Методика развития базовых музыкальных способностей ребёнка (на примере детского фольклорного ансамбля «Соловушка»)

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Борисенко Н. П. Методика развития базовых музыкальных способностей ребёнка (на примере детского фольклорного ансамбля «Соловушка») // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S20. – С. 56–60. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75328.htm.
Аннотация. В статье раскрываются механизмы развития музыкальных способностей с учетом возрастных особенностей учащихся в условиях детского фольклорного коллектива, предлагаются способы поддержания интереса к народной песне, представлены механизмы работы с голосовым и дыхательным аппаратом.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Борисенко Н. П. Методика развития базовых музыкальных способностей ребёнка (на примере детского фольклорного ансамбля «Соловушка»)// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №20.–ART75328. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75328.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 1

ART75328УДК372.878

Борисенко Наталья Павловна,

педагог дополнительного образованияМБОУ ДОД Центр внешкольной работы «Парус», г. о. Самара

nek163@mail.ru

Методика развития базовых музыкальных способностей ребёнка (на примере детского фольклорного ансамбля «Соловушка»)

Аннотация. В статье раскрываются механизмы развития музыкальных способностей с учетом возрастных особенностей учащихся в условиях детского фольклорного коллектива, предлагаются способы поддержания интереса к народной песне, представлены механизмы работы с голосовым и дыхательным аппаратом.Ключевые слова:фольклор, творчество, музыкальные способности.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Песни сопровождали русского человека всю его жизнь, с рождения и до самой его смерти. Рождался ребёнок, и его появление встречали родильными песнями –начинался родильный обряд. Под колыбельные песни ребёнок засыпал. Взрослые воспитывали и развлекали его, исполняя пестушки, потешки, прибаутки. Когда ребёнок подрастал, он пел игровые припевы, заклички, считалки и дразнилки. Подростком он участвовал в играх и хороводах, на вечёрках и беседах. Песни звучали. Сопровождая людей в делах и работах. Так всю жизнь проживал человек на Руси под песню. Всё творчество собранное испокон веков русским народом называется фольклором.Вокальнохоровая работа в детском фольклорном ансамбле.В процессе обучения детей навыку исполнительства в фольклорном коллективе неразрывно связано с воспитанием таких навыков как умение слушать и подстраиваться в звуки и интонации к соседним голосам. Этот навык слушать друг друга приобретается постепенно, в процессе длительной работы, по известному принципу–от простого к сложному. Причиной создания фольклорного ансамбля «Соловушка» является возрождение русской традиционной культуры, донесение до детей социально значимой информации ориентированной на духовные ценности, семейное воспитание, взаимоотношения в обществе. Изучение русской традиционной культуры имеет большое значение в воспитании подрастающего поколения. Занятия в ансамбле способствуют развитию музыкальных способностей (слух, голос, память), а помогают выявить и развить творческие способности детей в ходе учебновоспитательного процесса.Обучение русской традиционной культуры ведётся в различных направлениях: дети изучают народные праздники, игры, песенный репертуар различных регионов. Занятия направлены на развитие культурного уровня воспитанников, раскрытие индивидуальных особенностей каждого ребёнка.Организация вокальнохоровой работы в детском фольклорном ансамбле «Соловушка» строится на особенностях развития детского голоса и различия детской и возрастной психологии. Комфортность режима работы достигается ориентацией на психофизические возможности конкретной возрастной группы, настроем на доброжелательность и толерантность, дифференцированным подходом к рабочему темпу и возможностям ребёнка, а также системно проводимым мониторингом эффективности занятий в детском объединении.Основные принципы обучения:Борисенко Н. П. Методика развития базовых музыкальных способностей ребёнка (на примере детского фольклорного ансамбля «Соловушка»)// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №20.–ART75328. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75328.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 2

