Психолого-педагогические условия взаимодействия детей и родителей в процессе совместной коллективно-творческой деятельности

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ефимова О. В. Психолого-педагогические условия взаимодействия детей и родителей в процессе совместной коллективно-творческой деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 381–385. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85077.htm.
Аннотация. Статья посвящена совместной художественно-творческой деятельности младших школьников со сверстниками, педагогами и родителями и выполнению психолого-педагогических условий ее организации; задачам современного образовательного процесса; развитию творческого потенциала всех субъектов образовательного процесса; успешности создания коллективно-творческих художественных произведений.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Ефимова Ольга Владимировна,магистр начального образования, учитель высшей квалификационной категории МБОУ СОШ №65 с углублённым изучением английского языка,г.Ростова наДонуolgaefimova23@mail.ru

Психологопедагогические условия взаимодействия детей и родителей в процессе совместной коллективнотворческой деятельности

Аннотация.Статья посвященасовместной художественнотворческой деятельности младших школьников со сверстниками, педагогами и родителямии выполнению психологопедагогических условий ее организации;задачам современного образовательного процесса; развитию творческого потенциала всех субъектов образовательного процесса; успешности создания коллективнотворческих художественных произведений. Ключевые слова:условия, сотворчество, коллективнотворческая деятельность, художественнотворческая деятельность, внеклассная работа, среда развития.

Совершенствование системы образования в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании»[5]

требует внедрения в практику работы общеобразовательных учреждений комплексных мер, направленных на своевременное обеспечение каждому ребенку адекватных условий для развития, воспитания, получения полноценного образования.Созданиесистемы психологопедагогического сопровождения учебного, воспитательного процесса одна из важнейших задач в работе школы.Следует учитывать, что ни учитель, ни ближайшее ребенка окружение не могут однозначно определить все свойства формирующейся личности. Они не рождают в нем способности любить или быть любопытным, философствовать или творить. Скорее, они дают возможность, благоприятствуют, побуждают, помогают тому, что существует в зародыше, стать реальным и актуальным [Гатанов, 1998]. Отдельно формируемые качества психики, взятые сами по себе –лишь возможные предпосылки художественного творчества [МеликПашаев, 2000].Следовательно, можно утверждать, что прямому научению творческая деятельность ребенка не подлежит,т.е. это такое состояние, при котором каждый ребенок, начиная с замысла и включая весь процесс его воплощения в живописной, графической, скульптурной или другой художественнотворческой деятельности, получает возможность максимально полно реализовать свои потенциальные способности. При анализе конкретных случаев творчества учет знаний, умений, навыков, конечно, необходим. Однако, простая сумма данных категорий не раскрывает понятия «творчество». Решающее значение имеет способ, тип психического взаимодействия в процессе творческой деятельности, в ходе которого усваиваются, приобретаются и реализуются ЗУНы. Управление этим процессом строится, прежде всего, по принципу создания условий, благоприятствующих наступлению интуитивного решения. При этом отечественная педагогика признает в ребенке исходное наличие совершенных ценностных ориентаций –предназначений, как стремление к Идеалу. И тогда, задача образования –актуализировать, инициировать этот исходный дар, создать условия, в которых ребенок может явить заложенное в нем [Брикунова, 2005]. Таким образом, задача современного образовательного процесса состоит в конструировании социальнопедагогического поля деятельности для развития творческого потенциала всех субъектов образовательного процесса и воссоздания особого рода ситуаций, обеспечивающих самоуглубление в художественные переживания, выражение собственного видения и чувствования, осознанное переживание онтологического единства с миром, осуществления его дарований посредством самореализации, самовыражения, смыслотворческой деятельности личности. В результате, как следствие, происходит субъективированное присвоение личностью ребенка содержания образования [Богоявленская, 2002]. Следовательно, культуротворческая среда развития как единица культуры в системе бытия становится определяющим условием коллективнотворческой деятельности. Она является сложным образованием, возникающим в активном взаимодействии, диалоге субъектов образовательного процесса, предусматривающем возможности активного самопроявления, самоактуализации, самореализации, творческого самовыражения личности ребенка и взрослого, где субъективное и объективное тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены [Брикунова, 2005]. Успешность взаимодействия при создании коллективнотворческих художественных произведений определяется полнотой реализации следующих условий:наличием общей для коллектива единомышленников цели художественнотворческой деятельности;созданием условий для проявления отношений ответственной зависимости;использованием разнообразных методов побуждения детей к совместномупланированию и обсуждению коллективной деятельности;

