Инновационные подходы в преподавании гражданского права: применение авторских технологий
Выпуск:
ART 85072
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Иванова
Ж.
Б.,
Коробко
К.
И. Инновационные подходы в преподавании гражданского права: применение авторских технологий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
356–360. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85072.htm.
Аннотация. В статье описывается один из видов интерактивной работы студентов на практических занятиях по гражданскому праву. Авторами представлен возможный вариант применения инновационных педагогических технологий. Сделан вывод о том, что развитие профессионального мастерства педагогов, их творческих способностей позволяет осуществить методическую деятельность в изменяющихся педагогических условиях.
Текст статьи
Иванова Жанна Борисовна,кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса, Коми республиканская академия государственной службы и управления, г. Сыктывкарmgbpravo@yandex.ru
Коробко Ксения Игоревна,кандидат юридических наук, заведующая кафедрой гражданского права и процесса, Сыктывкарский государственный университет, г. Сыктывкарtreshkina@mail.ru
Инновационные подходы в преподавании гражданского права: применение авторских технологий
Аннотация.В статье описывается один из видов интерактивной работы студентов на практических занятиях по гражданскому праву. Авторами представлен возможный вариант применения инновационных педагогических технологий. Сделан вывод о том, что развитие профессионального мастерства педагогов, их творческих способностей, позволяет осуществить методическую деятельность в изменяющихся педагогических условиях.Ключевые слова:методики преподавания, кроссворды, ребусы, артпедагогика, педагогическое творчество.
Проблема уяснения, освоения, применения на практике инновационных технологий обучения на сегодняшний день весьма актуальна в высшей школе. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт призывает активизировать деятельность преподавателей вузов по применению интерактивных методов преподавания.Поиск новых, использование и применение уже известных форм и приёмов изучения права стало не только закономерным, но и необходимым условием обучения в современной школе.В данной статье рассмотрим методические приёмы преподавания гражданского права с помощью интерактивных методов обучения. Опыт авторов показывает, что дисциплины с наработанной литературой и более традиционные по содержанию представляют собой более благодатное поле для методических инноваций, тогда как эффективности освоения инновационных по содержанию дисциплин способствует большей доли традиционных методических средств преподавания. В своей педагогической деятельности авторы используют кроссворды при проверке изученного понятийного аппарата, а также обобщении и систематизации знаний. Кроссворд можно составлять самому преподавателю, а также студентам, поскольку составление кроссворда даёт им возможность проявить себя, позволяет самостоятельно отыскивать ответы на поставленные вопросы.Во время решения кроссвордов расширяется кругозор обучающихся, развивается их логическое мышление и память, повышается мотивация студентов к обучению и возможность самореализации личности, а также повышаетсяинтеллектуальная самостоятельность обучающихся, нестандартность мышления, яркость и оригинальность идей.Рассмотрим один из примеров кроссворда (таб.1).
Таблица 1Кроссворд
9
27
14
3
1
24
17
4
7
35
5
21
30
33
16
18
6
8
12
20
38
32
11
26
40
42
2
22
34
44
10
23
28
46
31
39
41
48
15
36
43
47
25
29
37
49
19
50
13
51
45
По горизонтали:
2. представляет собой сделку, совершаемую одним лицом от имени другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, законе либо административном акте.5. предусмотренное законом или договором обязательство, в силу которого какоелибо лицо отвечает перед кредиторами при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства должником.7. объединение группы лиц на добровольных началах для ведения совместной хозяйственной деятельности.8. способ защиты прав и интересов отдельных граждан: малолетних (в возрасте до 14 лет) и признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства.10. отсрочка исполнения обязательств, устанавливаемая государством на определенный срок или до окончания какихлибо чрезвычайных событий.11. обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть.13. правоотношение, в силу которого возникает обязанность одного лица совершить в пользу другого лица определенное действие.15. способ защиты прав и интересов отдельных граждан: несовершеннолетних (в возрасте от 14 до 18 лет) и признанных судом ограниченно дееспособными вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.17. … морального вреда.19. в широком смысле слова —образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними др. подобных объектов.26. вознаграждение за услугу.29. физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение.31. несовершеннолетние, не достигшие 14 лет.33. денежные суммы, выдаваемые одними участниками гражданских правоотношений другим в счет предстоящих платежей за будущее исполнение обязательств.34. юридическое средство защиты нарушенных прав или оспариваемого субъективного права.35. письменные полномочия, выдаваемые одним лицом другому для представительства перед третьими лицами.38. разрешение на право, либо право на выполнение некоторых действий, которое можетудостоверяться одноимённым документом.40. лицо, обладающее на данный момент исключительными авторскими правами.43. адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение.44. право лица или группы лиц владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом по своему усмотрению.45. не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.46. право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества.48. новое решение технической проблемы.49. это физическое, юридическое лицо, которое владеет одной или несколькими акциямив капиталеакционерного общества.50. субъективное гражданское право, объектом которого является индивидуальноопределенная вещь.51. продукт творчества, созданный автором.
