Формы организованного досуга школьников

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Паршина В. И. Формы организованного досуга школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 12 (декабрь). – С. 36–40. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14340.htm.
Аннотация. Статья посвящена анализу социальных аспектов форм организованного досуга школьников. Автор приводит результаты социологических исследований системы дополнительного образования, проведенных в Тольятти. Новизна работы выражается в постановке проблемы формирования устойчивого интереса молодежи к организованным формам досуга.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Паршина Валентина Ивановна,

учитель МБУ лицей № 19, г. Тольяттиviparshina@yandex.ru

Формы организованного досуга школьников

Аннотация.Статья посвящена анализу социальных аспектов форм организованного досуга школьников. Автор приводит результаты социологических исследований системы дополнительного образования, проведенных в Тольятти. Новизна работы выражается в постановке проблемы формирования устойчивого интереса молодежи к организованным формам досуга.Ключевые слова:дополнительное образование, социализация, свободное время, интересы молодежи, ценности.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Дополнительное образование –это процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворениеинтересов личности, ее склонностей, способностей и содействующей самореализации и культурной адаптации, входящих за рамки стандарта общего образования.

Свобода досуга противостоит несвободе в других сферах, таких как работа и учеба; это делает его особенно привлекательным, ценным и значимым для молодежи. Как отмечает О.В. Понукалина, «развивающий потенциал досуговой деятельности определяется ее игровой природой, он может быть реализован путем целенаправленной организации игровых коммуникативных и образовательных пространств» [1].

Программы дополнительного образования, реализуемые в школах и в учреждениях дополнительного образования, обладают большими возможностями для совершенствования общего образования, его гуманизации; позволяют полнее использовать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и применения школьных знаний; дают возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческиезапросы.Дополнительное образование детей–необходимое звено ввоспитании многогранной личности, вееобразовании, вранней профессиональной ориентации. Ценность дополнительного образования детей состоит втом, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования ипомогает ребятам впрофессиональном самоопределении, способствует реализации ихсил, знаний, полученных вбазовом компоненте. Дополнительноеобразование –важный фактор эффективной социализации подрастающего поколения.

