Технология интеллект-карт: инновационный продукт при решении задач с параметрами в инклюзивном образовательном процессе
Международная
публикация
Выпуск:
ART 85206
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Грищенко
Е.
В. Технология интеллект-карт: инновационный продукт при решении задач с параметрами в инклюзивном образовательном процессе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
1026–1030. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85206.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам применения технологии интеллект-карт в условиях инклюзивного образовательного процесса на уроках математики при решении задач с параметрами.
Ключевые слова:
математика, интеллект-карта, инклюзивный образовательный процесс, задачи с параметрами
Текст статьи
Грищенко Елена Вячеславовна,Учитель математики, ГКУ СО МО «Реабилитационный центр Коломна»,г. Коломнаe.grishencko2012@yandex.ru
Технологияинтеллект –карт:инновационный продукт при решении задач с параметрамив инклюзивном образовательном процессе
Аннотация.Статья посвящена вопросам применения технологии интеллекткарт в условиях инклюзивного образовательного процесса на уроках математики при решении задач с параметрами.Ключевые слова:интеллекткарта, инклюзивный образовательный процесс, задачи с параметрами, математика.
Важнейшая задача цивилизации –
научить человека мыслить (Т. Эдисон)
Одним из основных положений Федерального Государственного образовательного стандарта нового поколения является формирование учебнопознавательных компетенций обучающихсяиих универсальных учебных действий [1].В связи с этим при изучении математики особую значимость приобретает организованное обучение приемам мышления, позволяющее учащимся самостоятельно действовать при получении образования. Развитию таких приемов мышления как анализ, синтез, сравнение, обобщение и др. способствует решение задач, особенно,с параметрами.
Задачи с параметрами уникальны. Они являются прекрасным материалом для исследовательской работы учеников, их проектной деятельности, учат творчески мыслить, способствуют развитию гибкости мыслительного процесса и, что очень важно, развивают логическое мышление. Кроме того, задачи с параметрами обладают диагностической и прогностической ценностями. Вот почему этизадачи включены в заданияитоговой аттестацииибыли популярны в экзаменационных билетах многих вузов.Вшколе задачам с параметрами уделяется мало внимания.Их изучение не является отдельной составляющей школьного курса математики, и рассматривается только на немногочисленных факультативных занятиях или элективных курсах. Обилие формул и методов, используемых при решении задач с параметрами, вызывает трудности у учащихся в понимании и прочном усвоенииматериала. Возможность решения одной и той же задачи, содержащей параметр, различными методами приводит к тому, что ученики не знают с чего начатьрешение, аучителю трудно определить насколько понятны задачи с параметрами ученикам. Особенно это проявляется в инклюзивном образовательном процессе.Использование стандартных методов при решении задач с параметрами может привести к необходимости выполнения очень громоздких вычислений, что существенно затрудняет решение. При этомактивизация познавательной деятельности, повышение мотивации изучения и решения задач с параметрами происходят, если предлагаемая учащемуся информация разнообразна и оригинальна по форме и методикам представления.Как показывает практика, творческие, интересные задания способствуют повышению мотивации к учениюу детей с ограниченными возможностями здоровья, мобилизации их внимания и включению в деятельность на добровольных началах.Таким образом, возникает потребность использования в инклюзивном образовательном процессе новых инновационных технологий и методов обучения, которые позволяют изучать материал в процессе самостоятельной познавательной деятельности учащихся снаправляющей и организующей рольюпедагога.Такими инновациямив обучениидетей с особыми образовательными потребностями решению задач с параметрами могут статьсоставление и использованиеинтеллекткарт.
Интеллекткарты, или иначе их называют «Ментальные карты», «Мыслительные карты», «Карты ума». «Диаграмма связей», «Ассоциативная карта» это удобная техника для представления процесса мышления или структурирования информации в визуальной форме. Реализуются они в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи[2]. Отправной точкой является центральный объект. Подобный способ записи позволяет диаграмме связей неограниченно расти и дополняться. Интеллекткарта, отдаленно напоминающая опорный конспект, является незаменимой маршрутной картойпамяткой, которая позволяет с самого начала организовать информацию так, чтобы с ней было легко работать. С ее помощью можно быстрее и легче запоминать и вспоминать нужные факты.Интеллекткарта
это инструмент, позволяющий эффективно структурировать и обрабатывать информацию, заставляющий мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал(рис. 1)[2].
Рис.1.
