Педагогическая технология полистилевого интеллектуального развития в процессе преподавания иностранного языка

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кибирева Е. Н. Педагогическая технология полистилевого интеллектуального развития в процессе преподавания иностранного языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 486–490. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85098.htm.
Аннотация. Данная статья раскрывает особенности построения процесса обучения иностранному языку с использованием педагогической технологии полистилевого интеллектуального развития. В ней содержатся методические рекомендации по использованию данной технологии на уроках иностранного языка в начальной школе.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кибирева Елена Николаевна, учитель английского языка МБОУ Жидкинской ООШ, село Жидка Балейского районаkibireva2014@yandex.ru

Педагогическая технология полистилевого интеллектуального развития в процессе преподавания иностранного языка

Аннотация.Данная статья раскрывает особенности построения процесса обучения иностранному языку с использованием педагогической технологии полистилевого интеллектуального развития. В ней содержатся методические рекомендации по использованию данной технологии на уроках иностранного языка в начальной школе.Ключевые слова: педагогическая технология, комплекс упражнений, стиль учения.

В настоящее время в педагогической теории и практике очень широко используется понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют разные определения.• Технология это совокупностьприемов,применяемых в какомлибо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).• Педагогическая технология совокупность психологопедагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационнометодический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).В нашем понимании педагогическая технология являетсясодержательным обобщением, объединяющих в себе смысл и суть всех определений различных авторов (источников).Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами.1) научным:педагогические технологии часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;2) процессуальноописательным:описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;3) процессуальнодейственным:осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения и в качестве системы форм, методов работы с обучающимися, способов достижения результатов образовательного процессаВ данной статье речь пойдет о технологииполистилевого интеллектуального развития .Направлена на комплексное воздействие на интеллектуальную сферу обучающихся с помощью систематически применяемых в урочной и внеурочной деятельности упражнений. Данные упражнения призваны участвовать в формировании стилей учения обучающихся. Актуальность применения данной технологии состоит в том, что в связи с процессом модернизации учебновоспитательного процесса необходимо разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты, не отходя при этом от форм коллективной работы. В создавшейся ситуации представляется достаточно затруднительным поиск дидактического материала для каждого ребенка, форм взаимодействия обучающихся с педагогом и друг с другом.Поэтому учителям необходимо знать о том, что, одним из условий успешного формирования учебной деятельности –помочь ученику найти свои, специфические оптимальные способы приспособления к учебным ситуациям, осознать наиболее удобные для него способы учения, или стили учения. Считается целесообразным обратиться к исследованиям и наработках по данной проблеме ученых, которые рассматривали явление персонального познавательного стиля как личностную характеристику, проявляющуюся в разных видах деятельности( М.А.Холодная, Г. Гарднер), и стиля учения как компонент персонального познавательного стиля, рассматриваемого на конкретных предметных областях( Е.А. Богданова,предметная область «Математика»). Таким образом, технологию полистилевого интеллектуального развития можно считать как общепедагогической, так и частнометодической по уровню применения.В данной работе эта технология раскрывается как частнометодическая по отношению к преподаваемому предмету «Иностранный язык». Поскольку наше исследование проводилось в возрастной группе от 7 до 10 лет, речь пойдет о применении технологииполистилевого интеллектуального развития(далееПИР)в начальной школе.Следует дифференцировать понятия «познание» и «учение». Познаниеэто процесс постижения действительности и приобретения знаний[17] Учение состоит не только в приобретении знаний, но и в обретении индивидуального опыта, знаний, умений и навыков применения знаний в практике. Потому и существует разграничение между познавательным стилем и стилем учения. Проявление персонального познавательного стиля обучающегося на данном уровне его сформированности в конкретной учебной ситуации называют стилем учения[4]М.И.Башмаков разработал классификацию стилей учения, которая была дополнена и пересмотрена Е.А. Богдановой[4]. В настоящее время эта классификация выглядит таким образом. Не случайно стили учения на этой схеме представлены в виде круга, потому что в процессе получения знаний эти способы деятельности взаимовлияемы, взаимодополняемы и взаимосвязаны.

