Индивидуально-дифференцированные творческие задания – одно из средств интеллектуального развития детей 6-7 лет

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Филимонова В. Б. Индивидуально-дифференцированные творческие задания – одно из средств интеллектуального развития детей 6-7 лет // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S27. – С. 21–25. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75363.htm.
Аннотация. Статья посвящена одному из средств интеллектуального развития детей 6–7 лет – индивидуально-дифференцированным творческим заданиям. Предложенные задания расположены дифференцированно: от репродуктивных к исследовательским.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Филимонова В. Б.Индивидуальнодифференцированные творческие зада0ния –одно из средств интеллектуального развития детей 6–7 лет // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №27.–ART75363. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75363.htm. –ISSN 2304120X. 1

ART75363УДК372.3

Филимонова Вероника Борисовна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров2610veronika2610@mail.ru

Индивидуальнодифференцированные творческие задания –

одно из средств интеллектуального развития детей 6–7 лет

Аннотация. Статья посвящена одному из средств интеллектуального развития детей 6–7 лет–индивидуальнодифференцированным творческим заданиям. Предложенные задания расположены дифференцированно: от репродуктивных к исследовательским.Ключевые слова:средство интеллектуального развития, индивидуальнодифференцированные творческие задания, задания репродуктивного характера, задания частичнопоискового характера, задания исследовательского характера.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Переход детей из детского сада в школу –ответственный этап в их жизни. Всем родителям хотелось бы, чтобы этот этап прошёл максимально комфортно, чтобы он не стал жестоким испытанием для ребёнка, а явился плавным продолжением работы, проводимой работниками образования в дошкольных учреждениях. Адаптация детей к школе будет оптимальной, если в детском саду или в студиях развития они уже сталкивались с интеллектуальной деятельностью, похожей на их будущую учебную деятельность. Следовательно, основной задачей для работников образования, занимающихся с детьми 6–7 лет, является развитие их мышления как высшего познавательного процесса раскрывающего связи и закономерности предметови явлений окружающего мира. Самым доступным и эффективным средством интеллектуального развития дошкольников могут стать творческие задания, в которых присутствуют проблемные ситуации, задачи, которые нужно решить, и активное изменение условий, в которых эти задания заданы.В содержании предлагаемых заданий, отражены основные знания и умения, необходимые ребёнку при поступлении в школу, а также логика самого процесса интеллектуального развития. Они начинаются с заданий репродуктивного характера, в которых ответ известен. Следующим этапом является использование заданий частичнопоискового характера на сравнение, выявление сходства и различия, установление причин изучаемых явлений. В завершении применяются задания исследовательского характера, которые включаютребят в деятельность по планированию, разработке и созданию нового интеллектуального продукта.Индивидуальнодифференцированный подход к детям на занятиях заключается в следующем: все творческие задания предлагаются в двух вариантах. Первый вариант –более легкий, в котором иногда уже имеются несколько ответов. Второй вариант –усложненный. Работа с заданиями на занятии должна строиться динамично, но не навязчиво. Рекомендуемая продолжительность не более 30 минут. В зависимости от количества месяцев, оставшихся до школы, занятия могут проводиться 1раз в неделю –с сентября по май, 3 раза в неделю –с февраля по май или с мая по сентябрь.Филимонова В. Б.Индивидуальнодифференцированные творческие зада0ния –одно из средств интеллектуального развития детей 6–7 лет // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №27.–ART75363. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75363.htm. –ISSN 2304120X. 2