построение занятий на интегративной основе; использованием игровых форм организации художественнотворческой деятельности. Наличие общей для коллектива единомышленников цели художественнотворческой деятельностиявляется важнейшим условием формирования опыта социального взаимодействия. Ребенок в младшем школьном возрасте, как правило, ещё не способен адекватно оценить истинные побудительные причины своей деятельности. Задача, которую ставит перед собой ребенок, носит конкретный характер действий. В то же время, педагог, работающий в модели личностноориентированного образования, должен дифференцировать цели совместной деятельности и задачи совместных действий, ставя перед собой цель занятия или урока как «сверхцель», развивающую личность ребенка, например, «отработка форм взаимодействия с учителем и друг с другом», или «соотнесение внешней оценки и самооценки», «развитие творчества». То, что в традиционных программах формулировалось как цель, в развивающих программах становится материалом урока, средством достижения, на первый взгляд, не достижимых целей [Брикунова, 2005].Создание условий для проявления отношений ответственной зависимости.Если в начале работы при организации совместной художественнотворческой деятельности преобладают ее совместноиндивидуальные формы, то в дальнейшем работа по формированию у детей опыта совместной деятельности усложняется: у ребенка воспитывается ответственное отношение к его работе как части общей, формируется представление о значимости того, что он делает для получения общего результата. Для этого необходимо, прежде всего, предъявлять задание как общее («Все вместе нарисуем красивый лес, а для этого надо, чтобы каждое дерево было нарисовано красиво» или «Все вместе выучим песню, чтобы спеть ее на празднике, а для этого надо, чтобы каждый хорошо запомнил слова и мелодию»). Только при таком условии ребенок будет поставлен в условия ответственности за свой результат перед сверстниками: если он не постарается выполнить свое задание хорошо, он подведет всю группу. И именно эту сторону взрослый подчеркивает перед занятием: «Наша улица будет красивой, нарядной, если каждый дом будет радовать своим видом, если он будет ровным, аккуратно покрашенным...». Такая постановка задачи мобилизует детей, ибо результат работы каждого участника становится значимым для получения общего результата, и работа каждого оценивается коллективом, становится предметом обсуждения [Цукерман, 2003].Побуждение детей к совместному планированию и обсуждению коллективной деятельности, «обратная связь» и рефлексия. Положительное влияние на формирование у школьников умения согласовывать свои мнения и действия, на выработку способов сотрудничества оказывают задания, требующие от детей совместного обсуждения каждого этапа работы. В качестве примера можно привести задание нарисовать варежки, сапожки и т.п., когда каждый ребенок рисует одну варежку, но с таким же узором, как у сверстника, чтобы у них вместе получилась пара. Подобные задания требуют, чтобы дети согласовывали друг с другом свои действия на протяжении всего занятия [Шуванова, 2012]. Построение занятий на интегративной основе –взаимосвязь и взаимопроникновение различных видов искусства, расширение видов разнообразной художественнотворческой деятельности. Это позволяет, с одной стороны, показать единство, родство предметов искусства как художественнообразной формы эстетического освоения действительности, с другой –почувствовать практическую направленность уроков искусства, их связь с жизнью [Брикунова, 2005].Использование игровых форм организации художественнотворческой деятельности. В игре ребенок осваивает первые нормы и правила творческой деятельности и взаимодействия с другими. Связь игры с детским творчеством заключается в том, что, выбирая форму организации в своей художественнотворческой деятельности, дети, прежде всего, обращаются к игре. Поскольку игра является процессуальным, а не продуктивным видом деятельности, ребенок посвоему преобразует окружающую среду (что зачастую приводит к новым или нетрадиционным результатам), активная игровая деятельность детей может благоприятно сказаться на повышении их творческих возможностей младших школьников [Зеньковский, 1995]. Создаваемые ребенком в игре образы воздействуют на него, вызывают яркую эмоциональную реакцию, повышают интерес к художественнотворческой деятельности и ее участникам. При