Применение аудиовизуальных технологий обучения в системе развития логического мышления учащихся
Выпуск:
ART 85094
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Морозова
Е.
В.,
Максимова
Н.
А. Применение аудиовизуальных технологий обучения в системе развития логического мышления учащихся // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
466–470. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85094.htm.
Аннотация. Статья посвящена анализу решения проблемы формирования логического мышления у школьников. Развитие логического мышления в настоящий период – одна из важнейших проблем развития методической системы обучения в школе. В условиях современной системы образования проблема развития логического мышления учащихся приобретает особую актуальность. Именно логическое мышление как личностное качество обучаемых наиболее ярко проявляется в обнаружении и преодолении противоречий, возникающих затруднений. В этих условиях активизации учебной деятельности создается возможность решать проблему первичности формирования способностей к творчеству и вторичности знаний, которые опять же нужны для развития творческих качеств личности ученика. Современному ученику нужно передавать не столько информацию как собрание готовых ответов, сколько метод их получения, анализа и прогнозирования интеллектуального развития личности.
Ключевые слова:
информационно-образовательная среда, интерактивная доска, логическое мышление, профессионально-педагогическая деятельность учителя, аудиовизуальные технологии обучения
Текст статьи
Максимова Наталья Александровна,Кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет», г.Смоленскrutabaga@yandex.ru
Морозова Елена Валентиновна,Кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет», г. Смоленскelena_morozova1972@mail.ru
Применение аудиовизуальных технологий обучения в системе развития логического мышления учащихся
Аннотация.Статья посвящена анализу решения проблемы формирования логического мышления ушкольников.Развитие логического мышления в настоящий периододнаизважнейших проблем развития методической системы обучения в школе. В условиях современной системы образования проблема развития логического мышления учащихся приобретает особую актуальность. Именно логическое мышление как личностное качество обучаемых наиболее ярко проявляется в обнаружении и преодолении противоречий, возникающих затруднений. В этих условиях активизации учебной деятельности создает возможность решать проблему первичностиформирования способностей к творчеству и вторичности знаний, которые опять же нужны для развития творческих качеств личности ученика. Современному ученику нужно передавать не столько информацию, как собрание готовых ответов, сколько метод их получения, анализа и прогнозирования интеллектуального развития личности. Ключевые слова: профессиональнопедагогическая деятельность учителя, информационнообразовательная среда, аудиовизуальные технологии обучения, логическое мышление, интерактивная доска.
ВведениеВ современном обществе главным звеном образования является школа. Сегодня идет активный процесс модернизации учебных заведений, предполагающий направленность не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных способностей. В ходе обучения в общеобразовательнойшколе формируется не только целостная система универсальных знаний, умений, навыков, но и опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Выпускник школы должен уметь применять полученные в школе знания и умения в реальных жизненных ситуациях. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) цель современного образования состоит в развитии личности на основе усвоения универсальных способов действий [1]. Процесс образования направлен на формирование важнейшей компетенции личности умения учиться, создание благоприятных условий для личностного развития учащихся [2,3]. В этой связи актуализируется представление о школьнике как субъекте собственной деятельности, субъекте самообучения и саморазвития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к активной познавательной деятельности. Чаще всего это происходит потому, что дети испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. Основная причина этого явления в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, логического. Развитие логического мышления учащихся однаиз важнейших задач, стоящих перед дидактикой. В современной философской и психологопедагогической литературе достаточно теоретикометодологического материала, посвященного проблемам формирования и развития мышления человека [3]. Анализ психологопедагогической литературы показывает, что развивать логическое мышление в процессе обучения значит:1) развивать у учащихся умение сравнивать наблюдаемые предметы, находить в них сходства и различия;2) учить детей расчленять (анализировать) предмет на составные части в целях познания каждой составной части и соединять (синтезировать) расчлененные мысленно предметы в одно целое, познавая при этом взаимодействие частей и предмет, как единое целое; 3) вырабатывать умение выделять существенные свойства предметов и абстрагировать их от второстепенных, несущественных; 4) развивать у учащихся умение классифицировать наблюдаемые объекты;5) прививать умение обобщать факты;6) учить школьников делать правильные выводы из наблюдений или фактов, уметь проверять эти выводы;7) развивать у учащихся умение убедительно доказывать истинность своих суждений и опровергать ложные умозаключения.