Шанс на успех: перспективы развития дополнительного образования

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Орлова О. Н. Шанс на успех: перспективы развития дополнительного образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S20. – С. 16–20. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75320.htm.
Аннотация. В статье проводится сравнительный анализ принципов и механизмов внеурочной занятости учащихся и системы дополнительного образования детей, определяется место системы в процессе социализации подрастающего поколения. Предложены новые формы организации дополнительного образования, реализация которых учитывает потенциал городского сообщества, направлена на формирование эстетических и нравственных ценностей и расширение историко-культурного кругозора молодого поколения.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Орлова О. Н. Шанс на успех: перспективы развития дополнительного образования// Концепт. –2015. –Спецвыпуск№20.–ART75320. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75320.htm. –Гос. рег. Эл№ФС7749965.–ISSN 2304120X. 1

ART75320УДК371.398

Орлова Ольга Николаевна,

методист, педагог дополнительного образованияМБОУ ДОД Центр внешкольной работы «Парус», г. о. Самараolgaorlova1987@mail.ru

Шанс на успех: перспективы развития дополнительного образования

Аннотация. В статье проводится сравнительный анализ принципов и механизмов внеурочной занятости учащихся и системы дополнительного образования детей, определяется место системы в процессе социализации подрастающего поколения. Предложены новые формы организации дополнительного образования, реализация которых учитывает потенциал городского сообщества, направлена на формированиеэстетических и нравственных ценностей и расширение историкокультурного кругозора молодого поколения.Ключевые слова:дополнительное образование, Закон об образовании, образовательный стандарт, социализация, внеурочная деятельность. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Изменения в системе образования Российской Федерации в значительной степени затронули и сферу дополнительного образования детей. В том числе они поставили учреждения дополнительного образования и общеобразовательные школы в объективные условия невольной конкуренции, объектом которой является свободное время школьника младших, средних и старших классов. Средние общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи) согласно требованиям современного законодательства обязаны реализовывать практикоориентированный и компетентностный подходы в обучении школьников. Закон об образовании говорит о том, что «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовнонравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся» [1], куда в том числе включается и внеурочная деятельность.Иными словами, и школа, и центр детского творчества ориентированы на то, чтобы организовывать с пользой для школьника его свободное от уроков время. Внеурочная деятельность в школе осуществляется в целом по тем же самым направлениям, которые существуют в системе дополнительного образования детей: «Внеурочная деятельностьорганизуется по направлениям развития личности в таких формах, как кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научнопрактические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезныепрактики, военнопатриотические объединения и т. д.». Примернотакой же перечень детских объединений с незначительными изменениями можно найти в учреждении дополнительного образования детей. Различия между внеурочной деятельностью (деятельность учащихся в школе) и дополнительным образованием для неподготовленного в педагогической теории родителя малосущественны. А для ребенка, который согласно ФГОС [2], имеет право выбирать вид внеурочной занятости, эти различия минимальны. Орлова О. Н. Шанс на успех: перспективы развития дополнительного образования// Концепт. –2015. –Спецвыпуск№20.–ART75320. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75320.htm. –Гос. рег. Эл№ФС7749965.–ISSN 2304120X. 2

Под внеурочной деятельностью в соответствии с ФГОС [2], следует понимать образовательную деятельность, которая осуществляется в формах, отличных от классной и, что важно отметить, направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Важно отметить, что внеурочная деятельность так же, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на освоение основной образовательной программы.

