Профессиональные математические компетенции – составляющая профессиональных компетенций экономистов

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Панцева Е. Ю. Профессиональные математические компетенции – составляющая профессиональных компетенций экономистов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 556–560. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85112.htm.
Аннотация. В данной статье рассматривается роль системного подхода при подготовке экономистов с использованием компетентностно ориентированного обучения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Панцева Елена Юрьевна, Кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой математических и естественнонаучных дисциплин Сызранского филиала ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет»,г. Сызраньlenapanceva@ya.ru

Профессиональные математические компетенции составляющая профессиональных компетенций экономистов

Аннотация. В данной статье рассматривается роль системного подхода при подготовке экономистов с использованием компетентностноориентированного обучения.Ключевые слова: компетенции, системный подход, математические компетенции, профессионализм, ключевые компетенции.

Ввек стремительного применения инновационных технологий, в современных экономических условиях использование компьютеров в учебном процессе стало не только важным, но и необходимым условием для качественного получения знаний. Это означает, что формирование профессиональных математических компетенций невозможно без соответствующей компьютерной подготовки, без использования электронных учебниковШишовС.Е. определяет дефиницию компетенции как умение интегрировать в конкретной ситуации полученные знания и опыт, придавая значительную роль в ее появлении внешним обстоятельствам[1]. Таким образом,под компетенцией понимается общая способность человека, основанная на его опыте, знаниях, ценностях и склонностях, которая не сводится ни к конкретным навыкам, ни к знаниям, а проявляется как возможность устанавливать связи между ситуацией и знанием.Необходимость выделения компетенций при обучении объясняется положением А.Н.Леонтьева о том, что «реальным базисом личности человека является совокупность его общественных отношений к миру, но отношений, которые реализуются его творческой деятельностью» [2]. Согласно деятельностному подходу к обучению, «реальное основание личности человека лежит не в глубинах его природных влечений и задатков, не в заложенных в нем генетических программах и даже не в приобретенных им знаниях, навыках и умениях, в том числе и профессиональных, а в той системе деятельностей, которые реализуются этими умениями и знаниями».В.И.Байденко [3] приводит следующие интерпретации профессиональных компетенций.•Овладение знаниями, способностями, умениями, необходимыми для работы по своей специальности при одновременной гибкости и автономности, в части решения профессиональных проблем; развитое сотрудничество с коллегами по цеху и профессиональной межличностной средой.•Конструкторы проектирования стандартов, представляющие собой «элементарные компетенции»

область применения;

критерии деятельности (мера качества);

требуемые знания.•Эффективное использование способностей, которые позволяют плодотворно осуществлять профессиональную деятельность согласно требованиям рабочего места. В этом смысле компетенции выходят за рамки профессиональной триады «умения знания –навыки» и включают информальные и неформальные знания (работа с информацией, поведение, принятие решений и анализ фактов и др.).•Интегрированное сочетание знаний, установок и способностей , позволяющее человеку вести трудовую деятельность в современных условиях.Таким образом, профессиональные компетенции –это способность и готовность целесообразно действовать согласно с требованиями дела методически, самостоятельно и организованно решать задачи, а также критически оценивать результаты своей профессиональной деятельности [4].Однако в педагогическом сообществе продолжается дискуссия по конкретизации того, что есть компетенции, какие из них являются ключевыми (универсальными), каковы способы их оценки и формирования.При этом во всех обсуждениях несомненным остается мнение о том, что методы и технологии компетентностно ориентированного обучения должны обеспечить переход формируемых способностей в другие условия, отличные от тех, в которыхони появились, то есть у обучаемого должна вырабатываться способность к так называемой «неадаптивной активности».Компетентностный подход авторрассматривает в тесной взаимосвязи с выращиванием способности эффективно действовать за пределами различных тем и разделов, изучаемых в учебном процессе. Для него при переходе к компетентностноориентированному обучению важно ни в коем случае не пренебрегать основами наук, навыками, знаниями и умениями. Группа экспертов в своих рекомендациях для опытноэкспериментальной работы школ определяет компетенцию как «способность к осуществлению практических деятельностей, требующих наличия понятийной системы и, следовательно, соответствующего типа мышления и понимания, позволяющего оперативно решать возникающие задачи и проблемы». Компетенция–это индивидуальная способность человека, которая освобождена от того контекста, в котором она возникла. Компетенции появляются в момент мониторинга условий и переноса этой способности в другие конкретные условия. Область применения задает их специфичность и конкретность (языковая, математическая,политическая и т.д.). Авторотвечает на вопрос, к чему должен быть способен специалист, эффективно действующий в области изучения общества:

быть способным организовывать коллективное и индивидуальное социальное действие по выполнению принятия решений;

ключевая способность компетентного человека исследовать ту ситуацию, в которой он находится;

обладать способностью кпринятию решений;

быть способным к освоению новых способов деятельности;