Сквозное логическое образование от детского сада до высшей школы может осуществляться путем развития навыков логическогомышления как непосредственным, так и опосредованным путями. Непосредственный путь предполагает развитие навыков через систему целенаправленных занятий по логике с учетом возраста на следующих ступенях: а) дошкольное обучение;б) начальная школа;в) неполная средняя школа;г) средняя школа;д) высшая школа. Опосредованный путь предполагает развитие навыков в рамках учебных мероприятий с учетом возраста на следующих этапах: а) учебные мероприятия дошкольных учреждений;б) уроки по предметам начальной школы; в) уроки по предметам неполной средней школы; г) уроки по предметам средней школы; д) в рамках учебных курсов высшей школы.Для обеспечения более высокого уровня развития логического мышления необходимо усилить субъектную позицию ученика к собственному логическому развитию. Для этого необходимо учитывать рефлексивно обусловленные компоненты логического мышления, а значит, необходимо введение нового понятия «логическая рефлексия». Рефлексия логического мышления может рассматриваться в качестве критерия высокого уровня развития логического мышления. Без целенаправленного формирования логической рефлексии, по нашему предположению, невозможно обеспечить достаточно высокий уровень развития логического мышления. Причем, формирование ее должно происходить в период, сенситивный для развития логического мышления. Уже после 14ти лет происходит стандартизация основных логических приемов,используемых школьниками, и достичь какихлибо значительных сдвигов в развитии логического мышления практически не удается.Логическая рефлексия
это способность школьника к осмыслению своих логических действий, к занятию аналитической позиции по отношению к своему мышлению, выяснению оснований того выбора логических операций и форм мышления, в соответствии с которыми он действует. Е.В. Морозова в своих работах выделяет следующие уровни логической рефлексии:Низкий уровеньразвития логической рефлексии характеризуется следующими признаками [4]:1.Незнание или слабое знание сути мыслительной операции, неумение сформулировать ее; неумение описать собственные действия по применению мыслительной операции; узнавание ситуации применения мыслительной операции и приемов мышления с большой помощью извне; отсутствие умения и навыка самостоятельного применения мыслительной операции; неумение осуществлять перенос осознания мыслительной операции и приемов мышления, а также навыков пользования ими в другие ситуации.2.Незнание структуры логических форм мышления; неумение описать собственные действия по использованию той или иной формы мышления даже с помощью других; неумение использовать различные формы мышления.3.Незнание собственных индивидуальных особенностей мышления, способности к логическому мышлению; отсутствие интереса к развитию логического мышления.Средний уровеньразвития логической рефлексии характеризуется следующими признаками:1.Осознание сути мыслительной операции, умение вспомнить и сформулировать ее с помощью извне; умение описать собственные действия по применению мыслительной операции только с помощью извне; самостоятельное узнавание наиболее типичных ситуаций применения мыслительной операции и приемов мышления; самостоятельное применение мыслительной операции на уровне умения; осуществление переноса осознания мыслительной операции и приемов мышления с помощью учителя в несложных ситуациях.2.Слабое знание структуры логических форм мышления, осознание необходимости их применения; умение описать собственные действия по использованию той или иной логической формы мышления только с помощью извне; умение использовать различные формы мышления по образцу и с небольшой помощью извне.3.Слабое представление собственных индивидуальных особенностей мышления, способности к логическому мышлению; неустойчивый интерес к развитию логического мышления.Высокий уровеньразвития логической рефлексии характеризуется следующими признаками[5]:1.Осознание сути мыслительной операции, сохранение ее в памяти, умение самостоятельно сформулировать ее; умение самостоятельно описывать собственные действия по применению мыслительной операции; самостоятельное узнавание ситуаций применения мыслительной операции и приемов мышления; самостоятельное применение мыслительной операции на уровне обобщенного приема умственной деятельности; самостоятельное осуществление переноса осознания мыслительной операции, приемов мышления и навыков пользования ими в различные ситуации.2.