Некоторые аспекты работы логопеда в условиях ФГОС
Выпуск:
ART 85157
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Булдакова
С.
А.,
Гостева
О.
П. Некоторые аспекты работы логопеда в условиях ФГОС // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
781–785. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85157.htm.
Аннотация. В данной статье рассматриваются некоторые аспекты работы логопеда в современных условиях в соответствии со ФГОС. Данная проблема в настоящий момент недостаточно изучена и требует более полного и всестороннего анализа. Нами предпринята попытка осветить основные направления работы учителя-логопеда, его профессиональные компетенции и организацию предметно-пространственной среды логопедического кабинета.
Ключевые слова:
профессиональные компетенции, речевые навыки, направления в организации работы учителя-логопеда, развивающая предметно-пространственная среда
Текст статьи
Булдакова Светлана Анатольевна?Логопед ГУЗ «Саратовский Городской Психоневрологический Диспансер»,г.Саратовklepa355@mail.ru
Гостева Ольга Павловна,Учительлогопед ЧОУ«Прогимназия «Идеал»,г. Саратовolgagost@list.ru
Некоторые аспекты работы логопеда в условиях ФГОС
Аннотация.В данной статье рассматриваются некоторые аспектыработы логопеда в современных условиях, в соответствии со ФГОС. Данная проблема в настоящий момент недостаточно изучена и требует более полного и всестороннего анализа. Нами предпринята попытка осветить основные направления работы учителялогопеда, его профессиональные компетенции и организацию предметнопространственной среды логопедического кабинета.Ключевые слова:речевые навыки, направления в организации работы учителялогопеда, профессиональные компетенции, развивающая предметнопространственная среда.
«Мы обновляем страну, меняем нашу жизнь, меняемся сами. И все, что мы делаем, мы делаем для наших детей, потому что мы хотим, чтобы они жили лучше нас, чтобы они были лучше,чем мы, что бы они могли сделать то,что возможно не успеем сделать мы, что бы из их успеха сложилосьнаше успешное будущее».Д.А. Медведев[1]
Как известно, коммуникативноречевая компетентностьявляется одной из ведущих, т.е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому её формирование является основной задачей работы логопеда.На момент окончания детского садаребенок должен овладетьследующимиречевыми навыками: Уметь на слух различать звуки, продуцироватьслова сзаданнымзвуком, или слова,начинающиеся на этот звук.
Выделять звуки изряда слогов, слов. Проговариватьсловасложной звукослоговой структурыиз трех и более слогов (велосипедист).
Уметь делить слова на слоги. Произносить предложенияразных конструкций(Моя мама работает продавцом, а папа шофером.)
Употреблять в речи простые исложныепредлоги.
Владеть навыкомсогласования частейречи (существительные с прилагательными, глаголами, числительными в единственном и множественном числе) Образовывать словаразличными способами (приставочным, суффиксальным и приставочносуффиксальным),наречия от прилагательных (медленный –медленно), сравнительные степени прилагательных (длинный –длиннее –самый длинный).Вполном объемепонимать обращенную к ним речь . Активно пользоваться как видовыми, так и родовыми понятиями, антонимами, синонимами. Классифицироватьпредметы.Самостоятельно составлятьразвернутые рассказы
описания,пересказывать сказки.
Логично излагать свои мысли.
