Организационно-педагогические условия управления профессиональным развитием персонала дошкольной образовательной организации
Выпуск:
ART 85260
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ионова
Н.
В.,
Белозерова
Т.
В. Организационно-педагогические условия управления профессиональным развитием персонала дошкольной образовательной организации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2015. – Т. 13. – С.
1296–1300. – URL:
http://e-koncept.ru/2015/85260.htm.
Аннотация. Статья посвящена важной проблеме управления профессиональным развитием персонала дошкольной образовательной организации. Авторы описывают эксперимент, организованный на базе детского сада города Великий Устюг, и предлагают эффективные организационно-педагогические условия по руководству коллективом детского сада с целью развития профессиональных компетенций у педагогов.
Ключевые слова:
профессиональные компетенции, профессиональное развитие, организационно-педагогические условия, менеджмент
Текст статьи
Белозерова Татьяна Владимировна,Магистрант 1курса, кафедра дошкольного образования ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповецt.beloziorova2013@yandex.ru
Ионова Наталья Владимировна,Кандидат филологических наук, доцент кафедры дошкольного образования ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповецionovanv2k9@mail.ru
Организационнопедагогические условия управления профессиональным развитием персонала дошкольной образовательной организации
Аннотация:Статья посвящена важнойпроблеме управления профессиональным развитием персонала дошкольной образовательной организации. Авторыописываютэксперимент, организованный на базе детского садагородаВеликий Устюг, и предлагают эффективные организационнопедагогические условия по руководству коллективом детского сада с цельюразвития
профессиональных компетенций у педагогов.Ключевые слова:Менеджмент, профессиональное развитие, профессиональные компетенции, организационнопедагогические условия. Постановка проблемы.На фоне значительныхизменений, модернизации в области образования встает вопросо поиске новых подходовк дошкольному образованию.В федеральных государственных образовательных стандартах раскрыты основы данных преобразований ипредложены условия,направленныена преобразование системы воспитания иразвития ребенка. В контексте инноваций в социальной сфере ключевым моментом становится обеспечение эмоционального благополучия детей, поддержкаего индивидуальности и инициативы, построение вариативного образования, которое ориентированно на развития ребенка.
Исходя изэтого, современный педагог должен знать новыепедагогические технологии развивающего и дифференцированного обучения. Он должен выражать готовностью к участию в инновационной деятельности
учреждения, ведениюнаучноисследовательского поиска, должен владетьнавыком личностнопедагогической саморегуляции, диагностики, рефлексии и самопознания.Все это предполагает социальный портрет педагога нового типа обладающегоспособностью к конструктивному решению поставленных задач, стрессоустойчивостью, психологическим здоровьем. Задача развития такого педагога становиться одной из приоритетных задач в системе непрерывного педагогического образования, в ходе которого происходит становлениеего профессиональной компетентности. Поэтому особое значение в федеральных государственных образовательных стандартах уделеноописанию условий для профессионального развития педагогическихкадров, в том числе их дополнительного профессионального образования. Для этого должна быть организована консультативная поддержкаработников дошкольных учреждений по вопросам обучения детей, а также созданы условия для организационнометодического сопровождения процесса реализации программы.В связи с этим возникает противоречие между новыми требованиями к уровню профессиональной компетентностипедагогических кадров и отсутствием в дошкольных образовательных организациях системы методической работы, обеспечивающей профессиональный рост и развитиевоспитателей.Устранению этого противоречия, на наш взгляд,будет способствоватьсоздание организационнопедагогических условий для профессионального развития персонала посредством внедрениямодели управленческой деятельности администрации дошкольной образовательной организации, имеющей своей целью развитие профессиональной компетентности персонала.