Прочное знание логических форм мышления, их структуры, осознание необходимости их применения; умение самостоятельно описать собственные действия по применению логических форм мышления; самостоятельное использование различных форм логического мышления.3.Знание собственных индивидуальных особенностей мышления, способности к логическому мышлению; высокая потребность и устойчивый интерес к развитию логического мышления.Существуют различные методы развития логического мышления учащихся, при этом ряд ведущих ученых рассматривают решение данной проблемы с привлечением современных информационных и телекоммуникационных средств. В настоящее время в системе образования сложились основные направления применения в учебном процессе информационных и телекоммуникационных технологий, среди которых использование в процессе обучения автоматизированных систем и комплексов управления учебным процессом; использование информационных технологий в качестве дидактического средства; повышение творческой составляющей учебной и исследовательской деятельности.Сейчас появился новый термин edutainment получение знаний с помощью аудиовизуальныхинструментов и технологий. Самыми яркими представителя таких технологий являются технология Web2.0, создание интерактивных заданий, webквестов. Одним из инструментов являются интерактивные доски [6,7,8]. Интерактивная доска средство мультимедиа нового поколения. Преподаватель, освоив работу с интерактивной доской, может выступать в роли тьютора для обучения всего педагогического коллектива образовательного учреждения. Использование интерактивной доски на уроках позволит преподавателю вести обучение на принципиально новом качественном уровне, использовать все преимущества современных компьютерных технологий.Ведущие фирмыразработчики интерактивных досок выделяют следующие преимущества работы с интерактивными досками[9,10,11]:1.Усиливает подачу материала, позволяя преподавателям эффективно работать с webсайтами и другими ресурсами.2.Предоставляет больше возможностей для взаимодействия и обсуждения.3.Делает занятия интересными и увлекательными для преподавателей и учащихся благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов, развивает мотивацию.Преимущества для преподавателей1.Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя преподавателям рисовать и делать записи поверх любых приложений и webресурсов.2.Позволяет преподавателям сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала.3.Позволяет преподавателям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их.4.Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.Преимущества для учащихся1.Делает занятия интересными и развивает мотивацию.2.Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков.3.Освобождает от необходимости записывать благодаря возможности сохранять и печатать все, что появляется на доске.4.Учащиеся начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.5.Позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям.6.Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.Примерные задания для развития мыслительных операций с использованием интерактивной доски. 1. Сгруппируйтепредметы по форме, цвету, размеру и др. признакам (фигуры можно выбратьиз коллекции,которая есть в каждой интерактивной доске). 2. Разбейте предложенныефигуры на группы по признакам (абсолютно любым). 3. Соберитеновую фигуру (Это задание можно предложить на основе китайской головоломки «Танграм». Учащиеся собирают не только предложенные фигуры, но и конструируют собственные фигуры из частей танграма.)
4. «Четвёртый лишний» (в задании необходимо зачеркнуть или обвести лишний предмет).5. Установитесоответствие между объектами.6. Разделите объекты на два, три множества. Все эти задания создают условия не только для активной мыслительной деятельности учащихся, но и дляразвития их творческой самостоятельности, познавательного интереса, внимания, фантазии, воображенияисмекалки.Из приведенных данных можно сделать следующий вывод: интерактивные аудиовизуальныетехнологии активно внедряются в педагогическую практику. При этом основной проблемой использования является проблема технического плана (установка и обслуживание) и методического обеспечения дисциплин. С появлением интерактивных технологий изменились и требования, предъявляемые к современному преподавателю он должен владеть всеми данными технологиями и использовать весь инструментарий аудиовизуальныхсредств на своих занятиях.Интерактивные инструменты (доска) становятся компонентом, который может мягко регулироватьвнутрисистемные процессы; стимулироватьчеловека к саморазвитию посредством предложения широких возможностей выбора; организовыватьучащегося для решения какихлибо задач, усиливать его мотивациюв том числе способствовать развитию логического мышления.
