Сказка как инновационная форма закрепления знаний по дисциплине «Страхование»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Суслякова О. Н. Сказка как инновационная форма закрепления знаний по дисциплине «Страхование» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 511–515. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85103.htm.
Аннотация. В работе рассмотрена необходимость финансовых и страховых знаний в современном обществе, показаны источники их получения, а также обоснован выбор сказки как инновационной формы закрепления знаний по дисциплине «Страхование».
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Суслякова Оксана Николаевна,Кандидат экономических наук,доцент, доцент кафедры «Финансы и кредит» ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве РФ», Калужский филиал, г.Калугаfinans11@mail.ru

Сказка какинновационная форма закрепления знанийпо дисциплине «Страхование»

Аннотация. В работе рассмотренанеобходимость финансовых и страховых знаний в современном обществе, показаны источники их получения, а также обоснован выбор сказки как инновационной формызакрепления знаний по дисциплине «Страхование».Ключевые слова:финансовая грамотность, страховая культура, страхование, система образования, сказка.

В реальных условиях социальноэкономического развития нашего государства, как и мирового сообщества в целом,каждый гражданин должен обладать минимальным объемом знаний в области права, экономики, финансов для того, чтобы защитить себя, свою семью, свое имущество от различного рода неприятностей: кража, оскорбление, обвинение в административном или уголовном преступлении и пр. Как показывает практика, незнание элементарных вещей в части защиты своих прав и обязанностей может привести к серьезным последствиям, в том числе финансового плана.Вся совокупность знаний, необходимая человеку для нормальной с точкизрения безопасности жизни, называется финансовой грамотностью, которую вот уже несколько лет активно распространяют среди населения нашей страны через различные курсы, семинары, видеоролики и систему образования.Особое место в финансовой грамотности, по нашему мнению, занимают знания в области страхования, которые при правильном использовании позволяют страхователювозместить ущерб либо получить финансовую помощь при наступлении предусмотренных в договоре неблагоприятных событий. Так, с помощью личного страхования можно компенсировать затраты на лечение, можно сберегать и накапливать денежные средства, используя их на поддержание жизнедеятельности семьи при уходе из жизни основного кормильца, на получение образования детей, на приобретение жилья и другие важные для семьи цели. С помощью договора имущественного страхования можно компенсировать расходы по восстановлению либо приобретению поврежденного/утраченного автомобиля, жилья и др. объектов, относящихся в имуществу. Договор страхования ответственности может защитить страхователя от возможных исков со стороны лиц, пострадавших от какихлибо действий либо бездействия страхователя при осуществлении им профессиональной (выписка или продажа лекарств, проведение операции, оценка проекта и пр.) и другой деятельности (вождении машины, владение квартирой и пр.)[1]. Знание нюансов заключения и исполнения договора страхования может помочь страхователю выбрать наиболее приемлемый для него вариант страховой защиты и значительно облегчить взаимоотношения со страховой компанией на этапе урегулирования страхового случая. Знания в области страхования могут формироваться исходя из личного опыта обращения в страховые компании (а этот опыт не всегда положительный в силу отсутствия страховой культуры и страхователя,и страховщика) и с помощью системы образования, предусматривающей специальные дисциплины по страхованию («Страхование», «Страховое дело», «Страхование предпринимательских рисков» и пр.)для обучающихся по направлению «Экономика», «Менеджмент» и др.Однако, следует отметить, что уровень образования в нашей стране в свете последних реформ, даже при наличии диплома, к сожалению, не гарантирует высокий уровень знаний. Ориентация в первую очередь на сохранение контингента учащихся сводит на нет все усилия преподавателей в обучении студентов финансовым основам, да и у последних нет никакого желания и стимула эти знания получать[2].Современные студенты, избалованные электронными технологиями, тестовым способом проверки знаний, обязательностью получения высшего экономического образования не прикладывают особых усилий в процессе обучения, что в конечном итоге негативно сказывается на общем уровне финансовой грамотности населения.Дисциплина «Страхование», по нашему мнению, является достаточно интересной и полезной с практической точки зрения, поскольку позволяет получить знания, необходимые каждому человекув повседневной жизни. Однако, по мнению многих учащихся, основная проблема изучения данной дисциплины состоит в запоминании огромного количества понятий и терминов, используемых в страховой деятельности. Как показывает практика, обычно хорошо запоминается то, что близко, что ассоциируется с чемто хорошо знакомым, что вызывает какието сильные эмоции. Кроме того, как правило, студентам очень нравятся творческие задания, где можно показать не только финансовые знания, но и свои творческие, артистические, литературные способности. Объединение всех этих составляющих возможно в реализации творческого домашнего задания, главная цель которого–подготовить оригинальноелитературное произведение –сказку –для детей дошкольного и школьного возраста, способное донести страховые знания до подрастающего поколения простым и понятным языком.Данную цель обязательно нужно донести до студентов для дополнительного стимулированияих работы (ответственность перед младшими друзьями).Выбор сказки как формы подготовки домашнего задания объясняется тем, что она дает самый широкий спектр реализации своих возможностей: выбор вида сказки (богатырская, бытовая, волшебная и пр.), жанра сказки (юмористическая, поэтическая и др.), формы подачи материала (презентация, видеоролик) и т.д. Студенты могут взять любую известную всем сказку либо придумать свою новую, современную, могут использовать любимый мультфильм или комикс. Главное, чтобы в итоге получилась Страховая сказка с четким и понятным страховым сюжетом, определенным количеством страховых терминов и способностью повышениястраховой культуры населения. Следует отметить, что на подготовку данного домашнего задания целесообразно отводить не менее 2 недель, при этом изначально можно определитьконкретный перечень или количество страховых терминов, которые должны присутствовать в каждой сказке. Студенты могут работать небольшой группой (23 человека) или самостоятельно.Презентацию сказок лучше всего проводить в форме Конкурса страховых сказок, где каждой сказке отводится не более 7минут, а члены жюри оценивают их по определенным критериям. Основнымикритериями оценки творческого домашнего заданиямогут выступать:авторская оригинальность страхового сюжета; полнота и глубина раскрытия сюжета;количество используемых страховых терминов;стилевое оформление (понимание ключевых образов произведения, его тематики и проблематики, жанра –сказки);композиционная стройность (логика и ясность изложения);общая языковая и речевая грамотность (выразительность речи, богатство словарного запаса);разнообразие художественных средств: эпитеты, метафоры, сравнения и др.;сказочная мудрость и духовность (отражение таких ценностей, как любовь, дружба, помощь, взаимовыручка, миролюбие, уважение к другому, терпение, надежда, гармония в мире);качество художественного представления текста в форме презентации (видеоролика).Кроме того, оценивается способность студентов отвечать на дополнительные вопросы по представленному сюжету. Ниже приводится Страховая сказка, подготовленная студентами 3 курса Калужского филиала «Финансового университета при Правительстве РФ»ускоренной формы обучения:«Сказ о страховании имущества.Жилибыли дед да баба. Была у них внученька Манечка. В один прекрасный день она устроилась в страховую компанию«Сказгострах» страховым агентом. И поведала внучка деду с бабой о страхованиии зачем оно нужно. Дед с бабой внимательно выслушали ее и загорелись желанием застраховать все, что у них есть: дом, сарай, корову, курочек, свиней. Предложила им внучка заключить два договора имущественного страхования: страхование недвижимого имущества и страхование домашних животных.По страхованию недвижимого имущества страховым рискомбудут являться: пожар, наводнения, удар молнией и иныестихийныебедствия. А по страхованию домашних животных

