Семантика символа ЗАВТРА в языке русской рок-поэзии

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Авдеенко И. А. Семантика символа ЗАВТРА в языке русской рок-поэзии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 1431–1435. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85287.htm.
Аннотация. В статье рассмотрена специфика семантики символа ЗАВТРА в языке русской рок-поэзии. На основе анализа контекстных ассоциаций в массиве текстов охарактеризовано содержание данного символа, в частности совмещение представлений о предсказуемости будущего, отсутствия практической ценности освоения мира человеком и надежды на некий положительный результат.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Авдеенко Иван АнатольевичКандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и литературы ФГБОУ ВПО «Амурский гуманитарнопедагогический государственный университет», г. КомсомольскнаАмуреiavdeenko@mail.ru

Семантика символа ЗАВТРАв языке русской рокпоэзии

Аннотация.Встатье рассмотрена специфика семантики символа ЗАВТРАв языке русской рокпоэзии. На основе анализа контекстных ассоциаций в массиве текстов охарактеризовано содержание данного символа, в частности –совмещение представлений о предсказуемости будущего, отсутствия практической ценности освоения мира человеком и надежды на некий положительный результат.Ключевые слова:символ, рокпоэзия, язык, контекстная ассоциация.

Обращение к исследованию семантики темпоральных символов вообще и символа ЗАВТРА в частности применительно к языку русской рокпоэзии обусловлено следующими соображениями. С одной стороны, символика единиц времени до сих пор остается наименее исследованной как в языке русской культуры в целом, так и в языке составляющих ее субкультур. Вместе с тем, моделирование представлений о мире по данным языка без детальной разработки темпоральной символики невозможно. С другой стороны, символ ЗАВТРА является одним из ключевых знаков, определяющих видение будущего. А поскольку русская рокпоэзия активно развивалась в эпоху социальных потрясений, в семантике этого символа по необходимости отражены и ожидания всего общества. Для описания символической (концептуальной) системы русской рокпоэзии представляется уместным использование наиболее известных публикаций в виде юбилейных или «итоговых» альбомов, составляющих некую целостность, однако в ряде случаев неизбежны отступления от этого принципа, поскольку указанные публикации недостаточно полны, или чрезмерны, или отсутствуют. В этом исследовании использована выборка из 207 текстов: Воскресенье (далее –В.) –альбом «Живее всех живых» и наиболее известные песни; Аквариум (далее –Ак.) –«Русский альбом» и «Кострома Mon Amour»; Звуки Му (далее –ЗМ) –альбом «Простые вещи»; Алиса (далее –Ал.) –альбом «Шабаш»); ДДТ –альбом «Черный Пес Петербург»; Зоопарк (далее –З.) –альбом «Сладкая N и другие»; NAUTILUSPOMPILIUS(далее НП) –«Отчет за 10 лет», а также наиболее известные песни из альбома «Разлука»; Чайф (далее Ч.) –концертная программа «15 лет»; Кино (далее –К.) –альбомы «Группа крови», «Звезда по имени Солнце», песня «Перемен!», Крематорий (далее –Кр.) –концертная программа «Крематорий: 20 лет»); Машина времени (далее –МВ) – отобранные мной 20 наиболее известных песен группы из различных альбомов.