Эффективность использования интеллекткарты связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Прием информации в мозге человека сводится к её обработке правым и левым полушариямиодновременно. Левое полушариеотвечает за логику, слова, числа, последовательность, анализ иупорядоченность, а правое полушариесвязано с ритмом, восприятиемцветов, воображением, представлениемобразов, размеров ипространственнымисоотношениями. Обучающиеся, усваивая информацию, используют преимущественно левополушарныементальные (логические) способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, способность ассоциативного мышления[2]. Зарубежные ученые во главе с Т.Бьюзен [3] создалиинструмент, благодаря которому можно задействовать оба полушария для формирования учебнопознавательныхкомпетенцийобучающихся.«Создавая интеллекткарты, я хотел получить универсальный инструмент для развития мыслительных способностей, которым мог бы легко овладеть любой человек, чтобы их можно было бы применитьв любой жизненной ситуации»(см., например, [3]и цит. там литературу).
Технологияинтеллекткарт способствует развитию ассоциативновизуального мышления, техники запоминания и усвоения информации в процессе обучения, умения обрабатывать в мозгу поступающую информацию посредством реализации пяти его основных функций: восприятия, удержания, анализа, вывода и управления. Использование интеллекткарт даёт обучающимся огромные возможности в процессе инклюзивного обучения, особенно при изучении задач с параметрами, так как при этом осуществляется:•подача целостного образа учебного материала;•
многообразие связей, необходимых для достижения высокого уровня
системности знаний;•
ориентация на понимание и анализ;•
непроизвольное запоминание;•уменьшение затрат времени на освоение учебной темы;•активизация творческих процессов;•развитие ассоциативного и образного мышления.Применение интеллекткарт в решении задач с параметрами способствует реализации принципов параллельности, вариативности, самоконтроля и регулярности. Диаграмма связей позволяетпостоянно держать в поле зрения несколько тем, постепенно продвигаясь по ним вперед и вглубь.Просмотр конкретной интеллекткарты через некоторое время помогает усвоить ученику картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи, сделать регулярный и систематический анализ своих ошибок и неудач.Всю проблему, связаннуюс параметрами, можно окинуть одним взглядом и рассмотретьприемы и методы решения с различных точек зрения: стандартность и оригинальность, объем вычислительной и исследовательской работы. Ученики индивидуально, с удовольствием и интересом,исследуют задачис параметрамис помощью интеллекткарт,а сами занятия математикой становятся регулярными[4].Данную технологиюможно использовать на разных формах и этапах занятий. При этом функции интеллекткарт как средства формирования информационной и учебнопознавательной компетенции учеников, очень разнообразны[5].Рационально представленныев виде интеллекткарты,этапы решения задачи с параметрами, гораздо понятнеевоспринимается, чем та же информация в виде линейного конспекта. Например, информация об этапах работы над задачей с параметрами, размещенная в системе BiblioFond[6], может быть легчепредставлена в виде интеллекткарт (рис. 2). При этом подача материала осуществляется целостно, сгруппированнои четко структуировано. Как видим, ранее высказаннаягипотезао легкости восприятия интеллекткарт, априорно подтверждается. Составление интеллекткарт учебных тем, заданий, связанных с параметрами, или алгоритма решения уравнения с параметрами является эффективным процессом обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (рис. 3, 4). Происходит формированиеспособностейк быстрому иширокому обобщению математических объектов, отношений и действий. В результате составления интеллекткарт у учащихся развивается навык переноса способов обработки информации, механизмысамостоятельного поиска, выбора и принятия решения.
Рис.2.
рис. 3
Рис.3.
Используя данную технологию, можно разобрать решение конкретного задания(рис. 5).При составлении интеллекткарты внимание концентрируется на задаче с параметром естественным образом.Не надо тратить дополнительные усилия на удержание вниманиядетей, а результативность обучения при этом значительно повышается. Фронт работ конкретизируетсяи педагогунамного проще осуществлять мероприятия по формированию общеучебныхумений и навыков, связанных с восприятием, переработкой и обменом информацией у детейс особыми образовательными потребностями.
Наиболее эффективные результаты дает использование интеллекткарт при систематизации знаний, так как на запоминание и повторение информации тратится меньше времени, быстрота её воспроизведенияимеет более осмысленный рост (рис. 6). Такой крупноблочный метод закрепления знаний, особенно, в условиях инклюзивного образования позволяет эффективно (в интерактивном режиме) вести работу по подготовке к итоговой аттестации и другим формам контроля(сохраняет благоприятную психологическую атмосферу, экономит физические силы и является здоровьесберегающей технологией).
Рис.4.
Рис.5.