Ответы:2. представительство5. гарантия7. артель8. опека10. мораторий11. филиал13. обязательство15. попечительство17. компенсация19. стандарт22. актив23. кооператив26. гонорар29. автор31. малолетние33. аванс34. иск35. доверенность38. лицензия40. правообладатель43. оферта44. собственность45. фонд46. сервитут48. изобретение49. акционер50. вещное51. произведение
По вертикали:
1. имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности и признаваемый гражданским законодательством недвижимостью.3. один из вещноправовых способов защиты права собственности; исковое требование невладеющего собственника к владеющему несобственнику о возврате вещи в натуральной форме.4. учреждение для заключения крупных торговых и финансовых сделок. По законодательству Российской Федерации является некоммерческой организацией.6. это доход, уплачиваемый (начисляемый) заемщиком в пользу кредитора как плата за использование привлеченных на определенный или неопределенный срок средств или имущества.9. способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права.12. письменное извещение, направляемое одним банком другому о выполнении операций по счетам клиентов.14. договор, заключённыйкоммерческой организациейи устанавливающий её обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые организация должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.16. действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.18. охранный документ, удостоверяющий исключительное право, авторство и приоритет изобретения, полезной модели либо промышленного образца.20. соглашение двух или более лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.21. юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности.24. обнаружение потерянной кемлибо вещи.25. способность иметь права и нести обязанности, которая признается в равной мере за всеми лицами.27. возникающая на основании гражданского правонарушения, обязанность правонарушителя совершить определенное имущественное действие, удовлетворяющее законный интерес лица, чье право нарушено.28. способность лица иметь и осуществлять, непосредственно или через своих представителей, субъективные права и юридические обязанности.29. институт гражданского права, регулирующий правоотношения, связанные с созданием и использованием произведений науки, литературыили искусства, то есть объективных результатов творческой деятельности людей в этих областях30. это профессиональный участник рынка ценных бумаг, совершающий операции с ценными бумагамиот своего имени и за свой счёт.32. это событие относительного характера, влекущее возникновение, изменение или прекращение гражданских правоотношений.33. согласие с предложением (офертой) другой стороны, влекущее за собой правовые последствия.36. система ставок платы за различные производственные и непроизводственные услуги, предоставляемые компаниями, организациями, фирмами и учреждениями.37. организация(производственная, торговая и т.п.), состоящая из равноправных участников.39. юридическое лицо, собственник изобретения, патента, технологических знаний и пр., выдающий своему контрагенту лицензию на использование своих прав в определенных пределах.41. процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового.42. договор о произведениях литературы, науки или искусства, заключаемый между автором (или его наследниками) и издательством, театром, киностудией и т.п.47. условное денежное обязательство, принимаемое банком (банкомэмитентом) по поручению приказодателя.51. организованное наблюдение за развитием и воспитаниемребёнка в условиях домашней обстановки.Ответы:1. предприятие3. виндикация4. биржа6. проценты9. дееспособность12. авизо14. публичный16. сделка18. патент20. договор21. лицензиат24. находка25. правоспособность27. ответственность28. правосубъектность29. авторство30. дилер32. срок33. акцепт36. тариф37. товарищество39. лицензиар41. творчество42. авторский47. аккредитив51. патронаж
