Преемственность профессионального образования как понятие

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Семенова Л. А. Преемственность профессионального образования как понятие // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 1436–1440. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85288.htm.
Аннотация. В статье рассмотрено понятие преемственности профессионального образования в целом и преемственности социогуманитарного образования горных инженеров в частности между ступенями СПО – ВПО – профессиональная переподготовка кадров. Показан опыт осуществления преемственности профессионального образования на примере взаимодействия ОБОУ СПО ЖГМК, ФБГОУ ВПО Юго-Западный государственный университет и ОАО Михайловский ГОК (профессиональная переподготовка кадров).
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Семенова Людмила Анатольевна,Кандидат педагогических наук, доцент кафедры горного дела и обогащения полезных ископаемых ФГБОУ ВПО ЮгоЗападный государственный университет, г. Курскromahka31@yandex.ru

Преемственность профессионального образования как понятие

Аннотация.Встатье рассмотрено понятие преемственности профессионального образования в целом и преемственности социогуманитарного образования горных инженеров в частности между ступенями СПОВПОпрофессиональная переподготовка кадров. Показан опыт осуществления преемственности профессионального образования на примере взаимодействия ОБОУ СПО ЖГМК, ФБГОУ ВПО ЮгоЗападный государственный университет и ОАО Михайловский ГОК(профессиональная переподготовка кадров).Ключевые слова: преемственность образования, преемственность обучения, социогуманитарное образование горных инженеров.

При переходе из одной образовательной сферы в другую, из одной социальноэкономической ситуации в другую неизбежно встает вопрос преемственности образования между его ступенями. Проведенный нами анализ литературы по проблеме преемственности показал, что зачастую происходит смешение терминов «преемственность обучения» и «преемственность образования». Кроме того, в литературе определены понятия «преемственность», «принцип преемственности образования», дано социологическое определение преемственности в образовании (С.В. Архипова), преемственность непрерывного образования (О.Б. Ховов); но не определено понятие «преемственность профессионального образования». Под преемственностьюобучения принято понимать установление необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения. [2,С.213]Таким образом, обучение основной путь получения образования, процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством педагогов, мастеров, наставников и т. д. Но в современных условиях перехода к новым образовательным стандартам и современной экономической ситуации, традиционная триада ЗУН не обеспечивает потребности студента в формировании конкурентоспосбного специалиста, необходимого рынку труда. Исходя из вышесказанного и принимая за основу, что обучение представляет собой сумму полученных знаний, а образование определяется умением найти себя в окружающем мире, умением вписываться в окружающую социальную обстановку, в рамках нашего исследования речь пойдет именно о преемственности профессионального образования. В педагогической науке сегодня преемственность определяется как ведущий методологический принцип прогнозирования и конструирования педагогическогообразования. [3.] Но само понятие преемственности нельзя, на наш взгляд, рассматривать односторонне, только с точки зрения педагогики, необходимо учитывать и социальнокультурную и философскую сторону данного явления. С точки зрения философской необходим учет того, что преемственность предполагает сохранение и развитие всего того рационального, что было достигнуто на предыдущей ступени. В рамках нашего исследования речь идет о преемственности профессионального образования между ступенями СПО, ВПО и профессиональной переподготовки кадров с привлечением и активным участием предприятия работодателя. При этом важен учет социальнокультурного аспекта: благодаря преемственности осуществляется накопление, хранение, передача и изменение социокультурного опыта. [5]Важным методологическим принципом, по нашему мнению, являются философские положения о непрерывности становления и развития личности и профессионального мастерства специалиста (Б.С.Гершунский, В.И.Загвязинский В.П.Зинченко, А.J1.Жохов, Л.М.Новиков, Г.П.Щедровицкий и др.),а также принципы гуманизации и гуманитаризации профессионального образования (М.Н.Берулава, Л.А.Волович, В.Ш.Масленникова, Г.В.Мухаметзянова, З.Г.Нигматов, Л.П.Тихонова и др.). Они позволяют говорить, что феномен преемственности сегодня требует нового осмысления именно в контексте профессионального образованияи подготовки конкурентоспособного специалиста. Существенным является факт, что в процесс преемственности включается сегодня не только педагог, но и студент. Наиболее отвечающим требованиям сегодняшнего дня нам представляется характеристика, предложенная О.Б. Хововым: «сущность преемственности в непрерывном образовании представляет собой качественную характеристику процессов согласования целей, содержания, технологий, средств, а также форм образования с социальнопсихологическими возможностями и потребностями обучающихся».[6, С.111] Но в этом случае не учитываются потребности рынка труда и предъявляемые им к выпускнику СПО и ВУЗа требования, а также роль педагога, которая в процессе преемственности профессионального образования, по нашему мнению, является определяющей. Сегодня все чаще говорят о сетевомвзаимодействии профессионального образования, имея в виду взаимодействие среднего, высшего профессионального образования и активное включение работодателя в учебный процесс профессиональной подготовкии переподготовки. Результатом такого взаимодействия, на наш взгляд, должно стать организация единого интеграционного образовательного пространства. Опыт работы СПО и ВПО показывает, что «несмотря на организационные трудности, непрерывность между ступенями среднего и высшего профессионального образования реализуется значительно легче, чем с общеобразовательными учреждениями, так как выпускники СПО более подготовлены к обучению в вузе. Но их обучение требуют особой организации образовательного процесса». [4]Преемственность социогуманитарного образования между СПО и ВПО должна реализовываться посредством коррекции учебных планов ВПО и СПО, использования ресурсовППС ВУЗа для работы со студентами СПО. Коррекция социогуманитарной составляющей учебных планов по программе ВПО включает введение курсов по выбору в учебные планы ВПО, изученные студентами по программам СПО; анализ освоения навыков концептуального мышления СПО; график аттестации учебных дисциплин; определение трудоемкости учебных дисциплин.Совместное обсуждение учебных планов и программ учебных дисциплин СПО позволяет определить