Пониматьсложные логикограмматическиеконструкции.Вусловияхправильной речевой средыи при отсутствии органических нарушений в центральноми периферическомречевомаппарате, уметьпользоватьсявсеми звуками родного языка.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры –социальныеи психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция. Исходя из этого, определяютсяследующие направления в организацииработы учителялогопеда: профилактика речевых нарушений;диагностикаречевого развития;коррекция нарушений звукопроизношения;формирование всех компонентовречевой системы;развитие невербальных психических функций;развитие эмоционально –волевой сферы;формирование нравственных установок ребёнка.Остановимся подробнеена каждом из направлений:1.Профилактика
это система мер по предупреждению речевых нарушений. Она является одним из важных направлений логопедической работы.Одним из видов профилактическойработы в ДОУ является популяризация логопедических знаний посредством: выступления на родительских собраниях, педагогических советах в образовательных учреждениях, уголки логопеда в ДОУ, информационные стенды о нормах речевого развития в детских поликлиниках. 2.Диагностика речевого развития обучающихся подразумевает своевременное выявление различных речевых нарушений, предупреждение возможных вторичных дефектов, а так же определение параметров и периодичности логопедического мониторинга.3.Коррекция нарушений звукопроизношения предполагает работу по формированию навыка правильного произнесения звука изолированно, в слогах, словах, предложениях и спонтанных речевых высказываниях, а так же работу над просодическими компонентами речи (темп, ритм, дыхание, голос).4.Формирование всех компонентов речевой системы включает в себя:
развитие фонематических процессов фонематического восприятия, анализа и синтеза;
работу над звукослоговойструктуройслова;
работу надлексическимкомпонентом речи: уточнение,расширение представлений об окружающей действительности, обогащение словарногозапаса, уточнение семантически слов,обучение навыкам словообразованияи словоизменения;
развитие грамматическойстороныречи обучающихся:устранениеимеющихся аграмматизмов, закреплениекатегориальныхзначенийразличных частей речи;
работа надсвязнойречью:развитие навыка построения связного речевого высказывания, смыслового программирования, расширение фразы до необходимого объёма, умение составлять простые и сложные предложения.5. Невербальныепсихическиефункции целесообразно развивать втесной взаимосвязис коррекцией речи:
все виды мышления. Репродуктивное(заучивание чистоговорок, стихотворных текстов при автоматизации звуковво фразах и связной речи), творческое(составление рассказа по сюжетной картинке, серии картинок,пересказ текстов), лингвистическое (способности к анализу, синтезу, сравнению, обобщению классификации на разнообразном языковом материале).
сукцессивные функции (умение определить порядок и последовательность в ряду–воспроизведение звуковых и слоговых рядов во время работы надразвитием фонематического слуха, определение места и последовательности звуков в слове при отработке звукослоговогоанализа и синтеза);
внимание(в процессе коррекционнологопедической работы происходит также развитие всех свойств внимания: объёма, концентрации, устойчивости, переключения, распределения. Напримерпроговаривание слов, фраз при автоматизации заданного звука с дополнительной нагрузкой: упражнения на развитие мелкой моторики,отработка графических навыков);
зрительнаяи слуховаяпамятьразвивается в процессе заучивания стихов, загадок, потешек, во время различных логопедических игр. Например:ребенку предлагают за одну минуту рассмотреть и запомнить от 5 до 10 картинок (в зависимости от возраста). После этого одна из картинок убираетсяи ребенок называет по памяти недостающую картинку. Эту игру используют на этапе автоматизации звуков в словах.
временные ипространственные представления уточняются во время прохождения основных лексических тем (времена года, распорядок дня, отработка понятий верхниз, праволево при звуковом анализе слова, например: определение места звука в слове по звуковой линейке, «Подними правую руку, если услышишь в слове заданный звук»).
мелкаямоторика (разучивание пальчиковой гимнастики с одновременным проговариванием стихотворных текстов по лексическим темам, элементы суджок терапии при автоматизации звуков);
сенсомоторноевзаимодействие (узнавание наложенных и зашумленных изображений при автоматизации звуков в словах, работа с кубиками Кооса, методика «Почтовый ящик» или «Коробочка форм» авторов Л. А. Венгер, Г. Л. Выгодская, Э. И. Леонгард);
межполушарное взаимодействие развивается при одновременном включении в работу обеих рук (упражнения «Коза –Корова», «Кулак –ребро –ладонь» и др. применяются на различных этапах автоматизации звуков.)6.Развитие эмоционально –волевой сферы.ЛогопедическиеНОДпроходят в атмосфере эмоционального комфорта. Для достижения этого педагог разнообразными способами стимулируетпроявления положительноэмоционального отношения ребёнка к занятиям (устная похвала, поощрение наклейками и т.д.) Если дошкольнику интересно, такое занятиеимеет высокий КПД и является успешным. В новых условиях системы образования логопед стремится воспитать у ребенка интерес к самому процессу познания, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели.Когда ребёнок увлечён тем, что делает, то он чувствует себя раскрепощено, свободно, комфортно.Вера в силы ребёнка, помощьв преодолении трудностей и совместная радость достижениям позволяет ребенку более успешно овладеть речевой компетенцией.Формированиепроизвольнойсферы в процессе логопедических НОД происходит посредством определенного алгоритма действий: целеполагания, планирования, рефлексии, самоанализа, оценкииволевой саморегуляции.7.Формирование нравственных установок ребёнкаосуществляется через смысловое содержание речевого материала.Каждый этап НОД, начиная от выбора темы («Помоги зимующим птицам»), и,заканчивая подведением итогов направлен на выработку положительных нравственных качеств воспитанников.
