Карточки-задания как средство ознакомления младших школьников с животными – индикаторами качества воды водоёмов
Выпуск:
ART 75365
УДК
373.3
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Габдулинова
К.
Г. Карточки-задания как средство ознакомления младших школьников с животными – индикаторами качества воды водоёмов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – № S27. – С.
31–35. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/75365.htm.
Аннотация. В статье представлены карточки-задания для экологической экскурсии по ознакомлению младших школьников с животными – индикаторами качества воды водоемов.
Текст статьи
Габдулинова К. Г.Карточкизадания как средство ознакомления младших школьников с животными 2индикаторами качества воды водоёмов // Концепт. 22015. 2Спецвыпуск №27.2ART75365. 20,1п. л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/75365.htm. 2ISSN 2304120X. 1
ART75365бДК373.3
Габдулинова Камиля Гапбасовна,
кандидат биологических наук ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Кировprirodakirov@yandex.ru
Карточкизадания как средство ознакомления младших школьников с животными –индикаторами качества воды водоёмов
Аннотация.В статье представлены карточкизаданиядля экологической экскурсии по ознакомлению младших школьников с животными –индикаторами качества водыводоемов.
Ключевые слова:экологическая экскурсия, биоиндикация, животныеиндикаторы, карточкизадания.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
В основном содержании дисциплины «Окружающий мир», представленном в Примерной программе при изучении темы «Водоёмы родного края» в разделе «характеристика деятельности учащихся» определено: «оценивать чистоту воды в водоёмах» [1, c. 285]. Целью одной из экологических экскурсий может быть ознакомление учащихся с животными –индикаторами качества воды, знания о которых составят хорошую основу при формировании в дальнейшем умений оценивать чистоту воды в водоемахметодамибиоиндикации. Методы биоиндикации позволяют судитьо состоянии окружающей среды по факту встречи, отсутствия, особенностям развития организмов –биоиндикаторов(Т.Я.Ашихмина, Л.Г.Бязров, Э.Г.Злотников, Э.Р.Эстрин, О.П.Мелехова, Е. И. Егорова и др.).Биоиндикаторы (от био … и лат. indico–указываю, определяю), организмы, присутствие, количество которых служит показателями естественных процессов, условий или антропогенных изменений среды обитания [2, с.62].Так, индикаторами качества воздуха могут выступать те или иные виды лишайников. Предложены методические разработки по ознакомлению младших школьников с методом оценки качества воздуха с помощью лишайников[3].О чистоте воды природного водоёма можно судить по видовому разнообразию и обилию животного населения. Так, чистые водоёмы заселяют пресноводные моллюски, личинки веснянок, поденок, ручейников и др. Они не выносят загрязнения и быстро исчезают из водоема, как только в него попадают сточные воды. Умеренно загрязненные водоёмы заселяют водяные ослики, бокоплавы, личинки мошек, стрекоз, пиявки и др. Чрезмерно загрязненный водоём заселяют трубочники, личинки комаразвонца (мотыли) и ильной мухи (крыска) [4, с. 183].В ходе экологической экскурсии на водоём для организации самостоятельной практической деятельности группам из 4–5 учениковмогут быть предложены карточкизадания с изображениями животныхиндикаторов, их названиями и краткими описаниями внешнего вида.Изображение и описание животного на карточке –своего рода определитель для ребенка. В карточках также дано задание: указать живут ли указанные животные (моллюски, личинки насекомых, пиявки, рачки и др.) в данном водоёме. Габдулинова К. Г.Карточкизадания как средство ознакомления младших школьников с животными 2индикаторами качества воды водоёмов // Концепт. 22015. 2Спецвыпуск №27.2ART75365. 20,1п. л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/75365.htm. 2ISSN 2304120X. 2
Ниже представленыследующие карточкизадания: «Моллюски –индикаторы чистого водоема», «Личинки насекомых –индикаторы чистого водоема», «Пиявки –индикаторы умеренно загрязненного водоема», «Животные –индикаторы умеренно загрязненного водоема» и «Животные –индикаторы чрезмерно загрязненного водоема».В ходе наблюдений за животными важно научить учащихся выделять их характерные отличительные признаки, по которым легче всего узнавать в природе. В ряде случаев названия животных содержат важную информацию о них, подчеркивают те или иные их особенности (например, водяной ослик питается только растениями, бокоплав может плавать, лежа на боку и т. д.). Поэтому следует обращать внимание детей на названия животных, стараясь найти им объяснения. Это поможет детям запомнить рассматриваемых животных.Габдулинова К. Г.Карточкизадания как средство ознакомления младших школьников с животными 2индикаторами качества воды водоёмов // Концепт. 22015. 2Спецвыпуск №27.2ART75365. 20,1п. л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/75365.htm. 2ISSN 2304120X. 3
Карточказадание 1Моллюски –индикаторы чистого водоёмаУкажите,живут ли такие моллюски в данном водоеме.