Интеллекткарта как инновационный подход к проведению мозгового штурма приводит к быстрому и оригинальному генерированию идей. Легкое прослеживание взаимосвязей идей ведет в дальнейшем к поиску альтернативных решений задач с параметрами.Данная технология развивает креативное мышление обучаемого, стимулирует его творческую активностьв поиске решения. В итоге появляется новый индивидуальный продукт, созданный самим учеником(рис. 7).Составление интеллекткарт кзадачам с параметрами вызывает большой интерес учащихся. Это своего рода исследование и предложение их новаторских идей.На рис. 7, 8, 9представлены интеллекткарты, составленные детьми. Приобретённые знания обучающихся в процессе создания своего инновационного продукта сохраняются в памяти значительно дольше,а доля усвоенного материала значительно выше. Происходит качественная индивидуализация обучения, своевременное выявление и ликвидация возникающих проблемв обучении. Решение детьми заданий с параметрами, создание своего инновационного продукта и/или проекта в виде интеллекткарт становится регулярным в течение всего времени обучения в образовательном учреждении.
Рис.6.
Рис.7.
Рис.8.Практика показывает, что применение интеллекткарт при решении задач с параметрами способствует развитию предметной и коммуникативной компетенции учащихся, их интеллектаимышления. Происходит активизация познавательной деятельности детей, осуществляется коррекция знаний в области математикиивыявление причин когнитивных затруднений. Интеллекткарта становится дополнительным инновационным продуктомизучения личности обучаемого. В ходе занятий повышается самооценка учащихся, мотивация учебной деятельности иих успеваемость. Все это приводит к значимому развитию математических способностей детей с ограниченнымивозможностями здоровьяв условиях инклюзии:работа по указанной технологии с детьми в реабилитационных центрах значительно повышает эффективность обучения[4].
Ссылки на источники1.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования.http://www.rg.ru/2011/02/17/shkolastandartsitedok.html2.Когнитивные образовательные технологии ХХI века/Бершадский М. Е. http://bershadskiy.ru/index/metod_intellekt_kart/0323.Бьюзен Т. и Б. Супермышление / Т. и Б. Бьюзен; пер. с англ. Е.А. Самсонов. 4е изд. Мн.: "Попурри", 2007, с. 224.4.Грищенко, Е. В. Влияние компенсаторных механизмов на развитие математических способностей детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии.[Текст] // Гуманизация образования. 2014. № 5–с. 7481.5.Грищенко, Е. В. Применение технологииБОСЗдоровье на уроках математики в инклюзивном образовании [Текст] // Научный потенциал . 2014. № 1(14). –с. 5155.6.Формирование прочных навыков усвоения решения задач с параметрами. http://www.BiblioFond.ru/view.aspx?id=565083
Технологияинтеллект –карт:инновационный продукт при решении задач с параметрамив инклюзивном образовательном процессе
Аннотация.Статья посвящена вопросам применения технологии интеллекткарт в условиях инклюзивного образовательного процесса на уроках математики при решении задач с параметрами.Ключевые слова:интеллекткарта, инклюзивный образовательный процесс, задачи с параметрами, математика.
Важнейшая задача цивилизации –
научить человека мыслить (Т. Эдисон)
Одним из основных положений Федерального Государственного образовательного стандарта нового поколения является формирование учебнопознавательных компетенций обучающихсяиих универсальных учебных действий [1].В связи с этим при изучении математики особую значимость приобретает организованное обучение приемам мышления, позволяющее учащимся самостоятельно действовать при получении образования. Развитию таких приемов мышления как анализ, синтез, сравнение, обобщение и др. способствует решение задач, особенно,с параметрами.
Задачи с параметрами уникальны. Они являются прекрасным материалом для исследовательской работы учеников, их проектной деятельности, учат творчески мыслить, способствуют развитию гибкости мыслительного процесса и, что очень важно, развивают логическое мышление. Кроме того, задачи с параметрами обладают диагностической и прогностической ценностями. Вот почему этизадачи включены в заданияитоговой аттестацииибыли популярны в экзаменационных билетах многих вузов.Вшколе задачам с параметрами уделяется мало внимания.Их изучение не является отдельной составляющей школьного курса математики, и рассматривается только на немногочисленных факультативных занятиях или элективных курсах. Обилие формул и методов, используемых при решении задач с параметрами, вызывает трудности у учащихся в понимании и прочном усвоенииматериала. Возможность решения одной и той же задачи, содержащей параметр, различными методами приводит к тому, что ученики не знают с чего начатьрешение, аучителю трудно определить насколько понятны задачи с параметрами ученикам. Особенно это проявляется в инклюзивном образовательном процессе.Использование стандартных методов при решении задач с параметрами может привести к необходимости выполнения очень громоздких вычислений, что существенно затрудняет решение. При этомактивизация познавательной деятельности, повышение мотивации изучения и решения задач с параметрами происходят, если предлагаемая учащемуся информация разнообразна и оригинальна по форме и методикам представления.Как показывает практика, творческие, интересные задания способствуют повышению мотивации к учениюу детей с ограниченными возможностями здоровья, мобилизации их внимания и включению в деятельность на добровольных началах.Таким образом, возникает потребность использования в инклюзивном образовательном процессе новых инновационных технологий и методов обучения, которые позволяют изучать материал в процессе самостоятельной познавательной деятельности учащихся снаправляющей и организующей рольюпедагога.Такими инновациямив обучениидетей с особыми образовательными потребностями решению задач с параметрами могут статьсоставление и использованиеинтеллекткарт.