1.Принцип доступности, то есть весь учебный материал отбирается по возрастным и индивидуальным данным, от простого к более сложному, кроме того, в творческом процессе участвуют все дети в зависимости от природных данных.2.Принцип системности –учебный план стоится по годам обучения, в зависимости от приобретённых навыков в процессе изучения предыдущего материала.3.Возрастной принцип –содержание занятий, виды и формы деятельности детей подобраны в соответствии с их возрастными особенностями. Практикуются занятия в одновозрастных и разновозрастных группах, что обеспечивает передачу накопленных знаний, умений и навыков от старших к младшим.4.Принцип творческой активности –помочь ребёнку проявить себя как творческую личность.5.Принцип индивидуального подхода заключается в том, что педагог, организуя учебнотворческий процесс, занимается воспитанием певческого и хореографического мастерства не только всей группы в целом, но и выявляет индивидуальные творческие способности каждого ребёнка.6.Певческий принцип –работа над народной манерой пения с использованием вокальнотехнических приёмов.Чтобы обучить детей сольному, ансамблевому и хоровому пению, развить вокальные возможности, научить преодолевать трудности в исполнении песенного фольклора, необходимо систематическое вокальное воспитание. В систему такого воспитания входит развитие основных певческих навыков: правильного естественного дыхания; протяжного гибкого и подвижного звуковедения; отчётливой и выразительной дикции; единой манеры пения и говора. Вокальная педагогика требует бережного отношения к неокрепшему детскому голосу [1]Характерные качества голоса начинают развивать в младшем школьном возрасте, когда в основе диапазона лежат так называемые примарные тоны. У мальчиков и девочек процесс голосообразования одинаков. Каждое индивидуальное занятие по постановке голоса можно условно поделить на две части: распевка и работа над новым произведением и повторение старого произведения.Для достижения положительных результатов и выработки певческих навыков при распевании необходимо учитывать следующие рекомендации:1.Все упражнения должны соответствовать возрастным особенностям детей.2.Наначальном этапе обучения распевки необходимо исполнять в умеренном темпе, следить за чистотой интонирования.Распевание преследует три основные задачи:1.Разогрев голосового аппарата.2.Психологический настрой для вокальнохоровой работы.3.Совершенствование певческих приёмов и навыков.Ввиду специфики народного пения и особенностей детского голоса следует обратить внимание на использованиев работе специальных вокальнохоровых упражнений, которые помогают овладеть такими навыками как дыханием, звуковедением, дикцией, манерой пения [3].Для распевания подбираются специальные упражнения предельно ясные, лаконичные, не сложные для восприятия удобные для усвоения. Основной материал для распевания детей младшего школьного возраста это потешки, дразнилки.

Как известно,дети при пении пользуются смешанным типом дыхания. Поэтому необходимо изначально стремиться овладеть правильным певческим дыханием. Укрепление навыков дыхания –одна из основных задач в вокальном воспитании. Для этого используются специальные упражнения –бесшумный вдох «в живот» ноБорисенко Н. П. Методика развития базовых музыкальных способностей ребёнка (на примере детского фольклорного ансамбля «Соловушка»)// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №20.–ART75328. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75328.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 3

сом и спокойный выдох ртом. В начальный период обучения дыхание рекомендуется брать через нос, так как оно помогает настроить певческий аппарат на фонацию и «открывает» голосовые резонаторы.Для овладения правильным дыханиемнеобходимы специальные упражнения:Сделать несколько коротких вздохов и полный выдох, обратить внимание на работу диафрагмы и мышц живота.Сделать глубокий вздох, задержать дыхание, а затем медленно и равномерно сделать полный выдох ртом. Задержка при вдохе сомкнёт связки, и работать мышцы дыхательного аппарата.Сделать умеренный вдох и на выдохе пропевать звуки в удобном регистре. Можно повторить упражнение, пропевая какуюлибо фразу из изучаемого произведения. Главная цель этого упражнения добиться естественной артикуляции, хорошего звука на опоре, работа грудного и головного резонаторов.Выработать сознательное дыхание по фразам. Для этого упражнения подойдут пропевки с короткими фразами. Во время работы над упражнением вырабатывается правильные рефлекторные навыки дыхания. Конец фразы поётся сильным устойчивым звуком. Необходимо сосредоточиться на выходе –научиться правильно, расходовать дыхание.В работе над протяжённостью хорового звучания следует добиваться мягкости, напевности, ровности звука при хорошем дыхании. Очень полезными упражнениями могут служить мелодии распевов. На гласных вырабатываются лучшие качества голоса: сила, тембр, регистровая ровность, точность интонации, а также протяжное дыхание. На распевах можно приобрести вокальную технику имастерство. Начинать отрабатывать можно с игровых песен, в которых используется два звука и на один слог.Упражнения на развитие певческого дыхания можно использовать при работе с детьми, которые заикаются. Упражнения помогают правильно организовать работу определённых мышц. Очень хорошо помогают упражнения, где на выходе припеваются гласные звуки (напр.,аоея).Важным моментом во время исполнения фольклорных произведений является «разговорность» пения. Единственный способ донести содержание песни до слушателя –понятные слова. Поэтому дикция должна быть чрезвычайно отчётливой. Добиваясь чёткой и ясной дикции, активной артикуляции, следует обратиться к специальным упражнениям.Проговорить песенную фразу в разговорной манере, произнося слова естественно, не напрягая мышц лица.Произносить фразу на распев на одном звуке посылом.Петь мелодию, сохраняя разговорный посыл.Наиболее эффективным для улучшения дикции являются скороговорки. При многократном повторении песнискороговорки необходимо следить за чётким пропеванием каждого звука.Главное внимание следует обратить на согласные р,м,н,б, которые должны произноситься особенно чётко и ясно. Необходимо обратить внимание на чёткое произношение согласных в конце слова: дон,дом, галочек ит.д.Такие упражнения оказывают соответствующее влияние на процесс звукообразования и звуковедения.Борисенко Н. П. Методика развития базовых музыкальных способностей ребёнка (на примере детского фольклорного ансамбля «Соловушка»)// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №20.–ART75328. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75328.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 4