Сплошная выборка предложений с номинацией «завтра» и его производными из названных выше текстов позволила получить следующие контексты упоминания одноименного символа в текстах русской рокпоэзии (на порядковый номер в данном списке сделаны ссылки в представленном ниже общем перечне ассоциаций символа ЗАВТРА):(1) А завтра в полет:тебе на восход, / А мне,как по всему,–на закат (МВ: Картонные крылья любви). (2) Мчится поезд, поезд мчится, / И навязчиво манящее / В такт колес в висках стучится: / «Завтра чтонибудь случится, / Завтра то, что нынче снится, / Может сбыться в настоящем» (В.: Поезд). (3) О том, что завтра в путь неблизкий, расправив крылья, полетит (В.: Ночная птица). (4) Сегодня нас ждет Камчатка, / Завтра АлмаАта (Ал.: Все это рокнролл). (5) Послезавтра мы станем пить пиво / В Ужгаре или в Жигулях (Ал.: Все это рокнролл). (6) А на обрыве этой прыщавой реки, / А наблюдая за дымящейся золой, / Я постирал на завтра свои носки, / Я предполагаю, что буду живой (ДДТ: STYX). (7) А липкое завтра / Вновь придавит нас грешников жирным постом (ДДТ: В это). (8) Эта полная лажа о завтрашнем дне, / Мудрецы говорят, благотворна для нас (ДДТ: В это). (9) На Волковском воют волки: похоже / Завтра там будет еще веселей (ДДТ: Черный Пес Петербург). (10) Осень –доползем ли, долетим ли до ответа: / Осень, что же будет с завтра с нами? (ДДТ: Что такое осень). (11) Но на завтра ожидается мрачный прогноз, / К тому же я остался без папирос (З.: Все в порядке). (12) Прошу тебя молчи, оставь на завтра свой вопрос (Ч.: Мама, она больше не может). (13) Ты хочешь, чтоб я рисовал на асфальте цветы, / Но завтра цветы смоет гроза, / Останется серый асфальт, так завяжи мне глаза (Ч.: Завяжи мне глаза). (14) Это религия завтрашних дней (Ч.: Религия). (15) И по всем приметам завтра будет ясно (Ч.: Тайный знак). (16) Сегодня умрешь, завтра скажут: «Поэт» (Ч.: Поплачь о нем). (17) А если нам сегодня с тобой не прожить, то кто же завтра полюбит тебя (Ч.: Не спеши). (18) А он не успел, / У него ничего еще нет, / Ничего еще нет, / Чтобы встретить новую жизнь, / Чтобы в будущем завтра / Жить не тужить (Ч.: Кончается век). (19) Покажи мне людей, уверенных в завтрашнем дне (К.: Между землей и небом война). (20) Мы ждали завтрашний день, / каждый день ждали завтрашний день (К.: В наших глазах). (21) Не плачь, это солнце взойдет еще не раз, / И твой поезд уходит не завтра / Туда, где играет джаз/ Наш самый веселый на этой планете ансамбль (Кр.: Веселый ансамбль). (22) А завтра утром мы выпьем пива / И к нам вернется Кондратий (Кр.: Кондратий).Средняя частотность упоминания символа ЗАВТРА составляет 22 единицы на 207 текстов (около 11 %), что позволяет говорить о существенной значимости этого символа в русской рокпоэзии.Классификация ассоциаций[1]символа ЗАВТРА в русской рокпоэзии по данным выборки выглядит так:1. Объектные ассоциации:1.1. Номинации существ(всего 6 асс.): человека (мужчины (поэт (16), Кондратий (22)), женщины (нет), групп людей (грешники (7), люди (19), ансамбль (21)), животных (диких (волк (9)), домашних (нет), групп (нет)), птиц (нет), мифических существ (нет).1.2. Номинации частей и особенностей строения тела: головы (висок (2), глаза (13)), корпуса (нет), конечностей (крылья (3)), покрова (нет), повреждений (нет).1.3. Номинации растений: цветы (13).1.4. Номинации предметов(всего 8асс.): дома и его частей(Камчатка <котельная в СанктПетербурге> (4)), одежды(носки(6)), орудий труда(нет), оружия(нет), украшений(нет), приборов и приспособлений(колесо (2)), наград(нет), пищи(пиво (5, 22)), табачных изделий (папиросы (11)), денег(нет), столовых приборов(нет), транспортных средств(поезд (2, 21)), обрядовых предметов(нет), построек(нет).1.5. Номинации явлений природы(всего 5 асс.): временных (восход (1), закат (1)), климатических (осень (10), гроза (13), ясно (15)), физических(нет).1.6. Номинации географических объектов(всего 8 асс.): населенныхпунктов (АлмаАта (4), Ужгара (5), Жигули (5),), не населенныхпунктов (Волковское <кладбище> (9), путь (3), обрыв (6), река (6)), территорий (Камчатка <полуостров, дальняя периферия> (4)).1.7. Номинации космических объектов: солнце (21), планета (21).1.8. Номинации единиц измерения пространства(нет).1.9. Номинации форм предметов(нет).1.10. Номинации веществ: твердых (асфальт (13)), жидких (нет), сыпучих (зола (6)), газообразных(нет).1.11. Номинации абстрактных сущностей(нет).1.12. Номинации коммуникативных единиц и знаковых систем(прогноз (11), религия (14), примета (15), джаз (21)).1.13. Номинации мыслительных форм(нет).2. Атрибутивные ассоциации: 2.1. Номинации признаков температуры(нет). 2.2. Номинации признаков состава(нет).2.3. Номинации вертикальных и горизонтальных ориентиров(неблизкий (3)).2.4. Номинации признаков цвета(серый (13)).2.5. Номинации признаков времени(всего 12 асс.)(нынче (2), настоящее (2), сегодня (4, 17), послезавтра (5), пост (7), день (8, 14, 19, 20), будущее (18), утром (22)).2.6. Номинации признаков интенсивности звука и света(нет).2.7. Номинации признаков скорости (нет).2.8. Номинации признаков размера (нет).2.9. Номинации признаков количества(нет).2.10. Номинации признаков принадлежности(нет). 2.11. Номинации признаков вещества(нет).2.12. Номинации признаков вкуса (жирный (7)).2.13. Номинации признаков силы (навязчиво (2)).2.14. Номинации признаков стабильности (такт (2)).2.15. Номинации характера человека (мудрец (8), уверенный (19)).2.16. Номинации психических состояний человека(веселей (9), мрачный (11), веселый (21)).2.17. Номинации обобщенных качеств(липкий (7)).2.18. Номинации отношения(нет).2.19. Номинации физиологических свойств(прыщавый (6), живой (6)).2.20. Номинации эстетических свойств (нет).2.21. Номинации признаков чёткости восприятия(нет).2.22. Номинации функций объекта в понимании человека (благотворный (8)).2.23. Номинации идентификационных характеристик(похоже (9), новый (18), вновь (7),лажа (8)).3. Процессуальные ассоциации:3.1. Номинации физических процессов: горения(дымящийся (6)), свечения(нет), кипения(нет).3.2. Номинации перемещения(всего 7 асс.) (полет (1), мчаться (2), полететь (3), доползти (10), долететь (10), взойти (21), вернуться (22)).3.3. Номинации креационных процессов(случиться (2), сбыться (2)).3.4. Номинации изменения физических или психических состояний(расправить (3), постирать (6)).3.5. Номинации процессов расположения в пространстве(всего 6 асс.) (придавить (7), смыть(13), остаться (13), завязать (13), <не>успеть (18), встретить (18)).3.6. Номинации физиологических процессов(всего 6 асс.) (пить (5), умереть (16), <не>прожить (17), жизнь (18), жить (18), выпить (22)).3.7. Номинации процессов восприятия: зрительного(наблюдать (6)), слухового(нет), обонятельного(нет), осязательного(нет).3.8. Номинации эстетически ценных действий(рисовать (13), играть (21)).3.9. Номинации сигнальнокоммуникативных действий(всего 5 асс.)(манящий (2), стучаться (2), сниться (2), выть (9), показать (19)).3.10. Номинации речевых действий(всего 6 асс.) (говорить (8), ответ (10), просить (12), молчать (12), вопрос (12), сказать (16)).3.11. Номинации выражения отношений(оставить(12), ждать (20), <не>плакать (21)).3.12. Номинации отношений(хотеть (13), полюбить (17)).3.13. Номинации интеллектуальных действий(предполагать (6), ожидать (11)).Общее число рассмотренных ассоциаций символа ЗАВТРА составляет 114единиц. Из них объектных ассоциаций –39, атрибутивных –30, процессуальных –45.