Улитки
__________
Ракушки
__________
Прудовики–самые обычные улитки прудов, озер и стариц. Встречаются на растениях, которыми питаются. У прудовиков раковина закручена спирально, в несколько оборотов, в виде башенки. Прудовик обыкновенный –наиболее крупный из наших прудовиков, высота раковиныможет достигать 6 см
У улиток катушек раковины закручены в одной плоскости, в виде колесика
В водоемах с песчаным дном и с текучей водой, на дне обитают крупные двустворчатые моллюски–перловицы. Раковина у перловиц с толстымистенками, тот край, где створки соединяются, выглядит вогнутымБеззубкивстречаются на дне стоячих и медленно текущих водоемов с илистым дном. В отличие от перловицы у беззубки раковина с тонкими стенками, и тот край, где створки соединяются, выглядит выпуклымГабдулинова К. Г.Карточкизадания как средство ознакомления младших школьников с животными 2индикаторами качества воды водоёмов // Концепт. 22015. 2Спецвыпуск №27.2ART75365. 20,1п. л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/75365.htm. 2ISSN 2304120X. 4
Карточказадание 2Личинки насекомых –индикаторы чистого водоёмаУкажите, живут ли такие личинки насекомых в данном водоеме.
__________
__________
__________
__________
Личинки подёнокимеют зеленоватую окраску, плавают с помощью трех перистых хвостовых нитей. Дышат жабрами в виде тонких пластинок, которые помещаются рядами по обеим сторонам брюшка. Личинки подёнок живут в воде 2–3 года.Во взрослом состоянии подёнки –крылатые насекомые и живут очень недолго–многие всего один день, отсюда их название
Вид личинки подёнки сбоку
Личинки веснянокот подёнок отличаются, вопервых, бурым цветом, вовторых, тем, что несут только две хвостовые нити и имеют длинные усики и, втретьих, не имеют по бокам тела жаберных пластинок. Во взрослом состоянии веснянки–крылатые насекомые и встречаются, главным образом, весной, отсюда их названиеЛичинки ручейниковживут в особых футлярах–чехликах, которые онистроят из самых разнообразных материалов: кусочков листьев, песчинок, шелухи подсолнечника, мелких раковинок. Чехлик дает личинкам надежное убежище
У личинок вислокрылокочень большая голова, а по бокам брюшка имеются жаберные выросты, при помощи которых личинки дышат растворенным в воде кислородомГабдулинова К. Г.Карточкизадания как средство ознакомления младших школьников с животными 2индикаторами качества воды водоёмов // Концепт. 22015. 2Спецвыпуск №27.2ART75365. 20,1п. л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/75365.htm. 2ISSN 2304120X. 5
Карточказадание 3Пиявки –индикаторы умеренно загрязненного водоёмаУкажите, живут липиявки в данном водоеме.
У пиявок тело червеобразное, на концах имеются присоски. В водоёмах Кировскойобласти встречаются пиявки: большая ложноконская, малая ложноконская, улитковая. Онидля человека никакой опасности не представляют, поскольку не могут прокусить его кожу.