Анализ исследований и публикаций. Многие исследования доказали влияние регулярногоповышения квалификации на улучшениекачества образовательного процесса.Разработкой проблем профессионального развития педагога в отечественной психологии и педагогике занимались Л.П. Алексеева, Г.М. Голубенко, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина,Л.А. Петровская, А.К. Маркова и др. На сегодняшний момент нет единой точки зрения на термин «профессиональное развитие». На наш взгляд, в современных условиях инновационного образования наиболее подходит следующее определение. М.М. Поташник определил профессиональное развитие как «процесс приобретения педагогом знаний, способов деятельности, позволяющих ему оптимальным образом реализовать свое предназначение по вопросам обучения и социализации детей» [1, с. 143].Различные аспекты повышения профессиональной компетентности педагога интересовали многих отечественных и зарубежных ученых:Л.И. Анциферова, Т.В. Кудрявцев, В.Д. Шадриков,Дж. Боткин, А. Николе, Й. Роттер, Т.Шульц и др. Авторы разводят понятие профессиональное развитие, профессиональный рост, профессиональное становление. На наш взгляд, в рамках данного исследования ключевым понятием является определение профессиональной компетентности, под которой в современной педагогике понимается«синтез интеллектуальных составляющих, личностных характеристик и опыта, позволяющих человеку использовать свой потенциал, успешно адаптироваться в инновационных условиях профессиональной деятельности» [2, с. 79].Современные подходы к реализации развивающего потенциала образовательного пространства исследовали: С. В. Бабушкина,Н. Б. Крылова, Н. Павлов, А. К. Шалаев, В. А. Левин и др. Необходимость развития творческого потенциала современного педагога в дошкольной образовательной организации подчеркивается в работах Н.В. Ивановой [3, с. 33].Между тем, малоизученным остается вопрос об организационнопедагогических условиях управления профессиональным развитием персонала дошкольной образовательной организации.Данные, полученные в результате анализа научных работ, позволили нам выделить цель нашей публикации.Цель исследования:изучить организационнопедагогические условия управления персональным развитием персонала дошкольной образовательной организации.С целью изучения состояния проблемы в условиях реальной практической деятельностинами был организован эксперимент на базе детского сада № 29 города Великий Устюг. В эксперименте принимало участие 9 педагогов, в возрасте от 32 до 56 лет. Для выявления мотивации на профессиональное развитие педагогов мы провели диагностику «Методика изучения мотивов профессиональной деятельности» (автор К. Замфир)[4]. Воспитателям было предложено оценить по 5бальной шкале значимость различных профессиональных мотивов.Среди мотивов были выделены такие, как: денежный заработок, карьерный рост, статус в коллективе, профессиональный престиж,личностная самореализация и удовлетворенность трудом. Методика позволяет оценить цели деятельности коллектива в целом, а также каждого педагога в отдельности. Основная цель эксперимента сводилась к тому, чтобы выяснить степень преобладания внешней (профессиональной) либо внутренней (личностной мотивации) у персонала дошкольной образовательной организации.На основе интерпретация результатовпо итогам проведенной с педагогами диагностики мы получили следующие данные:
в целом удовлетворенность педагога избранной профессией достаточно высокая: высокий уровень внутренней и внешней положительной мотивации(56%);
полученный мотивационный комплекс показывает, что активность педагогов не всегда мотивирована самим содержанием деятельности и стремлением достичьпозитивных результатов;
наблюдается тенденция, когда деятельность педагога обусловлена мотивами, не связанными ссамой педагогической деятельностью(стремлением получить более высокий заработок (45%), избежать наказание (32%)и т. д.