Анализ состава объектных ассоциаций символа ЗАВТРА в контекстах выборки показывает, чтоих наибольшее число входит в состав групп номинацийгеографических объектови номинаций предметов. В рамках группы номинаций географических объектов равно представлены названия населенных пунктов (АлмаАта, Ужгара <город на Украине>, Жигули <село в Самарской области>)и топонимы, обозначающие не населенные пункты (Волковское (9) <кладбище>, путь (3), обрыв (6), река (6)). К номинациямнаселенных пунктов примыкает слово «Камчатка», называющая заселенный полуостров и переносно удаленную периферию. С учетом того, что во всех подгруппах присутствуют имена собственные, такое соотношение ассоциаций указывает на семантикуцивилизационной экспансии,тенденции к освоению человеком географического пространствав компонентном составе рассматриваемого символа.Семантика цивилизационной экспансии дополняется компонентом расширения освоенного пространства личностью, который выражается составом группыноминацийпредметов. В рамках этой группы имеют место единичные номинации дома и его частей (Камчатка –котельная, имеющая собственное название, омонимичное тем не менее названию полуострова), транспортных средств (поезд (х2)) и приспособлений (колесо), которыесвязаны с путешествием. Общим компонентам названных номинаций не противоречат номинации одежды (носки), пищи (пиво (х2)) и табачных изделий (папиросы). Однако такое личное освоение пространства не связано с его преобразованием(отсутствуютассоциациис орудиями труда, оружием, украшениями,постройками), приобретением материальных или моральных благ, удовлетворением физиологических или духовных потребностей (отсутствуютассоциациис деньгами, наградами, а также столовыми приборами и обрядовыми предметами).Отсутствие элементов в группах номинаций форм предметов, единиц измерения пространства, абстрактных сущностей и мыслительных форм указывает на то, что освоение пространства не связано и с его познанием.Третья по числу объектных ассоциаций группа «Номинации существ»связывает семантику рассматриваемого символа с категорией маскулинности. Это выражается не только полным отсутствием номинаций женщин при наличии номинации мужчин (поэт, Кондратий), но и периферийными компонентами значений слов, называющих группы людей (грешники, люди –формы множественного числа существительных мужского рода; ансамбльв роккультуре в подавляющем большинстве –группа мужчин). При этом маскулинность совмещается с категориями творчества (поэт, ансамбль) и дикой природы, несовместимости с социальными нормами (волк, грешники).

Группы номинаций явлений природы и номинаций коммуникативных единиц и знаковых систем отражают предсказуемую вариативность будущего. Так, в группе номинаций явлений природы слова «восход» и «закат», используемые в рамках одного контекста выражают закономерную смену состояний природы, а слова «гроза» и «ясно» –пределы их вариантов. В группе номинаций коммуникативных единиц и знаковых систем лексемы «прогноз», «примета», «религия» связаны с разного рода предсказанием будущего, а лексема «джаз»–с парадоксальной предсказуемостью импровизации.Ограниченностью вариантов и предсказуемостьюявлений определяется единичность номинаций космических объектов (планета <Земля> и солнце–элементы крайне усеченной, но закономерной системы) и номинаций веществ (асфальтизола–твердь и прах, переходящие друг в друга).

Ограниченная вариативность в семантике символа ЗАВТРА проявляется в символических значениях номинаций «путь» и «река» –как жизни человека. Все варианты жизни сводятся к вечному блужданию или движению в рамках русла.На основе анализа объектных ассоциаций символа ЗАВТРА в контекстах выборки можно дать следующее предварительное описание его семантики: ЗАВТРА –символ предсказуемого в своих вариантах непрактического и непознавательного освоения мира человеком и человечеством в рамках категории маскулинности, связанное с творчеством и отступлением от социальных норм.