Ссылки на источники1.Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. 2е изд. М.: Просвещение, 2010. С. 59. 2.Абакумова Н.Н. Оценка образовательных результатов обучающихся общеобразовательных школ (наматериале мониторинговых исследований 20002012 ГГ.) // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013.№5. С. 113115.3.Абишев К.А. и др. Категории мышления и индивидуальное развитие. АлмаАта: Гылым, 1991. 216 с.4.Морозова Е.В. Формирование готовности школьников к развитию логического мышления и рефлексии: Дисс. …канд. пед наук. Смоленск, 2002. 181с.5.Морозова Е.В.Проблемы формирования готовности школьников к развитию рефлексии логического мышления//Концепт.2013. № 11 (ноябрь). ART 13238. URL:http://ekoncept.ru/2013/13238.htm [Дата обращения 20.01.2015].6.Ярославцева Е.И. Человек в интерактивном пространстве: проблема соизмерения. URL: http://www.smartboard.ru/view_s321_mid_r321_1131613169.htm[Дата обращения 20.01.2015].7.Арюткина С.В., Напалков С.В. О способе реализации требований ФГОСпо математике посредством использования тематических образовательных WEBквестов // Всборнике:Информационные технологии в обеспечении федеральных государственных образовательных стандартовМатериалы Международной научнопрактической конференции. ЕЛЕЦ, 2014. С. 8085.8.Напалков С.В.О Практическом использовании тематических образовательных WEBквестов в школьном обучении математике //Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2014.№8. С. 125129.9.Ярославцева Е.И. Интерактивные доски как фактор современного образовательного пространства.URL: http://www.smartboard.ru/view_s321_mid_r321_1176113124.htm[Дата обращения 20.01.2015].10.Максимова Н.А. Развитие логического мышления учащихся с использованием информационных технологий // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5; URL: http://www.scienceeducation.ru/11914637 [Дата обращения 20.01.2015].11.Максимова Н. А. Разработка сценариев работы региональных образовательных порталов по развитию логического мышления // Концепт. 2014. № 10 (октябрь). ART 14292.URL: http://ekoncept.ru/2014/14292.htm. Гос. рег. Эл No ФС 7749965. ISSN 2304120X[Дата обращения 20.01.2015].
Морозова Елена Валентиновна,Кандидат педагогических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет», г. Смоленскelena_morozova1972@mail.ru
Применение аудиовизуальных технологий обучения в системе развития логического мышления учащихся
Аннотация.Статья посвящена анализу решения проблемы формирования логического мышления ушкольников.Развитие логического мышления в настоящий периододнаизважнейших проблем развития методической системы обучения в школе. В условиях современной системы образования проблема развития логического мышления учащихся приобретает особую актуальность. Именно логическое мышление как личностное качество обучаемых наиболее ярко проявляется в обнаружении и преодолении противоречий, возникающих затруднений. В этих условиях активизации учебной деятельности создает возможность решать проблему первичностиформирования способностей к творчеству и вторичности знаний, которые опять же нужны для развития творческих качеств личности ученика. Современному ученику нужно передавать не столько информацию, как собрание готовых ответов, сколько метод их получения, анализа и прогнозирования интеллектуального развития личности. Ключевые слова: профессиональнопедагогическая деятельность учителя, информационнообразовательная среда, аудиовизуальные технологии обучения, логическое мышление, интерактивная доска.