Результаты, полученные в ходе эксперимента, позволили нам предположить, что преобладание комплекса внутренних мотивов (стремление избежать наказания, получить высокий денежный заработок, престиж в коллективе сотрудников), может привести к эмоциональной нестабильности всегопедагогического коллектива и каждого сотрудника в отдельности. В свою очередь, подобная негативная тенденция может отрицательно сказаться на эффективности работы всей образовательной организации. И,наоборот, преобладание комплекса внешних мотивов (профессиональный престиж, личностная самореализация и удовлетворенность трудом), высокая активность педагога впрофессиональной деятельности, стремлениедостичь позитивных результатов, стабилизирует эмоциональное состояние персонала, развивает в каждом педагоге и в коллективе в целом уверенность в завтрашнем дне.Именно данный факт и становится определяющим в сопровождении готовностипедагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО[5, с. 27].В связи с полученными данными мы считаем, что развитие внутренней мотивации, (когда для личности имеет значение деятельность сама по себе), является толчком для профессионального развития педагогов.Таким образом, повышение профессиональной компетентности педагога предполагает развитие способности воспитателя к постановке целей своего профессионального саморазвития, самомотивации, к самостоятельному определению содержания своей деятельности и выбору адекватных поставленным задачам методов деятельности, способностьк рефлексии своей работыи ее корректировке[6].Для этого в дошкольной образовательной организации необходимо создать условия, при которых управление профессиональным развитием педагогов будет эффективным.Выводы.Полученные результаты позволили нам выделить
следующие
условия в
руководствепедагогическим коллективом по развитию
профессиональной компетенции педагогов.Вопервых, необходима реализация особой модели управления профессиональным развитием,предполагающим изменения в деятельности организации на нескольких уровнях: уровень управления (администрация и др. органы управления); уровень методической службы; уровень профессиональной деятельности воспитателя. При этом необходимо четкое разграничение функционала в решении проблемы между всеми структурами. Например, задачей администрации становится –финансовоэкономическое обеспечение проекта профессионального развития педагогов; задача методической службы определение стратегии развития дошкольной образовательной организации; задача творческой группы, созданной из активных педагогов, разработка технологии реализации проекта по повышению уровня профессионального развития персонала организации.Вовторых, необходимо внедрение новой модели мотивации и стимулированияколлективана профессиональное
развитие.Для этого важно определить систему моральных иматериальных стимулов, которые активизирует продуктивную деятельность педагогических работников. В данном случае важным моментом для педагогов является создание условий для проявления личной индивидуальности педагога, заинтересованности в инновационной деятельности, желания совершенствовать свое профессиональное мастерство.Только личная заинтересованность педагога в профессиональной деятельности, его активность и стремление самосовершенствоваться развиваться, может способствовать развитию социальной активности у дошкольника [7].В третьих, управление профессиональным и личным развитием персонала должно предполагать использование в работе с педагогами активных форм работы повышения профессионального развития.Активные формыстимулируют созидательнуюи исследовательскую деятельность педагогов, их личностный потенциал. Как
показала
практика, наиболее
результативными
методами
работы
с
персоналом детского садаявляются
активные
методы и формы,
которые имеют исследовательский характер и обращенына осмысление личногопедагогического опыта, и такжетворческую его переделку. Можно выделить такие
активные формы, как:фестиваль педагогических идей, работа творческой группы, участие в конференциях, конкурсах, работа творческого манежа, семинарыпрактикумы по обучению планированию профессиональной деятельности, совместныйпросмотр воспитательногопроцесса, педагогические чтения, методическая неделяи так далее.Из вышесказанного следуетсделать вывод,что реализация системы организационнопедагогических условий для профессионального развития персонала и внедрение новоймодели управленческой деятельности образовательной организации, будут способствовать развитию профессиональной компетентности персонала.При этом ведущая роль должна принадлежать менеджеру дошкольной образовательной организации. Именно от его усилий в грамотном управлении персоналом зависит эффективность трудавсего педагогического коллектива, и каждого сотрудника в отдельности. Ссылки на источники1.Веснин,В.Р. Менеджмент: учебник / В.Р. Веснин. Москва: Проспект, 2012. 616 с.2.Герчикова, И.Н. Менеджмент: учебник для вузов / И.Н. Герчикова. –М.: ЮНИТИДАНА, 2010. 510 с.3.Иванова, Н.В. Современные представления о социальном пространстве / В.С. Данюшенков, Н.В. Иванова // Педагогика. 2004. № 9. С. 28 33.4.Кишкель, Е.Н. Основы управленческой деятельности: социальная психология, менеджмент / Е.Н. Кишкель, В.Г. Шипунов. М.: Высшая школа, 2004. 327 с. 5.Майер, А.А. Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО // Управление дошкольным образовательным учреждением. –2014. № 3. –С. 27 –35.6.Шереметов, П.В. Теория организации. Курс лекций / П.В. Шереметов, С.В. Петухова. М.: ОмегаЛ, 2006. 282с.7.Ionova, N.V. Technological the foundations of developing of social activity among older preschoolers / E.I. Timoshina, M.A. Arsenova, N.V. Ionova // Всборнике: Humanities and Social Sciences in Europe: Achievements and Perspectives, 1st International symposium Vienna. 2013. С. 312 317.