Таким образом, возникает научная проблемавозможно ли формирование всех вышеназванных стилей учения вкомплексе ? Если возможно, то каким образом?Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо дать краткую характеристику стилям учения.1.Алгоритмический стиль.Алгоритмэто чёткая последовательность действий, направленных на получение конкретного результата. Учащийся выполняет действия по заданному образцу, по установленному порядку, нарушение которого дает «сбой в системе».АлгоритмическийПереводческийПрикладнойДедуктивныйИгровойИсследовательскийКомбинаторныйИнтуитивный2. Переводческий стиль.Подразумевает интерпретацию, перевод информации из одной качественной характеристики в другую, расшифровку, толкование, поиск соответствий.3.Дедуктивный стиль учения.

Заключается в познании явлений путем логических умозаключений,рассуждений, поиска закономерности, причинноследственных связей между явлениями окружающего мира4. Прикладной стиль учения.Понятие «прикладной» означает « предназначенный для практического применения». Изучение явлений объективной реальности в данном контексте должно быть ориентировано на функционирование явлений и предметов в реальной среде и являться целевым, то есть иметь реальное приложение и результаты.5. Интуитивный стиль ученияспособ решения проблемы по наитию, имея определенный опыт в области ее решения, основанное на воображении, эмпатии и предшествующем опыте.6.Исследовательский стиль учения подразумевает,что ведущей мыслительной деятельностью становится постановка проблемы и поиск путей ее решения. Отличительной чертой данного стиля является самостоятельная познавательная активность, регулируемая учителем.7. Комбинаторный стиль ученияполучение знаний путем объединения уже знакомых объектов, сортировка, отбор материала, синтез, обобщение. 8. Игровой стиль ученияусловное воспроизведение участниками реальной практической деятельности людей, создание условия реального общения.Мы видим, что разнообразные способы ( стили) учения равнозначны, поэтому считаем целесообразным в процессе обучения равномерное и непрерывное использование дидактического материала, формирующего данные стили на протяжении всего курса обучения.3. Концептуальная основа данной технологии состоит в следующем:• ее целевые установки и ориентации таковы: обеспечение разностороннего интеллектуального развития обучающихся, используя комплекс дидактического материала, разработанного на основе теоретических положений о стилях учения, использование в процессе преподавания и обучения системы индивидуальносвоеобразных приемов и способов решения задачи, определяемых комплексом природных особенностей человека, формирование универсальных учебных действий и как следствие, предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.•Данная технология опирается на такие идеи и принципы, как: 1.Переход от педагогики требований к педагогике отношений. Данный принцип связан с тем, что педагог адаптирует учебный материал в зависимости от определенных склонностей обучающихся к определенному стилю учения, использует формы работы в малых группах, метод проектов, организует исследовательскую работу обучающихся, что, несомненно, способствует укреплению отношений сотрудничества между обучающимися, субъектносубъектных отношений между учителем и учащимися. Применение данной технологии подразумевает роль учителя в образовательном процессе не как требующего ментора и указующего перста, а как направляющего процесс обучения в нужное русло. •

Гуманноличностный подход к ребенку. Применение технологии полистилевого интеллектуального развития позволяет обучающимся раскрывать свой творческий и интеллектуальный потенциал, собственную индивидуальность через специально организованные формы, приемы и методы урочной и внеурочной деятельности. •

Единство обучения и воспитания. При применении технологии ПИР большое внимание уделяется групповому обучению. Задача учителя и обучающихся –научиться работать сообща. Дети учатся слушать своих товарищей, вести беседы и дискуссии в группе, работать над проектами вместе с другими участниками группы. Упражнения социокультурной направленности, используемые для формирования стилей учения, воспитывают уважение к культуре своей страны и страны изучаемого языка.• позицияребенка в образовательном процессе субъектная позиция или позиция партнера и сотрудника.4. Особенности содержания образования иностранному языку при условии применения технологии ПИР:Получение знаний тем или иным способом, с помощью того или иного стиля учения ( способа получения информации) приводит к тому, что формируются универсальные учебные действия, которые, в свою очередь, направлены на достижение предметных, метапредметных и личностных результатов обучения.5. Процессуальная характеристика:• особенности методики, применения методов и средств обучения; Применяются следующие методы обучения иностранному языку:По доминирующей полушарной деятельности: логические и интуитивные; поязыку пояснений: смешанный( в зависимости от особенностей умственного развития обучающихся) по роли преподавателясмешанный; по подаче материалапрямой;по количеству участников взаимодействияиндивидуальные, парные, групповые;по преимущественным видам языковой деятельности и порядке их

освоенияаудирование, чтение с различными стратегиями, говорение, письмо; по интенсивностифорсированные; по каналам восприятия информацииполиканальные; по способу концентрации на изучаемом материалеинтеллектуальные, эмоциональные, коммуникативные.