Современные образовательные технологии позволяют совершенствовать процесс обучения в соответствии с требованиями нового ФГОС, осуществлять компетентностный подход, объективно оценивать результаты работы, предлагать новые направления деятельности.Другим примером реализации инновационных технологий в обучении юристов в вузе является процесс отгадывания ребусов и дача определений по загаданному понятию.Процесс отгадывания ребусов и их составление является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы студента. Отгадывание оттачивает и дисциплинирует ум, приучая к чёткой логике, к рассуждению. Использование ребусов можно рассматривать как процесс творческий, а поэтому, ребусы целесообразны не столько для проверки общей эрудиции обучающихся, сколько для лучшего усвоения ими фактического материала.Необходимо помнить, что включая студентов в эту интеллектуальную игру, преподаватель в нетрадиционной, а значит, более интересной для студентов форме проверяет их знания, прочность и глубину усвоения пройденного, выявляет, какие именно вопросы нуждаются в разъяснении и закреплении.Приведём примеры некоторых заданий, в которых студентам необходимо отгадать ребус и дать определение зашифрованным понятиям.
Ответ: ©факторингª.
Ответ: ©дарениеª.
Ответ: ©лизингª.
Ответ: ©брокерª.
Ответ: ©рентаª.
Ответ: ©вексельª.
Ответ: ©инкассоª.
Ответ: ©франчайзингª.
Ответ: ©страхованиеª.
Одним из инновационным в развитии технологий обучения в системе высшего образования является такой метод интерактивного обучения, как арттехнологии в образовании. Артпедагогика –это синтез двух областей научного знания: искусства и педагогики. Посредством искусства (картины, стихи, проза) студентам разъясняются определённые положения гражданскоправовых норм.Так, например, студентам представляется картина художникаСыроваВ. ©Ярмаркав Здемировоª[1]. Ярмаркаорганизуется в установленном месте и на определенный срок сцелью заключения договоровкуплипродажи между продавцами и покупателями.
Далее обучающимся предлагается ответить на тестовыевопросы[2]:1). По договору куплипродажи одна сторона (продавец) обязуется передатьдругой стороне (покупателю):а) вещь (товар)б) работу (результат работы)в) услугу (результат услуги)г) любые из указанных выше (в пунктах ©аª –©вª) объектов гражданских прав2). Договор куплипродажи товара может быть заключен в отношениитовара:а) имеющегося в наличии у продавца в момент заключения договораб) который будет создан продавцом в будущемв) который будет приобретен продавцом в будущемг) имеющегося в наличии у продавца в момент заключения договора, а такжетовара, который будет создан или приобретен продавцом в будущем3). Если иное не предусмотрено договором куплипродажи, в случае, когдадоговором куплипродажи предусмотрена оплата товара черезопределенное время после его передачи покупателю, товар с момента егопередачи покупателю и до его оплаты признается:а) находящимся в собственности продавцаб) находящимся в залоге у продавца в) находящимся в собственности покупателя без какихлибо обремененийг) находящимся в совместной собственности покупателя и продавца4). Если иное не предусмотрено законом или договором розничной куплипродажи, договор розничной куплипродажи считается заключенным внадлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю:а) кассового чекаб) товарного чекав) кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплатутовараг) экземпляра договора розничной куплипродажи, подписанного сторонамиДайте ответ на следующие вопросы:1.Дайте понятие договора куплипродажи и раскройте характерные признаки договора куплипродажи?2.Какие выделяются виды договора куплипродажи?3.Какие субъекты могут выступать в качестве сторон договора куплипродажи?4.Дайте характеристику предмета договора куплипродажи?5.В какой форме заключается договор куплипродажи?6.С какого момента договор куплипродажи считается заключенным?7.В какой момент обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной?8.С какого момента на покупателя переходит риск гибели товара?9.Каковы права покупателя в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения продавцом обязанности передать товар?10.Дайте характеристику обязанности покупателя принять и оплатить товар?