ВведениеВ современном обществе главным звеном образования является школа. Сегодня идет активный процесс модернизации учебных заведений, предполагающий направленность не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных способностей. В ходе обучения в общеобразовательнойшколе формируется не только целостная система универсальных знаний, умений, навыков, но и опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования. Выпускник школы должен уметь применять полученные в школе знания и умения в реальных жизненных ситуациях. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС) цель современного образования состоит в развитии личности на основе усвоения универсальных способов действий [1]. Процесс образования направлен на формирование важнейшей компетенции личности умения учиться, создание благоприятных условий для личностного развития учащихся [2,3]. В этой связи актуализируется представление о школьнике как субъекте собственной деятельности, субъекте самообучения и саморазвития (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин). Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к активной познавательной деятельности. Чаще всего это происходит потому, что дети испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. Основная причина этого явления в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, логического. Развитие логического мышления учащихся однаиз важнейших задач, стоящих перед дидактикой. В современной философской и психологопедагогической литературе достаточно теоретикометодологического материала, посвященного проблемам формирования и развития мышления человека [3]. Анализ психологопедагогической литературы показывает, что развивать логическое мышление в процессе обучения значит:1) развивать у учащихся умение сравнивать наблюдаемые предметы, находить в них сходства и различия;2) учить детей расчленять (анализировать) предмет на составные части в целях познания каждой составной части и соединять (синтезировать) расчлененные мысленно предметы в одно целое, познавая при этом взаимодействие частей и предмет, как единое целое; 3) вырабатывать умение выделять существенные свойства предметов и абстрагировать их от второстепенных, несущественных; 4) развивать у учащихся умение классифицировать наблюдаемые объекты;5) прививать умение обобщать факты;6) учить школьников делать правильные выводы из наблюдений или фактов, уметь проверять эти выводы;7) развивать у учащихся умение убедительно доказывать истинность своих суждений и опровергать ложные умозаключения.Сквозное логическое образование от детского сада до высшей школы может осуществляться путем развития навыков логическогомышления как непосредственным, так и опосредованным путями. Непосредственный путь предполагает развитие навыков через систему целенаправленных занятий по логике с учетом возраста на следующих ступенях: а) дошкольное обучение;б) начальная школа;в) неполная средняя школа;г) средняя школа;д) высшая школа. Опосредованный путь предполагает развитие навыков в рамках учебных мероприятий с учетом возраста на следующих этапах: а) учебные мероприятия дошкольных учреждений;б) уроки по предметам начальной школы; в) уроки по предметам неполной средней школы; г) уроки по предметам средней школы; д) в рамках учебных курсов высшей школы.Для обеспечения более высокого уровня развития логического мышления необходимо усилить субъектную позицию ученика к собственному логическому развитию. Для этого необходимо учитывать рефлексивно обусловленные компоненты логического мышления, а значит, необходимо введение нового понятия «логическая рефлексия». Рефлексия логического мышления может рассматриваться в качестве критерия высокого уровня развития логического мышления. Без целенаправленного формирования логической рефлексии, по нашему предположению, невозможно обеспечить достаточно высокий уровень развития логического мышления. Причем, формирование ее должно происходить в период, сенситивный для развития логического мышления. Уже после 14ти лет происходит стандартизация основных логических приемов,используемых школьниками, и достичь какихлибо значительных сдвигов в развитии логического мышления практически не удается.Логическая рефлексия
это способность школьника к осмыслению своих логических действий, к занятию аналитической позиции по отношению к своему мышлению, выяснению оснований того выбора логических операций и форм мышления, в соответствии с которыми он действует. Е.В. Морозова в своих работах выделяет следующие уровни логической рефлексии:Низкий уровеньразвития логической рефлексии характеризуется следующими признаками [4]:1.Незнание или слабое знание сути мыслительной операции, неумение сформулировать ее; неумение описать собственные действия по применению мыслительной операции; узнавание ситуации применения мыслительной операции и приемов мышления с большой помощью извне; отсутствие умения и навыка самостоятельного применения мыслительной операции; неумение осуществлять перенос осознания мыслительной операции и приемов мышления, а также навыков пользования ими в другие ситуации.2.Незнание структуры логических форм мышления; неумение описать собственные действия по использованию той или иной формы мышления даже с помощью других; неумение использовать различные формы мышления.3.