Полный текст статьи
Печать
Социально экономические и политические изменения, происходящие в обществе, формируют новый социальный заказ к сфере образования. Суть этого заказа - смена типа деятельности, т.е. переход от репродуктивного, воспроизводящего типа деятельности к продуктивному, проблемному, творческому, инвариантной составляющей которого является способность созидать новое. Кроме того, как показывает педагогическая практика последних лет, у субъектов образовательного пространства возросла потребность в таких видах деятельности как исследовательская, проектная, коммуникативная, рефлексивная и др. Современный педагог должен выступать не столько источником знаний и контролирующим субъектом, но и организатором самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, их консультантом и помощником. Важной предпосылкой решения задачи по подготовке высококвалифицированных специалистов является развитие педагогического мастерства будущих учителей и формирование их готовности к профессиональному самосовершенствованию, саморазвитию, а следовательно к продуктивной педагогической деятельности. Масштаб и актуальность исследуемой проблемы требует рассмотрения компонентов, критериев, показателей и уровней сформированности педагогического мастерства будущих учителей. Подбор критериев и показателей, умение их формулировать, соотносить, классифицировать - эта задача оказалась достаточно сложной не только для учителей, но и для руководителей образовательных учреждений. Подтверждением этого тезиса могут быть опросы учителей и руководителей школ, которые проходили в рамках ПНПО «Образование». На вопрос: «Какой из вопросов аналитической справки вызывал у вас затруднение?», подавляющее большинство отвечало, «критерии». Над проблемой педагогического мастерства учителя работали известные ученые: А. Абдуллина, Е. Барбина, И. Зязюн, Н. Тарасевич, Г. Хмелюк (в контексте психолого-педагогических проблем становления будущих учителей). Принимая во внимание научные труды педагогов [1; 2; 5; 7], собственный опыт мы рассматриваем педагогическое мастерство как динамический процесс развития совокупности профессионально-личностных качеств педагога, его умений и способностей, позволяющих учителю эффективно (на высоком уровне) осуществлять профессиональную деятельность. В своих исследованиях мы опирались на педагогические подходы, которые непосредственно касаются педагогического мастерства будущих учителей гуманитарных специальностей с целью: • улучшение количественных и качественных характеристик учебной деятельности учащихся; • уменьшение времени на достижение конкретной учебной цели; • прочность усвоения и закрепления знаний, умений, навыков учащимися; • облегчение учебной деятельности; • удовлетворенность процессом обучения, преподавателем, учащимися; • отношение к учебе; • эффективная трансформация знаний в умения; • положительная атмосфера в процессе обучения. Однако профессиональная подготовка будущего учителя не сводится только к получению совокупности знаний и умственных навыков. Необходимо совокупное формирование умственных, волевых и эмоциональных качеств личности. Для педагогического исследования важным является определение критерия того явления (процесса), на которое направлено данное исследование. Для нашего исследования важное значение имеют критерии сформированности педагогического мастерства студента вуза, будущего учителя. Рассмотрим критерии и показатели, по которым определяли результат нашего педагогического исследования и методику реализации совокупности педагогических условий формирования педагогического мастерства у будущих учителей гуманитарных специальностей средствами интерактивных технологий. Реализация этой задачи требует определения понятий «критерий» и «показатель». В исследованиях ученых зачастую понятие «критерий» определяют как «суждение, признак, на основе которых осуществляется оценка» [9, с. 153] и средство, оценку, мерило чего [4, с.181]. Итак, критерий – это материализованый признак, с помощью которой оценивается степень достижения цели, количественная мера некоторого явления. Показатель считается учеными составляющей критерия – конкретным проявлением сущности качеств процесса или явления. Таким образом, критерий как общая характеристика педагогического явления или объекта может иметь несколько или даже много показателей. Мы использовали в своем исследовании критерии педагогического мастерства учителя разработанные Л. Ковальчук: гуманность, демократичность, диалогичность (по характеру общения), целесообразность (по направленности), эффективность (по результатам), научность (по содержанию учебного материала), творчество (по содержанию деятельности), оптимальность (по выбору содержания, методов, приемов, средств обучения) [5, с.74]. Опираясь на утверждение, что показатель считается учеными составляющей критерия – конкретным проявлением сущности качеств процесса или явления, мы определили следующие показатели по критериям педагогического мастерства в табл. 1. Таблица 1 Критерии и показатели уровней сформированности педагогического мастерства будущих учителей Критерии Показатели гуманность, демократичность, диалогичность (по характеру общения) - развитие толерантности; - совершенствование самоконтроля, особенно в стрессовых ситуациях; - умение чувствовать эмоциональное состояние учащихся, развитая эмпатия; - развитие коммуникативных умений и навыков; - соблюдение субъект-субъектных отношений в педагогическом процессе. целесообразность (по направленности) - ценностные ориентации на себя, ученика, средства и методы педагогического воздействия. - мотивация. эффективность (по результатам) - высокий уровень научно-педагогической компетентности; - развитое педагогическое мышление; - владение педагогической техникой; - педагогический опыт; -достаточный уровень развития педагогических способностей; - владение инновационными технологиями; - творчество. научность (по содержанию учебного материала) - раскрытие причинно-следственных связей явлений, событий процессов; - ознакомление учащихся с системой научных знаний, практических умений и навыков, специфичных для каждого учебного предмета; - формирование научного мировоззрения, нравственной, трудовой, эстетической, экологической, физической и др. культуры; - раскрытие современных достижений науки и техники. творчество (по содержанию деятельности) - высокий уровень социальной и нравственного сознания; - поисково-проблемный стиль мышления; - развитые интеллектуально-логические способности (умение анализировать, обосновывать, объяснять, выделять главное и т.