Решите задачу. Сидоров купил в магазине бытовой техники в кредит электробритву. После погашения половины кредита Сидоров уволился с работы, в связи с чем в течение трех месяцев он не оплачивал магазину платежи по кредиту. В связи с вышеизложенным, магазин бытовой техники обратился в суд с требованием о взыскании с Сидорова всей суммы задолженности, не смотря на то, что до наступления срока последнего платежа оставалось еще 2 месяца. Судом требования магазина бытовой техники были удовлетворены. Сидоров обжаловал решение суда первой инстанции, указав в обоснование своих доводов, чтовзыскание с него единовременно полной стоимости электробритвы противоречит условиям договора о периодичности платежей. Как, повашему мнению, должно разрешиться дело?Сущность артпедагогики состоит в воспитании и обучении, развитии студентов средствами искусства, формировании у них основ художественной культуры и знаний гражданского права. Артпедагогика это инновационный метод педагогического мастерства, который, к сожалению, редко используется в ходе проведения занятий по правовым дисциплинам.Выводы. Вопрос о выборе методов проведения учебных занятий –каждодневный, практический[3]. В его решении преподавателю необходимо проявить максимум творчества и самостоятельности.В настоящее время тенденция поиска путей повышения эффективности процесса обучения в высших учебных заведениях является одной из приоритетных в современном российском обществе. Инновационные процессы стали важными направлениями деятельности образовательных учреждений. В этих условиях особую значимость приобретает развитие профессионального мастерства педагогов, их творческих способностей, позволяющих осуществить методическую деятельность в изменяющихся педагогических условиях, поскольку именно педагог является ведущим субъектом образовательного процесса.Способы активизировать этот процесс по всей стране –организовывать курсы повышения квалификации, конференции, форумы, площадки для обмена опытом, всевозможные тренинги и конкурсы.Так, например, конкурс "Лучшая научная статья" является самым крупным и популярным конкурсом, проводимым АНО ДПО "МЦИТО" и редакцией журнала "Концепт".Об этом говорит двухлетняя статистика[4]:Таблица 2
Статистика конкурса
Показатели
2013 год
2014 год
Динамика
Общее количество конкурсных статей
929
982
+53Количество населенных пунктов, представленных на конкурсе
518
667
+149Количество представленных образовательных и научных организаций
684
1055
+371Количество авторов, принявших участие в конкурсе
872
1319
+447из них:
кандидаты наук
259
584
+325доктора наук
42
135
+93
Материалы данного конкурса являются предметом размышлений для самой широкой общественности. Участники конкурса не замыкаются только на научных изысканиях, они также делятся и своими авторскими методическими разработками проведения занятий (номинация ©Педагогические наукиª). Участие в указанном конкурсе являются мощным стимулом для научной деятельности, для совершенствования методик проведения различных видов занятий, внедрения инновационных образовательных технологий, применения творческих заданий, способствует самовыражению педагогов, раскрытию их способностей и творческого потенциала.
Ссылки на источники1.http://www.ilook.by/content/images/news/february/5657-41356777-u1468b.jpg2.http://evert.ru/sites/default/files/tests/test_dlya_yurista__grazhdanskoe_pravo_ kuplya prodazha.pdf3.См.:Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М., 1987. С. 1051164.http://ekoncept.ru/vserossiyskiykonkursluchshayanauchnayastatya2015.html
IvanovaZhanna, Candidateof law, associate professor of civil law and process, Komi republican academy of state service and management, SyktyvkarKorobkoKseniya, Candidateof law, Head of Department of Civil Law and Procedure, Syktyvkar State University, SyktyvkarInnovative approaches in teaching civil law: the use of copyright technologiesAbstract.This article describes one type of interactive work of students on practical training in civil law. The authors present possible applications of innovative educational technologies. It is concluded that the development of professional skills of teachers, their creative abilities, allows the methodological work in changing pedagogical conditions.Keywords:teaching methodology, crosswords, puzzles, artpedagogika, pedagogical creativity.