В то же время последний тезис не исключает внимания к достижению личностных и метапредметных результатов в воспитательнообразовательном процессе. Это сближает деятельность дополнительного образования и внеурочные занятия. Специфика внеурочной деятельности состоит в том, что в результате подобных занятий школьник должен научиться осознанно действовать, применять знания на практике, принимать решения и чувствовать за них ответственность и др. Отсутствие четкого и прозрачного разграничения между рассматриваемыми понятиями ещё более усиливает конкуренцию между общим образованием и учреждением дополнительного образования. Идентичные виды деятельности, цели и задачи накладываются, по сути дублируют друг на друга и ставят в неопределенное состояние, в первую очередь самого школьника, который зачастую чувствует себя занятым больше, чем его родители. В сложившихся условиях для учреждения дополнительного образования детей становится все более актуальным поиск конкурентных преимуществ, выделение понятных для родителей и детей отличий дополнительного образования от внеурочной занятости учащихся, разграничение деятельности школ и центров детского творчества и одновременно поиск точек соприкосновения центра внешкольной работы и учреждений дополнительного образования, способов их эффективного взаимодействия. Поиск конкурентных преимуществ центра внешкольной работы должен проводиться не с целью заменить внеурочную деятельность, а для того,чтобы в последующем сформировать для школ, гимназий и лицеев деловое предложение об интеграции внеурочной деятельности в дополнительное образование, где уже на профессиональном уровне будут развиваться способности ребенка. Согласно ФГОС Основная образовательная программа основного общего образования осуществляется самим образовательным учреждением [2]. Если у образовательного учреждения отсутствует возможность для реализации внеурочной деятельности самостоятельно, то оно использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. Это возможность для учреждений дополнительного образования детей выстроить взаимовыгодный диалог с общеобразовательными школами. Одной из важнейших точек соприкосновения в этом диалоге может стать социализация школьников, так как именно она находится в зоне компетенций и учреждений дополнительного образования, и школ. Именно она является значимым объектом педагогической деятельности. В сегодняшних условиях процесс личностного развития и социализации личности имеет межсубъектный, многоплановый характер. Эффективная организация социализации современных молодых людей (в особенности профессиональная социализация) возможна при условии согласования деятельности различных социальных институтов: семьи, школы, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, общественных организаций и т.д. Потому так важно учреждениям дополнительного образования выходить из условий конкуренции со школами, выстраивать программу взаимодействия. Но для этого необходимо определить, где же находится уникальное поле учреждения дополнительного образования и в каком месте оно может пересекаться со школьной внеурочной деятельностью. Орлова О. Н. Шанс на успех: перспективы развития дополнительного образования// Концепт. –2015. –Спецвыпуск№20.–ART75320. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75320.htm. –Гос. рег. Эл№ФС7749965.–ISSN 2304120X. 3

Несмотря на точто формы работы со школьниками в названных образовательных учреждениях схожи, условия для их реализации значительно отличаются. Анализ этих отличий через призму социализации школьника среднего и старшего возраста (одной из важнейших задач в учебновоспитательном процессе) позволит выделить основные конкурентные преимущества учреждения дополнительного образования. Вопервых, гибкость дополнительных общеобразовательных программ. Современная система дополнительного образования детей позволяет использовать различные направления деятельности для обеспечения комфортной, адекватной возрасту и потребностям социализации школьников. Среди них занятия декоративноприкладным творчеством, хореографией, изобразительным, театральным искусством, также занятия по туризму и краеведению, занятия журналистикой, самоуправлением и многое другое. Этот список расширяется или меняется в зависимости от потребностей общества и государства. В этом отношении система дополнительного образования по сравнению с общим средним образованием, является более гибкой. Она позволяет формировать программы, различающиеся по длительности, тематике, по формам подачи материала, по количественному составу обучаемых групп и т.д. С другой стороны, внеурочная деятельность также может быть достаточно разнообразной. Однако компетентностный подход обязывает учителей школ и другой персонал связывать внеурочную деятельность непосредственно с образовательным процессом, в то время как дополнительные общеобразовательные программы независимы от общеобразовательных программ. Потому дополнительное образование может быстрее реагировать на изменение запросов социума, а значит, эффективно осуществлять задачу социализации школьника. Вовторых, система дополнительного образования гибка в отношении взаимодействия обучающихся разных возрастов, что значительно реже может позволить себе школа. Например, в настольный теннис могут играть дети совершенно разного возраста, телосложения, так как это бесконтактный вид спорта. В этом случае младшие могут учить старших или же наоборот. Они могут соревноваться на равных. Втретьих, кадровоинтеллектуальный потенциал учреждений дополнительного образования детей в большей степени сосредоточен на обеспечении именно внешкольной занятости ребенка. В то время как учреждения среднего общего образования вынуждены в своей деятельности совмещать урочную и внеурочную нагрузку учащихся. Это говорит о том, что учреждения дополнительного образования могут позволить себе организовывать и проводить мероприятия, не связанные с учебной нагрузкой, значительно отличающиеся по масштабу и длительности от школьных. Длительность и повторяемость такого рода мероприятий создает традиции среди организаторов и участников, а масштабность позволяет расширить круг общения школьников, принимающих участие в данных мероприятиях. В процессе социализации подростка большую роль играет диалогическое общение его со сверстниками, родителями, профессионалами, педагогом и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходитиз признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами равноправного межсубъектного диалога. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиски смысла жизни невозможны вне диалогического общения подростка со значимым Орлова О. Н. Шанс на успех: перспективы развития дополнительного образования// Концепт. –2015. –Спецвыпуск№20.–ART75320. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75320.htm. –Гос. рег. Эл№ФС7749965.–ISSN 2304120X. 4