Вместес изучением слов, имеющихяркую выразительность, образность и эмоциональность, используютсяпословицы, как средство формирования установок нравственного поведения. При уточнении скрытогосмысла, заложенного в поговорках и пословицах, решаютсякоррекционноразвивающие задачиивырабатываетсянавык правильного выбора и осознанного употребления их в речи.
Пословицы ярко описывают характерчеловека,егоэмоции, описываютразные жизненные ситуациии явления. Очень важно выработать у дошкольников умение использовать пословицы в речи. Например,для выражения восхищения, восторга, радости, добрых пожеланий употреблять такие выражения: «Смех и слезу прошибет»,«смешинка в рот попала»,«на седьмом небе»,«будьте добры»,«счастливо оставаться», «в добрый час».В дальнейшем этот навык пригодитсяв школепринаписании изложенийи сочинений,а так жепри характеристике литературных героеви составлении описательных рассказов.
Большую роль в работе логопеда в условиях ФГОС играет егопрофессионализм и методическая грамотность. Впрофессиональной компетенции логопеда находится:
систематическое повышение квалификации;
консультирование работниковобразовательного учреждения;
консультирование родителей;
выступления на методических объединениях работников образовательных учреждений, методических объединениях учителей –логопедовразличного уровня;
проведение открытых логопедических НОД;
выступления на родительских собраниях;
публикации материаловв информационных изданиях различного уровня(печатные и интернетиздания);
активноеиспользованиев своей работеинтернет
технологий (видео уроки, он
лайн уроки, блоги и т.д.);
самообразование;
обобщениеопыта работы;
совместная деятельность со специалистами (педагогами, психологами, медицинскими работниками). Она включает в себя обсуждение результатов диагностики, разработкуиндивидуальных коррекционноразивающих маршрутов, отслеживание динамики развития детей;
тесная взаимосвязь по вопросам речевого развития детей междуспециалистамиДОУ,школыи поликлиники;
изготовление наглядных пособий, изучение новиноклитературыпо специальности и пополнение ими своей методической копилки.
ФГОС предъявляют ряд требований к организации предметноразвивающей среды в образовательном учреждении. «Развивающая предметнопространственная среда обеспечиваетмаксимальную реализацию образовательного потенциала пространства развития детей дошкольного возраста, охраны иукрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития»[2].Она обеспечивает возможности дляобщения и совместной деятельности воспитанниковсовзрослыми, а так жесоздает благоприятные условия для реализацииобразовательных программ, используемых в образовательном процессе данного учреждения. Согласно требованиям ФГОС,«развивающая предметнопространственная среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной»[3].
По оснащению и применению современный кабинет логопеда включаетв себя нижеперечисленные центры:1. Центр индивидуальной работы.
Настенное зеркалoс дополнительным освещением является пространственно–организующим элементом зoны индивидуальных занятий. Перед ним проводятся артикуляционные и мимические упражнения, постановка звуков их автоматизация и т.д., то естьработа, требующаяот ребенка зрительного контроля.Здесь же находится различныйнаглядныйдидактический материал и инструментарий: стенд с упражнениями для выполнения артикуляционной гимнастики, разнообразные пособия для отработки воздушной струи, пиктограммы для рефлексии и созданияположительного эмоционального фона, а так же постановочные и массажные зонды в контейнере для их хранения.2. Учебный центр.
