Роль интерактивно-проблемного метода обучения в преподавании социальной педагогики в вузе

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Геращенко Н. В., Лозовская Е. Г. Роль интерактивно-проблемного метода обучения в преподавании социальной педагогики в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 1386–1390. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85278.htm.
Аннотация. Выбор направления использования интерактивных методов в обучении студентов определяет их место в организации учебно-воспитательного процесса, который ориентирован на развитие личностных функций будущих специалистов. Задача повышения уровня информированности и квалификации преподавателей и сотрудников высших учебных заведений в области совершенствования образовательного процесса с использованием интерактивных методов обучения актуальна в связи с внедрением в практику обучения в вузе компетентностно-деятельностной модели. Особую важность для преподавания социальной педагогики в вузе представляет интерактивно-проблемное обучение, которое реализуется в различных формах: на лекциях и семинарах, практических занятиях, в ходе выполнения студентами самостоятельной работы.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Геращенко Наталья Владимировна,

кандидат педагогических наук,ст. преподаватель кафедры педагогикиФГБОУ ВПО«Волгоградскаягосударственная академияфизической культуры», г.Волгоградgerachenko1@rambler.ru

Лозовская Елена Григорьевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогикиФГБОУ ВПО «Волгоградская государственная академияфизической культуры», г.Волгоградlozovskaya.1950@mail.ru

Роль интерактивнопроблемного методаобученияв преподавании «Социальной педагогики»в вузе

Аннотация.

Выборнаправления использования интерактивных методов в обучении студентов определяет их место в организации учебно воспитательного процесса, который ориентирован на развитие личностных функций будущих специалистов. Задача повышения уровня информированности и квалификации преподавателей и сотрудников высших учебных заведений в области совершенствования образовательного процесса с использованием интерактивных методов обучения актуальна в связи с внедрением в практику обучения в вузе компетентностнодеятельностной модели. Особую важность для преподавания социальной педагогики в вузе представляет интерактивнопроблемное обучение, которое реализуется в различных формах: на лекциях и семинарах, практических занятиях, в ходе выполнения студентами самостоятельной работы. Ключевые слова: обучение, проблемное обучение, интерактивнопроблемный метод обучения, проблемный вопрос, проблемное мышление, ситуационная задача, творческая активность студентов.

Современная модель обучаемого человека, студента, у которого формируется интеллектуальная деятельность оперирования усвоенным знанием, требует утвердить новую экзистенциальногуманистическую модель образовывающегося и саморазвивающегося субъекта образовательного пространства, активно культивирующего у себя благодаря рефлексии свою индивидуальность, творческий потенциал и профессиональное мастерство. Вопросы преподавания социальнопедагогических дисциплин рассматриваются в статье касательно подготовки социальных педагогов. Формирование характеристики будущего специалиста вобласти социальной работы обуславливает необходимость разработки комплексной модели организации учебновоспитательного процесса в вузе, который ориентирован на развитие личностных функций индивида и включает: формирование у студентов признания самоценности личности будущего специалиста;развитие творческой активности у студентов;создание ситуаций и условий, в которых студент актуализирует потребности в самоанализе и самосовершенствовании;обеспечение возможности сочетания и свободного варьирования преподавателем различных форм и методов работы.Одним из путей решения данной проблемы и повышения качества преподавания в высших учебных заведениях является правильная организация и эффективное проведение различных форм занятий (лекционных, практических, семинарских) по дисциплине «Социальная педагогика»с использованием интерактивных методов обучения: дискуссия, метод проектов, метод решения проблемных социальнопедагогических задач,ситуаций,моделирование ситуаций, метод «мозгового штурма»и др. Интерактивное обучениеопределяется как специальная форма организации познавательной деятельности, основанная на диалоговом общении, при котором осуществляется взаимодействие преподавателя и студента, студента со студентом, студента с компьютером.Интерактивное обучение становится неотъемлемой частью образовательной среды вуза.В интерактивном обучении студент становится главным субъектом учебной деятельности, способным самостоятельно творчески мыслить и принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях. Эффективными оказываются групповые формы организации обучения, когда все студенты вовлечены в процесс познания и учатся строить свою деятельность на основе кооперации и сотрудничества, что является немаловажным условием коммуникативной компетентности будущего социального педагога. Интерактивные методы обучения существенно меняют роль преподавателя в обучении, главная задача которогосостоит в том, чтобы мотивировать студентов к активной деятельности: инициировать у них потребность критически мыслить, решать сложные проблемы, анализировать альтернативные позиции, участвовать в дискуссиях. Многолетние исследования по проблеме формирования учебной работы доказывают, что профессиональный интерес студентов к будущей профессии, к процессу мыслительной деятельности может развиваться только в ходе самой деятельности и при обучении их приемам учебной работы как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях, поскольку воспитывается потребность и умение мысленно «видеть» и усваивать главный материал и основные деталив четкойобразной форме. Вызываемые образным изучением факты эмоционального сопереживания, содействуют воспитанию у студентов устойчивогоинтереса к будущей профессии [1].

