Креативные задания по логике – средство развития мышления студентов вуза

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Коновалова В. Б. Креативные задания по логике – средство развития мышления студентов вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2012. – №9 (Сентябрь). – С. 76–80. – URL: http://e-koncept.ru/2012/12128.htm.
Аннотация. Статья посвящена креативным заданиям по логике, которые выбраны в качестве средства развития мышления студентов вуза автомобильных специальностей. Задания систематизированы по основным темам предмета «Логика».
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Коновалова Вероника Борисовна,кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой гуманитарносоциальных дисциплин филиала ФГБОУ ВПО «Московскийгосударственный индустриальныйуниверситет», г.Киров2610veronika2610@mail.ru

Креативные задания по логике –средство развития мышления студентов вуза

Аннотация. Статья посвящена креативным заданиям по логике, которые выбраны в качестве средства развития мышления студентов вуза автомобильных специальностей.Задания систематизированы по основным темам предмета «Логика».Ключевые слова:мышление, средства развития мышления, креативные задания по логике, задания репродуктивного характера, задания частичнопоискового характера, задания исследовательского характера.

Во все исторические эпохи люди всех наций и народов, различных по роду деятельности мыслили по одним и тем же логическим законам. Законы логики,или законы мышления,действуют независимо от воли и желания людей, они отражают действительные связи и отношения между вещами. Человек, владеющий знаниями и навыками формальнологического мышления всегда понятен окружающим, исключает всякую расплывчатость в деловом разговоре, неоднозначность при составлении документов, бессистемность в обработке информации [1].Мышление, как любой психический процесс, развивается от простого к сложному, от воспроизведения накопленного опыта к созданию нового интеллектуального продукта. Оно практически всегда связано с наличием проблемной ситуации, задачи, которую нужно решить, и активным изменением условий, в которых эта задача задана [2]. Одним из средств развития этого сложного психического процессау студентов вуза были выбраны креативные задания по логике.В своем содержании предлагаемые задания, отражают специфику образовательных интересов студентов, обучающихся на автомобильных специальностях. Онитакжесоответствуют логике самого процесса мышления,тоесть начинаются с заданий репродуктивного характера, в которых ответ известен. Следующим этапом является использование заданий частичнопоискового характера на сравнение, выявление сходства и различия, установление причин изучаемых явлений. В завершении каждой изучаемой темы применяются задания исследовательского характера, которые включают студентов в деятельность по планированию,разработке и созданию нового интеллектуального продукта [3].

Для реализации дифференцированного подхода к студентам на занятиях, все задания предлагаются в двух вариантах. Первый вариант –более легкий, в котором иногда уже имеются несколько ответов. Второй вариант –усложненный.