введение курсов по выбору, реализуемых в ВПО, в учебные планы СПО;

тиражирование учебных программ и учебнометодических комплексов дисциплин ВПО, адаптированных к реализации в СПО;

привлечение интеллектуальных и материальных ресурсов ВПО в СПО.Преемственность образования с точки зрения профессиональной подготовки специалиста –это ориентация на требования рынка труда и работодателя, формирование тех навыков, которые будут способствовать его конкурентоспособности. Конкурентоспособные личности значительно легче адаптируются к требованиям социальной среды, достигая более высокого уровня профессионального и личностного развития. При развитии конкурентоспособности у студентов повышается мотивация к процессу обучения, возрастают требования к качеству получаемого образования и совершенствуются личностнопрофессиональные качества [1] Именно поэтому в систему преемственности образования в контексте профессиональной подготовки студентов в рамках СПОВУЗ необходимо включение требований предприятия, на которое ориентирована профессиональная подготовка, и работодателя. Таким образом, преемственность профессионального образования –это сложный и многогранный процесс, который сочетает в себе философский, социокультурный и психологический аспекты и ориентирован на требования рынка труда и работодателя. Работодатель сегодня проявляет более активную позицию в профессиональной подготовке кадров, чем в предыдущие годы. Интересным в этом плане является опыт взаимодействия ОБОУ СПО Железногорский горнометаллургический колледж, Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования ЮгоЗападный государственный университет и ОАО Михайловский ГОК. На базе предприятия –работодателя Михайловский ГОК создан ресурсный центр, в котором на территории фабрики обогащения в учебнопроизводственном корпусе проходят учебные занятия, в том числе с участием мастеров и начальников цехов обогатительной фабрики, студенты имеют непосредственный доступ к производственным цехам. Совместно с ЮЗГУ ведется профессиональная переподготовка кадров. Программа переподготовки по направлению «Открытые горные работы» подготовлена и реализуется ППС кафедры горного дела и обогащения полезных ископаемых совместно с руководящим составом ОАО Михайловский ГОК. Целью реализации программы является качественное изменение профессиональных компетенций, необходимых для выполнения следующих видов профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации:

комплексного обоснования открытых горных работ;

главных параметров карьера, вскрытия карьерного поля, системы открытой разработки, режима горных работ, технологии и механизации открытых горных работ;

разработки отдельных частей проектов строительства, реконструкции и перевооружения объектов открытых горных работ, проектной и технической документации;

проектирования природоохранной деятельности при открытых горных работах;

использования информационных технологий при проектировании и эксплуатации карьеров;

формирования аутентичного мировоззрения горного инженера.

Программа является преемственной к образовательной программе высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности)130400.65 Горное дело для специализации «Открытые горные работы», квалификация –специалист. Предназначена программа профессиональной подготовки для работников предприятия, имеющих опыт работы, но не имеющих профессионального образования в области профессиональной деятельности горного инженера. Важным в этом случае является тот факт, что преемственность профессионального образования проявляется не только в блоке спецдисциплин, но и в социогуманитарном блоке, происходит формирование единой идеологиисоциогуманитарного образования горных инженеров на всех ступенях профессионального образования: СПО –ВУЗ –профессиональная переподготовка персонала без отрыва от производства. Так, в учебный план курсов профессиональной переподготовки кадров по направлению «Открытые горные работы» включена дисциплина «Духовная культура горного дела». Целью учебной дисциплины «Духовная культура горного дела» является обогащение процесса профессиональной переподготовки по направлению «Горное дело» не только новым содержанием (ознакомление с традициями горного дела, художественными произведениями о горняках), но и новым пониманием сущности духовной культуры горняков. Осознание того, что духовнонравственная культура современного горного инженера является прямым наследием всей жизни и деятельности горняков прошлого, она берет свои истоки в повседневной жизни, в народном эпосе, фольклорных праздниках, религиозных обрядах и др.; а также формирование аутентичного мировоззрения горных инженеров.