выстраивать коммуникации с другими людьми.Г.С. Ковалева дает определение компетенции как индивидуальной способности специалиста (то, что он реально может), которая используется в момент изменения реальных условий или в момент переноса ее в другие конкретные условия. Выделяя области приложения компетенций, она определяет:

способность к исследованию ситуаций в обществе;

способность к организации индивидуального и группового действия;

способность к выстраиванию коммуникаций;

способность к принятию решений;

способность к изучению новых способов деятельности.По мнению Л.М.Долговой компетенция –это умение действовать на основе приобретенных знаний. Компетенция в отличие от знаний, умений и навыков,предполагающих действие по аналогии с образцом, подразумевает опыт самостоятельной деятельности на основе универсальных знаний. Понимая под компетенцией существование умений и знаний в виде социальных практик, отмечается, что она проявляется только тогда, когда к результатам работы предъявляются социокультурные, общественные требования. Таким образом, мы можем заключить, что в современных педагогических исследованиях попрежнему не существует однозначного понимания понятия компетенции и его сущности.Использование компетентностно–ориентированного обучения позволяет на основе проведенного анализа сформулировать структуру понятия «профессиональная математическая компетенция экономиста». Взяв за основу квалификационные требования, предъявляемые Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования к выпускникам экономических вузов, рассмотрим вопрос о том, какие компетенции определяют результат математической подготовки будущих экономистов.Профессиональная математическая компетенция является неотъемлемой частью профессиональных компетенций финансистов. Она представляет собой систему взаимосвязанных модулей.Первым модулем мы выделим профессиональные компетенции –это способность к реализации образовательных компетенций в виде профессионально важных качеств и проявляющихся во владении математическими, статистическими методами. А также методами математического моделирования при решении экономикоприкладных задач.Модуль профессиональных компетенций включает в себя:

создание математических моделей, которые описывают явления и процессы, изучаемые в различных специальных дисциплинах экономического профиля;

исследование и построение простейших математических моделей реальных процессов и явлений, а также умение содержательно интерпретировать результаты этих исследований.А это очень важно для будущего финансиста, так как: 1.Современный финансовыйкомплекс насыщен электронными устройствами;2.Экономист является ключевой фигурой в финансовых кругах и организациях. В обязанности специалиста экономиста, а тем болееруководителя, входит заполнение, составление множества различных документов, а также ведение информационной базы соответствующего уровня.3.При подготовке к работе зачастую приходится выполнять достаточно большой комплекс расчетов различного характера. Широко используемые средства механизации и автоматизации расчетов (вычислительные линейки, номограммы, таблицы) имеют не слишком высокую точность вычислений. Владение навыками программирования позволяют финансисту самостоятельно разрабатывать программы расчета или грамотно оперировать имеющимися [5].Решение многих задач на ЭВМ помимо полученных конечных результатов открывает целый ряд дополнительных возможностей: построение графиков промежуточных величин, вывод промежуточных результатов, анализ результатов расчета при измененных параметрах задачи и определение оптимального решения[6].Согласно данным утверждениям в число профессиональных математических компетенций специалиста нельзя не включить информационнотехнический модуль, основой которого является готовность к применению компьютерной техники и информационнокоммуникативных технологий для реализации образовательного и профессионального блоков. Информационнотехнические компетенции проявляются в освоение навыков использования вычислительной техники и стандартных пакетов прикладных программ для решения практических задач на ЭВМ. В структуре профессиональных математических компетенций можно выделить интеллектуально коммуникативный модуль, основу которого составляет способность к проявлению математического мышления, выражающаяся в соответствии специалиста следующим требованиям:

осознанное употребление математических терминов, символов и обозначений;

иметь абстрактное, логическое и аналитическое мышление.

проявлять математическую интуицию в различных критических ситуациях.Если в обычном режиме экономист, пользуется информацией, накопленной его оперативной кратковременной памятью, то для действий в нестандартной ситуации в условиях дефицита времени требуется извлечь нужную информацию из долговременной памяти. Для надежности и успешности действий в критической ситуации необходимо развивать у специалиста специфические интеллектуальные, умственные компетенции.Основными чертами интеллектуально –коммуникативных компетенций являются:

выработанная в результате тренировки и практики полетов умственная способность к переработке неясного сигнала в явный, вполне определенный, побуждающий к выполнению конкретных действий;

гибкость, легкая приспособляемость к быстро меняющимся условиям, и, прежде всего к сложным и критическим;

внутренняя мыслительная активность, побуждающая к поиску нужных, соответствующих событию признаков и их анализу;