Эта часть кабинета логопеда предназначенадля проведения фронтальной иподгрупповойНОД,игр с детьми. В нее входятмебель соответствующая росту детей, учебно –демонстрационное и игровое оборудование. Одним из вариантовкомплектации даннойзоны является установка круглогосоставного стола (четыре полукруглыхстола, что позволяет в зависимости от потребностей занятия менять расположение детей в этой зоне и организовывать их индивидуальную деятельность или работу в парах, тройках.)Магнитнаядоска, наборноеполотно,интерактивнаядоска и компьютер, позволяют реализовать принцип наглядностина логопедическойНОДне только при помощи картинногоматериала, нoи используя современные ресурсы ИКТ.3. Центр хранения документациии нагляднометодических пособий.
Документация хранится в папках по разделам:
Нормативноправовые документы;
Учетная документация;
Методическая документация;
Документация, регламентирующая деятельность логопеда.
Дидактическийматериал систематизирован по разделам:
пособия для развития правильного звукопроизношения (наглядные картинки, альбомы пособия и игры для отработки правильного произношения того или иного звука);
пособия для развития фонематического слуха (разнообразные звучащие предметы, картотека игр, мяч, опорные схемы и т.д.);
пособия для работы над слоговой структуройслова (лексическим и иллюстративным материалом по 13 классамслоговой структуры);
пособия для развития лексикограмматического строя и связной речи(наборы предметных картинок, муляжей по всем лексическим темам, сюжетные картинки, схемы для составления предложений и рассказов, а так же различные виды театров и пальчиковых кукол для развития связной речи и включения элементов театрализованной деятельности в НОД);4. Сенсомоторный центр.
Находится в доступном для детей месте. Содержит материал для развитиямелкоймоторики и других высших психических функций (сухой бассейн, шнуровки, пазлы и разрезные картинки, конструкторы, мозаики,суджок, кубики Кооса, «Почтовый ящик» или «Коробочка форм» и прочее).
Таким образом, в логопедическом кабинете коррекционноразвивающая среда организуется таким образом, чтобы успешно проводить работу по совершенствованию всех сторон речии неречевыхпроцессову детей с различными нарушениямиречи.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о значимости ФГОС в работе логопеда, о необходимости пересмотра концепции логопедической НОД, что позволит более эффективно и всесторонне осуществлять воздействие на речевую компетенцию детей дошкольного возраста.
Ссылки на источники1.Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерацииот 01.12.2010"Российскаягазета"
Федеральныйвыпуск№5350(271)http://www.rg.ru/2010/11/30/poslanietekst.html2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". http://www.rg.ru/2013/11/25/doshkstandartdok.html
3.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". http://www.rg.ru/2013/11/25/doshkstandartdok.html
Гостева Ольга Павловна,Учительлогопед ЧОУ«Прогимназия «Идеал»,г. Саратовolgagost@list.ru
Некоторые аспекты работы логопеда в условиях ФГОС
Аннотация.В данной статье рассматриваются некоторые аспектыработы логопеда в современных условиях, в соответствии со ФГОС. Данная проблема в настоящий момент недостаточно изучена и требует более полного и всестороннего анализа. Нами предпринята попытка осветить основные направления работы учителялогопеда, его профессиональные компетенции и организацию предметнопространственной среды логопедического кабинета.Ключевые слова:речевые навыки, направления в организации работы учителялогопеда, профессиональные компетенции, развивающая предметнопространственная среда.
«Мы обновляем страну, меняем нашу жизнь, меняемся сами. И все, что мы делаем, мы делаем для наших детей, потому что мы хотим, чтобы они жили лучше нас, чтобы они были лучше,чем мы, что бы они могли сделать то,что возможно не успеем сделать мы, что бы из их успеха сложилосьнаше успешное будущее».Д.А. Медведев[1]
Как известно, коммуникативноречевая компетентностьявляется одной из ведущих, т.е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому её формирование является основной задачей работы логопеда.На момент окончания детского садаребенок должен овладетьследующимиречевыми навыками: Уметь на слух различать звуки, продуцироватьслова сзаданнымзвуком, или слова,начинающиеся на этот звук.
Выделять звуки изряда слогов, слов. Проговариватьсловасложной звукослоговой структурыиз трех и более слогов (велосипедист).
Уметь делить слова на слоги. Произносить предложенияразных конструкций(Моя мама работает продавцом, а папа шофером.)