Коробко Ксения Игоревна,кандидат юридических наук, заведующая кафедрой гражданского права и процесса, Сыктывкарский государственный университет, г. Сыктывкарtreshkina@mail.ru
Инновационные подходы в преподавании гражданского права: применение авторских технологий
Аннотация.В статье описывается один из видов интерактивной работы студентов на практических занятиях по гражданскому праву. Авторами представлен возможный вариант применения инновационных педагогических технологий. Сделан вывод о том, что развитие профессионального мастерства педагогов, их творческих способностей, позволяет осуществить методическую деятельность в изменяющихся педагогических условиях.Ключевые слова:методики преподавания, кроссворды, ребусы, артпедагогика, педагогическое творчество.
Проблема уяснения, освоения, применения на практике инновационных технологий обучения на сегодняшний день весьма актуальна в высшей школе. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт призывает активизировать деятельность преподавателей вузов по применению интерактивных методов преподавания.Поиск новых, использование и применение уже известных форм и приёмов изучения права стало не только закономерным, но и необходимым условием обучения в современной школе.В данной статье рассмотрим методические приёмы преподавания гражданского права с помощью интерактивных методов обучения. Опыт авторов показывает, что дисциплины с наработанной литературой и более традиционные по содержанию представляют собой более благодатное поле для методических инноваций, тогда как эффективности освоения инновационных по содержанию дисциплин способствует большей доли традиционных методических средств преподавания. В своей педагогической деятельности авторы используют кроссворды при проверке изученного понятийного аппарата, а также обобщении и систематизации знаний. Кроссворд можно составлять самому преподавателю, а также студентам, поскольку составление кроссворда даёт им возможность проявить себя, позволяет самостоятельно отыскивать ответы на поставленные вопросы.Во время решения кроссвордов расширяется кругозор обучающихся, развивается их логическое мышление и память, повышается мотивация студентов к обучению и возможность самореализации личности, а также повышаетсяинтеллектуальная самостоятельность обучающихся, нестандартность мышления, яркость и оригинальность идей.Рассмотрим один из примеров кроссворда (таб.1).
Таблица 1Кроссворд
9
27
14
3
1
24
17
4
7
35
5
21
30
33
16
18
6
8
12
20
38
32
11
26
40
42
2
22
34
44
10
23
28
46
31
39
41
48
15
36
43
47
25
29
37
49
19
50
13
51
45
По горизонтали:
2. представляет собой сделку, совершаемую одним лицом от имени другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, законе либо административном акте.5. предусмотренное законом или договором обязательство, в силу которого какоелибо лицо отвечает перед кредиторами при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства должником.7. объединение группы лиц на добровольных началах для ведения совместной хозяйственной деятельности.8. способ защиты прав и интересов отдельных граждан: малолетних (в возрасте до 14 лет) и признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства.10. отсрочка исполнения обязательств, устанавливаемая государством на определенный срок или до окончания какихлибо чрезвычайных событий.11. обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть.13. правоотношение, в силу которого возникает обязанность одного лица совершить в пользу другого лица определенное действие.15. способ защиты прав и интересов отдельных граждан: несовершеннолетних (в возрасте от 14 до 18 лет) и признанных судом ограниченно дееспособными вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами.17. … морального вреда.19. в широком смысле слова —образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними др. подобных объектов.26. вознаграждение за услугу.29. физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение.31. несовершеннолетние, не достигшие 14 лет.33. денежные суммы, выдаваемые одними участниками гражданских правоотношений другим в счет предстоящих платежей за будущее исполнение обязательств.34. юридическое средство защиты нарушенных прав или оспариваемого субъективного права.35. письменные полномочия, выдаваемые одним лицом другому для представительства перед третьими лицами.38. разрешение на право, либо право на выполнение некоторых действий, которое можетудостоверяться одноимённым документом.40. лицо, обладающее на данный момент исключительными авторскими правами.43. адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение.44. право лица или группы лиц владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом по своему усмотрению.45. не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.46. право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества.48. новое решение технической проблемы.49. это физическое, юридическое лицо, которое владеет одной или несколькими акциямив капиталеакционерного общества.50. субъективное гражданское право, объектом которого является индивидуальноопределенная вещь.51. продукт творчества, созданный автором.