Интеллекткарты, или иначе их называют «Ментальные карты», «Мыслительные карты», «Карты ума». «Диаграмма связей», «Ассоциативная карта» это удобная техника для представления процесса мышления или структурирования информации в визуальной форме. Реализуются они в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи[2]. Отправной точкой является центральный объект. Подобный способ записи позволяет диаграмме связей неограниченно расти и дополняться. Интеллекткарта, отдаленно напоминающая опорный конспект, является незаменимой маршрутной картойпамяткой, которая позволяет с самого начала организовать информацию так, чтобы с ней было легко работать. С ее помощью можно быстрее и легче запоминать и вспоминать нужные факты.Интеллекткарта
это инструмент, позволяющий эффективно структурировать и обрабатывать информацию, заставляющий мыслить, используя весь свой творческий и интеллектуальный потенциал(рис. 1)[2].
Рис.1.
Эффективность использования интеллекткарты связана с устройством человеческого мозга, отвечающего за обработку информации. Прием информации в мозге человека сводится к её обработке правым и левым полушариямиодновременно. Левое полушариеотвечает за логику, слова, числа, последовательность, анализ иупорядоченность, а правое полушариесвязано с ритмом, восприятиемцветов, воображением, представлениемобразов, размеров ипространственнымисоотношениями. Обучающиеся, усваивая информацию, используют преимущественно левополушарныементальные (логические) способности. Это блокирует способность головного мозга видеть целостную картину, способность ассоциативного мышления[2]. Зарубежные ученые во главе с Т.Бьюзен [3] создалиинструмент, благодаря которому можно задействовать оба полушария для формирования учебнопознавательныхкомпетенцийобучающихся.«Создавая интеллекткарты, я хотел получить универсальный инструмент для развития мыслительных способностей, которым мог бы легко овладеть любой человек, чтобы их можно было бы применитьв любой жизненной ситуации»(см., например, [3]и цит. там литературу).
Технологияинтеллекткарт способствует развитию ассоциативновизуального мышления, техники запоминания и усвоения информации в процессе обучения, умения обрабатывать в мозгу поступающую информацию посредством реализации пяти его основных функций: восприятия, удержания, анализа, вывода и управления. Использование интеллекткарт даёт обучающимся огромные возможности в процессе инклюзивного обучения, особенно при изучении задач с параметрами, так как при этом осуществляется:•подача целостного образа учебного материала;•
многообразие связей, необходимых для достижения высокого уровня
системности знаний;•
ориентация на понимание и анализ;•
непроизвольное запоминание;•уменьшение затрат времени на освоение учебной темы;•активизация творческих процессов;•развитие ассоциативного и образного мышления.Применение интеллекткарт в решении задач с параметрами способствует реализации принципов параллельности, вариативности, самоконтроля и регулярности. Диаграмма связей позволяетпостоянно держать в поле зрения несколько тем, постепенно продвигаясь по ним вперед и вглубь.Просмотр конкретной интеллекткарты через некоторое время помогает усвоить ученику картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи, сделать регулярный и систематический анализ своих ошибок и неудач.Всю проблему, связаннуюс параметрами, можно окинуть одним взглядом и рассмотретьприемы и методы решения с различных точек зрения: стандартность и оригинальность, объем вычислительной и исследовательской работы. Ученики индивидуально, с удовольствием и интересом,исследуют задачис параметрамис помощью интеллекткарт,а сами занятия математикой становятся регулярными[4].Данную технологиюможно использовать на разных формах и этапах занятий. При этом функции интеллекткарт как средства формирования информационной и учебнопознавательной компетенции учеников, очень разнообразны[5].Рационально представленныев виде интеллекткарты,этапы решения задачи с параметрами, гораздо понятнеевоспринимается, чем та же информация в виде линейного конспекта. Например, информация об этапах работы над задачей с параметрами, размещенная в системе BiblioFond[6], может быть легчепредставлена в виде интеллекткарт (рис. 2). При этом подача материала осуществляется целостно, сгруппированнои четко структуировано. Как видим, ранее высказаннаягипотезао легкости восприятия интеллекткарт, априорно подтверждается. Составление интеллекткарт учебных тем, заданий, связанных с параметрами, или алгоритма решения уравнения с параметрами является эффективным процессом обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (рис. 3, 4). Происходит формированиеспособностейк быстрому иширокому обобщению математических объектов, отношений и действий. В результате составления интеллекткарт у учащихся развивается навык переноса способов обработки информации, механизмысамостоятельного поиска, выбора и принятия решения.