Анализ состава атрибутивных ассоциаций символа ЗАВТРА в контекстах выборки показывает, чтонаиболее продуктивную их группу составляют номинации признаков времени. В рамках этой группы показательны, с одной стороны, отсутствие элементов, связывающих семантику символа с прошлым при наличии ассоциаций с актуальным настоящим (нынче, настоящее, сегодня (х2)) и будущим (послезавтра, будущее), а с другой, –выраженной семантической связью с символом ДЕНЬ (день (х4))при наличии аналогичной связис символом УТРО и отсутствии ассоциацийс символом НОЧЬ. Такое соотношение элементов указывает на компоненты ʻизолированность от прошлогоʼи ʻбессмысленность прогнозируемогоинформационного и событийного всплескаʼв семантике рассматриваемого символа и согласуется с характеристиками ядра системы темпоральных символов русской рокпоэзии–оппозиции символов ДЕНЬ и НОЧЬ: ночь наполнена глобальным, вселенским смыслом, который невозможно выразить словами, а день лишен смысла, но наполнен событиями и информацией. Отсюда представление о бессодержательности временного отрезка, называемого«завтра», которая проявляетсяв отсутствии в контекстах номинаций признаков температуры, состава, скорости, количества, размера, вещества, отношения, принадлежности и признаков чёткости восприятия, то есть девяти из двадцати двух групп атрибутивных ассоциаций, а такжев единичности номинаций вертикальных и горизонтальных ориентиров (неблизкий)), обобщенных качеств (липкий), признаков цвета (серый), вкуса (жирный), силы (навязчиво), стабильности (такт), функций объекта в понимании человека (благотворный)–еще семи из двадцати двух групп.Вторую по степени наполненности элементами группу атрибутивных ассоциаций символа ЗАВТРА составляют номинации идентификационных характеристик, которые подтверждают семантику предсказуемости(похоже, вновь), изолированности от предыдущего опыта (новый), практической и познавательной бессмысленности(лажа).Тем не менее, состав групп номинацийпсихических состояний человека (веселый, веселей, мрачный), характера человека (мудрец, уверенный)и физиологических свойств (прыщавый, живой) выражает устойчивую связьсемантикисимвола ЗАВТРАс жизнью человека –фактором, определяющимего психическое и физиологическое состояние.Анализ атрибутивных ассоциаций символа ЗАВТРА в контекстах выборки подтверждает правомерность выделения в семантике этого символа смыслового комплекса «ЗАВТРА–предсказуемоев своих вариантах непрактическоеи непознавательноеосвоениемира человеком».Анализ состава процессуальных ассоциаций символа ЗАВТРА в контекстах выборки показывает, чтоих наиболее представленной группой являются номинации перемещения, что согласуется с выявленной выше семантикой освоения пространства человеком и человечеством. В рамках этой группы выделяются подгруппы, объединенные компонентами интенсивности перемещения (полет, полететь, мчаться), достижения пространственных пределов движения (доползти, долететь, взойти), а также единичная номинация со значением ʻзавершение движения назадʼ (вернуться).Такое соотношение указывает на компоненты ʻизолированностьʼ, ʻограниченность начальной точной и некоторой внешней границейʼ в семантике рассматриваемого символа. Следует отметить также, что номинации интенсивного перемещения (полет, полететь, мчаться) не предполагают устойчивости контакта с объектами осваиваемого пространства и, соответственно, практического и познавательного аспекта освоения.Не предполагают этих аспектов освоения и номинации достижения пространственных пределов (доползти, долететь, взойти), поскольку их содержание не связано с достижением какойлибо цели,а такженоминация «вернуться», которая выражает отсутствие продуктивных, положительных результатов.Вторую по числу процессуальных ассоциаций позицию занимают номинации процессов расположения в пространстве, номинации физиологических процессов и номинацииречевых действий.