Тема«Законы логики».Задания репродуктивного характера.1 вариант.Определить,какой закон логики нарушен в процессе рассуждения: «Я обратился к большому специалисту по ремонту коробок передач. Это был настолько большой специалист, что в любую дверь он проходил только боком».Закон исключенного третьего;закон тождества;закон достаточного основания.2 вариант.Определить,какой закон логики нарушен в процессе рассуждения: «Я сегодня решил купить новый автомобиль. По пути из дома мне встретилась соседка с пустым ведром. Думаю, что покупку следует отложить, так как она будет неудачной, «пустой» как ведро».Задания частичнопоискового характера.1 вариант.Найти в любом тексте (книге, журнале, газете и т.д.) пример нарушения одного из законов логики.2 вариант.Сравнить два или более, близких по содержанию печатных издания(книги, журналы, газеты и т.д.),на предмет нарушения законов логики. Сделать вывод о наличии, количестве и качестве ошибок.Задания исследовательского характера.1 вариант.Придумать свой пример правильного использования в рассуждениях закона непротиворечия и пример его нарушения.2 вариант.Придумать свой пример, где в процессе рассуждения правильно используется закон тождества и нарушается закон достаточного основания.Тема«Виды понятий».Задания репродуктивного характера.1 вариант.Определить к абстрактному или конкретному виду относятся следующие понятия: «бензин», «прицеп», «грузоподъемность».2 вариант.Определить все виды понятий: «автопарк», «видимость», «транспорт».Задания частичнопоискового характера.1 вариант.Выявить один вид, который различает два понятия, схожих во всех других видах: «асимметричная надпись на автомобиле» и «неунывающий водитель».2 вариант.Найти в любом тексте (книге, журнале, газетеи т.д.) пример двух понятий, схожих только в одном виде и различных во всех других.Задания исследовательского характера.1 вариант.Привести свой пример конкретного единичного собирательного безотносительного отрицательного понятия.2 вариант.Составить рассказ из 5–7 предложений, в каждом из которых будут общие абстрактные положительные и соотносительные несобирательные конкретные понятия.Тема«Отношения между понятиями».Задания репродуктивного характера.1 вариант.Определить отношение между понятиями «обгонная муфта» и «муфта».Пересечение;подчинение;соподчинение;равнообъемность.2 вариант.Определить отношение между понятиями «автомобиль, взятый в кредит» и «автомобиль, пострадавший в ДТП», выразить его с помощью кругов Эйлера.Задания частичнопоискового характера.1 вариант.Найти понятие, которое вступает в отношение противоречие с понятием «тонированное стекло» и выразить их с помощью кругов Эйлера.2 вариант.Предложить для понятия «спидометр» соподчиненное и подчиняющее понятия, выразить их с помощью кругов Эйлера.Задания исследовательского характера.1 вариант.Проанализировать специальную литературу по автомобильному транспорту и привести примеры равнообъёмных понятий. Например: «кювет» и «придорожная канава». 2 вариант.Составить связный рассказ из 10–16 предложений, в котором будут использованы все виды совместимых (пересечение, подчинение, равнообъемность) и несовместимых (соподчинение, противоречие, противоположность) понятий.Тема«Логические операции с понятиями: обобщение, ограничение».Задания репродуктивного характера.1 вариант.Определить логическую операцию, выполняемую с понятием «рессора»: рессора рессора 1980 года выпуска –рессора Волжского автомобильного завода 1980 года выпуска –консольная рессора Волжского автомобильного завода 1980 года выпуска.Обобщение;Ограничение.2 вариант.Выявить понятие, которое в процессе ограничения имеет следующий вид: «пусковая форсунка на моем автомобиле», а в процессе обобщения «устройство для распыления жидкости».Задания частичнопоискового характера.1 вариант.Найти в текстовых источниках, в процессе одного непрерывного по смыслу изложения, понятие, которое используется то в обобщенном, то в ограниченном смысле.2 вариант.Найти в текстовых источниках, в процессе одного непрерывного по смыслу изложения, трии более понятий, которые используются то в обобщенном, то в ограниченном смысле.Задания исследовательского характера.1 вариант.Обобщить и ограничить понятие «герметик» в один переход.2 вариант.Обобщить и ограничить понятие «прицеп» в три и более перехода.Тема«Логические операции с понятиями: определение, деление».Задания репродуктивного характера.1 вариант.Выявить выполняемую операцию с понятием: демонтаж –это снятие изделия или его части с места установки.Определение;деление.2 вариант.Выявить в какой части рассуждений выполняется операция деления, а в какой части операция определения: «Соединение механизмов, передающих крутящий момент от двигателя к движителю транспорта, называют трансмиссией. Она бывает гидравлическая, электромагнитная, фрикционная».Задания частичнопоискового характера.1 вариант.