Сочинение – описание как средство развития устной и письменной речи первоклассников

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бакулина Г. А. Сочинение – описание как средство развития устной и письменной речи первоклассников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S27. – С. 1–5. – URL: http://e-koncept.ru/2015/75359.htm.
Аннотация. В статье представлен теоретический материал о специфике работы над сочинением-описанием в первом классе. В качестве иллюстративного материала даны конспекты уроков, раскрывающих деятельность учителя и учащихся на разных структурных этапах с точки зрения современных методических требований.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бакулина Г. А.Сочинениеописание как средство развития устной и пись0менной речи первоклассников// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №27.–ART75359. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75359.htm. –ISSN 2304120X. 1

ART75359УДК373.31

Бакулина Галина Александровна,

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г.Кировkaf_pmdno@vshu.kirov.ru

Сочинениеописание как средство развития устной и письменной речи первоклассников

Аннотация.В статье представлен теоретический материал о специфике работы над сочинениемописанием в первом классе. В качестве иллюстративного материала даны конспекты уроков, раскрывающих деятельность учителя и учащихся на разных структурных этапах с точки зрения современных методических требований.Ключевыеслова:речь, устная и письменная речь, сочинение, сочинениеописание, подготовительная работа, словарноорфографическая работа.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Основной задачей обучения русскому языку в начальной школе является формирование и развитие правильной, точной, ясной, образной устной и письменнойречи младших школьников. Указанная задача решается на разных типах и структурных этапах уроков русского языка, при выполнении всех видов деятельности по данной учебной дисциплине, важнейшими среди которыхсправедливо считается сочинение.Сочинение –это самостоятельная письменная работа, предусматривающая сообщение школьникомсобственных мыслей, суждений, переживаний. Работая над сочинением, дети приобретают рядважнейших языковых и речевых умений:умения, связанные с пониманием темы, её границами, раскрытием темы; умения, связанные с составлением плана и письма по плану;умения, связанные с языковой подготовкой текста;умение выражать в сочинениях свою позицию, передавать идею;умение совершенствовать написанное, находить и исправлять ошибки и недочёты. Перечисленные умения начинают формироваться в первом классе при написании разных видов сочинений: сочиненийповествований, сочиненийпо личным наблюдениям, сочиненийминиатюр, сочинений по сюжетным картинкам, сочиненийзагадок, сочиненийописаний и др.Сочинениеописание относится к числу непростых видов, посколькудля работы над ним требуется определённый жизненный опыт, умениевидеть важные отличительные признаки описываемого предмета, способностьобразно выразить свои мысли в речевой форме.В первом классе для сочиненийописаний выбираются предметы, с одной стороны, хорошо знакомые, которые могут быть без больших усилий точно и правильно охарактеризованы детьми. С другой стороны, это должны быть предметы, способные вызвать у школьников положительные эмоции, достаточно сильные впечатления, яркие чувства. Именно они создадут у детей желание высказаться и выразить свой душевный настрой с помощью слов. Только в этом случае сочинение не просто состоится, а оно получится действительно выражением состояния души пишущего.Бакулина Г. А.Сочинениеописание как средство развития устной и пись0менной речи первоклассников// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №27.–ART75359. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75359.htm. –ISSN 2304120X. 2