Употреблять в речи простые исложныепредлоги.
Владеть навыкомсогласования частейречи (существительные с прилагательными, глаголами, числительными в единственном и множественном числе) Образовывать словаразличными способами (приставочным, суффиксальным и приставочносуффиксальным),наречия от прилагательных (медленный –медленно), сравнительные степени прилагательных (длинный –длиннее –самый длинный).Вполном объемепонимать обращенную к ним речь . Активно пользоваться как видовыми, так и родовыми понятиями, антонимами, синонимами. Классифицироватьпредметы.Самостоятельно составлятьразвернутые рассказы
описания,пересказывать сказки.
Логично излагать свои мысли.
Пониматьсложные логикограмматическиеконструкции.Вусловияхправильной речевой средыи при отсутствии органических нарушений в центральноми периферическомречевомаппарате, уметьпользоватьсявсеми звуками родного языка.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры –социальныеи психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция. Исходя из этого, определяютсяследующие направления в организацииработы учителялогопеда: профилактика речевых нарушений;диагностикаречевого развития;коррекция нарушений звукопроизношения;формирование всех компонентовречевой системы;развитие невербальных психических функций;развитие эмоционально –волевой сферы;формирование нравственных установок ребёнка.Остановимся подробнеена каждом из направлений:1.Профилактика
это система мер по предупреждению речевых нарушений. Она является одним из важных направлений логопедической работы.Одним из видов профилактическойработы в ДОУ является популяризация логопедических знаний посредством: выступления на родительских собраниях, педагогических советах в образовательных учреждениях, уголки логопеда в ДОУ, информационные стенды о нормах речевого развития в детских поликлиниках. 2.Диагностика речевого развития обучающихся подразумевает своевременное выявление различных речевых нарушений, предупреждение возможных вторичных дефектов, а так же определение параметров и периодичности логопедического мониторинга.3.Коррекция нарушений звукопроизношения предполагает работу по формированию навыка правильного произнесения звука изолированно, в слогах, словах, предложениях и спонтанных речевых высказываниях, а так же работу над просодическими компонентами речи (темп, ритм, дыхание, голос).4.Формирование всех компонентов речевой системы включает в себя:
развитие фонематических процессов фонематического восприятия, анализа и синтеза;
работу над звукослоговойструктуройслова;
работу надлексическимкомпонентом речи: уточнение,расширение представлений об окружающей действительности, обогащение словарногозапаса, уточнение семантически слов,обучение навыкам словообразованияи словоизменения;
развитие грамматическойстороныречи обучающихся:устранениеимеющихся аграмматизмов, закреплениекатегориальныхзначенийразличных частей речи;
работа надсвязнойречью:развитие навыка построения связного речевого высказывания, смыслового программирования, расширение фразы до необходимого объёма, умение составлять простые и сложные предложения.5. Невербальныепсихическиефункции целесообразно развивать втесной взаимосвязис коррекцией речи:
все виды мышления. Репродуктивное(заучивание чистоговорок, стихотворных текстов при автоматизации звуковво фразах и связной речи), творческое(составление рассказа по сюжетной картинке, серии картинок,пересказ текстов), лингвистическое (способности к анализу, синтезу, сравнению, обобщению классификации на разнообразном языковом материале).
сукцессивные функции (умение определить порядок и последовательность в ряду–воспроизведение звуковых и слоговых рядов во время работы надразвитием фонематического слуха, определение места и последовательности звуков в слове при отработке звукослоговогоанализа и синтеза);
внимание(в процессе коррекционнологопедической работы происходит также развитие всех свойств внимания: объёма, концентрации, устойчивости, переключения, распределения. Напримерпроговаривание слов, фраз при автоматизации заданного звука с дополнительной нагрузкой: упражнения на развитие мелкой моторики,отработка графических навыков);
зрительнаяи слуховаяпамятьразвивается в процессе заучивания стихов, загадок, потешек, во время различных логопедических игр. Например:ребенку предлагают за одну минуту рассмотреть и запомнить от 5 до 10 картинок (в зависимости от возраста). После этого одна из картинок убираетсяи ребенок называет по памяти недостающую картинку. Эту игру используют на этапе автоматизации звуков в словах.