А. В. Мудрик выделяет характеристики личности, обеспечивающие успешную социализацию: способность к изменению своих ценностных ориентаций, умение находить баланс между своими ценностями и требованиями роли при избирательном отношении к социальным ролям, ориентацию не на конкретные требования, а на понимание универсальных моральных человеческих ценностей [2]. Занятость учащихся во внеучебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию организованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды [3]. В современных условиях эффективная организация дополнительного образования во многом зависит от изучения интересов и потребностей учащихсяиродителей в их услугах. Школа оказывает большое влияние на формирование ценностных ориентаций подрастающего поколения [4]. В частности, это проявляется в том, что школа формирует интерес к занятиям физкультурой и спортом не только на уроках физкультуры, но также через формы дополнительного образования. Учреждения дополнительного образования на сегодняшний день удовлетворяют широкий спектр досуговых потребностей детей и подростков. Выбор того или иного способа проведения досуга обусловлен, с одной стороны,уровнем культурного развития самого человека, что проявляется в системе его запросов и целевых установок, а с другой стороны, теми возможностями, которые социум предоставляет ему для реализации интересов. Возможности раскрываются в системе условий, точнее, организационных форм, обеспечивающих осуществление разных типов досуговой деятельности [5].Особую актуальность данная проблема имеет для Тольятти, в котором наблюдается обострение ряда социальных проблем в связи с кризисом градообразующего предприятия [6].В городе проводится большая работа по развитию учреждений дополнительного образования, обеспечения их доступности для подростков. Однако эта работа нуждается в совершенствовании с учетом потребностей и интересов всех участников образовательного процесса: учащихся, их родителей, педагогов.В изучениипроблем организации досуга подростков в учреждениях дополнительного образования приняли участие 1050 учащихся и 1050 родителей. Исследование было проведено отделом мониторинга и диагностики МОУ ДПОС «Ресурсныйцентр» в 2012 г.Таблицы распределений, подготовленные сотрудниками аналитического отдела по материалам исследования, послужили основой для данной статьи.Согласно полученным данным, охват подростков учреждениями дополнительного образования довольно широк, три четверти опрошенных занимаются в кружках, секциях, студиях. Среди них 42% учащихсязанимаются в спортивных секциях, туризмом, аэробикой. 14% школьников выбрали вариант «информатика, компьютер». 12% респондентов посещают хореографическую студию, 11% подростков учатся играть на музыкальных инструментах. Десятая часть респондентов изучает иностранные языки. 7% участников опроса занимаются в изостудии или студии дизайна. 6%учащихся совершенствуются в рукоделии и прикладном творчестве, такое же количество опрошенных выбрали естественнонаучное направление. 5% опрашиваемых занимаются в вокальной студии, 4% посещают театр моды, студию причёски. 3% респондентов отметили автодело, техническое моделирование, столько же учащихся посещают театральную студию. По 2% выборов получили журналистика, туристскокраеведческое и экологобиологическое направления. 1% участников опроса занимаются в кинои фотокружках. Таким образом, занятия спортом наиболее типичнаяформапроведения свободного времени для двух пятыхподростков, которые занимаются в учреждениях дополнительного образования.Занятия спортом юноши выбирают гораздо чаще, чем девушки. Среди подростковспортсменов юноши составляют две трети, а девушки –только треть. В группе подростков, которые не занимаются спортом, обратное соотношение: девушки значительно преобладают над юношами. В целомпо массиву девушек немного больше (54%), чем юношей (46%). Показатели успеваемости учащихся, согласно результатам опроса учащихся и родителей, распределены так. Две пятых подростков получают хорошие и отличные отметки, 45% респондентов имеют несколько троек; удовлетворительные отметки преобладают у 14% участников опроса, а «перебиваются» с двоек на тройки3% респондентов.Одна из главных задач исследования –изучение влияния посещения МОУДОД на социальные характеристики учащихся, в том числе на успеваемость.При сравнении результатов опроса в школах и в учреждениях дополнительного образования прослеживаются существенные различия. Среди занимающихся в МОУДОД на 10% больше учащихся, имеющих хорошие и отличные отметки, соответственно, меньше троечников. Однако на основании этих сравнений не стоит делать оптимистичный вывод о том, что подростки, которые посещают МОУДОД, лучше учатся, чем респонденты, опрошенные в школах.Различия объясняются тем, что среди респондентов МОУДОД десятую часть составляют учащиеся начальной школы, две трети из которых отметили (или отметили их родители), что учатся на «четыре» и «пять», данный результат почти в два раза превышает показатели по среднему и старшему звену. Показатели успеваемости учащихся с пятого по одиннадцатый класс, опрошенных в школах и в МОУДОД, практически не различаются. Аналогичнаязависимостьпрослеживается и при анализе массива родителей.Высокие показатели успеваемости в начальной школе иих снижение в средних и старших классах объясняются социальнопсихологическими причинами: уровнем сложности школьной программы, требованиями со стороны учителей, контролем со стороны родителей, интересом подростков к учебе и т.