Написанию сочиненияописания предшествует определённая подготовительная работа. Её назначение состоит в формировании у учащихся потребности в письменном высказывании, а также в сборе и систематизации рабочего материала, в выборе и разностороннем освоении языковых средств.Все этапы подготовительной работы так или иначе связаны с устной речью детей. В конце вступительного слова учителя и на основеего содержанияшкольники устанавливают, о каком предмете будет написано сочинение, и сами формулируют его тему. Этот вид деятельности чрезвычайно важен для развития таких важных качеств, как логичность и точность речи, для формирования умения обобщать услышанное. Во время беседы по теме сочинения учащиеся поэтапно, последовательно, отвечая на поставленные учителем вопросы, готовят текст своего высказывания, практически осваивая его структуру, продумывая содержание, словесные средства выражения.При проведении словарноорфографической работы школьники разбирают трудные случаи написания слов, которые могут быть употреблены ими при раскрытии темы. В этот момент они формируют свой орфографический навык, параллельно пополняя словарный запас новыми словами и терминами.В качестве примера в данной статье приводятся два урока развития речи в первом классе. Первый посвящён описанию цветка, который любим многими детьми и взрослыми. Это ромашка. Тема второго сочиненияописания никого не может оставить равнодушным: «Моямама».Ход работы над сочинениемописанием «Ромашка» [1].I.Вступительное слово учителяУчль.В окружающей нас природе очень много чудесных растений, в том числе разнообразных цветов. Мы ими любуемся. Наслаждаемся их красотой, ароматом. Это яркие магнолии, прекрасные розы, синеглазые васильки. Сегодня мы напишем сочинение о многими любимом цветке. О каком, вы определите, если отгадаете загадку.Шёл я лугом по тропинке, Видел солнце на травинке. Но совсем не горячи Солнца белые лучи.Учк.Эта загадка о ромашке.Учль.Запишите в тетради словоСочинение.На следующей строке–Ромашка.(Учитель пишет на доске, школьники–в тетрадях.)II.Беседа по теме сочиненияПеред глазами детей появляется изображение ромашки.Учль.Посмотрите на изображение ромашки. Сравните её с другими цветами, например, с розой. Скажите, ромашка яркий цветок или скромный?Учк.Ромашка–скромный цветок.Учль.Ромашка садовый или полевой цветок?Учк.Ромашка–полевой цветок.Учль.Теперь назовите первое предложение нашего сочинения полностью.Учк.Ромашка–скромный полевой цветок.Учль.Какая у него серединка?Учк.У него жёлтая серединка.Учль.Какие вокруг серединки лепестки?Учк.Вокруг серединки белые продолговатые лепестки.Учль.На что похожа ромашка?Учк.Ромашка похожа на маленькое солнышко.Учль.Приятно ли вам смотреть на его красоту?Бакулина Г. А.Сочинениеописание как средство развития устной и пись0менной речи первоклассников// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №27.–ART75359. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75359.htm. –ISSN 2304120X. 3

Учк.Приятно и радостно смотреть на его красоту.Учль.Постарайтесь на основании нашей беседы и плана составить устное сочинение про ромашку.План:Полевой цветок.Как выглядит ромашка?Впечатление от цветка.(Рассказывают дватри ученика. Примерный вариант устного сочинения:Ромашка–скромный полевой цветок. У него жёлтая серединка. Вокруг неё белые продолговатые лепестки. Ромашка похожа на маленькое солнышко. Приятно и радостно смотреть на её красоту.)III.Словарноорфографическая и синтаксическая работаНа доске (слайде) записаны слова:ромашкаполевойцветокжёлтыйлепесткирадостноприятнопродолговатыеУчль.Чтобы предупредить ошибки в ваших сочинениях, проведём словарноорфографическую работу. Прочитайте записанные на доске слова. (Учащиеся читают вслух.)Учль.Поставьте в словах ударение. (Осуществляется совместная работа.)Какое слово можно выделить?Учк.Можно выделить словожёлтый.Послежв нём пишется букваё,над которой не ставится ударение. В остальных словах ударение ставится.Учль.Чем отличается букваов словахромашкаиполевой? Учк.В словеромашкабукваообозначает непроверяемый безударный гласный, а в словеполевой–проверяемый безударный гласный. Проверочное словополе.(Орфограммы подчёркиваются.)Учль.На что ещё надо обратить внимание в словеромашка?Учк.В словеромашкаесть парный согласныйш.Проверочное словоромашечка.Учль.Чем отличается букваев словахцветокилепестки? Учк.В словецветокбукваеобозначает проверяемый безударный гласный. Проверочное словоцветик.В словелепесткипервую и вторую буквуепроверить нельзя. Их написание надо запомнить.Учль.Что есть общее в словахрадостноилепестки? Учк.В словахрадостноилепесткиесть звук, который не произносится. Он обозначен буквой т. Проверочные слова радостьилепесток.Учль.На какую гласную букву надо обратить внимание при написании словаприятно?Учк.При написании словаприятнонадо обратить внимание на букву и.Учль.Эту букву нельзя проверить. Написание данного слова надо запомнить. А какую букву можно проверить в словепродолговатый?Учк.В словепродолговатыйможно проверить вторую букву о. Проверочное словодолгий.Учль.С какой буквы надо писать первое слово в предложении?Бакулина Г. А.Сочинениеописание как средство развития устной и пись0менной речи первоклассников// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №27.–ART75359. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75359.htm. –ISSN 2304120X. 4