Тема: СКАЗКИ.Задания репродуктивного характера1 вариант:Сравнить четыре картинки, на которых нарисованы действующие лица сказки «Колобок»: Медведь, Дед, Волк и Лиса. Необходимо найти ошибки в логике выложенных картинок (то есть несоответствие последовательности сюжета). Сделать вывод о наличиии количестве ошибок.2 вариант:Выберите одно из двух предложенных нарушений смысла текста и объясните свой выбор: «В замке раздавался бой часов. Золушка стремглав неслась к воротам замка, за которыми стояла карета. Но замок был настолько велик и ворота так тяжело открывались, что она боялась не успеть к полуночи, как обещала фее».Золушка не поняла смысла слов феи, что нужно вернуться в карету до полуночи;Слова «за’мок» и «замо’к» могут быть понятыми слушателями в разных смыслах.Задания частичнопоискового характера1 вариант:Определить имеется ли в какойлибо части текста недостаточная ясность изложения и почему: «Пьеро взмахнул кистью руки, поднял глаза в небо и грустно вздохнул. Сегодня ему не хотелось писать и рисовать. Но Мальвина выразительно посмотрела на кисть с красками и сказала, что нельзя лениться».2 вариант:Найти, совместно с родителями, в тексте любой сказки смысловые нарушения (например, когда одно слово используется в разных значениях).Задания исследовательского характера1 вариант:Придумать, совместно с родителями,свой пример текста, где в какойто его части нарушен смысл, потеряна логика изложения. Уметь объяснить пример.2 вариант:Придумать на занятии, свой пример текста, где в какойто его части нарушен смысл, потеряна логика изложения. Уметь объяснить пример.Тема: МОЯ СЕМЬЯ.Задания репродуктивного характера1 вариант:Перечислить членов своей семьи, живущих вместе с вами.2 вариант:Перечислить членов своей семьи, в том числе, которые не живут вместе с вами. Задания частичнопоискового характера1 вариант:Узнать профессии родителей и место их работы.2 вариант:Узнать профессии родителей, дедушек, бабушек и место их нынешней или бывшей работы.Задания исследовательского характера1 вариант: Сравнить профессии родителей и найти между ними чтото общее. Объяснить своё мнение.2 вариант:Составить связный рассказ из 10 и более предложений о профессиях родителей, дедушек, бабушек и месте их работы.Тема: ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ.Задания репродуктивного характера1 вариант:Выбрать какую одежду мы не носим летом:брюки;плащ;шубу;кофту.2 вариант: Перечислить название обуви, соответствующей данному времени года.Филимонова В. Б.Индивидуальнодифференцированные творческие зада0ния –одно из средств интеллектуального развития детей 6–7 лет // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №27.–ART75363. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75363.htm. –ISSN 2304120X. 3

Задания частичнопоискового характера1 вариант:Найти среди выложенных головных уборов всей группы ребят те, которые можно носить и в другое время года. Объяснить почему.2 вариант:Назвать одежду, которую носят только в одно время года и ту, которую можно носить в любое время года.Задания исследовательского характера1 вариант:Найти дома одежду, которую носят только в одно время года и ту, которую можно носить в любое время года. Устно представить результаты. 2 вариант: Найти дома одежду, которую носят только в одно время года и ту, которую можно носить в любое время года. Проанализировать какой больше в доме и почему. Устно представить полученные результаты. Тема: ОВОЩИ, ФРУКТЫ, ЯГОДЫ.Задания репродуктивного характера1 вариант: Перечислить название фруктов / ягод / овощей.2 вариант: Вспомнить и привести пример ягоды, которая зреет, лёжа на земле.Задания частичнопоискового характера1 вариант: Нарисовать на альбомном листе банан, кабачок, кокос таким образом, чтобы их размеры соотносились между собой также как в реальности.2 вариант: Нарисовать на альбомном листе фрукты, ягоды и овощи, которые в реальности имеют практически одинаковый размер.Задания исследовательского характера1 вариант: Найти и перечислить фрукты,ягоды и овощи, которые в реальности имеют практически одинаковый размер и цвет.2 вариант: Найти и перечислить только фрукты, или только ягоды, или только овощи, которые в реальности имеют практически одинаковый размер и цвет.Тема: ПЛОСКОСТНЫЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ.Задания репродуктивного характера1 вариант:Перечислить геометрические фигуры, из которых составлен рисунок животных и птиц.2 вариант:Перечислить геометрические фигуры, из которых составлен рисунок животных и птиц. Сосчитать количество каждой найденной геометрической фигуры и закрасить цветом квадраты.Задания частичнопоискового характера1 вариант: Определить из каких геометрических фигур можно составить квадрат. Доказать на примере.2 вариант: Выявить какие геометрические фигуры можнополучить путём соединения друг с другом известных вам геометрических фигур. Доказать на примере.Задания исследовательского характера1 вариант: Нарисовать время года только с помощью геометрических фигур разного размера.2 вариант: Нарисовать время года,людей, животных и птиц только с помощью геометрических фигур разного размера.Тема: ТРАНСПОРТ.Задания репродуктивного характера1 вариант:Определить какой транспорт не является наземным:электричка;метро;поезд.Филимонова В. Б.Индивидуальнодифференцированные творческие зада0ния –одно из средств интеллектуального развития детей 6–7 лет // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №27.–ART75363. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75363.htm. –ISSN 2304120X. 4