этом продукт художественного творчества, созданный всеми вместе, получается более впечатляющим, эмоционально гораздо сильнее затрагивающим детей. Поэтому, например, в совместной изобразительной деятельности школьников необходимо определять коллективную композицию рисунка в процессе творческой игры. Организация совместной художественнотворческой деятельности младших школьников в форме игры позволяет им не толькоболее продуктивно применять имеющийся опыт социального взаимодействия, но и выявлять недостаточность этого опыта. В организации совместной художественнотворческой деятельности можно использовать игрыфантазирования, режиссерские, художественнотворческиеигры [Неменский, 1987].Таким образом, соблюдение перечисленных условий позволяет наиболее полно и эффективно использовать потенциал совместной художественнотворческой деятельности в формировании опыта социального взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. Авторская программа «Мы семья» разработана для организации внеурочных занятий по художественноэстетическому направлению деятельностиучащихся. Данная программа предназначена для детей младшего школьного возраста с 1го по 4 класс и учитывает опыт и современные направления педагогики в области художественноэстетического образования, научнометодические концепции, технологии обучения и воспитания.Эта программа призванапомочь школе и семье понастоящему объединиться, научиться плодотворно взаимодействовать на разных уровнях, создать психологическую основу для взаимопомощи в различных кризисных ситуациях –житейских и возрастных, сделать всех субъектов образовательного процесса действительно равноответственными сотрудниками.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение –средняя общеобразовательная школа № 65 с углублённым изучением английского языка г. Ростова на Дону, являясь участником эксперимента по внедрению Стандартов второго поколения (ФГОС), предприняло определенные шаги по организации внеурочной деятельности в соответствии с новыми требованиями стандартов. С целью приобщения детей к опыту внутриколлективных взаимоотношений нами был проведен комплекс мероприятий, направленный на развитие опыта взаимодействия всех субъектов образовательного процесса через диалог и сотворчество средствами художественнотворческой деятельности.Содержание учебного материала программы определялось её целью –созданием культуротворческой среды развития, обеспечивающей: создание условий для успешных партнерских взаимоотношений внутри системы «педагогдетиродители» через совместную художественнотворческую деятельность и побуждающую всех субъектов образовательного пространства к сотворчеству и самовыражению;повышение статуса семьи, статуса материнства и отцовства в сознании ребенка;создание условий для выполнения семьей и школой воспитательной, психологической, здоровьесберегающей функций.Основные формы организациисотрудничества детей родителей и школы: коллективнотворческие занятия, направленные на создание творческого продукта в процессе урочной и неурочной деятельности;детскородительские проекты (с большим интересом ребята совместно с родителями защищают свои творческие проекты, семейные путешествия, вернисажи, родословное дерево, герб и девиз семьи, знакомят родителей с портфолио учеников);совместные экскурсии (посещение храмов, выставок, театров, музеев) и виртуальные экскурсии (по ходу занятий обучающиеся с помощью информационнокоммуникативных технологий виртуально посещают музеи, выставки, мастерские художников, обсуждают особенности исполнительского мастерства профессионалов, знакомятся со специальной литературой, раскрывающей секреты творческой работы в области искусства выдающихся художников); классные часы, проводимые родителями на тему: «Календарь семейных профессий»;информационнопрактическое занятия, сочетающее в себе лекцию (беседу или консультацию) по теоретическим вопросам воспитания и выполнение тренинга практического задания, направленного на решение педагогических задач и конфликтных ситуаций;художественное образовательное событие итоги занятий подводятся в форме выставок и концертов (тематических и отчётных), конкурсов, праздников (например, "Семейный ковёр", "Семейный пирог", спортивные соревнования и др.) учебный и воспитательный эффекты художественного события для автора произведения обусловлены встречей со зрителем, с отношением последнего к авторскому произведению.

