Формирование этнокультурологической компетентности языковой личности в онтогенезе (ДОУ – школа – вуз)

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Туранина Н. А., Медведева К. Л. Формирование этнокультурологической компетентности языковой личности в онтогенезе (ДОУ – школа – вуз) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 846–850. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85170.htm.
Аннотация. В статье рассматривается одна из насущных современных задач – формирование этнокультурологической компетентности языковой личности в онтогенезисе. Этнокультурологическая компетентность – это комплексное образование, которое предполагает владение этнопедагогической, поликультурной, этнопсихологической, регулятивно-технологической компетенциями, понимание связи истории языка и народа, реализуемое введением в обучение текстов этнокультурологической направленности, сведений о русском народе и национальном языке, его культуре и традициях. Предлагается система работы в онтогенезе – от дошкольного учреждения до вуза, которая имеет особое мировоззренческое значение, так как формирует этнокультурную языковую личность, помогает освоению языкового материала и погружению в контекст культуры.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Туранина Неонила Альфредовна,доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой издательского дела и библиотековедения факультета социальнокультурной и информационнобиблиотечной деятельности, БГИИК, г.Белгородturanina@mail.ru

Медведева Кристина Леонидовна,Магистрант кафедры издательского дела и библиотековедения факультета социальнокультурной и информационнобиблиотечной деятельности, БГИИК, г.Белгородkina.medvedeva@yandex.ru

Формирование этнокультурологической компетентности языковой личности в онтогенезе (ДОУ –школа –вуз)

Аннотация.В статье рассматривается одна из насущных современных задач–формирование этнокультурологической компетентности языковой личности в онтогенези.Этнокультурологическая компетентность –это комплексное образование, котороепредполагает владение этнопедагогической, поликультурной, этнопсихологической, регулятивнотехнологической компетенциями,понимание связи истории языка и народа, реализуемое введением в обучение текстов этнокультурологической направленности, сведений о русском народе и национальном языке, его культуре и традициях.Предлагается система работы в онтогенезе –от дошкольного учреждения до ВУЗа, которая имеет особое мировоззренческое значение, так как формирует этнокультурную языковую личность, помогает освоению языкового материала и погружению в контекст культуры.Ключевые слова:этнокультурологическая компетентность, компетенции, личность, онтогенез (ДОУ –школа –ВУЗ), язык.

Проблема приобщения личности к традициям русской национальной культуры является одной из актуальных и важных в современном гуманитарном образовании. Язык –это составная часть культуры, поэтому изучение языка в контексте этнокультуры тесно связано с формированием высокообразованной языковой личности.Значимость изучения языка на широком культурноисторическом фоне отмечали Ф.И.Буслаев, В.В.Виноградов, И.А.БодуэндеКуртенэ, И.И.Срезневский, К.Д.Ушинский, Е.Д.Поливанов, Л.В.Щерба, В.В.Колесов, В.А.Маслова, А.Т.Хроленко, Н.А.Туранина.Этнокультурологическая компетентность –это комплексное образование, котороепредполагает владение этнопедагогической, поликультурной, этнопсихологической, регулятивнотехнологической компетенциями,понимание связи истории языка и народа, реализуемое введением в обучение текстов этнокультурологическойнаправленности, сведений о русском народе инациональномязыке, его культуреи традициях.Структура этнокультурологической компетентности представляет несколько связанных между собой компонентов:

мотивационноценностностный совокупность ценностных ориентаций имотивов, отвечающихцелям и задачам педагогической деятельности в развитиивысокоинтеллектуальной языковой личности, в том числе в процессе изучения русского языка на этнокультурномматериале;

интеллектуальнопознавательный совокупность фундаментальных знаний, обеспечивающих возможность результативноговосприятия родного языка как составной части культуры;

действеннопрактический совокупность умений и навыков, обеспечивающих решение образовательных и воспитательных задач в осуществленииисторического подхода к преподаванию русского языка;