Ионова Наталья Владимировна,Кандидат филологических наук, доцент кафедры дошкольного образования ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет», г. Череповецionovanv2k9@mail.ru
Организационнопедагогические условия управления профессиональным развитием персонала дошкольной образовательной организации
Аннотация:Статья посвящена важнойпроблеме управления профессиональным развитием персонала дошкольной образовательной организации. Авторыописываютэксперимент, организованный на базе детского садагородаВеликий Устюг, и предлагают эффективные организационнопедагогические условия по руководству коллективом детского сада с цельюразвития
профессиональных компетенций у педагогов.Ключевые слова:Менеджмент, профессиональное развитие, профессиональные компетенции, организационнопедагогические условия. Постановка проблемы.На фоне значительныхизменений, модернизации в области образования встает вопросо поиске новых подходовк дошкольному образованию.В федеральных государственных образовательных стандартах раскрыты основы данных преобразований ипредложены условия,направленныена преобразование системы воспитания иразвития ребенка. В контексте инноваций в социальной сфере ключевым моментом становится обеспечение эмоционального благополучия детей, поддержкаего индивидуальности и инициативы, построение вариативного образования, которое ориентированно на развития ребенка.
Исходя изэтого, современный педагог должен знать новыепедагогические технологии развивающего и дифференцированного обучения. Он должен выражать готовностью к участию в инновационной деятельности
учреждения, ведениюнаучноисследовательского поиска, должен владетьнавыком личностнопедагогической саморегуляции, диагностики, рефлексии и самопознания.Все это предполагает социальный портрет педагога нового типа обладающегоспособностью к конструктивному решению поставленных задач, стрессоустойчивостью, психологическим здоровьем. Задача развития такого педагога становиться одной из приоритетных задач в системе непрерывного педагогического образования, в ходе которого происходит становлениеего профессиональной компетентности. Поэтому особое значение в федеральных государственных образовательных стандартах уделеноописанию условий для профессионального развития педагогическихкадров, в том числе их дополнительного профессионального образования. Для этого должна быть организована консультативная поддержкаработников дошкольных учреждений по вопросам обучения детей, а также созданы условия для организационнометодического сопровождения процесса реализации программы.В связи с этим возникает противоречие между новыми требованиями к уровню профессиональной компетентностипедагогических кадров и отсутствием в дошкольных образовательных организациях системы методической работы, обеспечивающей профессиональный рост и развитиевоспитателей.Устранению этого противоречия, на наш взгляд,будет способствоватьсоздание организационнопедагогических условий для профессионального развития персонала посредством внедрениямодели управленческой деятельности администрации дошкольной образовательной организации, имеющей своей целью развитие профессиональной компетентности персонала.