Найти какие два правила определения понятия нарушены: плунжер –это деталь, которая приводится в движение непосредственно от эксцентрика.2 вариант.Найти какие два правила определения и одно правило деления понятия нарушены в следующем примере: «Кузов –это немалая часть автомобиля, предназначенная для размещения пассажиров».Задания исследовательского характера.1 вариант.Изучить специальную справочную литературу и выявить существуют ли в ней нарушение правил определения. Обоснуйте своё мнение.2 вариант.Составить связный рассказ из 1216 предложений, в котором будут использованы примеры правильного применения правил деления и определения понятий, а так же примеры их нарушений.Тема«Суждения».Задания репродуктивного характера.1 вариант.Определить какое из предложений не является суждением:Интервал движения автобуса № 51 составляет 30 минут;интервал движения автобуса № 51 составляет 30 минут?выясните интервал движения автобуса № 51.2 вариант.Определить к какому виду суждений (по количеству и качеству) относится следующее предложение: «Всякий раз, когда решаем ехать в отпуск на своей машине, ничего не получается».Задания частичнопоискового характера.1 вариант.Выявить, что является одинаковым в двух разных суждениях: «Зима самое сложное время года для управления наземным транспортным средством» и «Водители должны быть предельно осторожны зимой на дорогах».Квантор;субъект;предикат.2 вариант.Найти в любом текстовом материале несколько общеутвердительных суждений с одинаковыми субъектом и связкой.Задания исследовательского характера.1 вариант.Придумать три, связанных между собой предложения, в которых предикат предыдущего становится субъектом последующего.2 вариант.Составить связный рассказ из 1015 предложений, в котором будут присутствовать два общеутвердительных, два общеотрицательных, двачастноутвердительных, два частноотрицательных суждения и одно предложение, не являющееся суждением.Тема«Умозаключения».Задания репродуктивного характера.1 вариант.Определить тип умозаключения по направленности логического следования: «Все работники автосалона «Гусар» должны соблюдать правила техники безопасности. Константин –работник автосалона «Гусар». Следовательно, Константин должен соблюдать правила техники безопасности».Умозаключение по аналогии;дедуктивное умозаключение;индуктивное умозаключение.2 вариант.Определить тип умозаключения по направленности логического следования: «На второмкурсе автомобильного факультета учатся четыре группы студентов. В первой группе нет академических должников, во второй группе нет академических должников, в третьей группе нет академических должников и в четвёртой группе нет академических должников. Следовательно, на 2 курсе автомобильного факультета нет академических должников».Задания частичнопоискового характера.1 вариант.Выявить с помощью какого метода научной индукции можно найти причину следующего явления: «У официального дилера по продаже автомобилей из четырёх моделей в ценовой категории 300000–400000 рублей хорошо продаются только три из них: А630, BW9, CV3».Модель А630 имеет доступные автозапчасти, хорошие отзывы покупателей и страховку в подарок.Модель DU2150 имеет хорошие отзывы покупателей и страховку в подарок.Модель BW9 имеет доступные автозапчасти и хорошие отзывы покупателей.Модель А630 имеет доступные автозапчасти и страховку в подарок.2 вариант.Проанализировать два или более текстов в газетах, журналах или другой литературе и установить какой тип умозаключений по направленности логического следования был использован. Обосновать свой ответ.Задания исследовательского характера.1 вариант.Привести свой пример полной индукции через перечисление.2 вариант.Придумать свой пример индуктивного умозаключения, в котором единственно верное заключение делается путём перехода метода сопутствующих изменений в метод остатков.

Ссылки на источники 1.Грядовой Д. И., Малахов В. П., Шергалина В. А. Логика в предпринимательской деятельности и деловом общении. –М.: Издательство «ЩитМ», 1998. –240 с.2.Немов Р. С. Общие основы психологии. –4е изд. М.: Владос, 2003. –688 с. 3.Коновалова В. Б. Сборник заданий развивающего характера по дисциплине «Логика». –Киров: Издво филиала ГОУ ВПО МГИУ в г.Кирове, 2010. –17 с.

Konovalova Veronika,candidate of pedagogical sciences, head of the Department of Humanities and Social Disciplines in the Branch of Moscow StateIndustrial University in Kirov

2610veronika2610@mail.ruCreative tasks on Logics as a means to develop undergraduates’ thinkingSummary. The article is devoted to the creative tasks on Logics which are selected as a way to develop thinking of undergraduates of automobile specialities. The tasks are systematized according to the main topics of discipline “Logics”.Keywords: thinking, means of development of thinking, creative tasks on Logics, tasks of reproductive character, tasks of partiallysearch character, tasks of research character.ISSN 2304120X