рефлексивнооценочный способность оценить своюдеятельность, развиватьстратегию педагогической деятельности с точки зрения ее этнокультурологическойнаправленности.Все предметы филологического цикла, а в первую очередь, русский язык направлены на развитие духовной, высоконравственной,образованной личности, на упрочениеисторической преемственности поколений. Обучаемые обязаны понимать, что язык —составная часть культуры, главныйинструмент овладения, носитель характерныхчерт национальной ментальности. Любойязык отражает культуру того народа, который на нем говорит.Будучи хранителем духовной культуры русского народа, русский язык является одним из условий сохранения единства русской нации, этнической культуры.Каждый из нас как носитель языка является отдельной языковой личностью, которая вмещает в себя и психический, и социальный, и этнический и другие компоненты, но преломленные через язык. Формирование этнокультурной языковой личности –важная проблема не только гуманитарных наук, но и общества в целом. Становление национального самосознания должно начинается с первых лет жизни личности в социуме.Предлагаемая нами система может вписаться в любую из существующих программ ДОУ, школы, ВУЗа, дополняя и обогащая ее, а главное поможет этнокультурной самоидентификации личности, что очень важно в современных условиях.Программа формирования этнокультурологической компетентности ставит своей целю: а) усвоение знаний о традициях этнокультуры русского народа; б) формирование нравственноэтических норм, связных с семьей, домом, бытом; г) формирование учебных умений, связанных с развитием правильной и образной речи, коммуникативной культуры личности.Подобранный этнокультурный материал адаптирован с учетом возрастных особенностей личности, задания направлены на понимание общего смысла текста и усвоение этнокультурной лексики, предлагаются задания по соответственной грамматической теме. Предлагаемфрагменты уроков с включением этнокультурологического материала на разных этапах освоения русского языка.Дошкольный периодТексты для бесед и задания к ним в подготовительной группе ДОУРусский домЛюди всегда заботились о доме, ценили и любили его. В старину дом не просто строили, а украшали как человека. Если внимательно вглядеться в деревянный дом, то можно заменить сходство с человеком. Череп –это потолок, крыша, фасад дома –лицо, окна –это глаза дома.Дом всегда являлся защитой, противопоставлялсявсему враждебному миру. Поэтому для наших предков сооружение жилого дома было наполнено религиозным смыслом [1].Вопросы к тексту:1.Из какого материала строили дома в старину?2.Какое сходство между домом и человеком?3.Видели ли вы деревянные дома в городе или деревне?4.Как вы понимаете значение слова предки?5.Запомним значение слов, связанных с русским домом: лавка, красный угол, кочерга.На уроках русского языка в начальной школе предлагается следующая система работы, содержащая определение двух тем: лингвистической и этнокультурной. Для работы над грамматической темой используется этнокультурологический текст и вопросы, связанные с историей этноса.2 классЭтнокультурная тема: Дымковская игрушка.Лингвистическая тема: Имя существительное.Среди русских глиняных игрушек самой большой популярностьюиизвестностью пользуется дымковская игрушка.Традиционными в дымковской игрушке являются петухи, всадники, женские фигуры. Дымковский индюк с веерообразнымипышным хвостом, кон в яркосиних яблокахкругах, у козла –красные с золотом рога.В женских фигурах большое значение имеют выразительные детали: головные уборы, нарядные прически, оборки на рукавах, зонтики,передниках, сумочки.Вылепленные игрушки высушивают при комнатной температуре от двухтрех дней до двух недель (в зависимости от размера). Затем их обжигают. Игрушки покрывают ослепительно белым слоев мела и по побелке исполняютяркую, красочнуюроспись.Вопросы к тексту:1.Что такое дымковская игрушка? (Иллюстрация к вопросу)2.Какие фигурки являются традиционными в дымковской игрушке?3.Расскажите, как изготавливают дымковскую игрушку?4.Перепишите тест. Подчеркните существительные, задайте к ним вопросы.5.Объясните значение слов: передник, традиция.Разработанная система работы продолжается в среднем звене и старших классах, тексты подобраны с учетом возрастных особенностей школьников и преемственности в изучении этнокультурного и грамматического материала. Тексты этнокультурной направленности предлагаются для диктантов с грамматическими заданиями и самостоятельной работы школьников: это материалы о народных и православных праздниках, традициях русских семей.6 классИванов деньИванов день, праздник летнего солнцестояния, именуемый в народе праздником Ивана Купала, плодов земных, празднуют 24 июня постарому, 7 июля поновому.Обряд впиталв себя давниетрадиции проводов солнца в дальнюю дорогу (обряд, Купальницы,Купалы, Ивандамарьи) и содержание христианских праздников: Святой Аграфены,Иоанна Крестителя, Петра и Павла. День Аграфены Купальницы посвящен собиранию лекарственных цветов и трав. По легендестариков, все самые чудодейственныеицелебные травы, которую связывали пучками для просушки на чердаках, приговаривая: «Приехала Купальница на семидесяти телегах и привезла она нам добра и здоровья, богатства и почести много» [3].Грамматическое задание: определить значение слов с использованием толкового словаря: обряд, предание.Тексты для самостоятельной работы чаще связаны не только с этнокультурой в целом, но и обобщением изученных тем.8 классМихаил Семенович ЩепкинКилометрах в пятидесяти от Белгорода есть старинное село Красное. Все это: и неоглядная ширь безмолвных полей, и тихая ласковая речушка ПенаПенка, и луг, и даже лес –наверное, выглядело почти так же и два столетия назад. Здесь, в семье крепостных крестьян Щепкиных, родился великий актер России.Его первая встреча с миром искусства произошла в родном селе Красном, где у графа Вилькенштейна, хозяина Щепиных, был собственный крепостной театр. А вскоре Миша Щепкин и сам сыграл на сцене. В то время он уже обучался в маленьком городке Судже, во втором классе местного училища.Прошли годы, и Щепкин, продолжая оставаться графских крепостным, начал играть на провинциальной сцене. Он выступал в Курске, Харькове, Полтаве и других городах юга России. Наконец, ему удалось получить вольную –освобождение от крепостной зависимости. Через год его пригласили в Москву, в Малый театр. Щепкин стал самым знаменитым актером России. С ним дружили великие русские писатели: Пушкин, Гоголь, Герцен, Тургенев, Белинский. Он и сам создал замечательные «Записи актера».В год 200летия со дня рождения М.С. Щепкина на главной площади Белгорода, возле здания театра появился величественный памятник актеру, а областной драматический театр давно уже носит имя великого земляка. Есть памятник Щепкину и в Москве, и еще в городе Судже –районном центре Курской области. В той самой Судже, где давнымдавно ученик Миша Щепкин сыграл первую свою роль [2].Задания для самостоятельной работы:1.Прочитайте текст, с помощью словарей (толкового, иностранных слов)объясните значение и происхождение слов: актер, театр, сцена, рол.2.Подберите синонимы к слову «актер» (используйте словарь).3.