2 вариант: Определить какой транспорт можно отнести к воздушному, наземному, водному.Задания частичнопоискового характера1 вариант:Выявить, что общего между любым самолётом и вертолётом:наличие крыльев;одинаковый цвет;возможность летать.Объяснить свой ответ.2 вариант:Вспомнить и назвать примеры из любого текстового материала воздушного, наземного, подземного, водного и подводного транспорта.Задания исследовательского характера1 вариант:Сравнить и найти общее между наземным и воздушным транспортом. Объяснить свой ответ.2 вариант:Составить связный рассказ из 12–15 предложений, в котором будут присутствовать различные виды транспортных средств.Тема: ЖИВОТНЫЕ, ПТИЦЫ.Задания репродуктивного характера1 вариант:Назвать птенцов у следующих птиц:индюки индюшка;курица и петух;орёл и орлица.2 вариант: У каждого животного, как и у человека, есть папа и мама. Их называют самец и самка. А их потомство называют детёнышами. Необходимо назвать самца и детёныша у самок следующих животных: лошадь;овца;корова;собака.Задания частичнопоискового характера1 вариант: Перечислить животных, которые живут в вашей области/республике.2 вариант:Перечислить животных, которые живут в вашей области/республике и назвать, где они живут (что является их домом). Обосновать свой ответ.Задания исследовательского характера1 вариант: Найти, совместно с родителями, аудиозаписи голосов различных животных. Принести записи в группу для того, чтобы все ребята могли проверить свои знания, о животных на слух.2 вариант: Выяснить:сколько и какие животные имеют копыта;сколько и какие животные имеют рога;сколько и какие животные имеют шерсть.Есть ли такие, которые имеют одновременно копыта, рога и шерсть. Представить наглядно (фото, видео) свой ответ.Разработанные задания помогут будущему первокласснику развить не только интеллект, но и память, внимание, расширят кругозор, научат формулировать и доказывать свои мысли, повысят уровень лексического запаса, обеспечат необходимыми знаниями, необходимыми для учебной деятельности. Так как быть готовым к Филимонова В. Б.Индивидуальнодифференцированные творческие зада0ния –одно из средств интеллектуального развития детей 6–7 лет // Концепт. –2015. –Спецвыпуск №27.–ART75363. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75363.htm. –ISSN 2304120X. 5

школе –это не значит уметь считать, читать и писать, а это значит быть готовым всему этому научиться.

Veronika Filimonova,Candidate of Pedagogical Sciences, docent, Vyatka State University of Humanities, Kirov2610veronika2610@mail.ruIndividuallydifferentiated creative tasks isone of the means of intellectual development of children 6–7 years

Abstract. The article is devoted to one of the means of intellectual development of children ofyear 6–7. The individuallydifferentiated creative tasks. These proposed tasks are differentiated from reproductive to research.Keywords: means of intellectual development, individuallydifferentiated creative tasks, reproductive tasks, partialy–research task.

Рекомендованокпубликации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived03.11.15Получена положительная рецензияReceived a positive review05.11.15ПринятакпубликацииAccepted for publication05.11.15ОпубликованаPublished11.11.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Филимонова В. Б.,2015www.ekoncept.ru