_____________
______________
____________
У большой ложноконской пиявкидлина тела до 15 см, спинная сторона черная или темносерая, без поперечных светлых полос. Питается различными водными животными: моллюсками, личинками насекомых, другими пиявками, головастиками и мальками рыб
Умалой ложноконской пиявкидлина тела до 6см, на спинной стороне имеются светлые пятна, которые образуют поперечные полосы
У улитковой пиявкитело овальное или каплевидное длиной 1–3 см. Если улитковую пиявку побеспокоить, она сворачивается в кольцо. Питается моллюскамиГабдулинова К. Г.Карточкизадания как средство ознакомления младших школьников с животными 2индикаторами качества воды водоёмов // Концепт. 22015. 2Спецвыпуск №27.2ART75365. 20,1п. л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/75365.htm. 2ISSN 2304120X. 6
Карточказадание 4Животные –индикаторыумеренно загрязненного водоёмаУкажите, живут ли такие животные в данном водоеме.
__________________
________________
_________________
Личинки стрекозживут в стоячих и медленно текущих водоемах. Они хищники, ловят рачков, насекомых, мелких пиявок, а крупные даже головастиков и мальков рыб при помощи ловчего аппарата –маскиВодяной ослик–это рачок размером 1–2 см, грязносерого цвета, с длинными, направленными вперед усиками и семью парами ног. Питается только растениями, отсюда название–ослик
Бокоплавы –это рачки величиной 1–2см, тело их сплюснуто с боков и дугообразно изогнуто. Плавают в самых различных положениях, но на мелких местах лежа на боку, что и послужило поводом к их названиюГабдулинова К. Г.Карточкизадания как средство ознакомления младших школьников с животными 2индикаторами качества воды водоёмов // Концепт. 22015. 2Спецвыпуск №27.2ART75365. 20,1п. л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/75365.htm. 2ISSN 2304120X. 7
Карточказадание 5Животные –индикаторы чрезмерно загрязненного водоёмаУкажите, живут ли такие животные в данном водоеме.
________________
__________________
Ссылки на источники1.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Ч. 1.–М.: Просвещение, 2011.–400 с.2.Биологический энциклопедический словарь/ гл. ред. М. С. Гиляров. –М.: Сов.энцикл., 1986. 831 с.3.ГабдулиноваК. Г. Ознакомление младших школьников с методом оценки качества воздуха с помощью лишайников //Начальная школа. –2010. –№ 7. –С. 80–82.4.Школьный экологический мониторинг: учеб.метод.пособие/ под ред. Т. Я. Ашихминой. –М.: АГАР, 2000. –386 с.5.Козлов М. А., Олигер И. М. Школьный атласопределитель беспозвоночных. –М.: Просвещение, 1991. –207 с.Трубочник–водный, донный червь красного цвета длиной около 5 см. Обитает на дне илистого водоема.
Большая часть тела трубочника погружена в грунт, наружу высовывается лишь его задний конец. Вокруг него образуется короткая, направленная вверх трубочка, состоящая из склеенных слизью частичек ила. При малейшей тревоге черви сразу прячутся в трубочки, но вскоре опять высовываются наружу
Личинка комаразвонца, или дергунадугообразно согнута, ярко красного цвета, обитает в илу стоячих водоемов и медленно текущих рекГабдулинова К. Г.Карточкизадания как средство ознакомления младших школьников с животными 2индикаторами качества воды водоёмов // Концепт. 22015. 2Спецвыпуск №27.2ART75365. 20,1п. л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/75365.htm. 2ISSN 2304120X. 8
KamilyaGabdulinova,
Candidate of Biological Sciences, Vyatka State University of Humanities, Kirovprirodakirov@yandex.ruCardset as a means to familiarize younger students with animals–indicators of the quality of water reservoirsAbstract. The article presents the task cards of an environmental excursion for schoolchildren to test water quality of water bodies by the animalsindicators.Keywords:environmental excursion, bioindication, animalsindicators, task cards.