Рис.2.
рис. 3
Рис.3.
Используя данную технологию, можно разобрать решение конкретного задания(рис. 5).При составлении интеллекткарты внимание концентрируется на задаче с параметром естественным образом.Не надо тратить дополнительные усилия на удержание вниманиядетей, а результативность обучения при этом значительно повышается. Фронт работ конкретизируетсяи педагогунамного проще осуществлять мероприятия по формированию общеучебныхумений и навыков, связанных с восприятием, переработкой и обменом информацией у детейс особыми образовательными потребностями.
Наиболее эффективные результаты дает использование интеллекткарт при систематизации знаний, так как на запоминание и повторение информации тратится меньше времени, быстрота её воспроизведенияимеет более осмысленный рост (рис. 6). Такой крупноблочный метод закрепления знаний, особенно, в условиях инклюзивного образования позволяет эффективно (в интерактивном режиме) вести работу по подготовке к итоговой аттестации и другим формам контроля(сохраняет благоприятную психологическую атмосферу, экономит физические силы и является здоровьесберегающей технологией).
Рис.4.
Рис.5.
Интеллекткарта как инновационный подход к проведению мозгового штурма приводит к быстрому и оригинальному генерированию идей. Легкое прослеживание взаимосвязей идей ведет в дальнейшем к поиску альтернативных решений задач с параметрами.Данная технология развивает креативное мышление обучаемого, стимулирует его творческую активностьв поиске решения. В итоге появляется новый индивидуальный продукт, созданный самим учеником(рис. 7).Составление интеллекткарт кзадачам с параметрами вызывает большой интерес учащихся. Это своего рода исследование и предложение их новаторских идей.На рис. 7, 8, 9представлены интеллекткарты, составленные детьми. Приобретённые знания обучающихся в процессе создания своего инновационного продукта сохраняются в памяти значительно дольше,а доля усвоенного материала значительно выше. Происходит качественная индивидуализация обучения, своевременное выявление и ликвидация возникающих проблемв обучении. Решение детьми заданий с параметрами, создание своего инновационного продукта и/или проекта в виде интеллекткарт становится регулярным в течение всего времени обучения в образовательном учреждении.
Рис.6.
Рис.7.
Рис.8.Практика показывает, что применение интеллекткарт при решении задач с параметрами способствует развитию предметной и коммуникативной компетенции учащихся, их интеллектаимышления. Происходит активизация познавательной деятельности детей, осуществляется коррекция знаний в области математикиивыявление причин когнитивных затруднений. Интеллекткарта становится дополнительным инновационным продуктомизучения личности обучаемого. В ходе занятий повышается самооценка учащихся, мотивация учебной деятельности иих успеваемость. Все это приводит к значимому развитию математических способностей детей с ограниченнымивозможностями здоровьяв условиях инклюзии:работа по указанной технологии с детьми в реабилитационных центрах значительно повышает эффективность обучения[4].
Ссылки на источники1.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования.http://www.rg.ru/2011/02/17/shkolastandartsitedok.html2.Когнитивные образовательные технологии ХХI века/Бершадский М. Е. http://bershadskiy.ru/index/metod_intellekt_kart/0323.Бьюзен Т. и Б. Супермышление / Т. и Б. Бьюзен; пер. с англ. Е.А. Самсонов. 4е изд. Мн.: "Попурри", 2007, с. 224.4.Грищенко, Е. В. Влияние компенсаторных механизмов на развитие математических способностей детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии.[Текст] // Гуманизация образования. 2014. № 5–с. 7481.5.Грищенко, Е. В. Применение технологииБОСЗдоровье на уроках математики в инклюзивном образовании [Текст] // Научный потенциал . 2014. № 1(14). –с. 5155.6.Формирование прочных навыков усвоения решения задач с параметрами. http://www.BiblioFond.ru/view.aspx?id=565083