другим. Думается, что система дополнительного образования в большей степени, чем внеурочная деятельность, располагает средствами диалогического взаимодействия детей для их социализации.Попытаться аргументировать данное утверждение можно на примере муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей Центра внешкольной работы «Парус» городского округа Самара. Учитывая то, что целью воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования является социальнопедагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, «Парус» в рамках работы городской проектной площадки «Открой свой город сам и подари его другим!» проводит фестиваль «Новое поколение экскурсоводов», который нацелен, в первую очередь, на интеграцию молодых экскурсоводов в профессиональную среду в сфере туристскоэкскурсионных услуг в своем городе. Фестиваль является частью Стратегии комплексного развития городского округа Самара до 2025 года.Фестиваль «Новое поколение экскурсоводов»–это экспериментальнотворческая площадка, где активно будут апробироваться различные формы экскурсионной деятельности, на первом этапе, возможно, не имеющие под собой экономического обоснования. Инновационные бизнесначинания на собственном опыте доказали, что появлению действительно нового, интересногои качественного продукта предшествуют многочисленные эксперименты, попытки, ошибки. Учащимся предоставляется возможность реализовывать на практике разные виды экскурсий: от паломнических туров до шопингтуризма. Чем больше замыслов осуществит каждый ребенок в рамках фестиваля, тем больше шансов на то, что созданный продукт станет новой ступенью в развитии экскурсионной деятельности. Учреждение дополнительного образования в отличие от финансово ориентированных туристических фирм без ущерба для образовательного процесса может позволить себе многочисленные эксперименты воспитанников. В рамках фестиваля молодые люди совместно с практикующими экскурсоводами, руководителями туристических фирм готовят свои экскурсионные продукты для презентации их на маршруте по историческому центру города Самара. В течение трех месяцев (с февраля по апрель 2015 года) проходит обучение молодых экскурсоводов, их подготовка к проведению экскурсии. Организаторами фестиваля создаются условия, максимально обеспечивающие неформальное и продуктивное общение молодых людей и практиков в сфере туризма и краеведения. Для этого проводятся обучающие семинары, где специалисты присутствуют не только в роли лекторов –экспертов в области ведения экскурсий, но и в качестве личных консультантов для каждого участника фестиваля. Кроме того, для детей проводятся обучающие экскурсии на маршруте, где практикующий экскурсовод демонстрирует способы подачи экскурсионного материала, рассказывает о трудностях и особенностях ведения пешеходных экскурсий. Подготовительный этап перед главной презентацией экскурсионных продуктов играет не менее важную роль, чем сам праздничный момент. Тесное общение молодых людей с представителями гостиничнотуристского бизнеса, с органами исполнительной власти и некоммерческих объединений дает им возможность на практике изучить специфику работы в этой сфере, определиться с желанием в будущем связать свою жизнь с данной профессией, а главное, наладить контакты со значимым другим. А это значит, что учреждение дополнительного обраОрлова О. Н. Шанс на успех: перспективы развития дополнительного образования// Концепт. –2015. –Спецвыпуск№20.–ART75320. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75320.htm. –Гос. рег. Эл№ФС7749965.–ISSN 2304120X. 5