Учк.Первое слово в предложении надо писать с заглавной буквы.Учль.Что ставится в конце предложения?Учк.В конце предложения ставится знак препинания.Учль.С какой строки начнём писать первое предложение?Учк.Первое предложение начнём писать с красной строки.IV.Письмо сочинения учащимися.V.Самопроверка.Ход работы над сочинениемописанием « Моя мама» [1].I.Вступительное слово учителяУчль.Сегодня мы напишем сочинение о самом дорогом для каждого из нас человеке. О человеке, который подарил нам жизнь. О человеке, с которым связаны наши самые тёплые и нежные слова и чувства. Скажите, о ком же мы будем писать сочинение?Учк.Мы будем писать сочинение о маме.Учль.Верно. Откройте тетради. Запишите словоСочинение.На следующей строке:Моя мама.(Учитель пишет на доске. Школьники–в тетрадях.)II.Подготовительная работаУчль.О маме создано очень много разных произведений, написано много прекрасных стихотворных строк. Вот как сказал о маме поэт П. Синявский.Обойди весь мир вокруг, Только знай заранее: Не найдёшь теплее рук И нежнее маминых. Не найдёшь на свете глаз Ласковей и строже. Мама каждому из нас Всех людей дороже. Сто путей, дорог вокруг Обойди по свету: Мама–самый лучший друг. Лучше мамы–нету! Учль. Очень важно, что скажете вы о своих мамах. Чтобы ваш рассказ о мамах получился интересным, можете использовать слова из справки. Прочитайте их. На доске (или слайде) запись: добрая строгая ласковая весёлая нежная заботливая спокойная трудолюбивая (Школьникичитают вслух.)III.Беседа по теме сочиненияУчль.Назовите имя и отчество своей мамы. Учк.Мою маму зовут Ирина Ивановна. Учк.Мою маму зовут Светлана Сергеевна. Учль.Назовите два самых лучших качества характера своей мамы. Можете использовать слова из справки. Учк.Моя мама добрая и весёлая. Учк.Моя мама заботливая и ласковая. Учль.Какие у вашей мамы глаза и волосы?Учк.У моей мамы серые глаза и тёмные волосы.Учк.У моей мамы карие глаза и светлые волосы.Учк.У моей мамы большие синие глаза и русые волосы.Учль.Как вы относитесь к своей маме?Учк. Ялюблю свою маму.Учк.Мама–мой самый лучший друг.Учк.У меня самая лучшая в мире мама.Учль.Теперь на основании нашей беседы составьте устный рассказ о своей маме. Постарайтесь не повторять одинаковые слова. Заменяйте их другими, подходящими по смыслу. Например, какими словами можно заменить словау моей мамы?Учк.Можно сказать у неё, у мамочки.Учль.Мы внимательно слушаем ваши рассказы. В составлении рассказа вам поможет план.Бакулина Г. А.Сочинениеописание как средство развития устной и пись0менной речи первоклассников// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №27.–ART75359. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75359.htm. –ISSN 2304120X. 5