Организация учебного процесса с помощью интерактивных методов изначально предполагает обучение студентов методическим приемам работы с источниками информации: учебной, справочной, научнопопулярной литературой, а также электронными изданиями и ресурсами. Информатизация современного образования обеспечивает студентам свободный доступ к информационным ресурсам и позволяет оптимизировать процесс обучения в вузе. Студенты исследуют различные источники, сравнивают их, знакомятся с разными точками зрения, составляют их описание, систематизируют справочный материал.(На занятиях используетсяпроблемноаналитический материал из современных периодических изданий, например, газета «Аргументы и факты», рубрика «Личность»).В лекционном изложении материала преподаватель вербальное общение дополняетвизуализацией –презентацией с представлением основных понятий темы, обобщений, выводовв мультимедийном формате. Специфика преподавания курса«Социальная педагогика» состоит в том, чтобы подготовить студентов к социальному взаимодействию в различных сферах деятельности, научить их моделировать и решатьсоциальнопедагогические задачи. И здесь фактографическим и описательным, а подчас и дидактивным изложением материала нельзя ограничиться. Это не будет способствовать развитию интеллектуальной активности и других важных профессиональных качеств студентов. Всвоей деятельности преподаватель прибегает к такому интерактивному методу, как метод проблемного обучения. Тот факт, что современная социальная ситуация развития во многом носит проблемный характер, не вызывает сомнения. Специалист, стремящийся к профессиональной и социальной самоактуализации и самореализации, постоянно находится «в течение жизни», сталкивается как с собственными проблемами, так и с проблемами других людей. Отсюда следует его глубокая внутренняя мотивация в отношении решения социальнопедагогических задач, а при прохождении этапа профессионального образования –учебных задач этого профиля. И устремления, и действия такого рода могут быть успешными только в том случае, если в их основе лежит осознанное целеполагание, построенное на принципах адекватного продуктивного мышления. На практике метод проблемного обучения не используется в чистом виде, он сочетается с решением ситуационных задач, с сообщающим обучением. Социально значимые проблемы поднимаются на лекциях и семинарских занятиях.Эффективным средством интерактивного взаимодействия выступает просмотр и обсуждение социальных сюжетных видеороликовиз популярных ТВ программ «Прямой разговор», «Прямой эфир», «Пусть говорят», «Право голоса», фильмовпроблемной направленности, например, «Я сюда больше никогда не вернусь» Р. Быкова, «Щенок»(о семьях группы риска, о взаимоотношениях детей нормальных и с особыми потребностями).Они могут включаться как в структуру занятия, так и предлагаться для самостоятельного просмотра и дальнейшего обсуждения на семинаре. Видеосюжеты обнажают наиболее острые проблемы современного общества, связанные с социализацией человека в различные периоды его жизни,влияниемразличных факторов на развитие и становление растущего организма (природа, экология, государство, субкультуры, семья, религия, СМИи др.), проблемы жестокости и насилия, духовности и бездуховности, веры и сомнения.Такой подход позволяет актуализировать проблему на начальной стадии ее восприятия и подвести студентов к ее формулировке. Наиболее важной формой в становлении проблемы можно считать вопрос. Вопрос –это отправная точка интеракции, диалога. Вопрос представляет собой структурное образование, входящее в явном или «свернутом» виде во все формы понятийного мышления и проявляющеесяв каждом из них в большей или меньшей степени. На лекционносеминарских занятиях используются различные виды вопросов, чтобы создать проблемность изложения и активизировать познавательную деятельность студентов, вызвать у них «внутреннее интеллектуальное соучастие». Это могут быть практические вопросы, возникающие на основе проблемных ситуаций предметнопрактической деятельности; невербальные вопросы, являющиеся непосредственным выражением предметной активности, ядром так называемого практического мышления. З. Петрашинский ввел интересное понятие «атака проблем». Его смысл заключается в том, что студенты, работая с проблемными вопросами, приобретают вкус к творческому мышлению; они все более активно и самостоятельно начинают вести атаку на проблемы. При этом желательно, чтобы за вербальным вопросом находилась существенная практическая проблема. Тем самым у студентов развивается способность суждения. Социологические исследования польских дидактов показали, что оптимальное применение вопроснопроблемного метода повышает эффективность обучения примерно на 30%. Важно также в преподавании избегать мнимой проблемности, когда вопрос носит чисто формальный характер, и мышление при ответе на такой вопрос движется по «наезженным рельсам»: вопрос –припоминание требуемой информации –ее словесное выражение в ответе. Вопрос должен быть содержательным и отвечать следующей схеме: вопрос –возникновение проблемной ситуации –оценка альтернативных решений –нахождение оптимального ответа, только тогда он будет ломать стереотипность мышления студентов и способствовать их творческому развитию [2].Проблемные вопросы включаются в социальнопедагогические задачи, при решении которых студенты учатся делать выбор из множества альтернатив и самостоятельно принимать решение. Примеровтаких вопросов можно привести немало: Свободен ли человек в своем выборе? От кого следует социально защищать ребенка? Что такое социальная чувствительность? И должен ли ею обладать социальный педагог?Важным условием решения проблемной ситуации, лежащей в основе задачи, является сформированность у студентов мотива на решение проблемы –потребность осознать, понять сложившееся противоречие, умение сформулировать вопрос и отыскать способ решения.Современные исследования индивидуальноличностных характеристик мышления студентов показывают, что большинству из них свойственно избегать интеллектуального напряжения, копировать готовые образцы, поддаваться внушающему влиянию чужих мыслей. Поэтому для коррекции этих недостатков преподаватель на практических занятиях использует упражнения, имеющие своей целью научить новым способам решения личностных проблем осознавать и понимать новую проблему, формулировать ее; развивать навыки работы с проблемой, навыки когнитивного переструктурирования проблемы, навыки принятия решения («Вербализация проблемы», «Когнитивная репетиция», «Плюсы и минусы наших проблем» и др.).