Рекомендованокпубликации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакциюReceived03.11.15Получена положительная рецензияReceived a positive review05.11.15ПринятакпубликацииAccepted for publication05.11.15ОпубликованаPublished11.11.15
© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Габдулинова К. Г.,2015www.ekoncept.ru
ART75365бДК373.3
Габдулинова Камиля Гапбасовна,
кандидат биологических наук ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Кировprirodakirov@yandex.ru
Карточкизадания как средство ознакомления младших школьников с животными –индикаторами качества воды водоёмов
Аннотация.В статье представлены карточкизаданиядля экологической экскурсии по ознакомлению младших школьников с животными –индикаторами качества водыводоемов.
Ключевые слова:экологическая экскурсия, биоиндикация, животныеиндикаторы, карточкизадания.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
В основном содержании дисциплины «Окружающий мир», представленном в Примерной программе при изучении темы «Водоёмы родного края» в разделе «характеристика деятельности учащихся» определено: «оценивать чистоту воды в водоёмах» [1, c. 285]. Целью одной из экологических экскурсий может быть ознакомление учащихся с животными –индикаторами качества воды, знания о которых составят хорошую основу при формировании в дальнейшем умений оценивать чистоту воды в водоемахметодамибиоиндикации. Методы биоиндикации позволяют судитьо состоянии окружающей среды по факту встречи, отсутствия, особенностям развития организмов –биоиндикаторов(Т.Я.Ашихмина, Л.Г.Бязров, Э.Г.Злотников, Э.Р.Эстрин, О.П.Мелехова, Е. И. Егорова и др.).Биоиндикаторы (от био … и лат. indico–указываю, определяю), организмы, присутствие, количество которых служит показателями естественных процессов, условий или антропогенных изменений среды обитания [2, с.62].Так, индикаторами качества воздуха могут выступать те или иные виды лишайников. Предложены методические разработки по ознакомлению младших школьников с методом оценки качества воздуха с помощью лишайников[3].О чистоте воды природного водоёма можно судить по видовому разнообразию и обилию животного населения. Так, чистые водоёмы заселяют пресноводные моллюски, личинки веснянок, поденок, ручейников и др. Они не выносят загрязнения и быстро исчезают из водоема, как только в него попадают сточные воды. Умеренно загрязненные водоёмы заселяют водяные ослики, бокоплавы, личинки мошек, стрекоз, пиявки и др. Чрезмерно загрязненный водоём заселяют трубочники, личинки комаразвонца (мотыли) и ильной мухи (крыска) [4, с. 183].В ходе экологической экскурсии на водоём для организации самостоятельной практической деятельности группам из 4–5 учениковмогут быть предложены карточкизадания с изображениями животныхиндикаторов, их названиями и краткими описаниями внешнего вида.Изображение и описание животного на карточке –своего рода определитель для ребенка. В карточках также дано задание: указать живут ли указанные животные (моллюски, личинки насекомых, пиявки, рачки и др.) в данном водоёме. Габдулинова К. Г.Карточкизадания как средство ознакомления младших школьников с животными 2индикаторами качества воды водоёмов // Концепт. 22015. 2Спецвыпуск №27.2ART75365. 20,1п. л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/75365.htm. 2ISSN 2304120X. 2
Ниже представленыследующие карточкизадания: «Моллюски –индикаторы чистого водоема», «Личинки насекомых –индикаторы чистого водоема», «Пиявки –индикаторы умеренно загрязненного водоема», «Животные –индикаторы умеренно загрязненного водоема» и «Животные –индикаторы чрезмерно загрязненного водоема».В ходе наблюдений за животными важно научить учащихся выделять их характерные отличительные признаки, по которым легче всего узнавать в природе. В ряде случаев названия животных содержат важную информацию о них, подчеркивают те или иные их особенности (например, водяной ослик питается только растениями, бокоплав может плавать, лежа на боку и т. д.). Поэтому следует обращать внимание детей на названия животных, стараясь найти им объяснения. Это поможет детям запомнить рассматриваемых животных.Габдулинова К. Г.Карточкизадания как средство ознакомления младших школьников с животными 2индикаторами качества воды водоёмов // Концепт. 22015. 2Спецвыпуск №27.2ART75365. 20,1п. л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/75365.htm. 2ISSN 2304120X. 3
Карточказадание 1Моллюски –индикаторы чистого водоёмаУкажите,живут ли такие моллюски в данном водоеме.