Среди номинации процессов расположения в пространстве лишь одна (встретить) связана с взаимодействием объектов, расширяющим событийный контекст. При этом две номинации (остаться, не успеть) выражают семантику сохранения предшествующего состояния и три (придавить, завязать, смыть)–сокращение, в том числе до нуля, возможных взаимодействий.Такое соотношение ассоциаций соответствует компоненнтубессмысленности, обманчивостидвиженияв будущее, отмеченномувыше.Состав номинацийфизиологических процессов выражает обратимую связь между жизнью (жизнь, жить) и смертью (умереть, не прожить), посредством употребления алкоголя (пить <пиво>,выпить<пива>).Следует отметить то факт, что пиво в контекстах выборки, содержащих номинацию «завтра» и его производные, является единственным обозначением пищевого продукта, и это обозначение одновременно предполагает изменение состояния сознания, отказ от рационального восприятия реальности.Номинации речевых действий(говорить, сказать, вопрос, ответ, просить, номолчать) в совокупности с номинациями сигнальнокоммуникативных действий (манящий, стучаться, сниться, выть, показать)характеризуют семантику рассматриваемого символа как ориентированную на коммуникативное взаимодействие, что определяется компонентами ʻосвоение пространстваʼ и ʻнаправленность в будущееʼ, которые в контексте семантики отсутствия практического смысла, замыкаются в рамках коммуникативных формкак выражение неких надежд.Семантика наличия надежды на положительный результат, компенсирующая семантику предсказуемости и бессмысленности, обусловленной границами, выражается элементами нескольких групп процессуальных ассоциаций (оставить<вопрос на завтра>, ждать, не плакать –в группе номинаций выражения отношений; хотеть, полюбить –в группе номинаций отношений; предполагать, ожидать, предполагать –в группе интеллектуальных действий; расправить <крылья>, постирать <носки> –в группе номинаций изменения физических и психических состояний; рисовать, играть <джаз> –в группе номинаций эстетически ценных действий; случиться, сбыться –в группе номинаций креационных процессов).В результате анализа процессуальных ассоциаций символа ЗАВТРА в контекстах выборки уточним описание его семантики: ЗАВТРА ограниченная начальной точкой и пределами, изолированная, обманчивая область перспективного бесконтактного или коммуникативного взаимодействия,лишенного практического и познавательного аспекта освоения, но не лишенная надежды на положительный результат.Таким образом, семантика символа ЗАВТРА с учетом объектных, атрибутивных и процессуальных ассоциаций может быть охарактеризована так: ЗАВТРА символизируетпредсказуемое в своих вариантах и результатах непрактическоеи непознавательное, но вто же время коммуникативно ориентированное (мужское), бесконтактное освоениемира человеком и человечеством, обусловленное надеждой на возможность положительного результата.

Развернутое сопоставление полученного описания символа ЗАВТРА с данными исследований одноименного концепта, а также с дефинициями словарей символов в данный момент невозможно в силу отсутствия таковых.Исключение составляет исследование концептосферы «Время» русского шансона, авторы которого показывают, что вязыковой картине мира русского шансона концепт ЗАВТРА связан с реальностью изменения сегодняшнего состояния, причем в большинстве случаев –в худшую сторону, при возможности улучшения или повторения [2].Тем не менее, представляется показательным для русской рокпоэзии видение будущего как времени, внушающего надежды на лучшее вопреки прогнозируемой бессмысленности.

Ссылки на источники1. Авдеенко, И. А. Контекстные ассоциации и их инетерпретация при описании семантики символа / И.А.Авдеенко //Ученые записки КомсомольскогонаАмуре государственного технического университета. –2010. –Т. 2.–№3. –С. 6773.2. Авдеенко, И.А. Концептуальная категория «время» в языковой картине мира русского шансона / И.А.Авдеенко, А.В.Коваль // Лингвистика: вопросы теории и методики: сборник научных и научнометодических статей. Вып. 2. / под общ. ред. И.В.Крисановой. –КомсомольскнаАмуре: Издво АмГПГУ, 2008. –С.2134.