Ответы:2. представительство5. гарантия7. артель8. опека10. мораторий11. филиал13. обязательство15. попечительство17. компенсация19. стандарт22. актив23. кооператив26. гонорар29. автор31. малолетние33. аванс34. иск35. доверенность38. лицензия40. правообладатель43. оферта44. собственность45. фонд46. сервитут48. изобретение49. акционер50. вещное51. произведение
По вертикали:
1. имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности и признаваемый гражданским законодательством недвижимостью.3. один из вещноправовых способов защиты права собственности; исковое требование невладеющего собственника к владеющему несобственнику о возврате вещи в натуральной форме.4. учреждение для заключения крупных торговых и финансовых сделок. По законодательству Российской Федерации является некоммерческой организацией.6. это доход, уплачиваемый (начисляемый) заемщиком в пользу кредитора как плата за использование привлеченных на определенный или неопределенный срок средств или имущества.9. способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права.12. письменное извещение, направляемое одним банком другому о выполнении операций по счетам клиентов.14. договор, заключённыйкоммерческой организациейи устанавливающий её обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые организация должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.16. действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.18. охранный документ, удостоверяющий исключительное право, авторство и приоритет изобретения, полезной модели либо промышленного образца.20. соглашение двух или более лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.21. юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности.24. обнаружение потерянной кемлибо вещи.25. способность иметь права и нести обязанности, которая признается в равной мере за всеми лицами.27. возникающая на основании гражданского правонарушения, обязанность правонарушителя совершить определенное имущественное действие, удовлетворяющее законный интерес лица, чье право нарушено.28. способность лица иметь и осуществлять, непосредственно или через своих представителей, субъективные права и юридические обязанности.29. институт гражданского права, регулирующий правоотношения, связанные с созданием и использованием произведений науки, литературыили искусства, то есть объективных результатов творческой деятельности людей в этих областях30. это профессиональный участник рынка ценных бумаг, совершающий операции с ценными бумагамиот своего имени и за свой счёт.32. это событие относительного характера, влекущее возникновение, изменение или прекращение гражданских правоотношений.33. согласие с предложением (офертой) другой стороны, влекущее за собой правовые последствия.36. система ставок платы за различные производственные и непроизводственные услуги, предоставляемые компаниями, организациями, фирмами и учреждениями.37. организация(производственная, торговая и т.п.), состоящая из равноправных участников.39. юридическое лицо, собственник изобретения, патента, технологических знаний и пр., выдающий своему контрагенту лицензию на использование своих прав в определенных пределах.41. процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового.42. договор о произведениях литературы, науки или искусства, заключаемый между автором (или его наследниками) и издательством, театром, киностудией и т.п.47. условное денежное обязательство, принимаемое банком (банкомэмитентом) по поручению приказодателя.51. организованное наблюдение за развитием и воспитаниемребёнка в условиях домашней обстановки.Ответы:1. предприятие3. виндикация4. биржа6. проценты9. дееспособность12. авизо14. публичный16. сделка18. патент20. договор21. лицензиат24. находка25. правоспособность27. ответственность28. правосубъектность29. авторство30. дилер32. срок33. акцепт36. тариф37. товарищество39. лицензиар41. творчество42. авторский47. аккредитив51. патронаж
Современные образовательные технологии позволяют совершенствовать процесс обучения в соответствии с требованиями нового ФГОС, осуществлять компетентностный подход, объективно оценивать результаты работы, предлагать новые направления деятельности.Другим примером реализации инновационных технологий в обучении юристов в вузе является процесс отгадывания ребусов и дача определений по загаданному понятию.Процесс отгадывания ребусов и их составление является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы студента. Отгадывание оттачивает и дисциплинирует ум, приучая к чёткой логике, к рассуждению. Использование ребусов можно рассматривать как процесс творческий, а поэтому, ребусы целесообразны не столько для проверки общей эрудиции обучающихся, сколько для лучшего усвоения ими фактического материала.Необходимо помнить, что включая студентов в эту интеллектуальную игру, преподаватель в нетрадиционной, а значит, более интересной для студентов форме проверяет их знания, прочность и глубину усвоения пройденного, выявляет, какие именно вопросы нуждаются в разъяснении и закреплении.Приведём примеры некоторых заданий, в которых студентам необходимо отгадать ребус и дать определение зашифрованным понятиям.