Очень важно научить студентов анализировать конкретные жизненные ситуации на эмоциональном и рациональном уровнях. На эмоциональном уровне возможно использование метода сопереживания ситуации, который предполагает описание того, какую реакцию вызвала рассматриваемая ситуация и как первое впечатление соотносится с личным жизненным опытомстудента; поставить себя на место действующих лиц и испытать те же чувства. На рациональном уровне определяется сущность проблемной ситуации (выявляется противоречие), формулируется проблема (вопрос), выдвигается гипотеза, собираетсянеобходимая информация для решения проблемы, прогнозируются возможные варианты решения.Ситуационные задачи позволяют студенту выйти в открытое пространство социальной практики. Проблемы, актуализированные реальной жизненной практикой, могут представлять новизну не только для студента, но и для преподавателя. Они не являются по своей сути учебными проблемами заранее определенными планом занятия. В таком случае преподаватель и студент выступают равноправными партнерами в решении проблемы. Задачи, предлагаемые в системеот более простого к более сложному, обеспечиваютпродвижение студентов по ступеням познания. Еще С.Л. Рубинштейн писал о том, что «процесс мышления берет свое начало в проблемной ситуации»[3]. При этом немаловажным условием организации проблемного обучения является уровень познавательной активностиобучающихся(воспроизводящий, интерпретирующий и творческий). Воспроизводящий уровень активности характеризуется тем, что на начальном этапе решаются задачи снизким уровнем проблемности и познавательной самостоятельности студентов, как правило, глубокие научные знанияне применяются, логические связи слабо выражены, учебные действия выполняются по известному образцу, руководствуясь житейской позицией в оценке явлений действительности (чаще всего это задачиситуации, связанные с девиантным поведением). Уровень интерпретирующей активности предполагает опору на систему научных знаний и анализ конкретных условий, способность обучающихся вести поиск оптимального решения учебных задач. Усложнение задачи иповышение уровня проблемности позволяет переходить к решению задач, развивающих конструктивное, творческое мышление студентов, их исследовательские способности.Творческаяпознавательная активностьвыражается в созидательнопреобразующей направленности учебнопрофессиональной деятельности, в способности переносить знания и способы деятельности в нестандартные условия и в самостоятельном поиске учебных и научных проблем [4].Для этого на занятиях используется социальнопедагогические задачиситуации на основе уровневого подхода (авторы: Галагузова М.А., Ларионова И.А., Галагузов А.Н.). В процессе обучения, осваиваяметодику решения проблемных ситуаций, студентыне только решают конкретные практические и учебные ситуации, но и