п.Показатели успеваемости подростковспортсменов близки к средним по массиву. Однако они ниже, чем результаты учебы юношей и девушек, которые предпочитают иные формы досуга. Среди спортсменов на 8% меньше учеников с хорошими и отличными показателями успеваемости, на 5% больше респондентов, которые имеют несколько троек, на 4% больше учащихся, в у которых преобладают тройки, по сравнениюс подростками, которые не занимаются спортом. Аналогичные зависимости были выявлены в работах И.В. Цветковой [7].Наиболее сильным фактором, оказывающим влияние на показатели школьной успеваемости, является пол ребенка. Среди девушек на 22% больше, чем среди юношей, учащихся с высокими показателями успеваемости. Зато низкие показатели успеваемости более характерны для юношей, среди которых на 20% больше, чем среди девушек, учеников, получающих удовлетворительные оценки. Подростки, которые занимаются спортом, доставляют больше проблем учителям и родителям, так как их поведение в школе оставляет желать лучшего. Среди спортсменов, по сравнению с подростками, предпочитающими другие формы досуга, на 6% меньше респондентов, которые хорошо ведут себя в школе, соответственно, больше тех, кто имеет оценки за поведение «удовлетворительно» или «неудовлетворительно».В задачи исследования входит изучение мнения учащиеся о своем лидерстве среди сверстников. Результаты анкетирования показывают, что пятая часть подростков считает себя лидерами. Родители выше, чем подростки,оценивают лидерские качества своих детей. 28% родителей ответили, что их дети являются лидерами. Примерно две пятых подростков и родителей отрицательно отвечают на вопрос. 40%подросткови треть родителей затрудняются оценить отношение к своему лидерству или лидерству детей. Ударники и отличникичаще считают себя лидерами, чем те, кто учится слабее. Плохо успевающие ученики чаще утверждают, что лидерами не являются. Аналогичная тенденция прослеживается и при анализе лидерских позиций в зависимости от оценки поведения. Школьники, которые хорошо ведут себя в школе, чаще дают высокую оценку своим лидерским позициямпо сравнению с подростками, которые доставляют неприятности учителям и родителям.Посещение кружков и секций оказывает влияние на лидерские качества подростков. Среди тех, кто посещает учреждения дополнительного образования или кружки в школе, существенно больше лидеров –21%. Среди подростков, которые занимаются спортом, лидерами считают себя 22% респондентов. Среди тех, кто раньше посещал, а теперь нет, лидеров меньше –14%. А среди подростков, которые не охвачены формами организованного досуга, лидеров всего 7%. Данная тенденция прослеживается и при анализе массива родителей. Как показывают результаты исследования, посещение кружков и секций оказывает положительное влияние на формирование лидерских качеств подростков. В школе проявить свои лидерские качества удается в основном хорошистам и отличникам, то есть тем, кто соответствует требованиям, в том числе нормам поведения.Непоседами троечникамтрудно претендовать на лидерство в учебе, но они имеют возможность проявить себя в кружках или секциях. Учащимся, которые не считают себя лидерами,был предложен вопрос: хотели бы они ими стать?Четверть подростков ответила на него положительно, треть –затруднилась с ответом, 40%ответили отрицательно.Школьники, которые посещают кружки и секции, чаще хотят быть лидерами. 28% респондентов стремятся к лидерству, среди тех, кто раньше посещал кружки или секции,на 9% меньше, а среди «неорганизованной молодежи»–в два раза меньше. Подростки, которые занимаются спортом, чаще, чем другие, выражают лидерские амбиции. Среди них 37%респондентов хотели бы стать лидерами. Следует отметить, что девушкиспортсменкичаще претендуют на лидерство, чем юноши.В ходе исследованиянеобходимо было выявить причины, побудившие подростков выбрать тот или иной кружок, определить мотивы выбора направлениядополнительного образования. Среди факторов, оказавших влияние на выбор кружка или секции,треть учащиеся назвалиудобный режим работы и то, чтоучреждение расположено недалеко от дома. Для четверти опрошенных важна невысокая плата за занятия, а также то, что они проводятся в школе. Примерно такова же численность тех, кто выбирал форму досуга под влиянием моды или за компаниюс друзьями. Лишь десятая часть респондентов при выборе кружка или секции руководствоваласьмнением родителей или советом учителей. 6% участников опроса узнали о своем кружке, секции из рекламы. Подростки, которые занимаются спортом, на 12% чаще, чем другие,отмечали, что секция организована в школе.Несмотря на точто подростки редко признают прямое влияние учителей на выбор ими форм досуга,влияние школы осуществляется косвенно, напримерчерез спектр спортивных секций, которые организованы на базе школы.Девушки чаще, чем юноши, отмечают в своих анкетах такие причины, как «недалеко от дома», «хожу за компанию с друзьями» и «сейчас это модно, многие занимаются в этом направлении».Причину «родители настаивают, чтобы хоть чемто занимался» чаще выделяют школьники, которые определили себя «не лидерами», свое поведение в школе –как «неудовлетворительное –не вписываюсь в школьные правила». Чаще других они недовольны тем, как проводят свое свободное время.Нужно заметить, что «невысокая плата» чаще всего влияетна выбор ребенком кружка в неполных семьях и семьях с затруднительным материальным положением.

