высших психических функций: «…речь являетсяцентральным по своей значимости «психологическим орудием», опосредующим психические функции. …Поэтому произвольная регуляция в значительной степени опирается на речевые процессы, т.е. является прежде всего речевой регуляцией» [4; с. 213]Произвольный контроль за высшими психическими функциями тесно связан с их осознанностью. Произвольному контролю подчиняются только те процессы, которые достаточно отчетливо осознаются. Степень осознания, т.е. возможность дать полный речевой отчет о разных этапах реализации деятельностиразлична: лучше всего осознаются цель деятельности и конечный результат, сам же процесс психической деятельности, как правило, протекает на бессознательном уровне [4].Произвольная регуляция осуществляется на различных уровнях: на уровне регуляции двигательной активности, регуляции психической деятельности, регуляции поведения в целом, она имеет определенную и структуру. Так, например, О.А. Конопкин выделяет в структуре системы осознанного целенаправленного саморегулирования деятельности такие функциональные звенья как цель деятельности, программа исполнительских действий, критерии успешности деятельности, информация о реальных достигнутых результатах, решение о возобновлении деятельности для получения нужного результата [5]. Существуют современные исследования произвольной регуляции деятельности у детей с нормальным психическим и речевым развитием. Так, О.А. Семеновой, Д.А. Кошельковым, Р.И. Мачинской была проведена работа по изучению состояния различных компонентов произвольной регуляции деятельности у здоровых детей без трудностей обучения и отклонений в поведении на этапе перехода к систематическому обучению. В результате было выявлено, что в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте происходят прогрессивные изменения в формировании управляющих функций (т.е. функций программирования, регуляции и контроля деятельности) [6].Значимое улучшение возможностей торможения непосредственных реакций, удержания усвоенной программы деятельности, опосредования собственных действий и принятия помощи взрослого отмечается в 78 лет. Прогрессивные изменения в усвоении программ и выработке стратегии деятельности происходят, преимущественно, к 910 годам. Таким образом, различные компоненты управляющих функций, в исследованный период, от 6 до 10 лет,формируются гетерохронно [6].Кроме того, особенности состояния произвольной регуляции деятельности и ее отдельных компонентов изучались у детей с речевой патологией. Например, Г.М.Криницына исследовала связь между уровнем сформированности общей произвольной деятельности, уровнем сформированности самоконтроля речевой деятельности и уровнем сформированности устной речи у детей с ОНР, и установила, что недостаточная сформированность самоконтроля речевой деятельности у дошкольников с ОНР, имеющих легкую степень псевдобульбарной дизартрии, отличается стойкостью специфических трудностей ориентировочных и операционных действий и выражается в следующих проявлениях: в низком уровне мотивации к вербальным видам деятельности, в снижении направленности, устойчивостислухозрительного сосредоточения; в недостаточности анализа, осмысления, восприятия этаХвостова О. А. Формирование произвольной регуляции деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР)// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №23.–ART75293. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75293.htm. –ISSN 2304120X. 3
лона и неумении удержать его до конца эксперимента; в несовершенстве операционных действий (зрительного, мануального, слухового сличения и соотнесения с эталоном); в трудностях сохранения программы действий до конца задания, в несовершенстве пооперационного, итогового контроля и планирования [7].Н.А. Кузь изучала нарушения программирования, регуляции и контроля в письменной деятельности учащихся с задержкой психическогоразвития. В результате исследования были выделены подгруппы учащихся с преобладанием в структуре дефекта несформированности программирования психической деятельности, несформированности регуляции и контроля. В подгруппах учащихся с преобладанием несформированности программирования письма как сложного вида психической деятельности были обнаружены следующие особенности:неумениевыделить, осознать и принять цели заданий (инструкций); механическоечтениетекстов (инструкций); неумение планировать написание изложений и сочинений во времени и по содержанию; хаотичность, непоследовательность работы; отсутствие предварительной подготовки к выполнению задания; неадекватное или неполное раскрытие темы при составлении плана, написании сочинений и изложений; повторы вописании, нарушение композиционной структуры (отсутствие какойлибо части текста или нарушение последовательности: зачин, основная часть, заключение); однотипность использования синтаксических конструкций; множественные зачеркивания,самоисправленияв письменных работах [2].В подгруппах учащихся с преобладанием несформированности регуляции и контроля в письме были обнаружены следующиезатруднения: неумение контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы по ходу выполнения письменного задания, низкая степень полноты сохранения задания до конца работы или полная его потеря; низкое качество упреждающего, текущего (отсутствие сличения цели с промежуточными результатами) иитоговогоконтроля; невозможность отказаться от побочных действий и ассоциаций; зависимость от помощи взрослого; колебания и низкий темп работоспособности; нарушения каллиграфии и низкое качество проверочного чтения [2].Таким образом, у детей с речевой патологией обнаружена недостаточность как операциональной стороны деятельности, так и ее произвольной регуляции, что в дальнейшем отрицательно влияет на успешность формирования письменной деятельности.