Ответ: ©факторингª.
Ответ: ©дарениеª.
Ответ: ©лизингª.
Ответ: ©брокерª.
Ответ: ©рентаª.
Ответ: ©вексельª.
Ответ: ©инкассоª.
Ответ: ©франчайзингª.
Ответ: ©страхованиеª.
Одним из инновационным в развитии технологий обучения в системе высшего образования является такой метод интерактивного обучения, как арттехнологии в образовании. Артпедагогика –это синтез двух областей научного знания: искусства и педагогики. Посредством искусства (картины, стихи, проза) студентам разъясняются определённые положения гражданскоправовых норм.Так, например, студентам представляется картина художникаСыроваВ. ©Ярмаркав Здемировоª[1]. Ярмаркаорганизуется в установленном месте и на определенный срок сцелью заключения договоровкуплипродажи между продавцами и покупателями.
Далее обучающимся предлагается ответить на тестовыевопросы[2]:1). По договору куплипродажи одна сторона (продавец) обязуется передатьдругой стороне (покупателю):а) вещь (товар)б) работу (результат работы)в) услугу (результат услуги)г) любые из указанных выше (в пунктах ©аª –©вª) объектов гражданских прав2). Договор куплипродажи товара может быть заключен в отношениитовара:а) имеющегося в наличии у продавца в момент заключения договораб) который будет создан продавцом в будущемв) который будет приобретен продавцом в будущемг) имеющегося в наличии у продавца в момент заключения договора, а такжетовара, который будет создан или приобретен продавцом в будущем3). Если иное не предусмотрено договором куплипродажи, в случае, когдадоговором куплипродажи предусмотрена оплата товара черезопределенное время после его передачи покупателю, товар с момента егопередачи покупателю и до его оплаты признается:а) находящимся в собственности продавцаб) находящимся в залоге у продавца в) находящимся в собственности покупателя без какихлибо обремененийг) находящимся в совместной собственности покупателя и продавца4). Если иное не предусмотрено законом или договором розничной куплипродажи, договор розничной куплипродажи считается заключенным внадлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю:а) кассового чекаб) товарного чекав) кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплатутовараг) экземпляра договора розничной куплипродажи, подписанного сторонамиДайте ответ на следующие вопросы:1.Дайте понятие договора куплипродажи и раскройте характерные признаки договора куплипродажи?2.Какие выделяются виды договора куплипродажи?3.Какие субъекты могут выступать в качестве сторон договора куплипродажи?4.Дайте характеристику предмета договора куплипродажи?5.В какой форме заключается договор куплипродажи?6.С какого момента договор куплипродажи считается заключенным?7.В какой момент обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной?8.С какого момента на покупателя переходит риск гибели товара?9.Каковы права покупателя в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения продавцом обязанности передать товар?10.Дайте характеристику обязанности покупателя принять и оплатить товар?Решите задачу. Сидоров купил в магазине бытовой техники в кредит электробритву. После погашения половины кредита Сидоров уволился с работы, в связи с чем в течение трех месяцев он не оплачивал магазину платежи по кредиту. В связи с вышеизложенным, магазин бытовой техники обратился в суд с требованием о взыскании с Сидорова всей суммы задолженности, не смотря на то, что до наступления срока последнего платежа оставалось еще 2 месяца. Судом требования магазина бытовой техники были удовлетворены. Сидоров обжаловал решение суда первой инстанции, указав в обоснование своих доводов, чтовзыскание с него единовременно полной стоимости электробритвы противоречит условиям договора о периодичности платежей. Как, повашему мнению, должно разрешиться дело?