Полный текст статьи
Печать

Аннотация. Одной из основных целей высшей школы является подготовка профессионально компетентного специалиста. В статье в рамках Концепции модернизации российского образования рассматриваются разные подходы соотношение понятий «компетенции» и «компетентности» в связи с концепцией модернизации российского образования.
Ключевые слова: личность, компетентность, компетентный, компетенции, ключевые компетенции, профессионализм. 

В  соответствии  с  Концепцией  модернизации  российского  образования,  одна  из  целей  высшей  школы  это  подготовка  профессионально компетентного специалиста. Специалиста владеющего своей  профессией, способного осуществлять инновационные процессы, готового  к  постоянному  профессиональному  росту. 

Каждый профессионал должен обладать определенным перечнем  компетенций. В психолого-педагогической литературе выделяют разные подходы к пониманию компетенций: как  качество личности, необходимое для реализации профессиональной деятельности (В.И. Байденко, Б. Оскарссон, А. Шелтон, Э.Ф. Зеер и др), как знания и умения, необходимые в любой профессиональной деятельности (А.М. Новиков).

Словарь русского языка С.И. Ожегова определяет понятие «компетентный» как обладающий компетенцией. Понятие компетенция в словаре иностранных слов определяется как круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом. Мы говорим: компетентный педагог, компетентность личности специалиста и т.д.

В психолого-педагогической литературе понятие «компетентность» получило широкое распространение в связи с появлением компетентностного подхода в образовании. Основоположниками данного подхода считаются Н. Хомский, Р. Уайт, Дж. Равен, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, В.Н. Куницина и др.

В связи с относительной новизной понятия «компетентность» в отечественной психологии, определяется оно неоднозначно и активно обсуждается в современной  науке.

Учёные выдвигают раз­личные предположения по данному вопросу. И.А. Зимняя в работе «Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования»[4.с.34-42].Автор говорит «...компетентность всегда есть актуальное проявление компетенции» [63 с. 16]. На основе компетенций развивается компетентность.

По мнению Марковой А.К., компетентность конкретного человека это его профессионализм: «человек может быть профессионалом в целом в своей области, но не быть компетентным в решении всех профессиональных вопросов» [6].

Маркова А.К определяет компетентность как характеристику конкретного человека или его действий, а именно: «индивидуальная характеристика степени соответствия требованиям профессии» [6, с.31]. Судить о наличии компетентности можно по характеру результата труда человека.

Заметим, что до сих пор наблюдается смешение понятий «компетенция» и «компетентность»: от их синонимичного использования, до взаимозамещения. Например, А.В.Хуторской разделяет понятия «компетенции» и «компетентности».

При этом под компетенцией понимает совокупность взаимосвя­занных качеств личности задаваемых по от­ношению к определенному кругу предметов и процессов. Компетентность определяет как владение человеком соответствующей компетенцией. [7, с.31]

На основе сделанного анализа подходов к пониманию рассматриваемых понятий «компетенция» и «компетентность» можно отметить не разра­ботанность содержания данных понятий. При этом все авторы подчеркивают практи­ческую направленность компетенции.

В психолого-педагогической литературе термин «компетентность» встречается в контексте исследований профессиональной компетенции в области педагогической деятельности (Т.Г. Браже, С.Г. Вершловский, Н.П. Гришина, М.В. Крупина, В.Ю. Кричевский, Л.М. Митина, Н.П. Попова и др.).

Таким образом,  выделяют три этапа становления данных понятий в образовании:

  1. 1960–1970-е гг.–вводится категория «компетенция», создаются предпосылки для разграничения таких понятий как «компетенция» и «компетентность».
  2. 1970–1990-е.гг.– в теории и практике обучения языку, профессионализма в управлении, руководстве, менеджменте, в обучении общению широко начинают использовать понятия «компетенция» и «компетентность» .
  3. с 1990 г появляются работы А.К. Марковой (1993, 1996), где в общем контексте компетентность становится предметом специального всестороннего рассмотрения.

В стратегии модернизации российского образования говорится о необходимости реализации компетентностного подхода в образовании, что предполагает не простую трансляцию знаний, умений и навыков от преподавателя к студенту, а формирование у будущих выпускников профессиональной компетентности.

Таким образом, выдвигаются определенные требования к профессионально-педагогической подготовке. Основной целью профессионального образования становится подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

Основными характеристиками компетентностного подхода к подготовке специалистов являются:

- общесоциальная и личностная значимость формируемых знаний, умений, навыков, качеств и способов продуктивной деятельности;

-четкое определение целей профессионально-личностного совершенствования, выраженных в поведенческих и оценочных терминах;

Мы считаем, «компетенция» это знания, умения, навыки, которыми должен обладать человек в зависимости от профессиональной действительности, а «компетентность»показывает,  прежде всего, на соответствие реального и необходимого в личности специалиста. При этом личность может овладеть не одной, а несколькими компетенциями.

С 2011-2012 учебном году все российские вузы перешли на федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколении, согласно которым, результаты высшего профессионального образования формулируются в категориях компетенций, что делает наше исследование актуальным.

Ссылки на источники

  1. Веселков А.Ф. К вопросу о надежности результатов оценочных процедур и эффективности их использования / Журнал прикладной психологии, 2001, № 3. – с. 3–8
  2. Гончарова Н.Л. Категория «компетент­ность» и «компетенция» в современной об­разовательной парадигме //Сборник науч­ных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитар­ные науки». - 2007. - № 5 // http://www. ncstu. ru
  3. Зеер Э.Ф. Психология профессий / Э.Ф. Зеер. 2-е изд., перераб., доп. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 336 с.
  4. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.
  5. Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996.-308 с.
  6. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос».- 2002.-23 апреля // http://www. eidos. ru/journal/2002/0423. htm