Ссылки на источники1.Семенова О.А., Кошельков Д.А., Мачинская Р.И. Возрастные изменения произвольной регуляции деятельности в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. URL:http://neurodev.ru/files/koshelkov/Koshelkov_1_2007.pdf2.Кузь Н.А. Логопедическая работа по развитию программирования, регуляции и контроля в письме учащихся 5 класса школы VII вида. СПб., 2010. URL:http://diss.rsl.ru3.Тараканова А.А., Елецкая О.В. Психологопедагогическая диагностика детей с нарушениями речи: учеб.метод.пособие. СПб.,2012.4.Хомская Е.Д. Нейропсихология.СПб., 2010.5.Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М., 2011.6.Семенова О.А., Кошельков Д.А., Мачинская Р.И. Указ. соч.7.Криницына Г.М. Педагогическая технология формирования самоконтроля речевой деятельности как одно из средств преодоления общего недоразвития речи у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Екатеринбург, 2009.URL: http://diss.rsl.ru
Хвостова О. А. Формирование произвольной регуляции деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР)// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №23.–ART75293. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75293.htm. –ISSN 2304120X. 4
Olga Hvostova,
Assistant to department of logopedics,Leningrad State University of A.S. Pushkin, St. Petersburgolga.hvostova@mail.ruTo the question of the education of children with General underdevelopment of the ability of voluntary regulation Abstract.The article discusses the definition of selfregulation, describes the main quality of arbitrary regulation of activity, its functional units. The results of research on age features of this ability in children with normal speech development, and children with speech pathology.Keywords:аctivity, selfregulation, arbitrary regulation of activity, General underdevelopment of speech.
Рекомендованокпубликации:
ЕлецкойО.В., кандидатомпедагогических наук;Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакциюReceived13.04.15Получена положительная рецензияReceived a positive review15.04.15ПринятакпубликацииAccepted for publication15.04.15ОпубликованаPublished04.06.15
© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Хвостова О. А., 2015www.ekoncept.ru
ART75293УДК376.37
Хвостова Ольга Андреевна,
ассистент кафедры логопедииАОУ ВПО «Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина», г. СанктПетербургolga.hvostova@mail.ru
Формирование произвольной регуляции деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР)
Аннотация.В статье рассматриваются вопросы определения саморегуляции, описываются основные качества произвольной регуляции деятельности, ее функциональные звенья. Приводятся результаты научных исследований о возрастных особенностях данной способности как у детей с нормальным речевым развитием, так и у детей с речевой патологией.Ключевые слова:деятельность, саморегуляция, произвольная регуляция деятельности, общее недоразвитие речи. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Дошкольный возраст заканчивается обучением в школе. Одним из сложнейших школьных навыков является письмо. Письмо для младших школьников представляет сложноорганизованную деятельность. Как любая деятельность, письменная речь обладает качествами, присущими сложным формам сознательной психической деятельности, имеет свою структуру: фаза мотивов, намерений, замыслов; фаза программирования деятельности («образ результата»), включающую представления о способах ее реализации; фаза реализации программы деятельности с помощью определенных операций; фаза сличения полученных результатов сисходным «образом результата» [1]. Известно, что дошкольники с ОНР составляют группу риска в отношении возникновения дисграфии. Нарушение их языкового развития и пути его коррекции широко освещены в специальной литературе. Однако до настоящего времени недостаточно рассмотрен такой важный аспект готовности детей с ОНР к овладению письмом как способность к осуществлению произвольной регуляции деятельности.Рассмотрим сначала, как трактуются в психологической литературе понятия, обозначающие данную способность: «самоконтроль», «саморегуляция», «произвольная регуляция». Под саморегуляцией понимается «целесообразная активность по организации и управлению поведением, деятельностью, психическими состояниями и процессами» [2, 3]. Также различаются понятия «саморегуляция» и «самоконтроль». «Саморегуляция» является более широким понятием, так как включает в себя осознанные и неосознанные процессы регуляции, тогда как «самоконтроль» обозначает только осознанные механизмы управления собственным поведением [2, 3].Е.Д.