Наш опыт показывает, что в этом случае сохранными остаются познавательные потребности детей, создаются конструктивные условия для развития способностей творческого самовыражения, мотивации достижения успеха и духовнонравственного саморазвития.

Развитиечувственной, эстетической культуры личности, ориентированной на господство духовнонравственных ценностей –одна из основных наших задач. Интуитивное осмысление искусства, художественнотворческая деятельность обеспечивает мягкие образноигровые формы диалога, не наносящего ущерба здоровью ребенка, а использование конкретного материала способствует накоплению ребенком опыта рефлексии своих состояний, чувств, переживаний, мыслеобразов, отношений. А, по сути, это способ самоисследования внутреннего мира ребенка и путь эмоциональноэстетического и духовнонравственного его развития.В творческих работах мы видим мир ребенка, насыщенный детским восприятием, нередко с внутренним накалом переживаний, а творческие задания –это художественная и литературная версиимузыкального произведения, где дух выражается в рисунке, слове и дается внутреннее его наполнение; занятия изобразительной деятельностью способствует сенсорному развитию детей, формирует мотивационно потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствует дифференциации восприятия, мелких движений руки, что в свою очередь, влияет на умственное развитиеПростота алгоритма коллективнотворческого взаимодействия с ребенком таит в себе многочисленные возможности их использования в интегративном процессе эмоционального, интеллектуального и психического развития ребенка, освоение игровых приемов в сотворчестве со своими детьми.Сенсорная культура родителей постепенно пополняется приемами создания благоприятной атмосферы, эмоциональночувственной «подпитки» всех членов семьи. Все занятия базируются на синтезе искусств, используя колоссальный развивающий потенциал соединения слова, музыки, живописи, пластического самовыражения. Таким образом, успешность совместной художественнотворческой деятельности младших школьников во внеклассное время базируется: на умении всех участников деятельности отстаивать свою точку зрения, не отвергая позиции друг друга, и принимать рациональное решение, т. е. обмениваться опытом и взаимообогащаться; на диалогическом взаимодействии между участниками творческого процесса; на создаваемых игровых ситуаций; на развиваемых: гибкости поведения, доброжелательности, внимательности, наблюдательности, чуткости, требовательности, искренности. Cовместнаяхудожественнотворческая деятельность младших школьников во внеклассной работе способствует: включенности каждого участника группы в активную работу, а результат, возникающий в процессе совместной деятельности, формирует дальнейший познавательный интереск деятельности в этом направлении;активизации воспитательного компонента самого процесса обучения, так как происходит невольная оценка действий и высказываний каждого по поводу общего дела, регулируются характер взаимоотношений между учащимися, что способствует воспитанию нравственных качеств;гибкости поведения, развитию навыка отстаивать свою точку зрения, не отвергая позиции друг друга, и принимать рациональное решение, т. е. обмениваться опытом и взаимообогащаться, а также доброжелательности, внимательности, наблюдательности, чуткости, требовательности, искренности; диалогическому взаимодействию между участниками творческого процесса. В процессе данной деятельности происходит перевод взаимоотношений в ранг субъектсубъектных, когда каждый участник коллективной деятельности выступает равноправным и ответственным участником совместной деятельности; созданию и участию в игровых ситуациях, что способствует непринужденному общению, давая возможность каждому проявить свои иногда скрытые творческие способности, что ведет к личностному росту участников образовательного процесса;развитию эмоциональночувственной сферы ребенка, преобразуя с помощью искусства внутренний мир ребенка. Собственный опыт работы в этом направлении определяет нашу уверенность в перспективности использования коллективнотворческих занятий во внеклассной работе для регулирования психологического климата в классе и создания образовательной среды, способствующей творческому самовыражению всех субъектов образовательного процесса.

Ссылки на источники1.Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М.: Академия, 2002. С214.2.Брикунова С.С. Педагогические условия развития творческого самовыражения детей средствами искусства в системе начального образования / Дисс. на соискание ученой степени кандидат пед. наук. РостовнаДону, 2005. С173. 3.Брикунова С.С., Ефимова О.В. Развитие совместной художественнотворческой деятельности в системе «семья и школа». Учебнометодическое пособие. РостовнаДону,2013.С15.4.Гатанов Ю.Б. Развитие личности, способной к творческой самореализации. // Психологическая наука и образование, 1998, № 1. С.816.5.МеликПашаев А.А. Мир художника. М.: Прогресс. Традиция, 2000.С312.6.Неменский Б.М. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1987. С253.7.Федеральный закон об образовании в Российской Федерации. Ростов на Дону,2012.С5.8.Цукерман Г.А. Учебное сообщество –путь к учебной самостоятельности http://nsc.1september.ru/2003/46/3.htm9.ШувановаВ.П. Потенциал совместной художественнотворческой деятельности старших дошкольников в формировании положительного опыта социального взаимодействия со сверстниками // Вестник СГУТиКД, 2012. № 2 (20). С.513.