Школьникам, посещающим кружки и секции, было предложено ответить на вопрос «Почему ты посещаешь именно этот кружок?». Можно было выбирать столько вариантов ответа, сколько они сочтут нужным.

Мотивы посещения кружка, секциисогласно ответам учащихся

Мотивы посещения кружка, секцииВ %от числа посещающих МОУДОДЭто мне интересно, занимаюсь любимым делом53Это укрепляет здоровье, хочу иметь красивую фигуру,быть сильным46Хочу узнать чтонибудь новое, приобрести полезные в жизни навыки36Это пригодится в моей учебе после школы, в будущей профессии33Нравится общаться с друзьями31Мне нравится участвовать в соревнованиях,концертах, выставках

28Мненравитсяпреподаватель26Здесь есть возможность испытать себя25Это помогает почувствовать уверенность в себе25Здесь можно узнать больше по школьным предметам, лучше учиться11

Более половины ответившихна этот вопрос выбрали вариант«это мне интересно, занимаюсь любимым делом». Этот мотив занимает лидирующую позицию в рейтинге предложенных мотивов выбора. На втором месте (46%) –«это укрепляет здоровье, хочу иметь красивую фигуру, быть сильным». Далее с большим отрывом идут причины: «хочу узнать чтонибудь новое, приобрести полезные в жизни навыки» и «это пригодится в моей учебе после школы, в будущей профессии»–36% и 33% соответственно. Замыкает рейтинг мотив «здесь можно узнать больше по школьным предметам, лучше учиться», его отметили 11% респондентов. Очевидно, выбирая кружок, ребенок меньше всего заботится о повышении школьной успеваемости. Посещая кружок, школьник старается приобрести новые навыки, способности и умения, развить новые качества.Подростков, которые занимаются спортом, значительно чаще, чем других, характеризуют следующие мотивы выбора форм досуга: укрепление здоровья, желание испытать себя, почувствовать уверенность, участие в соревнованиях. Данные мотивы были чаще выявлены среди юношей, которые,как было отмечено ранее, чаще, чем девушки, в свободное время предпочитают заниматься спортом. Подростки, которые предпочитают иные формы досуга, чаще указывают, что занятия в свободное время могут пригодиться для будущей профессии, что им нравится преподаватель, а также руководствуются познавательными интересами. Эти мотивычаще важны для девушек. Пригодятся ли навыки, полученные в кружке, в будущей профессии и в учебе после школы, заботит 38% девушек, а юношей на 10% реже. Вариант «мне нравится преподаватель» отметили 31% девушек итолько 20% юношей.Прослеживается прямая зависимость того, по каким критериям школьник выбирает себе секцию или кружок,от его успеваемости в школе. Чем лучше ребенок учится, тем чаще в своих анкетах он отмечает такие мотивы выбора МОУ ДОД:«это пригодится в моей учебе после школы, в будущей профессии»; «хочу узнать чтонибудь новое, приобрести полезные в жизни навыки»;«здесь можно узнать больше по школьным предметам, лучше учиться»;«это мне интересно, занимаюсь любимым делом».Определение критериев выбора кружка зависит от того, какое настроение у подростка бывает чаще всего. Чем оптимистичнее настроен ребенок, тем чаще он отмечает все варианты ответа, все возможные преимущества кружка. Больше половины опрошенных утверждают, что длительное время посещают кружок или секцию. Респонденты, которые посещают театральные студии, чаще, чем другие,отмечают этот вариант ответа, среди них практически нет тех, кто часто меняет свои интересы. Треть респондентов, прежде чем определить сферу своих интересов, пробовалиразные направления и нашли то, которое соответствует их интересам. Десятая часть респондентов находятся в состоянии поиска дела «по душе», поэтому часто меняют кружки.Этот вариант ответа чаще отмечают подростки, которые посещают кружки информатики, срединих меньше тех, кто после долгих поисков нашел свое дело.Постоянство интересов находится в прямой зависимости от показателей успеваемости. Среди отличников и хорошистовна 10% больше тех, кто длительное время посещает кружкии секции, по сравнению с троечниками.В этой группе в два раза, по сравнению с хорошо успевающими учениками, больше тех, кто часто меняет свои интересы. Анализ ответов родителей подтверждает существование данной зависимости.Продолжительность посещения кружка или секции, как показали результаты опроса родителей, зависит от состава семьи. Дети изнеполных семей чаще меняют свои интересы, среди них на 10% меньше, чем среди детей из полных семей,подростков, посещающих кружки длительное время. Родители из неполных семей в два раза чаще, чем родители из полных семей,затрудняются ответить на вопрос о стабильности интересов ребенка.Оценка материального положения влияет на постоянство интересов учащихся при выборе кружка или секции. Среди подростков, которые оценивают материальное положение семьи «выше среднего», на 20% больше, чем среди малообеспеченных, тех, кто длительное время посещает кружки или секции. В группе подростков, которые оценивают материальное положение семьи «ниже среднего», на 14% больше респондентов, которые долгое время искали «дело по душе», и на 6% больше тех, кто находится в поиске, по сравнению с участниками опроса из семей с более благоприятным материальным положением.Согласно ответам родителей, прослеживается обратная зависимость между материальным положением семей ипостоянством интересов подростков. Дети из семей с оценкой материального положения «ниже среднего»чаще меняют свои интересы и реже находят дело по душе, чем подростки из обеспеченных семей.В зависимости от продолжительности посещения кружка или секцииреспондентов можно разделить на четыре группы. Менее года посещают кружки две пятых респондентов. Четверть опрошенных занимаются второй год. 12% респондентов –третий год, более трех лет посещает кружки пятая часть респондентов. Подростков, которые занимаются спортом, характеризует постоянство интересов. Среди них на 7% больше, чем в среднем по массиву, респондентов, которые занимаются спортом три года и более длительный срок. При сравнении спортсменов иподростков, которые предпочитают иные формы досуга, различия в длительности посещениякружков и секций более трех лет еще более весомы и достигают 14%.Продолжительность посещения кружков или секций зависит от показателей успеваемости. Среди отличникови хорошистов, по сравнению с троечниками, на 6% больше респондентов, которые посещают кружки более трех лет, а среди слабо успевающих учеников на 10% больше «новичков». Данная зависимость прослеживается также в массиве родителей.На стаж посещения кружков подростками оказывает влияние одобрение родителей. Количество подростков, которые посещают секции или кружкиболее трех лет, утверждающих, что родители одобряют их занятия в МОУДОД, составляет 96%, что на 6% превышает результаты участников опроса, занимающихся в кружках менее года.