Объясните постановку знаков препинания в последнем абзаце текста.4.Выпишите из текста имена существительные, определите род.Разработанная нами система может продолжаться и в ВУЗе при изучении русского языка. Современные общественные требования устанавливаютнаправление профессиональной подготовки, связанное не только с усовершенствованиемего языкового уровня, но и с формированием разныхкомпетенций.Реализуемыйвнастоящеевремявсистемевысшегообразованиякомпетентностныйподход,приняторассматриватькакметодмоделированиярезультатовиихпредставлениякакнормкачествавысшегообразования.Онпредполагаетустановлениецелейобучениякаккомпетенций,востребованныхвпрофессиональнойдеятельностиспециалистаиосваиваемыхобучающимися.При этом компетенция понимается каккруг проблем, полномочий, совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенным предметам и процессам, важных для продуктивной качественной деятельности, и как образовательный результат. Внаучныхисследованияхпринятовыделятьследующиевидыкомпетенций:ключевые,важныедлялюбойпрофессиональнойдеятельности;базовые,отражающиеспецификуопределеннойпрофессиональнойдеятельности;специальные,характеризующиеспецификуконкретнойпредметнойдеятельности.

Новые запросы в образовательной системе полагают высокий профессионализм будущих специалистов, который определяется составляющими его этнокультурологической компетентности.Русский язык (лексикология)Тема: Лексическое значение слова(фрагмент занятия)Русская избаДом русского крестьянина был весь пронизан магической заклинательной символикой, унаследованной ещё с языческих времён. Защитой от злых духов служили,прежде всего,благожелательныеязыческие символы, помещенныена самых уязвимых участках двораижилища, какими считались окна, стены, кровля. Это была архитектурная резьба: резные причелины с громовыми знаками,конёк на крыше, изображения птиц,солнца. Иногда для украшения стрехи дома использовалиособуюкомпозицию из обожженной глины –фигуру женщины с поднятыми к небу руками. Стены домовпокрывали узорами, в которых преобладала тема ужа (змеи) –покровителя домашнего очага. Отдельно вешали особое полотенце –главный оберег избыи семьи. Одним краемоно кБогу устремлялось, а два других –в матушку сырую землю. Потолок с полом связывало, а небо –с землёю.Эти обереги совместноделали дом недоступным для злых духов и убежищем для членов семьи. Все предметы в жилищетоже были покрыты оберегающимизнаками, облегчающими одоление зла внутри убежища. Для того чтобы оградить себя, родственников и свой дом от враждебных сил, использовалась разнообразная заклинательная символика: орнамент на жилище, одежде, утвари. Когда человек покидал свой домкрепость, то овеществленные заговоры должны были перенесены на одежду [4].Задания к тексту:1.Перескажите текст.2.Дайте определение понятию «лексическое значение» слова.3.Определить значение этнокультурной лексики: символика, оберег, орнамент, заговор, причелина, и подберите синонимы к словам:узоры, покровитель.Предлагаемая система работы в онтогенезе –от дошкольного учреждения до ВУЗа имеет особое мировоззренческое значение, так как формирует этнокультурную языковую личность, помогает освоению языкового материала и погружению в контекст культуры.

Ссылки на источники1.Кулюпина Г.А., Туранина Н.А. Формирование языковой личности дошкольника и школьника в этнокультурном пространствеБелгородчины //Учебнометодическое пособие. –Белгород, 2009. –101 с.2.ТуранинаН.А. Краеведческая и этнокультурная направленность в обучении русскому языку (19 класс) //Учебнометодическое пособие. –Белгород, 20063.Туранина Н.А., Ливенец И.С. Этнокультурная направленность самостоятельной работы по русскому языку в педколледже. Белгород, 20044.Туранина Н.А., Маркович О.Н. Этнокультурологические тексты на занятиях по русскому языку (Орфография и пунктуация)//Учебнометодическое пособие. –Белгород: издво «Везелица»,20005.Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Педагогическое образование». М., 2008.

6.ШаклеинВ.М.Лингвокультурологический аспект изучения русского языка в школе в условиях современной лингвокультурнойситуации // Современная языковая ситуация и совершенствование подготовки учителейсловесников. Воронеж, 2004.