временные ипространственные представления уточняются во время прохождения основных лексических тем (времена года, распорядок дня, отработка понятий верхниз, праволево при звуковом анализе слова, например: определение места звука в слове по звуковой линейке, «Подними правую руку, если услышишь в слове заданный звук»).
мелкаямоторика (разучивание пальчиковой гимнастики с одновременным проговариванием стихотворных текстов по лексическим темам, элементы суджок терапии при автоматизации звуков);
сенсомоторноевзаимодействие (узнавание наложенных и зашумленных изображений при автоматизации звуков в словах, работа с кубиками Кооса, методика «Почтовый ящик» или «Коробочка форм» авторов Л. А. Венгер, Г. Л. Выгодская, Э. И. Леонгард);
межполушарное взаимодействие развивается при одновременном включении в работу обеих рук (упражнения «Коза –Корова», «Кулак –ребро –ладонь» и др. применяются на различных этапах автоматизации звуков.)6.Развитие эмоционально –волевой сферы.ЛогопедическиеНОДпроходят в атмосфере эмоционального комфорта. Для достижения этого педагог разнообразными способами стимулируетпроявления положительноэмоционального отношения ребёнка к занятиям (устная похвала, поощрение наклейками и т.д.) Если дошкольнику интересно, такое занятиеимеет высокий КПД и является успешным. В новых условиях системы образования логопед стремится воспитать у ребенка интерес к самому процессу познания, к самостоятельному поиску решений и достижению поставленной цели.Когда ребёнок увлечён тем, что делает, то он чувствует себя раскрепощено, свободно, комфортно.Вера в силы ребёнка, помощьв преодолении трудностей и совместная радость достижениям позволяет ребенку более успешно овладеть речевой компетенцией.Формированиепроизвольнойсферы в процессе логопедических НОД происходит посредством определенного алгоритма действий: целеполагания, планирования, рефлексии, самоанализа, оценкииволевой саморегуляции.7.Формирование нравственных установок ребёнкаосуществляется через смысловое содержание речевого материала.Каждый этап НОД, начиная от выбора темы («Помоги зимующим птицам»), и,заканчивая подведением итогов направлен на выработку положительных нравственных качеств воспитанников.
Вместес изучением слов, имеющихяркую выразительность, образность и эмоциональность, используютсяпословицы, как средство формирования установок нравственного поведения. При уточнении скрытогосмысла, заложенного в поговорках и пословицах, решаютсякоррекционноразвивающие задачиивырабатываетсянавык правильного выбора и осознанного употребления их в речи.
Пословицы ярко описывают характерчеловека,егоэмоции, описываютразные жизненные ситуациии явления. Очень важно выработать у дошкольников умение использовать пословицы в речи. Например,для выражения восхищения, восторга, радости, добрых пожеланий употреблять такие выражения: «Смех и слезу прошибет»,«смешинка в рот попала»,«на седьмом небе»,«будьте добры»,«счастливо оставаться», «в добрый час».В дальнейшем этот навык пригодитсяв школепринаписании изложенийи сочинений,а так жепри характеристике литературных героеви составлении описательных рассказов.
Большую роль в работе логопеда в условиях ФГОС играет егопрофессионализм и методическая грамотность. Впрофессиональной компетенции логопеда находится:
систематическое повышение квалификации;
консультирование работниковобразовательного учреждения;
консультирование родителей;
выступления на методических объединениях работников образовательных учреждений, методических объединениях учителей –логопедовразличного уровня;
проведение открытых логопедических НОД;
выступления на родительских собраниях;
публикации материаловв информационных изданиях различного уровня(печатные и интернетиздания);
активноеиспользованиев своей работеинтернет
технологий (видео уроки, он
лайн уроки, блоги и т.д.);
самообразование;
обобщениеопыта работы;
совместная деятельность со специалистами (педагогами, психологами, медицинскими работниками). Она включает в себя обсуждение результатов диагностики, разработкуиндивидуальных коррекционноразивающих маршрутов, отслеживание динамики развития детей;
тесная взаимосвязь по вопросам речевого развития детей междуспециалистамиДОУ,школыи поликлиники;
изготовление наглядных пособий, изучение новиноклитературыпо специальности и пополнение ими своей методической копилки.