Хомская включает в понятие «произвольная регуляция психической деятельности» такие системные качества высших психических функций, как произвольность, опосредованность речью, осознанность. Произвольность высших психических функций означает возможность сознательного управления ими (или отдельными их фазами, этапами); наличие программы, в соответствии с которой протекает та или иная психическая функция (выработанная самостоятельно или данная в виде инструкции); постоянный контроль за ее выполнением (за последовательностью операций и результатами промежуточных фаз) и контроль за окончательным результаХвостова О. А. Формирование произвольной регуляции деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР)// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №23.–ART75293. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75293.htm. –ISSN 2304120X. 2
том деятельности (для которого необходимо сличение реального результата с предварительно сформированным «образом результата»). Произвольное управление психическимифункциями предполагает наличие соответствующего мотива, без которого ни одна сознательная психическая деятельность невозможна [4]Е.Д. Хомская отмечает важнейшую роль речи в осуществлении произвольной регуляции высших психических функций: «…речь являетсяцентральным по своей значимости «психологическим орудием», опосредующим психические функции. …Поэтому произвольная регуляция в значительной степени опирается на речевые процессы, т.е. является прежде всего речевой регуляцией» [4; с. 213]Произвольный контроль за высшими психическими функциями тесно связан с их осознанностью. Произвольному контролю подчиняются только те процессы, которые достаточно отчетливо осознаются. Степень осознания, т.е. возможность дать полный речевой отчет о разных этапах реализации деятельностиразлична: лучше всего осознаются цель деятельности и конечный результат, сам же процесс психической деятельности, как правило, протекает на бессознательном уровне [4].Произвольная регуляция осуществляется на различных уровнях: на уровне регуляции двигательной активности, регуляции психической деятельности, регуляции поведения в целом, она имеет определенную и структуру. Так, например, О.А. Конопкин выделяет в структуре системы осознанного целенаправленного саморегулирования деятельности такие функциональные звенья как цель деятельности, программа исполнительских действий, критерии успешности деятельности, информация о реальных достигнутых результатах, решение о возобновлении деятельности для получения нужного результата [5]. Существуют современные исследования произвольной регуляции деятельности у детей с нормальным психическим и речевым развитием. Так, О.А. Семеновой, Д.А. Кошельковым, Р.И. Мачинской была проведена работа по изучению состояния различных компонентов произвольной регуляции деятельности у здоровых детей без трудностей обучения и отклонений в поведении на этапе перехода к систематическому обучению. В результате было выявлено, что в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте происходят прогрессивные изменения в формировании управляющих функций (т.е. функций программирования, регуляции и контроля деятельности) [6].Значимое улучшение возможностей торможения непосредственных реакций, удержания усвоенной программы деятельности, опосредования собственных действий и принятия помощи взрослого отмечается в 78 лет. Прогрессивные изменения в усвоении программ и выработке стратегии деятельности происходят, преимущественно, к 910 годам. Таким образом, различные компоненты управляющих функций, в исследованный период, от 6 до 10 лет,формируются гетерохронно [6].Кроме того, особенности состояния произвольной регуляции деятельности и ее отдельных компонентов изучались у детей с речевой патологией. Например, Г.М.Криницына исследовала связь между уровнем сформированности общей произвольной деятельности, уровнем сформированности самоконтроля речевой деятельности и уровнем сформированности устной речи у детей с ОНР, и установила, что недостаточная сформированность самоконтроля речевой деятельности у дошкольников с ОНР, имеющих легкую степень псевдобульбарной дизартрии, отличается стойкостью специфических трудностей ориентировочных и операционных действий и выражается в следующих проявлениях: в низком уровне мотивации к вербальным видам деятельности, в снижении направленности, устойчивостислухозрительного сосредоточения; в недостаточности анализа, осмысления, восприятия этаХвостова О. А. Формирование произвольной регуляции деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР)// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №23.–ART75293. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75293.htm. –ISSN 2304120X. 3