Знания и умения, приобретаемые в результате освоения дисциплины.В результате освоения дисциплины слушатель должензнать:

истоки материальной и духовной культуры горного дела;

культурные обычаи и традиции горного дела;

романтический и драматический образ горняков в мировой и отечественной художественной литературе;

понятие концепта, концептной карты;уметь:

работать со словом как с концептом;

мыслить образами;

переводить обычные общепринятые представления о чемлибо в форму продуктов концептуального мышления.Владеть:

навыками концептуального мышления.

Содержание дисциплины.Раздел 1. Тема 1.1 Особенности аутентичного мировоззрения горного инженера. Его истоки(2ч.) Вопросы, раскрывающие содержание темы.Истоки материальной и духовной культуры горного инженера. Понятие аутентичного мировоззрения горного инженера. Архетипы горняков. Тема 1.2 Культурные обычаи и традиции горного дела(2ч).Вопросы, раскрывающие содержание темы: Исторические слагаемые горняцкой жизни. Выдающиеся деятели, проявившие себя в горном и художественном искусствах. Тема 1.3Художественная литература о горном деле(6ч).Вопросы, раскрывающие содержание темы: М. Твен «Налегке», В.Я. Шишков «Угрюмрека», Д.М. МаминСибиряк «Приваловские миллионы», П.П. Бажов «Малахитовая шкатулка», А. Грин «Золото и шахтеры», Г. Владимов «Большая руда»–архетипы –концепты в произведениях о горняках. Творчество поэтов горняков знакомство с поэзией В.В. Бородаевского.

Таблица 1Самостоятельная работа слушателя№Виды самостоятельной работыОбъём в часах1231Составление концептных карт художественных текстов о горняках182Творческие работы18Итого:36

Опыт взаимодействия вышеуказанных учебных заведений и предприятияработодателя позволяет говорить о: создании инновационной интегрированной образовательной среды СПОВПО –предприятие –работодатель;

внедрении в образовательный процесс конкретных образовательных программ с включением в них социогуманитарной составляющей, обеспечивающей высокое качество подготовки конкурентоспособного специалиста

интеграции знаний, умений и навыков концептуального мышления в содержание каждого из этапов подготовки конкурентоспособного специалиста (СПО –ВПО –переподготовка) на основе инновационных педагогических технологий литературного образования горных инженеров.Итак, профессиональное образование специалиста в области горного производства в нынешних условиях невозможно без учета преемственности между ступенями профессионального образования: СПО –ВПО –предприятиеработодатель (профессиональная переподготовка кадров) и соответственно парадигма социогуманитарного образования горного инженера должна быть ориентирована на эти требования. При этом преемственность становится не только принципом образовательного процесса, но и фактором гармонизации личностных характеристик личности обучающегося. С позиции новых приоритетов преемственность профессионального образования следует рассматривать как основополагающий компонент профессионального образования горного инженера, предполагающего приоритет духовнонравственных ценностей и качеств личности конкурентоспособного специалиста. Учитывая все вышесказанное, под преемственностью профессионального образования мы понимаем сохранение и развитие рационального компонента, достигнутого на предыдущей ступени профессионального образования, а также передачу, хранение и создание новых концептов, основанных на генетической связи с социокультурным опытом предшествующих поколений горняков, обеспечивающихформирование конкурентоспособного специалиста. Преемственность социогуманитарного образования горных инженеров включает в себя не только преемственность содержания образования, но и преемственность в формированиинавыков концептуального мышления, котораяимеет огромное значение для развития аналитических способностей горного инженера.Современная экономическая ситуация заставляет профессиональное образование различных ступеней считаться с требованиями, предъявляемыми работодателем и учитывать их при подготовке специалиста, в том числе и социогуманитарной его подготовке, при этом преемственность профессионального образованиястановится определяющим компонентомподготовки конкурентоспособного специалиста.

Ссылки на источники1.Батышев С. Я. Подготовка рабочих широкого профиля в условиях перехода к рыночной экономике / С. Я. Батышев. М. :Проф. образование, 1993. 394 с2.БимБадБ.М.Педагогическийэнциклопедическийсловарь. —М.2002.

С.2133.Есаулова М.Б. Принцип преемственности в современном профессиональном педагогическом образовании//Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. ГерценаНародное образование. Педагогика.№12.т.5.2005.223 с4.Руденко В. А., Н. П. Василенко. Волгодонский инженернотехнический институт Национального ядерного университета МИФИ, г. Волгодонск, Россиярежим доступа: sociosphera.com/publication/conference/2012/138/model_setevogo_vzaimodejstviya_obrazovatelnyh_uchrezhdenij_spo_i_vpo_po_realizacii_programm_sokrawennogo_obucheniya_i_podgotovki/5.Шуватова О.А. Преемственность как основа реализации современных теоретикометодологических подходов к организации образовательного процесса средней общеобразовательной школы/ Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского . Общественные науки .№24.2011.с. 8736.ХововО.Б. Преемственность в непрерывном образовании// Мир образования —образование в мире», 2008, N1.с.111