ФГОС предъявляют ряд требований к организации предметноразвивающей среды в образовательном учреждении. «Развивающая предметнопространственная среда обеспечиваетмаксимальную реализацию образовательного потенциала пространства развития детей дошкольного возраста, охраны иукрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития»[2].Она обеспечивает возможности дляобщения и совместной деятельности воспитанниковсовзрослыми, а так жесоздает благоприятные условия для реализацииобразовательных программ, используемых в образовательном процессе данного учреждения. Согласно требованиям ФГОС,«развивающая предметнопространственная среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной»[3].
По оснащению и применению современный кабинет логопеда включаетв себя нижеперечисленные центры:1. Центр индивидуальной работы.
Настенное зеркалoс дополнительным освещением является пространственно–организующим элементом зoны индивидуальных занятий. Перед ним проводятся артикуляционные и мимические упражнения, постановка звуков их автоматизация и т.д., то естьработа, требующаяот ребенка зрительного контроля.Здесь же находится различныйнаглядныйдидактический материал и инструментарий: стенд с упражнениями для выполнения артикуляционной гимнастики, разнообразные пособия для отработки воздушной струи, пиктограммы для рефлексии и созданияположительного эмоционального фона, а так же постановочные и массажные зонды в контейнере для их хранения.2. Учебный центр.
Эта часть кабинета логопеда предназначенадля проведения фронтальной иподгрупповойНОД,игр с детьми. В нее входятмебель соответствующая росту детей, учебно –демонстрационное и игровое оборудование. Одним из вариантовкомплектации даннойзоны является установка круглогосоставного стола (четыре полукруглыхстола, что позволяет в зависимости от потребностей занятия менять расположение детей в этой зоне и организовывать их индивидуальную деятельность или работу в парах, тройках.)Магнитнаядоска, наборноеполотно,интерактивнаядоска и компьютер, позволяют реализовать принцип наглядностина логопедическойНОДне только при помощи картинногоматериала, нoи используя современные ресурсы ИКТ.3. Центр хранения документациии нагляднометодических пособий.
Документация хранится в папках по разделам:
Нормативноправовые документы;
Учетная документация;
Методическая документация;
Документация, регламентирующая деятельность логопеда.
Дидактическийматериал систематизирован по разделам:
пособия для развития правильного звукопроизношения (наглядные картинки, альбомы пособия и игры для отработки правильного произношения того или иного звука);
пособия для развития фонематического слуха (разнообразные звучащие предметы, картотека игр, мяч, опорные схемы и т.д.);
пособия для работы над слоговой структуройслова (лексическим и иллюстративным материалом по 13 классамслоговой структуры);
пособия для развития лексикограмматического строя и связной речи(наборы предметных картинок, муляжей по всем лексическим темам, сюжетные картинки, схемы для составления предложений и рассказов, а так же различные виды театров и пальчиковых кукол для развития связной речи и включения элементов театрализованной деятельности в НОД);4. Сенсомоторный центр.
Находится в доступном для детей месте. Содержит материал для развитиямелкоймоторики и других высших психических функций (сухой бассейн, шнуровки, пазлы и разрезные картинки, конструкторы, мозаики,суджок, кубики Кооса, «Почтовый ящик» или «Коробочка форм» и прочее).
Таким образом, в логопедическом кабинете коррекционноразвивающая среда организуется таким образом, чтобы успешно проводить работу по совершенствованию всех сторон речии неречевыхпроцессову детей с различными нарушениямиречи.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о значимости ФГОС в работе логопеда, о необходимости пересмотра концепции логопедической НОД, что позволит более эффективно и всесторонне осуществлять воздействие на речевую компетенцию детей дошкольного возраста.
Ссылки на источники1.Послание Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерацииот 01.12.2010"Российскаягазета"
Федеральныйвыпуск№5350(271)http://www.rg.ru/2010/11/30/poslanietekst.html2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". http://www.rg.ru/2013/11/25/doshkstandartdok.html
3.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования". http://www.rg.ru/2013/11/25/doshkstandartdok.html