Незнание собственных индивидуальных особенностей мышления, способности к логическому мышлению; отсутствие интереса к развитию логического мышления.Средний уровеньразвития логической рефлексии характеризуется следующими признаками:1.Осознание сути мыслительной операции, умение вспомнить и сформулировать ее с помощью извне; умение описать собственные действия по применению мыслительной операции только с помощью извне; самостоятельное узнавание наиболее типичных ситуаций применения мыслительной операции и приемов мышления; самостоятельное применение мыслительной операции на уровне умения; осуществление переноса осознания мыслительной операции и приемов мышления с помощью учителя в несложных ситуациях.2.Слабое знание структуры логических форм мышления, осознание необходимости их применения; умение описать собственные действия по использованию той или иной логической формы мышления только с помощью извне; умение использовать различные формы мышления по образцу и с небольшой помощью извне.3.Слабое представление собственных индивидуальных особенностей мышления, способности к логическому мышлению; неустойчивый интерес к развитию логического мышления.Высокий уровеньразвития логической рефлексии характеризуется следующими признаками[5]:1.Осознание сути мыслительной операции, сохранение ее в памяти, умение самостоятельно сформулировать ее; умение самостоятельно описывать собственные действия по применению мыслительной операции; самостоятельное узнавание ситуаций применения мыслительной операции и приемов мышления; самостоятельное применение мыслительной операции на уровне обобщенного приема умственной деятельности; самостоятельное осуществление переноса осознания мыслительной операции, приемов мышления и навыков пользования ими в различные ситуации.2.Прочное знание логических форм мышления, их структуры, осознание необходимости их применения; умение самостоятельно описать собственные действия по применению логических форм мышления; самостоятельное использование различных форм логического мышления.3.Знание собственных индивидуальных особенностей мышления, способности к логическому мышлению; высокая потребность и устойчивый интерес к развитию логического мышления.Существуют различные методы развития логического мышления учащихся, при этом ряд ведущих ученых рассматривают решение данной проблемы с привлечением современных информационных и телекоммуникационных средств. В настоящее время в системе образования сложились основные направления применения в учебном процессе информационных и телекоммуникационных технологий, среди которых использование в процессе обучения автоматизированных систем и комплексов управления учебным процессом; использование информационных технологий в качестве дидактического средства; повышение творческой составляющей учебной и исследовательской деятельности.Сейчас появился новый термин edutainment получение знаний с помощью аудиовизуальныхинструментов и технологий. Самыми яркими представителя таких технологий являются технология Web2.0, создание интерактивных заданий, webквестов. Одним из инструментов являются интерактивные доски [6,7,8]. Интерактивная доска средство мультимедиа нового поколения. Преподаватель, освоив работу с интерактивной доской, может выступать в роли тьютора для обучения всего педагогического коллектива образовательного учреждения. Использование интерактивной доски на уроках позволит преподавателю вести обучение на принципиально новом качественном уровне, использовать все преимущества современных компьютерных технологий.Ведущие фирмыразработчики интерактивных досок выделяют следующие преимущества работы с интерактивными досками[9,10,11]:1.Усиливает подачу материала, позволяя преподавателям эффективно работать с webсайтами и другими ресурсами.2.Предоставляет больше возможностей для взаимодействия и обсуждения.3.Делает занятия интересными и увлекательными для преподавателей и учащихся благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов, развивает мотивацию.Преимущества для преподавателей1.Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя преподавателям рисовать и делать записи поверх любых приложений и webресурсов.2.Позволяет преподавателям сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала.3.Позволяет преподавателям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их.4.Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.Преимущества для учащихся1.Делает занятия интересными и развивает мотивацию.2.Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков.3.Освобождает от необходимости записывать благодаря возможности сохранять и печатать все, что появляется на доске.4.Учащиеся начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала.5.Позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям.6.Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.Примерные задания для развития мыслительных операций с использованием интерактивной доски. 1. Сгруппируйтепредметы по форме, цвету, размеру и др. признакам (фигуры можно выбратьиз коллекции,которая есть в каждой интерактивной доске). 2. Разбейте предложенныефигуры на группы по признакам (абсолютно любым). 3. Соберитеновую фигуру (Это задание можно предложить на основе китайской головоломки «Танграм». Учащиеся собирают не только предложенные фигуры, но и конструируют собственные фигуры из частей танграма.)