Анализ исследований и публикаций. Многие исследования доказали влияние регулярногоповышения квалификации на улучшениекачества образовательного процесса.Разработкой проблем профессионального развития педагога в отечественной психологии и педагогике занимались Л.П. Алексеева, Г.М. Голубенко, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина,Л.А. Петровская, А.К. Маркова и др. На сегодняшний момент нет единой точки зрения на термин «профессиональное развитие». На наш взгляд, в современных условиях инновационного образования наиболее подходит следующее определение. М.М. Поташник определил профессиональное развитие как «процесс приобретения педагогом знаний, способов деятельности, позволяющих ему оптимальным образом реализовать свое предназначение по вопросам обучения и социализации детей» [1, с. 143].Различные аспекты повышения профессиональной компетентности педагога интересовали многих отечественных и зарубежных ученых:Л.И. Анциферова, Т.В. Кудрявцев, В.Д. Шадриков,Дж. Боткин, А. Николе, Й. Роттер, Т.Шульц и др. Авторы разводят понятие профессиональное развитие, профессиональный рост, профессиональное становление. На наш взгляд, в рамках данного исследования ключевым понятием является определение профессиональной компетентности, под которой в современной педагогике понимается«синтез интеллектуальных составляющих, личностных характеристик и опыта, позволяющих человеку использовать свой потенциал, успешно адаптироваться в инновационных условиях профессиональной деятельности» [2, с. 79].Современные подходы к реализации развивающего потенциала образовательного пространства исследовали: С. В. Бабушкина,Н. Б. Крылова, Н. Павлов, А. К. Шалаев, В. А. Левин и др. Необходимость развития творческого потенциала современного педагога в дошкольной образовательной организации подчеркивается в работах Н.В. Ивановой [3, с. 33].Между тем, малоизученным остается вопрос об организационнопедагогических условиях управления профессиональным развитием персонала дошкольной образовательной организации.Данные, полученные в результате анализа научных работ, позволили нам выделить цель нашей публикации.Цель исследования:изучить организационнопедагогические условия управления персональным развитием персонала дошкольной образовательной организации.С целью изучения состояния проблемы в условиях реальной практической деятельностинами был организован эксперимент на базе детского сада № 29 города Великий Устюг. В эксперименте принимало участие 9 педагогов, в возрасте от 32 до 56 лет. Для выявления мотивации на профессиональное развитие педагогов мы провели диагностику «Методика изучения мотивов профессиональной деятельности» (автор К. Замфир)[4]. Воспитателям было предложено оценить по 5бальной шкале значимость различных профессиональных мотивов.Среди мотивов были выделены такие, как: денежный заработок, карьерный рост, статус в коллективе, профессиональный престиж,личностная самореализация и удовлетворенность трудом. Методика позволяет оценить цели деятельности коллектива в целом, а также каждого педагога в отдельности. Основная цель эксперимента сводилась к тому, чтобы выяснить степень преобладания внешней (профессиональной) либо внутренней (личностной мотивации) у персонала дошкольной образовательной организации.На основе интерпретация результатовпо итогам проведенной с педагогами диагностики мы получили следующие данные:
в целом удовлетворенность педагога избранной профессией достаточно высокая: высокий уровень внутренней и внешней положительной мотивации(56%);
полученный мотивационный комплекс показывает, что активность педагогов не всегда мотивирована самим содержанием деятельности и стремлением достичьпозитивных результатов;
наблюдается тенденция, когда деятельность педагога обусловлена мотивами, не связанными ссамой педагогической деятельностью(стремлением получить более высокий заработок (45%), избежать наказание (32%)и т. д.
Результаты, полученные в ходе эксперимента, позволили нам предположить, что преобладание комплекса внутренних мотивов (стремление избежать наказания, получить высокий денежный заработок, престиж в коллективе сотрудников), может привести к эмоциональной нестабильности всегопедагогического коллектива и каждого сотрудника в отдельности. В свою очередь, подобная негативная тенденция может отрицательно сказаться на эффективности работы всей образовательной организации. И,наоборот, преобладание комплекса внешних мотивов (профессиональный престиж, личностная самореализация и удовлетворенность трудом), высокая активность педагога впрофессиональной деятельности, стремлениедостичь позитивных результатов, стабилизирует эмоциональное состояние персонала, развивает в каждом педагоге и в коллективе в целом уверенность в завтрашнем дне.Именно данный факт и становится определяющим в сопровождении готовностипедагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО[5, с. 27].