От качества звука и чёткости произносимого слова зависят многие элементы звучности. Для достижения устойчивой певческой интонации необходимы правильная певческая позиция и единая манера звукообразования.При обучении детей сольному или ансамблевому пению заклички, потешки, дразнилки входят в репертуар младшего школьного возраста. Для старших детей они служат для распевания и постановки голоса. Дразнилка «Андрейворобей»изза простой попевочной формулы, а также свободной интонирования на занятиях используются в качестве распевки [4].Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. Практическая педагогика и искусство сочетаются в народных играх со стройной системой физического воспитания. Многие игры имитируют работу взрослых людей, важные производственные процессы: посев льна, мака, жатву. Например «А мы просо сеяли».На занятиях уделяется особое внимание народным играм, так как во сне игры ребёнок раскрепощается. Игра создаёт особый микроклимат, привычный для ребёнка. Игровые попевки в непринуждённой игровой форме способствуют развитию слуха, ритма, интонации, единой манере пения коллектива. Во время исполнения игровой попевки дети невольно прислушиваются и интонационно подстраиваются друг к другу.В качестве концертных номеров используются сценические игры, это игры которые можно показать как самостоятельный номер. Например, игровая песня «Дома ли кума воробей?», «Сидит Дрёма» [5].Самая главная певческая задача при обучении фольклорному пению –выработка единой манеры пения у всех исполнителей фольклорного коллектива. Пение в народной манере доступно каждому ребёнку. Для этого необходимо научиться петь просто естественно, не перекрывая звук. Единое звукообразование обеспечивает тембровой и звуковой ансамбль, способствует хорошему строю.Перенимание «с голоса» манеры пения –один из методов воспитания. В коллективе. Созданном на основе определённой певческой манеры, постепенно «припеваются» к единой манере звучания хора. Прослушивание песен даст детям слуховые ориентиры о стиле и манере исполняемых произведений, которые запечатлеются в памяти. Все вокальные навыки: дыхание, дикция, манера пения –отработанные на занятиях по певческому воспитанию детей, в конечном итоге дадут результаты, которые позволят овладеть сольным и ансамблевым пением. Народнопевческое творчество –самая массовая и демократичная форма музыкального воспитания детей. Возрождение традиций народной педагогики, формирование духовной культуры на основе фольклора приобретают особую значимость. Народные истоки русской музыкальной культуры обладают огромным воспитательным потенциалом, так как связан с лучшими традициями народа и его непреходящими духовными ценностями.Изучив различные методики ведущих специалистов по работе с детскими фольклорными коллективами, можно сделать вывод: чем многограннее идёт процесс над развитием музыкальных способностей детей в коллективе и чем больше методик включается в вокальнохоровую работу, тем выше уровень исполнительского мастерства у юных исполнителей [6].Таким образом, прогрессивной динамике развития у детей музыкальных способностей и совершенствованиювокальных возможностей в детском фольклорном коллективе способствуют следующие факторы: усвоение методических основ работы над развитием певческого навыка; профессионально грамотный выборнеобходимых методических приёмовв процессе освоения вокальнохоровых упражнений; способность правильного решения вопросов подбора учебнотворческого песенного репертуара.Борисенко Н. П. Методика развития базовых музыкальных способностей ребёнка (на примере детского фольклорного ансамбля «Соловушка»)// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №20.–ART75328. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75328.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965.–ISSN 2304120X. 5

Ссылки на источники1.Аникин В. Русский фольклор. –М., 1987.2.Литвинова М. Русские народные подвижные игры. –М., 1986.3.Науменко Г. Дождик, дождик. –М., 1985.4.Карасёв А. Методика пения. –М., 1995.5.Науменко Г. Фольклорная азбука. –М.,1996.6.Попов В. Русская народная песня в детском хоре. –М., 1986.

Natalia Borisenko,

teacher of additional education,educational center “Parus”, Samaranek163@mail.ru

The method ofdevelopment of basicmusical abilitiesof the child (on the exampleof children folklore ensemble “Solovushka”)Abstract.The article describes themechanismsof development of musical abilitieswithageappropriatestudents intermsof childrenfolkloreensemble,suggests theways to maintaininterest to thefolk song,presentsthetechniques ofworkwith voiceandbreathing apparatus.Key words:folklore, art,musical abilities.

Рекомендованокпубликации:

Пак Ю. А., кандидатом педагогических наук;Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived30.03.15Получена положительная рецензияReceived a positive review02.04.15ПринятакпубликацииAccepted for publication02.04.15ОпубликованаPublished30.04.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Борисенко Н. П., 2015www.ekoncept.ru