Интересная зависимость обнаружена при анализе соотношения продолжительности посещения кружков и мнения подростков о том, кто принимал решение о выборе кружков. Среди подростков, которые занимаются в кружках и секциях более трех лет, четверть респондентов отметили, что на выбор оказаливлияние родители. В этой группе подростков в два раза меньше, чем в других, тех, кто ориентирован на мнение друзей или учителей.На продолжительность посещения кружков, секций, клубов оказывает влияние состав семей респондентов. Как показывает анализ ответов родителей, учащиеся из неполных семей на 8% чаще отмечают, что посещают кружки первый год, среди них на 5% меньшеподростков,длительное время посещающих МОУДОД, чем среди респондентов из полных семей.Таким образом, более длительный стаж посещения кружков и секцийу учащихся старших классовиз полных семей,на выбор кружков которых оказали влияние родители.Хочется отметить, что чаще остаются удовлетворенными своим досугом те дети, которые посещают различные кружки и секции. В ходе исследования былапроведена оценка удовлетворенности детей и их родителей работой учреждений дополнительного образования: «Нравится ли ребенку заниматься в кружках и секциях?»Родители отвечали на этот вопрос несколько сдержаннее своих детей. Максимально положительную оценку учреждениям дополнительного образования–«очень нравится» –дали 45% детей,посещающих кружки или секции, и 39% их родителей. Позицию же «нравится» отметили почти половина опрошенных родителей и40% детей. Самыми важными достоинствами учреждения дополнительного образования являются, согласно результатам анкетирования, нескучные, разнообразные занятия и интересное проведение свободного времени. Эти варианты ответов выбрали больше половины учащихся (56%), причемучащиеся, длительное время посещающие один и тот же кружок, намного чаще отмечали эти варианты, чем те,кто «нигде долго не задерживается».Для половины подростков важно то, что занятия проводят чуткие, добрые, отзывчивые, знающие преподаватели.Четверть учащихся, посещающих секцию или кружок, считает важной возможность принимать участие в соревнованиях, конкурсах, концертах. Примерно такова же численность респондентов, отметивших хорошее оборудование и благоприятную моральнопсихологическую атмосферу в коллективе секции.Реже всего среди преимуществ своего кружка, секции школьники выделяли «красивые костюмы, спортивную форму» и «красиво оформленное помещение» (13% и 9%соответственно).Подростки, которые занимаются спортом, примерно в два раза чаще, чем другие, отмечают возможность принимать участие в конкурсах, соревнованиях, а также хорошую оснащенность оборудованием. Для спортсменов также существенным фактором являются красивые костюмы, спортивная форма.В ходе исследования детям и их родителям предлагалось высказать свои пожелания о том, что они хотели бы изменить к лучшему в работе посещаемого кружка или секции. Представленные ниже результаты получены на основе анализа ответов только тех детей, которые занимаются в какомлибо кружке, а также их родителей (74–77% респондентов).В целом идети, и родители оказались солидарны в ранжировании позиций, которые были предложены обеим группам респондентов. В первую очередь,респонденты предлагают лучше оборудовать кабинеты (практически треть опрошенных детей и четвертая часть родителей).Четверть учащихся (27%) и пятая часть родителей считают необходимым провести ремонт помещений и улучшить их оформление.По следующим позициям мнениядетей и родителей незначительно расходятся.Подросткам, занимающимся в кружках, хотелось бы, чтобы чаще проводились конкурсы, концерты и соревнования (23% респондентов). Для них актуальна реализация получаемых навыков на практике –ведь на концертах и соревнованиях дети получают возможность показать публике, чему они научились во время занятий. 14% родителей также отметили эту позицию, но для них она занимает 4еместо в рейтинге предложений.21% детей и 15% родителей предлагают ввести более удобное расписание занятий.Пятая часть подростков, посещающих учреждения дополнительного образования, и каждый десятый из опрошенных родителей хотят видеть коллектив более дружным. 13% учащихся высказались за снижение оплаты за занятия. Родителям эта позиция более близка. 12% родителейпоставили ее в рейтинге на пятое место (на позицию выше). 13%детей и 8% родителей предлагают чаще проводить праздники (дни рождения и пр.) и сделать занятия более интересными (11% детей и 9% родителей).Ранжирование следующих позиций совпало в обеих группах респондентов. И дети, и родители единодушны в желании уменьшить количество детей в группах (9% и 7% соответственно). 5% родителей и 8% учащихся ожидают от преподавателей доброго и внимательного отношения.Подростки, которые занимаются спортом, чаще, чем другие, обращают внимание на снижение оплаты за занятия. Они хотели бы чаще принимать участие в соревнованиях и конкурсах, а также заниматься с более доброжелательными педагогами. Для спортсменовменее, чем для других подростков, актуальна проблема оснащенности оборудованием.Однако проблема материальнотехнического оснащения чрезвычайно актуальна для подростков, которые занимаются в учреждениях дополнительного образования. По сравнению с 2003 г., когда проводилось аналогичное исследование,возросло количество респондентов, которые отмечают необходимость улучшения оборудования кабинетов, а также ремонта и оформления помещений,в которых проходят занятия. В 2012 г.подростки чаще обращают внимание на уменьшение количества детей в группах.Это связано с увеличением количества детей, посещающих учреждения дополнительного образования. В 2003 г., согласно результатам анкетирования, кружки и секции посещали 57–60% респондентов;в 2012г. таких детей стало 74–77% от числа опрошенных школьников и их родителей. Интересно, что в 2003 г. участники опроса придавали большее значение формированию дружного коллектива, а также личностным качествам педагогов. В настоящее время эти факторы полностью не утратили значения, но респонденты отмечают их на 6–10%реже, чем десять лет назад.Развитие сферы дополнительногообразования школьников имеет большое значение для эффективной социализации подрастающего поколения. Современный молодой человек, с одной стороны, находится в более или менее нормальной нравственной обстановке семьи, школы, а с другой стороны, покинув эти «оазисы», –на улице, в транспорте, в сфере развлечений и досуга –оказывается в совершенно иной атмосфере [8]. Как показывают результаты исследований, проведенных в Тольятти, в сознаниикак взрослого, так и подрастающего поколения отрицательные стереотипы восприятия россиян доминируют над положительными [9].Это означает, чтосовременной молодежи трудно найтиположительные примеры для подражания в сфере проведения свободного времени. Необходимо совершенствование работы по формированию социально ориентированных ценностейподрастающего поколения. В этой работе большую роль играет связь школы и семьи с системой учреждений дополнительного образования.