мобилизационная активность.Цель формирования специфических интеллектуальнокоммуникативных компетенций заключается в том, чтобы ускорить процесс опознания неопределенной ситуации. Способность выделить и оценить конкретные признаки конкретного события и тем самым обеспечить устойчивость и надежность действий в особом случае можно выработать в процессе специальной тренировке у каждого специалиста.В педагогической практике и в научных исследованиях подчеркивается необходимость перехода к «компетентностному» обучению, которое не реализуется в рамках одного предмета.«Интеграция ключевых компетенций в программу дисциплин позволят студенту овладеть и предметными и базовыми компетенциями за один период времени» считает А.А.Гетманская [7]. Ключевые компетенции предопределяют введение в структуру профессиональной математической компетенции студента экономического вуза мотивационно–эмоциональный модуль, который включает в себя: устойчивое эмоциональноположительное отношение к выполняемой деятельностиокружающим людям; ассертивность (способность влиять, настойчивость); ответственность; потребность в достижении цели; инициативность; стремление к саморазвитию [5]. По утверждению В.П.Беспалько, «формирование мотивации в последнем варианте наиболее сложная и трудно разрешимая задача, до сих пор остающаяся нерешеннойпроблемой теории воспитания» Социальная функция экономиста сводится к защите финансовых просторов и обеспечению экономической безопасности нашей Родины. Профессия финансиста имеет свое лицо, свои особенности, свой престиж и свою мораль. В ней неразрывно связаны деловые и нравственные качества, она требует максимальной самоотдачи, высочайшей ответственности и гражданственности. Профессия финансиста является отражением, с одной стороны, уникальности, индивидуальности и сложности, а с другой –общественной полезности экономической деятельности [8].Наиболее сильные и разнообразные чувства связаны с трудовой и учебной деятельностью человека. В экономической деятельности, например, целую гамму чувств составляют чувства радости составления дебета

кредита. Студент в процессе обучения ощущает как эмоции, так и чувства. Важным условием для повышения эффективности и качества труда студента является знание им влияния эмоций на продуктивность своего труда и на работоспособность. Это условие включает в себя:

исключение отрицательных эмоций в процессе ответственной деятельности;

привитие высоких волевых качеств в целях преодоления нежелательных эмоций;

создание деловой обстановки, исключающей появление эмоциональных помех [5].Наиболее сильные разнообразные эмоции студента связаны с его учебной деятельностью. Процесс этой деятельности может доставлять наслаждение и радость. В этом отношении труд финансиста весьма показателен, так как к тем чувствам, которые обычновызывают занятие любимым делом [6]. Это можно отнести и к процессу теоретического обучения, в ходе которого студенты овладевают знаниями, необходимыми ему как будущему специалисту. Освоение этой компетенции выражается в ряде требований, в соответствии с которыми будущий экономист должен:

иметь представление о месте и роли математических знаний в современной науке;

уметь конструктивно решать конфликты;

способность позитивнореагировать на мнение и желания другого человека;

уметь фокусироваться на цели, организовывать свою учебную деятельность соизмеримо потребностям и возможностям.Нельзя не выделить еще один модуль: методический, который включает в себя способность оценивать обстановку и принимать обоснованные решения; уметь строить взаимоотношения, проявлять такт в общении с людьми, обучать и воспитывать других; вырабатывать дикторскую речь (четкость, грамотность, ясность); оценивать значимость материала, а также демонстрировать уверенность в своих силах.Выделенные нами компетенции в рамках нашего исследования должны рассматриваться как элементы одной цепи, так как связь между ними очевидна: математическое мышление способствует глубокому усвоению знаний, позволяет их применять для решения практических задач, решать проблемы в нестандартных ситуациях. Глубокое понимание сути математических утверждений будет эффективным при использовании прикладных компьютерных программ.

Системный подход позволяет представить профессиональные математические компетенции студента как комплекс взаимосвязанных модулей, направленных на повышение эффективности профессиональной деятельности и уровня развития личности.

Ссылки на источники1..Шишов, С. Е. Школа: мониторинг качества образования. –М: Педагогическое общество России, 2000г2.Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психологии. –М.: МГУ; изд. 4е, 1981. 3.Байденко, В.И. Компетенции в профессиональном образовании (К освоению компетентностного подхода) [ТЕКСТ] // Высшее образование в России, 2004. № 11.4.Панцева Е. Ю.,Тойшева О. А., Борисова Е. А. Математическое мышление –основа профессионального мышления. Гуманитарные, социально –экономические и общественные науки. 2014. №4. с.205207.5.Панцева Е. Ю., Тойшева О. А. Технология формирования математических компетенций студентов экономических вузов. Инновации в науке. 2013.№19. с. 89104.6.Панцева Е.Ю. Математическая культура –аспект профессиональной культуры. Научно –методический электронный журнал «Концепт». 2014.т.20. с.14961500.7.Гетманская. А. Л. Модульный подход в формировании ключевых компетенций у учащихся [ТЕКСТ] // Интернетжурнал «Эйдос»., 2005. –10 сек. http://www.eidos/ru/ journal/2005/1910 24.htm. 8.Беспалько, В. П. Слагаемые педагогической технологии [ТЕКСТ] / В. П. Беспалько –М.: Педагогика, 1989.