лона и неумении удержать его до конца эксперимента; в несовершенстве операционных действий (зрительного, мануального, слухового сличения и соотнесения с эталоном); в трудностях сохранения программы действий до конца задания, в несовершенстве пооперационного, итогового контроля и планирования [7].Н.А. Кузь изучала нарушения программирования, регуляции и контроля в письменной деятельности учащихся с задержкой психическогоразвития. В результате исследования были выделены подгруппы учащихся с преобладанием в структуре дефекта несформированности программирования психической деятельности, несформированности регуляции и контроля. В подгруппах учащихся с преобладанием несформированности программирования письма как сложного вида психической деятельности были обнаружены следующие особенности:неумениевыделить, осознать и принять цели заданий (инструкций); механическоечтениетекстов (инструкций); неумение планировать написание изложений и сочинений во времени и по содержанию; хаотичность, непоследовательность работы; отсутствие предварительной подготовки к выполнению задания; неадекватное или неполное раскрытие темы при составлении плана, написании сочинений и изложений; повторы вописании, нарушение композиционной структуры (отсутствие какойлибо части текста или нарушение последовательности: зачин, основная часть, заключение); однотипность использования синтаксических конструкций; множественные зачеркивания,самоисправленияв письменных работах [2].В подгруппах учащихся с преобладанием несформированности регуляции и контроля в письме были обнаружены следующиезатруднения: неумение контролировать свои действия и вносить необходимые коррективы по ходу выполнения письменного задания, низкая степень полноты сохранения задания до конца работы или полная его потеря; низкое качество упреждающего, текущего (отсутствие сличения цели с промежуточными результатами) иитоговогоконтроля; невозможность отказаться от побочных действий и ассоциаций; зависимость от помощи взрослого; колебания и низкий темп работоспособности; нарушения каллиграфии и низкое качество проверочного чтения [2].Таким образом, у детей с речевой патологией обнаружена недостаточность как операциональной стороны деятельности, так и ее произвольной регуляции, что в дальнейшем отрицательно влияет на успешность формирования письменной деятельности.
Ссылки на источники1.Семенова О.А., Кошельков Д.А., Мачинская Р.И. Возрастные изменения произвольной регуляции деятельности в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. URL:http://neurodev.ru/files/koshelkov/Koshelkov_1_2007.pdf2.Кузь Н.А. Логопедическая работа по развитию программирования, регуляции и контроля в письме учащихся 5 класса школы VII вида. СПб., 2010. URL:http://diss.rsl.ru3.Тараканова А.А., Елецкая О.В. Психологопедагогическая диагностика детей с нарушениями речи: учеб.метод.пособие. СПб.,2012.4.Хомская Е.Д. Нейропсихология.СПб., 2010.5.Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М., 2011.6.Семенова О.А., Кошельков Д.А., Мачинская Р.И. Указ. соч.7.Криницына Г.М. Педагогическая технология формирования самоконтроля речевой деятельности как одно из средств преодоления общего недоразвития речи у дошкольников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Екатеринбург, 2009.URL: http://diss.rsl.ru
Хвостова О. А. Формирование произвольной регуляции деятельности у дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР)// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №23.–ART75293. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75293.htm. –ISSN 2304120X. 4
Olga Hvostova,
Assistant to department of logopedics,Leningrad State University of A.S. Pushkin, St. Petersburgolga.hvostova@mail.ruTo the question of the education of children with General underdevelopment of the ability of voluntary regulation Abstract.The article discusses the definition of selfregulation, describes the main quality of arbitrary regulation of activity, its functional units. The results of research on age features of this ability in children with normal speech development, and children with speech pathology.Keywords:аctivity, selfregulation, arbitrary regulation of activity, General underdevelopment of speech.
Рекомендованокпубликации:
ЕлецкойО.В., кандидатомпедагогических наук;Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакциюReceived13.04.15Получена положительная рецензияReceived a positive review15.04.15ПринятакпубликацииAccepted for publication15.04.15ОпубликованаPublished04.06.15
© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Хвостова О. А., 2015www.ekoncept.ru