Ссылки на источники1.Понукалина О. В. Социальное конструирование представлений о досуге у молодежи // Высшее образование в России. –2009. –№ 1. –С. 137–142.2.Мудрик А. В. Социальная педагогика / под ред. В. А. Сластёнина. –М.: Академия, 2000. –С.144.3.Кон И. С. Ребенок и общество. –М.: Академия, 2003. –С.27.4.Свободное время подростков: социализация или девиация: учеб.метод.материалы / под ред. Л.Г. Борисовой. –Новосибирск: Издво НГПУ, 2004. –С.86.5.ПонукалинаО.В. Специфика досуга современной молодежи // Высшее образование в России. –2007. –№ 11. –С. 124–128.6.Цветкова И. В. Оценка тольяттинцами развития социальной сферы в условиях реформирования моногорода // Концепт. –2013. –№ 06 (июнь). –ART 13129. –URL: http://ekoncept.ru/2013/13129.htm.7.Цветкова И.В. Здоровье как жизненная ценность подростков //Социологические исследования. –2005. –№7. –С.155–161.8.СеменовВ. Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социологические исследования. –2007. –№ 4. –С. 37–43.9.Цветкова И.В. Образ россиянина в контексте процессов модернизации моногорода // Концепт. –2013. –№ 02 (февраль). –ART 13041. –URL: http://ekoncept.ru/2013/13041.htm.