зования детей, которое по закону не может повышать профессиональный статус обучающегося, в данном случае создает условия для профессионального роста молодых людей. Это является одним из главных конкурентных преимуществ Молодые люди в рамках фестиваля получают деловые связи, которые в будущем существенно облегчат им поиск работы в сфере туризма и экскурсионной деятельности. Уже сейчас владельцы гостиниц готовы предоставлять возможность молодым экскурсоводам проводить обзорные экскурсии по историческому центру Самары для гостей города. Заинтересованность практикующих экскурсоводов и владельцев туристических фирм и гостиниц в молодых экскурсоводах говорит о существовании реальных профессиональных перспектив для участников фестиваля. Протяженность фестиваля (3 месяца) дает участникам возможность изучить вопрос с разных сторон, познакомиться друг с другом, неоднократно пообщаться с представителями экспертной комиссии (представители бизнеса в сфере гостиничнотуристских услуг, психологи, библиографы, краеведы, культурологи, педагоги). В рамках фестиваля проходят обучающие семинары от специалистов, мастерклассы на маршруте по ведению экскурсий, практические занятия в библиотеках города. Это обеспечивает всестороннее освещение вопроса подготовки и ведения пешеходной экскурсии. Методики обучения в рамках фестиваля будут направлены в первую очередь на то, чтобы молодые экскурсоводы научились быстро, а главное, продуктивно отвечать на вызовы изменяющегося пространства города: это и умение уверенно работать с большим объемом информации, умение анализировать, видеть происходящие изменения, определять тенденции, конечно же, творческое мышление. Такие навыки позволят им создавать интересные экскурсии не только с опорой на существующие объекты, но и на основе своих знаний продуцировать новые культурные продукты самостоятельно. Кроме того, эти цели коррелируют с требованиями ФГОС и теми задачи, которые сегодня решают учреждения среднего общего образования. Большая организационная работа, которая включает в себя установление договоренностей с экспертами, специалистами, выстраивание логистики мероприятий, согласование дат, маршрутов лежит в зоне компетенции центра внешкольной работы «Парус» городского округа Самара. Это те объемы работ, которые может взять на себя учреждение дополнительного образования, выполнить их профессионально. Планирование и реализация рекламной кампании фестиваля «Новое поколение экскурсоводов» также требует значительных временных и кадровых затрат: написание прессрелизов экскурсий, ведение тематических групп в социальных сетях, встреча с представителями местного телевидения и радио, подготовка пресстуров и многое другое. Учитывая приоритеты школьного образования, сложно представить, что оно в состоянии взять на себя дополнительно такой серьезный объем работ. Данная форма занятости школьников требует также значительных кадровых затрат: сценарист, педагогорганизатор, методист и многие другие. Но именно в таком виде фестиваль «Новое поколение экскурсоводов» может предоставить широкий круг возможностей для успешной социализации подростков. Фестиваль, проводимый центром внешкольной работы «Парус» городского округа Самара, полностью отвечает методическим требованиям ФГОС среднего полного общего образования: Системнодеятельностный подход, который является методологической основой ФГОС, должен обеспечивать следующие составляющие образовательного процесса:1.Готовность обучающихся к саморазвитию (в различных аспектах: личностном, духовном, нравственном) и непрерывному образованию. Фестиваль изначально Орлова О. Н. Шанс на успех: перспективы развития дополнительного образования// Концепт. –2015. –Спецвыпуск№20.–ART75320. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75320.htm. –Гос. рег. Эл№ФС7749965.–ISSN 2304120X. 6