д.); - проблемное видение; - творческая фантазия, развитое воображение; - специфические личные качества (смелость, готовность к риску, целеустремленность, любознательность, самостоятельность, настойчивость, энтузиазм); - поиск эффективных методов и приемов обучения; - выработка собственных творческих решений в различных педагогических ситуациях. оптимальность (по выбору содержания, методов, приемов, средств обучения) - соответствие методов принципам, целям и задачам обучения; - соответствие средств обучения принципам, целям и задачам обучения; - соответствие методов учебным возможностям учащихся: возрастным (физическим, психическим), уровню подготовленности, особенностям классного коллектива; - соответствие методов возможностям учителя (определяется опытом, уровнем теоретической и практической подготовки, личностными качествами и профессиональными умениями). Учитывая выделенные критерии, мы рассмотрели вопрос об уровнях сформированности педагогического мастерства. Многие ученые (А. Абдуллина, И. Зязюн, А. Острянский, Ю. Пассов, К. Платонов, В. Сластенин, Л. Спирин и др.) Выделяют разные уровни владения профессиональными умениями, но относительно их количества в научной литературе нет единой мысли. Опираясь на качественный и количественный анализ критериев сформированности педагогического мастерства мы выделили три уровня: репродуктивный, реконструктивный и творческий уровень. Репродуктивный уровень характерен для будущих учителей, ориентированных на стандарт, эталонное качество педагогической деятельности, стремится к ее сохранению и поддержке. Определяющей чертой педагога с таким уровнем является его умение научить других тому и так, как учили его самого. Репродуктивный уровень отражает наличие менее половины признаков от общего числа, раскрывает критерий, или в случае их отсутствия. Он характеризуется неразвитой мотивационной сферой; отсутствием связи педагогического мастерства с другими сферами развития индивидуальности. Студенты обладают знаниями на уровне представлений, не понимают содержания большинства мыслительных приемов, неверно указывают либо не указывают последовательности выполнения операции, не могут сопоставить задачи с соответствующей мыслительной операцией. Этому уровню также свойственны непоследовательное, неполное, плохо осознанное применение инновационных технологий; отсутствие переноса умений в новые условия; отсутствие самостоятельности в деятельности; творчество отсутствует; активность в учебной деятельности низкая. Реконструктивный уровень предполагает достижение положительного результата педагогической деятельности за счет освоения и поиска нового, которое уже, как правило, где, кем реализуется. Этот уровень отражает наличие большинства признаков каждого критерия. Студенты, которые соответствуют достаточному уровню сформированности педагогического мастерства, хорошо понимают значимость ее формирования, стремятся к совершенствованию профессиональных знаний и умений. Будущие учителя, которые работают на этом уровне качества, более полно отражают свою индивидуальность в педагогической деятельности, для них характерен ориентир на нормы индивидуального прогресса. Учитель владеет стратегиями формирования нужной системы знаний, умений и навыков учащихся по своему предмету в целом. Студенты могут самостоятельно сформулировать основные принципы, трудности, связанные в педагогической среде, привести примеры применения определенных своих знаний в практической педагогической деятельности, но не всегда могут обоснованно применять свои знания на практике. Однако они могут самостоятельно (или по определенному алгоритму) решать типичные профессиональные задачи, направленные на развитие педагогического мастерства, стремятся к применению полученных знаний и умений в проблемных ситуациях. Студенты осознают важность формирования педагогического мастерства, стремятся к его совершенствованию, способны к самоанализу и самооценки, умеют правильно оценить собственный уровень сформированности педагогического мастерства. Творческий уровень – в большей степени ориентирован на нормы, идеалы, устанавливающие перспективные цели в данном виде деятельности и индивидуальные нормы. Он характерен для педагогов, занимающихся исследовательской работой, имеют собственные методики преподавания, постоянно находятся в творческом поиске. Будущий учитель владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащихся, их потребностей в самовоспитании, самообразовании и саморазвитии. Высокий уровень характеризуется наличием у будущего учителя сформированного осознания мотивов эффективно осуществлять педагогическую деятельность и осознанию необходимости повышения профессионального уровня за счет инновационных технологий. Все задания выполняются этими студентами на основе творческого подхода. Студенты, которые находятся на творческом уровне, умеют осмысливать учебную информацию, самостоятельно ставить и решать проблемы, вырабатывать собственную аргументированную позицию, анализировать и систематизировать научные знания лингвистических, методических, психолого-педагогических дисциплин и согласовывать их с новой информацией, выполнять профессиональные задачи нестандартными способами , прогнозировать и предвидеть результаты своей деятельности, способны к самоанализу, самостоятельности, инициативности и активности в учебно-познавательной деятельности. Понятно, что в определении уровней сформированности педагогического мастерства имеет место определенная условность, потому мастерство тесно связано с творческой деятельностью и определить конкретные рамки, количественные параметры для оценки этих качеств достаточно сложно и вряд ли возможно. Заключение. Педагогический опыт показывает, что при наличии доброй профессиональной подготовленности, педагогической компетентности, развитых личностных свойств каждый учитель или преподаватель может достичь положительных результатов в обучении, воспитании, эмоционально-волевому воспитании учеников.