Методы технологического контроля и коррекции обучения. Метод проблемного обучения—всякий метод обучения может быть связан с формированием проблемных ситуаций. Метод самостоятельных работкак метод усвоения учебного материала может присутствовать при использовании всех методов обучения. Метод программированного обучения—предусматривает разумное сочетание всех методов обучения преобладающей или определяющей роли самостоятельного обучения. Ситуационныйметод —комбинация многих методов для достижения целей в конкретных условиях. Методы эмоционального стимулирования учения. Методы формирования познавательных интересов у учащихся(познавательные игры, анализ жизненной ситуации, создание ситуации и успеха). Методы, преимущественно направленные на формирование чувства долга и ответственности. Индуктивные и дедуктивные методы обучения. Методы стимулирования учебной деятельности(все методы выполняют эту функцию): а) разъяснение общественной значимости учения; б) разъяснение личностной значимости учения; в) предъявление учебных требований; г) поощрение и порицание в учении.

• организационные формы образовательного процессаурок, внеклассное занятие, индивидуальногрупповые консультации по предмету;• управление образовательным процессом –осуществляется всеми участниками процесса под руководством учителя;• категория учащихся, на которых рассчитана технологияучащиеся начальной школы6. Программнометодическое обеспечение:• учебные планы и программыучебный план образовательного учреждения+ программа дополнительного образования • учебные и методические пособиясм. приложение 2( список);• дидактические материалыупражнения, направленные на формирование стилей учения, кроссворды, ребусы, перфокарты, анкеты, тесты( см. приложение 3);• наглядные и технические средства обученияэлектронныепрезентации, интерактивные тесты, игры онлайн,печатныекарточки, картинки, плакаты;• диагностический инструментарийтест Кибиревой Е.Н. на преобладающий стиль учения, тест на доминирующую умственную способность Г.Гарднера, Мониторинг метепредметных универсальных учебных действий: Рабочая тетрадь. 2 класс/Под ред. М.Р. Битяновой, С.Г. Яковлевой. –Самара:Издательский дом «Федоров»: Издательство «Учебная Литература», 2012. –80с.: ил..Классификационные характеристики технологии полистилевого интеллектуального развития.По уровню применения: частнометодическая.По философской основе: гуманистическая, антропоцентрическая.По основному фактору развития: комплексная: био, социо и психогенная.По концепции усвоения опыта: ассоциативнорефлекторная, развивающая.По ориентации на личностные структуры: информационная, опреационная.По характеру содержания: обучающая + воспитательная, общеобразовательнаяПо типу управления: система малых групп.По организационным формам: индивидуальная + групповая, дифференцированная.По подходу к ребенку: гуманноличностная, субъектсубъектная (сотрудничество).По преобладающему методу: проблемнопоисковая, творческая, диалогическая, игровая.По категории обучаемых: массовая (все категории).Рекомендации по планированию и проведению уроков английского языка с использованием технологии ПИР.1.Упражнения, формирующие в той или иной степени стили учения, должны присутствовать в каждом уроке2.Необходима систематичность и последовательность использования данных упражнений3.Согласно проведенным диагностикам, для повышения мотивации и создания ситуации успеха в обучении, учителю следует давать учащимся те задания, к которым у него показана наибольшая склонность.4.В целях интеллектуального развития обучающихся и компенсации недостаточного развития определенных стилей учения, необходимо включать обучающихся именно в те виды деятельности, в которых данные стили формируются.

Ссылки на источники1.Богданова, Е.А. Формирование персонального стиля учения младшего школьника : монография [Текст] / Е. А. Богданова. –М.: МПСИ; Воронеж : МОДЭК, 2010. –128 с.2.Howard Gardner “Frames of Mind”3.Холодная, М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума.2е изд. –СПб.: Питер, 20044.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. –М.: Народное образование, 1998. –C. 14155.Черник В.Э., Кибирева Е.Н. О возможностях формирования персонального познавательного стиля младших школьников в предметной области «Иностранный язык»// http://www.sworld.com.ua/index.php/ru/conference/thecontentofconferences/archivesofindividualconferences/oct2013