План:Как зовут твою маму?Какая твоя мама?Как ты к ней относишься?(Рассказывают дватри ученика. Учитель обращает внимание детей на ошибки и неточности. Вносит необходимые коррективы. Возможный вариант рассказа:Мою маму зовут Юлия Андреевна. Она очень заботливая и ласковая. У неё серые глаза и светлые волосы. Я её очень люблю.)IV.Словарноорфографическая и синтаксическая работаНа доске (или слайде) запись:Ирина, ...Ивановна, ...глаза весёлая волосы спокойная заботливая трудолюбиваяУчль.Чтобы не допустить ошибок в сочинении, проведём словарноорфографическую работу. Прочитайте записанные на доске слова под цифрами 1 и 2. (Дети читают вслух.)Учль.Чем отличаются эти слова?Учк.В первой строке написано имя, а во второй–отчество.Учль.Что есть общее в написании имён и отчеств людей?Учк.Имена и отчества людей пишутся с заглавной буквы.Учль.Предлагаю дополнить первую строку именами ваших мам. (Дети называют имена своих мам. Учитель записывает их на доске. В именах подчёркивается первая буква.)Учль.Назовите отчества ваших мам. (Проводится аналогичная работа).Учль.Прочитайте первые три слова под цифрой 3. (Дети читают вслух). Поставьте в них ударение. (Работа выполняется под руководством учителя). Назовите в словах гласные, которые можно проверить.Учк.В словеглазаможно проверить первую гласнуюа. Проверочное словоглазки.Учк.В словевесёлаяможно проверить первую гласную. Проверочное слововесел.Учк.В словеволосыможно проверить вторую буквуо. Проверочное слововолосики.Учль.В следующих двух словах найдите гласные, которые нельзя проверить.Учк.В словезаботливаянельзя проверить буквуа.Учк.В словеспокойнаянельзя проверить буквуо.Учль.Осталось одно слово. Прочитайте его.Учк. Трудолюбивая.Учль.Обратите внимание на гласную, которая находится после буквыд.Какая это буква?Учк.Это буквао.(Выделенные орфограммы подчёркиваются.)Учль.С какой буквы пишется первое слово в предложении?Учк.Первое слово в предложении пишется с заглавной буквы.Учль.Что ставится в конце предложения?Учк.В конце предложения ставится знак препинания.Учль.С какой строки надо начинать письмо сочинения?Учк.Письмо сочинения надо начинать с красной строки.V.Письмо сочинения учащимися.

Бакулина Г. А.Сочинениеописание как средство развития устной и пись0менной речи первоклассников// Концепт. –2015. –Спецвыпуск №27.–ART75359. –0,3п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/75359.htm. –ISSN 2304120X. 6

VI.Самопроверка.

Таким образом, работа над сочинениемописанием в первом классе развивает у детей речевуюактивность, формирует у них умение рассуждать, высказывать (а иногда отстаивать) свою точку зрения, обобщать изложенный материал, составлять текст определённого типа. Одним словом, развиваетустную связную речь. Оформление текста сочинения в письменной форме, его самопроверка положительно воздействуют на формирование письменной речи школьников, аименно: совершенствуют их орфографические и графические знания и умения, вырабатывают пунктуационные, стилистические и другие языковые умения. А удачно подобранные темы сочинений создают самое ценное –чистую и ясную душу готовящегося вступить в самостоятельную жизнь растущего человека.

Ссылки на источники1.Бакулина Г. А. Обучение сочинению в начальной школе. 1 класс. –Киров: ООО «Кировская областная типография», 2013. –С. 42–45; 49–52.

Galina Bakulina,

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of pedagogy and methodologyofpreschool and primary education,Vyatka State Universityof Humanities, Kirovkaf_pmdno@vshu.kirov.ruThe writing–description as a means of oral and written language of firstgradersAbstract.This paper presents a theoretical material about the specifics of the work on writing descriptions in the first grade. As illustrative material are abstract classes, revealing the activities of teachers and students at different stages of the structure from the perspective of modern methodological requirements.Keywords: speech, spoken and written language, writing, essaydescription, the preparatory work, dictionaries and spelling work.

Рекомендованокпубликации:

Некрасовой Г. Н., докторомпедагогических наук, членомредакционной коллегиижурнала «Концепт»



Поступила в редакциюReceived03.11.15Получена положительная рецензияReceived a positive review05.11.15ПринятакпубликацииAccepted for publication05.11.15ОпубликованаPublished11.11.15

© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Бакулина Г. А.,2015www.ekoncept.ru