задает высокиестандарты для будущих экскурсоводов, приглашая для этого лучших специалистов в данной сфере. Ориентир на лучших представителей профессии создает у школьников желание длительное время работать над совершенствованием своих экскурсоводческих навыков. 2.Проектирование и конструирование развивающей образовательной среды образовательного учреждения. Сама форма проведения фестиваля в течение нескольких месяцев позволяет отслеживать динамику профессионального роста молодых экскурсоводов и обеспечить глубокое погружение учащихся в экскурсионнотуристскую тему. 3.Активную учебнопознавательную деятельность обучающихся. Основным тезисом всех обучающих семинаров для детей является утверждение, что экскурсовод успешен только тогда, когда он невероятно любознателен.Таким образом, современная система дополнительного образования может активно интегрироваться в среднее общее образование, используя свои ресурсы и конкурентные преимущества. В рамках фестиваля экскурсоводов процесс социализации школьников проходит в условиях, максимально приближенных к реальным рабочим и жизненным ситуациям. Ребята в рамках фестиваля решают не только учебные, но и практические жизненные задачи: они становятся полноправными участниками Стратегии комплексного развития Самары до 2025 года, получают опыт работы с частично неизвестной ситуацией (ведение экскурсии для незнакомых людей–гостей и жителей Самары), знакомятся с алгоритмами составления экскурсионных маршрутов, их проверки и презентации. Кроме того, фестиваль «Новое поколение экскурсоводов» –это также условие для объединения других учреждений дополнительного образования детей, занимающихся с детьми туристскокраеведческой деятельностью. Тем самым учебновоспитательный процесс раскрывается в эффективной образовательной системе, ориентированной в первую очередь, на обучающихся, а также закладывающей перспективы для успешного развития территории города Самары и Самарской области. Фестиваль «Новое поколение экскурсоводов» являясь самодостаточным мероприятием, может органично вписаться в непрерывный образовательный процесс в сфере туризма и краеведения, а также стать полноправным игроком на самарском рынке подготовки молодых экскурсоводов. Таким образом, фестиваль, проводимый в ЦВР «Парус», вопервых, становится новой формой организации дополнительного образования детей, которая активно использует потенциал городской среды Самары и её сообществ. Вовторых, сложность и многозадачность процесса подготовки и проведения фестиваля дают возможность учреждению дополнительного образования детей выделить собственное поле значимых компетенций, которое не пересекается с внеурочной деятельностью в школе, а дополняет её и обогащает.

Ссылки на источники1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 26 декабря 2012 года № 273ФЗ. –URL: http://www.consultant.ru/popular/edu/.

2.Федеральные государственные образовательные стандарты. –Министерство образования и науки Российской Федерации. –URL: http://инобрнауки.рф/документы/336.

Olga Orlova,Methodist, teacher of additional education,educational center “Parus”, Samaraolgaorlova1987@mail.ru

Chance of success: prospects for development of additional educationAbstract. The article presentsa comparative analysis of the principles and mechanisms of extracurricular employment of students and additional education of children. Is determined by the location of the system in the Орлова О. Н. Шанс на успех: перспективы развития дополнительного образования// Концепт. –2015. –Спецвыпуск№20.–ART75320. –0,5п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75320.htm. –Гос. рег. Эл№ФС7749965.–ISSN 2304120X. 7

process of socialization of the younger generation. Proposed new forms of organization of additional education, the implementation of which takes into account the potential of the urban community, aimed at creating aesthetic and moral values and the expansion of the historical and cultural horizons of the young generation.Keywords: further education, law education, educational standards, socialization, extracurricular activities.

Рекомендованокпубликации:

Пак Ю. А., кандидатом педагогических наук;Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived30.03.15Получена положительная рецензияReceived a positive review02.04.15ПринятакпубликацииAccepted for publication02.04.15ОпубликованаPublished30.04.15

© Концепт, научнометодическийэлектронный журнал, 2015©Орлова О. Н., 2015www.ekoncept.ru