Улитки
__________
Ракушки
__________
Прудовики–самые обычные улитки прудов, озер и стариц. Встречаются на растениях, которыми питаются. У прудовиков раковина закручена спирально, в несколько оборотов, в виде башенки. Прудовик обыкновенный –наиболее крупный из наших прудовиков, высота раковиныможет достигать 6 см
У улиток катушек раковины закручены в одной плоскости, в виде колесика
В водоемах с песчаным дном и с текучей водой, на дне обитают крупные двустворчатые моллюски–перловицы. Раковина у перловиц с толстымистенками, тот край, где створки соединяются, выглядит вогнутымБеззубкивстречаются на дне стоячих и медленно текущих водоемов с илистым дном. В отличие от перловицы у беззубки раковина с тонкими стенками, и тот край, где створки соединяются, выглядит выпуклымГабдулинова К. Г.Карточкизадания как средство ознакомления младших школьников с животными 2индикаторами качества воды водоёмов // Концепт. 22015. 2Спецвыпуск №27.2ART75365. 20,1п. л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/75365.htm. 2ISSN 2304120X. 4
Карточказадание 2Личинки насекомых –индикаторы чистого водоёмаУкажите, живут ли такие личинки насекомых в данном водоеме.
__________
__________
__________
__________
Личинки подёнокимеют зеленоватую окраску, плавают с помощью трех перистых хвостовых нитей. Дышат жабрами в виде тонких пластинок, которые помещаются рядами по обеим сторонам брюшка. Личинки подёнок живут в воде 2–3 года.Во взрослом состоянии подёнки –крылатые насекомые и живут очень недолго–многие всего один день, отсюда их название
Вид личинки подёнки сбоку
Личинки веснянокот подёнок отличаются, вопервых, бурым цветом, вовторых, тем, что несут только две хвостовые нити и имеют длинные усики и, втретьих, не имеют по бокам тела жаберных пластинок. Во взрослом состоянии веснянки–крылатые насекомые и встречаются, главным образом, весной, отсюда их названиеЛичинки ручейниковживут в особых футлярах–чехликах, которые онистроят из самых разнообразных материалов: кусочков листьев, песчинок, шелухи подсолнечника, мелких раковинок. Чехлик дает личинкам надежное убежище
У личинок вислокрылокочень большая голова, а по бокам брюшка имеются жаберные выросты, при помощи которых личинки дышат растворенным в воде кислородомГабдулинова К. Г.Карточкизадания как средство ознакомления младших школьников с животными 2индикаторами качества воды водоёмов // Концепт. 22015. 2Спецвыпуск №27.2ART75365. 20,1п. л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/75365.htm. 2ISSN 2304120X. 5
Карточказадание 3Пиявки –индикаторы умеренно загрязненного водоёмаУкажите, живут липиявки в данном водоеме.
У пиявок тело червеобразное, на концах имеются присоски. В водоёмах Кировскойобласти встречаются пиявки: большая ложноконская, малая ложноконская, улитковая. Онидля человека никакой опасности не представляют, поскольку не могут прокусить его кожу.