4. «Четвёртый лишний» (в задании необходимо зачеркнуть или обвести лишний предмет).5. Установитесоответствие между объектами.6. Разделите объекты на два, три множества. Все эти задания создают условия не только для активной мыслительной деятельности учащихся, но и дляразвития их творческой самостоятельности, познавательного интереса, внимания, фантазии, воображенияисмекалки.Из приведенных данных можно сделать следующий вывод: интерактивные аудиовизуальныетехнологии активно внедряются в педагогическую практику. При этом основной проблемой использования является проблема технического плана (установка и обслуживание) и методического обеспечения дисциплин. С появлением интерактивных технологий изменились и требования, предъявляемые к современному преподавателю он должен владеть всеми данными технологиями и использовать весь инструментарий аудиовизуальныхсредств на своих занятиях.Интерактивные инструменты (доска) становятся компонентом, который может мягко регулироватьвнутрисистемные процессы; стимулироватьчеловека к саморазвитию посредством предложения широких возможностей выбора; организовыватьучащегося для решения какихлибо задач, усиливать его мотивациюв том числе способствовать развитию логического мышления.
Ссылки на источники1.Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. 2е изд. М.: Просвещение, 2010. С. 59. 2.Абакумова Н.Н. Оценка образовательных результатов обучающихся общеобразовательных школ (наматериале мониторинговых исследований 20002012 ГГ.) // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2013.№5. С. 113115.3.Абишев К.А. и др. Категории мышления и индивидуальное развитие. АлмаАта: Гылым, 1991. 216 с.4.Морозова Е.В. Формирование готовности школьников к развитию логического мышления и рефлексии: Дисс. …канд. пед наук. Смоленск, 2002. 181с.5.Морозова Е.В.Проблемы формирования готовности школьников к развитию рефлексии логического мышления//Концепт.2013. № 11 (ноябрь). ART 13238. URL:http://ekoncept.ru/2013/13238.htm [Дата обращения 20.01.2015].6.Ярославцева Е.И. Человек в интерактивном пространстве: проблема соизмерения. URL: http://www.smartboard.ru/view_s321_mid_r321_1131613169.htm[Дата обращения 20.01.2015].7.Арюткина С.В., Напалков С.В. О способе реализации требований ФГОСпо математике посредством использования тематических образовательных WEBквестов // Всборнике:Информационные технологии в обеспечении федеральных государственных образовательных стандартовМатериалы Международной научнопрактической конференции. ЕЛЕЦ, 2014. С. 8085.8.Напалков С.В.О Практическом использовании тематических образовательных WEBквестов в школьном обучении математике //Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2014.№8. С. 125129.9.Ярославцева Е.И. Интерактивные доски как фактор современного образовательного пространства.URL: http://www.smartboard.ru/view_s321_mid_r321_1176113124.htm[Дата обращения 20.01.2015].10.Максимова Н.А. Развитие логического мышления учащихся с использованием информационных технологий // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5; URL: http://www.scienceeducation.ru/11914637 [Дата обращения 20.01.2015].11.Максимова Н. А. Разработка сценариев работы региональных образовательных порталов по развитию логического мышления // Концепт. 2014. № 10 (октябрь). ART 14292.URL: http://ekoncept.ru/2014/14292.htm. Гос. рег. Эл No ФС 7749965. ISSN 2304120X[Дата обращения 20.01.2015].