В связи с полученными данными мы считаем, что развитие внутренней мотивации, (когда для личности имеет значение деятельность сама по себе), является толчком для профессионального развития педагогов.Таким образом, повышение профессиональной компетентности педагога предполагает развитие способности воспитателя к постановке целей своего профессионального саморазвития, самомотивации, к самостоятельному определению содержания своей деятельности и выбору адекватных поставленным задачам методов деятельности, способностьк рефлексии своей работыи ее корректировке[6].Для этого в дошкольной образовательной организации необходимо создать условия, при которых управление профессиональным развитием педагогов будет эффективным.Выводы.Полученные результаты позволили нам выделить
следующие
условия в
руководствепедагогическим коллективом по развитию
профессиональной компетенции педагогов.Вопервых, необходима реализация особой модели управления профессиональным развитием,предполагающим изменения в деятельности организации на нескольких уровнях: уровень управления (администрация и др. органы управления); уровень методической службы; уровень профессиональной деятельности воспитателя. При этом необходимо четкое разграничение функционала в решении проблемы между всеми структурами. Например, задачей администрации становится –финансовоэкономическое обеспечение проекта профессионального развития педагогов; задача методической службы определение стратегии развития дошкольной образовательной организации; задача творческой группы, созданной из активных педагогов, разработка технологии реализации проекта по повышению уровня профессионального развития персонала организации.Вовторых, необходимо внедрение новой модели мотивации и стимулированияколлективана профессиональное
развитие.Для этого важно определить систему моральных иматериальных стимулов, которые активизирует продуктивную деятельность педагогических работников. В данном случае важным моментом для педагогов является создание условий для проявления личной индивидуальности педагога, заинтересованности в инновационной деятельности, желания совершенствовать свое профессиональное мастерство.Только личная заинтересованность педагога в профессиональной деятельности, его активность и стремление самосовершенствоваться развиваться, может способствовать развитию социальной активности у дошкольника [7].В третьих, управление профессиональным и личным развитием персонала должно предполагать использование в работе с педагогами активных форм работы повышения профессионального развития.Активные формыстимулируют созидательнуюи исследовательскую деятельность педагогов, их личностный потенциал. Как
показала
практика, наиболее
результативными
методами
работы
с
персоналом детского садаявляются
активные
методы и формы,
которые имеют исследовательский характер и обращенына осмысление личногопедагогического опыта, и такжетворческую его переделку. Можно выделить такие
активные формы, как:фестиваль педагогических идей, работа творческой группы, участие в конференциях, конкурсах, работа творческого манежа, семинарыпрактикумы по обучению планированию профессиональной деятельности, совместныйпросмотр воспитательногопроцесса, педагогические чтения, методическая неделяи так далее.Из вышесказанного следуетсделать вывод,что реализация системы организационнопедагогических условий для профессионального развития персонала и внедрение новоймодели управленческой деятельности образовательной организации, будут способствовать развитию профессиональной компетентности персонала.При этом ведущая роль должна принадлежать менеджеру дошкольной образовательной организации. Именно от его усилий в грамотном управлении персоналом зависит эффективность трудавсего педагогического коллектива, и каждого сотрудника в отдельности. Ссылки на источники1.Веснин,В.Р. Менеджмент: учебник / В.Р. Веснин. Москва: Проспект, 2012. 616 с.2.Герчикова, И.Н. Менеджмент: учебник для вузов / И.Н. Герчикова. –М.: ЮНИТИДАНА, 2010. 510 с.3.Иванова, Н.В. Современные представления о социальном пространстве / В.С. Данюшенков, Н.В. Иванова // Педагогика. 2004. № 9. С. 28 33.4.Кишкель, Е.Н. Основы управленческой деятельности: социальная психология, менеджмент / Е.Н. Кишкель, В.Г. Шипунов. М.: Высшая школа, 2004. 327 с. 5.Майер, А.А. Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО // Управление дошкольным образовательным учреждением. –2014. № 3. –С. 27 –35.6.Шереметов, П.В. Теория организации. Курс лекций / П.В. Шереметов, С.В. Петухова. М.: ОмегаЛ, 2006. 282с.7.Ionova, N.V. Technological the foundations of developing of social activity among older preschoolers / E.I. Timoshina, M.A. Arsenova, N.V. Ionova // Всборнике: Humanities and Social Sciences in Europe: Achievements and Perspectives, 1st International symposium Vienna. 2013. С. 312 317.