моделируют

их по алгоритму, так как обучающая среда учебного занятия не может обеспечить рассмотрения всех прецедентов из социальной практики. Например, при изучении темы «Понятия: «профессия», «специальность», «квалификация»»студенты на практических занятиях самостоятельно моделируютсферы и объекты профессиональной деятельности социального педагога. В задачу применения интерактивных методов по данной проблеме входит какхарактеристика группы профессий «человек –человек», таки осуществление поиска себя в этой профессии, анализ профессионально обусловленных свойств и характеристик учителя. Актуальными являются задачиситуации по ключевому слову, автор Вульфов Б.З.(«Адаптация социальная», «Болезни социальные», «Трудная школа» и др.). В них содержится активная ориентация, рекомендация, подсказка возможных путей педагогического анализа. Осваивая их содержание,студенты видят органическое сочетание педагогической теории и практики и формируют личностный опыт, личностное отношение к профессии[5]. В процессе решения проблемных социальнопедагогических задач студенты учатся формулировать проблему, классифицировать социальные явления, адекватно представлять социальную ситуацию, самостоятельно находить конкретные решения, создавать новые виды социальной деятельности. Оценка сформированности у студентов умений решать учебные,социальные, ценностнозначимые, практические (универсальные) проблемы может быть оценена по специально разработанным критериям, среди которых можно отметить: ориентациюв образовательном пространствевуза;поддержание баланса во взаимоотношенияхсостудентами, преподавателями, коммуникативноцелесообразные межличностные отношения в референтной группе и социальноролевые отношения в профессиональной среде, в социуме; мировоззренческую позицию; стремление к познанию явлений действительности; ценностные установки (ориентация на материальные, социальные, духовные ценности); информационную грамотность.Использование интерактивнопроблемного метода обученияв вузе будет эффективным при следующих условиях: 1) создание благоприятных условий в пространстве учебного занятия для самостоятельности, активности и проявления дивергентных форм мышления студентов; 2) избегание оценочности и необоснованной критики, поощрение оригинальности идей; 3) демонстрация творческого подхода к решению проблемных ситуаций; 4) включение проблемного метода обучения в различные виды обучения.Подводя итоги, хочется отметить, что интерактивнопроблемный метод обучения в вузе, рассмотренный нами применительно к обучению дисциплинам социальнопедагогической направленности, является актуальным в плане реализации компетентностнодеятельностноймодели образования. Так как новые ФГОСы требуют совершенствования учебного процесса, приближение его к освоению профессионально значимых сфер деятельности и формированию у студентов общекультурных и профессиональных компетенций.

Ссылки наисточники:

1. Лозовская Е.Г. Роль активных методов обучения в формировании интересов будущих учителей истории. Медикобиологические и психологопедагогические аспекты адаптации и социализации человека: Материалы Всероссийской научнопрактической конференции. Волгоград: ВолГУ, 2002.2.Геращенко И.Г., Геращенко Н.В.Проблемность в современном образовании. / В сборнике:Инновационное, экономическое и правовое развитие общества: Проблемы и перспективы взаимодействия//Сборник материалов Международной научнопрактической конференции. Институт профессиональных инноваций (филиал в г. Волгограде). Волгоград, 2013. 3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. –М.: Учпедгиз, 1946. –704 с.4. Крыжановская Н.В. Формирование познавательнопрофессиональной активности студентов педагогического вуза с применением метода построения дерева целей // Концепт. –2015. –№ 02 (февраль). –ART 15052. –0,4 п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2015/15052.htm. –Гос. рег. Эл № ФС 7749965. –ISSN 2304120X. [Дата обращения 17.03.2015]5. Савельева М.Г. Педагогические кейсы: конструирование и использование в процессе обучения иоценки компетенций студентов: учебнометодическое пособие.

Ижевск:УдГУ.

2013. –94 с.