Valentina Parshina,

Teacher, Lyceum №19, Tolyattiviparshina@yandex.ruForms of the organized leisureofschoolchildrenAbstract.The paper deals with thesocial aspect analysis of forms of organized leisure of schoolchildren. The author brings the results of the sociological studiesof supplementary educational system, heldin Tolyatti. The authorstates the problem youth motivation to organized forms of leisure.Keywords:supplementary education, socialization, free time, interests of youth, value.References1.Ponukalina,O. V. (2009) “Social'noe konstruirovanie predstavlenij o dosuge u molodezhi”,Vysshee obrazovanie v Rossii,№ 1,pp.137–142(in Russian).2.Mudrik,A. V. & Slastjonin, V. A. (ed.) (2000) Social'naja pedagogika, Akademija, Moscow,p.144(in Russian).3.Kon,I. S. (2003) Rebenok i obshhestvo,Akademija, Moscow,p.27(in Russian).4.Borisova, L. G.(ed.) (2004)Svobodnoe vremja podrostkov: socializacija ili deviacija: ucheb.metod. Materialy,Izdvo NGPU, Novosibirsk,p.86(in Russian).5.Ponukalina,O. V. (2007) “Specifika dosuga sovremennoj molodezhi”,Vysshee obrazovanie v Rossii,№ 11,pp.124–128(in Russian).6.Cvetkova,I. V. (2013) “Ocenka tol'jattincami razvitija social'noj sfery v uslovijah reformirovanija monogoroda”,Koncept,№ 06 (ijun'),ART 13129. Available at: http://ekoncept.ru/2013/13129.htm,Gos. reg. Jel № FS 7749965,ISSN 2304120X (data obrashhenija 05.10.2014)(in Russian).7.Cvetkova,I. V. (2005) “Zdorov'e kak zhiznennaja cennost' podrostkov”,Sociologicheskie issledovanija,№ 7,pp.155–161(in Russian).8.Semenov,V. E. (2007) “Cennostnye orientacii sovremennoj molodezhi”,Sociologicheskie issledovanija,№ 4,pp.37–43(in Russian).9.Cvetkova,I. V. (2013) ‘Obraz rossijanina v kontekste processov modernizacii monogoroda”,Koncept,№ 02 (fevral'),ART 13041. Available at: http:,ekoncept.ru/2013/13041.htm,Gos. reg. Jel № FS 7749965,ISSN 2304120X (data obrashhenija 05.10.2014)(in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук