Игротерапия как средство коррекции нарушений поведения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бучилова И. А., Селина А. В., Александрова А. В. Игротерапия как средство коррекции нарушений поведения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 1396–1400. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85280.htm.
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема нарушений поведения у старших дошкольников с задержкой психического развития. Анализируются результаты исследования нарушений поведения, и раскрываются возможности использования игротерапии по их коррекции у данной категории детей.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бучилова Ирина Анатольевна,кандидат психологических наук, доцент кафедры дефектологического образования ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет»ibuchilova@yandex.ru

Селина Александра Владиславовна,старший преподаватель кафедры дефектологического образования ФГБОУ ВПО «Череповецкий государственный университет»k.defo@mail.ru

Александрова Арина Валерьевна,воспитатель МБДОУ «Детскийсад№131»,Череповецk.defo@mail.ru

Игротерапиякак средство коррекции нарушений поведения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема нарушений поведения у старших дошкольников с задержкой психического развития. Анализируются результаты исследования нарушений поведения и раскрываются возможности использования игротерапии по их коррекции у данной категории детей.Ключевые слова: дети с задержкой психического развития, старший дошкольный возраст, нарушения поведения, игротерапия, коррекция.

Проблема воспитания и обучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья является одной из наиболее важных проблем коррекционной педагогики.В настоящее время в системе образования на первый план выдвигается создание условий для становления личности каждого ребёнка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями.Создание педагогических условий, оптимальных для каждого ребёнка, на основе личностноориентированного подхода предполагает формирование адаптивной социальнообразовательной среды.В последние годы все больше становится детей с нарушениями в поведении и психоэмоциональном развитии, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими [1].Как известно из специальной литературы, наиболее частыми в структуре дефекта у детей с проблемами в развитии являются трудности коммуникации, личностная незрелость, негативные эмоциональные переживания при осознании ограничений, связанных с состоянием здоровья (Л.Н. Блинова, Г.В. Грибанова, Т.А. Власова, В.В. Лебединский, В.И. Лубовский,

И.И. Мамайчук, Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина, О.В. Никольская,Т.Н. Павлий, С.Г. Шевченко и др.) [2]

[9].Незрелость эмоциональной сферы обуславливает слабую, соответствующую более раннему возрасту её регулирующую функцию и связанное с этим нарушение социального поведения. Это способствует возникновению, негативных эмоциональных состояний. Тем самым эмоциональные расстройства находят своё выражение в нарушениях поведения.Вопросамиизучения особенностей нарушенийв поведениии эмоциональной сфере у детей с задержкой психического развития занимались У.В. Ульенкова, Е.Н.Васильева [1], Л.Н.Блинова [2], Т.Н. Павлий [8], С.Г.Шевченко[5]и др.В настоящее время, в качестве инструмента для обеспечения эмоционального благополучия и коррекции поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья, многие зарубежные и отечественные педагоги и психологи такие, какА.И. Захаров, Х. Кэдьюсен, Н.Н. Лебедева, Е.К. Лютова, Г.Б. Монина, А.А. Романов, А.С. Спиваковская, Ч. Шеффер и др., рассматривают игротерапию[10] [15].Следовательно, проблема преодоления нарушений в поведении детей с задержкой психического развития с использованием игротерапии в коррекционнопедагогической работе является в настоящее время очень актуальной и представляет значительный интерес для коррекционной педагогики и специальной психологии на сегодняшний день.Цельисследования: изучение нарушений поведения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и разработка методических рекомендаций по их коррекции с использованием метода игротерапии.Объектисследования: особенности нарушений поведения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.Предметисследования: особенности использования метода игротерапии в коррекционнопедагогической работе с детьми с задержкой психического развития.Гипотезойявляется предположение о том, что: у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития наблюдаются следующие особенности поведения: выраженность симптомов гиперактивности, агрессивности, тревожности;

использование игротерапии на психокоррекционных занятиях может способствовать преодолению нарушений поведения у дошкольников с задержкой психического развития.Задачи исследования:

изучить проблему эмоционально –поведенческих нарушений в психолого –педагогической литературе;

подобрать диагностический материал для исследования нарушений поведения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР;

разработать комплекс психокоррекционных занятий с использованием метода игротерапии, направленного на преодоление нарушений поведения у детей 56 лет с ограниченными возможностями здоровья;

определить основные направления и этапы работы, а также представить методические рекомендации по преодолению нарушений поведения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.Методы исследования:

теоретические методы: анализ психологопедагогической литературы по данной теме;

экспериментальные методы: (проведение констатирующего эксперимента);

статистические методы: качественный и количественный анализ экспериментальных данных;

наблюдение за детьми в процессе занятий, игр и режимных моментов;

анкетирование.

В качестве конкретных методик выступили:1. Наблюдение за поведением ребёнка (автор Романов А.А.).2. Анкета наблюдения за особенностями поведения дошкольников (по материалам Лютовой Е.К., Мониной Г.Б.).3. Проективныйтест «Рисунок человека» (разработан К. Маховер на основе теста Ф. Гудинаф).Практическая значимость нашего исследования заключается в подборе диагностического материала, направленного на изучение нарушений поведения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития; в разработке комплекса психокоррекционных занятий с применением метода игротерапии, направленных на их преодоление; а также в разработке рекомендаций для педагогов.Организационная база:исследование проводилось в г. Череповце на базе МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 131», «Россияночка», в период с сентября 2014 г. по ноябрь 2014 г. В эксперименте приняли участие 10 детей пяти шестилетнего возраста с заключением ПМПК «задержка психического развития». Перейдем к интерпретации результатов констатирующего эксперимента. Итак, в качестве основного метода нами использовался метод наблюдения за поведением детей в ходе режимных моментов и игр. Все проявления нарушений поведения у каждого испытуемого строго фиксировались. Результаты по данной методике представлены в таблице 1.Таблица 1Результатынаблюдения за поведением дошкольников

Симптомы расстройств поведенияКоличество детей0 баллов(никогда)1 балл(иногда)2 балла(часто)3 балла(всегда)Негативизм2134Демонстративность3124Агрессивность34

3Конфликтность4222Вспыльчивость5113Обидчивость1144Дурашливость6121Нерешительность6130Тревожность4312Скованность5221Эгоистичность6130Дефицит внимания3412Гиперактивность3412

По результатам наблюдения высокий уровень агрессивности, оцениваемый в 3 балла, отмечен у трех детей. У Германа А. ярко выражена вербальная агрессия (ругается, говорит обидные слова сверстникам). Также у данного ребёнка агрессия проявляется в виде угрозы (замахивается на других детей во время игр в свободной деятельности). У Никиты И. наблюдаетсяфизическая агрессия, которая проявляется в том, что он ломаетпостройки других детей без видимой на то причины, можеттолкнуть или ударить сверстника. У УльяныК. ярко выражена физическая агрессия (щипает сверстника во время игры, может укусить, если ей чтото не нравится). Помимо этого, нужно отметить, что у Германа А. и Никиты И. наблюдались такие симптомы агрессивности, как вспыльчивость, конфликтность, эгоистичность, которые проявлялись в совместной деятельностисо сверстниками при выполнении какого –либо заданияили в игре. У 4 детей(Владислав С., Ксюша С., Семен Ш., Ярослав Л.) проявления агрессивных тенденций замечались, но в редких случаях (1 балл). А у 3 испытуемых (Артем Г., Артем Н., Олег Е.) признаки агрессивности не были выявлены. Проявления гиперактивности в сочетании с дефицитом внимания ярко выражены у 2 детей (Герман А., Семен Ш).–3 балла. Дети нередко отвлекались на занятиях, у них отмечалась повышенная двигательная активность. Помимо этого, нужно отметить, что у детей наблюдались следующие симптомы: обидчивость, дурашливость, демонстративность. Дурашливость в поведении Германа А., Семена Ш. проявлялась в том, что дети реагировали смехом на замечания, передразнивали сверстников, а порицания со стороны взрослого не оказывали значительных изменений в их поведении. Яркие проявления демонстративности наблюдались у Германа А. в том, что кривляясь на занятии,мальчик наблюдал за реакцией окружающих. Средний уровень гиперактивности был выявлен у одного ребенка, у Ульяны К. Девочка очень подвижна, на занятии не может сосредоточиться на занятии, балуется, разговаривает, тем самым отвлекает других детей. У 4 детей (Артем Н., Владислав С., Ксюша С., Никита И.) проявления признаков гиперактивности замечались, но в редких случаях (1 балл). А у 3 испытуемых (Артем Г., Олег Е., Ярослав Л.) признаки гиперактивности не были выявлены. Повышенная тревожность наблюдалась у двух дошкольников, Ксюши С., Олега Е. (3 балла), которая проявлялась в скованности в движениях, в излишнем беспокойстве при выполнении задания, в частом плаче. Также признаки тревожности отмечались в поведении у одного ребенка Артема Н. (2 балла). В редких случаях признаки тревожности проявлялись в поведении у 3 детей (Артем Г., Владислав С., Семен Ш.) 1 балл. У 4 дошкольников:Германа А., Никиты И., Ульяны К., Ярослава Л.,признаки тревожности не были выявлены. На основании результатов наблюдения за дошкольниками были выделены следующие уровни нарушений поведения у детей: высокий (данное нарушение поведения наблюдается всегда); средний (данное нарушение поведения проявляется часто); низкий (нарушение поведения иногда или изредка наблюдается у ребёнка) и нет признаков нарушений поведения (данный симптом не был выявлен в поведении ребёнка).Общие результаты по уровням нарушений поведения представлены в таблице 2.Таблица 2Уровни нарушений поведения по результатам наблюдения

Симптомы нарушений поведенияУровни нарушений поведенияКоличество детейАгрессивностьВысокий3Средний

Низкий4Нет признаков агрессивности3ГиперактивностьВысокий2Средний1Низкий4Нет признаков гиперактивности3ТревожностьВысокий2Средний1Низкий3Нет признаков тревожности4

Далее было проведено анкетированиеродителей. Анкета была разработана нами по материалам Г.К. Лютовой и Г.Б. Мониной. Данная методика предполагает привлечение экспертных оценок. Здесь поведение испытуемых оценивалось их родителями. Больше всего утвердительных ответов родителей было на такие вопросы анкеты, как: «Требует к себе внимания, не хочет ждать»; «Легко забывает поручения старших, увлекается игрой»; «Ему нравится работа, которую можно делать быстро»; «Часто не может сдержать слезы».Общие результаты оценки проявлений признаков агрессивности в поведении детей представлены в таблице 3.

Таблица 3Уровни агрессивности по результатам анкет родителей

Уровни агрессивностиКоличество испытуемыхВысокий

Средний3Низкий7

Как видно из таблицы 3, высокого уровня агрессивности не выявлено.У троих детей (Герман А., Никита И., Ульяна К.) отмечен средний уровень агрессивности. Менее всего негативных особенностей поведения обнаружилось у Артема Г, Артема Н., Владислава С., Ксюши С., Олега Е., Семена Ш., Ярослава Л., это соответствует низкому уровню агрессивности по данной методике.Общие результаты оценки проявлений признаков гиперактивности в поведении детей представлены в таблице 4.Таблица 4Уровни гиперактивности по результатам анкет родителей

Уровни гиперактивностиКоличество испытуемыхВысокий

Средний6Низкий4

Анализируя полученные результаты, (см. таблицу 4), следует отметить, что высокого уровня гиперактивности не выявлено ни у одного ребенка.У 6 детей (Владислав С., Герман А., Ксюша С., Никита И., Ульяна К., Ярослав Л.) средний уровень гиперактивности. Низкий уровень гиперактивности по оценкам родителей выявлен у четырех человек (Артем Н., Артема Г., Олег Е., Семен Ш.). Общие результаты оценки проявлений признаков тревожности в поведении детей представлены в таблице 5.Таблица 5Уровни тревожности по результатам анкет родителей

Уровни тревожностиКоличество испытуемыхВысокий

Средний3Низкий7

Следует отметить, что высокого уровня тревожности у детей не отмечено. У 3 детей: Артема Н., Владислава С., Семена Ш. –средний уровень тревожности. Наименьшим количеством баллов были отмечены 7 детей (Артем Г., Герман А., Ксюша С., Никита И., Олег Е., Ульяна К., Ярослав Л. .), у которых признаки тревожности проявляются очень редко, что соответствует низкому уровню тревожности по данной методике.Анализируя результаты методик: наблюдение за поведением дошкольников и анкетирование родителей, следует отметить, что в оценке педагога и в оценке родителей поведения детей имеются расхождения. Родители не отмечают у них ярко выраженных признаков агрессивности и гиперактивности. Это может быть обусловлено некоторыми факторами: педагогической некомпетентностью родителей, необъективностью оценки поведения ребёнка, а также и тем, что поведение дошкольников может быть различным:в домашних условиях одним, а в условиях дошкольного учреждения –другим. Отметим, что в нашем исследовании в качестве основной является экспертная оценка педагога, остальные методики помогают раскрытию целостной картины нарушений поведения у дошкольниковс задержкой психического развития, в том числе и проективная методика «Рисунок человека». Перейдём к описанию её результатов.Последняя методика «Рисунок человека» проводилась с каждым ребёнком в индивидуальной форме. В ходе её проведения обращалось внимание на поведение испытуемого, его речевые высказывания. Нужно отметить, что дети, на предложение нарисовать человека, откликнулись с огромным интересом. На вопрос: «Кто этот человек?» в основном все дети называли свои имена, т. е., рисовали себя, а так же маму или бабушку, то есть наиболее значимого для ребенка человека.Общие результаты по данной методике представлены в таблице 6.Таблица 6Результаты методики «Рисунок человека»

Симптомы нарушений поведенияКоличество испытуемыхАгрессивность3Гиперактивность2Тревожность5

Анализ результатов по методике «Рисунок человека» показал, что агрессивные тенденции в наибольшей степени выражены в рисунках у 3 дошкольников (Ульяна К., Герман А., Никита И.). В рисунках этих детей мы видим расставленные в стороны руки с сжатыми кулаками, а также большой открытый рот признак вербальной агрессии.Например, в рисунке Никиты И., у нарисованного человека (автор изобразил себя), руки расставлены в стороны и сжаты в кулаки, рот широко открыт, что может свидетельствовать о наличии агрессивных тенденций. У нарисованного человека лицо заштриховано, что свидетельствует об имеющихся проблемах в общении у его автора. По результатам наблюдения за особенностями поведения ребёнка у мальчика были отмечены частые агрессивные проявления вербальной и физической направленности. В рисунках у двух детей (Ярослав Л., Владислав С.) явно прослеживаются признаки гиперактивности и импульсивности. Так,например, в рисункеЯрослава Л.у изображённого человека видно, что нарушены пропорции тела, отмечаются не доведенные до конца линии, не попадающие в нужную точку, размашистая штриховка, всё это может свидетельствовать о наличии признаков гиперактивности и импульсивности в поведении ребенка. По результатам анкетирования родителеймальчика, у Ярослава выявленсредний уровень гиперактивности. Признаки тревожности, неуверенности ярко выражены в рисунках у 5 детей (Артем Г., Артем Н., Семен Ш., Ксюша С., Олег Е.). В рисунках этих детей отмечаетсязаштриховывание отдельныхчастей тела, в т.ч. лица, увеличенный размер глаз, с прорисованными зрачками. Например, в рисунке Семена Ш., (мальчика воспитывает бабушка), лицо бабушкизаштриховано, глаза зачернены, что может говорить о тревожности и неуверенности мальчика. В рисунке Олега Е. можно отметитьследующие особенности в изображении человека: увеличенные глаза с прорисованными и заштрихованными зрачками, короткие, опущенные вниз руки. Следует отметить, что по результатам наблюдения у мальчика были отмечены проявления повышенной тревожности, которые выражались в скованности в движениях, в излишнем беспокойстве при выполнении задания, в частом плаче. Обобщённые результаты по всем методикам представлены в таблице 7.

Таблица 7Группы детей с нарушениями в поведении

Уровни нарушений поведенияКоличество детейПримечанияВыраженные нарушения поведения5Нарушения в поведении детей встречаются часто, имеют продолжительный характер и являются нормой в отношениях с окружающими.Эпизодические нарушения поведения3Нарушения в поведении детей проявляются ситуативно и имеют непродолжительный характер.Нормативное поведение2Поведение детей не вызывает никаких сложностей. Дошкольники дружелюбны, бесконфликтны, эмоционально уравновешены.

К группе с выраженными нарушениями в поведениибыли отнесены дети, у которых преобладают агрессивные действия и реакции физической и вербальной направленности; выраженное агрессивное поведение детей является нормой в отношениях с окружающими. Также в эту группу попали дети с ярко выраженными симптомами гиперактивности, которым характерна повышенная двигательная расторможенность, дурашливость, демонстративность, невнимательность, отвлекаемость на занятиях.Дети трудно подчиняются инструкциям, помимо того, они очень подвижны и вспыльчивы. Часто у дошкольников с симптомом гиперактивности наблюдаются проблемы во взаимоотношениях со сверстниками.

К этой же группе нами были отнесены и дети с повышенной тревожностью, отличающиеся излишним беспокойством, ранимостью, нерешительностью, которые проявляются в речи, в действиях. В движениях дошкольников прослеживается скованность, напряжение. Дети малоактивны, в результате чего у них часто возникают трудности в процессе межличностного взаимодействия.В группу с эпизодическими нарушениями в поведении намибыли включены испытуемые, у которых агрессивные проявления непродолжительны, носят импульсивный характер. Часто агрессия может выступать как средство привлечения внимания сверстников и значимых взрослых. Такиесимптомы гиперактивности, как дурашливость, демонстративность, невнимательность, отвлекаемость на занятиях носят в поведении дошкольников ситуативный и непродолжительный характер. В данную группу вошли также дети, которые испытывают беспокойство, нерешительность, скованность и напряжение. Чаще всего данные симптомы наблюдаются у дошкольниковтогда, когда они находятся в незнакомом для них месте, либо при общении с малознакомыми людьми. В группу с нормативным поведениемотнесеныдети доброжелательные, общительные, легко вступающие в контакт со сверстниками и взрослыми. С товарищами у них складываются тёплые, эмоционально насыщенные отношения. Дошкольникиумеют избегать конфликтов.Таким образом, анализ данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента, позволяет выделить группы детей с нарушениями в поведении.В первую группу вошли 5 детей с выраженными нарушениями в поведении, из которых у 2 дошкольников преобладают агрессивные действия и реакции физической и вербальной направленности; у2 детей ярко выражены симптомыгиперактивности;у 1 ребёнка отмечаются симптомыповышенной тревожности. Ко второй группе относятся 3 дошкольника с эпизодическими нарушениями в поведении. Из которых у 2 дошкольников агрессивные проявления непродолжительны, носят импульсивный характер;часто агрессия может выступать как средство привлечения внимания сверстников и значимых взрослых. Также в эту группу нами включен1 ребёнок, который испытывает беспокойство, нерешительность, в его движениях наблюдаются скованность и напряжение. Чаще всего данные симптомы наблюдаются у ребенка тогда, когда он находится в незнакомом месте, либо при общении с малознакомыми людьми. К третьей группе относятся 2 детей с нормативным поведением. Дошкольники доброжелательны, общительны, легко вступают в контакт со сверстниками и взрослыми. С товарищами у них складываются тёплые, эмоционально насыщенные отношения. Дети умеют избегать конфликтов, согласиться с мнением других. Они не стремятся быть лидерами, доминировать. Этих детей можно отнести к группе детей с положительным подчинением.Следует отметить, что дети, относящиеся к первой и второй группам, в той или иной степени испытывают трудности в общении со сверстниками и взрослыми; не умеют регулировать своё поведение; отличаются повышенной тревожностью и эмоциональной незрелостью.Всё вышесказанное обосновывает необходимость коррекционнопедагогической работы по преодолению нарушений поведения у детей с задержкой психического развития. В связи с этим, возникла необходимость в разработке методических рекомендаций попреодолению нарушений поведения у данной категории детей.С целью преодоления нарушений в поведении у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР нами была разработана система коррекционнопедагогических мероприятий по снижению проявлений агрессивности, гиперактивности, тревожностис учётом направлений работы, предложенных Е.К. Лютовой и Г.Б.Мониной.

Коррекционнопедагогическая работастроиться поэтапно: на каждом этапе решается определённый круг задач посредством специально подобранных игр, упражнений и различных психокоррекционных методов и приёмов.Предполагаетсяработа с родителями (проведение детскородительских занятий) и с воспитателями (разработка рекомендаций по снижению проявлений агрессивности, гиперактивности, тревожности). Разработанные методические рекомендации коррекционнопедагогических мероприятий включают материалы Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной[13],А. А.Романова [14], А.С.Спиваковской [15]

и др.Психокоррекционныйкомплекс, разработанный нами, состоит из 15 занятий, который включает в себя специально подобранные упражнения, игры и этюды, направленные на снижение агрессивных проявлений, гиперактивности и тревожности у дошкольников, а также на обучение навыкам взаимодействия с окружающими, снятие эмоционального и физического напряжения, развитие способности понимать эмоциональное состояние других и адекватно выражать своё. В работе предлагается использование метода игротерапии в сочетании с приемамиизотерапии, сказкотерапии, музыкотерапии, психогимнастики.

Ссылки на источники1. Ульенкова У.В., Васильева Е.Н. Изучение и формирование эмоциональной сферы у старших дошкольников с задержкой психического развития в условиях диагностическо коррекционных групп в дошкольном учреждении // Дефектология, 2001. №5. –С. 35 –43.2.БлиноваЛ.Н.Диагностикаикоррекциявобразованиидетейсзадержкойпсихическогоразвития: Учеб. пособие. М.: Издво НЦЭНАС, 2001. –136 с.

3. Грибанова Г. В. Психологическая характеристика личности подростков с задержкой психического развития// Дефектология. –1986. № 5.–С. 13 –20.4. Дети с задержкой психического развития/ Под ред. Власовой Т.А., Лубовского В.И., Цыпиной Н.А. –М.: Педагогика, 1984–256 с.5. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция/ Под ред. Лебединского В. В. –М.: Просвещение, 1990. –252с.6. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. –СПб.: Речь, 2006.–400 с.7. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Под ред. В.И. Селиверстова. –М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. –408 с.8. Павлий Т. Н. Некоторые подходы к изучению и коррекции эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития// Дефектология. –2000. № 4.–С. 36 –42.9. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред. Шевченко С. Г. –М.: АРКТИ, 2001. –224 с.10. Захаров А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребёнка. –С. Пб.: Союз, 2002.–224 с.11. Кэдьюсен Х., Шеффер Ч. Практикум по игровой психотерапии. –СПб.: Питер, 2001.–416 с.12. Лебедева Н.Н. Игровая терапия: эволюция методов // Психолог в детском саду.1998 №1.

С. 38 –47.13. Лютова Е. К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействияс детьми.СПб.: Речь, 2005.–190 с.14. Романов А. А. Расстройства поведения и эмоций у детей. –М.: Плэйт, 2003.–32 с.15. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, семья, детство. М.:Апрель пресс, 1999. –301 с.