нападения бродячих собак, кража, морозы, ураганы, бури, отравления.Дед с бабкой посидели, подумали и решили согласиться. Все взвесив, сошлись на определенной страховой сумме, уплатилистраховыевзносыи страховая компания выдала им страховой полис.С тех пор дед с бабой стали уверенней в завтрашнем дне. Зиму прожили, весну прожили, и наступило долгожданное лето, но вместе с ним пришли дожди и грозы. Однажды началась сильная гроза, и от удара молнии мгновенно загорелся сарай. К счастью, животные спаслись, но сарайсгорелполностью.Недолго горевали дед с бабой, потому каквспомнили, что у них есть страховой полис и сообщили об их потере страховой компании «Сказгорстрах». И за работу взялся эксперт, который оценил причину, размер и характер страховых убыткови выдал по окончании своей работы документ, по которому страховая компания «Сказгорстрах» произвела им страховую выплату.Отстроил дедсарай лучше прежнего. Жили

не тужили дед с бабой, как пришла новая беда. Ночью к ним пробрался вор и зарезал их свинюшку. Теперьто они знали, что надо сразу обращаться в страховую компанию, так и поступили. Но тут им отказали в возмещении убытков, объяснив этотем, что ущерб, причиненный третьими лицами, не оговорен в договоре. Дед с бабой выслушали, и сделаливывод о том, что нужно было внимательней читать договор. Вот им был большой урок на будущее!»

В этой небольшой по объему сказке содержится много информации: рассмотрены субъекты страховых отношений; отражены некоторые виды имущественного страхования; риски, которые могут быть предусмотрены договором; показан механизм взаимодействия между страховщиком и страхователем при заключении и урегулировании страхового случая; сделан акцент на том, что нужно внимательно читать договор страхования перед его подписанием. В сказке содержится более 10 страховых терминов (выделены курсивом), как и было предусмотрено заданием в этой группе. А яркие картинки по каждому смысловому сюжету значительно облегчают восприятиеи способствуют лучшему запоминанию терминологии и общих основ страховой деятельности.