_____________
______________
____________
У большой ложноконской пиявкидлина тела до 15 см, спинная сторона черная или темносерая, без поперечных светлых полос. Питается различными водными животными: моллюсками, личинками насекомых, другими пиявками, головастиками и мальками рыб
Умалой ложноконской пиявкидлина тела до 6см, на спинной стороне имеются светлые пятна, которые образуют поперечные полосы
У улитковой пиявкитело овальное или каплевидное длиной 1–3 см. Если улитковую пиявку побеспокоить, она сворачивается в кольцо. Питается моллюскамиГабдулинова К. Г.Карточкизадания как средство ознакомления младших школьников с животными 2индикаторами качества воды водоёмов // Концепт. 22015. 2Спецвыпуск №27.2ART75365. 20,1п. л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/75365.htm. 2ISSN 2304120X. 6
Карточказадание 4Животные –индикаторыумеренно загрязненного водоёмаУкажите, живут ли такие животные в данном водоеме.
__________________
________________
_________________
Личинки стрекозживут в стоячих и медленно текущих водоемах. Они хищники, ловят рачков, насекомых, мелких пиявок, а крупные даже головастиков и мальков рыб при помощи ловчего аппарата –маскиВодяной ослик–это рачок размером 1–2 см, грязносерого цвета, с длинными, направленными вперед усиками и семью парами ног. Питается только растениями, отсюда название–ослик
Бокоплавы –это рачки величиной 1–2см, тело их сплюснуто с боков и дугообразно изогнуто. Плавают в самых различных положениях, но на мелких местах лежа на боку, что и послужило поводом к их названиюГабдулинова К. Г.Карточкизадания как средство ознакомления младших школьников с животными 2индикаторами качества воды водоёмов // Концепт. 22015. 2Спецвыпуск №27.2ART75365. 20,1п. л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/75365.htm. 2ISSN 2304120X. 7
Карточказадание 5Животные –индикаторы чрезмерно загрязненного водоёмаУкажите, живут ли такие животные в данном водоеме.
________________
__________________
Ссылки на источники1.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Ч. 1.–М.: Просвещение, 2011.–400 с.2.Биологический энциклопедический словарь/ гл. ред. М. С. Гиляров. –М.: Сов.энцикл., 1986. 831 с.3.ГабдулиноваК. Г. Ознакомление младших школьников с методом оценки качества воздуха с помощью лишайников //Начальная школа. –2010. –№ 7. –С. 80–82.4.Школьный экологический мониторинг: учеб.метод.пособие/ под ред. Т. Я. Ашихминой. –М.: АГАР, 2000. –386 с.5.Козлов М. А., Олигер И. М. Школьный атласопределитель беспозвоночных. –М.: Просвещение, 1991. –207 с.Трубочник–водный, донный червь красного цвета длиной около 5 см. Обитает на дне илистого водоема.
Большая часть тела трубочника погружена в грунт, наружу высовывается лишь его задний конец. Вокруг него образуется короткая, направленная вверх трубочка, состоящая из склеенных слизью частичек ила. При малейшей тревоге черви сразу прячутся в трубочки, но вскоре опять высовываются наружу
Личинка комаразвонца, или дергунадугообразно согнута, ярко красного цвета, обитает в илу стоячих водоемов и медленно текущих рекГабдулинова К. Г.Карточкизадания как средство ознакомления младших школьников с животными 2индикаторами качества воды водоёмов // Концепт. 22015. 2Спецвыпуск №27.2ART75365. 20,1п. л. 2URL: http://ekoncept.ru/2015/75365.htm. 2ISSN 2304120X. 8
KamilyaGabdulinova,
Candidate of Biological Sciences, Vyatka State University of Humanities, Kirovprirodakirov@yandex.ruCardset as a means to familiarize younger students with animals–indicators of the quality of water reservoirsAbstract. The article presents the task cards of an environmental excursion for schoolchildren to test water quality of water bodies by the animalsindicators.Keywords:environmental excursion, bioindication, animalsindicators, task cards.
Рекомендованокпубликации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакциюReceived03.11.15Получена положительная рецензияReceived a positive review05.11.15ПринятакпубликацииAccepted for publication05.11.15ОпубликованаPublished11.11.15
© Концепт, научнометодический электронный журнал, 2015©Габдулинова К. Г.,2015www.ekoncept.ru