Сущность артпедагогики состоит в воспитании и обучении, развитии студентов средствами искусства, формировании у них основ художественной культуры и знаний гражданского права. Артпедагогика это инновационный метод педагогического мастерства, который, к сожалению, редко используется в ходе проведения занятий по правовым дисциплинам.Выводы. Вопрос о выборе методов проведения учебных занятий –каждодневный, практический[3]. В его решении преподавателю необходимо проявить максимум творчества и самостоятельности.В настоящее время тенденция поиска путей повышения эффективности процесса обучения в высших учебных заведениях является одной из приоритетных в современном российском обществе. Инновационные процессы стали важными направлениями деятельности образовательных учреждений. В этих условиях особую значимость приобретает развитие профессионального мастерства педагогов, их творческих способностей, позволяющих осуществить методическую деятельность в изменяющихся педагогических условиях, поскольку именно педагог является ведущим субъектом образовательного процесса.Способы активизировать этот процесс по всей стране –организовывать курсы повышения квалификации, конференции, форумы, площадки для обмена опытом, всевозможные тренинги и конкурсы.Так, например, конкурс "Лучшая научная статья" является самым крупным и популярным конкурсом, проводимым АНО ДПО "МЦИТО" и редакцией журнала "Концепт".Об этом говорит двухлетняя статистика[4]:Таблица 2
Статистика конкурса
Показатели
2013 год
2014 год
Динамика
Общее количество конкурсных статей
929
982
+53Количество населенных пунктов, представленных на конкурсе
518
667
+149Количество представленных образовательных и научных организаций
684
1055
+371Количество авторов, принявших участие в конкурсе
872
1319
+447из них:
кандидаты наук
259
584
+325доктора наук
42
135
+93
Материалы данного конкурса являются предметом размышлений для самой широкой общественности. Участники конкурса не замыкаются только на научных изысканиях, они также делятся и своими авторскими методическими разработками проведения занятий (номинация ©Педагогические наукиª). Участие в указанном конкурсе являются мощным стимулом для научной деятельности, для совершенствования методик проведения различных видов занятий, внедрения инновационных образовательных технологий, применения творческих заданий, способствует самовыражению педагогов, раскрытию их способностей и творческого потенциала.
Ссылки на источники1.http://www.ilook.by/content/images/news/february/5657-41356777-u1468b.jpg2.http://evert.ru/sites/default/files/tests/test_dlya_yurista__grazhdanskoe_pravo_ kuplya prodazha.pdf3.См.:Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. М., 1987. С. 1051164.http://ekoncept.ru/vserossiyskiykonkursluchshayanauchnayastatya2015.html
IvanovaZhanna, Candidateof law, associate professor of civil law and process, Komi republican academy of state service and management, SyktyvkarKorobkoKseniya, Candidateof law, Head of Department of Civil Law and Procedure, Syktyvkar State University, SyktyvkarInnovative approaches in teaching civil law: the use of copyright technologiesAbstract.This article describes one type of interactive work of students on practical training in civil law. The authors present possible applications of innovative educational technologies. It is concluded that the development of professional skills of teachers, their creative abilities, allows the methodological work in changing pedagogical conditions.Keywords:teaching methodology, crosswords, puzzles, artpedagogika, pedagogical creativity.