Очень положительно воспринимаются зрителями юмористические сказки, причем порой студенты придумывают такие оригинальные сюжеты, что впору издавать книгу сказок и регистрировать права собственности на нее. Ниже приводится еще одна Страховая сказка студентов 3 курса, обучающихся по направлению «Экономика»:«Красная шапочка и страхование.Давнымдавно, в одном лесу вело свою деятельность страховое агентство“Forestinsure”. Возглавляла это агентство умная женщина, мать замечательной девочки. Звали девочку Красная Шапочка. Эта девочка была такая хорошенькая и всеми любимая в семье, что мама решила застраховать дочку на случай похищения, потому что лес, в котором они жили, был очень загадочный и непростой. Когда малышке исполнилось 14 лет, мама взяла ее к себе в компанию работать страховым агентом. Девочка немного обучилась тонкостям страхового делаи стала предлагать всем жителям лесного царства страховую защиту. Про нее все так и говорили: “Вон! Красная Шапочка идет!”Както раз мама с дочкой решили навестить старушку, но так как мама была очень занятой женщиной, решила она отправить свою дочь одну к бабушке:–Сходика Красная Шапочка к бабушке и отнеси ей договор страхования, подарок ко дню рождения! –сказала мама.Пошла внучка к своей бабуле и на встречу ей вдруг идет серый волкандеррайтериз компании конкурентов “Bigteeth”.

–Куда путь держишь, Красная Шапочка? –спросил волк.–О! Серый волк! Приветик! К бабушке бегу, договор страхования несу! –ответила девочка.Волк смекнул, что можно перехватить клиента и побежал по короткой дорожке прямиком к бабушке. Добежал волк до ее домаи начал стучаться в дверь к старушке. –Кто там? –спросила бабушка.–Это я, Красная Шапочка, ваша внучка! –прохрипел волк, –Принесла договор страхования от несчастного случая, страхование жизни, ОСАГОзахватила, КАСКО можно оформить, бабулечка! Открывай скорее своей внучке любимой двери!Бабуля смекнула, что это не ее любимая маленькая внучка, Красная Шапочка,и сказала:–Милок, нет у меня машиныто, что страховать будем? И вообще, не внучка ты моя, уходи отсюда!Понял волк, что его страховой портфельне увеличится, выломал дверь и незастрахованную бабушку в погреб запрятал.Тем временемничего не подозревающая Красная Шапочка, подошла к дому своей бабушки и начал стучать в дверь. –Бабуля, открой дверь! –крикнула девочка.Но на пороге ее встретил волк, переодетый в бабушкину одежду.–Както ты странно выглядишь, бабуля! –заметила внучка.–Да, чтото приболела маленько! –прошептал волк.Не раздумывая, схватил Красную Шапочку и решил похитить. Спрятал девочку неведомо куда. Но к счастью, в это самое время мимо дома бабушки проходили аварийные комиссарысо службой страхового надзора. Услышали они шум, вбежали в дом и наказали волка

уволили с работы. Бабушку спасли, Красную Шапочку искали всем лесом и к вечеру нашли! Девочка получила страховую выплату, а бабулю всетаки застраховали в страховой компании “Forestinsure”.Очень важно каждую сказку отметить грамотой, определив номинацию по самому сильному моменту сказки, например: «Самая лучшая страховая сказка», «Самая поэтическая страховая сказка», «Самая юмористическая страховая сказка», «Лучших страховой сюжет», «Обилие страховых терминов»и т.д.Как показывает практика, это мероприятие всегда проходит весело, интересно и поучительно как для студентов, так и для приглашенных преподавателей. Кроме того, студенты раскрываются с самых неожиданных сторон: пишут стихи, проявляют артистические и режиссерские способности что заметно сближает группу и преподавателя. По опросам студентов, подготовка и презентация Страховой сказки является одним из самых интересных и полезных заданий с практической точки зрения. Подводя итог, следует отметить, что использование данногоинновационногометодапреподавания не только способствует гораздо лучшему усвоению учебной программы по дисциплине «Страхование», стимулирует студентов к самостоятельному поиску и обработке информации, но и повышает интерес к страховой деятельности, формируя в конечном итоге страховую культуру и общую финансовую грамотность населения.

Ссылки на источники1.Суслякова О.Н. Особенности преподавания дисциплины «Страхование» в КФ ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве РФ»//Сборник материалов XVМеждународной НПК «Социальная роль системы страхования в условиях рыночной экономики России»: Казань, Издво Казан. Унта,2014. –698 с. (679683) 2.Суслякова О.Н. Возможные пути повышения страховой культуры в РФ//Материалы межрегиональной научнопрактической конференции, посвященной 40летию СыктГУ 28 февраля 2012 г. –Сыктывкар, 2013 г. –206 с.